Какие бывают профессиональные сферы. Предмет профессиональной деятельности и профессиональная образовательная среда


Основные сферы профессиональной деятельности на современном рынке труда и требования к ним
Административно-управленческая деятельность.

Основные требования к руководителям, управленцам - опыт работы в аналогичной должности или опыт руководящей работы. Средний возраст - 35-40 лет. Нередко руководящие должности занимают люди и более молодого возраста при условии, что работать в данной сфере они начали с самых «низов», приобрели большой опыт и досконально знают своё дело. К административному аппарату относится и так называемый персонал офиса - секретари, офис - менеджеры, работники отдела кадров, операторы ПК. Здесь основное требование - наличие специальных навыков, таких, как знание оргтехники. Знание иностранных языков добавляет очки в пользу человека, ищущего работу. Средний возраст для персонала офиса - 25-30 лет, преимущественно девушки. Для бухгалтера основное требование - наличие опыта работы и знание специализированных программ.
Торговля

В этой сфере деятельности специальное образование не является жёстким требованием. Гораздо важнее наличие опыта работы и определённых личных качеств (коммуникабельность, деликатность, энергичность). Даже при отсутствии опыта работы многие фирмы предоставляют возможность обучения и стажировки.
Производство, строительство, транспорт

Это направление является сейчас одним из самых востребованных, так как связано с обеспечением повседневных нужд общества. Однако на работу традиционно приглашаются в основном мужчины.
Страхование, недвижимость

Требования, предъявляемые работодателями к специалистам в этих сферах, схожи. Привлекает отсутствие жёстких условий: редко устанавливаются ограничения по возрасту, нет претензий к наличию специального образования. Большое значение имеет навыки общения с людьми, энергичность и работоспособность, так как уровень заработка зависит от количества заключённых сделок.
Медицина, фармация

Всё, что связано со здоровьем, всегда востребовано. Однако, чтобы работать в этом направлении, требуется специальное образование. Появление значительного количества коммерческих фирм в области медицины, фармакологии открывает широкие возможности для работы.
Развлекательный и ресторанный бизнес

Для работы в этой сфере часто специального образования не требуется. Зато приветствуется активность, молодость и привлекательная внешность. Это направление предоставляет широкие возможности для молодёжи и студентов, поскольку при достаточно гибком графике и сменном характере деятельности есть возможность совмещать работу с учёбой, неплохо зарабатывать и продвигаться по службе.

Занятие 6. Что я знаю о профессиях?

Цель: Ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры с учетом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда.

Задачи:


  1. Выявить уровень сформированности личных профессиональных планов, степень профессиональной готовности.

  2. Ознакомить с правилами выбора профессии с учетом личностных особенностей и требований рынка труда.

  3. Предоставить информацию о возможностях профессионального образования в современных условиях.
Технические требования: используется мультимедийное сопровождение в виде презентации Power Point.

Во время входа учащихся в класс на экране стоит первый слайд презентации с названием темы: “выбор профессии – это серьёзно”.

I. Информационная часть.

1. ВВЕДЕНИЕ.

Во время проведения классного часа с учениками важно обсудить, во-первых, основные правила выбора профессии с учётом существенных факторов; во-вторых, акцентировать внимание на необходимости осознанного подхода к ситуации выбора, на принятие ответственности за результаты выбора, в-третьих, показать необходимость самопознания, чтобы выбранная профессия (специальность, сфера деятельности) соответствовала индивидуальным особенностям человека.

Анализ перспектив современного рынка труда показывает, что в ближайшем будущем, когда сегодняшние подростки начнут свой профессиональный путь, очень большое значение приобретут такие черты личности, как, например, готовность учиться, постоянно получать новые знания и умения, навыки общения, готовность трудиться, направленность на достижение результата, самостоятельность, ответственность и т.д.

Начать классный час можно со следующего:

Как вы уже поняли, сегодня мы с вами будем говорить о профессиях.

Мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется.

Слово "профессия" происходит от двух латинских слов: "professio" - официально указанное занятие, специальность и "profiteor" - Объявляю своим делом. Слово это, как, впрочем, и многие другие термины, многозначно.

Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.

Зачастую проблема выбора профессии возникает в жизни не один раз. Наиболее рано профессиональное самоопределение происходит в искусстве, наиболее поздно - в сфере политики и науке.

Требования, предъявляемые профессиями к человеку.

Когда молодой человек выбирает себе профессию, его интересует, чтобы его профессия пользовалась популярностью у работодателей не только сегодня, но и через 10-20 лет. Это называется стабильностью спроса на профессию.

Наряду с “вечными” профессиями – строитель, врач, учитель и т.п., актуальными становятся транспортная, химическая индустрия, высокие технологии, связь, коммуникации, новые профессии на стыке традиционных, управление экономикой, социальная сфера. Одновременно для профессиональной успешности на современном этапе развития общества личностные качества, коммуникативные умения, мотивация человека на труд, готовность к непрерывному повышению своего профессионализма, к переменам приобретают большее значение, чем традиционно понимаемый объём знаний.

Показателем стабильности спроса на профессию является количество рабочих мест по той или иной специальности, имеющихся на разных предприятиях района и области. Достижение цели зависит от желания человека, целеустремленности и воли.

Основные факторы или условия выбора профессии являются аспектами обоснованного профессионального плана, в котором учтены интересы, способности, состояние здоровья, способности выбирающего профессию и потребности общества в кадрах.

Условно, эти составляющие формулы профессий можно обозначить как "хочу", "могу", "надо".

"Хочу" - (интересы и склонности). Интерес - стремление к познанию какого-либо предмета или явления, желание изучать его.

Склонности - стремление заниматься какой-либо определенной деятельностью. Интересы и склонности могут совпадать и не совпадать друг с другом, могут быть направлены к одному, нескольким, многим видам деятельности.

"Могу" - (способности, состояние здоровья).

Способности - индивидуальные способности человека, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности, легкость усвоения и овладения данной деятельностью, творческие возможности человека.

"Надо" - (потребности общества в кадрах).

Обществу нужны специалисты разных профессий. Выбирая профессию, нужно согласовывать свой выбор с потребностью общественного производства в кадрах. Сочетание этих трех важных аспектов при обдумывании профессионального плана поможет определить оптимальные пути выбора профессии для каждого человека, что крайне важно для сложившихся на сегодняшний день условий рынка труда.

Общая структура профессионального образования в области

Профессию можно получить в различного рода учебных заведениях в зависимости от того, кокой уровень профессионального образования вы выбираете:

Профессиональное образование бывает начальным, средним и высшим.

Начальное профессиональное образовани е – представлено лицеями, профессионально-техническими училищами, которые дают рабочую специальность.

Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистом среднего звена по большинству профессий исполнительного или творческого класса. Среднее профессиональное образование можно получить, имея основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессионально образование.

При этом, если человек уже имеет среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование, то получить среднее профессиональное он может по сокращенным ускоренным программам.

Высшее профессиональное образование представлено государственными и негосударственными ВУЗами. При выборе негосударственного учебного заведения необходимо проверить лицензии, аккредитации и аттестации учебного заведения. Без указанных 3-х документов диплом учебного заведения не даёт общегосударственных гарантий трудоустройства.

Где можно получить информацию о профессиональных образовательных учреждениях.

Сведения об учебных заведениях, осуществляющих профессиональное обучение, можно получить:


  • в справочниках для поступающих в учебные заведения;

  • в телефонных справочниках;

  • в компьютерных информационно-поисковых программах в сети INTERNET;

  • в рекламных объявлениях;

  • в библиотеках;

  • в ОППК;

  • в районных центрах занятости;

  • в беседах с представителями учебных заведений и преподавателями;

  • при встречах с учащимися и выпускниками;

  • при личных посещениях учебных заведений.
II. Диагностика профессиональных предпочтений и построение личного профессионального плана.

  1. Проведение группового тестирования по методике мини-Голланда.

  2. Интерпретация результатов, беседа о типологии личности и сфер деятельности по Дж. Голланду.
Описание типов личности в теории ДЖ. Голланда

Реалистический тип (R) – предпочитает реалистические карьеры, работу с какими-то конкретными объектами труда и механизмами более чем с людьми. Обладает механическими и инженерными способностями, любит работать с инструментами и машинами, получает удовлетворение от конкретных результатов своего труда. Управленческие навыки и навыки общения с людьми, как правило, низки. Испытывает трудности в выражении себя, донесения своих чувств и мыслей до других.

Исследовательский тип (I) – ориентирован на науку и научную активность. Обладает математическими и исследовательскими способностями. Получает больше удовлетворения от решения абстрактных проблем, чем перевода их в практическое действие. Предпочитает больше работать с идеями, чем с людьми и предметами. Не расположен к лидерству, избегает монотонных физических или иных действий. Не ощущает дискомфорта в ситуации неопределённости и не любит строго структурированную деятельность с множеством правил.

Артистический тип (А) – предпочитает работать в артистической среде, которая предлагает много возможностей для самовыражения через художественные средства. Проявляют незначительный интерес к проблемам, которые требуют серьезной организационной подготовки для их решения, или применения значительных усилий, предпочитая те, которые могут быть решены через самовыражение в артистической сфере. Наслаждается созданием творческих работ, имеет хорошее воображение, творческие способности.

Социальный тип (S) – предпочитает социальные карьеры, ориентирован на взаимодействие с людьми, любит помогать людям, решать их проблемы. Хорошо самовыражается и выражает себя с другими, любит внимание и ищет ситуации, позволяющие ему быть в центре внимания группы. Избегает деятельности, где нужны механические повторяющиеся действия.

Предпринимательский тип (Е) – деятельность, связанная с влиянием на людей, организация их на решение определённых задач. Обладают лидерскими и ораторскими речевыми способностями. Ориентированы на соперничество, часто демонстрируют словесную агрессию. Получают удовлетворение от возможности быть в центре внимания, событий, убеждать других в своей точке зрения. Высокие притязания на власть и материальное богатство. Весьма ценят лидерские и экономические способности, деловые качества, эстетически слабо развиты.

Традиционный тип (Е) – предпочитает работать с данными и сведениями, вести работу по переработке и систематизации информации. Склонен к порядку, стремится упорядочить и структурировать окружающую действительность. Избегает сфер деятельности, связанных с убеждением людей. Чувствует себя комфортно, принимая роль участника определенной структуры. Обладает счётными и конторскими способностями.

3. Беседа о типичных ошибках при выборе профессии.

Окончательное решение о выборе профессии каждый человек принимает самостоятельно. Существует два типа ошибок:


  1. следование чужим советам, выбор за компанию;

  2. выбор близлежащего ВУЗа или внешне привлекательной, престижной профессии;

  3. отсутствие существенной информации о профессии или специальности, незнание своих личных особенностей и особенностей характера и т.п.
III. Профориентационные игры и упражнения, направленные на активизацию построения личного профессионального плана.

1. Упражнение “Плюс - минус - интересно”.

Упражнение на развитие умений, необходимых при выборе профессии (анализ, разностороннее рассмотрение, расширение представлений о профессиях). Каждый участник должен начертить табличку и описать ситуацию, когда он получил профессию и стал по ней работать, следующим образом:


  • в первой колонке записать как можно больше положительных моментов (плюсов) этой ситуации;

  • во второй колонке - как можно больше минусов этой ситуации;

  • в третью колонку записать как можно больше интересного для себя, связанного с ней.
На упражнение дается 10-15 минут, результаты озвучиваются и обсуждаются.

2. Запись на индивидуальные консультации.
Занятие 7. Что я знаю о профессиях?

Труд избавляет нас

От трех великих зол:

Скуки, порока и нужды.

Вольтер
Труд (трудовая деятельность) - деятельность человека, направленная на создание общественно полезного результата, товаров или услуг.

Профессия - вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня специальных знаний и умений, и может служить источником доходов.

Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.

Должность – это название статуса в структуре конкретной организации, предприятия (директор школы, зав. отделением…)
ТИПЫ ПРОФЕССИЙ

Тип профессии определяется предметом труда, с которым взаимодействует человек.

Выделяют пять основных типов профессий:


  • человек – техника

  • человек – человек

  • человек – природа

  • человек – знаковая система

  • человек – художественный образ

Человек – техника:

Включает в себя обслуживание техники, ремонт, установку, наладку, управление, производство и обработку металлических и неметаллических изделий, механическую сборку, монтаж и т. д. (слесарь, токарь, шофер, инженер, водитель, электрик, радиотехник).
Человек-человек:

Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, трудовое и медицинское обслуживание людей (продавец, библиотекарь, журналист, врач, учитель, воспитатель, официант, администратор)
Человек-природа:

К этому типу относятся профессии, связанные с объектами живой и неживой природы (фермер, лесник, биолог, садовник, зоотехник, агроном, геолог, пчеловод)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Специфика набора профессионально важных качеств руководителя в зависимости от вида его профессиональной деятельности. Наиболее значимые черты и свойства успешного руководителя. Потребностно-мотивационная система и эмоционально-волевая сфера личности.

    реферат , добавлен 26.07.2010

    Понятие профессиональной деятельности работников. Обобщение профессионально важных качеств личности профессионала. Способы определения профессиональной пригодности. Групповая работа, как метод совершенствования профессиональной деятельности сотрудников.

    дипломная работа , добавлен 25.12.2010

    Виды профессиональной карьеры, этапы ее построения. Теоретические аспекты Я-концепции. Сравнение Я-реального, Я-идеального, Я-зеркального. Развитие максимального самообладания (хладнокровия) как важного качества для успешной профессиональной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2015

    Процессная сущность карьеры. Характерологические особенности личности. Характер как неповторимое, индивидуальное сочетание психологических черт личности. Сущность понятия "управление профессиональной карьерой". Основные этапы роста на предприятии.

    контрольная работа , добавлен 05.10.2010

    Понятие, виды и этапы деловой карьеры персонала в организации. Роль карьеры в формировании профессиональной успешности. Управление деловой карьерой. Разработка мероприятий по повышению эффективности системы управления деловой карьерой сотрудников.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2017

    Профессиограмма менеджера по работе с клиентами. Важные качества личности, знания, умения и навыки. Содержание труда бухгалтера, основные виды профессиональной деятельности. Варианты профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации.

    контрольная работа , добавлен 13.04.2014

    Самоопределение как основа психотехнологий профессиональной карьеры. Виды карьеры по характеру ее динамики. Закономерности возрастного развития. Сущность принципа равновесия и баланса. Образование по месту работы как способ обучения специалистов бизнеса.

    Сфера (гр. sphaira - шар ) - предел распространения какого-либо действия.


    Сфера профессиональной деятельности
    Имеющая определенные границы применения отрасль (или область) труда.
    По результатам трудовой деятельности, продуктам труда различают две крупные сферы экономики:
    • сферу материального производства;
    • непроизводственную сферу.

    Они являются также сферами профессиональной деятельности (схема 41).
    В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и предметы потребления.
    Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики и управления.
    Сфера материального производства и непроизводственные отрасли тесно взаимосвязаны. Состояние и развитие непроизводственной сферы оказывают активное воздействие на социально-экономический прогресс и являются важнейшими его показателями.
    По мере социально-экономического развития общества число работников в сфере материального производства уменьшается, а в непроизводственной сфере - увеличивается.

    Схема 41. Сферы и отрасли профессиональной деятельности


    Сферы профессиональной деятельности можно квалифицировать по предмету труда (на что направлен труд человека). Здесь выделяют пять сфер:

    • человек – природа,
    • человек – техника,
    • человек – знаковая система,
    • человек – человек,
    • человек – художественный образ.

    Человек – природа (Ч-П)
    Предметы труда : растительные, животные организмы, микроорганизмы.
    Объекты труда : почва, вода, лес, атмосфера, семена, полезные ископаемые, растения, животные, микробиологические процессы.
    Области труда : растениеводство, животноводство, лесное хозяйство, микробиология.
    : любовь к животным и растениям, наблюдательность, умение предвидеть изменчивые природные факторы, смелость, точность движений, терпеливость и настойчивость, оперативно наглядно-образное мышление, физическая выносливость.


    Человек – техника (Ч-Т)
    Предметы труда: машины, механизмы, технические системы, агрегаты.
    Объекты труда: техника, приборы, оборудование, аппараты, грунты, горные породы, древесина, пластмассы, ткани, строительные материалы, энергия, сельскохозяйственная продукция.
    Область труда: добыча и обработка грунтов и горных пород; обработка материалов; сборка, монтаж, ремонт, накладка, обслуживание техники, зданий и сооружений, электро-и радиооборудования; управление подъемными и транспортными средствами; переработка сельхозпродуктов.
    любовь к технике, техническое мышление, координация движений, скорость реакции, технический слух, устойчивость к монотомии, способность к техническому творчеству.


    Человек - знаковая система (Ч-З)
    Предметы труда: знаки, символы, формулы, слова, цифры, тексты, коды.
    Объекты труда: ЭВМ, пишущие машинки, индикаторы, измерительные приборы, рисунки, схемы, графики, чертежи, карты, ноты, деньги, фотографии, письменная и устная речь, документы.
    Области труда: создание и оформление документов, анализ и перевод текстов, делопроизводство, связь, бухгалтерское дело, экономика, финансы, страхование, кредитование, полиграфия, картография, топография, геодезия, черчение, конструирование, модельное и архивное дело, статистика, работа на ЭВМ.
    Профессионально важные качества для успешной деятельности : зрительное восприятие, зрительный анализатор, оперативная память, логическое мышление, здоровый опорно-двигательный аппарат, концентрация внимания, координация движений, эмоциональная устойчивость.


    Человек – человек (Ч-Ч)
    Предметы труда: люди, группы людей, коллективы, условия воспитания.
    Объекты труда: методы, средства, условия воспитания, обслуживание людей и руководство ими.
    Области труда: руководство людьми, воспитание, обучение, ме­дицинское, торговое, социально-бытовое, информационное обслу­живание людей.
    Профессионально важные качества для успешной деятельности : любовь к людям, наблюдательность, находчивость, вежливость, от­зывчивость, честность, коммуникативные склонности, эмоцио­нальная устойчивость.

    Человек - художественный образ (Ч-X)
    Предметы труда: художественный образ и закономерности его создания.
    Объекты труда: краски, ноты, буквы, слова, художественная речь, пластика тела, материалы.
    Области труда: декоративно-прикладное искусство, скульптура, фотография, изобразительное, музыкальное, хореографическое искусство, архитектура, литература, телевидение.
    Профессионально важные качества для успешной деятельности: творческое, образное мышление, образная память, наблюдательность, художественный вкус, художественные специальные способности.
    Сферы профессиональной деятельности можно также классифицировать по целям труда:

    • гностические, связанные с познавательным трудом - Г (контролер, приемщик и др.);
    • преобразовательные, связанные с активным изменением свойств и состояний предметов - П (токарь, строитель и др.);
    • изыскательские, связанные с поиском наилучшего варианта решения сложной практической задачи - И (закройщик, программист и др.).

    По орудиям труда профессии подразделяются на следующие группы:

    • ручной труд - Р ;
    • механизированный труд - М ;
    • автоматизированный труд - А ;
    • труд с использованием функциональных особенностей человека (пластика тела, голос и т.д.) - Ф.

    По условиям труда профессии разделяются на следующие группы:

    • труд на открытом воздухе - О ;
    • труд в нормальных бытовых условиях - Б ;
    • труд в необычных условиях (под землей, под водой, в космосе и т.д.) - Н ;
    • труд с повышенной материальной и моральной ответственностью за жизнь, здоровье, воспитание людей - М .

    Для более четкого и наглядного представления классификацию сфер профессиональной деятельности можно схематично изобра­зить в виде четырех ярусов (схема 42).

    Схема 42. Классификация сфер профессиональной деятельности по предмету, целям, орудиям и условиям труда

    Опираясь на эту схему, можно составить формулу любой профессии, состоящую из четырех букв, где первая указывает тип, вторая - класс, третья - отдел, а четвертая - группу профессии.
    Например, формулу профессии учителя можно записать так: ЧПФМ.

    «Опасные профессии» - Зависть, гнев и раздражение уносят жизней больше, чем эпидемии. Что такое здоровье? Интеллек- туальные: В целом, профессиональные заболевания могут быть вызваны рядом факторов, в частности: Угрозы умственного и физического труда. Новые технологии, приборы и устройства выдвигают высокие требования к психоэмоциональной сфере.

    «Нужные профессии» - Востребованные профессии. Рейтинг опасных профессий. Престижность. Нужные профессии. Рейтинг самых престижных (по данным Левада-центра). Востребованные специалисты с высшим образованием и опытом работы. Престиж и самооценка. Рейтинг самых криминальных профессий. Насколько хорошо знают ученики современные профессии.

    «Гуманитарные профессии» - Историк. Личные качества. Гуманитарные профессии. Политолог. Профессия журналиста. Избыточное образование. Профессиональные навыки. Политик. Владение языком слов. Рынок труда. Мотивы выбора профессии. Социолог. Инженеры.

    «Люди разных профессий» - Модельер. Музыкант. Повар. Вопросы. Пожарный. Истинное сокровище людей – умение трудиться. Космонавт. Посмотрите внимательно на вещи, которые вас окружают. Моряк. Учитель. Советы. Профессий так много. Военный. Угадайте, какая профессия у человека. Доктор. Водитель. Кроссворд. Пилот. Художник. Профессии моей семьи.

    «Типы профессий по классификации» - (Воспитатель, учитель, спортивный тренер, мастер училища). (Писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф). Цель труда: распознать, различить, определить, оценить, разобраться, проверить. С информационным обслуживанием. (Радист, стенографистка, телефонистка, звукооператор).

    «Типы профессий по Климову» - Творческое воображение; образное мышление; талант; трудолюбие. Коммуникабельность; выдержка; такт; хорошая память. Врач. Специализация. Классификация профессий по Е.А. Климову. Профессиональная деятельность. Мир профессий. Любовь к природе; наблюдательность; настойчивость; выдержка. Выбери специальности.

    Всего в теме 29 презентаций

    Астрология | Фэн-Шуй | Нумерология