Реестр примерных программ по фгос до. Организация экспертизы примерных основных образовательных программ

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ

ТРЕБОВАНИЯ К СОЧЕТАНИЮ ПРОГРАММ

4.1. Парциальные программы, используемые в педагогическом процессе, должны обеспечивать целостность педагогического процесса и дополнять друг друга.

4.2. Используемые в педагогическом процессе парциальные програм­мы должны строиться на единых принципах (концепции).

4.3. При использовании парциальной программы вместо соответствующего раздела комплексной программы не допускаются дублирование содержания, противоречия в основных принципах (концепциях) данных программ.

4.4. Набор программ, используемый в педагогическом процессе, дол­жен обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка.

5.1. Региональные (местные) органы управления образованием могут
устанавливать дополнительные региональные требования к программам.

5.2. Дополнительные региональные требования не должны провоцировать существенное увеличение нагрузки на детей, способствовать их переутомлению и дезадаптации.

5.3. С учетом социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий региональные требования могут определять:

Ø приоритетные направления образовательных программ на основе потребностей населения в образовательных услугах для детей дошкольного возраста сельского, городского населения, мегаполиса, курортной, промышленной, военной зоны, университетского городка и пр.;

Ø проведение оздоровительных мероприятий и режимных моментов с
учетом особенностей климата и природных условий, состояния экологической обстановки, здоровья населения;

Ø отбор произведений национальных (местных) писателей, поэтов,
композиторов, художников, образцов национального (местного) фольклора и народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством;

Ø обучение национальному языку, знакомство с национально-культурными традициями.

6.1. Экспертиза комплексных и парциальных программ осуществляется
Федеральным экспертным советом по общему образованию Министер­ства образования РФ. В случае положительной оценки программа (комп­лексная или парциальная) рекомендуется к использованию дошкольными образовательными учреждениями Российской Федерации.

6.2. Региональные (местные) органы управления образованием могут
создавать экспертные советы (комиссии) по экспертизе программ дошкольного образования. При этом в случае положительной оценки программа рекомендуется к использованию в дошкольных образовательных учреждениях региона (города, района).

6.3. Экспертиза набора парциальных программ осуществляется:

Ø советом педагогов дошкольного образовательного учреждения для
использования набора программ в работе этого учреждения:

Ø комиссией по аттестации дошкольного образовательного учреждения в процессе комплексной экспертизы его деятельности.

Для экспертизы набора парциальных программ дошкольное образовательное учреждение может обратиться в экспертный совет (комиссию) регионального (местного) органа управления образованием, если в реги­оне (городе, районе) осуществляется практика экспертизы программ дош­кольного образования.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

1. Общие положения

1.1. Настоящие Рекомендации адресуются Федеральному экспертному совету по общему образованию Министерства образования РФ, региональным (местным) органам управления образованием, организующим проведение экспертизы новых программ по дошкольному образованию, экспертным комиссиям по аттестации дошкольных образовательных учреждений.

1.2. Целями настоящих Рекомендаций являются регуляция качества дошкольного образования, защита ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности образования, а также ориентация работы ДОУ на педагогику развития.

1.3. Настоящие Рекомендации соответствуют стратегии разработки государственных образовательных стандартов дошкольного образования и могут использоваться работниками системы дошкольного образования Российской Федерации в период до утверждения и введения в действие указанных стандартов.

2. Виды программ

Программы подразделяются на комплексные и парциальные.

2.1. Комплексная программа включает все основные направления развития ребенка.

2.3.* Парциальная программа включает одно или несколько направлений развития ребенка.
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС".

2.4. Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается путем применения комплексной программы или набора парциальных программ.

3. Общие требования к программам

3.1. Комплексные и парциальные программы для ДОУ должны соответствовать Закону Российской Федерации "Об образовании" , Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении .

3.2. В программах должен соблюдаться светский характер образования.

3.3. Программы должны строиться на принципе личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми.

3.4. Содержание комплексной образовательной программы (или набора парциальных программ) должно быть ориентировано на общечеловеческую (мировую) культуру и вместе с тем соответствовать российским культурным традициям. Содержание комплексной программы (набора парциальных программ) должно включать развитие речи ребенка, его знакомство с основами естественнонаучных знаний, физическое, художественно-эстетическое развитие.

3.5. Программы должны быть нацелены на:

развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника;

развитие способностей ребенка;

формирование творческого воображения;

развитие коммуникативности.

3.6. Программы должны обеспечивать:

охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

эмоциональное благополучие каждого ребенка;

интеллектуальное развитие ребенка;

создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

3.7. Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах:

занятия как специально организованная форма обучения;

нерегламентированные виды деятельности;

свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня.

3.8. В программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей. Программы должны строиться с учетом специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности (игры, конструирования, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности и др.).

3.9. Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с разными подгруппами детей; учитывать их возрастные особенности.

3.10. Программы должны включать описание организации развивающей среды с указанием основных перечней применяемых материалов и оборудования.

3.11. Программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.

4. Требования к сочетанию программ

4.1. Парциальные программы, используемые в педагогическом процессе, должны обеспечивать целостность педагогического процесса и дополнять друг друга.

4.2. Используемые в педагогическом процессе парциальные программы должны строиться на единых принципах (концепции).

4.3. При использовании парциальной программы вместо соответствующего раздела комплексной программы не допускаются дублирование содержания, противоречия в основных принципах (концепциях) данных программ.

4.4. Набор программ, используемый в педагогическом процессе, должен обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка.

5. Региональные требования к программам

5.1. Региональные (местные) органы управления образованием могут устанавливать дополнительные региональные требования к программам.

5.2. Дополнительные региональные требования не должны провоцировать существенное увеличение нагрузки на детей, способствовать их переутомлению и дезадаптации.

5.3. С учетом социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий региональные требования могут определять:

приоритетные направления образовательных программ на основе потребностей населения в образовательных услугах для детей дошкольного возраста сельского, городского населения, мегаполиса, курортной, промышленной, военной зоны, университетского городка и пр.;

проведение оздоровительных мероприятий и режимных моментов с учетом особенностей климата и природных условий, состояния экологической обстановки, здоровья населения;

отбор произведений национальных (местных) писателей, поэтов, композиторов, художников, образцов национального (местного) фольклора и народных художественных промыслов при ознакомлении детей с искусством;

обучение национальному языку, знакомство с национально-культурными традициями.

6. Экспертиза программ дошкольного образования

6.1. Экспертиза комплексных и парциальных программ осуществляется Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ. В случае положительной оценки программа (комплексная или парциальная) рекомендуется к использованию дошкольными образовательными учреждениями Российской Федерации.

6.2. Региональные (местные) органы управления образованием могут создавать экспертные советы (комиссии) по экспертизе программ дошкольного образования. При этом в случае положительной оценки программа рекомендуется к использованию в дошкольных образовательных учреждениях региона (города, района).

6.3. Экспертиза набора парциальных программ осуществляется:

советом педагогов дошкольного образовательного учреждения для использования набора программ в работе этого учреждения;

комиссией по аттестации дошкольного образовательного учреждения в процессе комплексной экспертизы его деятельности.

Для экспертизы набора парциальных программ дошкольное образовательное учреждение может обратиться в экспертный совет (комиссию) регионального (местного) органа управления образованием, если в регионе (городе, районе) осуществляется практика экспертизы программ дошкольного образования.

Начальник Управления
дошкольного образования
Р.Б.Стеркина

Текст документа сверен по:
"Дошкольное образование России
в документах и материалах",
Москва, 2001 год

Название программы: Преподавание математики в общеобразовательных организациях
Автор(ы) программы:
  • ФИО: Крохмаль Светлана Владимировна, должность: заведующая центром математического образования ККИПК, место работы: Красноярский краевой институт повышения квалификации, ученое звание: нет
  • ФИО: Полякова Татьяна Владимировна, должность: старший преподаватель центра математического образования ККИПК, место работы: Красноярский краевой институт повышения квалификации, ученое звание: нет
  • ФИО: Сенькина Елена Викторовна, должность: преподаватель центра математического образования ККИПК, место работы: Красноярский краевой институт повышения квалификации, ученое звание: нет
  • ФИО: Тяглова Елена Григорьевна, должность: доцент, место работы: Красноярский краевой институт повышения квалификации, ученое звание: Кандидат наук
Дата окончания экспертизы: 22.05.2017
Перечень трудовых функций: 1. Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы; 2. Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего, среднего общего образования; 3. Планирование и проведение учебных занятий; 4. Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению; 5. Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися; 6. Формирование у обучающихся универсальных учебных действий; 7. Формирование у обучающихся навыков, связанных с информационно – коммуникационными технологиями (далее – ИКТ); 8. Формирование у обучающихся мотивации к обучению; 9. Объективная оценка знаний, обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей; 10. Формирование у обучающихся способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность; 11. Формирование у обучающихся способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств; 12. Формирование у обучающихся конкретных знаний, умений и навыков в области математики; 13. Формирование у обучающихся внутренней (мысленной) модели математической ситуации (включая пространственный образ); 14. Формирование у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример; 15. Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий; 16. Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например – вычисления); 17. Формирование материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики; 18. Формирование у обучающихся умения применять средства информационно – коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно; 19. Формирование у обучающихся способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам; 20. Развитие инициативы обучающихся по использованию математики; 21. Использование в работе с детьми информационных ресурсов, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов; 22. Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах и ученических конференциях; 23. Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них обучающихся; 24. Выявление совместно с обучающимися недостоверных и малоправдоподобных данных; 25. Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решения.

Анастасия Вербицкая
Организация экспертизы

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией , осуществляющей образовательную деятельность , в соответствии с ФГОС ДО и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования . разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе ФГОС ДО .

Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ , являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ , является общедоступной. Согласно позиции, высказанной Департаментом, примерные основные образовательные программы дошкольного образования являются учебно- методической документацией, которая позволяет организации , осуществляющей образовательную деятельность по программам дошкольного образования , использовать прошедшую экспертизу модель для эффективной организации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В ситуации большой вариативности основных образовательных программ выбор содержания образования в виде примерной ООП является серьезной управленческой задачей. Выбор должен осуществляться на основе предварительного изучения и профессионально-общественной экспертизы программы всеми участниками образовательного процесса , а завершаться – принятием решения о ее утверждении как общественной договоренности. При этом параметры и критерии выбора и экспертизы примерной ООП у разных участников образовательного процесса могут отличаться.

Правильность процедуры экспертизы определяется тем , насколько полно и грамотно проведены ее этапы :

Постановка цели и определение предмета проведения экспертизы ;

Разработка процедуры проведения экспертизы ;

Отбор экспертных организаций и формирование группы экспертов ;

- организация экспертизы ;

Сбор информации, полученной от экспертов ;

- обработка , анализ и обобщение полученной информации

Принятие решения с учетом результатов экспертизы .

В дошкольном образовании программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных и психологических и физиологических особенностей : младенческого возраста; раннего возраста; дошкольного возраста.

Новым при проведении экспертизы программ является оценка их содержания.

Содержание программ дошкольного уровня образования должно полностью соответствовать запланированным результатам (целевым ориентирам) и обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Способ структурирования и развертывания содержания программ по образовательным областям должен соответствовать их целям, зависеть от возраста детей и реализовываться в определённых видах деятельности.

Содержание должны обладать достаточным для возникновения и поддержания высокой мотивации использования в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).

Контролируемость содержания программы дошкольного уровня образования и механизмов достижения ее целей позволяет осуществить проверку результатов освоения в виде целевых ориентиров дошкольного образования , которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования . Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Оценка индивидуального развития детей проводится в ходе наблюдений, направленных на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий , индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей.

Осуществление экспертизы предполагает тщательный отбор экспертов для ее проведения . Однако не каждый специалист, даже весьма авторитетный, может быть рекомендован в качестве эксперта . Некоторые из них при обширных знаниях не обладают качествами, необходимыми для члена экспертной группы .

Эксперт должен быть компетентным в предметной области, владеть методикой проведения экспертизы , обладать общей эрудицией, аналитическим умом, а также чувствовать тенденции развития оцениваемых явлений. Желательно, чтобы эксперт имел высокий общественный статус и был признан в своей профессиональной области.

Эксперт должен также владеть экспертной методологией и обладать определенными способностями, например , креативностью, которая позволит осуществлять экспертизу программ не только по готовым критериям, но и проводить их исследование, выявляя скрытые, еще не явные смыслы. Он должен обладать развитой способностью осуществлять рефлексию своей собственной экспертной деятельности , ее последствий для развития образования .

Значимой для эксперта характеристикой является также оптимальное сочетание его качеств как научного и практического работника. К ним относятся способности эксперта к анализу и синтезу изучаемых вопросов, к их объективной всесторонней оценке, устойчивость его научных взглядов, но вместе с тем и достаточная гибкость мышления, способность изменить точку зрения под влиянием новых фактов и аргументов, умение перерабатывать, усваивать и формировать качественно новую информацию.

Критерии экспертизы примерной основной образовательной программы дошкольного образования :

Паспорт ПООП оформлен в соответствии с предъявляемыми требованиями.

В структуре ПООП имеются целевой, содержательный и организационный разделы , содержание которых отвечает требованиям ФГОС к программам данного уровня образования .

Документ имеет глоссарий, в котором представлены расшифровки применяемых в тексте ПООП обозначений и сокращений, а также раскрывается значение используемых в программе специальных терминов и смысл понятий.

Документ имеет перечень нормативных и нормативно-методических документов и научно-методических литературных источников, используемых при разработке ПООП.

Документ включает раздел, раскрывающий перспективы работы, осуществляемой разработчиками и заказчиками в последующие 3–5 лет, по совершенствованию и развитию содержания программы , обеспечивающей реализацию ее нормативных правовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов.

Документ представлен на бумажных (в трех экземплярах) и электронных носителях, заверен печатью и подписью руководителя учреждения, осуществляющего ее разработку или являющегося заказчиком.

Итак, процедура экспертизы ПООП ДО проводится в несколько этапов :

1. Подготовительный этап. Включает задачи постановки цели и определение предмета проведения экспертизы ; разработки процедуры проведения экспертизы ; отбора и формирования группы экспертов .

2. Первый этап проведения экспертизы . Включает задачи : сбора информации, полученной от экспертов ; анализа и обработки информации , полученной от экспертов .

3. Второй этап принятия решения по результатам экспертизы . Осуществляется обобщение собранной информации , выработка и принятие решения.

Таким образом , принцип поддержки разнообразия детства , являющийся основополагающим принципом дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, предполагает вариативность содержания дошкольного образования . Достижение реальной вариативности гарантировано, т. к. содержательная часть Примерной программы носит рамочный и модульный характер, позволяя выстраивать основную образовательную программу дошкольной образовательной организации на материалах различных по характеру комплексных и парциальных образовательных программ дошкольного образования . Все используемые сейчас программы дошкольного образования , включая парциальные, прошедшие экспертизу , могут использоваться организацией целиком или частями , в виде образовательных модулей .

Список использованных источников

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 мая 2014 г. № 594 “Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ , проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ”

2. Екимова С. Б. Проблемы формирования основной образовательной программы школы . / С. Б. Екимова, Ю. С. Захир, С. В. Павлючик. // Журнал «Качество образования в Евразии » . – № 2. – 2014. С. 107-113

Психокоррекция отклонений у детей