"документация дошкольной образовательной организации"

Документация дошкольной образовательной организации

Наименование документа

Статьи в Федеральных нормативно-правовых актах

Другие Федеральные нормативно-правовые акты (назвать)

ФЗ «Об образовании»

ФГОС дошкольного образования

6.1. Управление Учреждением осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением и настоящим Уставом на принципах демократичности и открытости.

5.5. Соответствие образовательной программы Учреждения требованиям ФГОС ДОУ

Предельная наполняемость групп устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Ежедневный утренний прием детей в группы детского сада осуществляется в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13

Организация образовательного процесса определяется основной образовательной программой дошкольного образования, в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13

ДОУ в своей деятельности руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями органов, осуществляющих управление в сфере образования, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, СанПиН, настоящим уставом, договором между ДОУ и родителями (законными представителями) и другими нормативными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.

Договор с Учредителем

Принимает в соответствии с Законом РФ “Об Образовании”, ФЗ “О сохранении статуса государственных и муниципальных ОУ и моратории на их приватизацию” и гражданским законодательством РФ решение о закрытии (ликвидации) ДОУ. ДОУ в праве осуществлять деятельность, предусмотренную Законом РФ “Об Образовании”, Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и Уставом ДОУ.

ДОУ организует образовательный процесс на основе ФГОС, в соответствии с Типовым положением. ДОУ в праве самостоятельно выбирать, разрабатывать и утверждать образовательные программы в соответствии с ФГОС ДО, применять методики воспитания и обучения детей.

Правила внутреннего трудового распорядка

3.2. Работник ДОУ обязан:

Строго выполнять обязанности, возложенные на него трудовым законода­тельством и Законом "Об образовании". Уставом образовательного учре­ждения, Правилами внутреннего трудового распорядка, требования должностной инструкции, инструкцией по охране труда;

Работать честно и добросовестно;

4.1.2. При приеме на работу работник обязан предъявить администрации образовательного учреждения:

б) медицинское заключение об отсутствии противопоказаний по состоя­нию здоровья

работать в образовательном учреждении (За­кон об образовании);

Независимо от причин прекращения трудового договора (контракта) ад­министрация ДОУ обязана:

Издать приказ об увольнении работника с указанием статьи, а в необхо­димых случаях и пункта (части) статьи (или) Закона РФ "Об обра­зовании", послужившей основанием прекращения трудового договора;

7.4. Для прекращения действия трудового договора по инициативе администрации, помимо ТК РФ, может быть применен Закон РФ «Об образовании» в части п.3 ст. 56

дошкольных организациях СанПиН 2.4.1.3049

2.2 Родители (законные представители) должны помнить, что в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049

По истечении

времени завтрака, оставшаяся пища должна быть ликвидирована

3.9 Меню в ДОУ составляется в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049

Родитель знакомится с меню на

информационном ст

енде в групповой комнате.

5.1. Воспитатели всех возрастных групп организуют прогулку воспитанников в соответствии с требованиями

СанПиН 2.4.1.3049

5.4. Воспитанник может принести в детский сад личную игрушку, если она чистая и не содержит мелких опасных

деталей и соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049

1.2. Настоящие правила разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданского кодекса,

Семейного кодекса, Законов Российской Федерации «Об образ

овании», Семейным кодексом, Уставом ДОУ,

санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в

дошкольных организациях СанПиН 2.4.1.3049,

регулирующее на основании законодательства Рос­сийской Федерации о труде

2.2. Руководитель обязан:

Соблюдать законы Российской Федерации и иные нормативные акты о труде, договоры о труде;

3.1. Работник имеет право на:

На получение квалификационной категории при успешном прохождении аттестации в соответствии с «Типовым положением об аттестации педаго­гических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций РФ»;

Индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием уста­новленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку;

4.2.2. Подбор и расстановка кадров относится к компетенции админист­рации ДОУ,

администрация должна обосновать (мотиви­ровать) причину своего отказа в заключение трудового договора, отказ администрации в заключение трудового договора может быть оспорен в судебном порядке (ТК РФ ст.64)

4.3.3.Перевод на другую работу без согласия работника возможен лишь в случаях, предусмотренных ст. 72.2 ТК РФ

8.2. Руководители учреждений образования для обеспечения мер по ох­ране труда должны руководствоваться

№ 378 «Об охране труда в системе образования Российской Федерации».

Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве от 11.03.99 г. № 279; Федераль­ным законом «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 24.07.1999 г.

Коллективный договор

6.13.5.1. Показателями премирования по итогам работы являются: - образцовое соблюдение «Санитарных правил устройства и содержания детских дошкольных учреждений»;

1.2. Коллективный договор заключен в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), иными законодательными и нормативными правовыми актами

1.11. В течение срока действия коллективного договора стороны вправе вносить в него дополнения и изменения на основе взаимной договоренности в порядке, установленном ТК РФ для его заключения (ст. 44 ТК РФ).

2.1. Трудовые отношения между работником и Работодателем, возникающие на основе трудового договора, регулируются трудовым законодательством Российской Федерации, Региональным Соглашением, территориальным соглашением и настоящим коллективным договором.

2.3. Трудовой договор с работником, как правило, заключается на неопределенный срок.

Срочный трудовой договор может заключаться по инициативе работодателя либо работника только в случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ либо иными федеральными законами

2.4. В трудовом договоре оговариваются существенные условия трудового договора, предусмотренные ст. 57 ТК РФ, режим и продолжительность рабочего времени, льготы и компенсации и др.

При введении изменений существенных условий трудового договора работник должен быть уведомлен работодателем в письменной форме не позднее чем за 2 месяца (ст.74,

162 ТК РФ) .

При отсутствии указанной работы, а также в случае отказа работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п.7 ст. 77 ТК.

2.10. Прекращение трудового договора с работником может производиться только по основаниям, предусмотренным ТК РФ и иными федеральными законами (ст.77 ТК РФ).

3.3.4. В случае направления работника для повышения квалификации сохранять за ним место работы (должность), среднюю заработную плату по основному месту работы и, если работник направляется для повышения квалификации в другую местность, оплатить ему командировочные расходы (суточные, проезд к месту обучения и обратно, проживание) в порядке и размерах, предусмотренных для лиц, направляемых в служебные командировки (ст. 187 ТК РФ).

3.3.5. Предоставлять гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с успешным обучением в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования при получении ими образования соответствующего уровня впервые в порядке, предусмотренном ст. 173-177 ТКРФ.

Предоставлять гарантии и компенсации, предусмотренные ст. 173 - 177 ТК РФ, также работникам, получающим второе профессиональное образование соответствующего уровня в рамках прохождения профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, обучения вторым профессиям

3.3.6. Организовывать проведение аттестации педагогических работников в соответствии с Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 №276 и по ее результатам устанавливать работникам соответствующие полученным квалификационным категориям коэффициенты за квалификационную категорию оплаты труда со дня вынесения решения аттестационной комиссией.

4.1.2. Расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до 3-х лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе Работодателя не допускается, за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5-8, 10 и 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

6.22. Установление и изменение системы оплаты труда работников осуществляется с учетом:

г) порядка аттестации работников образования, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации;

7.2. Аттестация педагогических и руководящих работников осуществляется на основании «Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.14 № 276, Федеральным законом от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Положение о премировании, надбавках и доплатах

1.2.Положение разработано на основании: -

Федеральный закон Российской Федерации No273 ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации»

1.2.Положение разработано на основании:

Трудового Кодекса РФ от 30.12.2001г

Трудовой договор

2.1.8. Возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами.

5.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Работником своих обязанностей, указанных в настоящем договоре, нарушения трудового законодательства РФ, а также причинения Работодателю материального ущерба он несет дисциплинарную, материальную и иную ответственность согласно действующему законодательству РФ. 5.2. Работодатель несет перед Работником материальную и иную ответственность согласно действующему законодательству РФ.

6.1. Настоящий договор с Работником может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 77 Трудового кодекса РФ.

7.1. Споры между Сторонами, возникающие при исполнении настоящего трудового договора, рассматриваются в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. 7.2. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим трудовым договором, Стороны руководствуются законодательством РФ, регулирующим трудовые отношения.

Договор ДОУ о сотрудничестве с родителями (законными представителями)

3. Обязанности родителей:

Несут материальную ответственность согласно Гражданского кодекса РФ за ущерб принесённый ДОУ по вине воспитанника

Штатное расписание

Данное правомочие закреплено законом об образовании (п. 4 ч. 3 ст. 28)

Расписание образовательной деятельности

Составлено с учетом ФГОС ДО

Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования

1.1.2. Планируемые результаты освоения Программы. В соответствии со ст. 64 ФЗ «Об образовании» «Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся». В соответствии со ст 28 ФЗ «Об образовании» в детском саду… ведется индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программи поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях.

I . Целевой раздел. В соответствии с п.п. 1.5, 1.6 ФГОС. В соответствии с п. 1.4. ФГОС принципами формирования Программы являются:

Соответствует всем требованиям СанПина

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа

Нормативные документы, определяющие новые приоритеты развития дошкольного образования

Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.

Помощь в написании работы, которую точно примут!

Введение

1 "Декларация прав ребенка" и "Конвенция о правах ребенка" как базовые международные документы системы дошкольного образования

2 Закон Российской Федерации "Об Образовании" как основной документ отечественной системы образования

3 "Концепция дошкольного воспитания" как документ, определяющий парадигму современной системы дошкольного образования в России

4 Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы воспитания и обучения дошкольников

5 Характеристика основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разработанной в свете ФГТ

Заключение

Введение

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием, настоящим Типовым положением, своим уставом, договором между учреждением и родителями (лицами, их заменяющими). ДОУ несёт в установленном законодательством РФ порядке ответственность за невыполнение функций, определённых его уставом; реализацию не в полном объёме образовательных программ; качество реализуемых образовательных программ; соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей; жизнь и здоровье детей и работников учреждения во время образовательного процесса.

В рамках данной работы нами проанализированы содержания документов по нормативно-правовому и научно-методическому обеспечению системы дошкольного образования. Особое внимание в работе уделяется современной нормативно-правовой базе, которая определяет регламент и особенности деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Методы исследования, используемые в работе: анализ и обобщение материала, систематизация данных.

1.1 "Декларация прав ребенка" и "Конвенция о правах ребенка" как базовые международные документы системы дошкольного образования

Международное право регулируется документами разного типа, в том декларациями и конвенциями. Декларация (от латинского слова aedara-т1а - провозглашение) не имеет обязательной силы; это рекомендации, в которых провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция (от латинского слова - договор, соглашение) - соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, а затем ратифицировали).

ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка.

Ассамблее понадобилось всего лишь две минуты, чтобы официально превратить международно-правовой акт в универсальный стандарт, который отныне служит мерилом основных прав детей в мире. Этим актом международное сообщество подчеркнуло, что действие прав человека распространяется на одну из наиболее уязвимых групп общества - детей. Событие это настолько важное и значимое, что многие публицисты и общественные деятели стали называть Конвенцию Хартией вольностей для детей, мировой конституцией прав ребенка .

Вопрос о разработке особых документов по правам ребенка возник сравнительно недавно. Только в XIX в. деятельность демократических движений привела к тому, что развитые государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей и экономической эксплуатации работодателей. До образования ООН (1945 г.) права детей рассматривались в основном в ракурсе борьбы с детским рабством, эксплуатацией детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Женевская декларация прав ребенка, принятая Лигой Наций в 1924 г., была в основном посвящена этим проблемам.

В 1945 г., вскоре после своего создания, ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, в которой, в частности, отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи.

В 1946 г. ООН учреждает Детский Фонд ЮНИСЕФ, в котором видит механизм международной помощи детям.

Проблемы защиты прав ребенка отражены в принятых ООН в 1966г. Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах.

В 1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребенка. Основной посыл ее 10 социальных и правовых принципов: человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет.

Декларация прав ребёнка принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959. Необходимость специальной защиты прав ребёнка впервые была провозглашена Женевской декларацией о правах детей (1924). Декларация прав ребёнка провозглашает равные права детей в области воспитания, образования, обеспечения, физического и духовного развития независимо от расы, цвета кожи, родного языка, религиозных, политических или др. убеждений, национальной принадлежности, общественного происхождения, имущества, рождения и др. Декларация призывает родителей, общественные организации, правительства признать права детей и всемерно содействовать претворению их в жизнь. Во многих государствах, в том числе во всех социалистических, принципы Декларации прав ребёнка закреплены конституциями и документами различных государственных и общественных организаций .

В течение десяти лет Комиссия ООН по правам человека разрабатывала проект Конвенции. Наконец, 20 ноября 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка. Она содержит 54 статьи, учитывающие все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Конвенция не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка, делает их обязательными для выполнения государств, принявших ее.

Конвенция имеет универсальный характер, т. к. устанавливает общие для всех стран нормы с учетом различных культурных, социальных, экономических и политических реалий отдельных государств, что позволяет каждому государству на основе общих для всех прав выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм.

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Ее положения сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества .

Конвенция утверждает ряд важных социальных и правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей или опекунов.

Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения совершеннолетнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права. Конвенция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других прав. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных: способностей, требует не только здоровой, но и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища и предоставления всего этого в первую очередь детям.

Конвенция - документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации. "Наилучшие интересы ребенка" - понятие универсальное. Оно включает право на выживание, здоровое развитие и защиту от злоупотреблений. Эти права общепризнанны и стали международными нормами.

Конвенция - документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежат подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению, взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и устранения авторитарного стиля общения взрослых и детей. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.

Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, социальных и культурных прав человека. Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля - Комитет ООН по правам ребенка - и наделяет его высокими полномочиями .

1.2 Закон Российской Федерации "Об Образовании" как основной документ отечественной системы образования

Закон определяет организационные основы и принципы государственной политики в области образования, разграничивает компетенцию и ответственность федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Федерации в области образования, регулирует в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, а также вводит общие установочные нормы по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов Федерации, в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

Закрепляется существующая система образования в РФ, представляющая собой совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, а также системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий.

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) .

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

В законе Российской Федерации "Об образовании" содержаться те основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России.

Эти положения обращены одновременно к обществу, к самой системе образования, к личности и обеспечивают как "внешние" социально-педагогические условия развития системы образования, так и "внутренние" собственно педагогические условия ее полноценной жизнедеятельности.

К ним относятся: гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей; свободное развитие личности; общедоступность образования; бесплатность общего образования; всесторонняя защита потребителя образования. Особое значение в управлении функционированием и развитием школы имеют сохраненные единства федерального, культурного и образовательного пространства; свобода и плюрализм в образовании; открытость образования; демократический, государственно-общественный характер управления образованием; светский характер образования в государственно-муниципальных образовательных учреждениях; получение образования на родном языке; связь образования с национальными и региональными культурами и традициями; преемственность образовательных программ; вариативность образования; разграничение компетенций субъектов системы.

Дошкольное образование будет становиться частью общего образования, а в законопроект будут включены предложения по введению стандарта дошкольного образования. Стандарт, предположительно, будет содержать все основные требования к условиям и образовательным программам, чтобы в детские сады поступали только качественные образовательные программы.

Закон закрепит гарантии государства на обязательное дошкольное образование. Под этим понимается не "повинность" ходить в детский сад, распространяющаяся на всех детей. Это означает, государство возьмет на себя и зафиксирует в законе все обязательства по обеспечению всех детей полноценным дошкольным образованием. А родители уже самостоятельно будут решать, как именно их ребенок будет получать дошкольное образование: в детском саду, негосударственном учреждении или посредством родительского воспитания .

1.3 "Концепция дошкольного воспитания" как документ, определяющий парадигму современной системы дошкольного образования в России

Концепция дошкольного воспитания - главный нормативный документ, на который опирается современная нормативно-правовая база системы дошкольного образования.

г. Государственным комитетом по народному образованию СССР была утверждена Концепция дошкольного воспитания, авторы которой указывали на ряд недостатков системы общественного дошкольного воспитания: учебно-дисциплинарная модель взаимодействия взрослых и детей, ориентация образовательного процесса на формирование у детей дошкольного возраста "заказанного" школой спектра знаний, умений и навыков, чрезмерная регламентированность режима дня ребенка-дошкольника, использование игры как дополнения к дидактическому процессу приобретения знаний.

Данные проблемы не были решены из-за недостаточно четко разработанного механизма реализации изложенных концептуальных подходов к развитию системы дошкольного образования. Поэтому в Концепции дошкольного воспитания 2003 года (Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)) вновь в качестве актуальных проблем общественного дошкольного воспитания названы недооценивание роли игровой деятельности в развитии ребенка, использование "школьных" технологий обучения и раннее изучение программы первого класса, снижение качества образования и перегрузка детей. Кроме того, серьезной критике подверглись уровень подготовки педагогических кадров, неумение воспитателей детских садов реализовывать образовательную программу с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.

Сегодня авторы современных концепций (Слободчиков В.И., Рубцов В.В., Кудрявцев В.Т. и др.) призывают к модернизации системы дошкольного образования с целью осуществления подготовки детей к последующему школьному обучению с учетом вариативности учреждений, реализующих программы дошкольного образования, уровней физического и психического развития детей дошкольного возраста, степени подготовленности педагогических кадров .

Развитие законодательства, регулирующего отношения в области дошкольного образования, способствовало появлению принципиально нового документа модернизации системы дошкольного образования - Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ).

Гуманизация целей и принципов педагогической работы с детьми.

Качество дошкольного воспитания определяется характером общения взрослого и ребенка. В практике семейного и общественного воспитания можно выделить два основных типа (или модели) такого общения, хотя в действительности их гораздо больше.

Различия между ними определяются не только процессом, но и его конечным результатом - тем, каким в итоге становится ребенок, какой складывается его личность.

Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взрослые, приобщая ребенка к искусству (художественная литература, музыка и т. д.), создают условия для полноценного развития личности, ее гуманизации, для совместного наслаждения искусством, для проявления и развития творческих, художественных способностей ребенка. Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям).

Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование "психологического благополучия ребенка" звучит как бессмысленное словосочетание. На самом деле это требование по отношению к задачам его развития является очень важным.

Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие интереса к движениям проводится на основе жизненной потребности ребенка быть сильным, смелым, ловким при взаимодействии со сверстниками. В связи с этим возникает необходимость научно обоснованного определения оптимального соотношения обучения и самостоятельных тренировок детей в процессе подвижных и спортивных игр с применением специального оборудования и тренажеров.

Существенное место в решении многогранных задач физического воспитания принадлежит гигиеническому воспитанию и обучению, направленному на пропаганду здорового образа жизни как среди детей, так и среди взрослых - педагогов и родителей .

Сочетание признания самоценности дошкольного детства и понимания егокак первого этапа становления личности требует пересмотра задач педагогической работы с детьми.

В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям.

В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, наконец, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом.

Базис личностной культуры - собственно человеческое начало в человеке, средоточие общечеловеческих ценностей (красота, добро, истина и др.) и средств жизнедеятельности (представления о действительности, способы активного воздействия на мир, проявления эмоционально-оценочного отношения к происходящему).

Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени. Приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей. При этом процессы обучения и воспитания в дошкольном возрасте могут быть разделены только условно.

В концепции выделен возрастной подход к процессу развитии и становления подрастающего поколения.

Особая роль уделяется процессу обучения и воспитания дошокльников.

Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитание сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правила посредством "внушений", то личностно ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком исходит из кардинально иной трактовки процессов воспитания: воспитывать - значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей.

В рамках личностно ориентированного подхода иначе должны быть осмыслены также содержание и принципы обучения. Обычно под обучением понимается передача знаний, умений и навыков, что подразумевает определенный уровень "зрелости" тех психических функций (внимание, восприятие, память, мышление, произвольность и др.), без которых невозможно обучение. Такая по существу "школьная" модель обучения представлена в дошкольном возрасте, что неправомерно. От обучения знаниям, умениям и навыкам следует перейти к обучению самой возможности приобретать их и использовать в жизни. Взрослые передают ребенку выработанные человечеством и зафиксированные в культуре средства и способы познания мира, его преобразования и переживания. Овладение ими и ведет к развитию специфически человеческих способностей.


Настоящие федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию (далее - образовательные учреждения), в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Федеральные требования учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

На основе федеральных требований разрабатываются: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования; примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

На основе федеральных требований осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений.

В современном научно-психологическом понимании детство выступает как закономерная последовательность целостных внутренне необходимых этапов (циклов) развития личности. Развитие происходит во всеобщей культурно-исторической форме образования, и полнота реализации задатков индивида определяется соответствием образовательной формы психологическому содержанию того или иного этапа развития. Развитие дошкольной педагогики и психологии для отечественной науки связано, прежде всего, с исследованиями личности, общения и предметного действия, которые проводятся в контексте более глубокого осмысления возрастной ритмики развития. Результаты проводимых исследований уже сегодня позволяют рассчитывать на ощутимое повышение эффективности дошкольного образовательного процесса при одновременном снижении негативных тенденций в сфере физического и социального здоровья детей, которые наблюдаются в последнее время (Т.В. Волосовец) .

Основные отличия новой "программной" политики:

В компетенции и ответственности каждого образовательного учреждения находятся разработка и утверждение основной образовательной программы в соответствии с ФГТ и примерными основными образовательными программами. В ФГТ установлены 10 образовательных областей в обязательной части программы, в каждой из которых сформулированы основные задачи. Образовательное учреждение ответственно за реализацию всех образовательных областей в полном объеме, независимо от того, какую комплексную (авторскую) программу оно использует.

В ФГТ установлен ряд концептуальных требований к основным общеобразовательным программам:

соответствие принципам развивающего обучения;

интегративный подход к образованию дошкольников как альтернатива предметному;

комплексно-тематический принцип построения как особая организация образовательной деятельности, стимулирующая "принятие" ребенком образовательной программы;

сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;

построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы (ведущий вид деятельности - игра);

осуществление образования через организацию детских видов деятельности

Соблюдение данных норм пользователями ФГТ обеспечит единство стратегического направления развития дошкольного образования.

Первоосновой любой основной общеобразовательной программы являются ФГТ и примерная основная общеобразовательная программа - документы федерального уровня. Они определяют всю обязательную часть основных общеобразовательных программ дошкольного образования (80% от общего объема), в том числе задачи, содержание, объем образовательных областей, результаты освоения программы, подходы и принципы построения образовательного процесса, целевые и ценностные ориентиры семьи, общества и государства в сфере дошкольного образования.

Вариативность остается одним из главных признаков нового периода в развитии программно-методического обеспечения системы дошкольного образования. В обязательной части, которая разрабатывается на федеральном уровне и реализуется всеми дошкольными образовательными учреждениями. Она отражается в выборе тем, форм, средств и методов образования с учетом индивидуальных особенностей развития воспитанников. В части, формируемой участниками образовательного процесса, - через дополнительный объем и содержание дошкольного образования при реализации приоритетных направлений деятельности и специфику осуществления образовательного процесса.

Таким образом, соблюдение всеми разработчиками программ единства требований концептуального характера устранит хаотичность современной вариативности. Вариативность будет пониматься как множественные изменения одного и того же явления, а не множество явлений, вступающих друг с другом в противоречие.

С выходом новых нормативных документов в дошкольном образовании появились новые понятия: "основная общеобразовательная программа"; "примерная основная общеобразовательная программа"; "федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы" (ФГТ) и др. Современные нормы и понятия требуют обновления содержания дошкольного образования. Ключевые аспекты обновления дошкольного образования обозначены Н.В. Фединой (зав. лабораторией дошкольного образования Учреждения РАО "Институт стратегических исследований в образовании"). Она предлагает рассмотреть содержательный аспект ФГТ в сравнении с Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образованном учреждении (Временные примерные требования).

В отличие от Временных примерных требований, которые предъявляли требования к содержанию и методам, ФГТ определяет структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования: объем и соотношение частей .

В соответствии с современными концептуальными и нормативно-правовыми документами (Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении), ФГТ рассматривает 4 направления содержания дошкольного образования (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое), которые наполнены 10 образовательными областями (Физическая культура; Здоровье; Социализация; Безопасность; Чтение художественной литературы; Коммуникация; Познание; Музыка; Художественное творчество).

Временные примерные требования включали 12 направлений деятельности ДОУ (1 - взаимодействие сотрудников с детьми; 2 - физическое развитие и здоровье; 3 - речевое развитие ребенка; 4-8 - развитие в игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной деятельности; 9-10 - развитие элементарных математических, естественнонаучных представлений; 11-12 - развитие экологической культуры детей и представлений о человеке в истории и культуре).

Обновление содержания дошкольного образования обеспечивается в соответствии с ФГТ

Важно отметить, что Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования разработаны Институтом стратегических исследований в образовании РАО совместно с НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН и ГОУ ВПО "Московский городской психолого-педагогический университет" .

дошкольный образование право ребенок

1.5 Характеристика основной общеобразовательной программы дошкольного образования, разработанной в свете ФГТ

Проблема проектирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ООП) стала актуальной для дошкольных образовательных учреждений после утверждения приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ).

Согласно п. 5 ст. 14 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ...".

Соответственно, задачей каждого дошкольного образовательного учреждения является не столько написание, сколько разработка ООП*. Это тщательная подготовка к использованию в условиях конкретного учреждения материалов примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и образовательных программ по приоритетным направлениям развития воспитанников.

Проектирование ООП начинается с проблемно-ориентированного анализа, который дает представление о качестве осуществляемой образовательной деятельности на основе оценки ее результатов. Этот этап связан с тщательным изучением промежуточных и итоговых результатов освоения примерной основной общеобразовательной программы, уточнения критериев оценки достижений детей. Ориентиром являются интегративные качества ребенка, заложенные в ФГТ.

Например, одним из интегративных качеств ребенка является "эмоционально отзывчивый" (п. 3.5 ФГТ). Проблемно-ориентированный анализ как результат мониторинга образовательного процесса должен показать специфику проявления данного качества в разных сферах жизнедеятельности дошкольника. Это требует определения критериев оценки на основе возрастных нормативов, предусмотренных примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования, на основе которой строится деятельность ДОУ .

Таким образом, проектирование ООП начинается "с конца" - с уточнения особенностей результатов ее освоения ребенком, установления их соответствия ФГТ, выявления достижений воспитанников и проблем в организации образовательного процесса. Одновременно подбирается и уточняется инструментарий для проведения мониторинга, отрабатываются формы обработки и хранения полученной информации. Напомним, что образовательный мониторинг - это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, которая характеризуется непрерывностью действия*.

Результаты проблемно-ориентированного анализа являются отправной точкой для проектирования пояснительной записки к ООП. Уточним, что пояснительная записка является структурным элементом обязательной части ОПП. Экспертиза создаваемых дошкольными учреждениями образовательных программ свидетельствует о том, что типичной ошибкой педагогических коллективов является отделение пояснительной записки от обязательной части программы и написание ее как самостоятельного структурного элемента данного документа.

В пояснительной записке должно найти отражение своеобразие образовательного процесса конкретного дошкольного образовательного учреждения. Прежде всего следует охарактеризовать возрастные и индивидуальные особенности контингента детей. При написании этой части пояснительной записки необходимо указывать те особенности воспитанников, которые имеют непосредственное отношение к содержанию и организации образовательного процесса в данном ДОУ. Именно эта часть пояснительной записки вызывает у разработчиков типичные трудности, что зачастую приводит к описанию возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников безотносительно к образовательным достижениям и проблемам детей. В таком случае составленный текст напоминает содержание учебных пособий детской психологии, описывающих обобщенные возрастные особенности детей разных периодов дошкольного детства. Избежать этой ошибки позволяет отражение данных проблемно-ориентированного анализа за последние три года, особенностей готовности к школе выпускников детского сада, раскрывающих достижения и проблемы детей в освоении образовательного содержания, характеристика воспитывающихся в детском саду дошкольников с особыми потребностями.

Ориентация данной части пояснительной записки на достижения и проблемы развития детей позволяет конкретизировать задачи деятельности дошкольного образовательного учреждения по реализации ООП.

В этом случае в задачах по реализации ООП появятся формулировки: "усилить внимание к...", "создать условия для...", "продолжить работу по...", "усовершенствовать систему работы по...". При этом формулировки задач начинаются именно с глаголов совершенного вида неопределенной формы, т. к. это определяет необходимость решения задачи в течение конкретного периода времени, направленность на достижение результата.

Также в текст пояснительной записки целесообразно включить графики, диаграммы, показывающие динамику результатов образовательного процесса. Отражение возрастных и индивидуальных особенностей конкретных детей делает данный документ рабочим и свидетельствует о том, что эта часть ООП требует ежегодного обновления .

Заключение

Современный период развития России чётко обозначил необходимость обновления основных приоритетов в области образования в соответствии с проблемным полем сегодняшнего дня и мировыми тенденциями. Ведущий из приоритетов - качество образования - нашёл своё выражение в национальной доктрине российского образования, в послании Президента РФ парламенту, в принятой правительством РФ программе модернизации образования.

Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально педагогическая работа с подрастающим поколением. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни. Заложенные в дошкольном возрасте положительный опыт и база для успешного развития и обучения создает прочною основу будущего развития ребенка. Это и определяет социокультурную значимость дошкольного образования. И естественно, что процесс модернизации системы образования в РФ коснулся и дошкольного образования. В первую очередь, необходимо отметить, что в последние годы произошли существенные преобразования нормативно-правовой базы как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Основными нормативные документы, которые определяют новые приоритеты развития дошкольного образования, являются: Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа",Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года 3266-1 в ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ, 23 ноября 2009г. утверждены Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказом Минобрнауки РФ № 655).

Все эти нормативные документы обеспечивают полноценное и комплексное образовательное решение проблем дошкольников в процессе обучения и воспитания, что сказывается на качественном предоставлении образовательных услуг детям дошкольного возраста.

Все перечисленные документы отвечают и являются основой для разработки образовательных программ, основой для разработки дополнительных муниципальных законодательных актов и положений.

Список использованной литературы

1.Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие /Под ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: Детство-Пресс, 2011.

Обновление содержания дошкольного образования в условиях внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Повышение квалификации на рабочем месте. Выпуск № 1-2012. Механизмы проектирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Электронный ресурс

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"

Технология проектирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Солнцева О.В. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - № 3. - 2012 год

Главные приоритеты образования: сохранение и укрепление здоровья, обеспечение благоприятных...

Становление и развитие дошкольного образования в России

I. Получили широкое распространение новые формы организации дошкольного образования (не только ДОУ полного дня, но и группы...
...программно-методические и другие приоритеты, определяя продуманную программу действий в системе дошкольного образования.


Первым программным документом была "Инструкция по ведению очага и детского сада" (1919 г.). Центральное место в этом документе занимали вопросы организации обстановки, обеспечивающей проявление детской активности и инициативы. Различие между детским садом и очагом определялось временем пребывания ребенка в дошкольном учреждении: до 6 часов - детский сад, 8-10 часов -очаг. Для игр и занятий, кроме игрушек, рекомендовались самые разнообразные материалы: глина, песок, строительный материал, набор инструментов по работе с деревом. "Инструкция..." рекомендовала проводить разнообразные занятия: рисование, лепку, разнообразный ручной труд, вырезывание, пение, беседы, уход за растениями и животными, свободные и организованные игры детей и т.д. Все занятия должны объединяться идеей индивидуальности, самостоят-ти, трудового творческого начала, общения с природой. Внутреннее содержание должно определяться в свободной работе-игре. Были приложены примерные схемы и указания по оборудованию, размеры мебели, перечень игрушек, списки детской и воспитат. литературы, обращалось внимание на орг-зацию горячего питания, медицинского обслуживания

Роль вос-ля сводилась главным образом к организации обстановки;

Выбор занятий должен исходить от самих детей;

Расписание занятий недопустимо, детям нельзя давать никаких образцов.

В 1921 г. выходит "Инструкция по ведению детского сада" . Ведущим компонентом было физическое воспитание. Не нашло должного отражения умственное воспитание, не было выделено как самостоятельный раздел и рассматривалось как часть трудового воспитания. Была попытка сформулировать средства, методы воспитания. Особенно большой упор был сделан на игру.



В "Программе навыков" (1928 г.) определены разделы работы, конкретные задачи воспитания и их усложнение для каждой возрастной группы. В ней впервые была сделана попытка установить преемственность в работе яслей, детского сада и школы. Формирование навыков предусматривается не в деятельности, а преимущественно при осуществлении режимных моментов, причем каждый навык воспитывается только на определенной возрастной ступени.

Первый проект программы работы ДУ был издан в 1932 г. Проект состоял из двух частей:

I- по видам деятельности детей (общественно-политическое воспитание в дошкольном учреждении, трудовое воспитание, физическое воспитание, музыкально-двигательная работа, изобразительная деятельность, математика, грамота).

П- по ""организующим моментам". Это было основой для планирования. Для каждой возрастной группы было предусмотрено на год 16 "организующих моментов", продолжительностью от 12 до 25 дней, в зависимости от объема.

Каждый "организующий момент" включал в себя следующее:

Методическую записку, в которой конкретно перечислялось, какие сведения из всех разделов программы "по видам деятельности" должны прорабатываться в данный период времени;

Текущая программная работа и ее продолжительность;

Общественно-педагогическая работа, включавшая в себя беседы для родителей, консультации, контакты со школой и т.д.

Это была первая попытка определить задачи и объем содержания работы с детьми как для детского сада в целом, так и по каждой возрастной группе. Однако в ней недостаточно учитывались возрастные особенности и возможности детей, программа была перегружена познавательным материалом, особенно "Общественно-политическое воспитание", не отводилось должного места игре и развитию речи, тематика организующих моментов и длительность их проработки одинаковы для всех групп, что свидетельствует о недостаточном учете еоэножност й и интересов детей разных возрастов.

"Проект" оказал определенное влияние на изданные в Белоруссии в течение 1932-33 г. т. н. ориентировочные годичные и квартальные программы: "Тыпавая праграма дашкольных устаноу" (Мн., 1932), "Праграмы i змест работы дашкольных устакоу на асеннi квартал" (Мн., 1932)„…на зiмовы квартал"(Мн., 1933) и т.д., "Праграма па грамацка-палiтычным выхаваннi для дашкольных устаноу" Мн., 1933.

Программно-методические указания "Руководство для воспитателя детского сада" (1938 г.) включали введение и семь глав: "Физическое воспитание", "Игра", "Развитие речи", "Рисование", "Лепка и занятия с другими материалами", "Музыкальное воспитание", "Знакомство с природой и развитие первоначальных математических представлений". Полностью были сняты разделы "Общественное воспитание", "Занятия по чтению и письму". В целом, при ориентации на более активную роль педагога в воспитательном процессе, задачи воспитания.по новому "Руководству..." давали больше возможностей в планировании работы и выборе методов и средств. В соответствии с этим "Руководством" вводились в режим дня сада "обязательные занятия". В дополнение "Руководства" выпущены методические письма "Творческие игры в детском саду", "Работа детского сада с семьей" и т.д.

В "Руководстве для воспитателя детского сада" (1953 г.) почти все содержание умственного и эстетического воспитания осуществлялось на занятиях. Это приводило к тому, что воспитательная работа вне занятий была односторонней, так как дети, по существу, были предоставлены сами себе.

"Программа воспитания в детском саду" _(1962г.) - единая программа воспитательной работы с детьми с раннего возраста до поступления в школу. Цель программы - ликвидировать межвозрастную разобщенность в воспитательном процессе. В "Программе" ставилась задача более полно использовать воспитательные возможности жизни, дана характеристика качеств личности, которые должны быть воспитаны. Четко выделен объем знаний, умений, навыков, который дети должны усвоить на разных возрастных этапах.

Отличительными особенностями было то, что игра рассматривалась не только как средство воспитания, но и как форма организации жизни детей, большое внимание уделено трудовому воспитанию, выделена подготовительная к школе группа. Аналогичная программа бала подготовлена и издана в БССР с учетом национальных особенностей и специфики развития дошкольных учреждений.

В 1969г. вышла в свет усовершенствованная "Программа воспитания в детском саду", было учтены принципиальные изменения, внесенные в программы начального обучения. усовершенствовано программное содержание умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания, специальной подготовки детей к школе.

В БССР такая программа вышла с учетом быта, национальных традиций, характерных особенностей родного края, музыкальных, литературных произведений, игр и т.д.

13.Программа "Пралеска" - государственная национальная программа воспитания и обучения в детском саду.

В "Концепции дошкольного воспитания" были намечены основные направления совершенствования системы общественного дошкольного воспитания. Одним из главных направлений является перестройка содержания работы детского сада. Педагогическим коллективам разрешено выбирать программы развития и воспитания детей дошкольного возраста. В связи с этим был подготовлен ряд альтернативных программ. Временным творческим коллективом под руководством профессора Е.А.Панько и доцента А.И.Васильевой создана первая национальная программа "ПРАЛЕСКА".

Основными задачами программы являются:

Охрана и укрепление здоровья ребенка, формирование основ здорового образа жизни;

Обеспечение полноценного своевременного и всестороннего психического развития ребенка;

Воспитание личности ребенка, его творческого потенциала, форимирование способностей

Формирование взаимоотношений с близкими, обеспечение эмоционального благополучия каждого воспитанника;

Обучение детей, приобщение их к общечеловеческим и национальным ценностям культуры, использование в воспитании методов, форм в средств народной педагогики.

Гармонии трех начал - физического, духовно-нравственного, интеллектуально-познавательного развития детей;

Гуманизации и демократизации воспитания и обучения;

Природосообразности и индивидуализации воспитательно-образовательного процесса;

Оздоровительной направленности воспитания;

Соединения национального и общечеловеческого моментов в воспитании; развитие психики в деятельности; взаимодействие семейного и общественного воспитания; преемственности между детским садом и школой.

Содержание и задачи воспитательной работы представлены в программе разделами: "Познать, чтобы воспитывать", "Расти здоровым, малыш", "Сотрудничаем с семьей" и т.п. Материал программы представлен для 3 групп: "Маляты" (2-й - 3-й год жизни), "Чамучк1"(4-5 год жизни), "Фантазеры" (6-7-й год жизни). Программа дополняется приложениями по коррекции физического, психического, развития дошкольников, списками литературных, музыкальных произведений и т.д.

Психокоррекция отклонений у детей