Церковное забвение. О забвении

Бывает иногда, что ты знаешь, что ты грешник, и хочешь молиться, но у тебя нет состояния умиления, то есть ты ощущаешь ожесточение сердца. Что тогда нужно делать?

Это ожесточение сердца во время молитвы называется холодностью, сухостью или черствостью. И оно обычно, согласно святым отцам. Холодность почти всегда приходит от забвения. Причина холодности души - я ведь, грешный, каждое мгновение страдаю ею - это забвение. А забвение что такое, по святым отцам? Это первый грех рациональной части души.

Душа делится на три части: рациональную, раздражительную и вожделевательную, по святому Григорию Нисскому . Так их располагает и «Пидалион». Святой в точности предписывает епитимии за грехи по трем частям души. Посмотри в его правилах в «Пидалионе» .

С рациональной стороны первым грехом является забвение. Затем следуют неведение, нерассудительность, нерадение, неблагодарность за благодеяния Божии и ближнего, неразборчивость, неправоверие, хула, безумие, ересь и другие. Но первым шагом в сторону холодности , запомни, является забвение .

Когда мы забываем о благодеяниях Божиих, когда забываем, что Бог здесь, когда забываем о присутствии Бога, мы впадаем в так называемую акедию . Акедия есть расслабленность души и ума. Великий Василий и другие святые отцы называют акедию «каракатицей души». Когда человек становится апатичным и лежит в унынии, расслаблении, тогда все страсти и все зло входят в его душу.

Так он называет и воображение. Аристотель в своей философии называл его общим чувством. Потому что воображение улавливает не только один грех и борет душу не только одним грехом. Ты читал книгу «О хранении пяти чувств», написанную святым Никодимом Святогорцем?

Эх, сколько еще надо сказать! Видишь, как одно с другим связывается, когда говоришь? Пять раз я прочел ее за свою жизнь, в отшельничестве. Исключительная книга, очень назидательная. И когда заканчиваешь ее, автор говорит: «Эту непотребную книгу, которую я написал». Видишь, сколько тут смирения? «Ты сделался подобным огниву, а я как кремень. Ты ударил раз и другой в сердце мое, будто кремневое, и брызнули эти малые искры». Эта книга вся содержит великую мудрость!

Ты видел, что сказано там? Там показано нам, как идти этим путем. По причине того, что ум впал в холодность из-за забвения, после того как мы забыли страх Божий, человек начинает позволять себе все что угодно. А поначалу, когда человек забыл о страхе Божием, диавол начинает приносить ему всякого рода помыслы через воображение.

Воображение , по святому Василию Великому, - это мост для бесов, через который они пробираются в душу человека . Поэтому нам нужна великая внимательность на молитве, чтобы мы не представляли себе ничего, ибо первое мытарство, которое поджидает ум на пути к сердцу, - это воображение. Ни одно злое дело, ни один бес, ни одна страсть не переходит из ума в чувство иначе, как через воображение. Потому что ты не можешь совершить грех, пока не представишь его себе. Ты не замечал этого, когда борешься с умом? Или появляется образ того, кто тебя огорчил и на кого ты был сердит. Будто напоминает тебе о нем, и как бы ты отомстил ему. «Эх, если бы он был сейчас тут! Я бы ему такое устроил, я бы ему такое сделал!» И это бесы. Но они борют тебя через воображение. «Да, но он сказал мне то-то, скажу ему и я!»

Бесы принимают образ огорчившего тебя и вводят его в твою душу через воображение и показывают его тебе: «Вот посмотри, он сказал тебе то-то, он ненавидит тебя!». Затем ум начинает обманываться, предполагая, что тот тебя ненавидит, что тот говорит так-то, что тот еще что-то делает.

Один великий духовник говорил: «Не верь им, отче, ибо это обман ума, и потом увидишь, что ничего из того, что говорил тебе ум, не было правдой». Это обманы ума, которые бесы во время искушения вводят в душу через воображение, чтобы разрушить ее. Это предположения, обманчивые мнения. Предположения, будто такой-то говорит тебе то-то, такой-то питает злобу, такой-то еще что-нибудь делает. А ничего из всего этого не верно.

Бесы, видя, что человека возмущают такие подозрения, ведут брань и с помощью их. В Псалтири сказано: мнози борющии мя с высоты (Пс. 55: 3). И святой апостол Павел говорит: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6: 12). Вот так, с воздушными князьями борется бедный ум!

Что тут происходит? О грехе ты прежде всего подумал. Если ум согласился с мыслью, он переходит к размышлению. Переходит к выбору. Бес сразу погружает его в воображение. Он начинает припоминать… (Мы не говорили с вами об искушении с восьми сторон? Увидели бы вы и там, сколько любомудрия у святых отцов!) Когда он погрузил тебя в воображение, он подбросил тебе идола и нанес тебе удар прямо в ум. Всё! Ты слышишь, что сказано: когда увидишь мерзость запустения, стоящую на святом месте, читающий да разумеет! (ср.: Мф. 24: 15).

Святой Максим говорит: «Мерзость запустения на месте святом - это грех, представленный в воображении » . Ибо место святое - это сердце, потому что мы - храм Бога Живаго и Дух Божий живет в сердце нашем (ср.: 1 Кор. 3: 16). Бес, когда ему удалось через воображение водворить в уме идола, отсюда вводит его в сердце! Тогда в сердце и уме твоем есть только то лицо, которое огорчило тебя или которое ты страстно любишь! Когда он водворил в тебе идола, ты отдаешь себе отчет: «Да! Я не был трезвенным до первой приманки [прилога], - ибо здесь нам нужно сказать о двенадцати ступенях греха. - Если бы я был трезвен при первой уловке, то сразу же произнес бы: “Господи Иисусе Христе…”», - и при трезвении внимания идол не входит.

А поскольку я не был внимателен, то идол вошел: такое-то лицо, такая-то женщина, с которой мы встречались, или деньги, или слава, - всё, какого бы оттенка он ни оказался. Он его ввел в сердце через воображение. Это идол, это «мерзость запустения на месте святом». А если бы было трезвение внимания, то он не вошел бы. Оно сразило бы его с самого начала. Пришел? «Господи Иисусе Христе!..» Ты ударяешь его о камень, Христа. И знаешь, как ум привыкает к этой невидимой брани! Как написано в книге «Невидимая брань».

Блажен кто имеет трезвение ума! Потому сказал божественный Пимен Великий в «Патерике»: «Нам ничего не нужно, чтобы спастись, кроме трезвенного ума » . Ясно! Столько-то всего. С трезвенным умом и с этим деланием трезвения внимания мы можем спастись легче всего.

Его называет святой Исихий Синаит «всеобъемлющим деланием всякого доброго дела и всякой добродетели» , - почитайте в «Добротолюбии», ибо оттуда мы говорим, и в «Патерике».

Первый грех, рождающийся в рациональной части души, - это забвение. Из забвения рождается холодность души. Марк Подвижник говорит, что существуют три великана, убивающие душу: забвение, неведение и разленение .

Видишь? Может, кто-то и трезвен умом, да ослеплен неведением. И опять же, трезвения внимания нет и у него. Ты слышал, что неведение - это слепота души. Святой Максим говорит: «Жизнь для ума - свет ведения, а неведение - слепота души » . А значит, кто-то может ослепнуть не только от забвения, но и от неведения. А если он сказал и о разленении, то ты слышал, что он поставил сначала? То же забвение. Ибо и неведение, и разленение приходят вслед за забвением.

Святой Григорий Нисский классифицирует в «Пидалионе» все грехи по трем частям души, и первым грехом, возникающим из рациональной части, является забвение . И причина нашего охлаждения к духовному, даже во время молитвы, также проистекает из забвения.

А у кого есть трезвение внимания, тот, прежде чем придет забвение, чувствует его. Почему? Трезвение рождается из страха Божия. А страх Божий - из веры в Бога. Святой Максим Иповедник говорит: «Кто верует, тот боится, и кто боится, тот трезвится »! Посмотри, пришел помысл! Теперь я должен различить его: плох он или хорош! Что делать? И кто трезвится, тот сразу должен призвать Господа Иисуса, ибо трезвение внимания состоит в трех деланиях: трезвиться умом, противиться греху, как только он вошел в ум, и взывать: «Господи Иисусе Христе…». Трезвение наше не имеет никакой силы без Иисуса Христа.

А забвение - это первый шаг к холодности, как показывают божественные отцы. Если же мы боремся против забвения, то ум всегда трезв и потому избавлен от остальных борений на следующих ступенях греха.

  • «Анафем» (англ. Anathem) - научно-фантастический роман Нила Стивенсона, опубликованный в 2008 году. «Анафем» описывает вымышленную планету Арб, на которой ученые и интеллектуалы живут в замкнутых монастырях.
  • Церковное проклятие, осуждение на вечную гибель, произносимое в храме против еретиков и грешников, изгнание из церкви
  • Церковное забвение для грешника
  • (греческое anathema - проклятие) церковное проклятие, отлучение от церкви
  • Высшая церковная кара
  • Церковная опала
  • Бранное слово церковников
  • Высшая мера церковного наказания
  • Церковный "импичмент"
  • Одна из высших церковных наград, предназначенная для не совсем угодных
  • То, чем наградила церковь Льва Толстого
  • ЕПИТИМИЯ

    • Церковное наказание, исполняемое раскаявшимся верующим (долгая молитва, милостыня, паломничество и т. п.)
    • Ж. духовное взыскание, наказание; исправительная кара церковью кающегося грешника, особ. за проступки против уставов церкви, Епитимствовать, состоять на епитимии. Епитимствование ср. состояние на епитимии
      • Аббатиса (лат. abbatissa) - настоятельница женского монастыря (аббатства) в католической церкви. Аббатиса, хотя и наделяется аббатскими знаками отличия (наперсный крест, перстень, посох), но обладает только административной властью над подчиненными.
      • Женское церковное звание
      • АД

        • Есть также люди с фамилией «Черкес». Подробнее см. здесь.
        • Место для грешника, преисподня
        • Пекло грешника
        • Будущее грешника
        • Где грешники коротают вечность?
        • Картина Микеланджело "Грешники, низвергаемые в..."
        • Приемник умерших грешников
        • Согласно большей части религиозных учений, местопребывание душ грешников, обреченных на вечные мучения
        • Подходящее место для грешников
        • Место, где души грешников терпят вечные муки (религиозное)
        • В религиозных представлениях: место, где души грешников после смерти предаются вечным мукам
          • Ака́фист, у старообрядцев ака́фисто (греч. Ο Ακάθιστος Ύμνος, также неседален, неседальная песнь, то есть «песнь, которую поют, не садясь, стоя») - жанр православной церковной гимнографии, представляющий собой хвалебно-благодарственное пение, посвящённое Господу Богу, Богородице, ангелу или (чаще всего) тому или иному святому.
          • Греческое слово "кафизо" означает "сажусь", а какое церковное песнопение исполняется только стоя
          • Христианское хвалебное церковное песнопение
          • Греческое слово "кафизо" означает "сажусь», а какое церковное песнопение исполняется только стоя?
          • Церковное песнопение
          • М. неседален, церковная хвалебная песнь и молитвы Спасителю, Богоматери и св. угодникам. Акафистный молебен, с акафистом. Акафистник м. сборник акафистов, книга. Любитель, акафистов
          • Жанр церковного песнопения
          • Род хвалебного церковного песнопения
          • Разновидность церковно

Поиск душевного мира и покоя в конечном итоге заводит человека в крайность из которой очень трудно выбраться.

Твою веру ругают, хулят, а человек молчит боится потерять душевный покой — тот дух который он стяжал, а насколько этот дух истинен не важно, ведь равнодушным удавом быть лучше нежели ревнителем, который не жалея духовных сил трудится и сражается на фронте за спасение себя, своих ближних и Церкви Христовой.
. Удавы душевного мира и спокойствия, предпочитают всему равнодушие. Бьют твоего ближнего — они рассуждают так, если я заступлюсь, то потеряю душевный мир. Обманывают на рынке неруси, ну Бог им судья, не буду я нервы свои тратить и завязывать конфликт. Олигархи расхищают народные богатсва, да ну и хрен с ними все равно я ничего сделать не могу. Где-то идет война, не буду о этом читать, душу свою надрывать, меньше знаешь — лучше спишь. Таких примеров равнодушия предостаточно которое почему-то воспринимается практикующими за добродетель Духа Мирна.

Как мне кажется — Серафим Саровский под Духом Мирным подразумевал одно единственное значение — отсутствие животной агрессии которая в порыве гнева заставлять мстить превышая меру мщения! Без Духа Мирна, невозможно стяжать Дух Христов.

Духу мирну сопутствуют такие синонимы как — кротость, незлобливость, умение прощать, дар видеть в личном враге благодетеля.

Равнодушие, Теплохладность в конечном итоге настолько заболачивают душу, что человек стяжавший эти лжедобродетели перестает упражняться в духовном, ему кажется раз я стяжал чувство покоя то достиг определенных высот и мне этого достаточно. Вот посмотрите как выглядит душа такого человека — тухлая вода, вся в ряске, все живое умерло окромя пиявок, комаров да лягушек. Попробуй ка потревожь эту воду как она начинает вонять смертью.

Многие оправдываются тем, что мир слишком зол и агрессивен поэтому безполезно тратить силы на его исправление, что может сделать человек своей немощною рукою? Да хотя-бы избавиться от этой лже добродетели душевного покоя — аппатийной жизни. Люди живущие покоем не способны соблюсти заповеди данные Христом, ибо не хотят колебать душу свою эмоциями причиняющими ей дискомфорт — безпокойство и боль.

2. Блажени плачущии, яко тии утешатся.

4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.

8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть царствие небесное.

9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Для того, что-бы в своей душе вновь возжечь огонек жизни который сделает из болота источник воды живой, постарайтесь хотя-бы воспитать в себе чувство справедливости, и искать справедливость во всем, но и его не следует доводить до крайности.

Приходя на исповедь нужно без утайки рассказать священнику все грехи, совершённые с момента последней исповеди и вспомнившиеся ранее не исповеданные грехи. Если исповедь первая, нужно рассказать грехи начиная с 7-летнего возраста или с момента принятия Крещения. Надо называть все свои грехи, не скрывая ни одного из них, священник обязан хранить тайну исповеди. Сокрытие греха во время исповеди - это двойной грех, такую исповедь Бог не принимает. Чтобы легче было подготовиться к исповеди, приводим краткий список наиболее распространённых грехов, в которых на исповеди нужно каяться и с которыми бороться. Соотнося свою жизнь с перечисленными грехами, можно вспомнить более частные грехи, совершённые Вами, их также нужно перечислить на Исповеди, чтобы получить от Бога полное в них прощение.

Грехи против Десяти Заповедей Божиих

1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов кроме Меня. Грехи: невежество в вере, безбожие, лжеучения, коммунизм, магия, хождение к бабкам и целителям, астрология (чтение гороскопов в т.ч.), участие в сектах, гордыня, хвастовство, карьеризм, самонадеянность, самолюбие, ересь.


2. Не делай себе кумира, не поклоняйся и не служи им. Грехи: идолопоклонство, вызывание духов, кормление домовых, гадание, человекоугодие, сребролюбие, привязанность к вещам.

3. Не произноси Имени Господа Бога твоего напрасно. Грехи: кощунство, издевательство над святыней, мат, божба, нарушение обещания, чертыхание.

4. Помни день субботний, проводи его свято; шесть дней работай, а седьмой, день покоя, посвяти Господу Богу твоему. Грехи: забвение Церковных праздников, пропуск воскресного богослужения, работа в праздники, тунеядство, нарушение поста, помехи близким ходить в храм и вести благочестивый образ жизни.

5. Почитай отца твоего и мать твою. Грехи: оскорбление родителей, не почитание их и не поминовение их на молитвах, ругань на священство и власти, не почтение к старшим и учителям, не приглашение священника к родным перед смертью.

6. Не убивай. Грехи: убийство, аборты, гнев, ругань, драки, ненависть, обиды, злопамятство, раздражительность, дерзость, осуждение, обзывательства.

7. Не прелюбодействуй. Грехи: супружеские измены, секс вне брака, гомосексуализм, онанизм, смотрение порнографии, половые извращения, неприличные прикосновения и телодвижения, ношение вызывающей одежда, злоупотребление косметикой.

8. Не кради. Грехи: воровство, грабеж, мошенничество, ростовщичество, скупость, неотдание долгов, обвес, обсчёт, небрежное исполнение обязанностей.

9. Не произноси ложного свидетельства. Грехи: лжесвидетельство, ложь, клевета, сплетни, предательство, обман, .

10. Не желай чужого. Грехи: зависть, недовольство своим положением, ропот.

Мытарства - это частный суд Бога над каждою человеческою душою. По преданию Церкви, каждая душа человека после смерти прежде чем предстать перед Судом Божиим, проходит последовательно 20 мытарств, на которых в присутствии ангелов и демонов, и перед оком всевидящего Бога, она подробно даёт ответ за все свои грехи, дела, наклонности и мысли за исключением тех, которые человек совершал до принятия Крещения и в которых он покаялся в Таинстве Исповеди. Это неизбежный путь, который проходят все души человеческие (и злые, и добрые). Души праведные, оправданные на всех мытарствах, возносятся ангелами в райские обители, а души грешные, задержанные на том или другом мытарстве, влекутся демонами в ад для мучения перед Страшным Судом Божии во время Второго пришествия на землю Господа Иисуса Христа. Ежедневно рассматривай грехи твои, молись о них, а раскаиваясь в своих грехах в Таинстве Исповеди, получишь от Бога полное прощение и благодатную помощь к исправлению, очищению и началу новой жизни (Св. Кирилл Александрийский «Об исходе души»).

Грехи, истязуемые на мытарствах.

1.Словом: неправдоглаголание, многословие, пустословие, празднословие, суесловие, злословие, сквернословие, анекдоты, непристойности, пошлости, искажения слов, упрощения, велеречие, нелепости, насмешки, хохот, смех, обзывания, пение страстных песен, кривотолки, сварливость, косноязычие, гнусности, подстрекательство, кощунство, поругание людей и имени Божьего, поминание всуе, хамство.

2. Ложь: лесть, подхалимство, угождение с хитростью, подлость, трусость, кривляние, суета, обособленность, воображение, артистизм, лжесвидетельство, клятвопреступление, утаивание грехов на исповеди, скрытность, нарушение данного на исповеди обещания не повторять грехи, лукавство.

3. Клевета: оскорбления, осуждение, искажение правды, ябедничество, жалобы, надругательства, глумление, содействие грехам других, бесцеремонность, циничность, моральное давление, угрозы, недоверие, сомнения.

4. Чревоугодие: обьядение, обпивство, курение, тайноядение, нарушение постов, невоздержание, пиршествование, пьянство, наркомания, токсикомания и прочее, обжорства.

5. Лень: небрежение, невнимание, забвение, многоспание, безделье, уныние, нерадение, малодушие, слабоволие, праздность, забывчивость, беспечность, халтура, тунеядство, необязательность, хладность и теплохладность к духовному, нерадение о молитве, нерадение о спасении, бесчувственность.

6. Воровство: хищения, кражи, дележ, авантюры, аферы, пособничество, использование краденного, мошенничество, присвоение в виде изъятия, святотатство (кража Церковного).

7. Сребролюбие: корысть, поиск выгоды, многозаботливость, стяжательство, жадность, скупость, накопительство, дача денег в долг под проценты, спекуляции, взятки.

8. Лихоимство: вымогательство, грабеж, разбой, коварство, не отдача долгов.

9. Неправда: обман, обвес, подкуп, неправедный суд, бесчестие, мотовство, подозрение, укрывательство, соучастие.

10. Зависть: в благах материальных, в душевных достоинствах, желание чужого.

11. Гордость: самомнение, своеволие, самовозношение, возвышение, тщеславие, высокомерие, лицемерие, самообожание, ослушание, неуступки, неповиновение, презрение, бесстыдство, бессовестность, богохульство, невежество, дерзость, самооправдание, упрямство, нераскаянность, кичливость.

12. Памятозлобие: злопамятность, злорадство, отмщение, мстительность, вредительство, травля, каверзы, кляузы.

13. Гнев: непримиримость, вспыльчивость, ненависть, ярость, удары, пинки, дерзость, озлобление, отчаяние, ссоры, склоки, истерики, скандал, вероломство, беспощадность, грубость, обиды.

14. Убийство: (мыслию, словом, делом), драки, применение всякого рода орудий или препаратов для убийства, аборты (или соучастие)

15. Волхование: гадания, ворожба, оккультизм, астрология, гороскопы, прельщения модой, целительство (экстрасенсорика) прикрываясь именем Божиим, левитация, знахарство, ведьмовство, чародейство, шаманство, колдовство, магия вне зависимости от цвета и направления.

16. Любодеяние: плотское сожительство вне церковного брака в том числе т.н. гражданский брак, сладострастные воззрения, блудные помыслы, мечты, фантазии, упоения, услаждения, соизволения на грех, осквернение целомудрия, ночные осквернения, порнография, смотрение развратных фильмов и программ, рукоблудие.

17. Прелюбодеяние: попытка совращения, супружеская измена, насилие, падение, нарушение обета безбрачия.

18. Блуд содомский: извращение естества, самоудовлетворение, самоистязание, насилие, похищения, кровосмешения, совращение малолетних (прямое и косвенное).

19. Ереси: неверие, суемудрие, искажения и извращения истины, искажения Православия, сомнения, отступничество, нарушение церковных постановлений, участие в еретических сборищах (Свидетели Иеговы, Сайентология, Богородичный Центр, Иванова, Рериха и т. д.), а также участие в других богоборческих объединениях и структурах.

20. Немилосердие: нечувствие, безжалостность, гонение немощных, жестокость, окаменение, очервствление, не заботились о детях, стариках, больных, не подавали милостыни, не жертвовали собой и своим временем ради других, бесчеловечность, бессердечность.

Архимандрит Савва (Мажуко)

Богомыслие Креста – самое трудное из духовных упражнений. Мы читаем о подвижниках, которые предавались этому подвигу постоянно. Они не просто созерцали Крест в молчании, но их молитва непостижимым образом соединялась с мыслью о Кресте, становясь молитвенным богомыслием.

Наверное, это очень странно, но впервые я погрузился в это богомыслие на уроке химии. Конечно, мне было далеко до откровений старцев, но именно тогда я неожиданно задумался над тайной Креста.

Дело было в последних классах школы. Пожилая учительница надрывно рассказывала что-то важное о полной горьких превратностей жизни химических элементов, но буйные подростки предавались более волнующим темам, и класс гудел, словно растревоженный улей. Наконец, у наставницы сдали нервы:

– Перед кем я тут распинаюсь?

Дети стыдливо притихли, бросая друг на друга укоризненные взгляды, но стыда хватило ненадолго, и уже через минуту вернулся привычный гул.

Вот тогда я и обратил внимание на эту фразу – «перед кем я тут распинаюсь? », и давно я уже не в школе, но не отпускают меня эти слова, напоминая о самом трудном из духовных упражнений.

Крест над городом

Святой Константин Великий видел Крест на небе.

Святая Елена искала Крест под землей.

Святой Андрей воздвигал Крест над киевскими холмами, а потом и сам был распят на апостольском Кресте.

Великие зодчие ставят кресты на шпилях церквей, художники вырезают знамение Распятого на скалах и саркофагах, иконах и фресках. Крест украшает и драгоценные ризы царей, и бедные одежды схимника. Его вешают на хрупкую шейку крещеного малыша, а мужественные коптские христиане выжигают Крест на запястье, и где-то в далеких африканских деревушках женщины-христианки носят татуировки Креста на лице. Русские не так суровы, зато непрестанно крестятся во время молитвы, прикладываясь к святыне, принимая пищу, заходя в храм, открывая Евангелие и даже задаваясь вопросом:

– А зачем столько крестов? Не слишком ли много напоминаний о Распятии? Не обесцениваем ли мы то уникальное событие истории, которое требует благоговения, тишины и простого человеческого уважения?

И это справедливые вопросы.

Что такое Крест? Ответ на поверхности: это орудие казни.

А если не на поверхности? Если остановиться и позволить себе труд созерцания Креста, труд тяжелый и пугающий?

Ответ Бога

Много лет я задавался вопросом: что же чертил на песке Христос, когда к Нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии? Мне все время казалось, что это были слова, непременно слова, какая-то сокровенная мудрость, которую так бездарно упустили и ученики, и летописцы. Один старый священник сказал мне, что Христос чертил на песке ответ Бога людям на все их вопросы.

– Что же это за ответ?

– Знамение Креста!

Крест – ответ Бога.

Крест – самое убедительное свидетельство Любви и Человеколюбия.

Крест – откровение о Боге-Любви.

Крест – свидетельство о смирении Бога.

– Но откуда мне знать, что Бог есть любовь? С чего вдруг вы поверили, что Богу вообще есть до нас дело?

– Посмотри на Крест! Бог дал Себя убить, чтобы спасти человека!

Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим. 5:8).

Христос распинался перед теми и за тех, кто плевал Ему в лицо, зверски избивал и своей клеветой и ложью привел к казни.

Христос распинался за тех, кто остался скучать во дворце, малодушно умыв руки, и за тех, кто предал Его на смерть или просто сбежал от испуга и неожиданно для себя отрекся при свидетелях у Него на глазах.

Христос распинался за тех, кто даже не заметил ни Его служения, ни Его смерти, ни Его воскресения, и за тех, кто продолжает жить так, будто никогда не было Креста и Воскресения.

Ответ ученика

Тайна Креста открывается не всем, не каждому дается это напряженное созерцание крестной тайны мира. Но о том, что важно для каждого, говорит Евангелие:

Кто не берет креста и не следует за Мной, тот не достоин Меня (Мф. 10:38).

Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником (Лк. 14:27).

Вот это звучит по-настоящему больно! Не беру свой крест, значит, не ученик, не христианин, не Христов! А что значит «взять свой крест»?

Взять Крест – пойти против природы, которая отовсюду кричит, что мы должны пожирать друг друга, что человеку естественно рваться вперед, не озираясь на трупы поверженных врагов.

Взять Крест – жить, как Христос, любить, как Христос, верить в людей и бескорыстно служить Добру.

Взять Крест – облечься во Христа, так, чтобы Его чувства стали моими, Его любовь к людям стала моей, Его доброта раскрылась в моей жизни.

Крест – это бескорыстная любовь к людям! За такую любовь мстят! Такое не прощают! И не только люди!

Но любить людей очень трудно! Мы читаем о том, как вели себя жители Иерусалима во время казни Христа, и думаем:

– Господи! Перед кем Ты распинался!

Тише! Посмотрите вокруг! Боже мой, да не обязательно вокруг, – посмотрите в зеркало! Нас повсюду окружают кресты – Христос продолжает распинаться – за нас распинаться, праздных созерцателей, уже привыкших к этому откровению любви.

Христос перед нами распинается! Перед нами и ради нас! И что нам на это ответить? И кто в состоянии на это ответить? Только тот, кто берет свой крест и идет за Христом. А это значит, вопреки самым сильным свидетельствам о том, что мир лежит во зле, а люди – мелкие и подлые животные, которые предадут, обесчестят, растопчут при первой же возможности – вопреки всему этому, с последним крестным юродством, с безумием Креста продолжать свидетельствовать о любви и доброте как единственном естественном состоянии человека и мира, как о замысле Божием о творении.

Это люди придумали Освенцим, это они строили лагеря в Сибири, морили голодом нищих в Бенгалии, рубили руки рабам в Конго, травили индейцев в Америке, мучили детей в Беслане, и много зверств совершается и по сей день под прикрытием ночи и изящной болтовни.

И все же мир стоит на любви и доброте, хоть всякому, кто станет апостолом Доброты, придется взойти на Крест. В этом трагедия нашего мира.

Праведнику не миновать Креста!

Добро обязательно будет распято!

Поэтому так больно смотреть на Крест. Поэтому так быстро заволакивает нашу память забвение о Кресте, и чтобы напомнить себе о Его правде, нам приходится так часто и настойчиво напоминать себе об этом знамении победы.

Психология свиданий