Где живут оптинские старцы. Тайны и чудеса оптиной пустыни

Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768-1841)

Первый основатель и вдохновитель оптинского старчества. Человек непоколебимой веры, необычайной смелости, твердости и энергии. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, проходившая в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа. Чудеса, совершаемые старцем, были бесчисленны: толпы обездоленных стекались к нему.
Кончина (день памяти): 11/24 октября 1841 г.
Ученик и сотаинник старца Льва. Старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. Главная добродетель, которую он особенно воспитывал в людях – это смирение, считая её основанием христианской жизни. «Есть смирение – все есть, нет смирения – ничего нет», - говорил преподобный. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России.
Кончина (день памяти): 7/20 сентября 1860 г.

Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782-1862)

Кроткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.
Кончина (день памяти): 16/29 июня 1862 г.

Схиигумен Антоний (Путилов) (1795-1865)

Брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова. Перед своей кончиной он говорил: «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».
Кончина (день памяти): 7/20 августа 1865 г.

Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805-1873)

Ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры. «Только с той минуты, как мы узнали его, вспоминает духовное чадо старца, - мы узнали, что такое спокойствие духа, что такое мир душевный...». Старец-скитоначальник скончался в молитве, с четками в руках.
Кончина (день памяти): 18 сентября/1 окт. 1873 г.
Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812-1891)
Великий старец и подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ - искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. Ученик старцев Леонида и Макария, унаследовал от них благодатный дар старчества, в беззаветном служении людям пребывал более 30 лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, его письма и наставления - источник духовной мудрости для ищущих спасения. Преподобный имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный он особенно отличался христианской любовью.
Кончина (день памяти): 10/23 октября 1891 г.

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824-1894)

Скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения. Преп. Амвросий говорил, что ему была дана такая молитва и благодать, какая одному из тысячи дается.
Кончина (день памяти): 25 января/7 февраля 1894 г.
Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810-1894)
Приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества. Он не знал покоя – двери келии его были открыты для братства и убогих. В пище, и в одежде, и в убранстве келии соблюдал полную простоту древних подвижников.
Кончина (день памяти): 22 августа/4 сент. 1894 г.
Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837-1911)
Ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Преп. Иосиф был человек глубокого внутреннего делания, всегда хранивший сердечное безмолвие и непрестанную молитву.
Кончина (день памяти): 9/22 мая 1911 г.

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845-1913)

Скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние.
Кончина (день памяти): 1/14 апреля 1913 г.

Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855-1922)

Прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.
Кончина (день памяти): 30 июля/12 августа 1922 г.
Иеросхимонах Нектарий Оптинский (1853-1928)
Последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, нередко скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, сам находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих. За советами и молитвенной помощью к нему обращались и простые миряне, и великие Святители.
Кончина (день памяти): 29 апреля/12 мая 1928 г.

Иеромонах Никон (Беляев) (1888-1931)

Ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.
Кончина (день памяти): 25 июня/8 июля 1931 г.
Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865-1938)
Последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.
Кончина (день памяти): 26 декабря / 8 января 1938 г.

В тяжелые минуты каждый человек надеется получить духовную помощь или мудрый совет, обрести надежду на исцеление или уменьшить страдание. Верующие спасаются молитвами и паломничеством к Святым местам. Одним из таких является чудодейственная Оптина пустынь. С давних времен и по сей день эта обитель славится силой, которой обладают ее служители - оптинские старцы.

Происхождение монастыря

По преданию, в древние времена в глухом лесу на берегу реки Жиздра, вдали от людей, поселились отшельники, которые обладали невероятными способностями - предвидения и исцеления . Они вели тихую богоугодную жизнь. Кто-то называл их пророками, они же свое служение называли старчеством, утешали страждущих и предсказывали будущее по Божьей воле.

Точное время основания и происхождение названия имеют несколько версий. Одни считают, что основателем монастыря был разбойник Оптий, который покаялся и принял монашество. Другие уверены, что князь Владимир Храбрый основал обитель. Известно, что в уже семнадцатом веке Оптина пустынь представляла из себя деревянную церковь с шестью кельями, в которых жили двенадцать святых старцев. Затем царь Михаил Федорович подарил монастырю мельницу с землей в Козельске, а местные бояре Шепелевы воздвигли Введенский собор. Таким образом, этот монастырь является одним из древнейших.

Характерные отличия обители

Большинство монастырей славится своей заботой о слабых и неимущих, школами для сирот и госпиталями, длительными богослужениями и приемом паломников. Но Оптина пустынь уникальна своими монахами.

Первые старцы

В эпоху Петра первого, когда материальное начало ставилось выше духовного, монашество подвергалось гонениям и стало погибать. И только благодаря искренне верующим, чистым духом инокам сохранялась духовная жизнь Руси. Особенно прославился на этом поприще волевой, энергичный и обладающий даром убеждения преподобный Паисий Величковский. Именно он уяснил необходимость внутреннего подвижничества, сам был старцем и вывел из скитов старчество в общежительную жизнь монастырей. Среди паисиевых учеников был Феодор Свирский, воспитавший первого оптинского старца Льва.

У истоков монастыря стояли святые старцы:

Они не только творили чудеса при жизни, оказывая людям помощь, но и оставили миру бесценное наследие в виде мудрых изречений, трудов и жизнеописаний.

Основные положения Оптиной

Старцы заложили характерную основу оптинского старчества из трех составляющих:

Следуя этим канонам, продолжают великое дело служения старцы оптиной пустыни в настоящее время.

Самый известный среди них - схиархимандрит отец Илий. О его даре прозорливости, доброте, остроте взгляда, внутренней чистоте и смирении православные рассказывают тысячи удивительных историй. В настоящее время старец служит в Переделкино и является личным духовником и наставником патриарха Кирилла. Но, несмотря на это, выбирает время для приезда в Оптину пустынь, чтобы встретиться с паломниками, утешить словом и помочь советом.

Любой человек, который хоть раз побывал в Оптиной, побеседовал с монахами, приложился к мощам старцев, описывает свои ощущения словами, полными восторга: «…ощутил благодать, выступили слезы счастья, душу переполнила любовь ко всему миру, увидела красоту вокруг, почувствовал облегчение». Действительно, вся обитель будто пропитана той святостью и духовностью, которую из поколения в поколение передавали старцы-основатели через своих учеников.

Все, что связано с Оптиной пустынью и ее старцами, обладает невероятной чудесной силой. Наделена этим качеством и икона оптинских старцев; в чем помогает, рассказывают тысячи верующих, которые в минуту невзгод творили молитвы перед образом.

Изображение всех родоначальников пустыни - 14 святых старцев имеет такую духовную силу, которая способна передать молящемуся всю мудрость, волю, покой и смирение, которой обладали иноки. К иконе обращаются, прежде всего, в минуты сомнения, чтобы узреть слово Божье и получить ответы на свои вопросы. А также в таких жизненных ситуациях, когда требуется:

Лик Оптинских старцев способен наделить человека терпением и пониманием того, что жизненный путь не бывает легким; и одновременно вселяет уверенность, что молящийся не одинок в этом мире, с ним Божья благодать, которую нужно почувствовать, принять и приложить для этого собственные усилия.

Наследие преподобных

Обрести смысл жизни и познать истину человеку помогает не только посещение Оптиной или молитва перед иконой Оптинских старцев. Следует ознакомиться с духовным наследием в виде бесценных писем, жизнеописаний, проповедей и поучений преподобных. Высказывания оптинских старцев из их трудов разбирают на цитаты.

Д е­лай­те доб­ро, ук­ло­ня­ясь от зла, - сна­ча­ла из стра­ха Бо­жия, а по­том дой­де­те и до люб­ви Бо­жи­ей.

преп. Макарий

Д об­рое де­ло не есть вся­кое доб­рое де­ло, а лишь та­кое доб­рое де­ло, ко­то­рое де­ла­ет­ся ра­ди Бо­га. Внеш­ность де­ла не есть его сущ­ность, Бог зрит на серд­це. Как долж­ны мы сми­рить­ся, ви­дя, что ко вся­ко­му доб­ро­му де­лу при­ме­ши­ва­ет­ся страсть.

преп. Никон

К ог­да ду­ша за­ко­ну Бо­жию по­у­ча­ет­ся, а те­ло бла­го­ра­зу­мию ду­ши по­кор­но, тог­да де­ла ви­дят­ся сии: лю­бовь к Бо­гу и ближ­не­му, мир со все­ми, кро­тость, прос­то­та, бла­го­ск­лон­ность, ми­ло­сер­дие ко всем, скром­ность, воз­дер­жа­ние, це­ло­муд­рие, нез­ло­бие и про­чие. И сии де­ла суть пло­ды Ду­ха Свя­та­го и на­зы­ва­ют­ся се­я­ни­ем в ду­шу.

преп. Моисей

М уд­рос­ти свой­ствен­но иметь не толь­ко ост­ро­мыс­лие, но и даль­но­вид­ность, и пре­дус­мот­ри­тель­ность, и вмес­те ис­ку­с­ство, как пос­ту­пить.

преп. Амвросий

В Оптиной пустыни каждый старец вел духовно-просветительскую работу, передавая свои знания, веру и опыт не только последователям и ученикам, но и всем, кто желает постичь смысл бытия и узреть Бога в себе. Всей своей жизнью преподобные учат людей неприятию злобы, зависти, жадности, жестокости по отношению друг к другу. Безгрешное и наполненное светом житие святых старцев дает им моральное право давать наставления заблудшим душам.

Ежегодно 11 октября проходит церковное празднование Собора преподобных Оптинских старцев в память о святых, своей жизнью доказавших существование пророков в миру. И неважно, с чего началась история обители - с раскаявшегося и принявшего постриг разбойника Оптия или с поселения других таинственных отшельников. История Оптиной пустыни служит наглядным примером того, что вера в Бога, сила человеческого духа и стремление посеять в людских сердцах милосердие помогают пройти через любые лишения и горести.

На сегодняшний день Оптина пустынь имеет огромное значение как для православной церкви и государства, так и для каждого отдельно взятого человека. В обители всегда открыты двери, за которыми ждут мудрые наставники, добрые советы и умиротворение.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Калужская область славится множеством святынь. Самая известная - история которой начинается в XIV столетии. В XIX веке монастырь стал настоящим исправительным приютом для русской интеллигенции. Мудрые духовники - - врачевали здесь недуги дворян, с любовью утешая всех богомольцев, независимо от их звания и положения.

Где находится Оптина пустынь

Монастырь расположен в двух километрах от Козельска, на берегу Говорят, что проведя в этих местах несколько дней, человек меняется, в его душе наступает спокойствие. Сотни людей едут сюда каждый день. Это одно из самых почитаемых и намоленных мест православной Руси. О том, где находится Оптина пустынь, люди задумываются в минуты уныния, тогда, когда их охватывает чувство безысходности. Добраться до этих мест можно на поезде. От станции Тупик до монастыря два километра.

Предыстория

Что было ранее там, где сегодня находится Оптина пустынь? История повествует о племени вятичей, проживавших здесь когда-то. Сам же город упоминается впервые в летописи 1146 года. В 1238-м он был взят татарами. Сражение продолжались полтора месяца. Почти все жители Козельска были убиты, а двухлетний князь Василий, по преданию, утонул в крови.

В начале XV века город перешел Литве. Через 50 лет город вошел в состав Московского княжества. Дата основания Оптиной пустыни неизвестна. Но есть предположение, что ранее монастырь был общим для монахов и монахинь.

Опта

Оптина пустынь - мужской монастырь, расположенный в Калужской области. Пустынью в старину называли места уединенных монашеских поселений. Оптина - слово, которое происходит от имени раскаявшегося разбойника. Об этом человеке известно немного.

Разбойник Опта был грозным предводителем большой шайки. Он промышленной в дремучем лесу, где теперь расположен город Козельск. Однажды по неизвестным причинам отпетый разбойник оставил свою шайку и принял В иночестве он получил имя Макарий. Именно поэтому пустынь в 14-15 столетиях называлась Макарьевской. Где похоронен основатель монастыря, неизвестно. К тому же эта история всего лишь одно из преданий. В истории Оптины пустыни много белых пятен.

Другие версии об основании обители

О том, кто основал Оптину пустынь, есть различные предположения. Согласно одной из версий, она построена была в глубине дремучего леса благодаря князю Владимиру Храброму и его наследникам. Эти места не подходили для хлебопашества, в XIV веке никому не принадлежали. А потому, согласно еще одной версии, однажды здесь появились неизвестные отшельники. Они избрали для своих духовных подвигов самое глухое место, вдали от поселений. Таковы версии о возникновении Оптиной пустыни. История монастыря представлена ниже.

XVIII век

Петровские реформы не лучшим образом отразились на судьбе обители. Монастырь должен был платить оброк государству. Средства необходимы были для строительства новой столицы и войны со шведами. Ко второму десятилетию XVIII века обитель оказалась в бедственном положении. В 1724 году была упразднена. Деревянные постройки, находившиеся на ее территории, пришли в негодность.

Восстановление началось в 1741 году. Здесь построили деревянную колокольню и новый храм с двумя приделами. В 1764 году по приказу Екатерины Великой обитель вошла в число заштатных монастырей Крутицкой епархии. Спустя пять лет завершилось строительство соборного храма. Согласно историческим документам, в семидесятые годы здесь было всего два монаха.

Положение Оптины пустыни начало меняться к концу XVIII столетия, когда на монастырь обратил внимание митрополит Московский. Уже в 1797 году здесь было 12 монахов. В 1799-м обитель вошла в состав Калужской епархии.

XIX век

В отечественной истории Оптина пустынь имеет немалое значение. Эта обитель - яркий пример процесса духовного возрождения, произошедшего в конце XVIII столетия. Она расположена у опушки соснового бора, отрезана от мира Жиздрой. Это превосходное место для созерцательной отшельнической жизни, духовных оазис. Говорят, старцы Оптины пустыни обладают даром исцеления.

В начале столетия началось строительство трехъярусной колокольни. С обеих сторон к ней пристроили флигели для келий. В 1804-м строительство закончилось. Спустя три года началось возведение Казанского храма, чуть позже - больничной церкви с шестью кельями. На материал для строительства выделил средства советник Камынин.

Храмы были освящены в 1811 году. Спустя десять лет здесь устроили скит. В нем проживали пустынники, то есть люди, проведшие много лет в абсолютном уединении. Духовной жизнью обители ведал старец. Со всех уголков России в Оптину пустынь потянулись люди, которые стремились к жизни в согласии с Богом. Монастырь стал духовным центром страны. После того как начали поступать пожертвования, здесь появились угодья, мельница, каменные здания.

XX век

В 1918 году монастырь был закрыт. Несколько лет на его территории располагался Дом отдыха. На могилах старцев в советские годы некоторое время была танцплощадка. А в 1939-м эти святые места по приказу Берии были преобразованы в концлагерь. Здесь содержалось несколько тысяч польских офицеров, большая часть из них была отправлена в Катынь и расстреляна.

В начале ВОВ в монастыре располагался госпиталь, затем - проверочно-фильтрационный лагерь НКВД. Русской православной церкви правительство передало Оптину Пустынь 1987 году. Восстановление началось в 1990-м.

Места захоронения старцев нашли с огромным трудом. Разруха в девяностые годы здесь была настолько удручающей, что местные жители не верили в то, что Оптину пустынь удастся возродить.

Архитектурный ансамбль

Главный храм обители - Введенский собор. Он основан в 1750 году. Самый большой храм на территории монастыря - храм Казанской иконы Божьей Матери, построенный в 1811 году. В двухтысячных возвели храм Преображения Господня.

На территории обители также находятся: храм в честь Преподобной Марии Египетской, колокольня, часовня, надвратная церковь, деревянная звонница, братская трапезная, а также хлебопекарный, игуменский, библиотечный, келейный корпуса. Некоторые постройки появились еще в XIX веке. Например, келья старца Амвросия располагается в деревянной избе, которой уже более 150 лет. Однако самая старая постройка в Оптиной пустыни - Введенский собор.

В Москве и Санкт-Петербурге находятся церкви, относящиеся к обители. Это подворье Свято-Введенского монастыря Оптиной пустыни в Ясенево (Храм Петра и Павла) и Храм Успения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове.

Старцы

Оптина пустынь - это прежде всего ее старцы. Их сегодня всего четырнадцать. В чем заключается сущность старчества? Среди монахов выбирается более опытный, который становится духовным отцом всей братии. Наставником он становится и для мирян, приезжающих сюда. Между Казанской церковью и Введенским собором находится некрополь. Здесь похоронены священнослужители. И именно в этой части пустыни находятся могилы оптинских старцев. Однако они пустые - мощи святых перенесены в раки.

Каждый из старцев чем-то прославился. Нектарий был предсказателем. Лев - врачевателем. Самым известным был третий по счету старец Оптиной пустыни - Амвросий. Не так давно в скиту восстановили его келью. Вход для мирян сюда закрыт.

Иеросхимонах Амвросий

Его канонизировали в 1988 году. Преподобный Амвросий, в миру Александр Михайлович Гренков, обладал феноменальной памятью, свободно писал и говорил на пяти иностранных языках. Он с детства отличался необыкновенными способностями, но в юношестве сильно заболел и тогда дал обет Богу: если выживу, постригусь в монахи. Александр Гренков выздоровел. Для своего служения он выбрал Оптину пустынь.

Преподобный Амвросий умел с каждым поговорить на его языке: помочь неграмотной крестьянке, дать совет состоятельному помещику. Этот человек общался со Львом Толстым и Федором Достоевский. Беседы со старцем происходили в особом помещении. Обстановка этой комнаты сегодня полностью сохранена. В ней царит аскетичность, хотя старец здесь принимал не только известных писателей, но и представители царской семьи Романовых.

Лев Толстой приезжал в Оптину пустынь шесть раз. Впервые - в 1878 году. Между Амвросием и Толстым тогда состоялся долгий, тяжелый разговор. После отъезда писателя, старец произнес: «Уж очень горд». Есть сведения, что Толстой приезжал сюда непосредственно перед смертью, хотел посетить Амвросия, но не решился войти в скит.

Федор Достоевский приезжал в Оптину пустынь после тяжелой потери - смерти маленького сына. Писатель не мог понять, для чего Богу нужна была смерть ангелоподобного мальчика. Он очень страдал. Приехав в обитель, Федор Михайлович долго разговаривал со старцем Амвросием. Как утверждали очевидцы, вышел он из его кельи совершенно другим человеком. Старец Амвросий - прототип Зосимы из романа «Братья Карамазовы».

Иеросхимонах Лев

В миру его звали Львом Даниловичем Наголкиным. Родился будущий оптинский старец в 1768 году. Происходил из мещанского сословия, в молодости служил приказчиком у состоятельного купца. В 1797 году Наголкин постригся в монахи. Спустя 20 лет прибыл в Оптину пустынь, где основал старчество. Среди его духовных чад был преподобный Амвросий, о котором сказано выше.

Иеросхимонах Макарий

Михаил Николаевич Иванов, таково мирское имя этого старца, родился в 1788 году в дворянской семье. В возрасте 14 лет поступил на службу бухгалтером. Спустя несколько лет получил должность начальника счетной экспедиции. После смерти отца Иванов оставил службу и ушел в монастырь. С 1834 года находился в Оптиной пустыни. Благодаря этому старцу была создана целая школа переводчиков и издателей духовной литературы.

Архимандрит Варсонофий

Родился будущий священнослужитель, в миру Павел Плиханков, в Самаре в 1845 году, в купеческой семье. Окончил военную гимназию, после чего сделал неплохую карьеру. Дослужился до полковника. Однако неожиданно для родственников и сослуживцев Плиханков в 70-е годы подал прошение об отставке. В Оптину пустынь он прибыл в 1891-м. В 1907 году его возвели в сан игумена. Спустя пять лет преподобного Варсонофия назначили настоятелем Старо-Голутвинской обители.

В Оптиной пустыни старец находился как раз в то время, когда туда приезжала Лев Толстой. Как уже было сказано, писатель в этих местах побывал накануне смерти. Узнав об этом, Варсонофий отправился на железнодорожную станцию, дабы напутствовать Толстого перед смертью и помочь ему примириться с церковью. Но к умирающему писателю его не допустили.

Нектарий Оптинский

Родился в Ельце в 1853 году. Семья была бедной, отец работал на мельнице, рано умер. Скоро ушла из жизни и мать. Мальчик остался сиротой. В одиннадцать лет он поступил на службу в купечестве лавку, спустя шесть лет получил должность младшего приказчика.

В возрасте двадцати лет Николай отправился пешком в Оптину пустынь. Здесь его принял старец Амвросий. Они долго беседовали, но о чем, Нектарий позже никому так не рассказал. В марте 1887 года он был пострижен в мантию. Спустя семь лет посвящен в иеродиаконы.

За два года до начала Первой мировой войны братья избрали Нектария старцем. После прихода советской власти монастырь закрыли. Преподобного Нектария арестовали. В тюрьме он провел три года. Известно, что после возвращения он жил в селе Ульяново Калужской области. Скончался в 1928 году.

Оптинские старцы - кто они, почему люди с разных уголков страны пытались попасть к ним «на прием»? Это люди, которые обладают неким духовным зрением.

Таким зрением, как утверждают монахи Оптиной пустыни, обладает Схиархимандрит Илий (Алексей Ноздрин). Сейчас он проживает в Переделкине, является личным духовником патриарха Московского Кирилла. Когда же старец находился в Оптиной пустыни, к нему непрерывно шли люди. Он не всех принимал. Но если человеку посчастливилось переговорить со старцем Илием, он мог получить у него совсем неожиданный совет. Например, оставить бизнес, усыновить ребенка из детдома или даже уйти в монастырь.

Алексей Афанасьевич Ноздрин - так звали его в миру. Он родился в 1932 году в крестьянской семье. В 1949-м окончил школу. Во время службы в армии вступил в комсомол, но вернувшись домой, раскаялся в своем поступке, и сжег комсомольский билет.

В 1958 году Ноздрин окончил техникум в Подмосковье. Затем работал на заводе в городе Камышине. Здесь был всего один храм, который и посещал будущий священнослужитель. Ноздрин, по совету своего духовника, окончил Ленинградскую духовную академию. В 1966 году был пострижен в монашество. В конце восьмидесятых его направили в Оптину Пустынь, где в то время начиналось восстановление обители.

Трагедия 1993 года

На Пасху в Оптиной пустыни у звонницы были убито три священнослужителя. Иеромонах Василий и иноки Трофим и Ферапонт стали жертвами ритуального преступления. Убийца подкрался сзади и нанес им удары в спину. Его быстро задержали, во время следствия признали невменяемым и поместили в лечебницу закрытого типа.

Убитые монахи стали новомучениками. В 2004 году вышла книга «Пасха Красная» Нины Павловой, посвященная жертвам сумасшедшего сектанта-сатаниста (на кинжале, которым он наносил удары, было нацарапано три шестерки).

Для матерей отцов Оптиной пустыни причисление их сыновей к мученикам не стало утешением. Две из них приняли постриг после этой трагедии. Мать отца Василия перед пострижением сказала: «Хочу после смерти встретиться с сыном». Похоронены монахи на территории обители. На их могилах позже была построена колокольня. Говорят, что это место обладает необыкновенной исцеляющей силой.

Трудники

Многие, кто приезжает в Оптину пустынь, остаются здесь на некоторое время. Их селят, кормят бесплатно. Но при условии: они обязаны трудиться и посещать все службы. Говорят, что пребывание в этих святых местах лечит душу.

Среди трудников - представители различных профессий. Для всех условия пребывания в Оптиной пустыни одинаковые. В пять утра подъем. Богослужение занимает в день около четырех часов. Все остальное время приходится работать. Размещают трудников в особой гостинице, в каждом номере проживает несколько человек. Для того чтобы поселиться, необходим паспорт и рабочая одежда. Все остальное при необходимости выдают в монастыре.

Обитель находится на полном самообеспечении. Трудники работают вместе с монахами. Подсобное хозяйство этого монастыря - одно из крупнейших сельскохозяйственных предприятий в Калужской области. Каждый из трудников имеет в миру какую-то профессию. В монастыре им стараются предложить работу, которая им знакома. Ветеринары ухаживают за животными. Художники пишут иконы.

В летнее время братья выезжают на посевные работы. Но и здесь их не освобождают от богослужений - с ними выезжает специальный передвижной храм.

Свободного времени у трудников почти нет. Они должны соблюдать строгий устав монастыря. Тем не менее некоторые живут здесь годами. Есть и такие, что вообще не уезжают, готовятся к монашеству.

В окрестностях монастыря

Сегодня вокруг обители выстроилась целая деревня. В девяностые годы небольшой дом в окрестностях монастыря можно было купить всего за 50 тысяч рублей. Сегодня цены выросли в примерно в двадцать раз. Среди жителей близлежащих поселков немало тех, что приобрели дома и здесь исключительно из-за близости Оптиной пустыни. Многие селяне принимают на постой желающих посетить прославленный монастырь. Стоимость аренды жилья невысокая - от 300 рублей за койко-место.

Оптина пустынь окружают лес, деревня и целебные источники. В шестистах метрах от монастыря находится родник Пафнутия Боровского, который издавна считается целебным. Сюда ежегодно приходят тысячи паломников. Говорят, что родник действительно излечивает от недугов.

Оптинские старцы. Читая их, одни получат удовольствие от чудесного живого языка XIX века, другие неожиданно обнаружат вещи остро современные.

Давайте и мы в дни памяти Преподобного Амвросия и собора оптинских старцев продолжим общение с ними через жития, письма, наставления, чтобы и наша жизнь осветилась их мудростью, как лучами мягкого октябрьского солнца.

Оптина пустынь

«…Никогда я не встречал таких монахов.

С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное»

Н.В. Гоголь

Из века в век течет в Жизнь Вечную благодатный источник мудрости старцев Оптиной Пустыни и несет исцеление всем, кто ищет спасения и свободы во Христе. Свободы от законов мира, от собственных страстей, той совершенной свободы, которая определяется словами Спасителя: «Царство Божие внутри вас суть».

Старцы и были теми опытными «проводниками», которые помогали людям найти дорогу к Нему здесь, на земле. Наставления их просты. Всякий истинный учитель спускается на ступень ученика, чтобы помочь ему подняться к высшим ступеням знания, и оптинские преподобные снисходили к «младенческому» возрасту своих воспитанников, и говорили так, чтобы их слово принесло пользу и ученому, и простому крестьянину. Благодаря этому, Оптина Пустынь дала России настоящее «сокровище» духовного знания, заключенное в кратких наставлениях.

«Словесное молоко»

Непревзойденным мастером таких духовных поучений был Преподобный Амвросий. Ехали к нему отовсюду на подводах, шли за много верст пешком, стар и млад, лишь бы услышать его, испросить благословение, пока жив батюшка. Понимали – это подарок на всю жизнь.

В маленькой приемной ожидали своей очереди, сидя рядком, ни чинясь. Время от времени, келейник, отец Иосиф, тихим кивком приглашал следующего посетителя. В погожие дни о. Амвросий и сам выходил к паломникам на крылечко. Народу видимо-невидимо, а писем на столе у батюшки еще больше. Вот, и старался он в коротких ответах выразить суть, так, чтобы лучше запомнилось.

В миру, до ухода в монастырь, он обладал веселым и живым характером, а в монастыре эта живость превратилась с горами в радость духовную. Легким дыханием и шуткой отмечены его краткие наставления.

Вот, например, о главном – о причине нестроений и падений в жизни:

«От чего человек бывает плох? –

От того, что забывает, что над ним есть Бог»

А это – о гордости, предваряющей падения и о том, как важно избегать судить и других:

«Не хвались, горох, что ты лучше бобов:

Размокнешь, сам лопнешь».

О том, как легче преуспеть в духовной жизни:

«Кто больше уступает,

Тот больше приобретает»

Подобным же образом, смягчая пастырское слово шуткой, рифмой, беседовали с паломниками и другие старцы, принимая в рассуждение меру их возраста. Духовный наставник о. Амвросия, Преп. Лев часто говорил людям о пользе уступчивости:

«Где смирение,

Там неподалеку и спасение»

В двух строчках напоминал о том, как важно для христианина доверие к Богу и молитвенное к Нему обращение отец Антоний:

«Кто крепко на Бога уповает,

Тому Бог во всем помогает»

А старец Анатолий (Старший) в одном предложении выразил то, как следует избегать осуждения:

«Пожалей, и не осудишь»

«Три орешка»

Для тех же, кто, отдавая себя руководству старцев, принимались за внутреннее делание, «уроки» были посложнее. Настоящими «профессорами», заложившими основы оптинской духовной школы, — были первые старцы: Преп. Паисий, а за ним – Преп. Лев и Макарий.

В наставлениях последнего из них были выражены основные принципы духовной работы. Это – «лекарство» не всегда приятное, с привкусом горечи, но оно доставляет радость от сознания того, что это – истина потому, что так труднее , и, хотя человеческое естество противится понуждению следовать «тесным путем», но в нем – дух Евангелия, дух Христов.

Три качества, три добродетели у Преп. Макария имеют особую цену: терпеливое несение скорбей, смирение и самоукорение. На них строится основание духовной жизни, от них пролагается дорога к более высоким добродетелям: милосердию, любви, самоотречению.

Преподобный Макарий

Отец Макарий напоминает о том, что всем, ищущим спасения, в мире уготован путь скорбей, однако страшиться, унывать и уклоняться от них не должно: они посылаются нам для очищения душевного и приобретения самых высоких качеств. И все, чего «трепещет душа»: потери, боль, труды, несправедливость, поношения и даже собственное несовершенство, — должно стать «материалом» нашего спасения:

«Наш путь такой, что хотим или не хотим, а скорбь должна быть, попущением Божиим, к искусу нашему и обучению терпения».

Тот, кто приобретает навык терпения, проходит этим путем без труда. Он не оспаривает, не пытается изменить условия, в которые поставлен, а принимает их как испытание от руки Господней; и тогда и укоризны, и напрасные обвинения обращает в повод посмотреть на себя более внимательно: заметить восстающую страсть, или вспомнить нераскаянный грех. То есть терпение научает и самоукорению:

«Подвиги против страстей тогда только тягостны бывают, когда гордо и самонадеянно проходим оные, а когда смиренно, призывая Божию помощь и исправления Оной приписывая, то и они бывают удобоносимы».

Взгляд этот в оптинской традиции духовного воспитания приобретет силу афоризма:

«Есть смирение – все есть, нет смирения – ничего нет».

Помня слова Спасителя о том, что и дарования духовные могут послужить к пользе только, если в человеке действует дух любви, отец Макарий советует своим духовным детям ревновать не о приобретении самих даров, а того, что открывает дорогу для любви христианской:

«Дарований никаких не ищи, а лучше старайся усвоить матерь дарований – смирение – это прочнее.»

Не только внешние скорби досаждают человеку, но и внутренние – не побежденные страсти. И старец открывает общее правило в духовной брани: победить немощь, обратившуюся в навык, можно только с помощью противоположной ей добродетели:

«…против гордости – смирение, против чревообъядения – воздержание, против зависти и злопомнения – любовь, но когда этого нет, то поне будем укорять себя, смиряться и просить помощи у Бога».

Мысль о пользе смирения ради Христа, — за себя и за других, — проходит через все советы оптинских старцев и к монашествующим, и к мирянам. Призыв «не искать своего», обратить собственное сердце в поле духовной брани звучит в их наставлениях постоянно. И, все же…

Утешители

Духовная собранность и даже строгость наставлений старцев не имела ничего общего с отчуждением или равнодушием. В их письмах, обращенных к духовным чадам, находится место и сочувствию, и ободрению. Вот, например, одно такое письмо из архива старца Анатолия (Зерцалова). Сколько в нем теплоты и отеческого сопереживания:

«А что касается жалкого положения твоего в кругу сестер, то ты только тогда и докажешь, что ты им сестра, а не приживалка какая-нибудь, когда окажешь им сестринскую любовь и потерпишь их. Мне даже больно видеть или слышать, как все давят тебя: ну, а если в этом давлении-то и кроется вся будущая вечная слава твоя? <…> Потерпи же, потерпи Господа, мужайся.»

Как ни страшна «буря», какими бы неодолимыми не казались и собственные страсти, все взвесится, всему будет определена цена в Воскресении Христовом:

«…Если кто любит Иисуса, тот старается всеми силами скопить побольше приданого, <…> И Господь таких любит.»

Советы Преподобных старцев оптинских охватывают, практически, все важные стороны жизни, и во всем присутствует рассуждение: одна мера – для монахов, другая – для мирян, одна – для новоначальных, другая – для тех, кто находится в середине и в конце пути.

Но в них рассматриваются и вопросы, общие для всех: о цели христианской жизни, о том, какой пост правильный, о том, все ли равно, как и во что верить, о значении и благодатной силе церковных таинств, о молитве и о духовном чтении, о том, какого употребления талантов ожидает от своих учеников Господь, и об опасностях на пути спасения.

Читая их, одни получат удовольствие от чудесного живого языка XIX века, другие неожиданно обнаружат вещи остро современные и написанные, как будто специально для пастырей, попадающих «под огонь» печати, присваивающей себе право судить церковь…

И как хорошо в дни памяти Преподобного Амвросия и собора оптинских старцев продолжить «общение с ними» – поискать или перечитать доступную сейчас литературу: жития, письма, наставления, чтобы и наша жизнь осветилась их мудростью, как лучами мягкого октябрьского солнца.


СТАРЦЫ ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ
(ОБИТЕЛЬ ИЗРАНЕННЫХ ДУШ)

СВЯТОЙ СТАРЕЦ НЕКТАРИЙ ПРЕДСКАЗАЛ РАССТРЕЛ ЦАРСКОЙ СЕМЬИ, ТЯЖЕЛЫЙ ВЕК ДЛЯ РОССИИ И ЕЕ БУДУЩЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Основанная раскаявшимся разбойником в XV веке, Оптина пустынь прославила Русь своими святыми старцами. Она стала обителью утешения для всех обездоленных. Сюда за исцелением и надеждой приходили и нищие, и немощные, и знать, и великие русские писатели и философы. Не раз обитель подвергалась разгрому. Однако, чудом возрождаясь из небытия, Оптина пустынь стала истинным духовным центром России. После долгих лет разорения, Оптинская пустынь в 1989 году была вновь открыта. Сейчас это один из первых открытых после советских времен мужской православный монастырь. Здесь и по сей день у мощей святого старца Амвросия происходят чудеса исцеления. А один из святых оптинских старцев Нектарий предсказал за год до расстрела царской семьи ее мученический конец, тяжелый век, наступающий для России, и будущее величие и славу нашей Родины.

Атаман разбойников

Основателем Оптиной пустыни в середине XV века предание называет старца Опту, до внезапного раскаяния - атамана казачьей шайки. В Козельских лесах в XV веке эта шайка долго терроризировала округу. Преступники убивали и грабили людей. Но произошло чудо. Атаман разбойников раскаялся в содеянном, стал голодать и молиться, искупая свою вину, и основал божью обитель. Главарь разбойников стал старцем! Основанная бывшим разбойником обитель стала самым знаменитым духовным центром России. Какие только бедствия не претерпевала обитель. И литовский набег в Смутное время, и голод, и разорение. В XVII веке монастырь нищенствовал, а монахи питались одной капустой. В семидесятых годах XVIII века в обители осталось всего два монаха, глубоких старика, один из которых был слепым. Как они выжили без средств к существованию? Бог ведает. Закрывали обитель и в советские времена. В 1919-м ее преобразовали в "сельхозартель", а в 1926-м разгромили "активисты". И все-таки обитель возрождалась после каждого разгрома, и прославила Русь святыми старцами.

Обитель раненных душ

В начале восемнадцатого века обитель прославилась старцем Львом. О нем узнала вся Россия, большинство населения которой составляли крестьяне. Врачей нас селе не хватало, а болезней и бед было в избытке. Люди шли за помощью ко Льву. И никто не уходил от него без исцеления. Его преемником стал Макарий. Но самым известным был третий по счету оптинский старец Амвросий, ученик Льва и Макария. Именно он стал прототипом старца Зосимы из романа "Братья Карамазовы" Достоевского.

Амвросий, в миру - Александр Михайлович Гренков, родился 5 декабря 1812 в Тамбовской Губернии в семье пономаря Михаила Федоровича и его жены Марфы. При крещении его назвали Александром в честь князя Александра Невского. Он был шестым из восьмерых детей в семье. Во время учебы в духовном училище он опасно заболел и дал обет постричься в монахи.
"Батюшка Амбросим", как называли его простые люди, был великим старцем. Ему были открыты мысли приходящих к нему людей и их грехи. В его маленький домик в скиту приезжали со всей России тысячи страждущих. Как писал современник, "не было часа в сутках, когда не стояли бы у скитских ворот жаждавшие повидать батюшку, здесь не рассуждали, может ли всех принятых прокормить и содержать монастырь". Больные после посещения старца выздоравливали, у бедняков налаживалась жизнь. Павел Флоренский называл Оптину пустынь "духовной санаторией израненных душ". Но если кто-то не выполнял указание старца, случиться с ним могло все, что угодно. Человек мог разориться, заболеть, и это была не воля старца, а кара Господня. Власть старца тогда была абсолютной, ослушаться его боялись даже преступники, не боявшиеся городовых!
Амвросий открыл детский приют, и основал поблизости от Оптиной пустыни в поселке Шамордино женскую Казанскую обитель, где провел последние годы жизни. Монахини боготворили своего духовного наставника. 22 октября 1891 старец скончался. "Я знаю таких, у которых личное к нему чувство было сильней самой веры в Церковь. Я уверен, что есть люди (особенно пожилые монахини), которые надолго его не переживут", - писал после смерти Амвросия Константин Леонтьев Василию Розанову.
В 1988 году Амвросий причислен к лику святых. Его мощи покоятся в Введенском соборе Оптиной пустыни. И по сей день у мощей Амвросия происходят чудеса, люди исцеляются от многих, порой неизлечимых болезней.

"Война и мир" между писателем и старцами

Амвросия посещали Федор Достоевский, Константин Леонтьев, Владимир Соловьев, Алексей Толстой и Лев Толстой. Лев Николаевич относился к старцам неприязненно, а после визитов к ним написал критические статьи: "Записки христианина" и "В чем моя вера?". История противостояния Льва Толстого и старцев имела продолжение после смерти Амвросия. Упрямый писатель в последнем странствии в 1910-м году все-таки посетил Оптину пустынь. И вновь он не поладил со старцами. Когда стало известно, что Лев Николаевич при смерти, ученик Амвросия Варсонофий приехал к нему, однако, старца не пустили к умирающему!
Позднее в Оптиной пустыни побывал и Гоголь. Видно, не давали ему покоя его мистические персонажи (один черт из "Вечеров на хуторе близ Диканьки" чего стоит!), и он писал старцам: "Ради Самого Христа молитесь: мне нужно ежеминутно быть мыслями (духом) в Оптиной пустыни".

Иосиф и его четки

После смерти Амвросия духовником Оптиной пустыни стал его ученик Иосиф. Он рано стал сиротой, зарабатывал на жизнь, работая в трактирах. Тяжелое детство подорвало его здоровье, всю жизнь старца мучили жестокие болезни, несмотря на которые он принимал огромное количество посетителей. От слабости он не мог вести долгие беседы, но умел в нескольких словах выразить главное, и помог многим больным. Известен случай, когда женщина исцелилась, просто подержав в руке его четки. На девятый день после его смерти на его могиле исцелился первый больной.

Странник
После Иосифа старческое служение продолжил Варсонофий, в миру - Павел Иванович Плиханков. Дворянин, полковник, состоявший на блестящем счету, он вот-вот должен был стать генералом. Товарищи веселились на пирах, а полковник читал Библию, постился, ходил в церковь и писал стихи духовного содержания под псевдонимом Странник. Когда Павел Иванович поступил в Оптину пустынь, ему было почти пятьдесят лет! Через десять лет он стал старцем Варсонофием. У него был необыкновенный дар прозорливости. Незнакомцам он открывал все их грехи, точно указывая даты и имена. Во время русско-японской войны он был на фронте священником, где он причащал воинов и отпевал погибших. Пуля не брала больного старца! Вернувшись в пустынь, он несколько раз чудесным образом избежал смерти.

Второй Серафим Саровский

Старца Анатолия (Потапова) в народе называли "утешителем" и "вторым Серафимом". Несмотря на боль в кровоточащих ногах и от ущемления грыжи, старец принимал всех без ограничения времени, всегда был приветлив, со всеми ласков. Иногда он не спал неделями. Вскоре после революции старца арестовали. Он вернулся в обитель еле живой, с остриженными волосами и бородой, но... улыбающийся. Второй раз за ним приехали 29 июля 1922 года. Под утро келейник застал старца стоящим на коленях. Когда же сотрудники уполномоченные вошли в келью, они увидели, что старец уже не в их власти: Господь забрал его, не допустив продолжения пыток в застенках ГПУ.

Пирожок с начинкой

Отец Анатолий всегда спрашивал посетителей, были ли они у отца Нектария. Узнав, что нет, говорил: "Идите к нему сегодня же. Он великий старец, такой, как Амвросий". Сам отец Нектарий не признавал себя великим, говоря: " Я все равно как пирожок без начинки". (Пирожком с начинкой он называл отца Анатолия.) Если Анатолий всех покорял добротой, то Нектарий мог быть и суровым. Родом из бедной семьи, он стал наставником интеллигенции. Одна лишь беседа с ним могла в корне переменить судьбу человека.
В 1912 году в Оптину пустынь приехал известный русский спирит Владимир Быков, скрывший от старца свое увлечение оккультными науками. Старец принял его доброжелательно, однако, внезапно сказал: "Ужасное, пагубное для души и для тела - увлечение спиритизмом". Спирит вспоминает: "Если бы в келии раздался раскат оглушающего удара грома, он бы не произвел на меня такого впечатления, как эти слова боговдохновенного старца". Рассказал старец и о связи подобных занятий с развалом семьи, поведал Быкову о его потаенных мыслях и желаниях. Рассказ старца так подействовал на него, что знаменитый спирит публично отрекся от своих бывших убеждений, обличал спиритов, а вскоре стал священником.

"Николка проспится - всем пригодится!"

Святой Нектарий (в миру Николай Васильевич Тихонов) родился в 1853 году. Он рано осиротел, работал в лавке. Когда ему исполнилось восемнадцать, приказчик решил женить его на своей дочери. Николаю посоветовали спросить благословения на брак в Оптиной пустыни. В то время к преподобному Амвросию шло столько народу, что приема ждали неделями, но Николая старец принял сразу же и беседовал с ним два часа, и Николай навсегда остался в обители. Он часто опаздывал в церковь и ходил с заспанными глазами. Братия жаловалась на него Амвросию, а тот отвечал: "Подождите, Николка проспится, всем пригодится".
В 1898 году Нектарий перестал выходить из кельи, а окна в его келье были заклеены синей бумагой. Несколько лет он читал духовные книги, занимался математикой, историей, географией, русской и иностранной литературой, языками, свободно говорил по-французски. Нектарий был невысокого роста, с округлым лицом, из-под высокой монашеской шапочки выбивались пряди полуседых волос. В руках он всегда держал гранатовые четки. Иногда старец совершал странные поступки. На трапезе он мог слить все блюда в одну тарелку; мог - в нарушение монастырского устава - откушать с посетителями молочного шоколада. А то вдруг начинал играть с фонариком, включая и выключая его и приговаривая: "Я молнию поймал". В 1913 году братия собралась, чтобы избрать старца. Скромный Нектарий собрание не посетил: "И без меня выберут кого надо". Но старцем выбрали именно его. За ним послали. Он пришел: одна нога в туфле, другая - в валенке.
Старцам приходилось вести огромную переписку. Отец Нектарий отвечал на письма, не вскрывая их. Священник Василий Шустин был особенно поражен этой способностью Нектария: "В один из моих приездов в Оптину пустынь я видел, как отец Нектарий читал запечатанные письма. Он вышел ко мне с полученными письмами, которых было штук 50, и, не распечатывая, стал их разбирать. Одни письма он откладывал со словами: "Сюда надо ответ дать, а эти письма, благодарственные, можно без ответа оставить"". Он их не читал, он видел их содержание. Некоторые из них он благословлял, а некоторые и целовал".

Невесомый кувшин

Священник Василий Шустин оставил воспоминание и о таком чуде отца Нектария. Однажды старец сказал ему: "Пойдем, научу самовар ставить. Придет время, у тебя прислуги не будет". Нужно было налить воды; старец указал Василию на большой медный кувшин. Василий попробовал его поднять, но не смог. Нектарий опять повторил: "Ты возьми кувшин и налей воду в самовар". "Да ведь он слишком тяжелый для меня, я его с места не могу сдвинуть", - ответил Василий. Тогда батюшка подошел к кувшину, перекрестил его и говорит: "Возьми". Василий поднял его и с изумлением почувствовал, что кувшин ничего не весит! Отец Нектарий уничтожил силу тяжести крестным знамением!

Пророчества святого Нектария

В 1923 году старец Нектарий был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Его ожидала казнь. Его спасло только заступничество поэтессы Надежды Павлович. Она обратилась в Наркомпрос с просьбой спасти ее "дедушку", старика-монаха, которого хотят расстрелять. Крупская расценила это как "перегибы на местах", вскоре в Козельск пришла телеграмма об освобождении старца. Нектария отправили в ссылку в брянское село Холмищи. Эту перемену в своей судьбе старец предвидел. Еще до Октябрьской революции он предсказывал, что монастырь разорят. А в 1917 году при Временном правительстве сделал пророчество:
"Скоро будет духовный книжный голод. Не достанешь духовной книги. Наступает век молчания. Государь сколько унижений терпит за свои ошибки. 1918 год будет еще тяжелее, Государь и вся семья будут убиты, замучены. Да, этот Государь будет великомученик. В последнее время он искупил свою жизнь, и если люди не обратятся к Богу, то не только Россия, вся Европа провалится. Наступает время молитв." . О более далеком будущем он говорил, что "Россия воспрянет и материально не будет богата, но будет богата духом".

Жукову он предсказал великую победу

Духовные дети Нектария приезжали к нему в Холмищи. Однажды приехала Мария Сухова, будущая монахиня Илария. "Сегодня ляжешь спать не в комнате приезжих, а у меня", - приказал старец. Всю ночь он молился, а на рассвете сказал: "Иди в общее помещение". Она вышла и узнала, что ночью приходили из ГПУ с обыском. Если бы не указание старца, ее бы арестовали. А войти в келью отца Нектария чекисты не решились.
В 1925 году в Холмищи к старцу приехал Георгий Жуков. Тогда ему было двадцать девять лет. Отец Нектарий предсказал ему блестящие победы.
Старец принимал на себя чужие грехи и болезни и тяжко страдал. Свою смерть старец предчувствовал. Прощаться с близкими он начал еще за два месяца: говорил последнее наставление, благословлял. Умер он 29 апреля 1928 года.
Начались разрушения: погибли 65-метровая колокольня, больничная Владимирская церковь. Храмы разорили и обезглавили, могилы старцев сровняли с землей.

Здесь снова происходят чудеса

Оптина пустынь - один из первых вновь открытых православных мужских монастырей. Его передали верующим в ноябре 1987 года, а в июне 1988-го здесь освятили первый престол. За несколько лет были восстановлены храмы, стены и башни монастыря и скита. 3 июля 1989 года состоялось обретение мощей преподобного Нектария. Когда торжественная процессия двигалась по обители, от мощей исходило сильное благоухание. Мантия старца оказалась нетленной, сами останки были янтарного цвета. Святые мощи Нектария были перенесены в собор во имя Введения во храм Божией Матери, где уже покоились мощи его наставника - святого Амвросия. Обретены были мощи и семи других оптинских старцев, также прославленных как святые. Каждое воскресенье их вносят во Введенский собор. Рака с мощами преподобного Нектария находится в западной части Амвросиевского придела соборного храма. У мощей совершаются чудеса исцелений. Недавно канонизированы еще 13 оптинских старцев.











Психосоматика (болезни от эмоций)