Горские евреи происхождение. Горские евреи - религиозные направления

class="eliadunit">

За свою длительную и непростую историю евреи неоднократно подвергались различным гонениям во многих странах мира. Спасаясь от преследователей, представители некогда единого народа в течение веков разбрелись по разным уголкам Европы, Азии и Северной Африки. Одна группа евреев в результате долгих скитаний прибыла на территорию Дагестана и Азербайджана. Эти люди создали самобытную культуру, впитавшую в себя традиции и обычаи разных народов.

Называют себя джууру

Этноним «горские евреи», получивший широкое распространение в России, нельзя считать полностью легитимным. Так этих людей назвали соседи, чтобы подчеркнуть их отличие от остальных представителей древнего народа. Сами себя горские евреи именуют джууру (в единственном числе – джуур). Диалектные формы произношения допускают такие варианты этнонима, как «жугьур» и «гьивр».

Их нельзя назвать отдельным народом, это этническая группа, сформировавшаяся на территориях Дагестана и Азербайджана. На Кавказ предки горских евреев бежали в V веке из Персии, где представители колена Симонова (одного из 12 колен Израилевых) жили с VIII века до нашей эры.

За несколько последних десятилетий большая часть горских евреев покинула родные края. По оценкам специалистов, общая численность представителей этой этнической группы составляет около 250 тысяч человек. В основном они сейчас живут в Израиле (140-160 тысяч) и США (примерно 40 тысяч). В России насчитывается порядка 30 тысяч горских евреев: крупные общины находятся в Москве, Дербенте, Махачкале, Пятигорске, Нальчике, Грозном, Хасавюрте и Буйнакске. В Азербайджане на сегодняшний день живут около 7 тысяч человек. Остальные – в разных европейских странах и Канаде.

Говорят на диалекте татского языка?

С точки зрения большинства лингвистов, горские евреи говорят на диалекте татского языка. Но сами представители колена Симонова этот факт отрицают, называя свой язык джуури.

Для начала разберемся: кто такие таты? Это выходцы из Персии, бежавшие оттуда, спасаясь от войн, междоусобиц и восстаний. Они поселились на юге Дагестана и в Азербайджане, как и евреи. Татский относят к юго-западной группе иранских языков.

По причине длительного соседства языки двух вышеназванных этнических групп неизбежно приобрели общие черты, что дало специалистам повод рассматривать их в качестве диалектов одного языка. Однако горские евреи считают данный подход в корне неверным. По их мнению, татский так же повлиял на джуури, как немецкий - на идиш.

Впрочем, советское правительство в подобные лингвистические тонкости не вникало. Руководство РСФСР вообще отрицало какое-либо родство жителей Израиля с горскими евреями. Повсеместно происходил процесс их татизации. В официальной статистике СССР обе этнические группы учитывались как некие кавказские персы (таты).

В настоящее время многие горские евреи утратили родной язык, перейдя на иврит, английский, русский или азербайджанский – в зависимости от страны проживания. Кстати, у представителей колена Симонова с давних времен была своя письменность, которую в советское время перевели сначала на латиницу, а потом – на кириллицу. На так называемом еврейско-татском языке в ХХ веке было издано несколько книг и учебников.

Об этногенезе горских евреев до сих пор спорят антропологи. Одни специалисты причисляют их к потомкам праотца Авраама, другие считают кавказским племенем, принявшим иудаизм в эпоху Хазарского каганата. Например, известный российский ученый Константин Курдов в своей работе «Горские евреи Дагестана», которая была опубликована в «Русском антропологическом журнале» от 1905 года, писал, что горские евреи более всего близки лезгинам.

class="eliadunit">

Другие исследователи отмечают, что представители колена Симонова, давно поселившиеся на Кавказе, своими обычаями, традициями и национальной одеждой похожи на абхазов, осетин, аварцев и чеченцев. Материальная культура и социальная организация у всех этих народов почти идентичны.

Горские евреи долгие века жили большими патриархальными семьями, у них бытовало многоженство, а за невесту полагалось платить калым. Обычаи гостеприимства и взаимной помощи, присущие соседним народам, всегда поддерживались и местными иудеями. Они и сейчас готовят блюда кавказской кухни, танцуют лезгинку, исполняют зажигательную музыку, характерную для жителей Дагестана и Азербайджана.

Но, с другой стороны, все эти традиции необязательно свидетельствуют об этническом родстве, они могли быть позаимствованы в процессе длительного сосуществования народов. Ведь горские евреи сохранили и свои национальные особенности, корни которых уходят в религию предков. Они отмечают все основные иудейские праздники, соблюдают свадебные и похоронные обряды, многочисленные гастрономические запреты, следуют наставлениям раввинов.

Британский генетик Дрор Розенгартен проанализировал Y-хромосому горских евреев в 2002 году и выяснил, что отцовские гаплотипы представителей этой этнической группы и других общин евреев во многом совпадают. Таким образом, семитское происхождение джууру теперь научно подтверждено.

Боролись с исламизацией

Одной из причин, позволившей горским евреям не затеряться среди других жителей Кавказа, является их религия. Твердое следование канонам иудаизма способствовало сохранению национальной идентичности. Примечательно, что в начале IX века сословная верхушка Хазарского каганата – мощной и влиятельной империи, располагавшейся на юге современной России, – приняла веру евреев. Произошло это под влиянием представителей колена Симонова, живших на территории современного Кавказа. Перейдя в иудаизм, хазарские правители получили поддержку евреев в борьбе с арабскими захватчиками, экспансию которых удалось остановить. Впрочем, каганат все равно пал в ХI веке под натиском половцев.

Пережив монголо-татарское нашествие, долгие столетия иудеи боролись с исламизацией, не желая отказываться от своей религии, за что неоднократно подвергались гонениям. Так, войска иранского правителя Надир-шаха Афшара (1688-1747 гг.), не раз нападавшие на Азербайджан и Дагестан, не щадили иноверцев.

Еще одним полководцем, который среди прочего стремился исламизировать весь Кавказ, был имам Шамиль (1797-1871 гг.), противостоявший Российской империи, утверждавшей свое влияние на этих землях в XIX веке. Опасаясь истребления со стороны радикальных мусульман, горские евреи поддержали русскую армию в борьбе с отрядами Шамиля.

Садоводы, виноделы, торговцы

Иудейское население Дагестана и Азербайджана, как и их соседи, занимается садоводством, виноделием, плетением ковров и изготовлением тканей, кожевенным делом, рыболовством и другими традиционными для Кавказа промыслами. Среди горских евреев немало успешных бизнесменов, скульпторов и писателей. Например, одним из авторов памятника Неизвестному солдату, установленному в Москве у Кремлевской стены, является Юно Рувимович Рабаев (1927-1993 гг.). В советское время жизнь земляков в своем творчестве отразили писатели: Хизгил Давидович Авшалумов (1913-2001 гг.) и Миши Юсупович Бахшиев (1910-1972 гг.). А сейчас активно издаются книги стихов Эльдара Пинхасовича Гуршумова, который возглавляет Союз кавказских писателей Израиля.

Представителей иудейской этнической группы на территории Азербайджана и Дагестана не стоит путать с так называемыми грузинскими евреями. Этот субэтнос возник и развивался параллельно и имеет свою самобытную культуру.

Орынганым Танатарова
russian7.ru

История евреев на Кавказе восходит к глубокой древности и теряется в тумане литературных и устных преданий. Состояние армяно-грузинской историографии не позволяет пока разобраться в многочисленных преданиях о древнейших еврейских поселениях на Кавказе. Современные евреи Кавказа сохранили весьма смутные воспоминания о своём происхождении. Но, как свидетельствует путешественники 18 и первой половины 19 веков, среди евреев Кавказа была ещё жива легенда, что они потомки десяти колен Израилевых, поселённых в Мидии ассирийскими царями (ср., например, свидетельство путешественника Gärber от 1728 года в «Sammlung russischer Geshichte», IV, 116, а также сообщения Reineggs в Allg. hist. - topograph. Beshreibung. Kaukasus, 1796, и Йеуды Чёрного в «Сэфер а-Мас-от», Спб., 1884 ).

Эта традиция кавказских евреев совпадает с агадическим преданием. На вопрос, куда были уведены десять колен, Мар Зутра отвечает: «в Африку»; раби Ханина: «в горы Слуг » (Вавилонский Талмуд, Санхедрин 94а ). Под «Африкой» некоторые понимают Кавказ, а под «Слугом», быть может, следует понимать Cylici (А. Гаркави, «А-йегудим у-сфат а-славим», Вильна 1867, 120, прим. 48 ).

Этому соответствует и следующее место в Талмуде : «(И переселил ассирийский царь израильтян в Ассирию), и поселил их в Халахе, Хаборе, и при реке Гозанской, и в городах мидийских…». - Города мидийские это Хамадан (Гамадан) и близлежащие местности (Хамадан вэ-хавротеа ); другие утверждают, что мидийские города - это Нагавенд и близлежащие местности; под словами же «близлежащие местности (вэ-хавротеа ), по мнению Мар Шмуэля, надо понимать Карак, Моски, Хуски и Румки» (Вавилонский Талмуд, Кидушин 72а ). «Моски» здесь соответствуют кавказским мосхам у классических писателей, Muski в клинописных памятниках и нынешним Месхи (Гаркави, 1 с., рр. 115-116; ср. Раппопорт в Kerem Chemed, V, письмо 17, и Cassel, 1с ).

Параллельно этому преданию, относящему начало еврейского поселения на Кавказе к эпохе разрушения Самаритянского (Северного Израильского) царства (696 год до н.э.), сохранилось другое предание, по которому начало еврейского поселения на Кавказе следует отнести к эпохе разрушения Первого Храма (586 год до н.э.). Согласно «Истории Грузии» царевича Вакуштия, после разрушения Навуходоносором Иерусалима часть изгнанников явилась в Грузию и просила наместника Мцхета дать им место для поселения. Царь согласился и назначил им участок на реке Занав, который, в виду уплачиваемой евреями дани, получил название Керк («дань» ).

Род Багратуни и род Аматуни

Этому последнему преданию соответствуют данные Мар Аббас-Катина, автора истории Армении, отрывки которой приводятся у армянского историка Моисея Хоренского. По его словам, армянский царь Харачеай (Гайк II), современник Навуходоносора, выпросил у последнего одного из знатных еврейских пленников по имени Шамбат (Смбат) и взял его в Армению. От Шамбата ведёт своё происхождение знаменитый армянский род Багратуни.

Около середины III века до н. э. могущественный и мудрый муж из евреев Шамбу Багарат был осыпан почестями армянским царём Вагаршаком I «за прежнюю самоотверженную помощь, оказанную царю, за верность и мужество». Царь пожаловал его роду право быть наследственным тагадиром , т. е. возлагать короны на Аршакидов, и назначил его начальником над десятками тысяч воинов в западных пределах Армении. Своё влияние Шамбу Багарат сохранил и после того, как отклонил предложение Вагаршака оставить еврейскую веру. Но высокое положение рода Багратуни сохранялось недолго. Аршак (128-115 до н.э.) потребовал от сыновей Багарата поклонения идолам. Двое из них мужественно приняли смерть за веру отцов, другие же сыновья согласились нарушить Субботу .

Положение рода ещё более осложнилось при Тигране Великом (95 до н.э.). Согласно Моисею Хоренскому, Тигран приказал всем нахарарам приносить в храмах жертвы, но члены рода Багратуни отказались от этого и были поэтому лишены начальства над войсками, причём одному из них, по имени Асуд, отрезали язык. Тем не менее, за ними было сохранено достоинство аспетов (начальников конницы), но и оно впоследствии было отнято.

Непрерывные жестокие гонения привели к тому, что этот род оставил впоследствии еврейскую веру, а представители его присвоили себе варварские имена.

Другой могущественный род еврейского происхождения был, по словам М. Хоренского, род Аматуни, переселившийся из восточных арийских стран в Армению в царствование Арташеса (85-127 н.э.). Эти данные М. Хоренского, епископа Себеоса и других армянских историков долгое время принимались как вполне достоверные. В новейшей школе армяно-грузинской историографии, главным образом, под влиянием известных трудов Карьера, Гудшмидта и Гагарашяна, установилось отрицательное отношение к сочинению «отца армянской истории» Моисея Хоренского.

Тем не менее, можно с большой вероятностью утверждать, что начало еврейского поселения на Кавказе относится к периоду Второго Храма, приблизительно ко времени возникновения еврейской диаспоры в Крыму. Согласно вышеупомянутой «Истории Грузии», после разрушения иерусалимского Храма (70 год н.э.) еврейские беженцы явились в Мцхет и поселились там вместе со своими единоверцами, пришедшими в прежние времена.

Эпоха после Второго Храма

Основываясь на вышеприведённом толковании слова «Африки» в древних еврейских источниках, можно прийти к выводу, что в эпоху движения Бар Кохбы еврейское население Кавказа было, по-видимому, значительно, и раби Акива во время своей агитационной поездки посетил также и Кавказ (ср. Вавилонский Талмуд, Сангедрин 4 б; Менахот 34 б ). В Талмуде также упоминается раби Яаков из Армении (Йерушалми, Гитин VI). Согласно толкованию И. Шварца (Твуот а - Арец, 1865 ), в Дербенте (טרבנת) существовала еврейская община, и раби Шимон Сафра был там преподавателем.

В «Истории Грузии» царевича Вакуштия сообщается христианская легенда, что св.Нина (314 год н.э.) прибыла в Урбнис и вошла в город, населённый евреями, с которыми она могла беседовать, благодаря своему знакомству с еврейским языком. Во время своего пребывания в Мцхете св.Нина часто посещала еврейский город и успела, якобы, «обратить» в христианство еврейского священника Эвйатара, которому приписывается важная роль в крещении Грузии.

В 360 г. н.э., по сообщению Фауста Византийского, во время нашествия персов при Сапоре (Шабуре), они увели из Арташата, Еруандашата, Зерагавана, Заришата и Ванна 75000 еврейских семейств, потомков тех евреев, которых привёл пленниками из Эрец Исраэль царь Тигран Аршакуна вместе с первосвященником Гирканом.

Гонения в Месопотамии и Персии способствовали усилению притока еврейской эмиграции на Кавказ. Летопись Дербенд-Намэ (изд. Казем-бека, 91, 93, 102 ) сохранила известие, что до прихода арабов большая часть населения Табаристана исповедовала Моисееву религию.

Эпоха арабских завоеваний

Согласно одной рукописной версии Дербенд-Намэ (сообщено И. Анисимовым; ср. Миллер, Материалы, стр. IV ), Абу-Муслим в 737 году огнём и мечом водворил ислам среди евреев Дагестана. В 9-м веке Муса аль-Зафрани, известный под именем Абу-Имран аль-Тифлиси, по словам Каркасани (Киркисани; Китаб-аль-анвар VIII, изд. Гаркави ), жил в Тифлисе, где нашёл последователей, которые существовали ещё во времена Каркасани под названием «тифлисцев».

Арабский историк Масуди (XX век) сообщает, что в области Зергеран население состояло из христиан, мусульман и евреев. По словам Ибн-Ханукаля (XX век), в городе Семендере (позже - Тарки) жили евреи, имевшие свои синагоги.

К тому же времени относится свидетельство Хасдая ибн-Шафрута в письме к хазарскому царю Йосефу (около 960 года): «Предки наши рассказывали нам, что место, где они (хазарские евреи) жили, прежде называлось “гора Сеир”, но государь мой знает, что гора эта далека от его местожительства». Как указал А. Гаркави, здесь под «горой Сеир» подразумевается «не Византия, известная в средневековой еврейской литературе под именем Сеир и Эдом, но соседний с Хазарией Серир на Кавказе… К Сериру подходит название горы, ибо Масуди пишет также про него: “Он составляет ветвь Кавказа… он находится в горах”» (А. Гаркави, Сказания еврейских писателей о хазарах, стр. 145-146 ).

С. Л. Раппопорт, говоря о свидетельстве Эльдада из колена Дана (IX век, «они живут за стеной, называемой Дагаб-Даки (чистое золото), и воюют с семью царствами»), также полагает, что здесь имеется в виду страна Серир или Серир аль-Дзагаб («золотой трон») (Раппопорт, 1 с.; ср. Гаркави, 1 с., стр. 23-24 ).

Имея в виду частые походы хазар на Закавказье, власть их над Дагестаном и существование хазарских городов на востоке Кавказа, Гаркави (1. с.) и Миллер (1. с.) полагают, что принятие хаганом еврейской веры произошло, главным образом, под влиянием подвластных ему кавказских евреев.

С падением Хазарского царства и распространением ислама на северо-восточном Кавказе условия жизни стали для евреев крайне тягостными. Многие еврейские селения приняли ислам. От них ведут своё происхождение нынешние таты-мусульмане, которые по внешности, языку и быту ничем не отличаются от горских евреев.

Дошедшие до нас данные о жизни евреев на Кавказе с этого времени до перехода Кавказа к России носят весьма отрывочный характер. Биньямин из Туделы (XII век) говорит, что юрисдикция эксиларха («главы изгнания») распространялась, между прочим, и на евреев «всей Армении и страны Кота, близ горы Арарат, в стране Алании».

К тому же времени относится свидетельство Авраама ибн-Дауда, что еврейские поселения простираются до Кавказа («вэ-никрэт Гарган вэ-эрец аГиргаши» ). Петахья из Регенсбурга (XII век) сообщает, что «в земле Араратской большие города, но евреев в них очень мало. Прежде, в старину, их там было много; но они истребляли друг друга, а потом рассеялись и разошлись по городам Вавилонии, Мидии, Персии и земли Куш».

Вильгельм де Рубруквис (XIII век) сообщает, что «во всей стране (Восточный Кавказ) много евреев». Насколько их жизнь была тяжела, можно заключить из того, что в постановления уцмия Рустем-хана (XII век) об ограждении евреев определено: «мусульманин, убивший еврея, должен наполнить серебром кожу с убитого и отдать это серебро уцмию» (Зап. Кав. отдела Имп. Геогр. Общ-ва, VIII, 25-26 ).

Грузинский царь Александр I в грамоте на имя бывшего католикоса и патриарха Диометия от 1328 года, перечисляя владения, пожалованные патриарху, говорит, что патриарху даруются в Ганухе 27 еврейских семейств. В последующие времена евреи часто отдавались в дар их владельцами или жёнами последних монастырям, где на них возлагались наиболее тяжёлые работы (ср. гуджар Ананурского «Пресвятой Богородицы» монастыря от 1693 года, Регесты и надписи, II, №1280 ).

Новое время

В 1646 году дон Хуан Менелес, политический авантюрист из Испании, предложил Турции в подданство Армению, населённую евреями.

В 1690 году Витсен, составивший описание Северной и Восточной Татарии, сообщает, что в селении Бойнаке (ныне Буйнаке) и татарских (лезгинских) княжествах были тысячи евреев. В одном княжестве Остме (владении бывших харакайтакских уцмиев) их было 15 тысяч. По словам Витсена, евреи ведут своё происхождение из Вавилона и занимаются земледелием, между тем, как лезгины преданы военному делу и занимаются грабежом.

В XVII-м и XVIII-м веках еврейское население на Кавказе значительно уменьшилось. Арчил, царь Имеретии, бывший в 1703 году в Москве, описывая боярину князю Головину тогдашнее положение Грузии, говорит, что «весь народ исповедует веру христианскую, кроме малого числа евреев». Евреи всюду подвергались притеснениям и вымогательствам со стороны местных владетелей и частью вынуждены были перейти в христианство.

Но особенно тягостны были условия жизни евреев в мусульманских селениях. В 1728 году Гербер так описал их положение: «Своим владельцам евреи платят, сверх обычной подати, ещё и специальную - харадж , или поголовную, и употребляются на всякие тяжкие и грязные работы, которые нельзя поручить мусульманину. Из имущества им оставляют лишь столько, сколько необходимо, чтобы не умереть с голоду. Если еврей едет куда-нибудь верхом и встретил кызылбаша или другого какого мусульманина, то должен свернуть с дороги в сторону и по требованию встречного слезть с лошади; если он этого не сделает, то мусульманину дозволяется избить его как угодно, лишь бы он остался в живых, и избитый не имеет права жаловаться. Они говорят, что некогда были многочисленнее, но от многих притеснений, которые они терпели от туземцев, число их постоянно уменьшалось и не могло возрастать».

По словам Гербера, евреи занимались земледелием и скотоводством, а в городе Шемахе - торговлей; евреи говорят на языке окружающих народов, раввины «разумеют» также по-еврейски. Евреи объявили Герберу, что они по большей части произошли из колена Йеуды а некоторые - из Биньямина ; их раввины ничего не знают, кроме того, что предки увезены были из Иерусалима мосульским, т. е. ниневийским, царём и разосланы по Мидии и по здешним странам; управляют ими в деревнях собственные их старейшины - хахамы .

Приход на Кавказ России

В конце XVIII-го и начале XIX-го веков с появлением русских войск на Кавказе положение евреев стало ещё хуже. Возродившийся патриотизм и фанатизм мусульман привёл к жестокому преследованию евреев; от них требовали принятия ислама и активного участия в борьбе с русскими. Погромы и набеги на еврейские поселения непрерывно устраивались Кази-Муллой и Шамилём.

Несмотря на это, большинство евреев остались преданными своей вере. Но некоторые аулы поголовно перешли в ислам. В некоторых местностях Дагестана, таких, как, например, Ахты, Ругжами, Аракан и др., потомки этих евреев долго хранили как святыни еврейские книги, перешедшие к ним от предков.

С покорением Кавказа положение их мало изменилось к лучшему. Их беспрестанно переселяли из одного аула в другой. Они постоянно призывались к даровому исполнению разных казённых работ, строительству и т. п.

Горскими евреями называют евреев, вышедших с Северных и Восточных областей Кавказа. До 50х годов XIX века горские евреи селились на юге Дагестана и северных областях Азербайджана, а после мигрировали в различные районы Израиля. Горские евреи происхождение до V века имели персидское. Язык горских евреев относился к еврейско-иранской языковой группе. Многие из представителей горских евреев свободно общаются на русском, азербайджанском, английском и ряде других языков. Горские евреи от грузинских евреев отличаются по ряду культурных и лингвистических признаков.

Община горских евреев насчитывает более 100 тысяч. Горские евреи в Израиле составляют большинство – более 50 тысяч. Около 37 тысяч горских евреев населяет Азербайджан, немногим 27 тысяч живут в России, в частности 10 тысяч горских евреев выбрали местом своего обитания Москву. Небольшие общины горских евреев на данный момент населяют различные европейские страны. Общины горских евреев имеются, также, на территории Америки. Все горские евреи делятся на восемь групп: грозненскую, кубанскую, кубинскую, кайтагскую, ширванскую, а также нальчикские горские евреи, варташенские и дербентская группы.

В период XIX века основным промыслом горских евреев было садоводство, выращивание табака, виноделие и рыбная ловля. Многие занимались продажей тканей, а также были наемными работниками. Некоторые занимались различными ремеслами, обделывали шкуры. Одним из самых распространенных ремесел в то время для горских евреев - получение красной краски с марены, которую они сами выращивали. По своей социальной организации и бытовым устройствам, горские евреи были приближены к модели народов, проживавших испокон веков на Кавказе.

В начале 30х годов горские евреи селились около 70 человек в поселках, по пять больших семей. Каждая из семей имела свое место жительства. Среди горских евреев практиковалось многоженство, вендетта, ранние замужества с помолвкой детей. Горские евреи, населявшие большие города, обычно селились в отдельно стоящих районах или городских кварталах, и делились на две иерархические группы. Главным раввином на Северном Кавказе был назначен даян Темир-Хан-Шуры, а в южных областях Дагестана - даян Дербента.

Лингвистическая принадлежность горских евреев относится к персидской группе языков. Некоторые группы горских евреев – бухарские, населяют районы Ирана и Афганистана.

Горские евреи, населявшие районы Кавказа получили свое название «горские» в XIX веке, в период, когда во всей документации название «горские» имели все народы, населявшие горные районы Кавказа. Себя горские евреи называют джуур или еуди.

В одной из своих работ И. Анисимов в 1889 году, указал на родственную связь между языком горских евреев и татов – персидских народов на территории Кавказа. С этого был сделан вывод о том, что горские евреи относятся к иранскому племени - таты, которое приняло иудаизм и заняло территорию Кавказа. Такая теория о татском происхождении была раскручена самим евреями, которые постоянно подвергались гонениям и репрессиям. Исходя из положения этих вещей, евреям было выгодно причислить себя к татской группе народов.

Такие выводы были развернуты в 30 годах, и в обиходе появилась теория татских евреев. Определение таты – горские евреи прочно осело во всех учебниках, и было официально принято на всех уровнях. Это привело к тому, что любая культурная деятельность горских евреев – книги, песни, музыкальные композиции и т.д. воспринимались как «татские» - «литература татов», «татский театр, хотя сами таты к этому всему не были причастны.

Горские евреи не являются отдельным народом. Они представляют группу евреев, которые в результате массового переселения обосновались на территории Азербайджана и Дагестана. Их характеризует уникальная культура, которая сформировалась благодаря собственным знаниям и представлениям о жизни, а также под влиянием других народов.

Название

Горские евреи не является самостоятельным названием. Так называли людей их соседи, которые подчеркивали пришлость. Сами же люди именовали себя джуур. Обосновались джуур на Кавказе приблизительно в 5 веке нашей эры.
В последние десятилетия горские евреи покидают родные земли. В основном люди переселяются в Израиль и Соединенные Штаты Америки. Общины в России насчитывают приблизительно 30 тысяч. Некоторые джуур живут в Европе и Канаде.

Язык

Многие лингвисты полагают, что язык джуур можно отнести к татскому диалекту. Горские евреи же называют язык джуури. Необходимо уточнить, что татами называют выходцев из Персии, которые ушли из региона из-за возникших междоусобиц. Аналогично горским евреям, они оказались на Кавказе. Сам по себе татский диалект относится к иранской группе. Сейчас многие горские евреи используют иврит, английский, русский. Некоторые изучили азербайджанский. В то же время существует несколько книг и учебники, написанные на еврейско-татском языке.

Нация


Окончательного ответа на вопрос о том, к какой нации относятся джуур, сейчас нет. Ряд ученых, поддерживающих Константина Курдова, выдвигает версию, согласно которой джуур происходит от лезгинов. Однако есть немало несогласных, которые идентифицируют горских евреев как осетинов, чеченцев и аварцев. Это связано со сложившейся материальной культурой и организацией, аналогичной перечисленным народам.

  • У джуур всегда был распространен патриархат;
  • Иногда встречалось многоженство, иудеи даже поддерживали особенности обычаев гостеприимства, характерных именно для соседних регионов;
  • Джуур готовят кавказскую кухню, знают лезгинку, в культуре схожи с дагестанцами и азербайджанцами;
  • Одновременно наблюдаются различия, выраженные в соблюдении иудейских традиций, в том числе праздников. Среди горских евреев есть много тех, которые почитают раввинов и живут по их наставлениям;
  • Генетическое родство с евреями подтверждается анализами британских генетиков, которые изучали Y-хромосомы.

Жизнь


Основное занятие жителей - садоводство. Горские евреи любят заниматься виноделием, торгуют коврами, изготавливают ткани и занимаются рыболовством. Все это традиционные промыслы для жителей Кавказа. Уникальными занятиями джуур можно считать изготовление скульптур. Именно выходец из общин горских евреев участвовал в создании памятника Неизвестному солдату. Немало среди горских евреев оказалось и писателей, в том числе Миши Бахшиев.

Религия

Для горских евреев принципиально важно было сохранить иудаизм. В результате влияние их религии оказалась достаточно велико, чтобы хазарский каганат принял еврейскую веру. В дальнейшем хазары вместе с евреями противостояли арабам, чтобы предотвратить экспансию. Однако половцы сумели разбить армии, а после пришли монголо-татары, которые заставляли людей отказываться от религии. С пришествием войск имама Шамиля джуур пришлось заключать союз с Российской империей, чтобы отстоять веру.

Еда


На кухню горских евреев повлияли соседние народы, однако многие из рецептов людям удалось сохранить. Так, в их блюдах преобладает множество специй. Многие соблюдают требования кашрута, предписывающие не есть мясо хищной птицы и не смешивать любые виды мяса с молоком. Более того, запрещено есть молочные продукты (сыр, творог, сливки), смешанные с мясными блюдами. Овощи могут употребляться любые, однако они проходят строгий отбор через представителей кашрута. Важнейшая кулинарная традиция - выпечка субботнего хлеба. Его пекут перед шаббатом (субботой) и называют хала. Этот хлеб может подаваться одновременно с мясом. Есть халу можно прямо с утра, таким образом открывая шаббат.
Слово «хала» означает кусок теста, который отделяли от пирога, чтобы преподнести иерусалимскому храму. Интересно, что хала может иметь разную форму, например, быть исполненной в виде ключа или грозди винограда. Праздничная хала имеет вид круга, что указывает на единение с Всевышним. Традиционная выпечка представляет собой несколько сплетенных косичек.

  1. Во время встречи шаббата приглашают раввина, на стол ставят две зажженные свечи, раввин отламывает кусок теста, макает в соль и передает халу дальше.
  2. На завтрак горские евреи всегда предпочитали сыр, сливки, творог, чтобы насытиться перед началом трудового дня, но не слишком нагружать организм.
  3. После работы наступало время шульхана, на который накрывали достаточно большой стол. Шульхан обязательно подразумевал употребление закусок, в роли которых были кинза, петрушка и прочая зелень. Травам всегда отводилось особое место в рационе, поскольку они позволяли укреплять десны и содержали много витаминов. Вместе с зеленью ели овощи, вяленую рыбу. В качестве горячего блюда джуур едят дюшпере - пельмени с бульоном и большим количеством специй. В него обязательно добавляли лук, а тесто делали очень тонким. Дополнительно в блюдо клали чеснок и сдабривали уксусом. Такой рецепт необходим для приготовления сытного и жгучего блюда, ведь джуур приходилось всегда жить в горах, где климат зимой довольно суров.
  4. Тару готовили из говяжьего бульона, в который добавляется сушеная алыча, лук и много мяса. Также в блюдо кладут травы. Особенностью супа является чрезмерная густота, поэтому едят его с помощью лепешек, на которых намазывают готовую смесь.
  5. Из рыбьих голов, хвостов и плавников делают буглеме-джахи. Рыбу варят на медленном огне, затем добавляют к бульону предварительно протушенный лук, рыбу, алычу, кладут соль, перец и вареный рис.
  6. Излюбленным блюдом джуур стали ягни. Это блюдо тоже готовится на бульоне, который делают из курицы или говядины. Бульон кипятят 15 минут, затем добавляют томатную пасту с луком.
  7. Популярную долму готовят из говяжьего фарша, риса и лука. Все ингредиенты смешивают, затем добавляют кинзу, петрушку, соль, перец. Все это заворачивают в виноградные листья. Получаются своего рода голубцы. Листья должны быть проварены минимум 10 минут, затем, после формирования, голубцы кладут в кастрюлю и заливают кипятком. Варить долму нужно на медленном огне.
  8. Другой вариант голубцов называют япраги. Это знакомое каждому жителю России и Украины блюдо отличается лишь тем, что в него добавляют больше воды.
  9. Из напитков горские евреи предпочитают чай, сухие вина.

Одежда

Одежда горских евреев идентична той, которую носят дагестанцы и кабардинцы. Черкеска шьется из сукна, основой для шапки служит каракуль или овечья шерсть. Многие джуур носят длинные кинжалы, которые являются обязательным атрибутом одежды. Некоторое время такое оружие запрещали носить, но после окончания 30-х годов прошлого века запрет сняли. Для утепления пользовались кафтанами, которые подвязывали ремешками. Такой предмет гардероба характерен для ортодоксальных жителей.
Женщины украшают наряды металлическими изделиями и бижутерией. На тело надевали белую рубашку. На ногах обязательно нужно носить штаны, так как религия предписывает женщине закрывать ноги. Голову закрывают платком, волосы могут видеть только отец или муж. Из головных уборов женщине дозволено носить чудку (чутху).

Традиции

Горские евреи, которых часто называют кавказскими или персидскими, помимо традиционного иудаизма, отличаются верой в добрых и злых духов. Представители ортодоксальных общин отрицают возможность существования таких созданий, однако здесь налицо влияние сторонних культур. Удивительно, что подобное явление возникло в их обществе, ведь для него это совсем нехарактерно. В остальном джуур следуют сефардской ветви.

Горских евреев называют персидскими, кавказскими. Их до сих пор не выделяют как отдельный народ, но они сумели сформировать уникальную культуру, вобрав традиции других народов и при этом не ассимилировали. Это уникальный случай для переселенцев, что только подчеркивает необычность и разнообразие жизни людей в разных уголках света.

Из этого видео вы сможете узнать подробно о жизни горских евреев. Особенностях их истории и становления.

На Восточном Кавказе. Живут в основном в Российской Федерации, Азербайджане, Израиле. Общая численность около 20 тысяч человек. В Российской Федерации перепись 2002 года учла 3, 3 тысячи горских евреев, а перепись 2010 года - 762 человека. Горские евреи говорят на татском языке, говоры махачкалинско-нальчикский, дербентский, кубанский. Письменность на основе русского алфавита.

Община горских евреев на Восточном Кавказе формировалась в 7-13 веках за счет выходцев из Северного Ирана. Переняв татский язык, горские евреи с 11 века стали селиться в Дагестане, где ассимилировали часть хазар. Тесные контакты с еврейскими общинами арабского мира способствовали тому, что у горских евреев утвердился сефардский литургический уклад. Сплошная полоса еврейских поселений охватывала территорию между городами Дербент и Куба. Горские евреи вплоть до 1860-х гг. платили местным мусульманским правителям харадж. В 1742 году правитель Ирана Надир-шах разрушил многие поселения горских евреев. В первой трети 19 века земли, на которых жили горские евреи, вошли в состав Российской империи. В ходе Кавказской войны в 1839-1854 годах многие горские евреи были насильственно обращены в ислам и впоследствии слились с местным населением. С 1860-1870-х годов горские евреи начали селиться в городах Баку, Темир-Хан-Шура, Нальчик, Грозный, Петровск-Порт. В это же время устанавливаются контакты кавказских евреев с евреями-ашкеназами Европейской части России, представители горских евреев начинают получать европейское образование. В начале 20 века в Баку, Дербенте, Кубе были открыты школы для горских евреев, в 1908-1909 опубликованы первые еврейские книги на татском языке с использованием еврейского алфавита. Тогда же первые несколько сотен горских евреев эмигрировали в Палестину.

Во время гражданской войны часть селений горских евреев была разрушена, их население переселилось в Дербент, Махачкалу и Буйнакск. В начале 1920-х годов около трехсот семей выехало в Палестину. В период коллективизации был организован ряд колхозов горских евреев в Дагестане, Азербайджане, Краснодарском крае и в Крыму. В 1928 письменность горских евреев была переведена на латиницу, в 1938 - на кириллицу; был начат выпуск газеты для горских евреев на татском языке. В годы Великой Отечественной войны значительное число горских евреев, оказавшихся в оккупированных нацистами Крыму и Краснодарском крае, было уничтожено. В 1948-1953 были прекращены преподавание, литературная деятельность, издание газеты на родном языке горских евреев. В прежнем объеме культурная деятельность горских евреев не была восстановлена и после 1953 года. Начиная с 1960-х годов усилился процесс перехода горских евреев на русский язык. Значительное число горских евреев стало записываться татами. В то же время выросло стремление к эмиграции в Израиль. В 1989 году 90% горских евреев свободно владели русским языком или называли его родным. Во второй половине 1980-х годов выезд горских евреев в Израиль приобрел массовые масштабы и еще более усилился после распада СССР. За период с 1989 по 2002 число горских евреев в Российской Федерации сократилось втрое.

Традиционные занятия горских евреев: земледелие и ремесло. Горожане в значительной части также занимались сельским хозяйством, главным образом садоводством, виноградарством и виноделием (особенно в Кубе и Дербенте), а также выращиванием марены, из корней которой получали красную краску. К началу 20 века с развитием производства анилиновых красителей выращивание марены прекратилось, владельцы насаждений разорились и превратились в чернорабочих, торговцев-разносчиков и сезонных рабочих на рыбных промыслах (в основном в Дербенте). В некоторых селениях Азербайджана горские евреи занимались табаководством, пашенным земледелием. В ряде селений до начала 20 века главным занятием было кожевенное ремесло. К концу 19 - началу 20 века выросло число занятых мелкой торговлей, некоторые торговцы сумели разбогатеть на торговле тканями и коврами.

Основной социальной ячейкой горских евреев вплоть до конца 1920-х - начала 1930-х годов была большая трех-четырехпоколенная семья с числом членов 70 человек и более. Как правило, большая семья занимала один двор, в котором у каждой малой семьи был свой дом. Вплоть до середины 20 века практиковалась полигамия, в основном двое- и троеженство. Каждая жена с детьми занимала отдельный дом или, реже, отдельное помещение в общем доме.

Во главе большой семьи стоял отец, после его смерти главенство переходило к старшему сыну. Глава семьи заботился об имуществе, которое считалось коллективным достоянием, определял порядок работы всех мужчин семьи; мать семейства (или первая из жeн) вела хозяйство и наблюдала за женскими работами: приготовлением пищи (готовившейся и потреблявшейся совместно), уборкой. Несколько больших семей, происходивших от общего предка, образовывали тухум. В конце 19 века начался процесс распада большой семьи.

Женщины и девушки вели замкнутую жизнь, не показываясь посторонним. Помолвка часто совершалась в младенческом возрасте, за невесту выплачивался калын (калым). Сохранялись обычаи гостеприимства, взаимопомощи, кровной мести. Часты были побратимства с представителями соседних горских народов. Аулы горских евреев располагались рядом с аулами соседних народов, в некоторых местах они жили совместно. Поселение горских евреев состояло, как правило, из трeх-пяти больших семей. В городах горские евреи жили в особом предместье (Куба) или в отдельном квартале (Дербент). Традиционные жилища каменные, с восточным убранством, из двух или трeх частей: для мужчин, для гостей, для женщин с детьми. Комнаты детей отличались лучшим убранством, украшались оружием.

От соседних народов горские евреи заимствовали языческие обряды и поверья. Мир считался населeнным множеством духов, видимых и невидимых, карающих или благоволящих человеку. Это - Нум-Негир, владыка путников и семейной жизни, Иле-Нови (Илья-пророк), Ождегое-Мар (домовой), Земирей (дух дождя), злые духи Сер-Ови (водяной) и Шегаду (нечистый дух, сводящий с ума, сбивающий человека с пути истины). В честь духов осени и весны Гудур-Бой и Кесен-Бой устраивались празднества. Властителю растений Идору был посвящен праздник Шев-Идор. Считалось, что в ночь на седьмой день праздника Кущей (Араво) определяется судьба человека; девушки проводили еe в гаданиях, плясках и пении. Характерны гадания девушек в лесу по цветам накануне праздника весны. За два месяца до свадьбы совершался обряд Рах-Буры (пересечение пути), когда жених отдавал отцу невесты калым.

В значительной мере сохраняется соблюдение религиозных традиций, связанных с жизненным циклом (обрезание, свадьба, похороны), потребление ритуально пригодной пищи (кашер), мацы, отмечаются праздники Иом-Киппур (Судный день), Рош-ха-шана (Новый год), Пасха (Нисону), Пурим (Гомуну). В фольклоре выделяются сказки (овосуна), исполнявшиеся профессиональными сказочниками (овосуначи), и стихотворения-песни (ма`ни), исполнявшиеся поэтами-певцами (ма`ниху) и передававшиеся с указанием имени автора.

Психосоматика (болезни от эмоций)