О финансовой философии богатых и бедных. Философия нищеты Философия богатства и бедности в современной России

Российская власть внезапно показала себя с человеческой стороны. Мы не заметили как, но она занялась бездомными, которых теперь хотят легализовать и по возможности вернуть к нормальной жизни. (Бездомным предложат обратиться в центры ресоциализации и заключить с властями соглашение. Им обещают предоставить все права, которые имеют обычные россияне. В частности - временную регистрацию, после чего они смогут устроиться на работу, получать пенсию и голосовать.)

Бездомные - это то, с чего началась история новой России. Появилась свобода - появились «лица без определенного места жительства и регистрации». В СССР не любили демонстрировать социальное дно. Лицемерие власти, которая довела всю страну до предела. Но океан отступил - и мы увидели, что происходит на самом деле. Это было страшно. По-настоящему. Поэтому мы смотрели на дно через растопыренные пальцы. Много лет. И не обратили внимание на то, что наш мир изменился, пока мы широко закрывали глаза.

Какой худший день в твоей жизни?

Когда умерла моя жена. На нее напали в нашем доме. Они убили ее и мою дочь.

Что было потом?

Я пил. Потерял работу. Теперь я на улице. Мне всё равно.

Есть страница в Facebook - Люди Нью-Йорка/Humans of New York. Фотограф ходит по улице, снимает обычных людей, не модников, не знаменитостей. И задает им вопросы: «Какой худший день в твоей жизни?» и «Какой лучший день в твоей жизни?».

Этот бездомный, у которого умерла жена, он, может, наврал. А может, и нет.

Люди могут оказаться на улице из-за ужасного события в жизни, а могут и просто так. Лично у меня есть приятели, которых от откровенного бродяжничества отделяет уже почти невидимая грань. Они... не хочется произносить слово «опускаются». Тут другое. Жизнь, знаете ли, часто утомляет. И люди иногда спрашивают себя: «А чего ради я суечусь? А могу ли я прожить без того или этого?»

В Москве есть где жить. Даже в центре из-за бумажной волокиты пустуют дома. И там квартируют разные личности. Люди живут в подвалах. Это могут быть дворники-таджики, а могут быть и художники.

Философ Диоген, в конце концов, жил в бочке. О нем есть такая история: он часто мастурбировал на проходящих мимо женщин. Женщин это, разумеется, возмущало. И однажды его спросили: «Ну как ты можешь? Неужели тебе не стыдно?». А Диоген вздохнул и ответил: «Эх, если бы так просто можно было утолить голод...».

С голодом в наши дни легче. В США даже было такое движение - приличные люди искали еду на помойке. Это было частью дауншифтинга, который тогда только зарождался. Они считали, что в мусор отправляется слишком много хорошей еды. Обыватели, рестораны, офисные работники тратят на еду больше, чем съедают.

В России еще недавно вокзалы напоминали постапокалиптические фильмы. Перед входом на Ленинградский собиралась устрашающая толпа вонючих, покрытых язвами уже не совсем физически людей.

Было страшно. Не потому, что бродяги выглядели опасными - они казались таким коллективным портретом Дориана Грея, тайным зеркалом нашего общества, которое хочет выглядеть лучше, чем оно есть.

В те времена у моей знакомой была соседка, которая подбирала бездомных на улице, приводила к себе домой, мыла, кормила, переодевала. Наверное, она была немного сумасшедшей, но ее трудно судить - она блаженная.

Сейчас на вокзалах нет бездомных. Бомжей, как их стали называть в новой истории. До того были бичи. От слова beach - пляж. Бичей перед Олимпиадой выслали за 100 км от Москвы. Их почти не осталось в городе. В своей советском детстве я помню только горьких пьяниц, которые устраивали у себя в квартирах или комнатах притоны, но бродягами все-таки не были.

Теперь на Тверской есть симпатичные каменные скамьи с елками, и там сидят бродяги нового типа. Совершенно европейские. То есть более чистые, даже в определенном смысле модные. Такое ощущение, будто им то ли квалификацию повысили, то ли привезли иностранных. Даже у их собак хорошие добрые морды.

От различных организаций по городу ездят передвижные кухни, которые раздают еду бедным. И пункты скорой помощи. Бездомные всегда могут получить новую одежду. Это всё происходит незаметно, но происходит.

Есть приюты. Мобильная помощь. Защита прав. Реабилитация алкоголиков и наркоманов.

Есть люди, которым не всё равно, вроде Санкт-Петербургской организации «Ночлежка» - они, кроме прочего, добились отмены уголовной статьи за бродяжничество.

Ведь понятно, что никакие запреты не помешают людям жить так, как они живут. Некоторые бродяжничают умышленно, некоторые - в силу обстоятельств, но пока что в мире примерно 100 млн бездомных. И можно только облегчить им жизнь. Сделать ее более человеческой.

Отношения общества к слабым - очень показательное. Только перепуганный, отчаявшийся и озлобленный жизнью (пусть и не по своей вине) человек будет презирать и осуждать тех, кто низко пал.

Видимо, мы стали добрее. Даже некоторые чиновники стали добрее. По крайней мере они думают о самых уязвимых.

И это поразительно, как необходим людям гуманизм. Еще недавно казалось, что каждый за себя, что человек человеку - хам и свинья, а прошло не так уж много лет, как в России появились благотворительные фонды, организации, и одни помогают больным, другие - бедным, третьи - жертвам домашнего насилия, и геям, и мигрантам.

Нам всем почему-то кажется, что мы живем в государстве, где всё дико и плохо, но ведь нет. Если люди помогают людям и тратят на это почти все свои мысли и чувства, и вот уже видны ясно результаты, то это же просто невероятно здорово.

В конце концов, среди «неприкасаемых» иногда оказываются такие люди, как Чарльз Буковски, который вел, мягко говоря, очень неприхотливый образ жизни. Но описал это совершенно гениально. Так что часто мы просто смотрим не с того угла. Или не смотрим вообще. Отказываемся даже думать, что жизнь есть там, где нет понятных нам критериев.

Не так давно вышел фильм «В диких условиях», который поставил Шон Пенн. Это биография молодого человека, Кристофера Маккэндлесса, который после университета отдал все деньги в благотворительную организацию и начал путешествовать автостопом. У Криса была идея жить без денег, перебиваясь случайными заработками (как настоящий бомж) и просто ездить по стране. Он, к сожалению, умер во время «Одиссеи на Аляску» - от истощения и холода. Но оставил дневник, по которому сделали книгу и сняли кино.

Жить в бедности и без дома - иногда несчастье, а иногда и философия. А временами и то и другое.

Иногда бездомные отвратительны, что уж там. Но, если честно, все люди иногда отвратительны.

1. Пусть малооплачиваемая, но зато стабильная работа

Человек с психологией бедняка, как правило, выбирает низкооплачиваемую, но стабильную работу. В госучреждениях. Потому что государство всегда обеспечит. А если пойти в коммерческую организацию, то есть риски остаться на улице через какое-то время.

Человек абсолютно не верит в свои силы и в то, что его опыт и знания будут востребованы. В итоге, так и происходит. Идет на нудную, скучную работу, перестает осваивать новое, закисает и становится никому не нужным. Вместо того, чтобы расти и развиваться.

2. Боязнь перемен

Опять же, по причине остаться никому не нужным, человек с психологией бедняка боится перемен. Девиз - лучше иметь немного, чем рисковать и, возможно, потерять всё. Люди с психологией бедности никогда не откроют свой бизнес, не будут осваивать новые сегменты рынка, не пойдут получать второе высшее образование в 40 лет и ни за что не переедут в другой город в поисках новой жизни в 50!

3. Низкая самооценка

Характерная черта людей с психологией бедности. Да и откуда взяться высокой самооценке, если человек не живет, а прозябает - серая неинтересная работа, которую еще и страшно потерять, отсутствие в жизни ярких впечатлений, перемены мест и обоснованных рисков. Именно тех факторов, которые заставляют уважать себя за труды и возможности.

Человек с психологией бедняка не понимает, что богатство и хорошие перспективы раскрываются перед людьми деятельными, не боящимися рисковать и начинать все сначала.

4. Нежелание быть активным

Очевидно, что для того, чтобы добиться чего-то и получить хороший результат, необходимо постоянно в эту сторону прикладывать усилия. Например, рассматривать предложения об интересной и высокооплачиваемой работе с более широким кругом обязанностей по сравнению в предыдущим местом. И, таким образом, все время расти.

Человек с психологией бедности не желает и не умеет (потому что никогда и не пробовал) проявлять активность - боится искать новую работу, потому что считает уже заранее, что не справится, не подрабатывает, потому что уверен, что ничего не получится и денег все равно не будет. Человек пассивен, а потому и беден.

5. Все должны

Человек с психологией бедняка убежден, что ему должны достойно платить. Просто потому, что он качественно выполняет свою работу. И зарплата у него должна быть такая, чтобы хватало и на быт, и на отдых, и на детей, и на себя. Забывая при этом, что он сам согласился на работу с низкой оплатой. И теперь пеняет на скупердяя-шефа.

Человек перекладывает ответственность с себя на других. Какой смысл двигаться, если от меня все равно ничего не зависит? Делай - не делай, а результат один - ничего не получу.

6. Проще быть экономным

Бедняки тратят силы не на то, чтобы привлечь, а на то, чтобы удержать. Они тратят часы на посещение магазинов, сравнивая цены и делая покупки там, где дешевле. Они пишут и ходят в различные инстанции, добиваясь мизерного снижения оплаты за коммунальные услуги или одноразовой социальной помощи, которой едва ли хватает на один поход в магазин. Вместо того, чтобы эти же усилия эффективно потратить на заработок или поиск хорошей работы.

Присмотритесь к себе. Есть ли у вас хоть одно из перечисленных качеств? И избавляйтесь в срочном порядке, если что-то похожее обнаружится. Помните, что ваша жизнь и ваше благополучие, только в ваших руках!

В.С. Пусько , доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой политологии МГТУ им. Н.Э. Баумана

Философия богатства и бедности в современной России

Совершенно очевидно, что в условиях рыночных отношений экономические факторы оказывают все большее влияние на жизнь человека и окружающую его социальную и природную среду. Все люди, как правило, вовлечены в круг хозяйственных забот, постоянно что-то покупают, потребляют, производят, продают, обмениваются продуктами производственной деятельности.
Экономические отношения в цивилизованном обществе всегда оформлены нормативно-правовыми актами. Среди них на одно из первых мест выдвигаются естественные права, полученные человеком с его рождением: право на жизнь, право на свободу труда и занятий, право на личную свободу, право брачного союза, право на свободу совести; права, предоставляемые личности обществом: право владеть собственностью, право вступать в договорные отношения, право на свободу хозяйственной деятельности, право на справедливое распределение доходов, право на неприкосновенность жилища.
Философско-экономический анализ совокупности прав граждан показывает, что они базируются на понятиях, которые являются общими и как для экономики, так и для социальной философии, социологии. К их числу относятся такие понятия как свобода и принуждение, богатство и бедность, рациональность и выбор, труд и отчуждение, желание и потребность, хозяйственная этика, экономическая культура, социально-экономическое неравенство 1 .
Особенно остро в современной России стоит вопрос о социально-экономическом неравенстве, которое заняло ведущее место во всей системе социальных неравенств, достигло несопоставимо больших размеров и продолжает нарастать. Сегодня речь идет уже не только о неравенстве в доходах и размерах собственности, но и об огромных различиях в качестве жизни, характере и условиях труда, уровне образования, медицинского обслуживания, общей культуры, доступности социальных благ 2 .
Одним из ключевых показателей, определяющих социальное здоровье общества, является качество жизни. Качество жизни, как правило, характеризует степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей, качество питания, наличие и комфорт жилья, доступность и уровень здравоохранения, образования, модность и доступность одежды, структуру досуга, удовлетворенность характером и содержанием труда, состояние окружающей среды, возможность общения, уровень стрессовых ситуаций.
Российское общество живет в условиях углубляющейся материальной дифференциации. Ощущения материальных потерь, ставшее чрезвычайно приметной чертой массового сознания, превратилось в одну из главных причин сохранения пессимистических настроений, характеризующих изменения в условиях жизни граждан. По данным Института социологии РАН 51,9 % населения России считает, что большинство людей стали жить хуже, чем до реформ, начатых в 1991 году 3 .
Трансформационные преобразования общества, переход к рыночным отношениям, изменившие условия жизни людей, оказали решающее влияние на формирование представлений о господствующих ценностях нынешнего общества. Так, например, если оценка советского прошлого связывается с такими понятиями как честность, порядочность, трудолюбие, то нынешнее состояние общественных отношений определяется наличием богатства и обладанием властью, работой в аппарате чиновников. Сегодня социальная атмосфера насыщена преимущественно духом денег.
Материальные интересы и потребности заслонили собой не только знания, но и трудолюбие, честность, порядочность, отзывчивость, духовность, справедливость и многое другое. Дух потребительства и накопительства вытеснил или свел до минимума прежние моральные противовесы.
Давно доказано, что результативность развития и деятельности личности зависит не только от объективной потребности общества в реализации тех или иных ее качеств, но и от уровня условий, способствующих саморазвитию и самореализации человека, от действенности социального механизма, обеспечивающего определенную степень востребованности знаний, опыта, профессиональной подготовки, творческих способностей индивида. Отсутствие надежного социального механизма, обеспечивающего реализацию объективной общественной потребности непосредственно в деятельности конкретных организационных структур приводит к тому, что проявление инициативы и творчества значительно тормозится ростом потребительства, иллюзиями легкого обогащения (по примеру дутых финансовых пирамид), сомнительным предпринимательством.
Материальное расслоение российского общества объективно привело к появлению относительно небольшого слоя богатых людей и огромного количества бедных. Преодоление бедности выдвинулось в число приоритетных направлений государственной политики. Постановка такого вопроса вполне понятна, поскольку бедность существенно влияет на все стороны жизнедеятельности человека, а в своей крайней форме ведет к разрушению личности.
Родоначальник классической политэкономии А.Смит в своем труде «Исследования о природе и причинах богатства народов» различал абсолютную и относительную бедность. Абсолютная бедность существует тогда, отмечал он, когда рабочий своим трудом не может обеспечить семье уровень, который необходим для воспроизводства жизни. В относительном понимании бедность есть состояние, в котором семья живет без того, без чего считается недостойным обходиться приличному человеку даже низкого ранга. Уменьшение бедности в обществе связано с динамикой экономического развития: устойчивый экономический рост поднимает уровень жизни всех классов и слоев общества.
П.Ж.Прудон считал существование бедности фундаментальным социальным законом. В труде «Философия нищеты» он отмечал, что в докапиталистических обществах уровень благосостояния большинства простых людей находится на постоянном и достаточно низком уровне - на уровне пристойной бедности. Развитие капитализма, распространение корыстолюбия и жажды роскоши привели к еще большему расслоению общества и возникновению ненормальной бедности - нищеты и пауперизма.
К.Маркс, критикуя «Философию нищеты» Прудона, поддерживал его в том плане, что по мере развития индустриального капитализма будет расти богатство немногих и распространяться бедность и нищета большинства остальных людей. Прогресс в техническом вооружении производства приведет к безработице, к формированию нищего «избыточного населения». Однако реальное историческое развитие капитализма не подтвердило теорию обнищания К.Маркса.
Вместе с тем и в эпоху «индустриального», «постиндустриального» и «потребительского общества» проблема бедности не исчезла. Даже в высоко развитых странах сохраняются классические бедняки, живущие в основном на пособия. Наряду с ними возник феномен «новых бедных», появление которых объясняется взаимосвязанными процессами изменения характера занятости в современных обществах и модификацией старого социального противоречия между бедными и богатыми в рамках глобализации. Богатство и бедность становятся функциями глобальной экономической системы. Богатые существуют рядом с бедными и во многом, благодаря им. Вместе с тем, наблюдается процесс свертывания институтов социального партнерства между работодателями и работниками, происходит сокращение трудовой деятельности в ее традиционном смысле: массовый переход к работе по несколько часов в неделю, по краткосрочным контрактам 4 .
Каковы же причины такого стремительного материального расслоения общества в России в последние десятилетия?
Одной из главных причин является особенность приватизации в России в 90-е годы, в результате которой были созданы условия для сказочного обогащения небольшой группы людей, которые в считанные годы приобрели огромные состояния далеко не коммерческими путями, а используя установившиеся личные отношения с властью или с семьей того, кто был на ее вершине. В результате этого сложившийся уровень неравенства доходов различных групп населения поражает своими размерами. Так, если в начале рыночных реформ доходы 10 процентов наиболее обеспеченных граждан России превышали доходы 10 процентов самых малоимущих наших сограждан в 4,5 раза, то уже к 2008 году разрыв достиг 17 раз 5 . 10 процентов наиболее благополучных россиян получают почти половину прироста денежных доходов, а на долю 10 процентов самых бедных приходится только 3 процента доходов. Самыми богатыми олигархами России, которые украшают первые строки рейтингов миллиардеров, по данным отечественной и зарубежной печати являются: Алишер Усманов (S 18 млрд.800 млн.), Владимир Потанин (S 14 млрд. 500 млн.), Вагит Алекперов (S 13 млрд. 500 млн.), Михаил Прохоров (S 13 млрд. 200млн.), Роман Абрамович (S 12 млрд. 200млн.) 6 . Причем процесс имущественного расслоения продолжается. Такая тенденция вступает в явное противоречие с положением в индустриально развитых странах, где разрыв в доходах самых богатых и самых бедных граждан сокращается.
Более того, сложившийся в России слой олигархов не довольствовался своим положением в экономике, а практически стал заправлять делами в государстве, формировал экономическую, финансовую, внешнеэкономическую политику, назначал своих людей на командные должности, оказывал серьезное влияние на законотворческие и нормотворческие процессы 7 .
Вместе с тем, следует иметь в виду, что в эти годы формировался и другой слой новых предпринимателей, которые обрели значительные состояния не в результате скандальной приватизации, махинаций на рынках, преступного сговора с представителями власти, а нормального ведения бизнеса, процессов концентрации и централизации их капитала.
Вторым важным фактором имущественного расслоения граждан страны явилось то, что преобладающая часть крупных бизнесменов вкладывала свои средства не в производство, а в высоко прибыльную добычу энергоносителей и экспорт их в другие страны. Перелив доходов крупных олигархов в промышленное, сельскохозяйственное, строительное, дорожное производство оказался ничтожно малым. В ряде естественных монополий огромные средства, полученные в виде доходов, направлялись на строительство престижных зданий, распределялись среди высшего персонала менеджеров, тратились на оплату грандиозных банкетов, отдыха на дорогих курортах, а не выделялись на замену устаревшего оборудования (в тех же нефте- и газодобывающих отраслях), на внедрение новейших технологий в производственные процессы.
Крен в сторону экспорта энергоносителй породил парадоксальную ситуацию во внутреннем потреблении газа и нефтепродуктов. Так, страна, которая имеет треть общемировых запасов газа, занимает первое место в мире по его добыче, сама газифицирована на 62 процента. Кстати, приграничные с Россией Финляндия, Латвия, Литва, Эстония, Польша газифицированы российским газом на 95 процентов 8 .
Серьезную опасность развитию страны вызывает принявшая большие масштабы монополизация ряда отраслей сложившимися компаниями. Так, например, свыше 80 процентов нефти добывается и более 75 процентов перерабатывается пятью компаниями; 70 процентов авиационного грузооборота осуществляется четырьмя перевозчиками; 90 процентов калийных удобрений производится двумя компаниями. Усилия федеральной антимонопольной службы, ведущей борьбу с тенденцией монополизации рынков мало успешны.
Серьезной причиной нестабильности экономического развития является отсутствие прозрачности в использовании как выделяемых из бюджета средств различным компаниям, так и полученных в ходе финансовой деятельности. Так, например, «Роснанотеху» в конце 2007 года было выделено из федерального бюджета более 5 млрд. долларов на разработку и внедрение высокотехнологичных проектов. Однако в июне 2008 года они были размещены в качестве «временно свободных средств» на депозитах восьми банков, а не использованы по целевому назначению. Если государственный внешний долг России постепенно сокращался, то только в 2008 году быстрыми темпами увеличивался внешний корпоративный долг, который составил на конец года 488 млрд. долларов США. Это создало серьезную зависимость экономики страны от притока средств из-за рубежа, что чревато финансовыми трудностями, особенно в условиях мирового кризиса 9 .
Мировая финансовая ситуация привела к тому, что реальный сектор российской экономики почувствовал острую нехватку средств. Решение о передаче значительных государственных ассигнований в реальный сектор экономики было поручено более ста коммерческим банкам, которые в свою очередь получали деньги от крупных государственных банков. На поддержку этих банков государство выделило 6,5 трлн. рублей, а на повышение социальной защищенности населения в 14 раз меньше. Вскоре оказалось, что государственные средства многими банками конвертировались в валюту и вывозились за рубеж. Эта ситуация заставила проводить политику жесткого государственного диктата в отношении банков, получающих государственные средства. На это особо указал прежний Президент РФ Д.А.Медведев в своем послании Федеральному собранию.
Почти не оправдала себя и так называемая «плоская» шкала подоходного налога. За время ее применения масштабная легализация доходов граждан фактически не наступила. Более того, темпы прироста личных состояний наиболее богатых россиян многократно превысили темпы прироста уплачиваемых ими налогов. Как справедливо подчеркивает Е. Примаков в своей книге «Мир без России?» в нашей стране при введении прогрессивной шкалы налогообложения, скажем до 20 процентов, можно было бы вообще освободить от подоходного налога тех, кто живет ниже официально определяемой черты бедности 10 .
Следует констатировать, что борьба с бедностью в России, как правило, ограничивается небольшими прибавками к пенсиям и зарплатам бюджетников. Это не приводит к преодолению тяжелого материального положения пенсионеров, получающих в виде пенсий лишь 25 процентов от зарплаты. В стране около 35 процентов лиц находятся ниже или рядом с чертой прожиточного минимума, причем это семьи работающих с одним или двумя детьми, или пенсионеры, а в сельском хозяйстве зарплату ниже прожиточного минимума получают более двух третей работников. Следует заметить, что в последнее время, фактически сразу после вступления России в ВТО, значительно выросли цены на все энергоносители, на самые потребляемые основной массой населения продукты питания - хлеб, крупу, молоко, яйца, на проезд во всех видах транспорта, на товары и услуги первой необходимости, на ЖКХ, причем некоторые кампании умудряются получить деньги за ЖКХ дважды.
В условиях постоянно меняющейся ситуации, явного сращивания части госслужащих с бизнесом, расцвета коррупции, которая превращается в эпидемию, многочисленные слои населения так и не смогли приспособиться к крайне запутанной рыночной стихии. Многие россияне, не имея соответствующей государственной поддержки, не сумели адаптироваться к новым условиям жизни и скатились за грань бедности и нищеты, или пополнили ряды малообеспеченных слоев.
В данном случае адаптация рассматривается как социальный вид взаимодействия личности и общества, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. При этом важнейшим компонентом становится согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды, то есть процесс и результат перестройки деятельности и поведения индивида в ответ на новые требования среды.
Современное социальное неравенство воспринимается как зло и крайне нежелательный в обществе феномен. Отношения между бедными и богатыми трактуются как достаточно конфликтные. Глубокий социальный разлом приводит к сохранению напряженности между полярными частями общества. В конце прошлого года газета Аргументы и факты провела Интернет-опрос среди населения нашей страны. Был задан один вопрос: Как вы относитесь к олигархам? 57 процентов опрошенных особых чувств к ним не испытывают, 33 процента - презирают, 6 процентов - завидуют, 4 процента - восхищаются. В то же время, по данным социологов примерно 22 процента взрослых россиян выражают сегодня уверенность, что между бедными и богатыми возможно взаимопонимание и сотрудничество 11 .
С социологической точки зрения справедливым представляется такое общество, в котором многочисленны средние слои, социальная дистанция между ними и верхними слоями невелика, уровень мобильности населения высок, а низшие слои населения составляют меньшинство членов общества. Именно это гарантирует, если есть социальная защищенность слабых, спокойствие и социальную интеграцию.
Учитывая всю глубину пропасти между бедными и богатыми, огромное подозрение общества к богатству и бизнесу, финансово-экономическим кругам, видимо сложно рассчитывать на их полное доверие и взаимопонимание, но компромисс между бедностью и богатством при соблюдении ряда основополагающих условий вполне возможен.
Важнейшим условием такого компромисса в современной России является переход к социально ориентированной экономике, направленной на рост благосостояния россиян. Выдвижение и постепенная реализация четырех национальных проектов - по здравоохранению, образованию, жилищному строительству и развитию сельского хозяйства направлены на подъем уровня жизни населения. Это может как то снизить разграничительную грань между бедными и богатыми в современной России.

Литература

Волков Ю.Г. Креативность: творчество против имитации. М.: 2013. -430 с.
Глухов В.В., Окрепилов В.В.Управление качеством жизни.СПб.: 2008. -482 с.
Горшков М.К. Российское общество как оно есть. М.: 2011. - 671 с.
Зиятдинов Ф.Г, Зиятдинов А.Р. Государственное регулирование качеством жизни в условиях рынка. Казань, 2009. -204 с.
Козырева П.М. Бедность и богатство в трансформирующемся обществе. Ежегодник. Выпуск 7. М.: ИС РАН. 2008. с.96-112.
Петухов В.В. Социальное самочувствие россиян // Вестник РАН. 2007. № 6.
Примаков Е.М. Мир без Росси? К чему ведет политическая близорукость. М.: 2009. - 321 с.
Ржаницина Л. Новый этап социальной политики в России // Вестн. Ин-та экономики РАН, 2009. № 1. с.35-52.
Сорочайкин А.Н. Человек в системе социально-экономических отношений. Самара. 2007. - 196 с.

1 См. подробнее. Сорочайкин А.Н. Человек в системе социально-экономических отношений. Самара, 2007. - 197 с.
2 См.: Россия в глобализирующем мире: социальные аспекты. - М.: ИСЭПН РАН, 2006
3 См.: Козырева П.М. Бедность и богатство в трансформирующемся обществе. В Кн. Россия реформирующаяся. Ежегодник. Выпуск 7. -М.: ИС РАН. 2008, с.102.
4 См.: Сорочайкин А.Н. Человек в системе социально-экономических отношений. -Самара, 2007. 196 с.
5 См. Примаков Е.М. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость. -М.:2009, с. 133.
6 СМ.: Аргументы и факты. 26.IХ-2.Х.2012. № 39.
7 См.: Примаков Е.М. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость. С.101-104.
8 См.: там же, с. 122.
9 См.: Примаков Е.М. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость. С.124-127.
10 Примаков Е.М. Мир без России? С. 134.
11 См.: Аргументы и факты 2012, № 39; Россия реформирующаяся. Ежегодник. Выпуск 7. С. 117.

«Все дело в памяти поколений и финансовой безграмотности» - эта мысль красной нитью проходит через многие тренинги и книги по психологии богатства. Многие мечтают о выигрыше в лотерее, внезапном наследстве или другом богатстве, мол, «тогда-то я заживу». Но, даже выиграв миллион, спустя некоторое время понимают: все возвращается на круги своя. И куда растаяло богатство, неизвестно. Все дело не в количестве денег, а в финансовой грамотности, которой никто не учит. Если человек не может распределять свои финансовые потоки, то никакой доход его не спасет. Все, что зарабатывает, будет улетать в трубу.

Правильно, чтобы привычка управлять деньгами закладывалась еще в детстве. Ребенок впитывает ценности, уклад своей семьи. Вырастая, копирует поведение взрослых. И за чистую монету принимает весьма расхожее мнение, что богатые плохие, нечестные, жадные и вообще крайне неприятные люди. Поэтому современные работники выбирают быть «бедными, но честными» и вместо работы над собой, обучения и саморазвития рвутся домой в 18 часов, радуются пятнице и страдают по понедельникам. И, конечно же, винят в своих скромных доходах правительство, начальника, коллег-карьеристов, мешающих продвигаться по службе.

На формирование финансовых установок влияет не только семья, но история государства, то есть условия, в которых живет народ. Если разобрать по событиям ХХ век в России, картина становится яснее. Кто наши предки? Большинство – крестьяне. Практически нищие трудяги с уже сформировавшейся моделью потери. И их тоже никто не учил финансовой грамотности.

Конечно, существовали и зажиточные люди разных сословий. Что произошло с этим классом? Их богатство экспроприировали, а самих сослали. Куда? В частности сюда, на Дальний Восток. В этих семьях сформировалась не только культура распоряжаться деньгами, но одновременно и страх быть богатыми. Если ты богат – обязательно все потеряешь. Наследники таких установок с подобной семейной историей могут работать и зарабатывать, однако мгновенно расстаются с солидными суммами доходов, как будто деньги жгут руки. А в Петербурге, например, старшее поколение напугано блокадой, поэтому сберегает все, что только возможно. Все это подтверждения того, что из поколения в поколение передаются культура и страхи. В психогенетике это называют «унаследованными моделями поведения».

Впрочем, в конце этого темного тоннеля установок и негативных программ есть свет – блеск золотых слитков правильного отношения к деньгам.

Начинать богатеть можно в любом возрасте, если решите, что вам точно надо именно богатеть, ведь деньги только один из 50 самых важных факторов счастья.

Самое лучшее начало финансовой грамотности – сознательный подход к деньгам.

Начните вести бюджет, чтобы понимать, куда именно «утекают» деньги. Даже простая фиксация трат значительно экономит финансы.

Почему у меня не получается разбогатеть? Этот вопрос хотя бы раз в жизни задавал себе каждый из нас. Вроде и работа есть, и зарплата нормальная, и живем не хуже других, а денег постоянно не хватает. Что такое деньги и как формируется отношение к ним, мы узнали у ведущих хабаровских специалистов по душам человеческим.

«Богатейте в радость!» - утверждает психолог, автор и ведущая тренингов «Где мои деньги» и «Образ денег» Алена Наумова.

Тема финансов – одна из самых частых в обращениях ко мне. И я редко встречала человека, который бы относился к деньгам именно как к бумажкам. У каждого свой образ денег, своя история, часто – трагичная.

Нередко обращаются и те, кто постоянно в процессе обогащения, но так и не достиг желаемого уровня достатка. Уже на пяти работах трудятся, открывают разные бизнесы, что-то вкладывают, копят, ищут источники дохода, но все заканчивается одинаково: бизнесы разоряются, вложенные деньги прогорают, вклады куда-то тают. Все потому, что деньги здесь как назначенная себестоимость. То есть, «я стою миллион или ничего не стою». Собственная самооценка зависит от количества богатства. Но подсознательная неуверенность в себе как раз и не дает разбогатеть, потому что внутри есть убеждение, что я этого не достоин. Отсюда и появляется понятие «коридора денег» – это внутреннее разрешение жить в определенных финансовых границах. Например, «букетик ландышей мне можно, а поездку в Дубаи без кредитов и займов – нельзя» . Но почему?

Потому что ничто не берется ниоткуда и не уходит в никуда. Как бы это парадоксально ни казалось, многие имеют внутренний запрет на богатство из любви к маме. Например, она или кто-то близкий из семьи был беден, тяжело работал и боролся за каждый кусок хлеба. Теперь их потомок просто не может себе позволить купаться в роскоши, для него это равносильно предательству.

Много рассказов идет из детства, когда отец ушел из семьи и маме приходилось усердно трудиться, чтобы вытащить ребенка из нищеты. И этот опыт штрихпунктиром проходит через всю жизнь. У таких людей первый заработанный миллион вызывает чувство «вау!», второй уже ожидаем, а третий приносит стабильность. Но они с грустью обнаруживают, что счастья-то все равно нет. Дело в том, что деньгами хотелось закрыть ту боль, ту дыру в сердце от пережитого в детстве.

Другая история, когда человек рождается в обеспеченной семье. Он вырастает со здоровым отношением к деньгам, по опыту родителей добивается финансовой стабильности. Здесь нет никаких травм, связанных с деньгами. Но! Есть небольшой фокус: такой человек никогда не достигнет сверхрезультатов, ему, по сути, в этом вопросе нечего преодолевать, и невероятных прорывов от него ждать тоже не придется.

Чем больше я сталкиваюсь с финансами в своей практике, тем больше понимаю, что наш образ денег – это совсем не количество бумажек и нулей. Это, скорее, удовлетворенность от обладания материальными ценностями.

При решении копить деньги важно разобраться, зачем? С психологической точки зрения копить на черный день неверно. Вы настраиваете себя на то, что этот черный день когда-нибудь настанет. Невроз вам обеспечен. Копите в радость - на отпуск, на беспечную жизнь, на подарки любимым, тогда и внутреннее состояние будет располагать к богатству!

«Главное, разобраться с потребностями»
- уверен психолог Данил Авдеев.

Деньги сами по себе не плохие и не хорошие. Они не могут никого сделать счастливее или несчастнее. Деньги не способны накормить вас, когда вы голодны, и не согреют, когда вам одиноко. Деньги – это ресурс, которым мы все пользуемся. Наши ресурсы – это наши возможности, сила и опора в разных ситуациях. Например, любовь близких, это тоже ресурс, из которого мы можем черпать силы. И любого ресурса должно быть достаточно. Если нам чего-то мало, это вызывает определенный дискомфорт. Мы переживаем, тревожимся, нам на уровне подсознания необходимо восполнить недостающее. И каждый сам устанавливает для себя нормы, сколько нужно именно ему. Когда все ресурсы человека на должном уровне, он чувствует себя наполненным.

Важно понимать, что деньги сами по себе никакие потребности не удовлетворяют, но они открывают доступ к другим хорошим вещам. Например, «я хочу есть», следовательно, «мне нужны деньги, чтобы купить еды». Кто-то начинает путаться и вместо «мне нужна еда», думать: «мне нужны деньги». Но ты ими не наешься! Важно понимать свои истинные потребности, зачем тебе деньги?

Частенько, что мечтается купить за деньги – это утешение беспокойства, ощущение безопасности. Можно купить бытовой комфорт, но тревога – она внутри, деньгами ее не утолишь. Человек по своей природе склонен к перекосам. Та же еда – необходимое условие выживания. Но не все и не всегда едят только для утоления голода. Многим знакома проблема с перееданием или заеданием стресса. Так и отношение к деньгам может стать проблемой: кажется, что их всегда недостаточно. К примеру, встречаются вполне нормальные мужчины, которые уверены, что их привлекательность прямо пропорциональна размеру кошелька. Их собственная значимость растет с нулями на счете. Поэтому они стараются зарабатывать как можно больше, чтобы нравиться девушкам и не быть одинокими. Но тут тоже существует подвох. Такой богач, встретив девушку, все время будет мучиться сомнениями: ее привлекли мои деньги или я сам?

Другой перекос, когда в деньгах ищут удовлетворения тех потребностей, которые деньгами не удовлетворяются. Например, вы очень устали, вам нужен отдых, но вместо того, чтобы взять отпуск, вы начинаете еще усерднее трудиться, чтобы заработать себе на путевку в теплые страны. Это абсурд. Это не сделает вас счастливее и не добавит сил.

Те случаи, когда деньги как будто утекают сквозь пальцы, скорее всего, связаны не только с финансовой безграмотностью, но и с тем, что человек чрезмерно тратит в попытке наполнить какую-то пустоту внутри.

Все мы по-разному обращаемся с деньгами. Кому-то проще накопить, а кому-то – больше заработать, чем экономить, чтобы разбогатеть. Но главное, разобраться с целями, зачем вам деньги? Что вы хотите на них купить? Поразмыслив об этом, можно выйти на новый уровень отношений и с самим с собой, и с деньгами!

«Деньги требуют взрослого отношения» - настаивает психотерапевт, заведующий «Психотерапевтическим центром» Алексей Андреянов.

Деньги – штука серьезная, можно сказать, овеществленный труд. Это время и силы, потраченные на их зарабатывание, и в этом смысле деньги – безусловная ценность, было бы странно ими пренебрегать. Финансы требуют взрослого отношения, а это возможно, только если вы обладаете достаточной степенью психологического развития, называемой дифференциацией. По-простому, эмоциональной зрелостью, способностью разделять мысли и чувства, быть независимым от мнения других людей: дружба дружбой, а деньги врозь. В норме человек стремится отделять деньги и личные отношения, распределяет финансы спокойно и по-взрослому, не вмешивая или несколько придерживая сострадание, жалость и любовь. Впрочем, чаще все же встречаются отклонения от этой нормы.

Многие люди находятся в «слиянии» со своими близкими, друзьями, товарищами, одноклассниками. То есть на первом месте у них стоят чувства и лишь потом финансовые блага. Из-за такой расстановки приоритетов, например, людям неудобно брать деньги за свои услуги или они не могут отказать просьбе дать взаймы. И, как правило, все заканчивается тяжелейшим травматичным опытом: долги не возвращают, и дружба надломлена. В этой связи стоит помнить: когда вы кому-нибудь занимаете, вы пускаете человека в свои границы, выражаясь аллегорично – одалживаете себя. Взрослый человек в этом сложном вопросе спокойно обозначает свои границы. Вполне возможен и такой ответ: «Я к тебе хорошо отношусь, и мне неловко тебе отказывать, но в этой ситуации денег взаймы не дам. Не обижайся, пожалуйста, мне важны наши отношения».

Другая крайность – полная холодность, когда финансы главенствуют, становятся единственным мерилом счастья и успеха для человека. Так, например, при нарциссическом расстройстве личности случается, что по финансовому статусу выбираются друзья, любимые, круг общения. Главное – успех, а отношения с людьми – обесценены. В такой системе собственные неудачи могут переживаться как полный крах. И из ощущения собственной исключительности человек скатывается в другую крайность – чувство собственного уничижения.

В «большой психиатрии» хорошо известна еще одна патология с привкусом денег. Депрессия – угнетение настроения нередко чередуется эпизодами «мании». Бывает, при легком повышении эмоционального фона люди начинают совершать необдуманные финансовые операции. Совершать покупки, несоразмерные уровню дохода, внезапно выводить оборотные средства из собственного дела или вкладываться в сомнительный бизнес. Человек в таком состоянии не полностью отдает себе отчет. Стоит перед вами такой веселый, оптимистичный, довольный, а сам только что обанкротился или кредитов набрал, с которыми век не расплатиться.

Ситуации разные. Иногда от людей можно услышать: «деньги – бумага» или «цветные фантики». Обесценивание денег становится своеобразным протестом. Например, против богатых родителей. Кстати, в каждой второй семье, где существует полярность «власть - подчинение», финансы становятся камнем преткновения. Раньше зарабатывали много, сейчас мало, затянувшееся безденежье, или жена стала получать больше мужа. Деньги – гигантская часть жизни, и вокруг них разворачиваются и драмы, и радости.

Одни стремятся в финансовые пирамиды, верят в моментальное обогащение и биткоины. Другие рады обманываться, набирают кредиты, питая себя иллюзией наличия денег. Но радость прихода финансов сменяется горечью ежемесячных выплат. Мысли о выплатах, долгосрочность кредита нередко переживаются как бесконечная тяжесть.

Всегда нужно трезво оценивать риски и быть готовым к потере. В начале любого предприятия спросите себя, сколько вы готовы отдать безвозвратно? Деньги реально любят счет и тех, кто уважает их и себя. В общем и целом - деньги важная вещь, НО не определяющая. Как показывает практика, человек чувствует себя счастливым не когда он богат, а когда он востребован в личной и профессиональной жизни, уважаем людьми.
И да пребудут с вами ДЕНЬГИ!

Надежда Лавриненко
Фото Светланы Тютриной,
Анны Синельниковой

Дорогие друзья, здравствуйте! По результатам нашего опроса читателей блога, 75% людей интересуется темой привлечение денег в свою жизнь!

Именно поэтому мы решили написать серию статей по теме денег. И сегодня мы поговорим о важной составляющей, без которой привлечение денег в свою жизнь будет не возможно! Что же это?

Это философия бедности!

Бедность – это тип мышления человека, такая картина мира, которая имеет несколько стойких характеристик…

1) В мире есть ограниченное количество денег и если они у кого-то появляются, то у кого-то их становится меньше. То есть если у меня мало, значит у кого-то больше. Соответственно, если я сейчас заработаю, значит, я заработаю за счет кого-то и у кого-то их станет меньше.

2) Деньги еще никого не делали счастливыми, потому что чем больше денег, тем соответственно больше проблем. И чтобы вообще было много денег, нужно стать плохим человеком. Потому что хороший честный человек – это тот, у кого в принципе немного денег.

3) Если у кого-то есть деньги, то почему не у меня? То есть бедный человек не может искренне радоваться за успехи других людей. По умолчанию они у него сначала вызывают негодование и зависть. То, что называется завистью, — это как раз и есть отражение реальности бедного человека. Он считает, что другие люди не достойны владеть этими деньгами. Если у него нет денег, значит, другие не достойны их иметь. Если они у кого-то есть, то это несправедливо.

4) Человек не ценит свое время, а как следствие не ценит время других людей. Потому что бедный человек ставит деньги гораздо выше, чем время. Человек не верит в то, что он может использовать время таким образом, чтобы заработать большее количество денег. Человек считает, что у него есть определенная зарплата, к примеру, 15 000 рублей, и соответственно для него правильная дорога – это покупать дешевые продукты, экономить, все делать так, чтобы тратить меньше. Но ни в коем случае он не думает о том, как создать себе еще какие-то источники дохода либо заняться чем-то другим.

Я перечислил некоторые элементы, которые характеризуют бедного человека. Если вы нашли те или иные отклики у себя, то это тревожная лампочка. Это значит, что вы находитесь в капкане бедности. И могу сразу же сказать хорошую новость – так как это исключительно картина мира данного человека, то есть это то, как вы думаете, это значит что это поддается коррекции. И каждый человек может ее изменить, подкорректировать ее и стать более богатым человеком.

Еще больше упражнений по обретению уверенности в себе и повышению самооценки в моём клубе «Привилегия»! Постоянная поддержка и помощь единомышленников в решении жизненных и психологических проблем. Приходите, у нас всегда есть о чем поговорить!
Вот ссылка

>>> Скоро мы поделимся с вами той информацией, которая позволит Вам привлекать деньги в свою жизнь! <<<
НЕ ПРОПУСТИТЕ!

Все отзывы предоставлены нашими учениками - реальными людьми. Мы не гарантируем, что вы достигнете такого же результата. У каждого свои индивидуальные особенности и свой путь, которым нужно пройти самому. Мы вам в этом поможем!

  1. станислав
  2. Алтына
  3. Любовь
  4. сергей
  5. Оксана
  6. Lyubov
  7. Маргарита
  8. Свет
  9. Любовь
  10. Алексей
Психосоматика (болезни от эмоций)