Покаянные земные поклоны. Земные поклоны — что значат в православии и как правильно выполнять

Выделено из темы про мед. профилактику в разделе «Физическое здоровье».

Как часто говорится, в РПЦ, согласно древним правилам и постановлениям Соборов, есть категорический запрет на любые земные поклоны и «метания» («малые земные поклоны», ныне практически забытые) в выходные дни (с вечера пятницы до понедельника), в периоды от Пасхи до троицы и после Рождества, во все церковные праздники, предпраздники, дни с полиелеем. Для обоснования этого обычно приводятся следующие цитаты:

Цитировать

Первый Вселенский Собор - Никейский
20. Поскольку суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу.

Шестой Вселенский Собор - Константинопольский
90. От Богоносных отцов наших канонически переданно нам, не преклонять колени во дни воскресные, ради чести восресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдать сие, мы явственно показываем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующаго в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом воссылаем молитвы ко Господу.


Основное обоснование запрета: Воскресенье - это «малая Пасха», поэтому никаких земных поклонов делать нельзя, даже перед Святыми Дарами. И в общем-то, в большинстве храмов никто или почти никто из прихожан их и не делает - ни в выходные, ни в праздники; впрочем, и в будни большая часть из тех немногочисленных прихожан, кто может бывать в храмах по будням - тоже.

Однако вопрос, а к чему на самом деле относились эти отмены и запреты Соборов, с какой целью они были установлены, какой контекст у этих цитат, что имелось в виду, - получается довольно запутанный и туманный, а применимость их в контексте современных условий - довольно противоречивой. В частности:

1)Чем обоснован запрет в церковные праздники и предпраздники, которые выпадают на будни? О них в данных постановлениях Соборов вроде бы речи не идет.

2)Почему запрет начинается с вечера пятницы, если в правилах сказано, что его действие должно начинаться «яко в субботу, по вечернем входе»?

3)Почему указание из той же цитаты «паки колена преклоняя, сим образом воссылаем молитвы ко Господу», в современных условиях практически нигде и никем не соблюдается, ни в рамках богослужения, ни в частном порядке (по крайней мере, во многих храмах)? Почему сейчас богослужения в будни, в том числе на Петров, Успенский или Рождественский пост, по части поклонов фактически не отличаются от «малой Пасхи» по воскресеньям или от служб в период Пятидесятницы?

4)Где сказано, что речь вообще идет именно о земных поклонах? Где сказано, что речь идет о вообще любых поклонах, а не только об «уставных» поклонах "по дню", формально обязательных для всех прихожан? "стояще приносят молитвы Богу" - а в остальное время сейчас как молитвы читаются, разве не "стояще"? "Паки колена преклоняя, сим образом воссылаем молитвы ко Господу" - как-то не похоже, чтобы тут именно земные поклоны имелись в виду.

5)Если запрет на поклоны действительно обоснованный и категоричный - почему из него существует масса исключений (для священников, например, или, вроде бы, для келейных (домашних) молитвенных правил). Если же запреты на самом деле чисто организационно-рекомендательные, «смущения ради», ради «единообразия», и были актуальны для тогдашних условий и особенностей богослужебной практики - то насколько они сохранили свою актуальность в современных условиях, и почему сейчас эти запреты так жестко и последовательно отстаиваются и соблюдаются?

Кроме того - а есть ли, и соблюдаются ли аналогичные запреты в других Православных Церквях - Греческой, Болгарской, Румынской, Грузинской и др? У неправославных христиан - в частности, католиков, вроде бы никаких подбных запретов нет. А почему так? - не чтут, получается, День Пасхальный? - почему же им это никогда в вину не ставят, наряду в филиокве, стигматами и т.д.? Насчет протестантов - не знаю, хотя у большинства из них вроде бы от любых подобных «внешних проявлений благочестия» вообще отказались.

Вообще же, даже у православных священников и богословов, судя по всему, мнения по поводу этих запретов довольно разные и зачастую противоречащие утверждению про полный запрет. Вот, например, несколько цитат, навскидку найденных на разных православных форумах и порталах.

Цитировать

Существуют разные традиции, разные уставы о поклонах. В Уставе (см. Типикон) говорится, что единообразия в совершении поклонов мы придерживаемся “смущения ради” (чтобы не было смущения), для порядка в общем церковном собрании”. Устав о поклонах можно найти в постановлениях святых Отцов (см. Книгу правил Вселенских Соборов). Например, в Правиле каноническом Патриарха Никифора говорится, что земные поклоны святым иконам не отменяются и в воскресные дни. Но речь идет не о молитвенном стоянии на коленях, а только о поклоне, о мгновенном падении ниц. Для келейных молитв в Правиле нет устава на поклоны. В келии по усердию, вернее, кому как благословят, в любой день можно совершать земные поклоны (по многим уставам и в праздники) - в этом греха нет. Во многих монастырях по благословению духовника в келии земные поклоны не возбранялись ни в какой день. В Иерусалиме на Гробе Господнем всегда, и в день Пасхи, принято делать земной поклон. Священники Престолу земные поклоны полагают всегда, даже и в Пятидесятницу! Тем паче по освящении Святых Даров и приходя ко Причащению. Ведь если, например, будет совершаться хиротония на Пасху, то ставленник кладет земные поклоны перед архиереем и Престолом и сам на хиротонии стоит на коленях, так тем более можно (и нужно) делать земной поклон перед Святыми Дарами, то есть Самим Господом. Один старец на вопрос о том, можно ли делать земные поклоны в воскресные дни, говорил: “А если тебе в воскресный день явился Сам Господь, ты сказал бы: “Господи, рад бы поклониться Тебе, но прости меня, сегодня устав не позволяет, приими от меня поясной поклон.”?” Конечно, мы не раздумывая, упали бы в ноги Господу. И жены-мироносицы, увидев воскресшего Господа, “ястеся за нози Его”, т.е. припали к ногам Спасителя.
То есть - возможна масса исключений из запрета на земные поклоны, для келий он вообще не работает, никакого четкого единообразия нет. А а основной аргумент для запрета их в храмах - по сути чисто организационный: “смущения ради” (чтобы не было смущения).

Или вот еще:

Цитировать

С одной стороны, в воскресные дни земные поклоны отменяются. Но это правило было написано в то время, когда храм посещали и в будние дни. Если ему следовать сейчас, получится, что земные поклоны в храме надо совсем отменить, но это уже ненормально. Поэтому мой личный совет: при явлении Святых Даров земно поклонитесь Спасителю, невзирая на день. Единственное время, когда для этого можно сделать исключение - время от Пасхи до Троицы, когда ВСЕ земные поклоны отменяются. Но и в этот период никто не может запретить Вам земным поклоном воздать честь Господу. Священники на Евхаристическом каноне и пред Причастием всегда, независимо от праздников, земно кланяются Спасителю в Святых Дарах.
Т.е. - православный священник прямо рекомендует делать земной поклон в воскресенье.

Еще:
Священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
http://www.pravoslavie.ru/answers/7011.htm

Цитировать

Постановления Вселенских и Поместных Соборов и определения святых отцов, которые включены в Книгу правил, отменяют преклонение колен в воскресенья и в дни святой Пятидесятницы... ...(90-е правило).
...Из приведенного постановления видно, что нельзя делать поклоны после вечернего входа, а не перед всенощным бдением, как это неверно понимают многие.
Т.е. - в субботу утренняя Литургия и частично вечернее Всенщное бдение - под запрет, на самом деле, не попадают.

Цитировать

Соглашусь с одним из лучших литургистов Церкви: «стояние на коленях не православный обычай, распространившийся у нас лишь недавно и заимствованный с Запада. Поклон есть выражение наших благоговейных чувств к Богу, нашей любви и смирения перед Ним» (архим. Киприан Керн).
Действительно, о стоянии на коленях Устав вообще ничего не говорит - только о поклонах. Относительно поклонов мнения различны. В Уставе говорится, что единообразия в совершении поклонов мы придерживаемся “смущения ради” (чтобы не было смущения), для порядка в общем церковном собрании”. Разные мнения можно найти у святых Отцов. Например, в Правиле каноническом Патриарха Никифора говорится, что земные поклоны святым иконам не отменяются и в воскресные дни.
В целом нужно ориентироваться на местную приходскую практику: если на приходе положены поклоны в особо важные моменты, зачем нарушать общепринятую местную традицию? Так, свт. Иоанн Кронштадтский учил, что независимо от времени совершения Литургии нужно делать три поклона в течение службы: на входных перед Престолом, при преложении Даров и перед причащением непосредственно.
Насколько я понимаю, общепринятая практика предполагает, что абсолютно отменяются земные поклоны от Пасхи до Пятидесятницы, - даже и перед Дарами. Возможны, однако, исключения: самое простое - хиротония, ставленник делает земные поклоны даже и на Пасху...
Т.е. - мнения различны, рекомендации диаметрально разные, единого порядка на самом деле нет.

Там же:

Цитировать

...Вы поднимаете проблему, которая давно назрела в Церкви - вопрос об актуальности и действенности канонов. Бывают случаи, когда сложившаяся церковная практика превалирует над решениями Соборов. Возьмите хотя бы канон о возрасте рукополагаемых: диакон - не моложе 25, священник - не моложе 30. Этот канон на Руси вообще не соблюдался. В случае с поклонами - та же ситуация.
Т.е. - не всякое постановление древних Соборов сохранило актуальность в нынешние дни.

Там же:

Цитировать

Отдельные предписания насчет поклонов для священнослужителей есть в различных пособиях, а также и в богослужебных книгах. Например, архим. Спиридон "Практическое руководство по совершению Божественной литургии": "Мнение, что земные поклоны в воскресные и великопраздничные дни якобы вовсе не допускаются Уставом и канонами - это мнение обывателей в литургике и... кабинетных уставщиков". По мнению некоторых литургистов, земные поклоны перед Престолом необходимо полагать всегда, независимо от дня или праздника. Впрочем, сложившаяся практика заменяет земные поклоны поясными в период от Пасхи до Пятидесятницы.
Вот прямо так: "мнение обывателей в литургике и... кабинетных уставщиков". Четкая и обоснованная отмена - только на период Пятидесятницы.

Там же:

Цитировать

Учитывая, что Пятидесятница - это всегда воскресный день, снова мы видим противоречия между правилами Соборов и церковным Уставом. Более того, опровергается и распространенное мнение, что не положено вставать на колени после причастия - молитвы коленопреклоненные читаются уже после Литургии.
..........
Действительно, сейчас коленопреклонения носят частный характер (за исключением Троицы), в то время как постановления Соборов касаются общих коленопреклонений. Индивидуальная практика никогда не регулировалась.
Получается, что на разных приходах по-разному относятся к традиции земных поклонов в воскресные дни.
Приводимые Вами мнения отцов апеллируют к постановлениям Соборов, не учитывая контекста и реалий того времени. Каноны относятся к общецерковной молитве ("мы"), причем ординарной (т. е. совершаемой ежедневно), а не к частной практике благочестия (каковой и являются, например, поклоны перед святыней). Видом ординарной общецерковной молитвы, читаемой на коленях, в IV в. была ектения.
Видимо, придется нам сделать вывод, что в настоящее время унификация поклонов вообще отсутствует в Церкви. Есть некоторые частные случаи: мы уже говорили о службе на Троицу, где сохранились прошения ектении "преклоньше колена" - отголоски древней традиции, когда поклоны делали ВСЕ ВМЕСТЕ. Сейчас такого практически нет: разве что молитва св. Ефрема Сирина в посту, да и то некоторые не делают поклонов.
А если взять будние дни, то по логике поклоны полагаются (в отличие от дней воскресных). И когда же, скажите пожалуйста, мы делаем поклоны "всем храмом"? А может, многие делают три земных поклона перед входом в храм, по Уставу?

Итак: общая практика, к которой только и применимы эти запреты; индивидуальная практика, которая никогда не регулировалась; необходимость учитывать контекст постановлений Соборов и произошедшие с тех пор существенные перемены.
И кстати, действительно - а многие ли делают три земных поклона при входе в храм, по Уставу? Ну хотя бы на Великий пост, в будни? Хотя ведь положено это, насколько понимаю, и не только на Великий пост... Однако - ни разу такого видеть не приходилось.

И еще оттуда же:
http://azbyka.ru/forum/showthread.php?p=58405

Цитировать

Вот мнение о. Михаила Желтова - ведущего литургиста МДА:
Если взглянуть на вопрос с исторической т. зр., то известные канонические предписания не совершать коленопреклонений по воскресеньям и в период Пятидесятницы относятся к ектениям. Когда-то очень-очень давно во время ектений (которых было сильно меньше, но сами они были подлиннее) народ стоял на коленях.
Сейчас же мы круглый год служим по-воскресному - все ектении стоя. И только в день Пятидесятницы "возвращаемся" к тому, что когда-то было действительно повседневным - читаем ектении коленопреклонно. Только если когда-то коленопреклонные ектении вечерни Пятидесятницы были просто возвращением к повседневности - коленопреклонным ектениям остальных дней года, то со временем, с падением практики коленопреклонных ектений, это было переосмыслено как "особенность" Троицкой вечерни.
Все это было давным-давно. Настолько давно, что и переосмысление произошло тоже очень-очень давно: знаком этого переосмысления являются коленопреклонные молитвы Пятидесятницы, дописанные со временем - тогда, когда все уже и забыли, зачем это на Троицкой вечерне ектении нужно слушать коленопреклонно. Но это дописывание произошло никак не позже 8 века, так что уже и в 8 веке ектении давно не читались коленопреклонно.
Практический вывод отсюда такой: с исторической точки зрения обсуждаемые канонические правила не имеют никакого отношения к частным коленопреклонениям по тем или иным случаям. Хочешь - кланяйся, хочешь - не кланяйся.

Т.е. получается, "воскресные запреты" - они вообще не к земным поклонам относятся, а совсем даже к другому. Хочешь - кланяйся, хочешь - не кланяйся, оснований запрещать это, получается, на самом деле нет. Ограничения могут быть только технические, - нехватка места, например.

В общем, по итогам всего вышеперечисленного- получается, что запрет на земные поклоны и для воскресений-то не очень четко обоснован, а для суббот и праздников, выпадающих на будни - тем более. Так есть ли какой-то смысл так последовательно настаивать на исполнении этих запретов? Из-за которых фактически происходит полное выпадение благочестивой практики земных поклонов из богослужений в течение всего года, а также, по косвенным причинам, - в значительной мере и из богослужений Великого Поста. Или что, практика земных поклонов вообще морально устарела, и в современном Православии вообще больше не нужна?

Человек – существо двойной природы: духовной и телесной. Потому Святая Церковь дает человеку спасительные средства, как для его души, так и для его тела.

Душа и тело до смерти связаны в единое целое. Потому благодатные средства церковные направлены на исцеление-исправление и души, и тела. Пример тому – Таинства. Многие из них имеют материальное вещество, освящающееся Святым Духом в чинопоследовании Таинства и благодатно воздействующее на человека. В Таинстве Крещения – это вода. В Таинстве Миропомазания – миро. В Таинстве Причастия – Тело и Кровь Христовы под видом воды, вина и хлеба. И даже в Таинстве Исповеди мы должны материально (вербально) проговорить свои грехи перед священником.

Вспомним также догмат о Всеобщем Воскресении. Ведь каждый из нас воскреснет телесно и явится в соединении с душой на Суд Божий.

Потому Церковь всегда проявляла особенную заботу о человеческом теле, считая его храмом Бога Живого. И человек, который не обращает внимания на все те средства, что предполагаются в православии для исцеления-исправления не только души, но и тела, глубоко заблуждается. Ведь именно в теле зачастую гнездятся зародыши страстей, и если на них закрывать глаза и с ними не бороться, со временем они вырастут из змеенышей в драконов и начнут есть душу.

Здесь нелишне вспомнить стихи псалмов…

31:9:
«Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе».
Ведь часто наше тело – именно как конь и лошак несмысленный, которого нужно обуздывать уздою молитвы, Таинств, поклонов, поста, чтобы оно в своем земном страстном беге не влетело в пропасть.

«Колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука».

Мы видим, что святой пророк и царь Давид до изнеможения делал земные поклоны для того, чтобы очищаться от грехов и постится постом приятным и благоугодным Богу.

Господь наш Иисус Христос также молился коленопреклоненно: «И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился…» (Лк. 22:41).
И если это делал Бог, то нам ли отказываться от земных поклонов?

Тем более что довольно часто в Священном Писании пророки и Спаситель называли людей гордых и отвращающихся от Бога жестоковыйными (в переводе с церковнославянского языка – с жесткими шеями, неспособными поклониться Богу).

Довольно часто подобное замечаешь в храме. Приходит верующий воцерковленный человек: свечечек купил, перекрестился, поклоны перед святыми иконами сделал, у батюшки благоговейно благословение взял. Заходит в храм человек маловерующий: он стыдится не только перекреститься, но даже чуть-чуть голову нагнуть в сторону иконы или распятия. Потому что не привык склонять свое «я» перед кем-либо, пусть даже и Богом. Вот в чем заключается жестоковыйность.

Потому, дорогие братья и сестры, будем спешить делать земные поклоны. Они – проявление нашего смирения и сокрушения сердца перед Господом Богом. Они – жертва, приятная и благоугодная Богу.

Блудный сын весь в язвах, лохмотьях и струпьях возвращается домой к отцу и падает перед ним на колени со словами: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим». Вот что такое земной поклон. Разрушение личной вавилонской башни, осознание собственного греха и того, что без Господа не подняться. И, конечно, Отец наш Небесный поспешит к нам на встречу, чтобы восстановить нас и принять в свою любовь. Только для этого нужно откинуть свое «эго», самомнение и тщеславие и понять, что без Бога нельзя и шагу ступить правильно. Пока вы заполнены собой, а не Господом, – будете несчастны. Но как только поймете, что находитесь на краю пропасти, наполненной грехами и страстями, и что подняться самим не хватит сил, что еще минута – и гибель, тогда ноги сами преклонятся перед Всевышним и будете умолять Его не оставлять вас.
Вот что такое земной поклон. В идеале это молитва мытаря, молитва блудного сына. Гордыня мешает сделать земной поклон. Его может сделать только смиреннный человек.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о земных поклонах: «Господь повергался на колени во время молитвы Своей – и ты не должен пренебрегать коленопреклонениями, если имеешь достаточно сил для совершения их. Поклонением до лица земли, по объяснению отцов, изображается наше падение, а восстанием с земли – наше искупление…»

Также нужно понимать, что нельзя сводить число земных поклонов до какого-то механического гимнастического упражнения и не стремиться совершить неумеренный подвиг коленопреклонений. Лучше меньше, да качественнее. Будем помнить, что земной поклон не есть самоцелью. Он – средство для стяжания утраченного богообщения и благодатных даров Святого Духа. Земной поклон – это покаянная молитва, которую нельзя возносить небрежно, невнимательно и в спешке. Встань, перекрестись правильно и неторопливо. Стань на колени, поставь впереди себя на пол ладони и прикоснись лбом к полу, потом встань с колен и выпрямься во весь рост. Это и будет настоящий земной поклон. Во время его совершения нужно читать про себя какую-то краткую молитву, например, Иисусову или «Господи помилуй». Можно также обращаться к Пресвятой Богородице и к святым.

В Великий пост по установившейся традиции три земных поклона делаются после входа в храм перед Голгофою: то есть сделали два земных поклона, поцеловали Распятие и сделали еще один. Так же и при выходе из храма. Во время богослужения вечернего или Литургии тоже земные поклоны уместны. На утрене, к примеру, при пении «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим…» после восьмой песни канона. На Литургии – после пения «Тебе поем, тебе благословим…», так как в это время в алтаре происходит кульминация богослужения – пресуществление Святых Даров. Также можно стать на колени и во время того, как священник выходит с Чашей со словами «Со страхом Божиим» причащать народ. В Великий пост коленопреклонения делаются также на Литургии Преждеосвященных Даров в определенных местах, обозначенных звоном колокольчика, во время стихословия священником молитвы преподобного Ефрема Сирина, в некоторых других местах служб святой Четыредесятницы.

Не делаются земные поклоны в воскресные дни, в двунадесятые праздники, в святки (от Рождества Христова до Крещения Господнего), от Пасхи и до Пятидесятницы. Это запрещено святыми апостолами, а также I и VI Вселенскими Соборами, так как в эти святые дни происходит примирение Бога с человеком, когда человек уже не раб, но сын.

Во все остальное же время, дорогие братья и сестры, не будем лениться делать земные поклоны, добровольно ввергая себя поклоном-падением в бездну покаяния, в которой милосердный Бог нам обязательно протянет Свою отеческую десницу и воскресит-восставит неизреченной любовью нас, грешных, для этой и будущей жизни.

Иерей Андрей Чиженко

На отпусте «Христос, истинны...

Заранее прошу прощения за столь длинную выписку "О поклонах и Крестном Знамении", но вот указания:

Креститься без поклонов следует:
В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу…» три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.

В начале пения или чтения «Верую».

На отпусте «Христос, истинный Бог наш…».

В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном следует:

При входе в храм и при выходе из него - три раза.

При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».

При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.

При возгласах «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…».

При словах «Честнейшую Херувим…».

При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».

Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом - по три раза.

Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.

При окончании пения или чтения каждой стихиры.

На литии после каждого из первых двух прошений ектении - по три поклона, после двух остальных - по одному.

Креститься с земным поклоном следует:

В пост при входе в храм и при выходе из него - три раза.

В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем».

На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть…».

По окончании пения «Тебе поем…».

После «Достойно есть…» или задостойника.

При возгласе «Святая святым».

При возгласе «И сподоби нас, Владыко…» перед пением «Отче наш».

При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз - при словах «Всегда, ныне и присно…».

В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице…» - на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся…» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.

В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего…».

В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.

Поясной поклон без крестного знамения кладется:

При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас…», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа…», «И да будут милости Великаго Бога…».

При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

Не допускаются земные поклоны:

В дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения.

При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.

Русская православная церковь таит в себе много символических деяний, который истинно верующий человек знает и неукоснительно соблюдает. Так, одним из таких действий являются земные поклоны.

Казалось бы – что может быть проще, но на самом деле существуют правила выполнения этого действа, не познав которые, можно попасть в неловкую и нелепую ситуацию, и даже оскорбить чувства рядом находящихся верующих.

Чтобы этого не произошло, крайне желательно изучить правила поведения в церкви, одно из которых учит правильно отдавать земные и поясные поклоны и коленопреклонения.

Что означает земной поклон?

Поклон сам по себе выражает почтение, уважение, благодарность. Недаром кланяются артисты после концерта, выражая благодарность публике, а князьям и царям отдавали поклоны, демонстрируя уважение и полное подчинение.

Поклоны в православии хоть и перекликаются с театральными и мирскими, но имеют куда более глубокий смысл – выражения покорности благой и совершенной воле Господа, знак высочайшего Ему почтения и поклонения.

Поклоном верующий как бы говорит – я доверяюсь тебе, я открыт пред тобою, я покоряюсь твоей воле, я твое дитя.

Недаром поклон – это открытая шея, незащищенная спина и склоненная голова – самые уязвимые части тела. Полная отдача себя на милость Божию.

Как и когда правильно выполнять земные поклоны

Земной поклон еще называют великим. Его выполняют, упав ниц на колени и коснувшись пола лбом (челом).

Только вот отдавать поклоны налево и направо не стоит. Существует целый свод правил и запретов, регламентируемый Церковным Уставом.

Поклон отдают не спеша, с благоговением, полностью погрузившись в священное действо, а если в храме, то они должны совершаться одновременно с другими молящимися. Таким образом воцерковленные люди сообразуются со словами молитвы и побуждают в себе дух покаяния и духовного смирения.

Когда нужно отдавать поклоны

Если освоить дни запрета, то дальше проще будет понять, когда и при каких обрядах нужно отдать земной поклон.

Когда нельзя совершать земные поклоны:

  • во все воскресные дни;
  • в период от Рождества Христова до Крещения;
  • в период от Светлой Пасхи Христовой до Пятидесятницы;
  • в дни великих праздников;
  • в праздник Преображения;
  • причастникам в день причащения;
  • во время чтения ектений или исполнения песнопений (только после их завершения!);
  • недопустимо совмещать вместе с крестными знамением – это два разграниченных действия.

А вот положено отдавать земные поклоны во время литургии.

Что такое Литургия?

Чтобы было понятно, о чем идет речь, то дадим пояснение, литургия – главное богослужение православной церкви. Прообразом Божественной Литургии стала тайная вечерия, совершаемая Спасителем вместе со своими учениками.

Именно во время Литургии совершается таинство причащения. Вот во время Литургии и выполняются земные поклоны.

Когда на литургии кладут земные поклоны

Здесь уместно будет пояснить, что все нижеописанные молитвы и песнопения, после которых совершается земной поклон, совершаются с крестным знамением – сначала нужно перекреститься, потом кланяться.

Одновременно эти два действа не совершаются.

По завершении следующих песнопений следует снова пасть ниц, воздав земной поклон:

  • Достойно есть;
  • Отче наш;
  • Тебе поем;
  • Тя величаем.

Особое внимание следует обратить на церемонию выноса Святых Даров, во время которой дважды надо дать поклон. Сигналом послужат слова:

  • Со страхом Божьим;
  • И ныне и присно и во веки веков.

Есть еще возгласы, при которых Уставом позволяется совершить поклон:

  • Святая Святым;
  • И сподоби нас, Владыко

Великий Пост

В дни Великого 40-дневного поста, что перед Пасхой, часть поясных поклонов заменяется земными и их число увеличивается.

Это время покаяния, смирения, духовного и телесного очищения, поэтому молитвы дополняются земными поклонами.

Ориентироваться надо на следующие песнопения и молитвы:

  1. На Литургии Преждеосвященных даров:
    • Да исправится молитва моя
    • Ныне Силы Небесные
    • При возгласе Свет «Христов просвещает всех»
  2. На Великом вечерии при песнопениях:
    • Пресвятая Владыдчице
    • Борогодице Дево радуйся
  3. При чтении молитвы Ефрема Сирина
  4. При заключительном песнопении «Помяни нас Господи»
  5. На празднике Святой Троицы при возгласе «Паки и паки, преклонение колена»

Все их невозможно запомнить с первого раза, поэтому следует ориентироваться на поведение других прихожан. (Только не путайте прихожан с монашками, у монашек свой устав и свои правила поклонов, часто не совпадающие с поклонами мирян).

Правило о поклонах и крестном знамении

Крестное знамение – еще одно священное действо, которое совершают все верующие, причем не только в храме. Одновременно эти два действа не совершаются никогда – сначала знамение, потом поклон , но есть масса случаев, когда нужно что-то одно или другой поклон.

Земные поклоны после причастия

Считается, что причастившимся нельзя делать земные поклоны до вечери.

Причащение – благодать Божия и весь день рекомендуется радоваться о Господе, не совершая грехов.

Но, как говорят священнослужители, если вдруг возникла ситуация, при которой человек согрешил, то ему не возбраняется попросить у Бога прощения и совершить земной поклон. Правда, тогда и благодати после причащения уменьшится.

Вместо заключения

Наверняка все слышали поговорку – «заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет». Изначально велась речь о неумелом совершении земных поклонов.

Понаблюдать, спросить совета не стыдно. А вот возомнить себя знающим и делать все против правил – признак не только духовной неопытности, но и некоторого высокомерия.

Поэтому если душа привела вас в Храм Божий, то лучше проконсультироваться у батюшки или знающих прихожан.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Каждый, кто хотя бы раз был на богослужении в православном храме, видел, как молящиеся совершали поклоны: кто-то наклонялся до пояса, кто-то падал на колени и касался лбом пола. Такая обрядность некоторым кажется пережитком прошлого, однако, всё в церковной службе направлено, в первую очередь, в помощь верующему для совершения им достойной молитвы. Совершение поклонов никак не унижает нашей личности и нашего достоинства, а «нужно это против гордости нашей, гнездящейся в глубине сердца. Гордость не любит кланяться», как проповедовал праведный Иоанн Кронштадтский. Так какие же бывают поклоны и как научиться правильно их совершать?

«Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом , – пишет протоиерей Серафим Слободской в «Законе Божьем», – мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами ». Поклон являет собой символическое внешнее действие, преклонение головы и тела, выражающее наше смирение и благоговение перед Господом.

Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением, и потом делать поклон.

Поклоны бывают великие (называются также земными), когда молящийся становится на колени и касается головою земли, и малые (или поясные), когда наклоняется до пояса.

Церковным уставом не положены земные поклоны в воскресные дни, на это указывается в 20-м правиле 1-го и 90-м правиле 6-го Вселенских Соборов, двунадесятые праздники, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы. Поклоны прекращаются от вечернего входа (при пении «Свете тихий ») под праздник до пения «Сподоби, Господи... » на вечерне в самый день праздника.

В Великий пост в порядок службы добавляются поклоны после молитвы «Царю небесный ». На тропарях часов, на Литургии Преждеосвященных Даров и на каждой великопостной службе полагаются земные поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина. Поклоны во время службы должны совершаться в положенное время и одновременно всеми присутствующими, так гласит Устав. «Поклоны творим, кротко и равно вси покланяемся и вставаем равно вси единокупно. Поклоны иже творит невкупе, но койждо себе пометая на землю… сие есть велие самочиние и безчиние » (Око церковное, лл. 3 об. – 4).

Святитель Филарет, митрополит Московский, писал, что «если, стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это церковный устав, стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, – в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу твоему Небесному, иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя » (Мф. 6:6).

В книге святителя Игнатия Брянчанинова «Аскетические опыты» приводятся такие наставления монахам (но это наставление будет полезно и мирянам): «При совершении правила и поклонов никак не должно спешить, должно совершать и правила, и поклоны с возможной неспешностью и вниманием. Лучше менее прочитать молитв и менее положить поклонов, но со вниманием, нежели много без внимания ».

«Не следует бездумно усердствовать в земных поклонах , – как пишет в статье Ю. П. Граббе, будущий епископ Григорий, – когда Церковный Устав предписывает не совершать их. По изъяснению св. Василия Великого, стояние без земных поклонов есть символ будущего века, когда сыны Церкви окончательно, с помощью Божией победившие грех, уподобятся ангелам, про которых Церковь поёт, что они на зло пребывают недвижимы, т.е. не поддаются никаким соблазнам, будут вечно пребывать в праведном блаженном состоянии, будут неподвижно стоять в истине.

Стояние без земных поклонов есть знамение полной победы Христовой над дьяволом, той победы, которая особенно ярко показана в воскресении Господнем, а ещё полнее будет показана после всеобщего воскресения ».

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения:

Положено креститься без поклонов:

    В начале пения или чтения «Верую... », «Царю Небесный... », «Единородный Сыне и Слове Божий... ».

    На отпусте «Христос, истинный Бог наш... ».

    В начале чтения Священного Писания: Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном:

    При входе в храм и при выходе из него (три поклона).

    При возгласах: «Приимите, ядите... », «Пиите от нея вси... », «Твоя от Твоих... ».

    После пения «Отче наш » на Литургии в праздничные и воскресные дни.

    При возгласе «Святая святым » в праздничные и воскресные дни.

    После пения «Честнейшую Херувим... ».

    Во время чтения Трисвятого, чтения или пения трикратного «Аллилуйя », «Приидите, поклонимся... », после возгласа «Слава Тебе, Христе Боже... », перед отпустом (три поклона).

    На литии (после каждого из первых двух прошений ектений – по три поклона, после двух остальных – по одному). При чтении молитвы «Владыко Многомилостиве...

    В начале чтения или пения «Сподоби, Господи... » на вечерни и Великого славословия на утрени (три поклона).

    При чтении канона, на 1-й и 9-й песни, при первом молитвенном обращении (припеве) к Спасителю, Божией Матери, святым.

    При пении «Буди имя Господне... » в конце вечерни и Литургии (три поклона).

    При всех возгласах «Главы наша Господеви приклоним » осеняем себя крестным знамением и преклоняем голову до возгласа священника.

    После пения «Слава, Тебе Боже наш, слава Тебе » до и после чтения Евангелия, а после возгласа «Вонмем » осеняем себя крестным знамением и преклоняем голову.

    На Литургии в начале пения «Херувимской » полагаем крестное знамение и преклоняем голову до выноса Святых Даров. После слов священника «Всех вас да помянет Господь Бог...» три поклона.

Креститься с земным поклоном:

    В дни поста при входе в храм и при выходе из него (три поклона).

    В дни поста, на утрени, после каждого припева к песне Богородице «Величит душа моя Господа... », после слов «Тя величаем... ».

    По окончании пения «Тебе поем... ».

    После «Достойно есть » или задостойника.

    После пения «Отче наш » на Литургии в будние дни.

    При возгласе «Святая святым » в будние дни.

    При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим... », и второй раз – при словах «Всегда, ныне и присно и во веки веков ».

    В Великий пост на Литургии Преждеосвященных Даров во время возгласа «Свет Христов просвещает всех ».

    В Великий пост на Литургии Преждеосвященных Даров во время пения «Да исправится молитва моя... » и «Ныне Силы Небесные... » преклоняются до земли.

    В Великий пост, на великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице... » (поклон на каждом стихе); при пении «Богородице Дево, радуйся... » и прочее на великопостной вечерни (три поклона).

    В Великий пост, при чтении молитвы святого Ефрема Сирина.

    В Великий пост, при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем » (три земных поклона).

    На великой вечерни в праздник Святой Троицы, при возгласе диакона «Паки и паки, преклонше колена... », преклоняют колени и склоняют голову до земли до окончания молитв.

Поясной поклон без крестного знамения:

    При словах священника «Мир всем », «Благословение Господне на вас... », «Благодать Господа нашего Иисуса Христа... », «И да будут милости Великаго Бога... ».

    В конце отпуста, если священник произносит его без креста.

Земной поклон без крестного знамения:

    Великим постом, в конце великого повечерия, при молитве «Владыко Многомилостиве... » преклоняются до земли до окончания молитвы.

    Великим постом, в конце великого повечерия, после слов священника «Простите, все честные отцы и братие... ».

Креститься не положено:

    Во время чтения Шестопсалмия.

    Во время чтения или пения псалмов и стихир. На стихирах и псалмах только тогда полагаются поклоны, когда к этому призывают сами слова «поклонимся », «покланяемся », «кланяемся », «припадем », «припадаем » и т. д.

Источники:

5. «Полный молитвослов для мирян по Уставу Православной Церкви», изданного по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Психокоррекция отклонений у детей