И Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец. Слова на сретение господне И тебе же самой душу пройдет оружие




Иконография Богородицы очень широкая. Ни один образ не пользуется такой любовью и почитанием в народе, как Богородица.

В иконографии Богородицы значительное место занимают и иконы, написанные по мотивам пророчества Симеона: Мария, видя страдания Иисуса Христа, испытала такую боль, которая была по силе и боли равнозначна удару кинжала в сердце, о котором говорил старец.

Пророчество Симеона, как одно из самых эмоционально насыщенных предсказаний, сюжетно и по смыслу нашло свое выражение в целой галерее икон: с разными названиями и легендами, разными датами их прославления и разными историями их происхождения, но все они показывают исполнение предсказанного Симеоном: "Тебе Самой оружие пройдет душу" (Лк. 2, 35).

Многие образы на сюжет слов св. Симеона настолько похожи, что их часто путают, называя одну и ту же икону разными именами (то «Семистрельной», то «Умягчением злых сердец», то «Симоновым проречением»), не особо утруждаясь обращением к тонкостям иконографии. Мы тоже не претендуем на всеохватность галереи икон с похожими сюжетами, но хотя бы для себя расставим некоторые точки над i.

Почти все сходятся во мнении, что достоверно трудно установить источник происхождения икон, получивших разные названия, но имеющих один сюжет: предсказание Богородице о Ее судьбе старцем Симеоном.

Чаще всего говорят о католических корнях иконы, или восходящих к юго-западной части древней Руси, области, близкой к католичеству, что видно, например, на иконе «Васильковская», о которой - ниже.

Вообще, надо сказать, что история, когда православная икона имеет католическое происхождение, достаточно редкое явление. Икон такого типа можно пересчитать по пальцам. Но, кажется случай с «Симоновым проречением» как раз такой.

Иконография Богородицы на сюжет исполнения пророчества очень широкая: «Умягчение злых сердец», «Симеоново проречение», «Семистрельная», «Страстная», «И Тебе самой душу пройдет оружие», «Скорбящая Богородица» и другие.

Но только одной из них составлена служба в день св. Симона, 16 февраля: «Празднование Пресвятей Богородице ради Ее иконы, именуемыя Умягчение злых сердец или Симеоново проречение».

И эта икона непосредственно связана с праздником Сретения. В остальных случаях памятные дни икон на сюжет пророчества Симеона отнесены дальше - либо к страстной седмице и пасхальным дням или еще дальше. Несмотря на иконографическое сходство и путаницу в названиях, иконы все-таки можно различить между собой. Так «Семистрельная» - это другая икона, чем «Умягчение злых сердец».

В вышеупомянутой иконе мы видим по три стрелы слева и справа и одну, направленную острием к сердцу, снизу.

В "Семистрельной" - другое расположение стрел: три стрелы справа и четыре слева, в некоторых вариантах – четыре справа и три слева. Но надписание одно - «Семистрельная». Празднование иконы «Семистрельная» приходится на 26 (13) августа.

К типу "Семистрельной" относится также икона жиздринская, которая называется «Страстная» или «И Тебе самой душу пройдет оружие». Ее память также отмечается 26 (13) августа. Отличие «Страстной» от «Семистрельной» в том, что на коленях Богородицы лежит умирающий Иисус.

Иконография Богородицы на сюжет прорицания Симеона существуют и другие иконы. Наиболее старинная из них «Васильковская», которая тоже имеет свои варианты.

Сказание об иконе говорит, что однажды слепой Василий был брошен в лесу своей дочерью. Заблудившись, он прилег и заснул. В тонком сне явилась ему Богородица, повелевшая раскопать меж листьев, на которых он лежит, ямку. В ней он найдет воду. Богородица повелела Василию обмыть этой водой глаза, и он прозреет.

Василий так и сделал. И тотчас прозрел. Прозрев, он увидел в кустах икону с тем самым образом Пречистой, в котором Она явилась ему во сне. С тех пор он служил Богородице до конца дней своих: на месте водного источника он ископал колодец, поставил над ним палатку, а позднее на месте обретения иконы выстроил деревянную церковь с названием «Святая вода».

Иконографический образ этой иконы очень отличается от предыдущих: здесь уже не семь стрел, а один меч, вонзенный в середину груди. Икона явно тяготеет к католическому типу: на голове корона; плат накинут на голову по образу западноевропейских Мадонн.

Волосы выбиваются из-под платка, лик и взгляд устремлены куда-то вдаль, в будущее, нимба над головой почти не видно. Лик не выглядит аскетическим: полноватое, округлой формы лицо выражают не скорбь, как, например, на иконе "Семистрельная", а скорее мечтательность.

Разновидностью «Васильковской» иконы является целая галерея других икон. Например, очень интересными и больше похожими на религиозную живопись являются иконы «Мать Скорбящая» или «Богородица Скорбящая» (Mater Dolorosa). Чаще всего такие иконы встречаются в западной Европе.

Иконография Богородицы на сюжет пророчества Симеона, восходящая к православной школе иконописи, расширяет сюжетную линию до последних дней Спасителя. Очень интересна икона, которая называется «Плач при Кресте».

На ней, кроме скорбящей Богородицы с вонзенным в Ее грудь мечом, изображены орудия казни Иисуса: плеть, терновый венец, гвозди, клещи, тридцать сребренников, за которые был продан Иисус Иудой. Иногда изображается рука, которая ударила Иисуса по щеке на допросе.

Справа на иконе - Крест, орудие распятия Иисуса, за Крестом – город Иерусалим, слева – столб, самое необычное сооружение иконы.

Изображение столбов восходит к византийской традиции: на столбах изображались небожители: цари и императоры. Но на иконе «Плач при Кресте» на столбе изображен петух, который, по Евангелию, утром дня казни Иисуса трижды пропел. После этого, по предсказанию Иисуса Христа, Петр отрекся от Учителя.

Около столба изображена лестница, с помощью которой поднимали Иисуса Христа на Крест и снимали Его Тело; а также шест, на котором Ему подавали губку, чтобы смочить губы специальным напитком. Все это – Скорбящая Матерь, меч, вонзенный в Ее грудь, предметы истязаний и казни Спасителя - должно было напоминать молящемуся о страстях Господних.

Поскольку иконы с сюжетом Распятия и Страстей связаны с Великим Постом и потом с Пасхой, то дни празднования этих икон следуют непосредственно за этими днями.

Многообразие иконографии Богородицы с сюжетом на слова старца Симеона говорит о том, что и сюжет, и слова очень близки каждому человеку.

У всех случаются тяжелые моменты в жизни, и каждый стремится утишить свою боль.

Обращаясь к этим иконам, многие получают сердечное облегчение.

Иконография Богородицы очень широкая. Ни один образ не пользуется такой любовью и почитанием в народе, как Богородица.

В иконографии Богородицы значительное место занимают и иконы, написанные по мотивам пророчества Симеона: Мария, видя страдания Иисуса Христа, испытала такую боль, которая была по силе и боли равнозначна удару кинжала в сердце, о котором говорил старец.

Пророчество Симеона, как одно из самых эмоционально насыщенных предсказаний, сюжетно и по смыслу нашло свое выражение в целой галерее икон: с разными названиями и легендами, разными датами их прославления и разными историями их происхождения, но все они показывают исполнение предсказанного Симеоном: "Тебе Самой оружие пройдет душу" (Лк. 2, 35).

Многие образы на сюжет слов св. Симеона настолько похожи, что их часто путают, называя одну и ту же икону разными именами (то «Семистрельной», то «Умягчением злых сердец», то «Симоновым проречением»), не особо утруждаясь обращением к тонкостям иконографии. Мы тоже не претендуем на всеохватность галереи икон с похожими сюжетами, но хотя бы для себя расставим некоторые точки над i.

Почти все сходятся во мнении, что достоверно трудно установить источник происхождения икон, получивших разные названия, но имеющих один сюжет: предсказание Богородице о Ее судьбе старцем Симеоном.

Чаще всего говорят о католических корнях иконы, или восходящих к юго-западной части древней Руси, области, близкой к католичеству, что видно, например, на иконе «Васильковская», о которой - ниже.

Вообще, надо сказать, что история, когда православная икона имеет католическое происхождение, достаточно редкое явление. Икон такого типа можно пересчитать по пальцам. Но, кажется случай с «Симоновым проречением» как раз такой.

Иконография Богородицы на сюжет исполнения пророчества очень широкая: «Умягчение злых сердец», «Симеоново проречение», «Семистрельная», «Страстная», «И Тебе самой душу пройдет оружие», «Скорбящая Богородица» и другие.

Но только одной из них составлена служба в день св. Симона, 16 февраля: «Празднование Пресвятей Богородице ради Ее иконы, именуемыя Умягчение злых сердец или Симеоново проречение».

И эта икона непосредственно связана с праздником Сретения. В остальных случаях памятные дни икон на сюжет пророчества Симеона отнесены дальше - либо к страстной седмице и пасхальным дням или еще дальше. Несмотря на иконографическое сходство и путаницу в названиях, иконы все-таки можно различить между собой. Так «Семистрельная» - это другая икона, чем «Умягчение злых сердец».

В вышеупомянутой иконе мы видим по три стрелы слева и справа и одну, направленную острием к сердцу, снизу.

В "Семистрельной" - другое расположение стрел: три стрелы справа и четыре слева, в некоторых вариантах – четыре справа и три слева. Но надписание одно - «Семистрельная». Празднование иконы «Семистрельная» приходится на 26 (13) августа.

К типу "Семистрельной" относится также икона жиздринская, которая называется «Страстная» или «И Тебе самой душу пройдет оружие». Ее память также отмечается 26 (13) августа. Отличие «Страстной» от «Семистрельной» в том, что на коленях Богородицы лежит умирающий Иисус.

Иконография Богородицы на сюжет прорицания Симеона существуют и другие иконы. Наиболее старинная из них «Васильковская», которая тоже имеет свои варианты.

Сказание об иконе говорит, что однажды слепой Василий был брошен в лесу своей дочерью. Заблудившись, он прилег и заснул. В тонком сне явилась ему Богородица, повелевшая раскопать меж листьев, на которых он лежит, ямку. В ней он найдет воду. Богородица повелела Василию обмыть этой водой глаза, и он прозреет.

Василий так и сделал. И тотчас прозрел. Прозрев, он увидел в кустах икону с тем самым образом Пречистой, в котором Она явилась ему во сне. С тех пор он служил Богородице до конца дней своих: на месте водного источника он ископал колодец, поставил над ним палатку, а позднее на месте обретения иконы выстроил деревянную церковь с названием «Святая вода».

Иконографический образ этой иконы очень отличается от предыдущих: здесь уже не семь стрел, а один меч, вонзенный в середину груди. Икона явно тяготеет к католическому типу: на голове корона; плат накинут на голову по образу западноевропейских Мадонн.

Волосы выбиваются из-под платка, лик и взгляд устремлены куда-то вдаль, в будущее, нимба над головой почти не видно. Лик не выглядит аскетическим: полноватое, округлой формы лицо выражают не скорбь, как, например, на иконе "Семистрельная", а скорее мечтательность.

Разновидностью «Васильковской» иконы является целая галерея других икон. Например, очень интересными и больше похожими на религиозную живопись являются иконы «Мать Скорбящая» или «Богородица Скорбящая» (Mater Dolorosa). Чаще всего такие иконы встречаются в западной Европе.

Иконография Богородицы на сюжет пророчества Симеона, восходящая к православной школе иконописи, расширяет сюжетную линию до последних дней Спасителя. Очень интересна икона, которая называется «Плач при Кресте».

На ней, кроме скорбящей Богородицы с вонзенным в Ее грудь мечом, изображены орудия казни Иисуса: плеть, терновый венец, гвозди, клещи, тридцать сребренников, за которые был продан Иисус Иудой. Иногда изображается рука, которая ударила Иисуса по щеке на допросе.

Справа на иконе - Крест, орудие распятия Иисуса, за Крестом – город Иерусалим, слева – столб, самое необычное сооружение иконы.

Изображение столбов восходит к византийской традиции: на столбах изображались небожители: цари и императоры. Но на иконе «Плач при Кресте» на столбе изображен петух, который, по Евангелию, утром дня казни Иисуса трижды пропел. После этого, по предсказанию Иисуса Христа, Петр отрекся от Учителя.

Около столба изображена лестница, с помощью которой поднимали Иисуса Христа на Крест и снимали Его Тело; а также шест, на котором Ему подавали губку, чтобы смочить губы специальным напитком. Все это – Скорбящая Матерь, меч, вонзенный в Ее грудь, предметы истязаний и казни Спасителя - должно было напоминать молящемуся о страстях Господних.

Поскольку иконы с сюжетом Распятия и Страстей связаны с Великим Постом и потом с Пасхой, то дни празднования этих икон следуют непосредственно за этими днями.

Многообразие иконографии Богородицы с сюжетом на слова старца Симеона говорит о том, что и сюжет, и слова очень близки каждому человеку.

У всех случаются тяжелые моменты в жизни, и каждый стремится утишить свою боль.

Обращаясь к этим иконам, многие получают сердечное облегчение.

«Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле. И Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец» (Лк 2,34.35).
Такими словами пророк Симеон во время посвящения Иисуса Богу во храме предсказал Деве Марии страдание. Пресвятая Дева, как самая покорная и верная раба Господня, исполняла особую роль в спасительном деле Христа, проходящим через крест.
На протяжении веков Церковь справляла два праздника в честь скорбей Пресвятой Девы Марии - Богоматери Скорбящей и Семи Скорбей Девы Марии 15 сентября. Первоначально этот праздник был установлен в 1423 г. в Кёльне, в Германии, и назывался он «Сострадание Марии в удовлетворение за насилия, которые учинили в католических церквях гуситы». Поначалу он справлялся в пятницу третьей недели Великого поста. В 1727 г. Папа Бенедикт XIII распространил этот праздник на всю Церковь и перенёс его на пятницу перед Вербным Воскресеньем.
Второй праздник имеет несколько иной характер. Матерь Божия Скорбящая, Царица Мучеников, почитается в нём не столько в христологическом, сколько в историческом аспекте. Вспоминаются важнейшие сцены и этапы драмы Девы Марии и Её скорбей. Первыми начали справлять этот праздник братья сервиты, или Служители Пресвятой Богородицы. С 1667 г. он стал справляться также в некоторых диоцезиях. Папа Пий VII в 1814 г. распространил его на всю Церковь, а днём празднования определил третье воскресенье сентября. Папа св. Пий Х перенёс его на 15 сентября.

Оба праздника соответствуют праздникам, посвящённым Страстям Господним, и в какой-то степени представляют собой их аналоги. Первый праздник непосредственно связан со Святой Неделей, а второй с праздником Крестовоздвижения. В результате последней реформы церковного календаря праздник перед Вербным Воскресеньем был отменён.
Salvemus.com

В Польше оба празднования были приняты довольно быстро. Даже Краковский Требник 1484 г. включает в себя тексты Скорбей Пресвятой Девы Марии и другие богослужения, связанные со страданиями Богоматери.

С четырнадцатого века известны семь скорбей Марии. К ним относятся:

1.Пророчество Симеона (Лк, 34-35)

2. Бегство в Египет (Мф. 2,13-14)

3. Потеря Иисуса в Храме (Лк. 2, 43-45)

4. Встреча с Иисусом на Крестном пути

5. Распятие и смерть Иисуса (Мф. 27: 32-50, Mк 15, 20b-37, 23 Лк, 26-46, 19 Иоанн, 17-30)

6.Иисус на кресте (Мк. 15, 42-47, Лк, 50-54, 19 Иоанн, 38-42)

7. Положение во гроб (Мф. 27: 57-61, Мк 15, 42-47, 23 Лк, 50-54, 19 Иоанн, 38-42)

Среди святых, почитавших тайны скорбей Марии: св. Бернард (+1444), св. Павел Креста (+1775), св. Мария Гаьриэль Печали (+1860)

С точки зрения иконографии используются два основных изображения: Мария у Креста и Богоматерь с телом Иисуса на коленях. На данный момент есть также картины и статуи Марии с мечом, пронзающим ей грудь или сердце. Бывает изображено до семи мечей.

По материалам "Antologia modlitwy franciszkańskiej" O. Salezy Bogumił Tomczak OFM

Подготовила Анна Гольдина

Молитвы

1. Венчик семи скорбям Пресвятой Девы Марии

В начале Отче наш...3хРадуйся Мария... Слава Отцу...

На каждую тайну Отче наш... 7хРадуйся Мария... Слава Отцу...

Пророчество Симеона.

Бегство в Египет.

Скорбь III

Поиск Отрока Иисуса, оставшегося в Храме.

Встреча Иисуса Христа, несущего крест.

Смерть Иисуса Христа на кресте.

Снятие с креста тела Иисуса Христа.

Скорбь VII

Положение во гроб Иисуса Христа.

Боже, по воле Твоей, когда Сын Твой вознесен был на крест, сострадающая Матерь Его стояла рядом; молим Тебя, сподобь Церковь твою вместе с Пресвятой Девой приобщиться к страданиям Христовым и стать общницей Его воскресения. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог во веки веков. Аминь.

2. Молитва к Богоматери Скорбящей

О Мария, Матерь Иисуса Христа, Мужа скорбей страждущая Матерь. Когда Бог избрал Тебя, чтобы Ты стала Богородицей, а Ты выразила Свою готовность к служению, Ты согласилась и на то, чтобы с Иисусом, Сыном Твоим, разделить чашу страдания.

От слов Симеона, изрекшего пророчество о мече, который пройдёт душу Твою, через печаль изгнания и простую жизнь в Назарете, от первых грозных известий о врагах, ищущих смерти Твоего Сына, и до последнего стояния крестного пути, когда Ты выдержала под крестом агонию и смерть Спасителя и Его погребение - Ты страдала, о Матерь Пресвятая, внося Свою часть в спасение человечества. Благодарим Тебя за это, о скорбящая Матерь. В Твоих страданиях, о страждущая Богоматерь, Ты подала нам пример как следует брать крест своих скорбей и нести его без ропота и бунта, принимая волю Бога, Который страданиями очищает нас и совершенствует, даруя умение собирать заслуги и приносить воздаяние за свои вины и вины братьев.

Учи нас, Матерь скорбящая, познавать волю Всемогущего Бога, учи нас видеть в Боге наилучшего Отца, также и тогда, когда мы страдаем.

Испроси для всех физически и духовно страждущих необходимую им благодать, дабы они могли понять ценность человеческого страдания и проявить твёрдость в жертвенной любви, в единении со Спасителем и Тобой, скорбящей Богоматерью. Аминь.

3. Мать Святая, Сына,
Что на крест взошел невинным,
Навсегда запечатлей
Глубоко в душе моей!

4. Мария, болью обремененная Матерь всех христиан, проси за нас!
(Св. Пий X)

5. Место высшей чести Твоей

Страждущая Матерь Мария, место высшей чести Твоей было не в яслях [вифлеемских], а под крестом. Там была возведена Ты волею Божьей в достоинство Матери Церкви, Матери всех людей и Царицы Вселенной. Пусть мир говорит, будто Голгофа - место бессмыслия, на деле же там, где стоит Мать Иисуса, там пребывает мудрость. Пусть мир страшится Креста как бремени тяжкого, там, где стоишь Ты, Матерь Мария, всегда присутствует подлинная любовь Божья.

В чудесном явлении Веры, Надежды и Любви дано нам постигнуть, что воля Божья для нас - это воля Божья ко Кресту. Матерь Мария, помоги нам сознательно и добровольно сказать "да" этой воле и возлюбить ее, помоги нам утвердиться в ней!

Дай нам во всякое время с любовью принять эту святую волю Божью, даже если она означает несение Креста. Дай Нам жить, страдать и умереть в этой воле и когда-нибудь благодаря ей войти в Царствие Божье! Аминь.
О Госпожа моя! Где стояла Ты?

6. Только ли подле Креста Господня?

О нет, Ты была и на Кресте, распятая вместе с Сыном Твоим, с тем только различием, что Он был пригвожден к нему телом, Ты же - Сердцем Твоим.

Раны, которыми было изъязвлено тело Его, отверзлись в Сердце Твоем.

В глубине Сердца Твоего также был распят Христос.

(по Св. Бонавентуре)

7. Мольба страждущей Матери

О матерь моя возлюбленная, Царица мучеников и страждущих; ради спасения моего пролила Ты столь обильные слезы над Своим умершим Сыном. Но как могут помочь мне слезы Твои, если все же погибнет душа моя? А потому дай мне, заступница моя перед Богом, ради заслуг страдания Твоего испытать истинное раскаяние в прегрешениях моих.

И еще прошу Тебя, о Матерь моя возлюбленная, ради страшного мучения, которое было ниспослано Тебе, когда Ты собственными глазами увидела склоненную и мертвую голову Сына Твоего, добудь мне покойную смерть! Ибо в смертный час мне, возможно, не хватит голоса, чтобы воззвать к имени Иисуса и Твоему имени, а потому уже теперь зову я Сына Твоего и Тебя, дабы соблаговолили Вы быть подле меня в мое последнее мгновение. Иисус и Мария, Вам поручаю я душу мою и ныне и в час смерти моей. Аминь.

(Св. Альфонс М. Лигуорский)

8. Мучительная тайна

Страждущая Матерь Мария! Скорблю вместе с Тобой о страданиях Сына Твоего, Который истек кровью ради нас; Который ради нас претерпел бичевание и был увенчан терниями; Который ради нас нес крест и был распят на нем. Ах, крестом была вся жизнь Иисуса, и Ты в силу глубочайшей любви к Нему также была пригвождена кресту! Душа Твоя была воистину пронзена мечом. Ибо Он терпел пытку израненного тела, а Ты - пытку души сострадающей. Все раны, которыми была покрыта Его Пресвятая Плоть, собрались в одну рану в душе Твоей.

Воистину ныне Ты "Мария", ибо значение имени Твоего - "горечь" - исполнилось благодаря страданиям Сына Твоего, которые в равной мере были и Твоими страданиями.

О Матерь Божья, наполни же и мое сердце любовью к Иисусу и запечатли в глубине души моей все страдания Его, чтобы и я страдал вместе с Ним.

Ваши раны, о мой Иисус, и Ты, Дева Мария, суть мое исцеление во времени и мое здоровье в вечности! Аминь.

(по Св. Бонавентуре)

9. Запечатлела в сердце Ты Сыновней плоти муку

Тебе все мысли и дела препоручаю без боязни,
Ты Сыну спутницей была
До места казни.

Никто Его не провожал с такой святой любовью
И на кресте Он истекал
Твоею кровью.

Запечатлела в сердце Ты Сыновней плоти муку
И разрушенье красоты,
И душ разлуку.

И на колени приняла истерзанное тело,
И с смертью Сына обмерла,
Окаменела.

Моей владычицею будь, - прошу я без боязни.
Постигла Ты и крестный путь,
И ужас казни.

10. Мать под крестом

Мария стояла под крестом и взирала на распятого Спасителя. С мольбою и болью сердечной взывала Она:

"Ах, Сын мой возлюбленный. Скажи мне, как же Ты висишь тут, кровью на кресте истекая! О мой Бог и Сын мой, как выносишь Ты позор оплевывания, надругательств и насмешек, багряницу и [бьющую] трость! Как терпишь Ты венок терновый, гвозди, уксус и желчь из губки? Ах, Сын мой, сердце мое разрывается, когда я вижу Тебя израненным на кресте! Где Твое благообразие и красота Твоя? Все поблекло на столбе мученическом.

Сын кроткий, утешь меня, воззри на страдания мои, воззри на слезы и стенания матери! Ведь мне, как и Тебе, негде преклонить мою усталую голову.

О мой Сын, моя любовь, мой Бог и все достояние мое, взгляни, я чту Твою кротость, Твое милосердие, Твои страдания и раны! Я чту и трость, и гвозди, и венок терновый, и желчь с уксусом, и губку и копье; ибо все это Ты перенес, и позор Твой стал честью человеков, и смерть Твоя стала жизнью всех спасенных! Ах, Сын мой, восстань же воистину поскорее из гроба, чтобы через Тебя весь мир мог возрадоваться спасению своему. Аминь.

(Молитва восточной Церкви, св. Ефрем Сирин)

11. Секвенция

Горько плача и рыдая,
Предстояла в сокрушенье
Матерь Сыну на кресте.

Душу, полную любови,
Сожаленья, состраданья,
Растерзал Ей острый меч.

Как печально, как прискорбно
Ты смотрела, Пресвятая
Богоматерь на Христа!

Как молилась, как рыдала,
Как терзалась, видя муки
Сына - Бога Твоего!

Кто из нас не возрыдает,
Зря Святую Матерь Бога
В сокрушении таком?

Кто души в слезах не выльет,
Видя как над Богом-Сыном
Безотрадно плачет Мать.

Видя, как за нас Спаситель
Отдаёт Себя на муку,
На позор, на казнь, на смерть.

Видя, как в тоске последней,
Он, хладея, умирая,
Дух Свой Богу предаёт?

О, Святая Мать любови!
Влей мне в душу силу скорби,
Чтоб с Тобой я плакать мог!

Дай, чтоб я горел любовью -
Весь проникнут верой сладкой -
К Искупившему меня.

Дай, чтоб в сердце смерть Христову,
И позор Его, и муки
Неизменно я носил.

Чтоб во дни земной печали
Под крестом моим утешен
Был любовью ко Христу.

Чтоб кончину мирно встретил,
Чтоб душе моей Спаситель
Славу рая отворил!

ЛИТАНИЯ К СТРАЖДУЩЕЙ МАТЕРИ

Господи, помилуй.
Христос, помилуй.
Господи, помилуй.
Христос, внемли нам.
Христос, услышь нас.

Отче Небесный, Боже, помилуй нас.
Сын, Искупитель мира, Боже, помилуй нас.
Дух Святой, Боже, помилуй нас.
Святая Троица, единый Боже, помилуй нас.

Святая Мария, без греха зачавшая, молись о нас.
Святая Богородица, молись о нас.
Матерь Христова, молись о нас.
Матерь нашего распятого Спасителя, молись о нас.
О Матерь страждущая, молись о нас.
О Матерь, слезы проливающая, молись о нас.
О Матерь печальная, молись о нас.
О Матерь оставленная, молись о нас.
О Матерь безутешная, молись о нас.
Мечом пронзенная Матерь, молись о нас.
Ты царица мучеников, молись о нас.
Ты мать притесняемых, молись о нас.
Ты утешительница опечаленных, молись о нас.
Ты помощница терпящих нужду, молись о нас.
Ты защита покинутых, молись о нас.
Ты опора вдов и сирот, молись о нас.
Ты надежда удрученных, молись о нас.
Ты крепость слабых духом, молись о нас.
Ты прибежище грешных, молись о нас.
Ты исцеление болящих, молись о нас.
Ты надежда почивших, молись о нас.
Ты мать милосердия, молись о нас.
Ради Твоей бедности во хлеве вифлеемском молись о нас.
Ради Твоей боли в час пророчества Симеонова молись о нас.
Ради Твоего печального бегства в Египет молись о нас.
Ради Твоих тревожных поисков Дитя потерявшегося молись о нас.
Ради Твоей печали о преследовании Твоего божественного Сына молись о нас.
Ради Твоего страха и нужды Твоей в час пленения Иисуса молись о нас.
Ради Твоей боли за предательство Иуды и ложь Петра молись о нас.
Ради скорбной встречи с Сыном Твоим на кровавом крестном пути Его молись о нас.
Ради мучения Сердца Твоего при распятии Иисуса молись о нас.
Ради смертной боли к умирающему Иисусу молись о нас.
Ради острой боли, пронзившей сердце Твое, когда было пронзено Сердце Иисуса, молись о нас.
Ради плача Твоего над святыми мощами на коленях Твоих молись о нас.
Ради печали Твоей у гроба Его молись о нас.
Ради безутешного одиночества Твоего после погребения Его молись о нас.
Ради слез, которые пролила Ты о возлюбленном Сыне Твоем, молись о нас.
Ради удивительной преданности, с какой перенесла Ты горе Свое, молись о нас.
О Царица покоя и мира, молись о нас.
Во всех невзгодах наших молись о нас.
В недугах и болях молись о нас.
В печали и удручении молись о нас.
В нищете и покинутости молись о нас.
В страхе и опасностях молись о нас.
Во всяческих искушениях молись о нас.
В час смерти молись о нас.
В Судный День молись о нас.

Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, прости нас, Господи!
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, услышь нас, Господи!
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, помилуй нас. Господи!

Христос, внемли нам.
Христос, услышь нас.
Господи, помилуй.
Христе, помилуй.
Господи, помилуй.

Стих: Моли о нас, Святая Богородица.
Ответ: Да удостоимся Христовых обещаний.

Помолимся: О Господи Иисусе Христе, освященная душа Блаженнейшей Девы Марии, возлюбленной Матери Твоей в час страданий Твоих была пронзена мечом боли. Молим Тебя, позволь ей быть заступницей пред милосердием Твоим ныне и в час смерти нашей, ибо живешь и правишь Ты, Боже, во веки веков. Аминь.

(Сочинено папой Пием VII в заточении при Наполеоне в час глубокого удручения)

Сходен с образом Девы Марии Скорбящей православный образ Богородицы Семистрельной.

В соответствии со словами Симеонова предсказания на «Семистрельной» иконе Божия Матерь изображена Одна, без Предвечного Младенца. Этот образ отражает то одинокое страдание Пресвятой Богородицы, которое Она испытывала за Своего Божественного Сына в течение всей Своей жизни и особенно во время Страстных дней Спасителя.

Семь мечей, пронзающих сердце Пресвятой Богородицы на «Семистрельной» иконе, говорят о полноте той скорби, которую Она претерпела в земной жизни. В Священном Писании число семь вообще символизируют полноту чего-либо. В Церкви с древности утвердилось понятие о семи основных добродетелях, семи смертных грехах; существует также семь церковных таинств и т.д.

Пророчество праведного Симеона Богоприимца на «Семистрельной» иконе изображено видимыми символическими знаками – мечами. Выбор образа меча, связанного в человеческом представлении с пролитием крови, не случаен на иконе, изображающей великое горе Божией Матери, поскольку, как пишется в библейской книге Левит, «… душа всякия плоти кровь его есть» (17:11).

Существует и другое толкование образа семи мечей, пронзающих грудь Пресвятой Богородицы. Это - семь главных греховных страстей человека, которые приносят Божией Матери новые душевные муки.

Спасибо сообществу Жизнь и культура христианской семьи и в частности

И старец сказал, повернувшись к Марии:
«В лежащем сейчас на раменах Твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».
И.Бродский «Сретение»

Меня всегда смущало народное понимание праздника Сретения. «Этот праздник символизирует встречу зимы с весной. В этот день… », — то и дело услышишь по радио или прочтешь где-нибудь. Какая еще весна, где она с зимой встретилась 15 февраля? А по старому стилю — это и вовсе начало самого снежного месяца. Хотя если не буквально… Слово-то главное названо — «встреча». И встреча эта случилась.

Мир, лежащий во грехе, страхе, проклятии за грехопадение человека, подобен долгой ледяной ночи. Но живущие под ее гнетом, почти отчаявшись, все же узнают о рассвете. Пусть солнечные лучи еще не пробились, но ветер уже сорвал тяжелое сонное безмолвие, и откуда-то издалека повеяло чем-то теплым. И тот, кто шел через эту долгую ночь, кто был в ней одинок, оставлен и неутешен, кто, возможно, не видел и смысла в этом пути, вдруг осознает, что каждый его шаг — это не движение в никуда, а шаг навстречу Тому, Кто столько времени этой встречи так же очень ждал. И это знание дает силы преодолевать и собственное бессилие, и боль, и даже безверие.

Сретение — это добрая весть о бессмертии для умирающего. Это радость о скорой Победе, до которой очень многие не дожили, но есть сила, которая имеет власть воззвать их даже из бездны ада. Это последняя надежда, которая, как рука, подана отчаявшемуся в могилу. Это дивный светлый берег, путь к которому лежит сквозь смертельный шторм. Пусть он не оставит и щепки от наших утлых лодок, но наступивший рассвет принесет на волнах нас к Дому, где отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет (Откр. 21, 5).

Мы узнаём о событиях того дня из Евангелия. На сороковой день от рождения Спаситель был принесен Матерью и святым Иосифом в храм. По закону Моисееву родители должны были приносить в храм своих первенцев (то есть первых сыновей) для посвящения Богу. Сорок дней являлись для матери периодом очищения, после этого она приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Своему Она подчинилась предписанию закона.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса. Богоприимец Симеон взял Бого-младенца на руки и, благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 29-32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 35). В храме была также 84‑летняя вдовица Анна, пророчица, дочь Фануилова, которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 37-38).

Так происходит в Иерусалиме мало кем замеченное величайшее событие в истории человечества. Тьма озарена светом, надежда омыла теплом уставшее от мрака сердце. Да, еще пройдет некоторое время, пока исполнится то, чему надлежит быть. Но Дева родила, пророчество Исайи сбылось, и с нами Бог (Ис. 7, 14). С нами Тот, Кто понесет грех мира, Кто избавит живущих и умерших от ночи вечной, Кто откроет объятия убивающему Его миру. Сейчас Он маленький и беззащитный в старческих руках. Что почувствовал Симеон, когда узнал Его? Прежде всего, наверное, что с Ним завершалось все ветхое. Он это осознал, и поэтому теперь и смерть для него была, как позже скажет апостол Павел, приобретением (см.: Фил. 1, 21-23). Это было избавление. Это был новый исход.

Как же, наверное, тяжело ему было сказать Божией Матери про оружие, которое пройдет Ей душу! Но представьте и другое — каково Ей Самой было жить с этим знанием. Каково это: знать всю жизнь, что твой ребенок, твой первенец, единственный, будет на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий? Ее путь к Голгофе начался там, в день встречи с Симеоном. Тихий небесно-голубой цвет украшает наши храмы в этот день, указывая на тайну Пречистой Девы и Ее подвиг. У Креста Она приняла весь род человеческий под Свой покров. Как это постичь? Ведь «…туда, где молча Мать стояла, так никто взглянуть и не посмел» (А. Ахматова).

Всем нам знакома икона Божией Матери «Умягчение злых сердец». А все ли мы знаем, что этот образ имеет еще одно название — «Симеоново проречение»? Подобно тому, как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой Девы поразит оружие печали и сердечной боли. О чем Она молилась, видя избитого и распятого Сына? Сожалела ли Она о тех, кто был ослеплен сатанинской яростью?

А мы? Когда нас самих кто-то задевает, молимся ли о них, жалеем ли их, понимаем ли, что обижающие нас — лишь орудие в руках настоящего, невидимого врага? Мы не способны терпеть невзгоды и оскорбления в отношении себя, а Ей пришлось увидеть весь ужас того, что творится в сердцах людей, ослепленных ненавистью. Страшно? Ей было страшнее. Помните, как писал убитый большевиками Николай Гумилев:

Ничего я в жизни не пойму,
Лишь шепчу: «Пусть плохо
мне приходится,
Было хуже Богу моему
И больнее было Богородице».

Но прореченное Симеоном — это не только указание на грядущее страдание и печаль, это еще и пророчество о том, что нет, не было и никогда не будет в нашей жизни того, что не было бы уврачевано Божественной жертвой.

А еще праздник Сретения — это напоминание о предстоящем Великом посте. Сказанное Симеоном было принято Богородицей со смирением. Но все же оно не могло не встревожить душу молодой Матери. Ее сострадание Сыну, как уже сказано выше, началось со слов Симеона. Не пост ли это? Не сорокадневный — пожизненный пост. Ведь Она жила с этим до самого страшного дня — и всю оставшуюся Свою жизнь.

Сретение — это праздник, это торжество, но это еще и скорбь Матери… Прежде Животворящего Креста было проречено о незримом, порой невыносимо тяжком кресте материнства.

Мне нередко приходится видеть совсем маленьких детей в безнадежном состоянии. Входить в детскую реанимацию очень тяжело… но еще тяжелее не быть там. Особенно их матерям, тем, для кого время — это замершая на мгновенье секира, уже занесенная над детской кроваткой. Ночь становится бесконечной — и тогда, незримо и тихо, Она вновь предстает, как тогда в Иерусалиме, готовая принять и наши испытания.

Он шел по пространству,
лишенному тверди,
он слышал, что время
утратило звук.
И образ Младенца с сияньем
вокруг
пушистого темени смертной
тропою
душа Симеона несла
пред собою,
как некий светильник,
в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять
не случалось.
Светильник светил,
и тропа расширялась.

И.Бродский «Сретение»

Газета «Православная вера» № 3 (551)

Благовещение Пресвятой Богородицы.

Неделя 3 Великого поста, Крестопоклонная.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Когда апостол Павел пишет своим духовным детям о браке, о семейных взаимоотношениях, о том, что последует за свадьбой, у современного читателя может возникнуть ощущение, что Христов посланник больше всего на свете хочет своих адресатов просто-напросто напугать: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль» (1.Кор.7.27,28). Особенно поражает это последнее «мне вас жаль»! Странная вещь: разве брак не является делом, заповеданным Богом и потому богоугодным, разве не Сам Бог сказал Адаму и Еве: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт.1.28)? Почему же тогда – «жаль»?

Выпавшие на сегодняшний день два события церковного года: светлый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и третье воскресенье Великого поста, которое Церковь именует «Крестопоклонным», то есть посвящённым поклонению Кресту, на котором был распят Сын Преблагословенной, – парадоксально соединяют радость брака и его скорбь. Два эти события, как и те два евангельских отрывка, которые мы только что читали за литургией, ещё и ещё раз напоминают нам о великом трагизме того, что Церковь называет Домостроительством Божиим – замыслом нашего Бога о спасении падшего и погибающего человечества.

Кроткий ответ Богоотроковицы архангелу: «Се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему» (Лк.1.38) – на самом деле есть просто исполнение, и исполнение абсолютное, совершенное, того, что Бог заповедал каждому из нас: «…отвергнись себя, и возьми крест свой» (Мк.8.34). «Неискусобрачное зачатие» и безболезненное рождение Богомладенца были только ступенями, которые привели Богородицу на Голгофу. Страшные гвозди Креста пронзили не одну лишь Священную Плоть Сына Человеческого, но и Пречистое Сердце Девы. Язвы Сына сокрушили сердце Матери. Так исполнилось «проречение Симеоново»: «…и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк.2.35). Так «Сила Божия» совершилась, осуществилась «в немощи» (2.Кор.12.9). Вот чем обернулось смиренное и радостное согласие, вот что на самом деле означает быть «Рабой Господней», вот чем заканчивается всякая попытка «взять крест свой»! Ведь следовать за Господом необходимо до конца, до Голгофы, «до смерти, и смерти крестной» (Флп.2.8).

Мать Пресвятая Богородица прошла этим скорбным путём. Она не испугалась Креста, Она не бежала скорби, Она смиренно и кротко понесла обиды и унижения, боль и ужас. И в результате Её радость, возвещённая архангелом, стала и нашей радостью. Нас никогда бы не согревала надежда на Вечную Жизнь, если бы Она, единственная из всего рода человеческого, не решилась однажды стать «Рабой Господней» – полностью, всецело, до конца, до того страшного мига, когда Сын Её и Бог в смертной муке возопил на Кресте: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27.46). Подумайте, Она слышала этот крик! Но и в этот час, когда «завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф.27.51,52), и в этот час Она, наша Заступница и Ходатаица, не забыла о радости, обещанной архангелом, не поколебалась в вере.

Не только в браке мы, по слову апостола, «будем иметь скорбь». «В мире будете иметь скорбь» (Ин.16.33), – обещал нам Господь. В том и состоит великий трагизм замысла Божьего о нас, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14.22). А если хочешь сохранить душу свою в бестрепетной безмятежности, если цель твоей жизни – покой и тишина, тогда уж лучше было бы тебе родиться в этот мир не человеком, а бездушной скалой, холодным камнем, не ведающим ни слёз, ни скорби, ни страха, ни боли расставания. Но мы, слава Богу, люди! Потому и радость брака растворена у нас скорбью разлуки. Любая мать знает, что и ей «оружие может пройти душу». Знает, но несёт свой крест. Знает, но не отказывается от «скорби брака», потому что помнит слова своего Спасителя: «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин.16.21.22).

Матерь Божия не устрашилась и не дрогнула, когда голос архангела позвал Её. Точно так же не смутилась Она и перед высокими и страшными ступенями Иерусалимского Храма, когда навек расставалась с родителями Своими. Не отказалась Она и от креста, когда праведный Симеон пророчествовал Ей о грядущих испытаниях. Потому-то и стала Она «главизной нашего спасения», потому и ублажают Её «все роды». Аминь.

Психология общения