Инкерманский свято климентовский пещерный мужской. Инкерманский пещерный монастырь — выдающийся памятник нескольких эпох

Летом 2010 года мне довелось отдыхать в Крыму. Сочетание безжизненных скал и бесконечно голубого моря не могли оставить меня равнодушной. Но Крым знаменит не только своей природой. На территории чуть большей, чем половина Московской области, находятся множество памятников истории и архитектуры: это и Херсонес в Севастополе, и Ливадийский дворец близ Ялты, и Инкерманский монастырь, и Генуэзская крепость в Судаке и другие достопримечательности.

Я побывала во многих местах Крыма, но больше всего меня поразил Инкерманский монастырь, поэтому хочу остановиться на его истории и описании современного состояния более подробно.

Местоположение

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь находится близ города Севастополя, в его пригороде Инкерман, на правом берегу реки Черной.

Инкерман знаменит инкерманским камнем. Это плотный белый известняк, который используют для облицовки зданий. Этим камнем, например, облицован знаменитый Ливадийский дворец, который был построен в начале 20-ого века для отдыха царской семьи. Этот дворец также знаменит тем, что в 1945 году в нем проходила Ялтинская конференция. Добывали этот камень здесь ещё во времена Римской Империи, поэтому в скалах образовалось множество катакомб и пещер. Именно здесь, в Монастырской и Загайтанской скалах, и возник пещерный монастырь.

История святого Климента

Еще в 1-ом веке Крымский полуостров носил название Таврического и принадлежал Римской империи. Одним из крупнейших городов на Таврическом полуострове был Херсонес, или Корсунь (территория нынешнего Севастополя), а близ этого места (в нынешнем Инкермане) находились каменоломни, куда, по преданию, в качестве рабов ссылали христиан нечестивые римские императоры. Так, римский император Траян, который был ревностным идолопоклонником, в 94 году среди других христиан сослал на каторжные работы в каменоломни и святого Климента, папу Римского .

Прибыв на место ссылки, святой Климент встретил много верующих христиан, осуждённых работать на каменоломнях совершенно без воды. Он помолился вместе с осуждёнными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излилась целая река. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. И там, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором святитель проводил Литургии .

Правителям Херсонеса не нравилась деятельность святого Климента, поэтому его решили казнить. На шею святому привязали тяжёлый якорь и бросили его на дно моря в Казачьей бухте. Так в 101 году погиб святитель Климент, но через год море отступило, и в подводном гроте люди увидели останки праведника. Каждый год в день смерти святителя приходили христиане к месту казни и по обнажившемуся дну шли поклоняться святым мощам.

Морской отлив позволял приходить к святым мощам до VI века, затем на маленьком островке посреди бухты была построена церковь. В 861 году в Херсонес прибыли святые братья Константин (Кирилл) и Мефодий - создатели славянской азбуки. Они обратились к архиепископу Херсонеса Георгию с просьбой помочь им приобрести святые мощи. Святые Кирилл и Мефодий часть мощей перевезли в Рим, где они и хранятся по сей день в базилике святого Климента. А другую часть блаженных останков святого Климента оставили в Херсонесе, где они оставались вплоть до X столетия. После крещения князь Владимир испросил себе в благословение от местного епископа честную главу и часть мощей святого Климента и перевёз их в Киев.

Зарождение монастырской жизни

Сначала в VI веке на правом берегу реки Чёрной на высокой скале появилось укрепление, возведённое местными племенами. Позже, когда в этой части Крыма окрепло влияние феодального княжества Феодоро, в конце бухты Северной, в устье реки Чёрной был основан морской порт Авлита, а для его защиты мангупский князь Алексей заново отстроил древнее укрепление, превратив его в крепость Каламиту. Вот здесь, под защитой грозной крепости, примерно в VIII-IX веках и возник пещерный монастырь. После распада Римской империи Крым перешёл во владения православной Византии.

Пещеры служили первым монахам и жильём, и подсобными помещениями. Храмы также устраивали в пещерах, из камня вырубали алтарь, престол, скамьи. Все помещения соединялись вырубленными в скале лестницами. Находясь рядом с крупным торговым портом, монастырь жил безбедно.

Крым под властью турок и Сказания русского священника Иакова Лызлова

Но в 1475 году Крым захватили турки. Они перестроили крепость и назвали её Инкерманом, что означает «пещерная крепость». Очевидно, что христианский монастырь не мог существовать рядом с мусульманской крепостью и постепенно пришёл в упадок. Запустение было достаточно долгим, оно продолжалось без малого четыре столетия.

Предание, которое основывается на Сказаниях русского священника Иакова Лызлова, рассказывает, как отец Иаков совершал паломничество по Крымскому полуострову, когда он находился под турецко-татарским игом. Сказание относится к 30-м годам 17 века. Отец Иаков, прибыв в монастырь, нашёл в опустевшем и разорённом Свято-Климентовском храме нетронутую раку с мощами. Он долго собирал сведения у местных жителей, пытаясь определить, кому принадлежат нетленные останки. Но этого уже никто не мог вспомнить. Местные жители рассказывали отцу Иакову, как эти мощи татары несколько раз пытались зарыть в степи, но они чудным образом возвращались в раку в монастырь. В конце концов, татары решили оставить мощи в монастыре. Священник Иаков, помолясь, решил увести святые мощи в Россию, чтобы они не были поругаемы нечестивцами. Но во сне ему явился образ святого Георгия Победоносца и запретил увозить свои останки из Крыма (Ранее монастырь назывался также Георгиевским).

Крым - часть Российской Империи

С 1783 года Севастополь перешёл под власть Российской Империи.

Благодаря стараниям архиепископа Иннокентия Инкерманская киновия была открыта в 1850 году. Началась реконструкция трёх пещерных храмов. Но поскольку денежные средства государством не выделялись, а сама она была очень бедная, то реставрация проходила без дорогостоящих работ. Храмы очистили от мусора и камней, обновили росписи.

15 октября 1852 года была освящена церковь во имя священномученика Климента. Храм имел форму базилики, когда-то два ряда колонн делили пространство церкви на три нефа. До наших дней сохранилась только часть колонн.

В 1867 году была открыта ещё одна пещерная церковь, посвящённая римскому епископу святому Мартиниану.

Восстановлением древних храмов занимался московский историк, археолог и художник Д.М.Струков (1827-1899). Реставрируя храм святого Климента, он покрыл потолок серебряной краской, создал новые настенные росписи, настелил доски на пол. Им также были написаны иконы для храма .

Через два года после открытия монастыря началась Крымская война. У Чёрной речки происходили жестокие бои. Серьёзно пострадал и монастырь. Вражеские ядра и пули не разрушили пещерные храмы, остались лишь следы от них на стенах, но англичане разграбили всё имущество Инкерманского монастыря. Но лишь война закончилась, в киновии поселились два послушника и иеромонах. Они очистили храмы от ядер и возобновили богослужения.

В 1867 году построили дом настоятеля и домовую церковь, которую освятили 13 августа во имя Святой Троицы, отреставрировали источник святого Климента. В 1875 году закончили строительство железной дороги, соединившей Севастополь со станцией Лозовая. Она прошла рядом с Монастырской скалой .

Шум проходящих поездов нарушил вековую тишину монастыря, но увеличилось число паломников. Чтобы удобно расположить их, в монастыре в 1896 году построили гостиницу.

В 1895 году построили новый храм в византийском стиле. Архитектурной особенностью этого храма, освящённого во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона, было то, что алтарную часть вырубили в скале, остальная часть храма была наземная.

В 1905 году в монастыре появилось сразу несколько храмов. Один из них устроили на месте средневекового пещерного храма святого Евграфия и освятили во имя святого священномученика Димитрия Солунского. Храм расположен в восточной части Монастырской скалы. Над его престолом находилось изображение Христа в чаше. По низу изображения сохранилась надпись - моление раба божьего Зотика с женою и детьми. Эта надпись датирована 1272 годом.

27 сентября в присутствии великого князя Алексея Михайловича и ветеранов Крымской войны была освящена пещерная церковь в честь иконы «Всех скорбящих радосте». Храм сооружён на месте древней пещерной церкви св.Софии, вырубленной в обрыве Каменоломенной балки. Автор проекта реставрации и строитель храма — архитектор А.М.Вейзен.

Как связь с историческим днём Инкерманского сражения и полувековым юбилеем обороны Севастополя внутри храма поместили в копиях образа всех войсковых частей, принимавших участие в Инкерманском сражении. Храм был приписан к Никольскому адмиралтейскому собору в Севастополе.

Храм был закрыт в 1920-е годы, во время Великой Отечественной войны разрушен. Его облик запечатлели открытки, хранящиеся в фондах Музея героической обороны и освобождения Севастополя.

Храм св.Николая на верхнем плато Монастырской скалы освящён 5 октября 1905 года. Храм-памятник героической обороны Севастополя 1854-1855 гг. сооружён из белого инкерманского камня в византийском стиле, крестообразный в плане с двумя приделами, он воспроизведён на открытках и литографиях XX в. Долгое время не удавалось установить автора проекта и строителя храма. Есть мнение, что им был Г.Долин, архитектор Севастопольского градоначальства. Храм св.Николая был закрыт в 1926 г. Разрушен в годы Великой Отечественной войны.

К 1910 году архитектурный облик Инкерманского монастыря сложился окончательно. Были построены два жилых здания для братии, в одном из них устроили домовую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. При обители открыли церковно-приходскую школу, в которой обучались 37 мальчиков. В 1917 году в киновии жили 25 монахов и 122 послушника.

Монастырь во время гражданской войны и советской власти

В годы гражданской войны монастырь поддержал белую армию барона Врангеля. После установления в Крыму советской власти все земли обители были национализированы и переданы в распоряжение трудовой артели, в которую вошли и монахи. С 1920 года все монастырские храмы становятся приходскими. Денег религиозной общины не хватало, чтобы поддерживать все храмы в надлежащем состоянии. В 1925 году Инкерманская религиозная община отказалась от пяти церквей, оставив себе пещерный храм во имя святого Климента и домовую Троицкую церковь, но и они просуществовали недолго. В 1926 году на заседании Президиума Севастопольского райисполкома было принято решение о закрытии Георгиевского и Инкерманского монастырей. Часовню, построенную на могиле воинов, разобрали в 1927 году. В 1928 году закрыли храм иконы «Всех скорбящих Радосте». В монастыре после его закрытия остались жить четыре монаха.

Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря разместился штаб 25-ой Чапаевской дивизии Приморской армии. Во время второй обороны Севастополя в июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах старались сдержать врага, рвавшегося к городу .

После войны погибшим войнам поставили памятник.

Возрождение обители. Судьба архимандрита Августина

Возрождение Инкерманского Свято-Климентовского монастыря началось в 1991 году и шло довольно успешно благодаря неусыпным заботам архимандрита Августина. Этот удивительный человек целью своей жизни видел восстановление православных святынь Крыма и много трудов положил на это. Он родился в Севастополе в 1955 году, служил в военно-морском флоте. Получив образование, некоторое время работал художником-постановщиком в театрах Севастополя. Но Господь уготовил ему иной путь. В 1989 году Александр работал в Свято-Никольском храме на Братском кладбище, принимал участие в восстановлении повреждённой мозаики, был рабочим в алтаре. В августе того же года он был рукоположен во диакона, а через три месяца во священника. Его назначили настоятелем сразу двух разорённых храмов. Но никто никогда не видел отца Александра огорчённым, он напротив был жизнерадостным, говоря: «Господь всё управит». Эту свою веру в Христа и оптимизм он передавал всем, кто окружал его.

Отец Александр получил духовное образование в Одесской Духовной семинарии. В 1992 году был назначен настоятелем церкви Святой Троицы при Инкерманском Свято-Климентовском монастыре. Он сам расписал иконостас, с его помощью в обитель вернулись мощи священномученика Климента. Впоследствии отец Александр принял монашеский постриг и был назначен наместником в один из крымских монастырей, но всегда помогал братии Инкерманского монастыря. В 1996 году архимандрит погиб в автомобильной катастрофе, его тело решили похоронить на территории Инкерманского Свято-Климентовского монастыря.

За семь лет своей деятельности архимандрит Августин восстановил три обители и семь церквей.

Его могила находится в монастырском дворике у подножия скалы.

Современное состояние

Ныне действующими являются древние пещерные храмы: Климентовский, Мартиновский и Андреевский. Все они соединены общим коридором.

Вход в пещерный храм - это дверь в закопчённой стене. Паломник, переступив порог, видит перед собой узкую лестницу из камня. Эта лестница ведет к храмам монастыря. В правой стене коридора вырублены окна и дверные проёмы. Прежде они вели, вероятно, на балкон.

В левой стене - склепы-костницы и три пещерные церкви. В костнице горит лампада, на полках лежат человеческие черепа. На стекле, через которое паломник смотрит внутрь, надпись: «Мы были такими же, как вы, - вы будете такими же, как мы». Сложенные в особом помещении кости напоминают об афонской традиции вскрывать могилу и по состоянию останков определять, принята ли душа человека Господом.

Снаружи помещения верхнего яруса выглядят теперь как две прилепившиеся к отвесной скале деревянные часовенки, увенчанные маковками с крестами.

Средняя из трёх церковь - во имя святого апостола Андрея - как считают, вырублена самим папой Климентом. Она небольшая по размеру, с низким горизонтальным потолком. Алтарь отделён от основного помещения сплошной скальной преградой с вратами посередине и двумя маленькими окошками. Через правое окно, говорит предание, принимали исповедь кающихся: тут устроено седалище из камня для священника. Престол в алтаре, примыкающий, как принято, к восточной стене, тоже вырублен из камня. Свято-Андреевский храм - это настоящая пещерная церковь, какой ее себе представляешь, читая про катакомбы первых христиан: стены и свод здесь не спрямлены, они грубы и морщинисты, в отличие, скажем, от соседнего храма во имя св.Мартина Исповедника (другого папы Римского, сосланного в Крым). И именно эта простота и безыскусность рождают особое чувство общности с первыми исповедниками христианства.

Главный храм монастыря, освящённый во имя святого священномученика Климента, - это один из самых больших пещерных храмов Крыма. Он имеет форму базилики, рядами колонн разделённой на три нефа; в алтаре, чуть выше ниши для запрестольного образа - традиционное византийское рельефное изображение «процветшего» креста в круге. За Свято-Климентовским храмом находится последнее помещение этого яруса - комната с каменной скамьёй, вырубленной вдоль стен по внутреннему периметру. В древности она служила братской трапезной, теперь используется для совершения треб.

Все три описанных пещерных храма - действующие. Народу здесь может поместиться немного, и богослужения по праздникам совершаются в уже восстановленном наземном храме - Святой Троицы. Здесь же находится частица мощей священномученика, переданная из Киева.

А в монастырском дворе - маленький пруд с кувшинками и золотыми рыбками, которые подплывают посмотреть на разглядывающих их паломников и просто любопытных... А кругом - постоянный тяжёлый труд монахов и послушников: их руками возрождаются храмы, которых раньше в монастыре было гораздо больше...

Материал подготовила Ольга Руднева

Примечания.

1. Кстати, каменоломни работают и по сей день: вероятно, это самое древнее из действующих предприятий в Крыму. В мягкой известняковой скале прорублен узкий и длинный, с пятиэтажный дом, тоннель, через который грузовики въезжают в ущелье. Неподалёку - товарная станция «Инкерман-1».

2. Источник пересох в 1930-х (возможно - в связи с проводившимися строительными работами), а его вода, по одной из версий, постепенно затопила карьер по добыче инкерманского камня, находящийся по другую сторону Монастырской скалы.

3. Есть мнение, что попытки реконструкций оставшихся храмов нанесли непоправимый урон их первоначальному облику: были уничтожены средневековые фрески в храме святого Евграфия. При строительных работах менялась планировка церквей в соответствии со вкусами новых заказчиков, так что нынешние храмы уже мало походят на первоначальные.

4. Это строительство также нанесло существенный урон архитектурному облику монастыря. Были уничтожены пещерные скиты в Георгиевской и Троицкой балках. Эта железная дорога действует до сих пор, на территории монастыря находится железнодорожная станция.

5. Интересно заметить, что в то время как штаб советской армии располагался под защитой отвесной скалы в монастырских пещерах, рядом проходила железная дорога, штаб немецкой армии находился в знаменитом Ливадийском дворце на значительном возвышении, так что немецкое командование могло любоваться изумительным видом на море.


Публикация: Храм свв. мучеников и старстотерпцев Бориса и Глеба в Дегунине

Инкерманский Свято-Климентовский монастырь не зря называют пещерным, он высечен прямо в отвесной скале, в которой и проживают монахи. Это древнейший храм Симферопольской епархии, ведущий свою историю от I века н.э. Его жизненный путь нельзя назвать легким. Храм был крепостью, убежищем для изгнанников, жильем для отшельников.

Хозяева живописного места менялись, а вместе с ними изменялось вероисповедание. В период Советской власти храм и вовсе закрыли. Большая часть монастыря разрушилась. Но более полувека спустя в обитель вновь вдохнули жизнь. Сейчас в монастыре непрерывно ведутся богослужения, храм активно принимает туристов и паломников, тянущихся сюда из разных стран.

Храм находится на Крымском полуострове, в пригороде Севастополя, г. Инкерман.

Наземная часть примостилась у подножия горы Монастырская, на плато которой распростерлись развалины Каламита, остальные помещения устроены внутри скалы.

Как добраться на машине

Автомобильный маршрут к пещерному монастырю пролегает по Симферопольскому шоссе в направлении Симферополь-Севастополь. Оставив позади г. Инкерман, нужно двигаться вперед. Не доезжая моста через речку Черная, около заправочной станции свернуть налево. С дороги храм не разглядеть, он скрыт железнодорожной насыпью и буйной растительностью.

Единственный ориентир – развалины Каламиты. На территорию обители въезжать запрещено, поэтому возле дороги обустроена бесплатная парковка для машин. Дальше нужно идти пешком до тоннеля, проложенного к монастырю под железнодорожными путями.

Как доехать на общественном транспорте

Общественным транспортом до монастыря можно добраться несколькими способами:

Добраться в Инкерманский пещерный монастырь можно на рейсовом автобусе.

На автобусе На электричке На катере
На междугороднем автобусе «Севастополь-Инкерман» доехать до остановки «Втормет», затем пройти пешком около 500 м. Если попросить водителя, то он остановит непосредственно около монастыря.

Маршрут из района «Северная сторона» пролегает на рейсовом автобусе № 106, отходящем от площади Захарова.

От Севастополя на троллейбусе добраться до остановки «5-й км.», затем пересесть на маршрутку № 103 или № 117, выйдя на остановке «Инкерман», следовать до монастыря пешком.

Автобусная поездка до храма составит 30-45 мин., в зависимости от выбранного маршрута.

На электричке «Севастополь-Симферополь», следующей

с ж/д вокзала с промежутком в 30 мин., доехать до ст. «Инкерман». Поезд доставит до места примерно за 45 мин. Из-за очень близкого расположения храма к путям, из окон электрички обитель, словно на ладони. Создается впечатление, что можно дотронуться до нее руками. Сойдя на станции, перейти через мост и еще немного пройти пешком.

От Графской пристани к монастырю дважды в день ходит катер. Путь на нем займет около 50 мин.

Монастырские купола помогут сориентироваться, они видны издалека. Внутрь храма можно попасть только через тоннель в железнодорожных путях. Если заказать экскурсию в монастырь, то маршрут к нему будет задачей гида, что значительно облегчит проблему.

История монастыря

Инкерманский пещерный монастырь основан в каменоломнях, где велась добыча белого строительного камня. Это древнейший храм в Крыму, созданный в I веке н.э. 4-м папой Римским – Климентом. Первые богослужения он провел здесь еще в 92-м году. Сосланный в Инкерманские каменоломни за проповедование христианской религии, он организовал паству из таких же каторжников, как и он, и продолжил свое благое дело.

Около 2000 ссыльных из Рима и Греции собирались на молитвы в мрачном, вырубленном в скале помещении.

За Климентом, который ранее был в учениках у апостола Петра, активно следили и передавали информацию императору Трояну. Ненавидящий христианство император, распорядился убить его и еще нескольких прихожан, чтобы наглядно показать участь, ожидающую остальных последователей. Климента утопили темной ночью 101 г. нашей эры. «Храм» прекратил свое существование.

Примерно в VIII веке нашей эры рядом с пещерой, где Климент читал проповеди, появились монашеские кельи. Проходы из одной в другую представляли собой витиеватый тоннель. С их появлением был создан мужской монастырь, большая часть которого вырублена внутри скалы. Его назвали в честь Святого Климента, умершего за стремление сохранить христианство.

Обитель вела тихую смиренную жизнь вплоть до третьей четверти XV века. Когда в 1475 г. на Крым напали турки, волна гонений на христиан возобновилась. Под их гнетом монастырь пришел в упадок, большая его часть была разрушена, имущество разграбили англичане и турки. Так и не сумев восстановиться, к 1778 г. храм полностью запустел. Только величественные скалы высились над землей.

Новый этап возрождения Инкерманского мужского монастыря начался в 1850 г. Восстановив запустевшую обитель, вырубили в скале еще 3 храма, обустроили внутренний двор и кельи. С тех пор, он уверенно нес свою миссию до 30-х гг. XX века, пока с приходом Советской власти его не закрыли.

В 1910 г. монастырь немного расширили, в связи с увеличением количества братии – создали домовую церковь, церковно-приходскую школу и 2 наземных здания для братии. Еще через 7 лет в нем уже проживало 25 монахов и более 100 послушников. А в 1920 г. обитель оказала поддержку отрядам генерал-майора П. Н. Врангеля, по выводу армии из Крымских портов.

С приходом к власти коммунистов, деятельность монастыря угнеталась, часовня, возведенная на могиле воинов, погибших в Инкерманском сражении, была разрушена, а храм закрыт. Его имущество передали в музей Симферополя. Но после закрытия, несмотря на то, что официально храм уже не существовал, в нем еще некоторое время жил настоятель Венедикт с 2 преклонными старцами. Богослужения не проводились.

В период 2-й мировой войны пещеры бывшего Инкерманского мужского монастыря приютили штаб Чапаевской дивизии. Ее бойцы в 1942 г. сдерживали рвавшихся к Севастополю немцев.

Рассвет для обители наступил с приходом на пост настоятеля архимандрита Августина Половецкого, в 90-х гг. XX века. Благодаря его стараниям, монастырь стал вновь отстраиваться. За 20 лет он восстановился почти полностью и насчитывает 5 действующих храмов.

Архитектурный ансамбль монастыря

Инкерманский монастырь сейчас представляет собой комплекс из 3 пещерных и 2 наземных храмов, хозяйственного блока, а также жилого помещения для монастырской братии. Наземные храмы – Церковь Святой Троицы и храм Пантелеймона Целителя – находятся у подножия скалы. От дороги к ним ведет подземный тоннель.

Пройдя небольшой монастырский двор, украшенный на входе куполом, окажешься перед тесной дверью в скале, открывающей лестницу, которая ведет в пещерные храмы.

Например:

  • Святого Климента — освящен в 1852 г., спустя 2 года после его создания;
  • Святого Мартина Исповедника — освящен после небольшой перепланировки в 1867 г.;
  • Андрея Первозванного , освящен в 1900 г., хотя это наиболее древний храм из 3-х, вырубил его сам Климент.

Все они объединены общим коридором. Проведенные исследования скальной местности, выявили следы существования 9 соединенных сложной тоннельной системой, пещерных монастырей и около 30 храмов. Все, кроме 5 действующих, в аварийном состоянии. Они сильно пострадали от произошедшего в 1927 г. землетрясения, некоторые были повреждены во время боевых действий.

В 1932 г. их решили разобрать.

На скальных склонах обнаружено 200 вырубленных в разное время искусственных пещер. Эти пещеры – самая большая составляющая монастырского комплекса. Особый интерес вызывает новый братский корпус, расположенный на земле. На фасаде восстановленного здания сохранили следы пуль, в память о пережитой Крымской войне.

Архитектор и внешняя отделка собора

Спрятанный в развалинах крепости монастырь, впечатляет необычной среди серых скал белизной. Его белоснежные наземные здания прекрасно видны из окон электрички мчащейся в Севастополь, поскольку ограда обители находится прямо у железнодорожного полотна.

Ответственный за архитектуру возобновленного в конце XVIII века храма – архитектор и художник Струков Д.М. Внешняя и внутренняя простота зданий подчеркивает суровость этих мест и силу веры служителей Божьих, проживающих в скальных пещерах. Имена тех, кто занимался его обустройством в дальнейшем, к сожалению, не известны.

Ворота монастыря устроены под 40 м. скалой. За ними размещено панно, изображающее храмовых святых. Следом расположилось кладбище, от которого начинается лестница в скалы. Посреди внутреннего двора установлен памятник павшим воинам. Двери в пещерные храмы охраняют образы архангелов Михаила и Гавриила.

Главный храм – это церковь святого Климента. В ней хранится ковчег с его мощами. Прямоугольное строение, объединяющее 3 разных по высоте нефа, разделено 2 рядами колонн и по форме напоминает базилику. Внешний вид здания, покрытого белой штукатуркой, довольно прост и почти не имеет украшений.

Только верхняя часть апсиды украшена вырубленным в камне большим крестом в византийском стиле, от которого полукругом распростерлись незатейливые растительные побеги. По размеру он самый крупный. Остальные пещерные храмы хмуры и невысоки.

Прямоугольная церковь святого Мартина Исповедника, перекрытая полукруглым куполом, внешнего декора не имеет, как и храм Андрея Первозванного, низкие потолки которого как нельзя лучше подчеркивают его пещерное происхождение. Историки считают, что святым Климентом было вырублено именно это помещение. Сохраняя память о создателе, размеры его не изменили до сих пор.

В виду ограниченного пространства пещерных храмов, праздничные богослужения, на которые собираются множество прихожан, совершаются в наземном храме Святой Троицы, расположенном за братским корпусом. Его белоснежное здание неправильной формы, испещрено множеством окон без наличников, открывающих вид на небольшие часовенки. Благодаря большому количеству окон, помещение хорошо освещено.

Частично наземный, храм Пантелеймона Целителя построен в византийском стиле. Прямоугольное здание с прямоугольными окнами и дверью, ничем не декорировано. Над храмом в скале расположены звонницы. Возвели его в 1895 г., в память о спасенной возле железнодорожной станции семье Александра III.

Особый интерес привлекают разбросанные по склонам скалы балкончики, устроенные в многочисленных пещерах. Издалека они напоминают затейливые птичьи гнезда. Дорожки выложены брусчаткой, дворик опрятный и чистый. Завершают ландшафт пруд и цветочные клумбы. От железнодорожных путей храм отделен высоким металлическим забором.

Внутреннее убранство

Изнутри монастырь выглядит так же просто, как и снаружи. Но эта грубость и мрачность пещер нисколько не влияет на преданность Богу. Она лишь показывает мощь истинной веры. Обустройством внутреннего вида монастыря также занимался Д.Н. Струков. Он сам расписал его иконами. Потолок, прямо поверх грубой вырубки, по его решению покрыли серебряной краской, а пол выложили досками.

В переходах между храмами висят иконы, но выглядят они довольно мрачно. Длинный коридор, ведущий к главному храму, имеет несколько вырубленных в камне скамей. В стене храма прорублена ниша для престольного образа, под ним высечена двухступенчатая дугообразная скамья для духовного отца, по центру расположено горнее место.

Фрески до наших дней не сохранились, кроме той, что изображает Спасителя на престоле. Полотняный иконостас было решено перенести из Свято-Климентовской церкви в храм Святого Мартина. А вместо него установили оцинкованный позолоченный иконостас, на каменном престоле.

При реставрации храма Святого Мартина, его первоначальный вид нарушила несколько расширенная абсида, что придало ему некоторую неравномерность. Престол в нем плотно прилегает к стене. В скальной нише, под стеклом, устроена костница с черепами захороненных людей. Надпись на ней – «Мы были такими же, как вы» — заставляет серьезно задуматься о жизни.

Храм Андрея Первозванного расположен в небольшой пещере. Потолок нависает прямо над головой. Внутри всего 2 окна. У правого в камне вырублено сиденье, здесь святой отец исповедует прихожан. У левого окошка находится алтарь, отделенный перегородкой. Под окном устроен жертвенник, через него во время службы подавали вино и хлеб.

По верху высечена небольшая ниша для хранения сосудов. Престол тоже прилегает к стене.

Особенность храма Пантелеймона Целителя заключается в том, что алтарь его вырублен прямо в стене, а иконостас выложен стеклянной мозаикой. Потолок храма украшает большая кованая люстра. Церковь Святой Троицы немного просторнее, но внутреннее убранство также скромно, как и в остальных храмах: каменный престол, алтарь, иконы и мрачные серые стены, испещренные множеством окон.

Святыни и мощи собора

Инкерманский пещерный монастырь своей главной святыней считает частицу от головы Святого Климента. Ковчег с ней хранится в нефе Свято-Климентовского храма. Кроме нее почитаемы мощи Пантелеймона Целителя и Георгия Победоносца.

В костнице храма Святого Мартина находится 12 голов сосланных на Инкерманские каменоломни людей. Монахи молятся здесь и верят, что усопшие не только слышат, но и молятся о живых.

В малом ковчеге заключены мощи Киево-Печерских святых:

  • чудотворца Печерского Агафона;
  • епископа Новгородского Нифонта;
  • равноапостольной Марии Магдалины;
  • Многоболезненного Пимена;
  • Андрея Первозванного;
  • Вифлеемских младенцев.

Наставники

Самым первым настоятелем монастыря стал его создатель – Климент. Данные о наставниках возрожденной обители по большей части не сохранились. Из современного духовенства наиболее известны о.Тихон – добрый, светлый и шутливый, поступивший в монастырь после службы на флоте, и архиепископ Лука, сменивший о. Тихона после его смерти.

Лука, бывший уже в преклонном возрасте, ревностно приступил к наведению порядка, не жалея своих сил, и, не давая никому спуску. Многие считали его высокомерным и амбициозным служителем. Хирург в прошлом, он продолжал врачебную деятельность, принимая дома бесплатно.

В начале 90-х гг. XX века на пост настоятеля возвели архимандрита Августина, в миру — Александр Половецкий. Именно ему монастырь обязан своим возрождением после закрытия при власти Советов. Кроме того, он собственноручно расписал иконостас. В августе 2015 г. на должность назначили архимандрита Каллиника (Чернышева) и он занимает ее до сих пор.

Расписание служб, режим работы монастыря

Инкерманский пещерный монастырь можно посещать ежедневно с 9:00 до 17:00. Богослужения проходят по пятницам, выходным и праздничным дням. Утренняя служба начинается в 7:00, начало вечернего богослужения в 17:00.

Правила посещения храма

Правила посещения обители так же скромны, как и сам монастырь. От прихожан требуют соблюдать тишину и сохранять смиренный вид. Женщина должна заходить в храм в юбке или платье, длина которых не должна быть выше колен. Голову обязательно покрывать шарфом или платком. Мужчинам не рекомендуется посещать святое место в футболке и шортах.

Престольные праздники

Монастырь ежегодно отмечает 6 храмовых праздников:

  • 08 декабря – день памяти Святого Климента.
  • 13 декабря – день памяти Андрея Первозванного.
  • 27 апреля – день памяти Мартина Исповедника.
  • 09 августа – день памяти Пантелеймона Целителя.
  • 19 августа – Преображение Христа.
  • День Святой Троицы.

Праздничное богослужение проводит действующий настоятель – архимандрит Каллиник. Торжества неизменно приобретают широкий размах, поскольку на службу собирается огромное количество паломников и прихожан храма. Часто на них присутствуют туристы.

Инкерманский пещерный монастырь необыкновенно жаловали венценосные особы. Пожертвования их были более чем щедры. Император Александр II, к примеру, даровал обители 1000 руб. на поминовение павших в битве под Севастополем, а также пожертвовал 3 акции, ценность которых составила 375 руб.

Настоящим чудом считается внезапное появление воды в пересохшем Святом Источнике по причине стройки в карьерах. Свежая вода хлынула из скалы, когда в период изнуряющего зноя папа Римский – Климент самоотверженно молился над ним. Люди верят в целительную силу источника и стремятся искупаться в нем.

Церковное имущество, переданное при закрытии монастыря в Симферопольский музей, и ставшее экспонатами его выставок, неожиданно быстро отсырело. После чего все пришлось убрать.

У подножия скалы «Монастырская» погребены иеромонах Агапит и архимандрит Августин, погибшие в 1996 г. в автокатастрофе. Служитель монастыря, прибывший за телами, увидел, как патологоанатом извлек из тела архимандрита пули. Версию о заказном убийстве доказать не удалось, но их могила на церковном кладбище особо почитаема.

Информация для посетителей

Вход в монастырь бесплатный, но можно внести любую сумму пожертвования в кассу, расположенную у ворот. Рекомендуемая сумма – не менее 150 руб. Также на входе, по монастырю можно нанять экскурсовода (из числа духовных лиц монастыря). Экскурсии проводятся ежедневно, группами до 5 чел., с 8.00 до 18.00., длятся они 20-30 мин. Стоимость на всех составит 500 руб.

Прежде, чем взять экскурсию по монастырю необходимо уточнить, не ведется ли в это время служба. Поскольку во время богослужений в храмы заходить нельзя, и они проходят на улице.

Если экскурсия была заказана предварительно по телефону, то заказавшим ее паломникам, предоставляется скидка.

Внутри запрещено вести фото- и видеосъемку. Для людей, одетых несоответствующим образом, предлагаются фартуки (вместо юбки) и платки на голову. На территории расположены церковные лавки, где можно заказать нехитрый обед, купить свечи. В одной из них можно приобрести монастырский травяной чай и религиозную литературу.

Монастырь в качестве пожертвований примет:

  • теплую обувь и одежду для мужчин;
  • цветочные вазы, ковровые дорожки или ковры для благоустройства монастыря;
  • «Кагор»;
  • черный материал для изготовления облачений.

Заключение

Инкерманский Свято-Климентовский мужской пещерный монастырь – это олицетворение силы духа и крепости веры, прошедшей тяжелые испытания, которые так и не смогли ее сломить. Необычайно красивый и колоритный ландшафт местности – дополнительный повод, чтобы посетить эти места. И в первую очередь, необыкновенный древний храм.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о Инкерманском пещерном монастыре

Инкерманский пещерный монастырь — обзор и экскурсия:

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь расположен в городе Инкерман, практически на окраине Севастополя. Добраться до Инкерманского пещерного монастыря проще всего по Симферопольскому шоссе. Он находится практически у самой речки Черная. Возле речки есть указатели на монастырь, далее по указателям.

Географические координаты Инкерманского пещерного монастыря на карте Крыма GPS N 44.604320, E 33.607760.

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь - одна из самых древних святынь Крымского полуострова. Первые молебны проходили в пещерах монастыря уже в 92 году нашей эры. Проводил богослужения 4-й папа Римский Климент, высланный из Рима на крымские каменоломни.
На сегодня Инкерманский пещерный монастырь - действующий храм, в котором проводят службы и обряды богослужения. Оставив машину на стоянке возле храма, пройдясь около 1-й минуты пешком, Вы попадаете к монастырским воротам. Возле ворот находится касса. Вход на территорию монастыря бесплатный, но в кассе можно заказать экскурсию по монастырю: стоимость 500 рублей на группу не более 5 человек. Зайдя в ворота храма, Вы увидите недавно отстроенное панно, посвященное святым, так или иначе связанных с храмом.


Пройдя от панно всего 10-15 метров, Вы попадаете к святому источнику, с которого начались первые чудесные деяния Святого Климента. Источник более 70 лет назад полностью пересох из-за строительных работ, проводимых в карьерах с другой стороны горы. Возле источника находится старинное кладбище, и именно через него начинается подьем к Каламитской крепости и прекрасные обзорные площадки на Инкерманское озеро.


После кладбища находятся жилые помещения монахов, а после них непосредственно начинается череда пещер, которые объединены в Храмы. В первом храме находится пещера, в которой и проходили первые обряды крымских христиан. Если Вы берете экскурсию, то обязательно уточните проходит ли сейчас служба, потому что во время службы экскурсия проходит на улице и все описания храма нужно рисовать себе в воображении, а потом заходить во внутрь и пытаться по воспоминаниям восстановить картину.
Адрес Инкерманского пещерного монастыря : г. Севастополь, Инкерман, а/я №3.


Был основан в первом веке нашей эры. История монастыря началась с Римской империи. В те годы в Римской империи велись гонения на христиан. За проповеди и молитвы можно было угодить на каторгу или попросту быть убитым в гладиаторской яме. Один из учеников святого апостола Петра, Климент, проповедовал и нес христианство людям. На одной из проповедей в Риме он был схвачен и сослан в Херсонес, сейчас Севастополь, а оттуда отправлен на каменоломни в район Инкермана.


Климент по прибытию на каторгу очень быстро обзавелся паствой. На каменоломнях было около 2-х тыс. христиан с Греции и Рима. Местом для собрания была выбрана одна из каменоломней, небольшая и удобная пещера, где Климент проповедовал, читал молитвы и совершал христианские обряды.
Поскольку Климент был учеником апостола Петра, то за ним постоянно велась слежка и практически любой его шаг доносился императору. В те времена правил император Троян, который прославился чрезмерной жестокостью и ненавистью к христианам. Ему и принесли донос на Климента и на его деятельность в каменоломнях. Троян принял решение убить Климента, и, по одной из версий, святого Климента привязали к якорю и под покровом ночи сбросили в Чёрное море. Случилось это в 101 году нашей эры. В расчете запугать христиан Инкермана были еще несколько казней простых прихожан и ужесточение условий содержания каторжников.


Полноценный монастырь в этих местах появился в 8-9 веках, на месте первого святого места, где проповедовал святой Климент. Название монастыря было дано в честь святого, а от небольшой пещеры начали расстраивать кельи, церковный двор, и вскоре монастырь стал одним из почитаемых в Крыму, с большим количеством прихожан, которые съезжались не только с округи, но и приплывали с Греции, Италии, России и других стран.
В 1475 году Крым захватили турки. Большая часть монастырей и храмов была уничтожена и разграблена. Начались новые гонения на христиан. Так, под гнетом турков, храм приходит в упадок и практически прекращает принимать прихожан.
В 1850 году началось возрождение Инкерманского пещерного монастыря. Было выстроено несколько храмов, обустроены кельи, сделан красивый внутренний дворик. Обустройством храма занимался художник и архитектор Д.М.Струков. Он по-новому украсил храм. Весь потолок выкрасили в серебряную краску, заново расписали храм и нарисовали иконы.


Русско-турецкая война, всего через четыре года после открытия, прокатилась практически возле храма. В боевых действиях храм не участвовал и стены его не пострадали, только внутреннее убранство было полностью разграблено союзниками Турции, а именно англичанами.
После Турецкой войны храм восстановили и он был действующий до середины 30-х годов прошлого века. С приходом коммунистов, храм был закрыт, а всё церковное имущество передано в Симферопольский музей.


В 1991 году храм был вновь открыт для прихожан и гостей Крыма. довольно-таки разнообразны и интересны, но, пожалуй, самой значимой из них является Инкерманский пещерный монастырь. Его возраст и историческое значение по праву ставят его на первое место. Попав на отдых в , или , обязательно посетите монастырь. Вы обязательно ощутите духовное очищение и физическое успокоение.

Инкерманский пещерный монастырь на карте Крыма

Инкерманский Свято-Климентовский монастырь - уникальная христианская святыня, сохранившая дух времени и передающая таинство служения в пещерных церквях и поныне.

Монастырь спрятан в развалинах средневековой крепости. С первого взгляда христианская святыня поражает величием белоснежных построек на фоне хмурых скал, которые обосновались на берегу речки Черной.

Климент - Папа Римский и раб в каменоломнях

Знаменитый камень Инкермана добывается с начала 1 века н.э, в его каменоломнях возник пещерный мужской монастырь, основателем и покровителем которого является Святой Климент.

Читайте о других православных святых:

В начале новой эры, в 20-30 годах в семье богатого римлянина родился сын Климент. Будучи еще малолетним, мальчик потерял мать и братьев, которые пропали во время путешествия в Афины, а затем исчез и отец, поехавший на поиски жены и детей. Климент возрастал в роскоши, изучал философию, религию, пытаясь найти ответ, куда исчезают людские души после смерти.

В возрасте 24 лет юноша слушал проповеди ученика Иисуса Варнавы, а затем был представлен апостолу Петру, который и крестил Климента.

Дивным образом новообращенный христианин среди учеников и последователей Иисуса Христа встречает мать, потом братьев и отца.

Ставши сподвижником Петра, Климент рукополагается в епископы и назначается Папой Римским во время жесточайших гонений на христиан.

Священномученик Климент, папа Римский

Это время наполнено благодеяниями и чудесами исцелений, дарованных Богом, которые были как бельмо для римского императора Траяна.

По велению гонителя христиан Папе Римскому Клименту был выдвинут ультиматум - либо он поклоняется римским богам, либо становится рабом на каменоломнях Херсонеса. Верный Богу епископ отправляется в изгнание в крымские каменоломни, где силой духа и исповеданием жертвы Христа завоевывает для Господа все больше учеников.

Во время особенного зноя по молитве праведника Климента из скалы потек источник свежей воды. Весть о чуде быстро разнеслась по округе, привлекая паломников, среди которых были и язычники.

Интересно! За время жизни в пещерах вблизи Херсонеса римский епископ крестил более полутысячи язычников , которые впоследствии основали около 75 церквей. При этом христиане разбивали языческих идолов, разрушали капища.

Среди пещер и скал вырос маленький храм, в котором совершались Литургии.

Взбешенный император Траян отправляет к Клименту посланника с новым ультиматумом - отказ от веры или смерть через утопление. Выбравшего второй вариант Климента привязали к якорю корабля и утопили.

Смерть священномученика Климента

По легенде в девятом веке русские святые Кирилл и Мефодий прибыли на берег моря и усердно молились. По молитве святых море отошло почти на 500 м, и в одном из гротов было обнаружено тело Климента. Часть останков была оставлена в пещерном храме, а часть перевезена в Рим.

Высоко оценив подарок, Папа Римский дает разрешение русским святым перевести Библию на русский язык, ибо прежде она переписывалась на греческом, римском и еврейском языках.

Возникновение обители

В Крыму велись межфеодальные войны, строились укрепления и крепости, одна из которых, Каламита, до нынешних времен своими развалинами охраняет Инкерманский Свято-Климентовский монастырь.

Под защитой православной Византии, под чье покровительство перешел Крым после развала Римской империи, монастырь начал строиться. В скалах вырубались подсобные помещения и пещеры для жилья монахов. В одной из пещер был обоснован каменный престол, алтарь и даже скамейки. Крутые лестницы с вырубленными в скалах ступеньками соединяли помещения храма.

С 1475 года, после захвата турками полуострова, христианский монастырь до семнадцатого века находится в запустении.

В середине XVII столетия некий отец Иаков во время посещения заброшенного храма обнаружил святые мощи. Однако никто из местных жителей не мог вспомнить, кому они принадлежат.

Турки несколько раз пытались предать останки земле, но они сверхъестественным образом возвращались в храм.

Желая увезти подальше от поругания святые, нетленные останки, Отец Иаков был остановлен во сне святым Георгием Победоносцем , который и открыл священнику имя обладателя мощей.

Восстановление в XIX−XX веках

После присоединения Крыма к Российской империи началось восстановление монастыря, но без особых денежных вложений.

В 1852 году была открыта церковь св. Климента, за ней в 1867 - храм св. Мартиниана, которые очень пострадали во время Крымской войны. Как птица феникс возрождался каждый раз Климентовский монастырь, привлекая все больше паломников.

Открываются новые храмы, монастырь посещают великие князья, среди которых был и Алексей Михайлович. В 1910 году мужской монастырь состоял их двух зданий для проживания монахов, в одном из них была обустроена домовая церковь, открыта церковно-приходская школа.

Инкерманский Климентовский монастырь, начало XX века

Гражданская война, революция привели к тому, что в 1929 года монастырь был закрыт, но в пещерах около него остались верные четыре монаха.

В память о битвах вокруг Инкермана во время Великой Отечественной войны свидетельствует памятник воинам 25 Чапаевской дивизии, расположенный в монастырском дворе.

Современный мужской монастырь св. Климента

Своим современным видом мужской Климентовский монастырь обязан ныне покойному архимандриту Августину, при жизни которого были восстановлены обители.

Вход в пещерный монастырь осуществляется через закопченные двери, с обеих сторон оберегаемые образами архангелов Михаила и Гавриила.

Каменная лестница выводит к общему коридору, пройдя по которому можно посетить пещерные храмы:

  • Мартиновский;
  • Андреевский;
  • Климентовский.

Вырубленные в стенах окна и двери некогда выходили на балконы. Из их окон видны маленькие часовенки, украшенные крестами, как ласточкины гнезда, прилепившиеся к пещерным скалам.

Стена Инкерманского монастыря

С левой стороны видны склепы с черепами почивших монахов, они напоминают живущим, что ничего нет ценного в мире, кроме веры.

«Из праха взят, в прах обратишься, и не спасут богатство, статус или власть».

«Мы были такими же, как вы, — вы будете такими же, как мы».

По преданию церковь св. Андрея вырублена хранителем монастыря, св. Климентом. Низкие потолки, алтарь, отделенный скальной перегородкой, маленькие окошки для исповеди - все это является ожившей легендой о жизни христиан в катакомбах.

Пещерный храм Андрея Первозванного

В форме базилики встречает посетителей главный храм, церковь св. Климента. Отличительной чертой его являются византийские рельефы креста.

Восстанавливаемый наземный храм Святой Троицы хранит мощи святого основателя монастыря, ангела-хранителя христианской святыни.

Святые места на крымской земле:

  • Мужской монастырь святого Феодора Стратилата в Бахчисарае
  • Топловский женский монастырь Святой Параскевы

В одной из скал имеется засохший источник, из которого еще недавно текла святая вода. Добыча камня не прекращается и в настоящее время. В один из дней монахи заметили, что воды в источнике нет, а в другом месте рабочие с изумлением наблюдали, как вырытый котлован быстро наполняется водой, заливая краны, машины, черпалки.

Люди верят, что, искупавшись в этой воде, можно исцелиться. Чистота, маленький пруд во дворе, ухоженные клумбы - результат тяжелого труда, живущих здесь монахов.

Как добраться, расписание богослужений

От общей остановки, известной как «Пятый километр», куда можно добраться из Севастополя троллейбусами, до Инкерманской святыни ходит автобус или маршрутка номер 104, которые за полчаса доставят туристов к месту поклонения.

Другим, более интересным в теплое время года, будет вариант - катер, который отправляется с Графской пристани Севастополя, который доставит вас к монастырю за 40 - 50 минут.

Посетить Климентовские храмы можно ежедневно с 9.00 до 18.00

Богослужения проводятся каждую пятницу, в выходные и праздничные дни. В 7.00 начинается утреннее служение, в 17.00 - вечернее.

Пещерный Свято-Климентовский монастырь в Инкермане

В детстве я очень любила ездить на поезде. Особенно нравился участок железной дороги Севастополь-Мекензевы Горы, где шесть туннелей по очереди проглатывают вагоны, где горы, изрезанные пещерами, похожи на пчелиные соты, а в районе Инкермана прямо над путями нависает скала с окошками и балкончиками. Это место всегда излучало какую-то тайну. Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь.

За свою многовековую историю монастырь неоднократно возрождался. Последнее его восстановление началось в 1991 году.

Монастырь находится в окрестностях , в городе Инкермане, на правом берегу реки Черной. Наземные постройки монастыря приютились у подножья Монастырской скалы, пещерные помещения вырублены в самой скале, а наверху – на плато сохранились развалины древней крепости Каламиты.

Добраться до Инкерманского монастыря из разных районов Севастополя можно несколькими способами: рейсовым катером с Графской пристани, электричкой с железнодорожного вокзала, маршрутным автобусом из центра или 5 км Балаклавского шоссе, рейсовым междугородним автобусом с автовокзала, а также авто- или велотранспортом.

Точная дата возникновения монастыря неизвестна. Среди ученых существует мнение, что монастырь появился в VIII-IX вв. при массовом переселении христиан-иконопочитателей, бежавших из Византии от преследований иконоборцев. Хотя некоторые ученые полагают, что монастырь возник значительно позже в XIV-XV вв.

Исследования показали, что пещеры храмов и келий отшельников вырублены в скале в разное время. Наиболее древней является, возможно, пещера, высеченная самим Святым Климентом – Римским папой, который был сослан в 98 году императором Траяном на задворки Римской империи, в каменоломни вблизи Херсонеса за проповедь христианской веры. Здесь он продолжал проповедовать, и в 101 году по приказу Траяна был утоплен в море.

Рукотворных пещер в инкерманских скалах огромное количество. Они служили здешним обитателям и жильем, и подсобными помещениями. Особенно много пещер, расположенных в несколько ярусов, в соседней с Монастырской Загайтанской скале. Возможно, там находилось средневековое поселение.

Историки считают, что в средневековье в районе Инкермана было сосредоточение монашеской жизни. Здесь обнаружено около 30 пещерных храмов и 9 монастырских комплексов. Один из таких храмов находится в некотором отдалении от основных построек Инкерманского монастыря, слева от туннеля, ведущего в святую обитель. Этот храм, освященный в 1905 году во имя святого великомученика Димитрия Солунского. Храм перестал действовать вскоре после установления в Крыму советской власти, и до настоящего времени службы в нем не ведутся.

Походив по лестнице, знавшей еще ступни средневековых монахов, мы подошли к входу на основную территорию монастыря. Инкерманский Свято-Климентовский монастырь уникален во многом. Даже вход у него необычный – это туннель под железной дорогой. Подобно порталу переносит путника из промзоны Инкермана на территорию покоя и божественной благодати.

Туннель под железной дорогой – вход на территорию монастыря

В монастыре находится пять действующих храмов: три пещерных – в честь священномученика Климента, святителя Мартина Исповедника, святого апостола Андрея Первозванного и два наземных – Святой Троицы и великомученика Пантелеймона Целителя; братский корпус, разные хозяйственные и подсобные помещения, монастырское кладбище, святой источник, который в настоящее время не действует. По преданию этот источник был обнаружен Святым Климентом. Источник был поврежден при разработке соседнего карьера по добыче известняка в последние десятилетия ХХ века. В результате вода стала поступать в карьер, образовав озеро.

С момента основания монастырь просуществовал до захвата турками Крыма в 1475 году. Спустя несколько веков забвения снова возродился после присоединения Крыма к России. Инкерманская киновия (монашеская коммуна) во имя святого священномученика Климента была основана в 1850 году. В 1852 году был освящен главный храм монастыря – пещерный храм в честь Святого Климента. В средневековье он был посвящен Георгию Победоносцу. Второй из действующих пещерных храмов был освящен в честь святителя Мартина Исповедника в 1867 году. Святой Мартин – еще один Римский папа, сосланный в 655 году в Херсонес и нашедший здесь последнее пристанище. Третий храм освящен в честь святого апостола Андрея Первозванного в 1900 году. Считается самым древним из пещерных храмов монастыря. Апостол Андрей также имеет отношение к Древнему Херсонесу. По преданию в 60-х годах I века он прошел всю Таврию с проповедью Евангелия и обратил в христианскую веру много язычников, в том числе херсонеситов.

Три пещерных храма объединены общим входом с лестницей, ведущей в общий коридор. Несмотря на то, что это все-таки пещерные помещения, в храмах светло благодаря нескольким окнам и балконным дверям, вырубленным в правой стене коридора. Поднявшись по лестнице, слева мы увидели костницу. Это небольшой склеп с несколькими рядами черепов за стеклом, на котором написано: «Мы были такими как вы, вы будете такими как мы». Очень впечатляет, представляю, какие ощущения испытывают посетители Костницы в чешской Кутной Горе.

Два наземных храма монастыря расположены за пределами внутреннего дворика. Церковь во имя Святой Троицы была освящена в 1867 году. В храме находится главная святыня монастыря – частица мощей Святого Климента.

Психология свиданий