Значение слова бодхисаттва. Энциклопедия современной эзотерики Кто узнает что живет бодхисаттва

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова бодхисаттва

бодхисаттва в словаре кроссвордиста

Мифологический словарь

бодхисаттва

(будд.) - «существо, стремящееся к просветлению» - человек, стремящийся стать буддой и спасти все живые существа от страданий сансары. Ставится выше архата, так как архат стремится только к собственному просветлению. Используя шесть парамит (духовных совершенств) - щедрость, нравственность, терпеливость, мужественность, способность к созерцанию, мудрость, - Б. достигает «противоположного берега» и исполняется высшего понимания и высшего сострадания ко всем живым существам. Поскольку будды полностью погружаются в нирвану и уже не могут оказать помощь живым существам, то величайшие Б. предпочитают добровольно оставаться в сансаре и подчиняться законам кармы, пока все живые существа не будут спасены. К Б. могут быть причислены реально существующие люди (учителя буддизма, основатели тибетских школ буддизма), но главными считаются мифологические Б. В махаяне приводится список из восьми таких Б.: Самантабхадра, Ваджрапани, Авалокитешвара, Манджушри, Маитрея, Акашагарбха, Кшитигарбха, Сарваниваранавишкамбхин. Иногда к ним добавляют еще двоих - Махастхамапрапту и Трайлокявиджаю. Мифологические Б. относятся к определенным буддам и выступают как активный аспект данного будды.

Википедия

Бодхисаттва

Бодхиса́ттва , бодхиса́тва , бодиса́тва пробуждению» или «существо с пробуждённым сознанием», термин состоит из двух слов - « бодхи » - пробуждение и « саттва » - суть, существо) - в буддизме существо, обладающее бодхичиттой, которое приняло решение стать буддой для блага всех существ. Побуждением к такому решению считают стремление спасти все живые существа от страданий и выйти из бесконечности перерождений - сансары. В махаянском буддизме бодхисаттвой называют также просветлённого, отказавшегося уходить в нирвану с целью спасения всех живых существ.

Слово «бодхисаттва» на тибетском звучит как «джанг-чуб-сем-па», что означает «очистивший пробуждённое сознание».

Примеры употребления слова бодхисаттва в литературе.

Эта сутра исходит из местопребывания всех будд, направлена к тому, чтобы у всех живых существ возникло стремление достичь буддовости, и останавливается там, где практикуют все бодхисаттвы .

В чем разница между Архатом, Бодхисаттвой и Буддой?

Архат в переводе с санскрита (अर्हत् ) означает «достойный»). Этот термин используется как в Индуизме, где он обозначает занимающегося духовной практикой отшельника, так и в буддизме, где он обозначает человека, достигшего нирваны и вышедшего из «колеса перерождений», но не обладающий всеведением Будды. В буддизме Махаяны термин Архат занимает вполне определенное место. Он обозначает человека, достигшего венца "Малой колесницы" Буддизма - Хинаяны, достигшего нирваны, вышедшего из колеса сансары, но достигшего этого всего ради личного освобождения, а не блага всех живых существ. Когда Архат желает достижения состояния Будды ради блага всех живых существ, то он становится на путь Бодхисаттвы. Бодхисаттва, таким образом, является следующей за Архатом ступенью, предшествующей состоянию Будды. Главным отличием буддийского Архата от Бодхисаттвы является отсутствие у первого мотивации общего блага.
Бодхисаттва (санскр. बोधिसत्त्व или bodhisattva, пали bodhisatta , буквально, «существо, стремящееся к просветлению») , в отличие от Артаха является исконно буддийским понятием.
В Учении употребляется как термин Архат, так и термин Бодхисаттва. Первый из них употребляется намного чаще последнего и, исходя из анализа контекста его применения, выходит за рамки понимания понятия Архата в буддизме. В результате анализа множества высказываний об Архатах в тексте Учения и записях Е.И.Рерих, можно сделать вывод о том, что термин Архат употребляется в Учении для обозначения "посвященного " высокого уровня, независимо от дальнейших его степеней . При этом Архатство имеет свои ступени. По большому счету в Учении Архатами могут быть названы и Бодхисаттвы и даже Будды. Так Сам Владыка Майтрейа, бывший в своё время Бодхисаттвой и являющийся сейчас Буддой, не стесняется говорить от имени Учителей "Мы, Архаты..." .
Но не смотря на то, что термин Архат часто используется в Учении в самом широком смысле, обозначая высоких посвященных, членов Братства, всё же в письмах Е.И.Рерих мы встречаем указание на то, что степень Архата строго говоря ниже степени Будды
: " Владыка Майтрейя выше Архата!" (Е.И.Рерих американским сотрудникам 17 декабря 1929 г.). То же касается того, что иногда Будда Майтрейя называл себя Архатом, то можно объяснить это тем, что степень Будды включает в себя степень Архата, поэтому Будды безусловно являются Архатами.
Вместе с тем, Бодхисаттва не обязательно является Архатом, т.к. Бодхисаттвой может быть назван тот, что вступил на путь Махаяны и принял обеты Бодхисаттвы. При этом такой человек не обязательно является достигшим нирваны, лишь в случае чего он может быть одновременно назван и Архатом.
Если проанализировать качества Архата, излагаемые в Учении, то можно сделать вывод о том, что понятие Архата Учении соответствует Буддийскому понятию Бодхисаттвы. В пользу этого говорят следующие моменты:
1) Архат назван более низким по отношению к Будде (см. цитату выше )
2) Архат назван мужским эквивалентом Тары: " Тара богиня, или женский эквивалент Архата" (Е.И.Рерих М.Е.Тарасову 16 января 1935 г)
3) Архат в Учении неотъемлем от служения Общему Благу.
Всё это в Буддизме соответствует понятию Архата-Бодхисаттвы, т.е. Бодхисаттвы, достигшего нирваны, или же Архата, следующего путем Махаяны. Таким образом, используемые в Учении термины Архат и Бодхисаттва фактически являются синонимами. Этот момент нужно учитывать при употреблении термина Архат, в общении с представителями других учений и религий. Это требование вытекает из канона "Господом твоим". Как показывают письма Е.И.Рерих, сама знала о значении понятия Ар хата в Буддизме и Индуизме и даже по этому вопросу просила Клизовского А.И. не писать про А рахатов и Т ар в его книге , т.к. это могло вызвать негодование буддистов и теософов и индуистов. Поэтому будем внимательны в применении термина Архат при разговоре представителями других религий.

Вместе с тем следует учитывать оценивать и практическую полезность данной темы, в соответствии со следующим наставлением:
" Очень советую Вам не слишком интересоваться названиями Посвящений, ведь это ни к чему не ведет. В каждой религиозно-философской школе или Оккультном Братстве существовали свои подразделения или степени и обозначения их. И будьте уверены, что истинные ступени не обозначаются названиями, встречаемыми сейчас в книгах. Если же Вы так уж хотите, то возьмите прекрасные определения ступеней духовного продвижения, данные в Агни Йоге. Ведь есть изучающие оккультизм, которые убеждены, что Солнечное Посвящение происходит на физическом Солнце!!! Все ступени Посвящения в нас самих. Когда ученик готов, он получает Луч Озарения, соответствующий достигнутой им ступени очищения и расширения сознания и огненной т рансмутации центров. Но это истинное посвящение не имеет ничего общего с бутафорскими посвящениями в ныне существующих оккультных ложах, в большинстве случаев ставших просто клубами. Для Вашего удовольствия привожу Вам древние Египетские степени Посвящения в их греческих эквивалентах. Первая степень называлась Пастофорис; Вторая Неокорис; Третья степень Меланофорис; Четвертая Кристофорис; Пятая Балахат; Шестая Астрологос; Седьмая Профета, или Сафкнаф Панках. Продвинетесь ли Вы на духовном пути от знания этих условных названий?" (Е.И.Рерих М.Е.Тарасову 16 января 1935 г).

И спасти все живые существа от страданий. Концепция бодхисаттвы в учениях и несколько различна. Согласно хинаяне, путь бодхисаттвы прошли только Будды уже завершившихся мировых периодов (их число не превышает 24) и Будда современной эпохи Шакьямуни; проходит этот путь и Будда Грядущего Майтрея. Все же остальные люди могут достичь лишь состояния архата. В махаяне путь бодхисаттвы доступен для всех. Число бодхисаттв в махаяне теоретически бесконечно, и они обитают не только в земном мире, но и в других мирах (число которых тоже приближается к бесконечности).


Путь бодхисаттвы начинается с «поднятия духа просветления», после чего бодхисаттва (обычно в присутствии того или иного Будды или другого бодхисаттвы) дает обеты спасти все живые существа от оков . Используя на своем пути шесть парамит (совершенств), бодхисаттва достигает «противоположного берега», т. е. . С помощью парамит бодхисаттва добивается высшего понимания и высшего сострадания ко всем живым существам, что и считается идеальным состоянием бодхисаттвы.


Поскольку Будды после достижения полной нирваны уже не могут оказать помощь живым существам, то величайшие бодхисаттвы (махасаттвы), достигнув просветления, предпочитают остаться в сансаре, добровольно подчиняясь законам , пока все живые существа не спасены.


Путь бодхисаттвы разделен на уровни (бхуми). В ранних махаянистских сутрах этих уровней насчитывается семь, но примерно с III в. н. э. их число увеличивается до десяти. Длительность пути бодхисаттвы равняется примерно трем «неисчислимым кальпам» (каждая - миллионы лет), причем в течение первой кальпы достигается только первый уровень, в течение второй - седьмой, а в течение третьей - десятый. На своем пути бодхисаттва перерождается много раз, причем в облике не только человека, но и любого другого существа, находящегося в сансаре. Бодхисаттва десятого уровня может сам выбирать форму своего существования и даже иметь одновременно несколько воплощений.


В пантеон махаяны в качестве бодхисаттв включены реально жившие люди, которых впоследствии (а отчасти даже при жизни) наделили мифологическими чертами. Среди них - индийские учителя и теоретики буддизма ( , Шантидева, Асанга), основатели тибетских школ буддизма. Но главную роль в махаяне играют чисто мифологические бодхисаттвы. Их имена встречаются уже в самых ранних махаянистских сутрах. В «Садхармапундарике» упоминаются 23 бодхисаттвы, в «Вималакиртинирдеше» - более 50. В литературе махаяны часто приводится список из восьми бодхисаттв:

  • Самантабхадра,
  • Ваджрапани,
  • Авалокитешвара,
  • Манджушри,
  • Майтрея,
  • Акашагарбха,
  • Кшитигарбха,
  • Сарваниваранавишкамбхин;

к ним прибавляют еще двух - Махастхамапрапту и Трайлокявиджаю.


В Индии наиболее популярными бодхисаттвами являются Манджушри, Авалокитешвара, Махастхамапрапта и Майтря; в Китае и Японии - Авалокитешвара, образ которого претерпел здесь значительную метаморфозу и обрел женский облик (Гуань-инь, Каннон), и Кшитигарбха (Дицзан-ван, Дзидзо); в Тибете и Монголии - Авалокитешвара, Ваджрапани и Манджушри.


Каждый бодхисаттва входит в мифологическую семью какого-либо Будды (например, Авалокитешвара выступает как эманация Будды Амитабхи и т. д.) и представляет собой активный аспект данного Будды. В мифологии ваджраяны каджому из пяти Будд Созерцания (Дхьянибудд) соответствует определенный бодхисаттва. Таким образом, мифологические бодхисаттвы не всегда проходят путь бодхисаттвы, а скорее являются эманациями Будд. Из мифологических бодхисаттв могут в свою очередь эманировать другие бодхисаттвы и божества (например, Ямантака - из Манджушри).


Высший духовный иерарх Тибета считается воплощением бодхисаттвы

(санскрит ) Пробужденный. Просветленный. Святой. Термин индийской культуры. Статус бодхисаттвы и практика достижения состояния бодхисаттвы разработаны в буддизме . Бодхисаттва противопоставляется и , положения о которых были разработаны в раннем и действуют в современных школах (). Бодхисаттва, пребывающий в состоянии высшего просветления (ануттара-самьяк-самбодхи ), не уходит в , чтобы продолжать оказывать помощь людям на пути к спасению. С его помощью каждый может рассчитывать на . Это сравнивают с камнем, который переплывает реку, лежа в лодке. Главное качество бодхисаттвы - , великое сострадание ( , ) ко всем живым существам (аю , ). Чтобы стать бодхисаттвой, необходимо пройти длинный путь, поднявшись по пятидесяти двум ступеням (), обретая совершенства (), способствующие переправе «на тот берег», т.е. в нирвану. Обычно упоминаются десять последних ступеней (даша-бхуми ). должен преодолеть чувственные желания (кама-рага , камаччхедана ), недоброжелательность (вьяпада ), лень (тхина-миддха , каушидья ), нетерпение (уддхачча-кукачча ), сомнения ( , ) и др. После смерти тела бодхисаттва пребывает в теле блаженства Будды (самбхогакая ) или в теле Закона (), что приравнивается к состоянию . Институт бодхисаттвы быстро обрел популярность в различных странах. Бодхисаттвами объявляли императоров, буддийских иерархов, богатых сограждан, поддерживающих монастыри. В японской школе тэндай, чтобы стать бодхисаттвой (махасаттва ), нужно было пройти специальную аттестацию. Бодхисаттвами считаются буддийские учителя Асанга, Нагарджуна и др. Различают три типа Бодхисаттв. Бодхисаттва-царь помогает людям с высоты своего величия. Бодхисаттва-лодочник направляется к нирване вместе с другими («в одной лодке»). Бодхисаттва-пастух уходит в нирвану последним, после того, как «загонит последнюю овцу». Каждый бодхисаттва олицетворяет какое-либо совершенство. Наиболее почитаемы четыре бодхисаттвы, пребывающие в теле (в поле) космического Будды и продолжающие поддерживать людей на пути к освобождению. Бодхисаттва - один из титулов Будды.


Синонимы: , - (санскрит ).


Авалокитешвара. Падмапани. «Наблюдающий за звуками мира». Эманация будды Амитабхи. С ним, также связано направление

Или «существо с пробуждённым сознанием», термин состоит из двух слов - «бодхи » - пробуждение и «саттва » - суть, существо) - в буддизме существо (или человек), обладающее бодхичиттой , которое приняло решение стать буддой для блага всех существ. Побуждением к такому решению считают стремление спасти все живые существа от страданий и выйти из бесконечности перерождений - сансары . В махаянском буддизме бодхисаттвой называют также просветлённого, отказавшегося уходить в нирвану с целью спасения всех живых существ .

Слово «бодхисаттва» на тибетском звучит как «джанг-чуб-сем-па», что означает «очистивший пробуждённое сознание».

Бодхисаттва в раннем буддизме

Образ бодхисаттвы появился уже в раннем буддизме. Путь бодхисаттвы прошли будды прошлого и Будда Шакьямуни - Будда современного периода. Кроме того, почитается бодхисаттва Майтрейя (на пали - Меттейя), который в будущем родится среди людей и станет буддой, и его приход станет золотым веком.

Бодхисаттва в махаяне

В другом смысле бодхисаттвой называют того, кто уже стал архатом (6-я стадия пути, согласно Дашабхумика-сутре) и продолжает совершенствоваться до 10-й стадии «облаков Дхармы». В конце своего пути бодхисаттва постигает праджняпарамиту («совершенную мудрость» или «запредельное знание»), которая имеет отличия от «полного просветления », согласно Аштасахасрика-праджняпарамита-сутре :

Даже если бодхисаттва, после того, как он возвысил своё сознание до полного просветления, будет в течение бесчисленных времен осуществлять дары, блюсти моральную чистоту, совершенствовать своё терпение, проявлять старательность и пребывать в состоянии медитации, но если при этом он не обладает совершенной мудростью и не умеет прибегать к искусным средствам , то он обречён опуститься до уровня простого ученика (шравака) ипи пратьекабудды .

В более узком смысле бодхисаттвами называют бодхисаттв-махасаттв (великих существ) - мифологизированных персонажей махаянского пантеона. Таковы Авалокитешвара - бодхисаттва сострадания, Манджушри - бодхисаттва мудрости, Тара - женщина-бодхисаттва, превратившая свою женственность в средство спасения живых существ, и многие другие. В народном буддизме эти великие бодхисаттвы-махасаттвы воспринимаются как податели мирских благ, но для серьёзно практикующих людей сохраняют своё значение руководителей и помощников на пути пробуждения. Особый текст: 37 практик бодхисаттвы .

Галерея

    Mural Worshipping Bodhisattva.jpg

    Сбор бодхисаттв. Китай, 6 век

    Chinese mural of a bodhisattva, ink and color on plaster, c. 952, Honolulu Academy of Arts.jpg

    Фреска бодхисаттвы. Китай, 10 век

См. также

Напишите отзыв о статье "Бодхисаттва"

Примечания

Литература

  • Дюмулен Г. Идеал бодхисаттвы // История дзэн-буддизма. Индия и Китай. - СПб. : ОРИС, 1994. - 336 с. - ISBN 5-88436-026-6 .
  • Джатаки. Пер. Б.Захарьина. М. 1979.
  • Арья Шура "Гирлянда джатак или Сказания о подвигах Бодхисаттвы. Пер с санскр. акад. А. Баранникова \\ под. ред. О. Ф. Волковой. М.1962.

Ссылки

  • // Энциклопедия «Мифы народов мира»
  • Ю. Н. Рерих . // Тибетская живопись.
  • Е. А. Торчинов . ISBN 5-93597-019-8
  • А. Берзин .

Отрывок, характеризующий Бодхисаттва

«Всё кончено, я пропал! думал он. Теперь пуля в лоб – одно остается», и вместе с тем он сказал веселым голосом:
– Ну, еще одну карточку.
– Хорошо, – отвечал Долохов, окончив итог, – хорошо! 21 рубль идет, – сказал он, указывая на цифру 21, рознившую ровный счет 43 тысяч, и взяв колоду, приготовился метать. Ростов покорно отогнул угол и вместо приготовленных 6.000, старательно написал 21.
– Это мне всё равно, – сказал он, – мне только интересно знать, убьешь ты, или дашь мне эту десятку.
Долохов серьезно стал метать. О, как ненавидел Ростов в эту минуту эти руки, красноватые с короткими пальцами и с волосами, видневшимися из под рубашки, имевшие его в своей власти… Десятка была дана.
– За вами 43 тысячи, граф, – сказал Долохов и потягиваясь встал из за стола. – А устаешь однако так долго сидеть, – сказал он.
– Да, и я тоже устал, – сказал Ростов.
Долохов, как будто напоминая ему, что ему неприлично было шутить, перебил его: Когда прикажете получить деньги, граф?
Ростов вспыхнув, вызвал Долохова в другую комнату.
– Я не могу вдруг заплатить всё, ты возьмешь вексель, – сказал он.
– Послушай, Ростов, – сказал Долохов, ясно улыбаясь и глядя в глаза Николаю, – ты знаешь поговорку: «Счастлив в любви, несчастлив в картах». Кузина твоя влюблена в тебя. Я знаю.
«О! это ужасно чувствовать себя так во власти этого человека», – думал Ростов. Ростов понимал, какой удар он нанесет отцу, матери объявлением этого проигрыша; он понимал, какое бы было счастье избавиться от всего этого, и понимал, что Долохов знает, что может избавить его от этого стыда и горя, и теперь хочет еще играть с ним, как кошка с мышью.
– Твоя кузина… – хотел сказать Долохов; но Николай перебил его.
– Моя кузина тут ни при чем, и о ней говорить нечего! – крикнул он с бешенством.
– Так когда получить? – спросил Долохов.
– Завтра, – сказал Ростов, и вышел из комнаты.

Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было не трудно; но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно.
Дома еще не спали. Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная, поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей. Соня и Наташа в голубых платьях, в которых они были в театре, хорошенькие и знающие это, счастливые, улыбаясь, стояли у клавикорд. Вера с Шиншиным играла в шахматы в гостиной. Старая графиня, ожидая сына и мужа, раскладывала пасьянс с старушкой дворянкой, жившей у них в доме. Денисов с блестящими глазами и взъерошенными волосами сидел, откинув ножку назад, у клавикорд, и хлопая по ним своими коротенькими пальцами, брал аккорды, и закатывая глаза, своим маленьким, хриплым, но верным голосом, пел сочиненное им стихотворение «Волшебница», к которому он пытался найти музыку.
Волшебница, скажи, какая сила
Влечет меня к покинутым струнам;
Какой огонь ты в сердце заронила,
Какой восторг разлился по перстам!
Пел он страстным голосом, блестя на испуганную и счастливую Наташу своими агатовыми, черными глазами.
– Прекрасно! отлично! – кричала Наташа. – Еще другой куплет, – говорила она, не замечая Николая.
«У них всё то же» – подумал Николай, заглядывая в гостиную, где он увидал Веру и мать с старушкой.
– А! вот и Николенька! – Наташа подбежала к нему.
– Папенька дома? – спросил он.
– Как я рада, что ты приехал! – не отвечая, сказала Наташа, – нам так весело. Василий Дмитрич остался для меня еще день, ты знаешь?
– Нет, еще не приезжал папа, – сказала Соня.
– Коко, ты приехал, поди ко мне, дружок! – сказал голос графини из гостиной. Николай подошел к матери, поцеловал ее руку и, молча подсев к ее столу, стал смотреть на ее руки, раскладывавшие карты. Из залы всё слышались смех и веселые голоса, уговаривавшие Наташу.
– Ну, хорошо, хорошо, – закричал Денисов, – теперь нечего отговариваться, за вами barcarolla, умоляю вас.
Графиня оглянулась на молчаливого сына.
– Что с тобой? – спросила мать у Николая.
– Ах, ничего, – сказал он, как будто ему уже надоел этот всё один и тот же вопрос.
– Папенька скоро приедет?
– Я думаю.
«У них всё то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться?», подумал Николай и пошел опять в залу, где стояли клавикорды.
Соня сидела за клавикордами и играла прелюдию той баркароллы, которую особенно любил Денисов. Наташа собиралась петь. Денисов восторженными глазами смотрел на нее.
Николай стал ходить взад и вперед по комнате.
«И вот охота заставлять ее петь? – что она может петь? И ничего тут нет веселого», думал Николай.
Соня взяла первый аккорд прелюдии.
«Боже мой, я погибший, я бесчестный человек. Пулю в лоб, одно, что остается, а не петь, подумал он. Уйти? но куда же? всё равно, пускай поют!»
Николай мрачно, продолжая ходить по комнате, взглядывал на Денисова и девочек, избегая их взглядов.
«Николенька, что с вами?» – спросил взгляд Сони, устремленный на него. Она тотчас увидала, что что нибудь случилось с ним.
Николай отвернулся от нее. Наташа с своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата. Она заметила его, но ей самой так было весело в ту минуту, так далека она была от горя, грусти, упреков, что она (как это часто бывает с молодыми людьми) нарочно обманула себя. Нет, мне слишком весело теперь, чтобы портить свое веселье сочувствием чужому горю, почувствовала она, и сказала себе:
«Нет, я верно ошибаюсь, он должен быть весел так же, как и я». Ну, Соня, – сказала она и вышла на самую середину залы, где по ее мнению лучше всего был резонанс. Приподняв голову, опустив безжизненно повисшие руки, как это делают танцовщицы, Наташа, энергическим движением переступая с каблучка на цыпочку, прошлась по середине комнаты и остановилась.
«Вот она я!» как будто говорила она, отвечая на восторженный взгляд Денисова, следившего за ней.
«И чему она радуется! – подумал Николай, глядя на сестру. И как ей не скучно и не совестно!» Наташа взяла первую ноту, горло ее расширилось, грудь выпрямилась, глаза приняли серьезное выражение. Она не думала ни о ком, ни о чем в эту минуту, и из в улыбку сложенного рта полились звуки, те звуки, которые может производить в те же промежутки времени и в те же интервалы всякий, но которые тысячу раз оставляют вас холодным, в тысячу первый раз заставляют вас содрогаться и плакать.
Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался ее пением. Она пела теперь не по детски, уж не было в ее пеньи этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде; но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки судьи, которые ее слушали. «Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», говорили все. Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос. В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки судьи ничего не говорили, и только наслаждались этим необработанным голосом и только желали еще раз услыхать его. В голосе ее была та девственная нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пенья, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его.

Психология измены