История миров. Шу - бог воздуха, разделяющий небо и землю

Наша рабочая гипотеза остается прежней – «Единый Господь, разным народам в разные времена давал одни и те же знания о Себе и о Мироздании, но в разном обличье»

ВВЕДЕНИЕ

ВЕДИЧЕСКИЙ БОГ ГОСПОДЬ ШИВА И ЕГИПЕТСКИЙ БОГ ШУ

КОММЕНТАРИЙ 1:

Существенно отметить, что в шиваизме Согласно «Шива-пуране », Шива является создателем и Вишну, и Брахмы . Однако в вайшнавизме и их священных писаниях Шива великий преданный верховной личности бога Кришны (Шримад Бхагаватам). Тем не менее, Господь Шива освобожденноё существо и может принимать четырехрукую форму, как Кришна и Вишну.

ВЕДИЧЕСКИЙ БОГ ГОСПОДЬ ШИВА

Шива олицетворяет собой космическое сознание, статичное мужское начало вселенной (Пуруша), «противоположное» Шакти (Пракрити), динамичному женскому началу вселенной .

В поздний период развития мифологического мировоззрения Индии (период Пуран , приблизительно 300-1200 гг.), Шива объединился с творцом Брахмой и поддержателем (комм . нашей вселенной ) Вишну . Шива входит в верховную триаду (тримурти) в качестве разрушительного начала вселенной (комм . после окончания периода существования нашей вселенной ). В то же время, в некоторых традициях Индии, как например кашмирский шиваизм , Шива является абсолютным божеством, выполняющим функции и созидания, и разрушения .

Рис. 1. Статуя четырёхрукого Шивы. Песчаник , XI-XII в., Музей скульптуры Чам , Вьетнам. (комм . Ладони и пальцы двух задних рук Шивы сложены в священной Мудре (комм. Стрела Вадры над его головой, которая предполагает обращение к ещё одному божеству, которое выше Шивы по своим статусам )».

ФОРМА ШИВЫ —

Ардханари или Ардханаришвара

Рис. 2 . На рисунке показан Шива в форме — Ардханаришвара (санскр.) – форма Господа Шивы в виде двух половин, (комм . как и в человеческом теле), – справа (мужское ) – Господь Шива, слева (женское ) супруга Шивы — Госпожа Парвати (Дурга ). Рядом с Господом Шивой Его вахана – бык Нандин (др. инд. «счастливый » — слуга и друг, сопровождающий космический танец (тандаву ) Шивы). На Нандине Шива перемещается в пространстве и времени. Рядом с Госпожой Парвати (Дургой (труднодоступная )) – богиня – мать . Ее вахана лев, на котором Она также перемещается в пространстве и времени.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии: «Ардханари или Ардханаришвара (санскр. अर्धनारीश्वर, Ardhanārīśvara IAST) — андрогинное индуистское божество, объединённая форма божества Шивы и его супруги богини Парвати (также известной под именами Деви , Шакти и Ума). Ардханаришвара изображается как наполовину мужчина — наполовину женщина. Как правило, правая сторона божества изображается как Шива, а левая — как Парвати. Мифология Ардханаришвары изложена в Пуранах . Истоки божества Ардханаришвары следует искать в гермафродитных фигурах древнеиндийской и древнегреческой культур. Самые ранние изображения Ардханаришвары датируются периодом Кушанского царства . Иконография Ардханаришвары постепенно развивалась и достигла своего расцвета в период Гуптов . Хотя Ардханаришвара продолжает оставаться одной из популярных иконографических форм в шиваитском религиозном искусстве, существует очень мало храмов, посвящённых этому божеству.

Ардханаришвара олицетворяет синтез мужской и женской энергий вселенной (Пуруши и Пракрити) и показывает, как женская форма Бога — Шакти , неотделима от мужской формы — Шивы . Единение этих двух форм провозглашается корнем всего мироздания. Согласно другой трактовке, Ардханаришвара символизирует всепроникающую природу Шивы .

С помощью знаний о матрице Мироздания разберем более детально форму Шивы Ардханаришвара, совместив изображение этой формы с Верхним Миром матрицы Мироздания (комм . Миром богов):

Рис. 3. На рисунке показано изображение Бога Шивы в форме Ардханаришвара , совмещенное с Верхним миром матрицы Мироздания. Глаза Шивы расположились на 22 уровне Верхнего мира матрицы Мироздания. Аура свечения вокруг головы Шивы распространяется вплоть до 27 уровня Верхнего мира матрицы Мироздания. Остальные детали совмещения хорошо видны на рисунке.

ФОРМА ШИВЫ

Парашива , Парамашива

Материал из Википедии — свободной энциклопедии:

«Парашива , Парамашива (санскр. परशिव paraśiva IAST , санскр. परमशिव paramaśiva IAST — «Сверх-Шива ») — в шиваизме и в близких шактийских школах высший аспект Шивы , Абсолютная реальность. Это Шива как tat IAST в махавакье tat tvam asi IAST — «ты есть То », — недостижимый для сознания (людей) , безличностный, находящийся вне времени —пространства —формы — Сатчитананда -виграха (санскр. सच्चिदानंदविग्रह, saccidānandavigraha IAST) — и недоступный описанию. Это тот, кого адвайта-веданта именует Ниргуна-брахманом (комм . Не проявленная реальность) (англ.) — в отличие от Сагуна-брахмана (англ.), Проявленной Реальности, именуемой Парашакти (Парамашакти ).

Слиться с Ним в мистическом союзе — цель всех воплощенных душ, для которой они и живут на этой планете и которая придает глубочайший смысл их переживаниям. Достижение этого называется самореализацией или нирвикальпа-самадхи .

Почитание Шу было особенно выразительным в Летополе в дельте , из храма которого перешли в Берлинский музей изображения Шу в виде льва и человека с головой льва, а также его трон, несомый львами. Ещё чаще он изображался в виде сидящего человека, с руками, простёртыми вверх для поддержки неба; до нас дошло множество статуэток этого рода — своеобразных прототипов Атлантов . На стенках саркофагов Нового царства обычны изображения его в тот момент, когда он разъединяет Нут и Геба».

КОММЕНТАРИЙ 4:

Приведем рисунки, подтверждающие ряд тезисов из предыдущего текста:

  1. «При (комм . сотворении Мироздания ) Шу поднял небо — Нут — от земли — Геба и поддерживал его затем простёртыми вверх руками».

Рис. 5. На рисунке бог Шу стоит в центре с поднятыми руками. Он разделил бога земли Геба (внизу ) и богиню неба Нут (вверху ). По мифу они постоянно конфликтовали из-за своих детей. Внизу рисунка на английском написано: «Над головой бога Шу располагается иероглиф – Хека или Heqt , означающий магическую мощь и силу, которой обладает бог Шу . В работе на сайте — (Опубликовано Июль 9, 2013 в | ) мы подробно рассказали об сакральном предназначении звезд на теле Нут. В данном случае египетские жрецы изобразили 21-у звезду на теле (богини звезд ) Нут .

Рис. 6. На рисунке показан бог Шу , стоящий на правом колене. Руки Шу подняты вверх, где некая дуга поддерживает эллипсоидальный объект, стоящий на его голове. Но это однозначно не солнце, как часто полагают в современной Египтологии. Египетские жрецы могли скромными средствами вкладывать в рисунки целые понятия сакральных знаний с учетом знаний о матрице Мироздания, которыми они обладали. Более того, практически все сакральные рисунки делались жрецами в матрице Мироздания. Шаблон матрицы Мироздания убирался, а пропорции рисунков и сами рисунки открывались для всеобщего обозрения . Так сохранялась тайна знаний о матрице Мироздания.

Совместим изображение Шу (рис. 6), стоящего на правом колене с матрицей Мироздания. Поскольку по нашей гипотезе египетский бог Шу и ведический бог Шива идентичные божества , то совмещение изображения бога Шу , стоящего на правом колене, мы проведем сверху изображения Шивы в форме Ардханаришвара, которое показано на рисунке 3.

Рис. 7. На рисунке внизу показан результат совмещения изображения египетского бога Шу (рис. 6) с матрицей Мироздания сверху изображения бога Шивы в форме Ардханаришвара . Ключом для совмещения изображения бога коленопреклоненного Шу с матрицей Мироздания была высота основания (А ), равная расстоянию между двумя смежными уровнями матрицы Мироздания, как показано на рисунке . Уровень глаз бога Шу совместился с 14-ым уровнем Верхнего Мира матрицы Мироздания. Справа от колена Бога Шу (В ) показана шкала в 8 уровней матрицы Мироздания. В соответствии с пропорциями человеческого тела, если бог Шу встанет вертикально, то уровень его глаз совместится с уровнем глаз стоящего бога Шивы в форме Ардханаришвара. Это показывает вторая шкала (В ) в 8 уровней, идущая вверх от уровня глаз коленопреклоненного бога Шу . Остальные детали совмещения хорошо видны на рисунке.

Рис. 8. На рисунке показан результат совмещения двух изображений египетского бога Шу (рис. 6), стоящих по вертикали один над другим, с Верхним миром матрицы Мироздания. Уровень глаз, стоящего бога Шу совместился с 22-ым уровнем Верхнего мира матрицы Мироздания, как и Урень глаз Бога Шивы на предыдущем рисунке.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

Шу и ведического бога Шивы ,

Продолжим изложение результатов наших исследований:

По ведам «Изначальный Творец» — Мула Пуруша творит новую вселенную из пяти первоэлементов – Панчамахабхута . В нашей работе на сайте мы подробно рассматривали этот вопрос — (Опубликовано Апрель 13, 2013 в | ). Ниже на рисунке покажем из этой работы записи на санскрите этих понятий в Верхний мир матрицы Мироздания.

Рис.9. На рисунке показаны записи «Названий-Имен » на санскрите в Верхний мир матрицы Мироздания: 1 ) Мула Пуруша и Мула Пракрити. 2 ) Последовательно – сверху вниз с 40-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания показаны записи на санскрите «Названий-Имен » «Пяти первоэлементов ». Их названия и порядок следования такой: 1) Акаша –(आकाश, ākāśa) «видимость» – 2) Вайу – (वायु) — «ветер», «воздух» — бог ветра – 3) Агни́ (санскр. अग्नि, «огонь », — 4) Джала — (जल jala) – «Вода» (water) — 5) При́тхиви (санскр. पृथिवी, pṛthivī IAST) или При́тхви (санскр. पृथ्वी, pṛthvī.) – «Земля». Из рисунка видно, что слова слева - Мула Пуруша и справа – Акаша и Вайу занимают одно и то же пространство от 40-го до 21-го уровня Верхнего мира включительно. Порядок следования первоэлемента Вайу за Акашей подтверждается, в частности, положением – «По одной из легенд Вайу появился из дыхания Пуруши и является олицетворением мирового дыхания — праны ». С 20-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания расположились соответственно следующие первоэлементы – Агни , Джала , Притхви . Они занимают аналогичные пространства Верхнего мира с Мула Пракрити (Изначальной «Материей» ) Причем первоэлемент «Земля » - При-тхви вторым слогом в слове переходит в Нижний мир матрицы Мироздания. Все слово занимает положение на переходе между Верхним и Нижним мирами матрицы Мироздания. В итоге можно сказать, что,: 1) Первоэлемент Акаша видимость », звук ) – «пронизывает » всю Вселенную с 40-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания до «дна Мироздания » — до 36-го уровня Нижнего мира матрицы Мироздания. 2) Первоэлемент Вайу (Ваю ) («ветер») – также «пронизывает » всю Вселенную с 28-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания до «дна Мироздания». 3) Соответственно — первоэлемент Агни огонь ») – также «пронизывает » всю Вселенную с 20-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания до «дна Мироздания ». 4) Соответственно – первоэлемент Джала («вода») также «пронизывает » всю Вселенную с 12-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания до «дна Мироздания ». 5) Соответственно – первоэлемент Притхви («земля») также «пронизывает » всю Вселенную с 4-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания до «дна Мироздания». Таким образом, с 4-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания и ниже в любом пространстве матрицы Мироздания присутствуют и могут взаимодействовать друг с другом все «Пять первоэлементов ». Что же касается «Хроник Акаши » (Хроники Акаши : Ч. Ледбитер) то с точки зрения защиты и сохранности всей информации о событиях во Вселенной с момента ее «Творения » тончайший первоэлемент Акаша как нельзя лучше подходит на эту роль.

Итак, получилось следующее. 1). Акаша (видимость) рождает Вайу (ветер). 2) Вайу (ветер) рождает Агни (огонь). 3) Агни (огонь) рождает Джала (вода). 4) Джала (вода) рождает Притхви (земля).

Теперь мы можем собрать воедино все, рассмотренное выше. В результате мы получим исходную «картину-карту-площадку » для продолжения наших исследований.

Рис. 10. На рисунке показано: 1 . внизу два наложенных друг на друга коленопреклонённых изображения египетского бога Шу символизирующих фигуру стоящего бога Шу , как на рисунке 8. Над этим изображением буквами санскрита, записано в Верхнем мире матрицы Мироздания слово Ваикунтха , обозначающее местоположение единственной Духовной планеты в нашей Вселенной. Характерный овальный объект над головой верхнего изображения бога Шу можно рассматривать как указание на наличие выше него Духовной планеты Ваикунтха (показано цветной стрелкой ). 2 . Справа по вертикали буквами санскрита записаны названия пяти первоэлементов – Панчамахабхута , с помощью которых Изначальный Творец творит нашу вселенную. 27-ой уровень Верхнего мира матрицы Мироздания представляет собой пространство, в или на котором собираются все Души духовных существ из нашей вселенной, готовые перейти на Духовную планету Ваикунтху . Там присутствуют все человеческие формы душ и даже Драконовидные и Змеевидные. По сути, все существа во вселенной подвижные и неподвижные являются духовными существами. Для читателя будет интересно познакомиться с фактами «движения » неподвижных существ (камней). Об этом мы рассказывали в нашей работе на сайте – (Опубликовано Ноябрь 1, 2010 в | ) (см. раздел Приложение). На 28-ом уровне располагается «Огромный, протяженный по горизонтали Алтарь », сквозь который Души преображаясь, переходят на Духовную планету – Ваикунтху в нашей Вселенной.

Осталось отметить , что, как и у Господа Шивы есть Его женские аспекты (шакти ) в образе богинь – Парвати и Дурги , так и у египетского бога Шу есть его сестра-жена Тефнут .

Материал из Википедии — свободной энциклопедии:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Итак, сама матрица Мироздания и знания о ней как «сакральный ключ » в очередной раз позволили нам провести «сопоставление » двух богов из разных культур древности. Мы смогли достаточно убедительно показать, что ведический бог Шива и египетский бог Шу идентичные божества . Подобные результаты мы получали в большом ряде публикаций на сайте. И в нашем случае также можем сделать вывод, что священные символы разных времен народов создавались мудрецами древности по законам матрице Мироздания, как по «шаблону », и на основе знаний о ней. В этом контексте мы можем сказать, что матрица Мироздания является «сакральным базисом » подавляющего большинства священных символов разных религиозных традиции на протяжении всей истории существования нашей Вселенной. В частности, алфавитов разных времен и народов, которые также являются священными символами (см. раздел «Авторские статьи»). Так же можно сказать, что мудрецы древности фактически описывали священными символами определенные пространства матрицы Мироздания.
  1. Таким образом, с помощью знаний о матрице Мироздания нам удалось показать, что изображение египетского бога Шу и ведического бога Шивы могут рассматриваться как идентичные. Если к этому добавить, описанные выше возможности и статусы этих двух великих божеств , то мы в праве сделать заключение, что в двух разных культурах – Египетской и Ведической мы видим идентичных богов . Более того, мы можем сделать заключение, что верования древних египетских жрецов близки к Ведической традиции, а религия Древнего Египта является «Уникальной формой Ведической религии древности ». Причем знания об этих культурах могут дополнять друг друга.

В следующих наших публикациях мы увидим подтверждение наших выводов.

Наша рабочая гипотеза о том, что – «Единый Господь, разным народам в разные времена давал одни и те же знания о Себе и о Мироздании, но в разном обличье» в очередной раз подтвердилась.

На этом мы в этой части работы останавливаем изложение результатов наших исследований.

Пишите нам ваши отзывы и обязательно указывайте адрес вашей электронной почты. На сайте адрес вашей почты не публикуется. Нам интересно ваше мнение по существу статей, которые публикуются на сайте.

Обратите внимание, что на сайте нет рекламы. Работа над нашим проектом требует немало сил, средств, и времени. Вы можете помочь развитию нашего проекта, нажав в правом верхнем углу главной страницы сайта клавишу «Пожертвовать » или перечислить по вашему желанию средства с любого терминала или через Офисы «Евросети » для оплаты мобильных телефонов без комиссии на наш счет — Яндекс Деньги — 410011416569382

Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология » – и . Раздел «Религии Индии » – .

Перепечатка статей и работ с сайта без активной ссылки на первоисточник не допускается.

© Арушанов Сергей Зармаилович 2018 г.

2 комментария: “Книга Бытие. Египетский след седой древности. Ведический бог Шива и египетский бог Шу идентичные божества. Часть II”

    В статье Автор показал новое открытие, о ведическом боге Шива и египетском боге Шу. С помощью знаний о матрице Мироздания убедительно доказано, что изображение египетского бога Шу и ведического бога Шивы идентичны. В заключение автор предполагает, что верования древних египетских жрецов близки к Ведической традиции, а религия Древнего Египта является «Уникальной формой Ведической религии древности». Причем знания об этих культурах могут дополнять друг друга.
    Рабочая гипотеза о том, что – «Единый Господь, разным народам в разные времена давал одни и те же знания о Себе и о Мироздании, но в разном обличье» в очередной раз подтвердилась.
    Уникальная работа, выполнена подробно и убедительно. Прочитала с большим интересом. Благодарю автора за самоотверженный труд и поиски новых открытий.

    Удивительная статья! В ней раскрываются такие знания! И самое главное, автор делится секретами чтения священных символов и текстов. К примеру, при анализе буддийского изображения Шивы под именем Исаны: Оказывается, что пальцы рук божества сложены в мудрее ваджра, что может указывать на обращение к ещё одному божеству, по статусам более высокому, чем Господь Шива. По аналогии теперь можно анализировать и другие изображения божеств.

    Сопоставление Шивы с Египетским богом Шу просто поразительно! Если обратиться к изображению статусов Шивы в матрице Мироздания (форма Ардханаришвара), то видно, что 27 уровень матрицы (это самый верхний уровень пространства Ардханиришвары) соотносится с первоэлементом Вайу — ветром. А бог Шу, занимающий те же пространства в Верхнем мире матрицы Мироздания, бог воздуха, что по значению близко к ветру. Даже вахана женского аспекта Ардханаришвары и бога Шу совпадают – это Лев — (Тефнут)! Очевидно, все это не может быть просто совпадением, налицо прямые параллели между этими богами!

    От статьи к статье перед нами действительно приоткрывается завеса над тайнами седой древности отличная от привычной умозрительной картины описания (толкования) текстов книги Бытие. Благодарю Автора за это замечательное исследование!

Шу

Шу — египетское божество воздуха, сын , брат и муж . После отждествления Атума с считался сыном Ра.

При мироздании Шу поднял небо — — от земли — и поддерживал его затем простертыми руками. Когда Ра после своего царствования сел на спину небесной коровы, Шу также поддержал её руками. Таким образом, Шу — бог воздушного пространства, озаряемого солнцем; впоследствии он получил характер божества палящего полуденного солнца. В гимнах (между прочим, в магическом папирусе Харриса) Шу величается как низложитель врагов света, поражающий их копьем и пламенем. Поздние мифы рассказывали о царствовании Шу на земле вместе с Тефнут после ухода Ра: «Его величество Шу был превосходным царём неба, земли, преисподней, вод, ветров, наводнения, гор, моря». После многих тысячелетий он также вознёсся на небо. Шу считался вторым членом великой эннеады и сопоставлялся с богом войны Анхуром (имя последнего значит «носитель неба»), почитавшемся в Тинисе и Себенните, с и .

Почитание Шу было особенно выразительным в Леонтополе в Дельте, из храма которого перешли в Берлинский музей изображения Шу в виде льва и человека с головой льва, а также его трон, несомый львами. Ещё чаще он изображался в виде сидящего человека, с руками, простертыми вверх для поддержки неба; до нас дошло множество статуэток этого рода — своеобразных прототипов Атлантов. На стенках саркофагов Нового царства обычны изображения его в тот момент, когда он разъединяет Нут и Геба.

В Древнем Египте насчитывалось очень большое количество богов. У каждого города был свой пантеон или эннеада – 9 главных божеств, которым поклонялись люди. Однако впервые такая эннеада появилась в городе Гелиополе (Гелиополисе). Он известен с времён Раннего царства, то есть с истоков египетской цивилизации.

Жрецы, жившие в этом городе, считались наиболее влиятельными и могущественными. Именно они и назвали самую первую девятку божеств. Поэтому считается, что главные боги Древнего Египта зародились именно в Гелиополе, а сам пантеон стали называть гелиопольским или великой эннеадой . Ниже приводится перечень верховных божеств и даётся их краткая характеристика.

Бог Ра

Это верховное древнеегипетское божество. Олицетворяло оно собой солнце. После сотворения мира Ра стал царствовать над ним, и это было самое благодатное время для людей. Сила бога заключалась в его таинственном имени. Другие небожители хотели узнать это имя, чтобы обрести такую же силу, но бог солнца никому его не говорил.

Прошло очень много времени, и Ра состарился. Он потерял бдительность и назвал своё таинственное имя правнучке Исиде. После этого наступил период хаоса, а люди перестали повиноваться верховному божеству. Тогда бог солнца принял решение покинуть землю и уйти на небо.

Но он не забыл людей и продолжил заботиться о них. Каждое утро он садился в лодку под названием Атет, а над его головой сиял солнечный диск. В этот лодке Ра плыл по небу и освещал землю с рассвета до полудня. Затем между полуднем и сумерками он пересаживался в другую лодку под названием Сектет и отправлялся в ней в подземное царство, чтобы освещать мытарства загробного мира.

В этом скорбном месте бог солнца каждую ночь встречался с огромным змеем Апопом, олицетворявшим собою зло и мрак. Между Ра и змеем начиналась битва, и победителем всегда оказывался бог солнца. Но зло и мрак к следующий ночи опять возрождались, и битва повторялась вновь.

Древние египтяне изображали бога Ра с телом человека и головой сокола, которую венчал солнечный диск. На нём лежала богиня Уаджит в виде кобры. Она считалась покровительницей Нижнего Египта и его фараонов. У этого бога в отдельных религиозных центрах были другие имена. В Фивах его называли Амоном-Ра, в Элефантине Хнумом-Ра. Но это не меняло главную суть солнечного божества, имевшего статус главного бога Древнего Египта.

Бог Шу

Это божество олицетворяло собой воздушное пространство, озаряемое солнцем. Шу приходился сыном Ра, и когда тот вознёсся на небо, то стал царствовать вместо него. Он правил небом, землёй, горами, ветрами, морями. По прошествию тысячелетий Шу тоже вознёсся на небо. По своему статусу считался вторым после Ра.

На некоторых изображениях его показывали в виде человека с головой льва. Он сидел на троне, который несли львы. Но гораздо больше изображений бога воздуха в виде обычного человека с пером в голове. Оно символизировало богиню истины Маат.

Богиня Тефнут

Это божество тоже относилось к главным богам Древнего Египта. Тефнут – богиня жары и влаги. Приходилась дочерью богу Ра и являлась женой родного брата Шу. Муж с женой были близнецами. Но ещё до брака бог Ра удалил дочь в Нубию, поссорившись с ней, и в Египте наступила засуха. Тогда бог солнца вернул дочь, и та сочеталась браком с Шу.

Возвращение Тефнут и её замужество стали символом расцвета природы. Чаще всего богиню изображали в виде человека с головой львицы и огненным диском над головой. Диск указывал на её связь с отцом Ра, так как дочь считалась его огненным оком. Когда бог солнца появлялся рано утром на горизонте, огненное око сияло у него во лбу и сжигало всех врагов и недоброжелателей.

Бог Геб

Геб – бог земли, сын Шу и Тефнут. Он женился на родной сестре Нут – богине неба – и у этой пары родились дети: Осирис, Исида, Сет, Нефтида. Примечательно то, что Геб постоянно ссорился с Нут, которая перед рассветом поедала своих детей – небесные светила, но вновь рожала их в преддверии сумерек.

Эти ссоры утомили отца Шу, и он разъединил супругов. Нут он поднял высоко в небо, а Геба оставил на земле. Тот царствовал после отца, а затем передал свою власть сыну Осирису. Изображали его чаще всего в виде человека зелёного цвета, сидящего на троне с царской короной на голове.

Богиня Нут

Нут – богиня неба, дочь Шу и Тефнут, родная сестра и жена Геба. Приходилась матерью Осирису, Исиде, Сету и Нефтиде. Утром богиня неба проглатывала звёзды, а поздним вечером рожала их, символизируя тем самым смену дня и ночи. Имела неразрывную связь с миром мёртвых.

Она поднимала умерших в небо и охраняла гробницы усопших. Изображалась в виде женщины с изогнутым телом. Оно простиралось по горизонту и касалось земли кончиками пальцев рук и ног. Часто под изогнутым телом Нут изображали Геба, лежащего на земле.

Надо сказать, что главные боги Древнего Египта многое потеряли бы без Осириса . Он приходился праправнуком богу Ра и правил землёй после своего отца Геба. Во время своего царствования научил людей многим полезным вещам. Он женился на своей родной сестре Исиде, а Сет и Нефтида приходились ему родными братом и сестрой. Но Сет, обитавший на юге Египта в пустыне, начал завидовать успешному брату, убил его и присвоил себе царскую власть.

Сет не просто убил, а расчленил тело Осириса на 14 кусков и разбросал их по землям Египта. Но верная жена Исида нашла все куски, сложила их вместе и позвала проводника в подземное царство Анубиса. Тот из тела Осириса сделал мумию, которая стала первой в Египте. После этого Исида превратилась в самку коршуна, распласталась над телом мужи и брата и забеременела от него. Так родился Гор, который стал последним из богов, правивших на земле. После него власть перешла к фараонам.

Гор победил Сета, отправил его обратно на юг в пустыню, а отца оживил с помощью своего левого ока. После этого он остался править на земле, а Осирис стал царствовать в загробном мире. Изображали бога в виде человека в белых одеждах и с зелёным лицом. В руках он держал цеп и скипетр, а его голову венчала корона.

Исида (Изида) была чрезвычайно популярна в Древнем Египте, считалась богиней плодородия, символизировала собой материнство и женственность. Она была женой Осириса и матерью Гора. Египтяне считали, что Нил разливается тогда, когда Исида плачет, оплакивая Осириса, покинувшего её и ушедшего править царством мёртвых.

Значимость этой богини значительно возросла в период Среднего царства, когда погребальными текстами стали пользовались не только фараоны и члены их семей, но также и все другие жители Египта. Изображали Исиду в виде человека с троном на голове, который олицетворял собой власть фараонов.

Сет (Сетх) – младший сын Геба и Нут, брат Осириса, Исиды и Нефтиды. На последней он женился. Родился в третий предновогодний день, выскочив из бока матери. Этот день древние египтяне считали несчастливым, поэтому, пока день не кончался, не делали никаких дел. Сет считался богом войны, хаоса и песчаных бурь. Олицетворял собой зло, чем схож с Сатаной. Убив Осириса, короткое время царствовал на земле, пока не был свергнут Гором. После этого оказался в пустыне на юге Египта, откуда посылал на благодатные земли песчаные бури.

Изображали Сета в виде человека с головой трубкозуба или осла. У него были длинные уши и на многих изображениях красная грива. Иногда этому богу делали красные глаза. Такой цвет символизировал песок пустыни и смерть. Священным животным бога песчаных бурь считалась свинья. Поэтому хрюшек причислили к разряду нечистых животных.

Самая младшая из детей Геба и Нут по имени Нефтида также принадлежала к главным богам Древнего Египта. Появилась она на свет в последний день года. Древние египтяне рассматривали эту богиню как дополнение Исиды. Она считалась богиней творения, которое пронизывает весь мир. Нефтида властвовала надо всем эфемерным, которое нельзя было увидеть, пощупать или понюхать. Она имела связь с миром мёртвых, а ночью сопровождала Ра в его плавании по подземному миру.

Считалась женой Сета, но не имела ярко выраженных отрицательных черт, свойственных её мужу. Изображали эту богиню в человеческом женском образе. Её голову венчал иероглиф, обозначавший имя богини. На саркофагах изображалась в виде женщины с крыльями, символизируя собой защитницу умерших.

По древнему мифу, Шу вышел как дыхание из носа прабога Атума. Вместе со своей сестрой и женой Тефнут (сырость), Шу(воздух) олицетворяет необходимые для жизни силы. Сверх этого, Шу отождествляется с солнцем, а Тефнут - с луной. Двое их детей - это богиня неба Нут и бог Земли Геб. Поднятыми руками бог воздуха, отец, выгибает небо вверх и отделяет его таким образом от земли; Шу перенимает функцию носителя неба. Путём отождествления Атума с Ра, Шу становится "сыном Ра", и тогда борющийся за солнце Шу получает иногда голову льва. В других случаях он изображается в человеческом облике со своим знаком-картинкой (пером) на голове.

Властитель вселенской стихии воздуха и межзвездного пространства. Он сын Прародителя Атума-Ра, брат и муж Тефнут – вселенской влаги. При мироздании Шу поднял небо - Нут от земли – Геба и поддерживал его затем простертыми руками. Когда Ра после своего царствования сел на спину небесной, Шу также поддержал ее руками. Таким образом, Шу - бог воздушного пространства, озаряемого солнцем. Впоследствии он получил характер божества переносящего тепло и свет палящего полуденного солнца. Его В гимнах, как в магическом папирусе Харриса, Шу величается как победитель врагов света, поражающий их копьем и пламенем.

Поздние мифы рассказывали о царствовании Шу на земле вместе с Тефнут после ухода Ра: «Его величество Шу был превосходным царем неба, земли, преисподней, вод, ветров, наводнения, гор, моря». После многих тысячелетий он также вознесся на небо. Шу считался вторым членом Великой Девятки и сопоставлялся с Тотом и с Хонсу в фиванской традиции. Почитание Шу было особенно выразительным в Леонтополе в дельте Нила.
Из храмовкоторого перешли в Берлинский музей изображения Шу в виде льва и человека с головой льва, а также его трон, несомый львами.

Еще чаще он изображался в виде сидящего человека, с руками, простертыми вверх для поддержки неба; до нас дошло множество статуэток этого рода - своеобразных прототипов Атлантов. На стенках саркофагов Нового царства обычны изображения его в тот момент, когда он разъединяет Нут и Геба.

Шу, Тефнут, Геб и Нут

Шу и Тефнут – это первая божественная пара на земле. Они обладают одной душой.

Согласно гелиопольской космогонии, эти боги рождены Атумом в начале творения: Шу возник как бог ветра, а Тефнут-Маат - как богиня мирового порядка, и только благодаря ней Атум смог создать мир. В космогонии Мемфиса Тефнут иногда отождествляется с "сердцем и языком Птаха", то есть его изначальными Словом и Мыслью, которые воплотились в Атума и Тефнут-Маат. Традиционно же в религии Древнего Египта Тефнут почиталась как богиня влаги.

После того, как мир был создан, Тефнут стала Оком Ра - Солнечным Оком, хранительницей справедливости и законов.

Наступил Золотой век - время, когда боги жили на земле вместе с людьми. Боги царствовали по очереди, сменяя друг друга на земном престоле. Первой и самой долгой была эпоха царствования Ра - бога Солнца, "Владыки Всего Сущего".

В начале Золотого века Тефнут поссорилась с Ра. Приняв облик львицы, она покинула Египет и ушла на юг, в Нубию (егип. Куш), в пустыню.

Тефнут была богиней влаги, - поэтому, когда она ушла, на страну обрушилось бедствие - страшная засуха. Прекратились дожди в Дельте Нила; раскаленные лучи Солнца иссушили почву по берегам - она потрескалась и стала твердой, как камень; перестали плодоносить финиковые пальмы; обмелел Нил и начались песчаные бури. Люди умирали от жажды и голода.

Тогда его величество Ра призвал к себе бога Шу и повелел ему: - Ступай, разыщи Тефнут в Нубии и приведи эту богиню обратно!

Шу превратился в льва и отправился на поиски сестры. Вскоре ему удалось ее разыскать. Шу долго и красноречиво рассказывал ей, какое горе постигло ее родину, и, наконец, разжалобил Тефнут, убе-дил ее вернуться. Когда они вместе пришли в Египет, Великая Река сразу же разлилась и щедро напитала водой луга и пашни, а на земли Дельты хлынул (неба живительный "небесный Нил" - дождь Засуха кончилась, и голод прекратился.

После того, как Шу привел свою сестру из Нубийской пустыни, он женился на ней. От этого брака родилась вторая божественная пара: Геб, бог земли, и Нут, богиня неба. Геб и Нут очень любили друг друга еще во чреве матери и появились на свет крепко обнявшимися. Поэтому в начале творения небо и земля были слиты воедино.

Примитивные религии жителей древнего мира изобилуют большим количеством богов. Чаще всего каждый из них отвечал за какое-то явление окружающего мира, например, за гром, дождь, а также за развитие человека и цивилизации. Так появились покровители плодородия, охоты, любви, войны, красоты и иные. Очень интересны боги воздуха, которые в той или иной степени присутствовали в пантеонах древних народов. Познакомимся с ними, узнаем общие черты и различия.

Общая характеристика

Воздушная стихия подразумевает не только сам воздух, то есть невидимую субстанцию, которую люди используют для дыхания, но и небо, ветра, облака, поэтому и боги воздуха весьма многочисленны в древних религиях. В наиболее примитивных верованиях, например, анимизме, тотемизме, воздуху особого внимания не уделялось, поскольку люди еще не могли догадаться, что для дыхания необходим кислород. Духи воздуха впервые появились в шаманизме, к ним взывали колдуны при камлании, у них просили помощи и защиты для своего племени.

Позднее в пантеоне Древнего Египта появился бог Шу, бог ветра и воздуха, с его именем связано несколько интересных мифов.

Разветвленная система божеств представлена у древних греков, в пантеоне которых присутствует не только бог неба, но и божества ветров, облаков. Аналогичным образом выстроены боги у римлян, которые в качестве основы использовали греческую религию.

Божества, ответственные за воздух, есть также у скандинавов, индейцев, китайцев и некоторых других народностях.

Общее и отличия

Можно выделить ряд ключевых черт, которые свойственны богам ветра в мифологии древности:

  • Играли в пантеоне важную роль, считались если не верховными божествами, то хотя бы древними и важными.
  • Нередко выполняли сразу несколько функций, например, Эекатль, ацтекское божество воздуха и неба, своим дыханием перемещало солнце по небосводу, а также подметало дорожки для бога дождей Тлалока.

Отличительные черты таковы:

У каждого народа или цивилизации божества, связанные с воздушной стихией, имели различия во внешнем виде. Например, у греков они напоминали людей - с безупречной фигурой и светлыми волосами. У египтян Шу часто изображался в образе человека, но на отдельных фресках можно видеть этого бога в облике льва или с головой хищника. Китайцы же использовали образ дракона.

Каждый бог, несмотря на общность значения, отличался нюансами и тонкостями исполняемых функций. Например, в Греции бог Зефир считался покровителем а Нот - южного.

Далее, каждое божество имело собственные атрибуты, с которыми изображалось на фресках или статуях. Так, отличительными признаками Шу была бородка, характерная для фараонов, жезл и анкх в руках, змея - символ мудрости - на голове.

Многообразие божеств

Покровителей воздушной стихии в мире древних религий было очень много. Например, в Греции к их числу можно причислить Зевса-громовержца, который возглавлял пантеон и владычествовал не только над людьми, но и над прочими бессмертными жителями Олимпа. Познакомимся с именами греческих богов и их значением. Прежде всего, это Уран, древнейшее божество, отец бога Кроноса и дед Зевса. Кроме того, был бог Борей, который символизировал холодный северный ветер, Аура покровительствовала непосредственно воздуху, а Эол был повелителем ветров в целом.

В Древнем Риме функции Зевса выполнял бог Юпитер, его супругой была Юнона, соответствующая греческой Гере. В скандинавских странах бог Ньерд был ответственен не только за воздух, но и покровительствовал плодородию.

В мифологии Древнего Египта сразу несколько божеств были связаны с небом, воздухом, ветрами. Прежде всего, это бог Шу, о котором будет сказано отдельно, далее - это Гор, покровитель неба, сын богов Исиды и Осириса, отважный и мужественный, не побоявшийся бросить вызов своему дяде, коварному, но могущественному божеству песков пустыни Сету. Более древним представителем «небесной семьи» считается Нут, мать Осириса, покровительница неба. Часто изображалась на фресках в облике коровы.

Бог Шу: внешний вид и функции

Этот бог неба у египтян часто изображался в облике человека в короне, украшенной перьями. Представал также как человек, сидящий на троне, украшенном с простертыми вверх руками, словно поддерживающими небесный свод, оттого считается возможным прототипом атлантов. Роль бога была значительна - он помогал небу не упасть на землю, обеспечивал порядок и нормальное течение жизни.

Изначально играл роль покровителя воздушной стихии, позднее приобрел функции бога палящего солнца. В отдельных папирусах можно найти гимны, повествующие о том, как могучий Шу одолел врагов света при помощи копья. Позднее бог стал покровителем неба и главой пантеона, произошло это после ухода Ра. В его ведении находились также ветры, наводнения и моря.

Место в пантеоне

Шу, бог неба у египтян, член великой эннеады, был сыном бога Атума, а также мужем и одновременно братом Позднее, когда боги Ра и Атум слились воедино, Шу стал сыном верховного Ра. Является отцом еще двух важных представителей пантеона, Геба и Нут.

Бог сыграл важнейшую роль в сотворении мира. Согласно космогонии египтян, именно он поднял небо - свою дочь Нут - над землей, а после стал поддерживать небесный свод, осуществляя функции покровителя воздушного пространства. Еще один миф повествует о том, что Шу вместе с богом мудрости Тотом помогли вернуть в семью богиню Тефнут, разгневанную тем, что люди почитали ее недостаточно. Гордая Тефнут приняла облик львицы, стала охотиться на территории пустынь и раздирать в клочья своих жертв, а земли терзали засухи. После ее усмирения в Египте наступила долгожданная весна.

Итак, роль Шу, бога воздуха, в мифологической концепции мира Древнего Египта велика. Это божество принимало непосредственное участие в сотворении мира, не раз спасало человечество от гибели, способствовало нормальному течению жизни, поддерживая небо и не допуская таким образом гибели всего живого.

Дошедшие до нас изображения

Мы можем достаточно хорошо представлять себе, как выглядел Шу, благодаря тому, что время милосердно сохранило большое количество фресок и барельефов с его участием. Иногда бог изображался стоя, держащим в руках жезл, но чаще - сидящим, с возведенными вверх руками, что заставляло древних мастеров изрядно поработать - такая поза не вписывалась в египетские каноны.

Дошли до нас и несколько подголовников, которые украшали ложе фараонов. Так, один из них принадлежал Тутанхамону и сейчас находится в музее в Каире, на нем бог воздуха, разделяющий небо и землю, предстает стоящим на коленях, удерживая изголовье, словно небесный свод, на вытянутых руках, рядом неизвестный мастер разместил фигуры двух львов, священных животных Шу.

Традиции Греции

Продолжим рассмотрение имен греческих богов и их значений. Прежде всего, это Эол, покровитель ветров, штормов. Считался отцом царя Сизифа, известного по выражению «сизифов труд» - деяния бессмысленные, но утомительные. Сам Эол, несмотря на божественный статус, в полном смысле богом не являлся, матерью его была смертная женщина, а кормилицей - корова. Мифы наделяют его такими особенностями:

  • Считается правителем острова Эолии.
  • Имеет 6 сыновей и 6 дочерей, которые составили 6 пар и вели довольно праздный образ жизни.
  • По одним источникам - сын Посейдона, по другим - правнук этого бога.
  • Считается изобретателем парусов, хотя, согласно некоторым мифам, это открытие совершено человеком, Дедалом.

Согласно Гомеру, первая встреча этого бога воздуха со странствующим Одиссеем прошла благоприятно, герой был благосклонно принят Эолом и даже получил в подарок меха с попутными ветрами. Однако когда спутники Одиссея развязали мешок, думая, что там находятся сокровища, и корабль вновь сбился с пути, Эол уже не был столь добр и прогнал героя.

Многообразие в Элладе

Рассмотрим и других богов воздуха, которые присутствовали в мифах Древней Греции. Прежде всего, это Аура, покровительница воздушного пространства, изображалась в образе прекрасной девушки, часто в развевающемся одеянии, иногда - сидящей на лебеде. По одной версии, была дочерью мифического Эфира, по другой - титана Гипериона, сестра Гелиоса (покровителя солнца) и Селены (божества луны). От имени этой богини произошло имя Аврора.

Бог Зефир - еще одно популярное божество низшего эшелона в Древней Греции, покровитель западного ветра, также его функцией было приносить вести богам. Именно этот бог находился в мехах, дарованных Одиссею Эолом и так бессмысленно растраченных жадными спутниками странствующего царя. В Древнем Риме назывался Фавонием. Братья Зефира - Борей и Нот, северный и южный ветер соответственно.

Мудрость славян

Познакомимся с именами славянских богов воздуха, прежде всего, первое воплощение Рода, даже верховное божество по отдельным источникам. Легенда гласит о том, что Сварог бросил камень в Алатырь, безбрежный океан, что и образовало сушу, а затем - создал других богов. По славянским верованиям этот седовласый старец считался защитником, покровителем кузнечного дела, именно он наделил людей огнем и научил их трудиться, выковал первый плуг, даровал своим детям-славянам чаши для приготовления напитков и оружие для защиты от врагов. Кроме того, он даровал людям заповеди, которые помогали понять ценность семьи и мирной жизни. К их числу относятся следующие:

  1. Необходимо почитать родителей и супругу, которая у человека должна быть одна.
  2. Чтить род, богов, следовать правде.
  3. Соблюдать Великий Пост, Страстную неделю, Перунов день.
  4. После жатвы воздавать почести богам.
  5. Уважать старцев и защищать младенцев.
  6. Чтить природу, уважительно относиться к ее богатствам, поскольку именно они являются основой жизни.

Как видим, многие заповеди Сварога не утрачивают своей актуальности и в наши дни.

Также рассматривая имена славянских богов неба и воздуха, следует назвать Рода, покровителя грома, молнии и небес, по функциям сходного с античным Зевсом, именно он почитался как бог-творец. Славяне не знали, как выглядит Род, поскольку ни разу он не представал перед своими созданиями. Зачастую творца сопровождали женские божества, Рожаницы, покровительницы плодородия и деторождения.

Мы познакомились с некоторыми богами воздуха в пантеонах цивилизаций прошлого, все они сыграли значимую роль в становлении мировых религий, поскольку именно эти божества зачастую были верховными и стали основой возникновения веры в единственного бога.

Психология саморазвития