Какие травы надо собирать на ивана купала. Купальские травы — сбор целебных трав в канун Ивана Купалы

Купальские травы - травы, цветы, ветви деревьев, коренья, сбор и применение которых входят в ритуальный комплекс празднования Купалы. По народным поверьям, они отличаются особой волшебной силой и целебными свойствами. Травы собирали в ночь на Купалу или на рассвете по росе, чаще засушивали и использовали как средство от всех напастей, в девичьих гаданиях, при лечении людей и животных.

Славянские традиции

К травам, обладающим чародейными свойствами относятся: трава колюка, папоротник, кочедыжник, тирлич-лихоманник, плакун-трава, дурман, адамова голова, болотный голубец, ревенька, земляника, трава на-сон, разрыв-трава, перелёт-трава, иван-да-марья, будяг, чертополох, подорожник, лопушок, купаленка, медвежье ушко, богатенька, чернобыльник, лютик, аир, муравьиное масло, медяница и петров крест.

Отваром, сделанным из трав, собранных на Купалу, мыли голову, чтобы она не болела в течение года. На Украине существует поверье, что целебные травы выращивают русалки и мавки, которые знают все их лечебные свойства. Согласно белорусскому поверью, купальские травы максимально целебны, если их собирают «старые и малые», то есть старики и дети.

Девушки обязательно рвали полынь, так как считали, что её боятся ведьмы и русалки. Полынь носили на поясе, вплетали в венки, втыкали в стены домов и ворот, чтобы преградить путь ведьмам. Зелень использовалась как универсальный оберег: считалось, что она защищает от болезней и эпидемий, сглаза и порчи; от колдунов и ведьм, нечистой силы, «ходячих» покойников; от стихийных молнии, урагана, пожара; от змей и хищных зверей, насекомых-вредителей.

Наравне с этим контакт со свежей зеленью осмыслялся и как магическое средство, обеспечивающее плодовитость, урожайность злаковых и огородных культур. Травы старались собрать рано утром в Иванов день до восхода солнца, так как, по поверьям, целебные свойства сохраняют лишь те растения, которые не успеет осветить солнце (болг, бел., укр.). Именно в это время «каждая травка просит сорвать её и сама раскрывает свою целебную силу». Собирали не только лечебные травы, но и растения-обереги (крапиву, полынь, ветки колючих кустарников), а также травы и цветы, предназначенные для гаданий, для обрядовых венков.

В XVI и XVII столетиях собиратели трав преследовались наряду с закоренелыми преступниками.

«Егда приходит великий праздник, день Рождества Предтечева», - писал летописец, - «исходят мужие и жены чаровницы по лугам и по болотам и в пустыни и в дубравы, ищущи смертныя травы и приветрочрева, от травнаго зелия на пагубу человеком и скотом; ту же и дивия корения копают на потворение мужем своим. Сия вся творят действом диаволим, с приговоры сатанинскими».

В «Разрядных книгах» находятся записи о целом ряде старинных судебных волокит о таких травоведах. Достаточно было найти у кого-нибудь неведомый корень или пучок неизвестной травы, чтобы этому было придано значение злого умысла. Пойманных накануне Иванова дня «ведунов» пытали, били батогами, чтобы «не повадно было бы носить и собирать травы и коренья».

Папоротник

Папоротник особо выделяли среди других растений, его считали дьявольским и вместе с тем чудесным зельем. В Нижегородской области, собирая «купальские» растения, папоротник брать не решались, называя его «колдовской» травой. В иных местах, наоборот, он был главным в ряду растений: большие пучки папоротника подвешивали в хлеву против ведьм (Речицкое Полесье. У всех славян известны поверья о колдовских свойствах его расцветающего ночью цветка.

Иван-да-марья

Одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, купава-да мавка или купавка, как его называют в народе. Народные сказания связывают происхождение этого цветка с близнецами - братом и сестрой, по народным легендам, они, разлученные в детстве, долго ходили по свету, а встретившись, не узнали друг друга, и едва не поженились или уже повенчались, но перед брачной ночью узнали о своем родстве.

Эта легенда восходит к архаичному мифу о близнецах, один из которых - Иван (Купало) - связан с жизнью и огнем, а другой - Марья (Мавка)- со смертью и водой. Их отношения в обрядовых песнях соотносятся с древним мотивом брачного поединка огня и воды, то есть именно тех противостоящих друг другу природных стихий, которые имели первостепенное значение в купальской обрядности.

Иван-да-марья очень часто фигурируют в купальских песнях, к примеру:

Иван Марью Звал на купальню.

Где Иван купался - Берег колыхался.

Где Марья купалась - Трава расстилалась.

Купался Иван, Да в воду упал.

Полынь, чернобыльник, божье дерево - растения с горьким вкусом и сильным запахом, используется для нейтрализации нечистой силы, а также в лечебных и магических целях; символ тоски, горя, злобы, о чём говорят русские пословицы: «Не я полынь-траву садила, сама окаянная уродилась»; «Чужая жена лебедушка, а своя - полынь горькая». Защитой от мавок и русалок служит, по народным верованиям, чеснок, хрен и полынь. Чтобы уберечься от нечистой силы, в четверг на Русальной неделе девки вплетали в косу полынь. Для защиты «своего» пространства от нечистой силы в канун Купалы клали на крышу листья лопуха, полынь, ветки ольхи.

Восточные славяне накануне Купалы или Духова дня в качестве оберега от русалок, колдунов и другой нечистой силы раскладывали крапиву на окнах, на порогах домов. В Пинском Полесье на Купалу вешали крапиву на дверях сеней, у хлевов - от русалок. В Иванов день перед купанием в реке в воду бросали крапиву для защиты от русалок; в Чехии считали, что водяной не причинит зла человеку, у которого в руках крапива.

Сея лён, хозяин первую горсть семян бросал в крапиву, её использовали в колдовстве и магии: крапиву сжигали, чтобы прекратить град, при первом ударе грома втыкали крапиву в одежду, в цепь очага, чтобы молния не ударила в дом. В восточном Полесье, особенно в черниговской зоне, купальский костер нередко могла заменять охапка воткнутых в песочную кучу трав (чаще всего крапива); через неё так же перепрыгивали, как и через огонь.

Клевер

Наши предки считали, что клевер несет в себе великую силу любви, счастья, красоты и молодости. Его листочки собирали, сушили и потом всегда носили с собой в чистом лоскуте или в носовом платочке. А поутру выходили на поляну и собирали с клевера росу. Сливали ее в небольшой сосуд, затем на весь день ставили в него три веточки клевера. На ночь этой водой умывались, используя ее вместо крема от морщин.

По легендам и преданиям, огромной магической силой обладала и плакун-трава, которую называли матерью всех трав: если, держа ее в руках, собирать другие травы, то магическая и лечебная сила автоматически переходит и на эти растения. Она смиряет беснования злых духов, уничтожает чары колдунов и ведьм.

Ивановские травы (иванские травы, купальские травы) - свежая растительность - травы, цветы, древесные ветви, коренья, сбор и использование которых входят в ритуальный комплекс празднования Ивана Купалы . По народным представлениям, различные растения в период летнего солнцестояния, когда природа достигала наивысшего расцвета, наполнялись необыкновенной магической силой, которую и стремились использовать крестьяне. Об этом свидетельствуют и былички, повествующие о чудесных явлениях, происходивших с растительным миром в этот момент. Повсеместно у русских было распространено поверье, согласно которому в волшебную купальскую ночь в полях, лесах, садах все растения перешептываются друг с другом и переходят с места на место, а "всякая трава, даже папоротник , расцветает". Травянистые растения, на которых только раз в год, в ночь на Ивана Купалу , появлялись бутоны, "цветут в продолжении трех минут, давая по три цветка" . Эти цветы и травы, как считает народ, - волшебные, они могут полностью изменить жизнь человека, сорвавшего их, но получить заветные растения очень сложно, поскольку их охраняет нечистая сила. Наиболее популярны рассказы о цветке папоротника , который сулил своему хозяину счастье, удачу, магическую силу.

С его помощью можно было завладеть другими волшебными растениями, каждое из которых обладало обыкновенно одним из свойств, приписываемых папоротнику . Наличие у человека арарат-травы также открывало ему доступ к волшебным травам. Отличали ее по характерным цветкам желтого и голубого цветов. Найти арарат-траву можно только в полночь на Ивана Купалу или в день Ивана Купалы между заутренней и обедней. При добывании травы следовало соблюдать ряд правил, иначе ее магическая сила будет утрачена. Традиция предписывала обвести ножом около растения круг против солнца и потянуть за его стебель. Если травка вытащится с кружком земли, то ее можно использовать для поиска волшебных трав, если нет, - то она бесполезна. Сложность заключалась еще и в том, что "арарат"-трава, по мнению вятских крестьян, росла только в одном месте, там, где сливаются воды двух рек - Оки и Москвы. К волшебным травам относили и разрыв-траву, известную также под названиями "ломоцвет" (вологодск.), "спрык" (вятск.). Подобно папоротнику, она зацветает в полночь и цветет столько времени, сколько необходимо для прочтения молитв Господней и Богородичной. Ее огненные цветы обладают свойством делать человека невидимым, но основное ее назначение - разрушать все преграды, даже металлические, открывать любые замки и запоры. Чтобы раздобыть это растение, надо в полночь на Ивана Купала отправиться на отдаленный пустырь и косить там траву до тех пор, пока металлическая часть косы не переломится - это является верным признаком того, что скошена разрыв-трава. Всю скошенную траву с места, где произошел слом косы, бросают в реку и внимательно наблюдают за ее поведением. В отличие от других трав разрыв-трава не тонет и плывет против течения. По поверью, воры, завладевшие разрыв-травой, прячут ее в пальце руки, сделав предварительно на нем разрез. Прикоснувшись таким пальцем к любому замку, вор без труда откроет его; прикосновение же к человеку влечет за собой смерть последнего. Магическую силу разрыв-трава может потерять только в том случае, если ее бросят в отхожее место. В купальскую ночь искали также волшебные траву-неведимку - ее использовали для того, чтобы стать невидимым, - перелет-траву, одолень-траву. Волшебными считались не только отдельные травы, но и целая копна скошенной в купальскую ночь травы. По мнению русских поселенцев Сибири, с ее помощью можно обрести счастье и богатство. Для этого ивановскую копну оставляли нетронутой до "страшных вечеров" (см. Святки). По поверью, в ней обязательно должны поселиться черти. Чтобы заставить чертей повиноваться себе, следовало в одну из святочных ночей обойти копну с молитвой и очертить около нее круг "огарком" от первой лучины, зажженной осенью. Черти, живущие в ней, предложат исполнить все пожелания в обмен на обещание оставить их в покое.В народе существовало представление, что любое растение, сорванное или выкопанное в день Аграфены Купальницы, Ивана Купалы обладало чудодейственной силой; по словам сибирских крестьян, в это время "любая травка пользительна быват". Лучшим, но и наиболее опасным, временем для сбора ивановской травы считалась ночь на Ивана Купалу, а точнее - полночь. Как правило, в это время добывали растения, обладавшие целебными свойствами, а также используемые при ворожбе и колдовстве. Заниматься этим могли только "знающие" люди, к которым относились владеющие магической практикой, т.е. колдуны, знахари, ведьмы. В ряде мест лекарственные травы собирали пожилые женщины, обычно вдовы, считавшиеся, по народным представлениям, "чистыми", т.к. они уже не могли рожать детей и не жили половой жизнью. В традиции существовали определенные правила сбора целебных и колдовских трав, обеспечивающие сохранение и увеличение их магической силы. Так, женщины, занимавшиеся заготовкой лекарственных растений, постились перед праздником в течении нескольких дней, а во время сбора снимали нательные крестики. Колдуны, ведьмы, знахарки, отправляясь ночью в леса и поля, старались выйти из дома незамеченными. Принимаясь за дело, они нередко раздевались, сбрасывая с себя даже рубахи. В Вятской губ. запрещалось срывать некоторые растения голой рукой, в противном случае они потеряют свою целительную силу. Непременной частью ритуала заготовления трав были заговоры. Срывая растения, знахарки и колдуны обычно приговаривали: "Рву я, раб (имя рек) или раба от травки цветочки, от земли коренья; на что они полезны, на то их и рву". В Сибири "знающие" крестьяне собранные ночью растения специально клали под "Иванову росу", полагая, что в этом случае их магические свойства увеличатся.С этой же целью травы, в основном лекарственные, носили в церковь для освящения. Принесенные домой ивановские травы раздавали в тот же день односельчанам или засушивали и хранили в таком месте, которое осмыслялось в традиционном мировоззрении как пограничное пространство: в трубе, под печкой, под порогом. Впоследствии их, так же как и свежие, предлагали крестьянам для лечения болезней, изгнания нечистой силы и в качестве оберега, для использования в любовной магии. Каждый сорт трав употребляли с определенной целью. Так, трава "зяблица" помогала от детского крика и бессонницы, а пастушья сумка использовалась как кровоостанавливающее средство. Чернобыльник повсеместно был известен как лучшее средство для укрепления здоровья. Кроме того, он, по поверью, охранял в купальскую ночь домашнее хозяйство. Подорожник связывали в пучки и вывешивали во дворе для защиты от всяких гадов. Травы дивий сил и мария-магдалина советовали применять от тоски, богородицкой травой окуривали отелившихся коров. О свойствах некоторых ивановских трав, используемых в лечебных целях и при ворожбе, было известно и в народе. Крестьяне сами могли их заготавливать, но в отличие от "знающих" людей, они предпочитали собирать эти травы днем или, лучше, на восходе солнца, "под росу", стараясь сохранить на листьях капельки ночной влаги. Желая увеличить целительную силу растений, они, подобно колдунам, срывали их с приговором: "Земля, мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати". Были известны и другие приемы, направленные на сохранение магических свойств ивановских растений. Так, траву чернобыльник, заплетали в плети и клали под "иванову" росу, приговаривая: "Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья". Владелец травы, известной под названием "плакун", считавшейся лучшим оберегом от нечисти, должен был прийти в храм, встать у алтаря, реже в алтаре, лицом к востоку, или так, чтобы корень травы, который он держал в руках, был обращен к востоку, и произнести заговор: "Плакун, плакун! Плакал ты долго…". В результате этих действий "слезная" сила чародейского растения направлялась против различных вредоносных проявлений, для защиты своего владельца. Из освященного плакуна также изготавливали крест, который привязывали к кресту на гайтане (бисерное украшение) или к шелковому поясу. Считали, что в этом случае он отгоняет от хозяина бесов и нечисть. В Сибири хозяин каждого дома вечером, накануне дня Ивана Купалы (купальская ночь), три раза с молитвой обходил свой двор и бросал в ворота крапиву крест-накрест для того, чтобы "колдунья обожглась и не проникла в дом". В любовной магии использовали траву "терлич". Девушкам для привлечения парней советовали положить ее за пазуху и сказать: "Терлич, терлич, хлопцев покличь!".

Растения среди которых наиболее часто встречались Иван-да-Марья и купаленка (желтоголов), приносили в деревню охапками. В храмах, жилищах и дворах, а в ряде мест и около них, травы рассыпали по полу или по земле, клали к окнам и иконам. В Новгородской губ. существовал обычай составлять букет во время ритуального купания из взятых с собой цветов-смолянок.Некоторым растениям, вносимым в дом, придавали особое значение. Так, тверские крестьяне, чтобы приобрести счастье и богатство, затыкали за матицу - основное, несущее бревно потолка, ивановскую траву богатку. В Вологодской губ. под князевое бревно, служившее соединением скатов крыши, подтыкали 46 трав, чтобы дом "не раскрыло непогодой и било молнией". В целом, украшение освященной, а иногда и не освященной, ивановской травой избы и двора понималось во многих локальных традициях как оберег дома и его хозяев в купальскую ночь от нечистой силы.
Ритуальная ивановская зелень, а также изготовленные из нее букеты, венки и веники, использовавшиеся для украшения, после праздника обычно засушивали и хранили, используя в дальнейшем приписываемую им магическую силу.На их основе готовили настои и порошки для окуривания, которые применяли во время болезни людей и животных.Сохраненную травку во время грозы бросали в печь, чтобы уберечь дом от ударов молнии. Растение Иван-да-Марья рекомендовали вложить в углы избы; в этом случае, "вор не войдет в дом: брат с сестрой будут говорить; вору будет чудитца, что говорит хозяин с хозяйкой".Букеты,венки, веники использовали в гаданиях, подобно троицким венкам. Их спускали на воду и гадали о замужестве, о жизни-смерти или о будущем.В ночь на Ивана Купалу девушки и молодые женщины специально собирали траву для гаданий. Чтобы узнать о своем женихе необходимо было сорвать в полночь 12 или 24 вида трав. Среди них чаще всего встречались подорожник, полынь, чертополох, папоротник, крапива, попутник, осока, пырей, мокрица, горлинка, лебеда


ЗАГОВОРЫ НА КУПАЛУ

ОТ ЖЕНСКИХ БОЛЕЗНЕЙ
Делается 6 июля. Утром собирается роса и этой росой обтирают больную со словами:
Как огонь очищает
И все пожирает,
Так бы и эта роса Всю болезнь смыла
И пожрала.
Как не устоять Летуну летучему,
Ползуну ползучему,
Скакуну скакучему
Перед великой бурей,
Так не устоять
Болезни-хворости
Перед моим
Крепким словом.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь.

Заговор для себя на удачу и успех. Проводится 6 июня. Нужно войти в воду (реку, озеро) и брызгая водой на себя говорить:
Первое дерево- Ильин,
Второе дерево - купорее.
Третье - притворное.
Господу Богу покорное.
Так чтобы
Счастье покорилось мне.
Божьей рабе (имя).
Под деревом притворным.
Господу Богу покорным,
Сизый папоротник растет.
Под тем сизым
Папоротником
Великое счастье живет.
Оно растет, оно подрастает
К моему телу белу
Припадает.
Кто Иванов заговор знает,
Девять раз под Иванов день читает,
К тому, как эта вода,
Счастье и удача прилипают.
Слова свои закрываю,
Дела свои замыкаю.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь.

На богатство в ночь на Купалу бросьте в стеклянную миску серебро (лучше если это будут монетки), зачерпните туда воды из реки и умываясь ею приговаривайте:
Как люди
Злато-серебро любят,
Так пусть деньги мой
Кошель не забудут.
Ко мне идут,
Липнут и пристают.
Во имя Отца и Сына
И Святого Духа.
Ныне и присно
И во веки веков.
Аминь

На восстановление любви между супругами в ночь на Купалу заготовьте веник из березы. Придя в баню, хлопайте им себя ниже пояса и говорите:
Как банный лист
К телу лепок и цепок,
Так и ты, мой муж,
Раб Божий (имя),
Будь до меня лепок,
До моего тела цепок.
Лепись, крепись,
Во веки веков не отцепись.
Слово мое крепко,
Дело мое лепко.
До тех пор пока береза
С моего веника
Будет стоять,
До тех пор раб Божий (имя)
Будет у моих ног лежать.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь.Аминь.

Чтобы помочь в лечении заболеваний сердца, под Ивана Купалу свяжите красной тряпкой две березовые ветки и прочитайте такой заговор:

Свят, свят, свят!
Святой сучок, святая ветка,
Святой листок.
У тебя нет скорбей,
У тебя нет болезней.
Не болело бы так у рабы
Божьей (имя) сердце,
Не ныло бы, не кололо.
Не мозжело:
Ни в полдень, ни в полночь,
Ни с утра, ни с вечера,
Ни после зари, ни до зари,
Ни в понедельник,
Ни во вторник,
Ни в среду, ни в четверг,
Ни в пятницу, ни в субботу,
Ни в последний день -Воскресенье.
Ни в февраль, ни в март,
Ни в апрель, ни в май,
Ни в июнь, ни в июль,
Ни в август,
Ни в сентябрь,
Ни в октябрь, ни в ноябрь,
Ни в последний - декабрь.
Вот - мои слова,
Вот - святые образа.
Укрепи, Господи,
Сердце
У рабы Божьей (имя).
Святы ветки,
Не развяжитесь,
Слова мои, не прервитесь.
Ключ, замок, язык.
Аминь.

Затем найдите осину и обойдите ее кругом против часовой стрелки. Обряд следует проводить в полном одиночестве.

КУПАЛЬСКИЕ ТРАВЫ
Итак, дорогие друзья, Иван Купала для меня лично уже прошел, я его уже отмечала, но, как выяснилось, очень многие встречать его будут именно 7 июля. Ничего такого тут нет, празднуют все тогда, когда удобнее, приятнее...и так далее
По многочисленным просьбам хочу рассказать про сбор трав в этот волшебный день. Основу беру из личного опыта, никого заставлять делать так же, как я - не хочу, это личное дело каждого. Просто инфа в интернете мне несколько не понравилась. Все поверхностно, а в некоторых моментах даже странно. Так что прошу отнестись с пониманием, все мы учимся. Если кому то будет полезно - БлагоДарю! Итак...

Любой корешок, травинка, листик, собранные в нужное время - будут являться целебными. А если еще на Купалу - то вдвойне. На самом деле я не вижу разницы в днях празднования. Если в вас будет присутствовать дух праздника, волшебства и таинства - то вы способны будете зарядить этим все, до чего дотронетесь.

КОГДА СОБИРАТЬ?
Если в день сбора выпало полнолуние - это очень здорово. Можно заняться сбором прямо под полной луной. Хотя многие источники пишут, что это опасно. Якобы открываются двери в иной мир и открываются слишком широко. Не проверяла, ничего сказать не могу. Учитывать растущую - убывающую луну тоже в этот день не стоит. Как говорили в нашей деревне - на растущую соберешь, будет расти благосостояние, счастье, здоровье. На убывающую - убудут болезни, пороки, горе уйдет и беда. И это все касается ИМЕННО дня Ивана Купалы. В остальные дни рекомендую учитывать состояние луны.
Конкретизирую число сбора. По новому стилю Иван Купала - это ночь с 6 на 7 июля. Траву идем собирать НЕ В НОЧЬ праздника, вопреки всем советам интернета, а либо 7 числа в вечернее время, либо 8 числа. Да, прямо ПОСЛЕ праздника. Но тогда рано утром.

Собираем все воедино: дни сбора - 7 июля (вечернее время, ночь) или 8 июля (ранее утро). Состояние луны не учитываем.

ПОДГОТОВКА (дома).
Довольно важный момент. Я обычно не заморачиваюсь кучей обрядов и прочего. Когда слишком много всего - это плохо. Одно другое перекрывает и получится мусорная куча. Вы же не будете сыпать в суп сразу и соль и сахар, и корицу, и перец. Вот и тут важна выдержка и мера.
Что я рекомендую сделать - ВО-ПЕРВЫХ, (независимо от того, когда идете собирать) обязательно вымыться и подготовить чистую одежду. Лучше, если она будет светлых тонов. Любая - платье, штаны с футболкой, сарафан...что угодно. Непременно облачаться в народный костюм не обязательно, ибо в лес идете. Там не до этого.
ВО-ВТОРЫХ, приготовьте новый нож. Ритуальный, которым вы и привораживали и наказывали, и воскрешали - НЕ ПОДОЙДЕТ! Вы срезаете свежую траву, будьте добры делать это новым ножом. Стоит от недорого и в хозяйстве все равно пригодится. А можете его вообще оставить именно для сбора травы. ДАЛЕЕ - мешочек. Лучше, конечно, если он будет их хлопка или льна, вами сшитый. Если не хотите шить, просто возьмите широкую тряпочку (лучше не одну), завернете траву туда.
И еще - стоять в рабоче-крестьянской позе довольно тяжко, имеете право на отдых. Возьмите с собой покрывало (чтобы можно было отдохнуть), чистой воды для питья, можно даже пару фруктов-овощей на перекус. Это по желанию, но похрустеть яблочком на полянке - это истинный кайф)).
И еще, просто для собственного спокойствия -возьмите свой личный оберег. Лес, конечно, человеку друг, но там попадается всякое.

Значит: чистое тело, чистая одежда, новый нож, пара мешочков из нат. ткани (или тряпочки).
По желанию: покрывало, вода, фрукты, оберег (амулет).

ПОДГОТОВКА (перед входом в лес)
Место выбирайте, естественно, подальше от города. Если ваш город небольшой, можно сходить и в местный лесок. Но не в парковую зону. Можно поехать на дачу, которые, как правило, находятся где - то вблизи лесных массивов. Наш город позволяет идти в лес прямо за домом))).
Итак, останавливаемся на входе в лес. Можно, конечно, упасть на колени, поцеловать землю-матушку и начать протяжно взвывать в небо о благе и здравии лесных духов, но...не тратьте энергию попусту. В лесу надо вести себя спокойно, ибо там есть свои хозяева, которые неоднозначно могут отреагировать на ваши замысловатые, выученные по бумажке «гой-еси». Достаточно поклониться и шепотом попросить разрешения войти. Если вас туда не пустят, ноги сами повернут в обратную сторону. Тут я еще раз заострю внимание: не учите длиннющие приветствия лесу, не надо этой показухи. Природа понимает людей и без этого, так же как и лесная «братия». Поклонились, сказали те слова, которые пришли в голову - просьба войти, обещание не брать лишнего....что то приятное и «уютное».
Еще один момент...если вас едет целая компания, постарайтесь разойтись по своим «входам в лес». Лучше, если в момент сбора на поляне будет находиться не более 2 человек. Это важно.

Итак: ведем себя спокойно, разговариваем шепотом и по - человечески, с собой берем на одну поляну только одного человека.

ПРОЦЕСС СБОРА:
Самая важная глава. И в первую очередь прошу - не дерите охапками. С одного кустика - по 4-5 листочка, по 2-3 травинки. Поверьте, одна ветка крапивы принесет вам 100% пользы, нежели целая куча. Не жадничайте.
Травы собираются в тишине. Разговаривать лучше шепотом и не между собой, если вы не одни, а с травой, которую собираете. У меня это получается непроизвольно)). Нахваливая траву, вы заряжаете ее своим добрым настроением, вы даете ей возможность «привыкнуть» к вашим рукам, голосу, настрою. Естественно, ее лучше срезать тем самым ножом, который вы приготовили еще дома, при этом сразу складывая в ваш мешочек или на тряпочку. Если устанете, не насилуйте себя, помните, что ваша усталость обессилит траву в ваших руках, устройте привал, перекур, подышите свежим воздухом, порадуйтесь солнышку.
Не торопитесь. Травы хватит всем.

ЧТО СОБИРАТЬ:
"Плакун-трава" (Дербенник иволистный), особенно если выкопаете корешок, который по приданиям отпугивает всякую нечисть.
"Терлыч-трава" (Горечавка, стародубка) при ношении за пазухой притянет любимого (ую).
Чернобыльник так же охраняет дом от лишних вмешательств с «того света»
"Пастушья сумка" при кровотечениях.
Крапива при ревматизме.
Заячья капуста (Кислица обыкновенная) для лечения ран и ожогов
Мать -и- мачеха, душица, богульник при простуде, кашле, насморке.
Это в принципе основное, то что действительно стоит собрать.

Я помимо всего этого собираю листья березы (из 1 листочка, точнее из его кашицы, получается отличная маска для лица в совокупности с медом на пример), шишки (мне помогают при насморке, дышу над паром, пока они варятся), подорожник (снимают кожное раздражение)....вообще вы можете предварительно посмотреть в интернете, что конкретно растет в вашей области и что бы могло вам понадобиться.

Можно также использовать травы в качестве чистки помещения дымом от них и окуривания больного человека. Довольно эффективно. А с отдельными видами можно заваривать изумительные чаи.

СУШКА, ХРАНЕНИЕ.
В сушке никаких премудростей. Лучше сушить небольшими пучочками, не перемешивая травы, то есть подорожник с подорожником и т.д. Перемешать можете те травы, которыми вы будете потом окуривать дом (или человека), так как обычно там используется не один вид травы.
Я обычно так и делаю. Заранее готовлю смешанные «букетики» (3-4 вида), остальное по группам и подвешиваю на веревку на кухне.
Бабушки у нас обычно хранили их так же в подвешенном состоянии в мешочках, я храню в стеклянных баночках. Толку только при надобности. Так, в принципе, все засыхает целиком.

А НАПОСЛЕДОК Я СКАЖУ...
Я считаю, что именно у такой травы, собранной на Купалу, есть срок годности - ровно год со дня СУШКИ. Именно поэтому советую собирать немного и только то, что действительно НУЖНО. Если вы за год болеете 1 раз и не ангиной с жаром и температурой, а обычным ОРЗ, то вам хватит пары тройки тех же шишек от насморка например. Если болеете чаще, то советую обратить внимание на иммунитет и собрать то, что вам его повысит. Тем, кто тяжко переносит простуду, лучше все собрать в тандеме - и для иммунитета, и для облегчения симптомов заболевания. Вот примерно этим и руководствуйтесь.

Травами для окуривания очищать ваше жилище можно только 2-3 раза в год. Больше не надо, иначе это не даст НИКАКОГО эффекта. Достаточно 1 «букетика» на 1 раз. На человека используется также 1 «букетик.»

Ну вот, вроде, ничего не забыла...ничего сложного, ведь так, друзья мои? Главное - держать себя в рамках и не выдумывать всяких маскарадов и прочего безобразия. Я несколько раз наблюдала эти шумные компании в народных костюмах, ржущих, как кони, на всю поляну и дерущих траву в обе загребущие руки...ну это жуть, конечно. Некоторые из них даже пытались что - то исполнить, типа «Гой, мати-земля, матушка...» и так далее, но чаще это вызывало сдавленное хрюканье со стороны остальной компании. И тут уж какие травы не рви, а ума они не прибавят.
Конечно, вы можете красиво одеться, но оставаться при этом человеком - это главное. Лес - есть царство, там свои законы.
Я желаю вам замечательно провести эту сказочную ночь. Чтобы все ваши травы дали вам только благо, здоровье и счастье!!!

Какие травы лучше всего собирать в Купальскую ночь? Я бы советовала Вам обязательно запастить такими травами: дербенник (плакун-трава), бальзамин (разрыв-трава), девясил, зверобой, кувшинка (одолень-трава) и т.д. В принципе, это "основной набор", но считается, что любая трава, собранная в ночь на Ивана Купала, обладает колдовской силой. Кроме этого, обязательно помните, что срывать травы нужно без ножа (!), то есть- "голыми" руками

Дорогие мои Друзья и все те, кто читает сейчас эту статью!

Совсем скоро мы снова будем праздновать прекрасный и старинный праздник- день Ивана Купала (варианты названия- Купало, Иванов день и т.д.), который по новому стилю мы отмечаем 7 июля (соответственно, по старому стилю- 21-22 июня). Я раннее уже очень подробно рассказывала Вам, дорогие Друзья, о праздновании Ивана Купала в своей статье "Праздник Ивана Купала-факты, мистика и традииции" ( ) , но сегодня я хочу акцентировать Ваше внимание именно на Магии Купальской ночи, рассказать Вам, почему этот праздник по праву считается главным летним праздником не только в народном календаре, но и в "календаре магии", а также- рассказать поподробнее о магии трав, собранных именно в Купальскую ночь !

Как я неоднократно рассказывала Вам, праздник Ивана Купала еще со времен славянских язычников был тесно связан с почитанием Огня и Воды, как природных Сил, от которых зависит напрямую плодородие, богатство и достаток.

Напомню вкратце, что наши предки язычники представляли Купало в образе чаще всего женщины, за несколько дней до праздника уже начинали заниматься изготовлением обрядового чучела (чаще всего- из соломы, заплетали в него ленты, украшали цветами), которое устанавливали на самом высоком месте возле деревни, поселка. К этому чучелу приносились сладости, угощенья, вокруг него водили хороводы и танцевали, в Купальскую ночь же чучело Купалы поджигали и еще горящим топили в речке, что символизировало соединение двух стихий- Воды и Огня, потому праздник Ивана Купала часто называли (особенно, староверы) "свадьбой Воды и Огня" . Теперь я хотела бы поговорить с Вами о том, почему же праздник Ивана Купала считается настолько сакральным и могущественным, что его ждут целый год с огромным нетерпением, можно сказать- это главный праздник для практикующего Мага, без преувеличения. Как Вы уже могли догадаться, праздник Ивана Купала тесно связан с солнечно-лунным циклом, не зря же наши предки язычники отождествляли Купалу с Солнцем и если углубиться в изучение древних книг, Купала- это одно из имен Бога Солнца у древних славян, на уровне с Ярилом.

Именно в этот день (если брать празднование "по старому стилю") происходит день летнего солнцестояния (21 июня), или как еще называли этот день славянские язычники- "солнцеворот" , в этот день наблюдается самая короткая ночь в году, и, соответственно- самый длинный день в году. Солнце, можно сказать, "входит в полную силу", в этот день оно имеет очень сильную власть над окружающим нас миром и над нами.

Считается, что в этот день стоит начинать те дела и совершать те поступки, которые должны поменять не только Вашу судьбу, но и судьбу окружающих, так как в этот день рождается точка силы времени, то есть- человек может иметь особую власть над временем , над будущим, потому, собственно, этот праздник так важен для всех практикующих Магов или же просто людей, которые интересуются Магией.

Кстати, дорогие Друзья, вот Вам яркий пример, который доказывает правдивость моих слов:

22 июня 1941 года Адольф Гитлер напал на Советский Союз. Надеюсь, Вы понимаете, что Гитлер, как ярый поклонник оккультизма, не просто так напал на самого сильного противника именно в этот могущественный день!

Ну вот, как всегда, я увлеклась историческими аспектами и нюансами, за что прошу меня извинить, ведь История- моя слабость, что тут поделать! :) Но перейдем теперь именно к магии Купальской Ночи! Причину, по которой эту ночь считают самой сакральной, я Вам назвала выше, потому теперь буду развивать нашу беседу именно в векторе углубления в "магический" аспект Купальской ночи!

В Купальскую ночь обязательно разжигается костер, через который нужно перепрыгнуть, чтобы на весь год "зарядиться" здоровьем и благополучием, кроме этого- нужно обязательно искупаться в воде, а лучше- поочередно совместить эти "процедуры", так как Вы таким образом соедините в себе стихию Огня и Воды, что даст Вам крепкое здоровье и долголетие, а также- избавит от негатива, который накопился за целый год.

В эту ночь Вы имеете возможность провести многочисленные и не очень сложные ритуалы для себя лично или для своих близких, которые будут иметь очень высокую эффективность. В своей статье "Праздник Ивана Купала- факты, мистика и традиции" я рассказывала, что в моём Роду Киевских Ведьм таким "родовым" ритуалом всегда было "плетение ведьминой лестницы" , которая имеет очень универсальное назначение. до наступления Купальской ночи Вы должны собрать сухую траву (подойдет любая, в идеале- это трава девясил, зверобой), лучше будет, если это Вы сделаете на своем месте Силы или на Лысой Горе, но подойдет и любая открытая местность, где растут травы), дальше- Вы должны уединиться и подойти очень ответственно к самому процессу ритуала- Вы должны из этой травы плести маленькие куколки (мастерство не в счет, главное сплести хотя бы "подобие" человека), при этом приговаривая шепотом- "это моя нерешительность", " это мои болезни", "это моё одиночество" и т.д. Вы должны сплести столько куколок, сколько проблем и неприятностей у Вас накопилось, то есть, проще говоря- каждая куколка должна символизировать то, от чего Вы хотите избавиться раз и навсегда! Можете для пущей эффективности взять тоненькие листики бумаги и на них написать все свои беды и неприятности, и эти полосочки бумаги также вплести в куколки. В Купальскую ночь все эти куколки Вы должны сжечь на костре, наблюдая, как они горят, Вы должны явственно ощущать, как избавляетесь от всего того, что символизировали эти куклы!

Если я уж вспомнила про обряды, связанные с травами, я не могу не посоветовать Вам вот такой интересный ритуал, который, конечно же, больше относится к девушкам: в Купальскую ночь Вы должны обязательно сплести венок хотя бы с трех видов трав (в идеале- с 13), при плетении Вы должны думать о том, чего бы больше всего хотели достичь в этом году, о своей мечте, грубо говоря. Когда сплетете венок, Вы должны просунуть в него свою правую руку, мысленно взять свою мечту " в руку", сжать ее в кулак, приговаривая при этом: " В свои руки свою мечту взяла, исполнить мечту мне речка помогла!", после чего- пустите венок по воде, и Ваша мечта должна осуществиться в течении года!

Теперь я хочу поговорить с Вами именно о "купальских травах", так как нельзя себе представить праздник Ивана Купала без сбора трав и без "цветка папоротника"!

Начнем с того, что этот праздник- своего рода пик, середина лета, потому к этому времени все цветы, травы, деревья переживают пик своего расцвета, что автоматически наделяет их особой магической силой. Могу сказать Вам откровенно, что Купальская ночь- это ночь максимального могущества трав , потому этой ночи так ждут все травники, знахари и т.д., так как травы, собранные в Купальскую ночь, действительно всегда обладают лекарственными, исцеляющими свойствами. Травы также собирали ведьмы для гаданий, приворотных "варев" и прочего колдовства, так как Купальская ночь автоматически делает травы прекрасным инструментом колдовства!

Вы также можете с пользой провести эту ночь, если рискнете собирать купальские травы "по всем правилам"- обычно собирали травы именно девушки/женщины, но обязательно обнаженные, или в одной рубашке, с распущенными волосами. Травы можно собирать и на рассвете, но все-таки я бы советовала делать это ночью, особенно, если травы Вы планируете использовать для колдовства, а не для исцеления. Какие травы лучше всего собирать в Купальскую ночь? Я бы советовала Вам обязательно запастить такими травами: дербенник (плакун-трава), бальзамин (разрыв-трава), девясил, зверобой, кувшинка (одолень-трава), богатки, чернобыльник (полынь), крапива, пастушья сумка, заячья капуста (кислица) и т.д. В принципе, это "основной набор", но считается, что любая трава, собранная в ночь на Ивана Купала, обладает колдовской силой. Кроме этого, обязательно помните, что срывать травы нужно без ножа (!), то есть- "голыми" руками, при сборе трав нужно приговаривать постоянно: " Рву я (свое имя) от травки цветочки, от земли коренья, на что они полезны, на то их я и рву!". Кстати, хотелось бы мне рассказать Вам занимательную легенду про легендарную (почти такую же легендарную, как и "цветок папоротника"!) разрыв-траву!

Предание гласит, что её огненные цветы обладают свойством делать человека невидимым, но основное ее назначение - разрушать все преграды, даже металлические, открывать любые замки и запоры. Чтобы раздобыть это растение, надо в полночь на Ивана Купала отправиться на отдаленный пустырь и косить там траву до тех пор, пока металлическая часть косы не переломится - это является верным признаком того, что скошена разрыв-трава. Всю скошенную траву с места, где произошел слом косы, бросают в реку и внимательно наблюдают за ее поведением. В отличие от других трав разрыв-трава не тонет и плывет против течения. По поверью, воры, завладевшие разрыв-травой, прячут ее в пальце руки, сделав предварительно на нем разрез. Прикоснувшись таким пальцем к любому замку, вор без труда откроет его; прикосновение же к человеку влечет за собой смерть последнего. Кстати, считалось, что кувшинка (одолень-трава) позволяет человеку сделаться невидимкой, зверобой защитит Ваш дом от краж и утрат, шиповник или крапива защитит от происков "нечистой силы" и сглазов, ну и конечно же- какая Купальская ночь без легенды про цветок папортника? Все наслышаны о цветке папоротника , который сулил своему хозяину счастье, удачу, магическую силу. С его помощью можно было завладеть другими волшебными растениями, каждое из которых обладало обыкновенно одним из свойств, приписываемых папоротнику. Наличие у человека арарат-травы (древнеславянское название папоротника) также открывало ему доступ к волшебным травам. Отличали ее по характерным цветкам желтого и голубого цветов. Найти арарат-траву можно только в полночь на Ивана Купалу. При добывании травы следовало соблюдать ряд правил, иначе ее магическая сила будет утрачена. Традиция предписывала обвести ножом около растения круг против солнца и потянуть за его стебель. Если травка вытащится с кружком земли, то ее можно использовать для поиска волшебных трав, если нет, - то она бесполезна.Нашедший этот цветок человек будет наделен даром знать язык животных и птиц, понять силу растений, такой человек сможет найти все клады и даже превратиться в невидимку. Вот так вот! Так что дерзайте- и, возможно, Вы станете обладателем волшебного цветка папоротника! :)

Хочу Вам также посоветовать сделать следующее, если Вы нуждаетесь в карьерном или духовном росте: Вы должны в Купальскую ночь лечь в высокую траву и сказать ровно 7 раз подряд такие слова: " Трава выше земли, а я (имя Ваше) выше травы!". Когда произнесете последний, седьмой раз эти слова, Вам нужно резко встать и уйти, не оглядываясь. В течении года Вы увидите, что действительно достигли тех успехов, на которые рассчитывали в плане карьеры или духовного развития!

Ну и напоследок, не могу не вспомнить про волшебную силу купальской росы, которую Вы обязательно должны использовать в своё благо! По праву считается, что купальская роса помогает омолодиться, быть здоровым круглый год и т.д. Росу обычно колдуны и ведьмы собирают в стеклянные сосуды также обнаженные, а если искупаться (в прямом смысле) в этой росе - будете здоровыми и бодрыми целый год, это факт! Девушкам я бы посоветовала умыться этой росой, при этом приговаривая: " Как на лик мой роса, так на лик мой краса. Именно!". А еще- если Вы сможете купальским утром смочить в росе с семи разных трав обычное полотенце (как вариант- нательную рубашку), а после высушить всё это на солнце- Вы получите надежное средство от всяких болей! Хранить это полотенце (рубашку) нужно в темном месте, и когда почувствуете любого рода боль в теле- приложите это полотенце (рубашку) в больному месту, это действительно помогает!

В моем роду Киевских Ведьм существует обычай "ведьмина рубашка":

все ведьмы в моем роду имели такую рубашку, в которой "купались" в Купальской росе и надевали только тогда, когда чувствовали, что силы покидают их или что на них идет "энергоатака" особой силы с помощью колдовства! А если Вам повезет, и ночь на Ивана Купала окажется ветреной, Вы сможете очень просто избавиться от порчи, для этого Вам нужно выйти на открытую местность (в идеале- все делается на Лысой Горе) и сказать вслух 6 раз подряд: " Ветер, дуй, с меня, (ваше имя), порчу сдуй, вдаль унеси, подальше убери. Да будет так!".

Я могла бы рассказать Вам еще очень много интересного, дорогие Друзья, о Магии Купальской Ночи и о Магии Купальских трав, но я оставлю эти интересности для наших следующих бесед! Искренне надеюсь, что моя статья была интересной для Вас и Вы узнали много нового и интересного для себя!


Искренне Ваша, Юлианна Колдовко.

Праздник Ивана Купала ранее отмечался 24 июня, но в связи с переходом на новый стиль празднуется теперь в июле. 7 июля 2017 года Русская православная церковь празднует, прежде всего, Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Однако в России многие праздники вбирают в себя и неканоническую обрядность. День Ивана Купала - один из самых мистических народных праздников, а ночь накануне Ивана Купала превосходит сам день по ритуальному наполнению. Следует отметить, что со времён Средневековья обряды и игрища на Ивана Купала считались бесовскими и запрещались церковными властями. Но, несмотря на однозначное осуждение традиций на Ивана Купала, некоторые из них до сих пор живы.

Обряды на Ивана Купала

Древние славяне на Ивана Купала особо почитали две очищающие, оберегающие и целительные стихии: Огонь и Воду. Энергия Огня как символическое проявление Бога-Солнца соединялась с энергией Матери-Воды, поэтому обряды на день Ивана Купала связанны с водой, огнем и природой.

Народные традиции на Ивана Купала - костры на Ивана Купала

На Ивана Купала разжигали на краю деревни большие костры , искры от которых должны были до самых звезд долетать. Возле костров разворачивались гуляния: устраивали общую трапезу, водили хороводы, пели песни и плясали.

Одним из важных обрядов на Ивана Купала было перепрыгивание через купальский огонь . Кто выше всех прыгнет - будет удачливее всех, здоровее и красивее.

Парни с девушками, чтобы закрепить свою любовь, прыгали через костер по двое , взявшись за руки. А женщины, у которых долго не было детей, прыгали через огонь для того, чтобы излечиться от бесплодия .

Прыжки через купальский костер имеют целый ряд примет на Ивана Купала :

  • если трижды прыгнуть - год будет здоровым, благополучным, счастливым, удачным;
  • если же вдруг споткнулся - к болезни;
  • если ногой разворотил огонь - нелады в семье настанут.

Тогда непременно нужно 9 раз перепрыгнуть через костер, мысленно формируя позитивные образы.

Славяне верили, что купальский огонь уничтожает все зло - болезни, несчастья, нищету . Именно поэтому на нем сжигали старую, ветхую одежду . Существовал обычай бросать в купальский костер сорочку больного ребенка. Считалось, что вместе с ней сгорала и его болезнь.

Часто через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора.


Народные традиции на Ивана Купала - Великая сила воды

Обряды на Ивана Купала на этом не заканчивались. Прыгнув через костер, нужно было сразу после этого броситься в воду - «лед и пламя» дают поразительный очищающий эффект. Девушки пытались так прыгнуть в воду, чтобы венок с головы поплыл по воде . Добрым знаком на Ивана Купала было, когда венок не тонул, а плыл, направление его движения указывало, откуда сватов ждать.

Можно сказать, что массовое купание - один из главных обрядов Иванова дня . Славяне верили, что в ночь накануне праздника водоемы покидают водяные и русалки, поэтому можно безбоязненно купаться в них вплоть до Ильина дня.

Омывая свое тело в купальской воде, девушки напевали волшебные слова: «Вода чистая Купайла, хочу быть красна да мила. Купальская водица, дай красотой умыться!» Кстати, если человек отказывался купаться на Иванов день, его подозревали в колдовстве.

На рассвете на Ивана Купала было принято умываться росой . Женщины обязательно собирали купальскую росу в бутылочку. Она помогала избавиться от угрей, кожа становилась чистой и нежной. «Иванову» росу использовали и при болезнях глаз. Этой же росой кропили стены своего дома, чтобы защитить жилье от нечистой силы и насекомых.

На Ивана Купала обязательно парились в банях . При этом пользовались вениками и водой, настоянной на ивановских травах (ивановскими называют травы, освященные в храмах на Иоанна Крестителя). Верили, что баня в день Ивана Купала способствовала укреплению и восстановлению жизненной энергии и здоровья.

Был распространен обычай обливать встречных в Иванов день водой . Делалось это для того, чтобы в жаркую пору вызвать дождь.


Народные традиции на Ивана Купала - сбор трав на Ивана Купала

Все травы и растения в Купальскую ночь обретают сверхъестественную мощь - как злую, так и добрую. Дивным цветом распускается папоротник на Ивана Купала. Цветок папоротника еще называют «жар-цвет», потому что он. по преданию, будто горит красным пламенем, да таким ярким, что ночью становится ясно, как днем, а глаза не могут выносить такого слепящего света. Легенда гласит, что каждый, кто сорвет на Ивана Купала цветок папоротника , приобретет магическую силу, сможет предсказывать будущее, научится понимать язык птиц, растений и животных, а также получит способность становиться невидимым для человеческих глаз. Цветок папоротника способен открывать любые замки, железные запоры и двери, поможет обнаружить зарытые в землю клады. Только достать его не так просто. Ведь за цветком счастья идут не только люди, а еще и злые силы, с которыми трудно бороться. Они пытаются помешать, отвлечь внимание. Если все же удавалось найти цветок счастья, необходимо было спрятать его на сердце под одеждой. Затем следовало взять в левую руку полынь и мелом обвести около себя круг - тогда злые силы не смогут ничего сделать счастливцу.

Лекарственные растения на Ивана Купала заготавливали на рассвете, подальше от поселений и дорог, обязательно в хорошем настроении и с молитвой. Помимо целебных свойств, растения обладают в это время значительной магической силой.

Особо почиталась на Ивана ККупала трава тирлич
. Отвар из нее делали обязательно в новом горшке, который покупали не торгуясь. Умывались этим отваром, чтобы привлечь внимание избранника, приговаривая трижды: «Тирлич, тирлич! Моего милого покличь!». Такой обряд на Ивана Купала проводили и для того, чтобы девушке быстрее выйти замуж.

Другое любовное растение - барвинок. Использовали его для того, чтобы парни к девушкам «стелились». Еще заготавливали любисток , который в народе называли «любовным корнем». Верили: чтобы всегда оставаться молодой, красивой и привлекательной для противоположного пола, надо купаться в воде с отваром любистка, а чтобы привлечь любовь, можно добавить в воду семь бутонов роз.

Кроме того, на Ивана Купала собирали зверобой - его боится вся нечисть так же. как и солнечного света. А если в ночь на Ивана Купала сорвать цветок Иван-да-Марьи и поместить в углах дома, вор не подойдет к этому жилищу: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою. Перед тем, как засушить травы с Иванова дня, их освящали в церквях , а потом окуривали ими больных людей, использовали как обереги, бросали в растопленную печь во время грозы, чтобы в дом не ударила молния.

Праздник Ивана Купала был особым временем для беременных и тех женщин , которые только планировали зачатие ребенка. Они собирали такие травы: крапиву, ромашку, чабрец, череду, любисток, полынь . Когда ребенок родится, у мамы уже будут купальские заговоренные травы, наполненные родовой силой и энергетикой. Из них заваривали чай, настаивали его и добавляли в купель. Так с самых первых дней мама помогала обрести здоровье малышу. Если продолжить купать девочку, используя купальские травы, до трех лет, она вырастет красавицей, которую будут любить все окружающие.


Народные традиции на Ивана Купала - Купальский венок

На Ивана Купала не только женщины, но и мужчины, которые хотели найти себе пару по сердцу, плели купальский венок . В него обязательно должны быть вплетены ромашка, зверобой, полынь, крапива и другие целебные травы . После Купала такой венок служил оберегом весь год. Его вешали над дверью - чтобы сквозь него ни один недобрый взгляд не проник. Если кто-то из домочадцев заболевал, хозяйка отщипывала немного травы от венка и бросала в отвары, чаи. Часто к следующему празднику Купала от венка оставался лишь ободок, который и сжигался в купальском костре .

Защитные обряды на Ивана Купала

  • В купальскую ночь по земле ходит счастье, но вместе с ним и нечистая сила. Поэтому для защиты за два дня до праздника под крышу дома клали сорванные лопухи .
  • Купальской ночью хозяева не спали, потому что нечисть может испортить коня, корову или, что еще хуже, поселиться в доме навсегда.
  • Чтобы уберечь себя от несчастий, клали на пороге и на подоконниках крапиву .
  • Девушки на Ивана Купала носили за поясом чеснок.
  • Запирали лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь точно не воротится!

фото Д.Фролов fotograf-frolov.com

Cоветы