Святые равноапостольные цари константин и елена. Равноапостольные елена и константин в россии

Каждый год 3 июня православная церковь почитает память царя Константина и его матери Равноапостольной Елены.

Во времена гонений христиан на территории Британии и Галлии, равноапостольный Константин, сын императора Констанция Хлора, возродил на своих землях веру во Христа. Любовь и уважение к этой религии мальчику были привиты с детства, поскольку его мать была христианкой. К тому же сам император-отец не преследовал приверженцев христианства, в отличие от своих соправителей – Деоклитиана и Максимиана, проявляющих особую жестокость в гонениях людей этой веры исповедания.

После смерти Констанция к власти пришел Константин. Он сразу же провозгласил свободу христианства на своих землях, а вскоре и на всей Римской империи, избавив от гонений всех, кто верит во Христа. Новый император приложил много усилий, чтобы избавиться от противников этой религии. Царица Елена, с приходом сына на трон, совершила множество благих дел для поддержания и развития христианства. По ее велению было построено множество церквей в местах, где процветало язычество, а также привезен тот самый Животворящий крест, на котором был распят Иисус Христос, за что ее именовали Равноапостольной.

За время правления при поддержке своей матери император Константин сумел за 300 лет впервые дать возможность людям свободно оставаться верными христианству.


День святых Елены и Константина 2020 - поздравления

Святым великим посвящаем
Молитвы светлые сегодня,
Мы Константина прославляем,
Что был спасителем народа,

Что победил своею верой
Язычников в родном краю,
С прекрасной матерью Еленой
Он милость даровал свою

Всем православным христианам!
Стоят нетронуто в веках
Великие, славные храмы
С золотом в колоколах!

Святому Константину мы
Свои молитвы посвящаем,
Он уберёг всех нас от тьмы,
Язычество прочь изгоняя,

Он с милой матерью своей,
Чудесной, доброю Еленой
Спасал народы сих земель
От горя, смерти, боли, тлена!

Мы не забудем имена
Прекрасных, дорогих святых,
Звенят пускай колокола,
Молитвы пусть звучат для них!

В День прекраснейших святых
Константина и Елены
Зажгутся свечи пусть в честь них,
Их подвиги для нас бесценны,

Они, храня в сердцах своих
Веру в истинного Бога,
Показали для других
Благословенную дорогу!

Будем славить в этот час
Святую мать с великим сыном,
Молитвы будут пусть звучать
В честь Елены с Константином!

Открытка на День святых Елены и Константина 2020

Нажмите на репост, чтобы скопировать в соц. сеть

3 июня - день памяти святых царя Константина и его матери царицы Елены. В Православной Церкви великие мать и сын прославлены как равноапостольные - столь значим их подвиг проповеди Евангелия и обращения в веру народов. Константин родился в сербском городе Ниш, в 272 году. Елена - в Дрепане (Малая Азия), впоследствии переименованном в честь нее в Еленополис. Год рождения самой Елены точно не установлен...

Амвросий Медиоланский писал, что Елена была дочерью трактирщика и познакомилась с будущим императором Констанцием Хлором, отцом Константина, когда тот, еще молодой офицер, объезжал лошадей, а она подавала ему вино.

Когда Константину был 21 год, его отец развелся с Еленой, чтобы жениться на дочери императора Максимиана и укрепить свое положение при дворе. Он стал цезарем провинции Галлия Белгика. В 306 году, после его смерти, Константин был провозглашен императором этой провинции.

В 312 году Константин вступил в борьбу за власть с узурпатором Максенцием. Накануне решающей битвы он увидел сон: ему необходимо начертать изображение христианского креста на стягах, и тогда он одержит победу («и сим победиши»). Так и вышло. Константин стал императором западной части Римской империи. Полностью объединить земли ему удалось в 321 году.

В 313 году в Милане на свадьбе своей сестры уверовавший во Христа Константин огласил эдикт, которым легализовал христианство на территории Римской империи. В качестве почетного гостя на пир был приглашен и император Диоклетиан, ярый гонитель христиан. Впрочем, он не приехал.

Елена, находясь в Трире, отдала часть своего дома христианской общине города, чтобы там устроили церковь. Она стала одной из древнейших официальных церквей, наряду с храмом Гроба Господня и храмом Рождества в Вифлееме. Константин даровал своей матери титул императрицы. Первые найденные монеты с ее изображением датируются 318 годом.

Святая Елена стала христианкой в 60 лет. В 326 году она совершила паломничество в Иерусалим, где предприняла археологические изыскания, обнаружив Крест Господень, гвозди и табличку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский». На момент этого путешествия ей было около 80 лет.

В 325 году Константин созвал Первый вселенский собор, где был сформулирован Символ веры христиан. На этом соборе император лично приветствовал исповедников веры, пострадавших в годы гонений, целуя их раны. В 320 году он перенес столицу Римской империи в новый город - Константинополь, который впоследствии стал центром Восточной империи - Византии.

Константин всю жизнь мечтал принять крещение в Иордане, но крестился незадолго до смерти в своей резиденции близ Константинополя. Умер он в 337 году. Точная дата смерти Елены неизвестна

Благодарим Тимофея Китниса за помощь в подготовке материала
Рисунки Елены Поповской

Свя-той им-пе-ра-тор Кон-стан-тин (306-337), по-лу-чив-ший от Церк-ви име-но-ва-ние "рав-ноап-о-столь-ный", а во все-мир-ной ис-то-рии на-име-но-ван-ный Ве-ли-ким, был сы-ном це-за-ря Кон-стан-ция Хло-ра (305-306), пра-вив-ше-го стра-на-ми Гал-ли-ей и Бри-та-ни-ей. Огром-ная Рим-ская им-пе-рия бы-ла в то вре-мя раз-де-ле-на на За-пад-ную и Во-сточ-ную, во гла-ве ко-то-рых на-хо-ди-лись два са-мо-сто-я-тель-ных им-пе-ра-то-ра, имев-шие со-пра-ви-те-лей, од-ним из ко-то-рых в За-пад-ной по-ло-вине и был отец им-пе-ра-то-ра Кон-стан-ти-на. Свя-тая ца-ри-ца Еле-на, мать им-пе-ра-то-ра Кон-стан-ти-на, бы-ла хри-сти-ан-кой. Бу-ду-щий пра-ви-тель всей Рим-ской им-пе-рии - Кон-стан-тин - был вос-пи-тан в ува-же-нии к хри-сти-ан-ской ре-ли-гии. Отец его не пре-сле-до-вал хри-сти-ан в управ-ля-е-мых им стра-нах, в то вре-мя, как во всей осталь-ной Рим-ской им-пе-рии хри-сти-ане под-вер-га-лись же-сто-ким го-не-ни-ям со сто-ро-ны им-пе-ра-то-ров Дио-кли-ти-а-на (284-305), его со-пра-ви-те-ля Мак-си-ми-а-на Га-ле-рия (305-311) - на Во-сто-ке и им-пе-ра-то-ра Мак-си-ми-а-на Гер-ку-ла (284-305) - на За-па-де. По-сле смер-ти Кон-стан-ция Хло-ра сын его Кон-стан-тин в 306 го-ду был про-воз-гла-шен вой-ска-ми им-пе-ра-то-ром Гал-лии и Бри-та-нии. Пер-вым де-лом но-во-го им-пе-ра-то-ра бы-ло про-воз-гла-сить в под-власт-ных ему стра-нах сво-бо-ду ис-по-ве-да-ния хри-сти-ан-ской ве-ры. Фа-на-тик язы-че-ства Мак-си-ми-ан Га-ле-рий на Во-сто-ке и же-сто-кий ти-ран Мак-сен-тий на За-па-де нена-ви-де-ли им-пе-ра-то-ра Кон-стан-ти-на и зло-умыш-ля-ли его низ-ло-жить и убить, но Кон-стан-тин пре-ду-пре-дил их и в ря-де войн с по-мо-щью Бо-жи-ей раз-бил всех сво-их про-тив-ни-ков. Он мо-лил Бо-га дать ему зна-ме-ние, ко-то-рое во-оду-ше-ви-ло бы его вой-ско храб-ро сра-жать-ся, и Гос-подь явил ему на небе си-я-ю-щее зна-ме-ние Кре-ста с над-пи-сью "Сим по-беж-дай". Сде-лав-шись пол-но-власт-ным пра-ви-те-лем За-пад-ной ча-сти Рим-ской им-пе-рии, Кон-стан-тин из-дал в 313 го-ду Ми-лан-ский эдикт о ве-ро-тер-пи-мо-сти, а в 323 го-ду, ко-гда во-ца-рил-ся как един-ствен-ный им-пе-ра-тор над всей Рим-ской им-пе-ри-ей, рас-про-стра-нил дей-ствие Ми-лан-ско-го эдик-та и на всю во-сточ-ную часть им-пе-рии. По-сле трех-сот лет го-не-ний хри-сти-ане впер-вые по-лу-чи-ли воз-мож-ность от-кры-то ис-по-ве-до-вать свою ве-ру во Хри-ста.

От-ка-зав-шись от язы-че-ства, им-пе-ра-тор не оста-вил сто-ли-цей им-пе-рии древ-ний Рим, быв-ший цен-тром язы-че-ско-го го-су-дар-ства, а пе-ре-нес свою сто-ли-цу на во-сток, в го-род Ви-зан-тию, ко-то-рая и бы-ла пе-ре-име-но-ва-на в Кон-стан-ти-но-поль. Кон-стан-тин был глу-бо-ко убеж-ден, что толь-ко хри-сти-ан-ская ре-ли-гия мо-жет объ-еди-нить огром-ную раз-но-род-ную Рим-скую им-пе-рию. Он вся-че-ски под-дер-жи-вал Цер-ковь, воз-вра-щал из ссыл-ки ис-по-вед-ни-ков-хри-сти-ан, стро-ил церк-ви, за-бо-тил-ся о ду-хо-вен-стве. Глу-бо-ко по-чи-тая крест Гос-по-день, им-пе-ра-тор же-лал най-ти и са-мый Жи-во-тво-ря-щий Крест, на ко-то-ром был рас-пят Гос-подь наш Иисус Хри-стос. Для этой це-ли он на-пра-вил в Иеру-са-лим свою мать - свя-тую ца-ри-цу Еле-ну, дав ей боль-шие пол-но-мо-чия и ма-те-ри-аль-ные сред-ства. Вме-сте с Иеру-са-лим-ским Пат-ри-ар-хом Ма-ка-ри-ем свя-тая Еле-на при-сту-пи-ла к по-ис-кам, и Про-мыс-лом Бо-жи-им Жи-во-тво-ря-щий Крест был чу-дес-ным об-ра-зом об-ре-тен в 326 го-ду. На-хо-дясь в Па-ле-стине, свя-тая ца-ри-ца мно-гое со-вер-ши-ла в поль-зу Церк-ви. Она при-ка-за-ла осво-бо-дить все ме-ста, свя-зан-ные с зем-ной жиз-нью Гос-по-да и Его Пре-чи-стой Ма-те-ри, от вся-ких сле-дов язы-че-ства, по-ве-ле-ла воз-двиг-нуть в этих па-мят-ных ме-стах хри-сти-ан-ские церк-ви. Над пе-ще-рой Гро-ба Гос-под-ня сам им-пе-ра-тор Кон-стан-тин по-ве-лел со-ору-дить ве-ли-ко-леп-ный храм в сла-ву Вос-кре-се-ния Хри-сто-ва. Свя-тая Еле-на от-да-ла Жи-во-тво-ря-щий Крест на хра-не-ние Пат-ри-ар-ху, часть же Кре-ста взя-ла с со-бой для вру-че-ния им-пе-ра-то-ру. Раз-дав в Иеру-са-ли-ме ще-д-рую ми-ло-сты-ню и устро-ив тра-пезы для бед-ных, во вре-мя ко-то-рых са-ма при-слу-жи-ва-ла, свя-тая ца-ри-ца Еле-на воз-вра-ти-лась в Кон-стан-ти-но-поль, где вско-ре скон-ча-лась в 327 го-ду.

За свои ве-ли-кие за-слу-ги пе-ред Цер-ко-вью и тру-ды по об-ре-те-нию Жи-во-тво-ря-ще-го Кре-ста ца-ри-ца Еле-на име-ну-ет-ся рав-ноап-о-столь-ной.

Мир-ное су-ще-ство-ва-ние хри-сти-ан-ской Церк-ви бы-ло на-ру-ше-но воз-ник-ши-ми внут-ри Церк-ви нестро-е-ни-я-ми и раз-до-ра-ми от по-явив-ших-ся ере-сей. Еще в на-ча-ле де-я-тель-но-сти им-пе-ра-то-ра Кон-стан-ти-на на За-па-де воз-ник-ла ересь до-на-ти-стов и но-ва-ци-ан, тре-бо-вав-ших по-вто-ре-ния кре-ще-ния над от-пад-ши-ми во вре-мя го-не-ний хри-сти-а-на-ми. Эта ересь, от-верг-ну-тая дву-мя по-мест-ны-ми со-бо-ра-ми, бы-ла окон-ча-тель-но осуж-де-на Ми-лан-ским Со-бо-ром 316 го-да. Но осо-бен-но гу-би-тель-ной для Церк-ви ока-за-лась воз-ник-шая на Во-сто-ке ересь Ария, дерз-нув-ше-го от-верг-нуть Бо-же-ствен-ную сущ-ность Сы-на Бо-жия и учить о твар-но-сти Иису-са Хри-ста. По по-ве-ле-нию им-пе-ра-то-ра был со-зван в 325 го-ду Пер-вый Все-лен-ский Со-бор в го-ро-де Ни-кее. 318 епи-ско-пов со-бра-лись на этот Со-бор, его участ-ни-ка-ми бы-ли епи-ско-пы-ис-по-вед-ни-ки в пе-ри-од го-не-ний и мно-гие дру-гие све-тиль-ни-ки Церк-ви, сре-ди ко-то-рых - свя-ти-тель Ни-ко-лай Мир-ли-кий-ский. Им-пе-ра-тор при-сут-ство-вал на за-се-да-ни-ях Со-бо-ра. Ересь Ария бы-ла осуж-де-на и со-став-лен Сим-вол ве-ры, в ко-то-рый был вне-сен тер-мин "Еди-но-сущ-ный От-цу", на-все-гда за-кре-пив-ший в со-зна-нии пра-во-слав-ных хри-сти-ан ис-ти-ну о Бо-же-ствен-но-сти Иису-са Хри-ста, при-няв-ше-го че-ло-ве-че-скую при-ро-ду для ис-куп-ле-ния все-го че-ло-ве-че-ско-го ро-да.

Мож-но удив-лять-ся глу-бо-ко-му цер-ков-но-му со-зна-нию и чув-ству свя-то-го Кон-стан-ти-на, вы-де-лив-ше-му опре-де-ле-ние "Еди-но-сущ-ный", слы-шан-ное им в пре-ни-ях Со-бо-ра, и пред-ло-жив-ше-му вне-сти это опре-де-ле-ние в Сим-вол ве-ры.

По-сле Ни-кей-ско-го Со-бо-ра рав-ноап-о-столь-ный Кон-стан-тин про-дол-жал ак-тив-ную де-я-тель-ность в поль-зу Церк-ви. В кон-це жиз-ни он при-нял Свя-тое Кре-ще-ние, под-го-то-вив-шись к нему всей сво-ей жиз-нью. Скон-чал-ся свя-той Кон-стан-тин в день Пя-ти-де-сят-ни-цы в 337 го-ду и был по-гре-бен в церк-ви Свя-тых апо-сто-лов в за-ра-нее при-го-тов-лен-ной им гроб-ни-це.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь равноапостольным царю Константину Великому и матери его, царице Елене, глас 8

Кpеста́ Твоего́ о́бpаз на Небеси́ ви́дев/ и, я́коже Па́вел, зва́ние не от челове́к пpие́м,/ в цаpе́х апо́стол Твой, Го́споди,/ Ца́pствующий гpад в pуце́ Твое́й положи́,/ его́же спаса́й всегда́ в ми́pе моли́твами Богоpо́дицы,// Еди́не Человеколю́бче.

Перевод: Креста Твоего образ узрев на небе, и, как Павел, услышав призыв не от людей, среди царей - Апостол Твой, Господи, царствующий град вверил в руку Твою; его и сохраняй всегда в мире, по ходатайствам Богородицы, Единый Человеколюбец.

Кондак равноапостольным царю Константину Великому и матери его, царице Елене, глас 3

Константи́н днесь с ма́терию Еле́ною/ Крест явля́ют, всечестно́е дре́во,/ всех у́бо иуде́ев посрамле́ние су́ще,/ ору́жие же на проти́вныя ве́рных люде́й:// нас бо ра́ди яви́ся зна́мение ве́лие// и во бране́х гро́зное.

Перевод: В сей день Константин со своей матерью Еленою Крест являют - всесвященное древо; оно - для всех иудеев бесславие, но оружие на противников верным [царям]. Ибо ради нас явилось это великое и в битвах грозное.

Величание равноапостольным царю Константину Великому и матери его, царице Елене

Велича́ем вас,/ святи́и благове́рнии и равноапо́стольнии ца́рие Константи́не и Еле́но,/ и чтим святу́ю па́мять ва́шу,/ вы бо святы́м Кресто́м// всю вселе́нную просвети́ли есте́.

Молитва равноапостольным царю Константину Великому и матери его, царице Елене

О, преди́внии и всехва́льнии ца́рие, святи́и равноапо́стольнии Константи́не и Еле́но! К вам, те́плым засту́пником, возно́сим на́ши недосто́йныя моли́твы, я́ко ве́лие и́мате дерзнове́ние ко Го́споду. Испроси́те у Него́ мир Це́ркви и всему́ ми́ру благоде́нствие. Нача́льником му́дрость, па́стырем попече́ние о па́стве, пасо́мым смире́ние, ста́рцем жела́нное упокое́ние, муже́м кре́пость, жена́м благоле́пие, де́вственником чистоту́, де́тем послуша́ние, младе́нцем христиа́нское воспита́ние, больны́м исцеле́ние, вражду́ющим примире́ние, оби́димым терпе́ние, оби́дящим страх Бо́жий. Приходя́щим в храм сей и моля́щимся в нем свято́е благослове́ние и всем вся по коего́ждо проше́нию поле́зная, да хва́лим и пое́м Благоде́теля всех Бо́га в Тро́ице сла́вимаго Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая равноапостольным царю Константину Великому и матери его, царице Елене

О, святи́и равноапо́стольнии Константи́не и Еле́но! Изба́вите прихо́д сей и храм наш от вся́каго наве́та вра́жия и не оста́вите заступле́нием ва́шим нас, немощны́х (имена) , умоли́те бла́гость Христа́ Бо́га на́шего дарова́ти нам по́мыслов мир, от па́губных страсте́й и вся́кой скве́рны воздержа́ние, благоче́стие же нелицеме́рное. Испроси́те нам, уго́дницы Бо́жии, свы́ше дух кро́тости и смиренному́дрия, дух терпе́ния и покая́ния, да про́чее вре́мя жития́ на́шего в ве́ре и сокруше́нии серде́чнем поживе́м, и та́ко в час сконча́ния на́шего благода́рно восхва́лим просла́вльшаго вас Го́спода, Безнача́льнаго Отца́, Единоро́днаго Его́ Сы́на и Единосу́щнаго Всеблага́го Ду́ха, Тро́ицу Неразде́льную, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Песнь 1

Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.

Едине Небесный Царю, царствующаго греха ныне во мне Твоих угодников мольбами смиренную душу мою свободи.

Горняго быв рачитель Царствия, блаженне Константине, Царю всех и Владыце, умом чистым веровав, послужил еси.

Светом облиставшися Богоначальным, тьму неразумия оставила еси воистинну, Богомудрая Елено, приискренно Царю веков поработала еси.

Богородичен: Дверь Божественнаго востока, отверзи ми двери покаяния и от дверей смертоноснаго греха ходатайством Твоим избави мя, Владычице.

Песнь 3

Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине Человеколюбче.

Возмездия Небесная получити потщался еси, темже зовущему, Богомудре, последовал еси, и тьму оставил еси, отче, преданныя ти лести, и светильник Духом Божественным был еси.

Христу прилепившися и на Него, всечестная, всю возложивши надежду, священная Его места достигла еси, в нихже пречистыя страсти, воплотився, претерпе, Преблагий.

Спасительное оружие, неразоримое одоление, христианскую надежду, Крест Честный, завистию сокровенный, ты явила еси, Божественным распаляема желанием, Богоблаженная.

Богородичен: Священнаго гражданства отпад, Пречистая, приложихся скотом и осужден весь бых; Яже Судию рождшая, всякаго осуждения избави и спаси мя.

Седален, глас 8

Чувства простер к Небеси и звездную навыкнув доброту, от сих тайноучим бывая всяческих Господа, крестное же оружие посреде облиста, написуя о сем побеждати и державным быти. Темже, души твоея отверз очеса, письмо прочел еси и образу научився, Константине всечестне, моли Христа Бога согрешений оставление даровати празднующим любовию святую память твою.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество.

С Небесе, яко Павла тя древле, уловляет Христос Господь, Константине, научая тя Царя Единаго Сего почитати.

Пресветлым знамением тя, блаженне, звездами Христос Солнце озаряет и светильника тя омраченным показа.

И нравы Боголюбива и Божественными деянии досточудна, блаженная, была еси: сего ради верою тя славим.

Являеши крыемую леты многими ныне Божественную победу Креста, имже спасохомся и демонския прелести избавихомся.

Богородичен: Душу мою озари, омраченную согрешеньми, Яже Солнце правды рождшая, Приснодево.

Песнь 5

Ирмос: Утренююще, вопием Ти: Господи, спаси ны, Ты бо еси Бог наш, разве Тебе, инаго не вемы.

Утреневав к незаходимому Солнцу и Владыце, царю Богомудре, света исполнен был еси.

Любовь и совершенное милосердие, яко порфиру, носящи, вселилася еси ныне в Вышняя Царствия.

Совокупилася еси со безплотных, Елено, ликостоянии, Богу угодивши добродетельными твоими деянии.

Богородичен: Дево, душу мою очисти, оскверненную сластьми телесными, наветом змииным.

Песнь 6

Ирмос: Молитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.

Собрал еси Богоносных отец блаженный лик преславно и теми, Константине, всех обуреваемая сердца утвердил еси единочестна славословити Рождшему, Слова и сопрестольна.

Веровавши в Господа жива, еже быти всем подающаго, мерзских и суетных идолов мертвенная отринула еси служения и прияла еси радостно, Елено, Царство Небесное.

Дланию Твоею окормляеми, Слове, неведения глубочайшую тьму и лютаго безбожия бурю Тобою царствовавшии отринуша и приведошася к тихим благочестия пристанищам, радующеся.

Богородичен: Исцели неисцельно недуговавшее и ухаплением лукаваго люте уязвившееся сердце мое, Отроковице, и Твоего исцеления сподоби, и спаси мя, на Тя надеющагося, мольбами Твоими, Пречистая.

Кондак, глас 3

Константин днесь с материю Еленою Крест являют, всечестное древо, всех убо иудеев посрамление суще, оружие же на противныя верных людей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Икос

Константина, вернии, с материю почтим: Давида бо и сии словеса услышавше, на кедре, и певге, и кипарисе, тресложный Крест познаша, имже спасительная страсть последова, и вся представиша иудеи, уготовитися показати людем велие оправдание, сокровенное зависти ради и ненависти тех, и, сие обретше, показаша они. Сего ради всем победоноснии явишася, оружие носяще необоримое, знамение велие и во бранех грозное.

Песнь 7

Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи попраша пламень дерзновенно и на росу огнь преложиша, вопиюще: благословен еси, Господи Боже, во веки.

Твоя повеления сохраняя, повинуся Твоему закону Константин. Темже беззаконнующих низложи ополчения, вопия Тебе: Господи Боже, благословен еси.

Древо, еже всех извлекшее, досточудне, из рова погибели, загребенное завистию, нам открываеши, погребаяй демоны всегубительныя во веки.

Деянии Божественными создала еси сердце твое церковь Богу, Елено, и храмы священныя Тому соделала еси, идеже плотию пречистыя нас ради подъят страсти.

Богородичен: Волею моею согрешаяй и порабощен безместными обычайми, ко обычному Твоему ныне притекаю милосердию, отчаяннаго спаси мя, Пресвятая Богородице.

Песнь 8

Ирмос: Седмерицею пещь халдейский мучитель Богочестивым неистовно разжже, силою же лучшею спасены, сия видев, Творцу и Избавителю вопияше: отроцы, благословите, священницы, воспойте, людие, превозносите во вся веки.

Яко багряницею, славне, одеявся милосердием, и якоже хламидою, в добрую кротость венцем украшен был еси добродетелей совершенным умом и, преставлься от земли к Вышнему Царствию, зовеши: иереи, благословите, людие, превозносите Христа во веки.

Веселящуюся видящии с сыном тя Богомудрым, славная Елено, в Божии Царствии, Христа величаем, ваш честный праздник показавшаго нам, паче лучи солнечныя нас озаривший, верно поющих: людие, превозносите Христа во веки.

Яко чудно желание твое и нрав Божественный, славная Елено, женам похвало: мест бо достигши, честныя страсти подъемших, Владыце всех храмы прекрасными удобрила еси, вопиющи: людие, превозносите Христа во вся веки.

Богородичен: Души моея очи, многими преступлении ослепленныя, Богородице, просвети, ум мой умири и сердце, молюся, смущенное сластьми многообразными, и спаси мя, вопиюща: иереи, благословите, людие, превозносите Чистую во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Ужасеся о сем Небо, и земли удивишася концы, яко Бог явися человеком плотски и чрево Твое бысть пространнейшее небес. Тем Тя, Богородицу, Ангелов и человек чиноначалия величают.

Гроб, идеже лежит священное, Константине, и честное тело твое, зарю Божественных исцелений чисте приступающим всегда источает, страстей различных тьму отгоня и светом невечерним просвещая восхваляющих тя.

Свято свою скончавши жизнь, со святыми ныне вселилася еси, освящения исполнена бывши и просвещения. Темже и исцелений всегда источаеши реки, и страсти попаляеши, Елено блаженная, и напаяеши души наша.

Пребезначальне безсмертне Царю, Царствия Вышняго сподобил еси, ихже благочестно древле оправдал еси на земли, еже царствовати, Господи, Тя возлюбивших чисте, Елену святую и великаго Константина, ихже молитвами всех ущедри.

Богородичен: Всех Царя и Творца заченши, Дево, родила еси и се ныне, якоже Царица одесную Сего, Чистая, предстоиши. Темже молю Тя: шуия части избави мя в час суда и десным овцам сопричти.

Светилен

Светильницы, просветившии вселенную всю благочестия верою, вы явистеся воистинну, Боговенчанне Константине и Елено славная. Вас возвеличившаго Христа песньми славословим, Дивнаго во святых.

Кондак 1

Избраннии предвечным Царем, святии равноапостольнии Константине и Елено, на всемирное воздвижение Животворящаго и Спасительнаго Креста Господня, имже соделася спасение рода человеческаго, искупленнаго кровию пригвожденнаго на нем Агнца Божия, да вси праведнии и грешнии благодарственно взывают вам:

Икос 1

Ангельский собор на земли зряше велие чудо — како обретеся Святое Древо, на много лет в недрех земли бездушным камением хранимое, ныне же руками архиерейскими возносимое, людие же видевше сие, ниц на землю падоша, слезно вопия: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!» Вас же, святии равноапостольнии Константине и Елено, смиренно величаху:

Радуйся, блаженная мати, зело возлюбившая Христа;

радуйся, боговенчанный сыне, слуго Небеснаго Царя.

Радуйтеся, земнии Ангели и небеснии человецы;

радуйтеся, строителие таин Божиих.

Радуйтеся, яко вами небо и земля духовно возрадовашася;

радуйтеся, яко от всех земнородных вкупе прославишася.

Радуйтеся, достойнии носителие имене Христова;

радуйтеся, два светила великая во вселенней.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 2

Видев славный Константин во время брани с Максентием в полудни Крест на небе, светом сияющий, и письмена «Сим побеждай», повеле оковати все оружие и шлемы бранные, да до конца победив врага помощию Крестною, воспоют распятому Христу победную песнь: Аллилуиа.

Икос 2

Разум твой, не просвещен еще святым крещением, царю Константине, просвети Господь во сне нощию, научая победити врага крестным знамением, мы же, дивяся таковому Промыслу Божию о тебе, взываем сице:

Радуйся, двукратным видением Креста свыше озаренный;

радуйся, паче всех царей земных превознесенный.

Радуйся, свыше предызбранный на апостольское служение;

радуйся, победителю врагов видимых и невидимых.

Радуйся, Крест Господень зело прославивый;

радуйся, Церкви Христовой вся силы отдавый.

Радуйся, врага спасения человеческаго посрамивый;

радуйся, честным Крестом главу его сокрушивый.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 3

«Силою Креста во брани, - ведал еси, богомудре Константине - Аз спасох град сей от врагов, и сердце мое уязвлено любовию распятаго Христа, Егоже чту, Емуже покланяюся и не возбраняю любящим Его пети блаженную песнь: Аллилуиа».

Икос 3

Имея в сердцы чувство живыя христианския веры, великий Константин повеле, да сокрушатся идолы и да созиждутся храмы, идеже сонмы Ангелов и лики праведных выну молят своего Создателя. Мы же недостойнии, просяще о мире мира и добром ответе на Страшнем Судищи Христове, зовем вам:

Радуйтеся, первии во христианех царие;

радуйтеся, милосердием и властию украшеннии.

Радуйтеся, любовию и правдою одеяннии;

радуйтеся, от вражиих прелестей избавленнии.

Радуйтеся, уставов церковных хранителие;

радуйтеся, девства и целомудрия любителие.

Радуйтеся, языческия храмы нa земли упразднившии;

радуйтеся, день воскресный праздновати установившии.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 4

Бурныя потоки христианския крове твоим повелением, святый Константине, прияша конец; сущии в темницех получиша ослабу, крыющиися во пещерах и горах вспять возвращахуся, и чада Церкве лобзанием святым во объятии встречаху друг друга, воспевая Богу песнь хвалы: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше мученицы и страдальцы Христовы повеление твое, богоблаженне Константине, да свободно исповедают веру Христову, возвеселишася и со слезами радости воспеваху ти сице:

Радуйся, великаго Рима украшение;

радуйся, узников Христовых свобождение.

Радуйся, языческаго мира упразднение;

радуйся, идолов и кумиров сокрушение.

Радуйся, прав и законов утверждение;

радуйся, чар волшебных и гаданий карательное запрещение.

Радуйся, о Церкви пекийся, аки чадолюбивая мати;

радуйся, возбранивый осужденных на крестех распятие.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 5

Воскресение Христово видевше, воспеваху людие: се Крест, имже прииде радость всему миру. Неведомо бысть миру оружие, имже новый Давид победи смерть, сокрыто бысть от поклонения верных людий, Ангелы токмо охраняху честный Крест, немолчно воспевая: Аллилуиа.

Икос 5

Видя осмидесятилетняя старица, богомудрая мати Елена, сердце твое, пречудне царю Константине, желанием исполнено к прославлению Святаго Древа, сама со тщанием приемлет труды, да открыет сокровище на поклонение всем языком, с любовию зовущих вам таковая:

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, царие премудрии;

радуйтеся, двоице святая, Богом возлюбленная.

Радуйтеся, любовию к Нему аки Серафими пламеневшии;

радуйтеся, ревностию аки Апостолы послужившии.

Радуйтеся, усердием вашим яко жены с миры пришедшии;

радуйтеся, за подвиги ваша от всех земнородных славимые.

Радуйтеся, яко Ангелы с вами ликуют на небеси;

радуйтеся, яко человецы выну восхваляют вас на земли.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 6

Проповедником тайны, идеже бе треблаженное Древо, бысть некий Иуда, иже не хоте указати место сие, сего ради изнурен бысть гладом во глубине кладенца по повелению святой царицы Елены, ейже Дух Святый откры, да употребит всякое усилие для взыскания Креста Господня на радость православным христианом, поющим Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия луч Божественнаго света в сердцы Иуды, непреклоннаго доселе к прошениям и увещаниям богомудрой царицы Елены, иже, отверз уста, глаголаше: «Близ Голгофы, в капище Венеры, обрящете Крест вашего Христа». Оттоле начата искати, многи труды понесоша, не обретше жe сокровища, зело изнемогша. Егда же ощутиша велие благоухание из недр земли, усугубиша труды и обретоша три креста, тогда вернии людие прославляху вас со слезами:

Радуйтеся, треблаженнаго Древа усердные искателие;

радуйтеся, дела апостольскаго неленостные продолжателие.

Радуйтеся, торжество веры православныя явившии;

радуйтеся, люди, чтущии Крест Господень, зело возвеселившии.

Радуйтеся, воздух животворным знамением освятившии;

радуйтеся, обретением Креста оставившии людем память вечную.

Радуйтеся, принесшии всему миру радость безконечную.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 7

Хотя тщательно уведети Крест, на немже принесеся Жертва Святая, да не воздадят честь Креста иному, блаженный патриарх Макарий повеле возложити кресты на болящу и мертва, сии же ожиша и здрави бяху, тогда людие, видевше чудо, падоша ниц до земли, Животворящему Кресту, победителю смерти и ада, поюще: Аллилуиа.

Икос 7

Новый христианский храм созидает мудрая царица Елена на Голгофе для всемирнаго воздвижения Животворящаго Креста Господня, безчисленное же множество людий молиша блаженнаго патриарха Макария, да сподобятся узрети Господень Крест. Он же, смирения сый исполнен, с освященным собором высоко подъяша Крест, да видят вси; зряще сие, племена и языцы с благоговением и радостию восклицаху:

Радуйся, Треблаженное Древо, имже спасеся двоица первозданная;

радуйся, Честное Древо, имже ад испусти узники.

Радуйся, Честное Древо, Архангелами и Ангелами хранимое;

радуйся, Честное Древо, пророками богоглаголивыми предзримое.

Радуйся, Честное Древо, преподобных и праведных веселие;

радуйся, Честное Древо, кающихся грешников надеждо и спасение.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 8

Странствующему на земли нашего ради спасения, Иже не имеяше, где главы подклонити, воздвигоша храмы, богомудрии Константине и Елено, в Вифлееме рождшемуся, на Голгофе, идеже распятся, на горе Елеон, отонюдуже вознесеся к Безначальному Отцу, и у дуба Мамврийска, идеже Авраам пригласи Его странна, да вси вернии непрестанно поют Серафимскую песнь: Аллилуиа.

Икос 8

Все ваше служение бысть во славу Сладчайшаго Господа и Его Пречистыя Матере, Заступницы мира. Кий язык изречет подъятые вами труды? Кий разум постигнет радость, егда обретеся вами желаемый Крест Господень? Сего ради вси земнороднии благодарно взывают вам:

Радуйтеся, Ангельскою чистотою пожившии;

радуйтеся, всем сердцем Господа возлюбившии.

Радуйтеся, апостольскою ревностию потрудившиися;

радуйтеся, христианским смирением украсившиися.

Радуйтеся, вся добродетели в себе совокупившии;

радуйтеся, блаженство райское унаследовавшии.

Радуйтеся, яко зрите всегда Творца и Господа;

радуйтеся, яко мзда ваша многа на небесех.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 9

Всякое еретическое учение отвергше, богомудрии отцы и учителие, собравшиися повелением твоим, царю Константине, на первом Вселенстем соборе, Ария отгнаша и его пособников, и яко гром возгреме во вся концы песнь: Аллилуиа.

Икос 9

Витии сладковещаннии, богоноснии отцы, святители и учители на соборе Никейстем, Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский, Пафнутий Фиваидский, Павел Неокесарийский, Афанасий Александрийский и прочие исповедницы Христовы, иже, свыше умудрившеся, изложиша тамо Символ веры и всей Церкви узакониша пети Троицу Единосущную, принесше песнь благодарения Верховному Владыце всех Богу и сослужителю своему взывая:

Радуйся, достойный сыне матере своея богомудрыя Елены;

радуйся, подражавый ей во смирении неизреченно.

Радуйся, царю, превосходяй мудрость Соломона;

радуйся, стяжавый веру праотца Авраама.

Радуйся, законов и власти высокий архитектоне;

радуйся, новый Апостоле великаго града Константинополя.

Радуйся, милостивый и кроткий повелителю;

радуйся, перваго Никейскаго собора мудрый председателю.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 10

Спастися хотящим в побдвизе девства не возбранял еси, великий Константине, да чистым сердцем возносят молитвы Единому Богу о мире всего мира и, отрешеннии молвы житейския, яко Ангелы поют: Аллилуиа.

Икос 10

Стена, покров и защита бысть тебе во всем Сама Пречистая Дева, Владычица неба и земли. Ейже вручил еси новый град твой на брегах Босфора, да вси людие, укрепляеми Ея милосердым заступлением, воспоминающе веру и подвиги твоя, прехвальне Константине, благоумиленно взывают:

Радуйся, новую столицу Византии освятивый;

радуйся, заступлению и покровительству Матере Божией ю вручивый.

Радуйся, храм Божий во имя Ея создавый;

радуйся, горячия молитвы в нем возславый.

Радуйся, яко раб разумный таланты своя умноживый;

радуйся, волю свою в волю Божию предавый.

Радуйся, храмов святых украшение;

радуйся, пастырей Церкве Христовы вразумление.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 11

Пения и усердныя молитвы приносяще ныне во храме вашем, святии равноапостольнии царие Константине и Елено, просим со слезами: воздежите блаженнии ваши руце, имиже приясте Крест Святый, и молите распятаго на нем Господа, да в покаянии непрестанно зовем Ему: Аллилуиа.

Икос 11

Светла и радостна кончина ваша, святии равноапостольнии Константине и Елено, вы бо победоносное знамение в объятиях своих держаще, показуете сим, да возмет кийждо крест свой и, во смирении шествуя путь земнаго странствия, сподобится получить безболезненную кончину и Божественных Таин причащения, со слезами взывая вам:

Радуйтеся, яко поете Ему со Ангелы Трисвятое пение;

радуйтеся, яко с собором Апостолов Ему предстоите.

Радуйтеся, яко вкупе со всеми святыми райская селения зрите;

радуйтеся, бедных и убогих милостивии попечителие.

Радуйтеся, от уз и пленения скорые свободителие;

радуйтеся, праздника не почитающих строгие наказателие.

Радуйтеся, о всех чтущих память вашу пред Господем предстателие.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 12

Благодать мира, тишину испросите притекающим к вашему заступлению, угодницы Божии, сохраните отечество наше от врагов, находящих на ны, и междоусобныя брани, да милость Божию улучим вашими молитвами, вопиюще со всеми святыми Владыце Христу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще и восхваляюще вас, святии равноапостольнии царие Константине и Елено, празднуем святую память вашу и просим: не забудите нас, грешных, чтущих труды и подвиги ваша, да вси с верою и любовию зовем к вам:

Радуйтеся, града и храма сего покровителие;

радуйтеся, пастырем Церкве богомудрии учителие.

Радуйтеся, во тьме заблуждшим яркие светильницы;

радуйтеся, за отечество наше теплии пред Богом молитвенники.

Радуйтеся, яко больных, слепых и глухих исцеляете;

радуйтеся, яко от нечаянныя смерти избавляете.

Радуйтеся, еретиков и хульников веры страхом правосудия Божия устрашаете;

радуйтеся, грешникам кающимся прощения у Престола Божия испрошаете.

Радуйтеся, святии равноапостольнии Константине и Елено, обретшии Крест Господень, оружие спасительное.

Кондак 13

О двоице премудрая, великие царие Константине и Елено, приимите малое сие моление наше и приносимое вам хваление! Избавите чтущих святую память вашу от греховных страстей и вечнаго осуждения, да ходатайством вашим возможем до скончания дней своих покланятися Животворящему Древу Креста Господня и тамо, идеже сияет свет невечерний, пети во славу Креста: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й «Ангельский собор…» и кондак 1-й «Избраннии предвечным Царем…».

Молитва 1-я

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога, в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я

О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена) , умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякия скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков. Аминь.

День святых Елены и Константина — 3 июня.

Память правителя Римской империи равноапостольного

царя Константина и матери его царицы Елены

православная церковь чтит ежегодно 3 июня.

Будучи воспитанным матерью-христианкой и отцом,

не позволяющим преследовать приверженцев христианской

религии, Константин с детства впитал особое уважение

к вере. Став правителем, он направил все свои усилия,

чтобы свобода исповедания веры в Христа была провозглашена

во всех странах, подвластных ему. Царица Елена, мать

Константина, также совершила огромное множество

благих дел для Церкви, она строила храмы и, по настоянию

сына, даже привезла из Иерусалима тот самый

Животворящий Крест, на котором распяли Иисуса Христа,

за что также была удостоена именования Равноапостольной.

Для Елены...

Поздравление Елене

Был прав Парис, что предпочел

Богиням греческим Елену!

Пусть этот факт к войне привел

И пали Илиона стены.

Но что народы и цари!

Что города их проживанья!

Коль красоту избрал Парис

Своим предметом обожанья!

То было в древние года,

Давно легендой Троя стала.

А вот Елена навсегда

Прекрасным символом осталась!

@Имена в стихах

Для Константина

Есть легкие вина,

Есть крепкие вина,

А за Константина -

Нужна середина.

Нужна середина

Совсем не пустая.

Нет, за Константина -

Нужна золотая!

Нашли середину.

Так грянем трикрат:

Виват Константину!

Виват! Виват! Виват!!!

Значение имени Елена

Женское имя Елена имеет греческие корни и произошло

от слова “хеленос”, означающего “свет”, “светлая”,

“сияющая”. Первоначально оно произносилось “Селена”

(именно так греки называли луну), а потом преобразовалось

в Елену. На Руси это имя всегда было прообразом женской

красоты, этакой тонкой, умной и податливой

Елены Прекрасной. Интересно, что популярность имени

Елена пережило много столетий и в настоящее время оно

является таким же распространённым и популярным,

как раньше.

Характеристика имени Елена

Характер Елены отличается эмоциональностью и

жизнерадостностью. Она, как правило, очень общительная,

открытая, добрая, обаятельная и остроумная женщина,

которую привлекает всё прекрасное. В детском возрасте

это немного замкнутый, скромный и послушный ребёнок.

Учится маленькая Елена хорошо, но старательности

обычно не прилагает. Зато она любит помечтать, может

даже выдумать целый собственный мир, в котором она

богатая, пышно живущая, уверенная в себе красавица.

Взрослая Елена часто бывает довольно ленивой, но в целом

работу любит. Она легко находит общий язык с людьми,

умеет красиво флиртовать с мужчинами и дипломатично

избегать конфликтов. Друзей у неё очень много, но не всем

Елена раскрывается полностью. Поскольку она бывает очень

доверчивой, её легко обмануть. Такого друга обладательница

этого имени не простит, да ещё и попытается его наказать.

Совместимость со знаками Зодиака

Имя Елена подойдёт многим знакам Зодиака, но лучше всего

назвать им девочку, рождённую под покровительством Рака,

то есть с 22 июня по 22 июля. Попеременно открытый и

меланхоличный Рак во многом похож на Елену, которая под

его влиянием будет чувствовать большую потребность в семье,

домашнем уюте, но вместе с тем в обществе проявит

очарование и коммуникабельность. Кроме того, она станет

домовитой, чувствительной, богемной, доброй,

дипломатичной, ценящей семейные традиции и любящей

посидеть в одиночестве.

Плюсы и минусы имени Елена

Какие же плюсы и минусы можно отметить в имени Елена?

Положительно это имя характеризует его нежная красота,

привычность, хорошее сочетание с русскими фамилиями и

отчествами, а также наличие множества благозвучных

сокращений и уменьшительно-ласкательных форм,

таких как Лена, Леночка, Еленка, Ленуся, Ленуля, Ленчик.

А если учесть, что характер Елены также вызывает больше

позитивных, чем негативных эмоций, то явных минусов

в этом имени не просматривается.

Здоровье

Здоровье у Елены довольно крепкое, но у многих обладательниц

этого имени на протяжении жизни отмечаются проблемы с

поджелудочной железой, почками, кишечником или

позвоночником.

Любовь и семейные отношения

В семейных отношениях Елена проявляет большую заботу

о муже и детях, но всегда даёт понять, что стирка и уборка —

это не то, чем бы она хотела заниматься. В юности

довольно влюбчивая Елена, встретив своего будущего

супруга, преображается и, как правило, очень ревниво

относится к тому, что у мужа есть какие-то отдельные

от семьи увлечения. В спутники жизни она выбирает

мужчину со статусом или материальной перспективой,

но случается, что она влюбляется в человека, которого

просто пожалела.

Профессиональная сфера

Что касается профессиональной сферы, то из Елены

может получиться успешный художник, актриса, писатель,

журналист, психолог, дизайнер интерьеров, архитектор,

режиссёр, массажист, парикмахер.

Именины

Именины по православному календарю Елена отмечает

Свои именины в этот день совершают христиане, нареченные в честь святых Константина, Елены, Ярослава, Михаила, Феодора, Андрея.

Мир и благословение Божие да пребывает с вами, дорогие именинники. Радости вам и мира о Духе Святом.

Сегодня святая Церковь совершает память равноапостольных Константина и Елены.

Святой император Константин, получивший от Церкви именование равноапостольный, а во всемирной истории - Великий, был сыном цезаря Констанция Хлора, правившего странами Галлией и Британией. Огромная Римская империя в то время была разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина. Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи - Константин - был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклетиана, его соправителя Максимиана Галерия - на Востоке и императора Максимиана Геркула - на Западе.

После смерти Констанция Хлора сын его Константин в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью «Сим побеждай».

Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единовластный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.

Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская вера может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве. Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать - святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году. Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские храмы. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре и скончалась в 327 году. За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется равноапостольной.

Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри нее нестроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя Поместными Соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года. Но особенно губительной для Церкви оказалась возникшая на Востоке ересь Ария, дерзнувшего отвергнуть Божественную сущность Сына Божия и учить о тварности Иисуса Христа. По повелению императора в 325 году был созван I Вселенский Собор в городе Никее. 318 епископов собрались на этот Собор, его участниками были епископы-исповедники в период гонений и многие другие светильники Церкви, среди которых святитель Николай, архиепископ Мирликийский. Император присутствовал на заседаниях Собора. Ересь Ария была осуждена, и в составленный Символ веры, был внесен термин «Единосущный Отцу», навсегда закрепивший в сознании православных христиан истину о Божественности Иисуса Христа, принявшего человеческую природу для искупления всего человеческого рода.

Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение «Единосущный», слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести его в Символ веры.

После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял Святое Крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

Отец Савва пишет: «Прежде всего, усиленно молись Богу, с постом строгим о даровании духовного отца. Затем, когда молитва исполнится, необходимо иметь к духовному отцу полное доверие». Такое завещание он давал своим духовным чадам:

«Принести исповедь полную с шести лет. Просить установить правило для молитвы церковной и домашней, для сна, для работы. Перед приходом к духовному отцу с каким-либо вопросом усердно помолиться о том, чтобы Господь открыл ему Свою волю; идти к духовному отцу с полной верой, что Господь через него откроет нам Свою волю. Безусловно и точно выполнять все сказанное духовным отцом, иметь полное послушание к нему. Не скрывать от духовного отца ничего, никакого смущения, греха и прочего.

Если появится в отношении духовного отца какое-либо смущение, недоверие, подозрение, сразу же сказать об этом духовному отцу с полной откровенностью, иначе враг может вас погубить. Постоянно молиться за своего духовного отца и всегда испрашивать его благословения и молитв. В трудных обстоятельствах взывать ко Господу: «Господи, молитвами отца моего духовного (имя) спаси меня или помоги мне в том-то и том-то».

Если явится желание что-либо из данных духовным отцом правил изменить или в отношении удлинения молитв, поста и прочего, или, наоборот, уменьшения их, то делать это с благословения духовного отца».

Полезные мысли святых отцов:

«Чтобы иметь успех в борьбе со страстями, нужно позаботиться иметь опытного наставника, не ласкателя, а справедливого. И в земных науках требуются наставники и долгое обучение, так можно ли обойтись без них в самом трудном и великом деле небесном? Перед духовником благоговей, как перед слугой Божиим или ангелом, но не привязывайся к нему по-человечески, руку целуй, как икону или язвы Христовы, лишнего с ним не говори, тем более не шути, не старайся возбудить его расположение: ведь он дается не для дружбы, а для спасения души. Бойся же его развлекать или соблазнять. Плохо, если привяжешься к нему, и он заслонит собою образ Христа в твоем сердце. Для этого держи в памяти его наставления, но не черты его лица, иначе получишь не врачевание души, но вред».

Важнейшее духовное условие - чтобы человек не заслонял собою образ Христа, чтобы, как говорит митрополит Антоний Сурожский, священник был как бы «прозрачным»: сквозь него должен быть виден лик Христов.

«Якоже корабль, имеющий искусного кормчего, благополучно Божиим содействием входит в пристанище, так и душа, имущая доброго пастыря, удобно восходит на небо, хотя бы прежде и много зла сделала».

«Испытывающие какую-либо тревогу, или какое-либо недоумение, или раздвоение в своей совести должны обращаться к духовному своему отцу, опытному в деле духовной жизни (если не имеют своего духовника), сопровождая сие уповательною молитвою, да откроет Господь чрез них истину и подаст успокоительное разрешение недоумений и смущений, и затем совершенно успокаиваются на их слове».

«Все надо делать с благословения духовного отца. Благоразумен ты, что без благословения не входишь ни в какое общение с другими. Так будешь делать — легко сохранишь и спасешь себя».

В Церкви уделяется очень много внимания отношениям духовника и его чада. Есть и достаточно предупреждений о том, что нужно внимательно испытывать, чтобы не попасть вместо кормчего (того, кто управляет кораблем) на обычного гребца. Много говорится о правильном взаимоотношении: что не надо привязываться, искать душевности, дружбы. Возникающая душевность перекрывает духовные отношения, и возникает пристрастие, лицеприятие. Духовник должен быть врачом, а относясь к духовному чаду по-человечески (когда таким образом сложились отношения), теряет трезвость, ясность, чуткость и рассудительность и может принимать какие-то решения уже по человекоугодию, потому что все немощны. А это неполезно, так как не приносит духовного плода и результата.

Будем внимательны, дорогие мои! Будем просить Бога, чтобы Он даровал духовное руководство, дорожить этими отношениями, если они сложились, и понимать, что это определенная степень церковной зрелости - когда у человека есть постоянный священник для совета. Помогай нам всем Господь!

Священник Евгений Попиченко

Расшифровка: Нина Кирсанова

Сонник толкователь онлайн