Низшие божества в древнегреческом мифе. Древнегреческие боги

Религия Древней Греции относится к языческому политеизму. Боги играли важные роли в устройстве мира, выполняя каждый свою функцию. Бессмертные божества были похожи на людей и вели себя вполне по-человечески: грустили и радовались, ссорились и мирились, предавали и жертвовали своими интересам, хитрили и были искренними, любили и ненавидели, прощали и мстили, наказывали и миловали.

Вконтакте


Поведением, а также повелениями богов и богинь древние греки объясняли природные явления, происхождение человека, морально-нравственные устои, общественные отношения. Мифология отражала представления греков об окружающем их мире. Мифы зарождались в разных районах Эллады и со временем слились в упорядоченную систему верований.

Древнегреческие боги и богини

Главными считались боги и богини, принадлежащие к младшему поколению. Старшее поколение, воплощавшее силы вселенной и природные стихии, утратило господство над миром, не устояв под натиском младших. Победив, молодые боги выбрали своим домом гору Олимп . Древние греки из всех божеств выделяли 12 главных олимпийских богов. Итак, боги Древней Греции, список и описание:

Зевс - бог Древней Греции - в мифологии назван отцом богов, Зевсом-громовержцем, повелителем молний и облаков. Именно он обладает могущественной силой творить жизнь, противостоять хаосу, учреждать порядок и справедливый суд на земле. Легенды рассказывают о божестве, как о существе благородном и добром. Повелитель молний породил богинь Ор и Муз. Ор управляют временем и сезонами года. Музы несут людям вдохновение и радость.

Женой громовержца была Гера. Греки считали её вздорной богиней атмосферы. Гера - хранительница дома, покровительница жён, хранящих верность мужьям. С дочерью Илитией Гера ослабляла боли при родах. Зевс славился своей страстностью. После трехсотлетнего брака повелитель молний стал посещать обычных женщин, которые рождали от него героев - полубогов. Являлся Зевс своим избранницам в разных обликах. Перед красавицей Европой отец богов престал как бык с золотыми рогами. Данаю Зевс посетил как золотой дождь.

Посейдон

Морской бог - повелитель океанов и морей , покровитель моряков и рыбаков. Греки считали Посейдона справедливым богом, все кары которого посылались людям заслуженно. Готовясь к плаванию, моряки возносили молитвы не Зевсу, а владыке морей. Перед выходом в море на жертвенниках возносились курения, чтобы угодить морскому божеству.

Греки верили, что Посейдона можно увидеть при сильном шторме в открытом море. Его великолепная золотая колесница появлялась из морской пены, запряжённая быстроногими конями. Лихих коней владыка океана получил в подарок от брата Аида. Жена Посейдона - богиня шумящего моря Амфтрита. Трезубец - символ власти, давал божеству абсолютную власть над морскими глубинами. Посейдон отличался мягким характером, стремился избежать ссор. Его верность Зевсу не подвергалась сомнению - в отличие от Аида, повелитель морей не оспаривал первенства громовержца.

Аид

Господин подземного мира. Аид с женой Персефоной правил царством мёртвых. Жители Эллады боялись Аида больше, чем самого Зевса. Попасть в подземный мир - а тем более, вернуться - без воли мрачного божества невозможно. Аид путешествовал по поверхности земли в колеснице, запряжённой конями. Глаза лошадей пылали адским огнём. Люди в страхе молились, чтобы мрачный бог не забрал их в свои обители. Любимец Аида треглавый пёс Цербер охранял вход в царство мёртвых.

Согласно легендам, когда боги делили власть и Аиду досталось владычество над царством мёртвых, небожитель остался недоволен. Он посчитал себя униженным и затаил обиду на Зевса. Открыто Аид никогда не выступал против власти громовержца, но постоянно старался как можно больше навредить отцу богов.

Аид похитил прекрасную Персефону, дочь Зевса и богини плодородия Деметры, силой сделав её своей женой и правительницей подземного мира. Зевс не имел власти над царством мёртвых, поэтому отказал Деметре в просьбе вернуть дочь на Олимп. Огорчённая богиня плодородия перестала заботиться о земле, настала засуха, затем пришёл голод. Повелителю грома и молний пришлось заключить договор с Аидом, по которому Персефона две трети года будет проводить на небесах, а треть года в подземном мире.

Афина Паллада и Арес

Афина - наверное, самая любимая богиня древних греков. Дочь Зевса, рождённая из его головы, она воплощала три добродетели:

  • мудрость;
  • спокойствие;
  • проницательность.

Богиня победоносной энергии, Афина изображалась могущественной воительницей с копьём и щитом. Она также была божеством чистых небес, имела власть разгонять тёмные тучи своим оружием. Дочь Зевса путешествовала с богиней победы Никой. Афину призывали как защитницу городов и крепостей. Именно она ниспослала справедливые государственные законы Древней Элладе.

Арес - божество бурных небес , вечный соперник Афины. Сын Геры и Зевса, он почитался как бог войны. Воин, исполненный ярости, с мечом или копьём - таким рисовало Ареса воображение древним грекам. Бог войны наслаждался шумом боя и кровопролития. В отличие от Афины, которая рассудительно и честно вела битвы, Арес предпочитал яростные схватки. Бог войны утвердил трибунал - специальный суд над особо жестокими убийцами. Холм, где проходили суды, назван в честь воинственного божества Ареопагом.

Гефест

Бог кузнечества и огня. Согласно легенде, Гефест был жесток к людям, пугал и губил их извержениями вулканов. Люди жили без огня на поверхности земли, страдая и погибая в вечном холоде. Гефест, как и Зевс, не хотел помогать смертным и даровать им огонь. Прометей - титан, последний из старшего поколения богов, был помощником Зевса и обитал на Олимпе. Исполненный сострадания, он принёс огонь на землю. За похищение огня громовержец обрёк титана на вечное мучение.

Прометею удалось избежать кары. Обладая провидческими способностями, титан знал, что Зевсу в будущем угрожает смерть от руки собственного сына. Благодаря подсказке Прометея, повелитель молний не соединился в брачном союзе с той, кто родила бы сына-отцеубийцу, и укрепил своё владычество навечно. За тайну сохранения власти Зевс даровал титану свободу.

В Элладе существовал праздник бега. Участники соревновались с зажжёнными факелами в руках . Афина, Гефест и Прометей были символами торжества, которое послужило зарождением Олимпийских игр.

Гермес

Божествами Олимпа были свойственные не только благородные порывы, ложь и коварство нередко руководили их поступками. Бог Гермес - плут и вор, покровитель торговли и банковских дел, магии, алхимии, астрологии. Рождён Зевсом от плеяды Майя. Его миссией было передавать волю богов людям через сновидения. От имени Гермеса произошло название науки герменевтики - искусства и теории толкования текстов, в том числе древних.

Гермес придумал письменность, был молод, красив, энергичен. Античные изображения рисуют его как симпатичного юношу в крылатых шляпе и сандалиях. Согласно легенде, Афродита отвергла ухаживания бога торговли. Гремес не женат, хотя детей у него много, как много и возлюбленных.

Первая кража Гермеса - 50 коров Апполона, он совершил её совсем ещё в юном возрасте. Зевс задал малышу хорошую «трёпку» и тот вернул украденное. В дальнейшем громовержец не раз обращался к находчивому отпрыску , чтобы решать щекотливые проблемы. Например, по просьбе Зевса Гермес выкрал у Геры корову, в которую обратилась возлюбленная повелителя молний.

Аполлон и Артемида

Апполон - бог солнца у греков. Будучи сыном Зевса, Апполон зимнее время проводил в землях гиперборейцев. В Грецию бог возвращался весной, неся пробуждение природе, погружённой в зимнюю спячку. Апполон покровительствовал искусству, а также был божеством музыки и пения. Ведь вместе с весной к людям возвращалось желание творить. Апполону приписывалась способность исцелять. Как солнце изгоняет тьму, так небожитель изгонял хвори. Бог солнца изображался чрезвычайно красивым юношей с арфой в руках.

Артемида - богиня охоты и луны, покровительница животных. Греки верили, что Артемида совершала ночные прогулки с наядами - покровительницами вод - и проливала росу на траву. В определённый период истории Артемида считалась жестокой богиней, которая губит мореплавателей. Божеству приносились человеческие жертвы, чтобы добиться расположения.

Одно время девушки поклонялись Артемиде как устроительнице крепкого брака. Артемиду Эфесскую стали считать богиней плодородия. Скульптуры и картинки Артемиды изображали женщину с большим количеством сосцов на груди, чтобы подчеркнуть щедрость богини.

Вскоре в легендах появился бог солнца Гелиос и богиня луны Селена. Апполон остался божеством музыки и искусства, Артемида - богиней охоты .

Афродита

Афродите Прекрасной поклонялись как покровительнице влюблённых. Финикийская богиня Афродита сочетала два начала:

  • женственность, когда богиня наслаждалась любовью молодого человека Адониса и пением птиц, звуками природы;
  • воинственность, когда богиню изображали как жестокую воительницу, которая обязывала своих последовательниц принимать обет целомудрия, а также была ревностной хранительницей верности в браке.


Древним грекам удалось гармонично соединить женственность и воинственность, создав совершенный образ женской красоты. Воплощением идеала стала Афродита, несущая чистую, непорочную любовь. Богиню изображали как прекрасную нагую женщину, выходящую из пены моря. Афродита - самая почитаемая муза поэтов, скульпторов, художников того времени.

Сын прекрасной богини Эрос (Эрот) был её верным посланником и помощником. Главной задачей бога любви было соединять жизненные линии влюблённых. По преданию, Эрос выглядел как упитанный малыш с крылышками .

Деметра

Деметра - богиня-покровительница земледельцев и виноделов. Земля-мать, так ещё ее называли. Деметра была воплощением природы, которая дарит людям плоды и злаки, впитывая солнечный свет и дожди. Изображали богиню плодородия с русыми, пшеничными волосами. Деметра даровала людям науку хлебопашества и урожаи, выращенные тяжёлым трудом. Дочь богини виноделия Персефона, став царицей подземного царства, связывала мир живых с царством мёртвых.

Вместе с Деметрой почитался Дионис - божество виноделия. Диониса изображали весёлым молодым человеком. Обычно его тело оплетала виноградная лоза, а в руках бог держал кувшин, наполненный вином. Дионис научил людей ухаживать за виноградными лозами, петь буйные песни, которые позже легли в основу древнегреческой драмы.

Гестия

Богиня семейного благополучия, единения и мира. Жертвенник Гестии стоял в каждом доме возле семейного очага. Жители Эллады воспринимали городские общины как большие семьи, поэтому в пританеях (административные здания в греческих городах) обязательно присутствовали святилища Гестии. Они были символом гражданского единения и мира. Существовала примета, что, если в дальнее путешествие взять угли с жертвенника пританея, то богиня окажет своё покровительство в пути. Богиня также оберегала чужеземцев и страждущих.

Храмы Гестии не строили , ведь ей поклонялись в каждом доме. Огонь считался чистым, очищающим природным явлением, поэтому Гестия воспринималась как покровительница целомудрия. Богиня испросила у Зевса разрешения не выходить замуж, хотя Посейдон и Аполлон добивались её расположения.
Мифы и легенды складывались в течение десятилетий. При каждом пересказе истории обрастали новыми подробностями, возникали неизвестные ранее персонажи. Список богов увеличивался, позволяя объяснять природные явления, суть которых древние люди понять не могли. Мифы передавали мудрость старших поколений молодым, поясняли государственное устройство, утверждали морально-нравственные принципы общества.

Мифология Древней Греции подарила человечеству множество сюжетов и образов, которые нашли отражение в шедеврах мирового искусства. На протяжении веков художники, скульпторы, поэты и архитекторы черпали вдохновение в легендах Эллады.


диалектика религия философия сократ

Как объяснить, почему извергается вулкан, грохочет молния, идет засуха или море штормит, уничтожая все на своем пути? Древние греки нашли ответ - действия Богов. Мифология Древней Греции - это целое мироустройство с большим семейством Богов, объяснение всех природных явлений и сил, управляющих человеческой жизнью. О ком были мифы? Становились ли смертные героями легенд? Где вымысел, а где правда?

Греческая мифология или мифология Древней Греции возникла гораздо позже большинства античных представлений греческого народа о мире. Эллины, подобно другим народам древности, стремились каким-то образом разгадать грозные и часто непонятные природные явления, познать те таинственные неизвестные силы, которые управляют человеческой жизнью.

Фантазия древних греков и породила древнегреческую мифологию, населила окружающий мир добрыми и злыми сказочными существами: в рощах и на деревьях поселились дриады, в реках - нимфы, в горах - ореады, в океанах и морях - океаниды. Облик природы, дикий и непокорный, олицетворяли кентавры и сатиры. При исследовании греческой мифологии становится ясно, что миром в то время правили бессмертные боги, добрые и мудрые. Они обитали на вершине громадной горы Олимп и представлялись как прекрасные и совершенные существа, подобные по внешнему облику на людей. Они представляли из себя единую семью, главой которой был Зевс-Громовержец.

Добродетелями у древних греков считались умеренность, справедливость, мужество, благоразумие. Одним из неизменно наказуемых грехов был «хюбрис» - преступная гордыня, противление божественной воле.

Очеловечивание божественных существ является характерной особенностью греческой религии, что позволяло сделать греческую мифологию ближе обычным людям. В качестве высшей меры совершенства считалась внешняя красота. Итак, могучие силы природы, ранее неподвластные ни понимаю человеку, ни тем более его влиянию, становились понятными, становились более объяснимыми и понятными для воображения обычного человека.

Греческий народ стал творцом неповторимых в своей красочности мифов и легенд о жизни людей, богов и героев. В древнегреческой мифологии воспоминания о далеком, давно забытом прошлом и поэтический вымысел сливались воедино. Отдельные легенды о греческих богах соединялись в комплексные космогонические сказания (о возникновении человека и мира). Греческая мифология представляет из себя первобытную попытку осмыслить действительность, придать всей природной картине целесообразность и стройность, расширить жизненный опыт.

По мифу, белая лилия - символ невинности и чистоты - выросла из молока богини Геры, которая нашла младенца Геркулеса и хотела дать ему молока. Но мальчик, почуяв в ней врага, оттолкнул ее, а молоко разлилось по небу, образовав Млечный путь. Несколько капель упали на землю и превратились в лилии.

Незабвенность мифов и легенд Древней Греции объясняется чрезвычайно просто: ни одно другое человеческое творение не отличается таким богатством и полнотой образов. В дальнейшем к древнегреческой мифологии обращались философы и историки, поэты и художники, скульпторы и писатели, черпая в неисчерпаемом море легендарных сюжетов идеи собственных произведений, привнося в мифы новое мифологическое мировоззрение, которое соответствовало тому историческому периоду.

Прежде всего остального в мире существовал бесконечный Хаос. Это не была пустота - он содержал в себе истоки всех вещей, богов и людей. Вначале из Хаоса возникла мать-земля - богиня Гея и небо - Уран. От их союза произошли циклопы - Бронт, Стероп, Арг (“гром”, “блеск”, “молния”). Высоко посреди лба сиял их единственный глаз, превращая подземный огонь в небесный. Вторыми Уран и Гея породили сторуких и пятидесятиголовых великанов-гекатонхейров - Котта, Бриарея и Гиеса (“гнев”, “сила”, “пашня”). И наконец, на свет появилось великое племя титанов.

Их было 12 - шесть сыновей и дочерей Урана и Геи. Океан и Тефия породили все реки. Гипперион и Тейа стали предками Солнца (Гелиоса), Луны (Селены) и розоперстой зари (Эос). От Иапета и Асии произошел могучий Атлант, держащий ныне небесную твердь на своих плечах, а также хитроумный Прометей, недалекий Эпиметей и дерзкий Менетий. Еще две пары титанов и титанид произвели на свет горгон и другие удивительные существа. Но будущее принадлежало детям шестой пары - Крона и Реи.

Богам жертвовались еда, напитки и вещи. Распространены были жертвоприношения животных - гекатомбы. Были также популярны возлияние напитков (либация), а во время бедствий - люди или животные, изгонявшиеся из поселения, чтобы отвратить гнев богов (фармаки).

Не понравилось Урану его потомство и он сбросил циклопов и сторуких великанов в Тартар, ужасную бездну (которая одновременно являлась и живым существом и имела шею). Тогда Гея, вознегодовав на супруга, уговорила титанов востать против Неба. Все они напали на Урана и лишили его власти. Владыкой мира отныне стал Крон - самый хитрый из титанов. Но он не выпустил из Тартара прежних пленников, опасаясь их силы.

Мы мало знаем о том, какая жизнь на земле была в то время. Греки называли период правления Крона золотым веком. Однако этому новому владыке мира было предсказано, что он в свою очередь будет свергнут своим сыном. Поэтому Крон решился на ужасную меру - стал проглатывать своих сыновей и дочерей. Первой он проглотил Гестию, затем Деметру и Геру, далее Аида и Посейдона. Само имя Крон означает “время” и не зря люди говорят, что время поглощает своих сыновей. Последнего ребенка - Зевса его несчастная мать Рея подменила завернутым в пеленку камнем. Крон проглотил камень, а юный Зевс был спрятан на острове Крит, где его вскормила своим молоком волшебная коза Амалфея.

Когда Зевс стал взрослым, он сумел хитростью освободить своих братьев и сестер и они начали борьбу с Кроном и титанами. Десять лет они сражались, но победа не давалась ни той ни другой стороне. Тогда Зевс по совету Геи освободил томящихся в Тартаре сторуких и циклопов. Отныне циклопы стали ковать Зевсу его прославленные молнии. Сторукие же обрушили на титанов град камней и скал. Зевс и его братья и сестры, которые стали называться богами, одержали победу. Они, в свою очередь сбросили титанов в Тартар (“туда, где скрыты корни моря и земли”) и приставили стеречь их сторуких великанов. Сами же боги начали править миром.

Планета Марс носит имя бога войны Ареса-Марса, потому что имеет красный, «кровавый» цвет. А ее спутники, открытые в 1877 году, названы именами сыновей Ареса - Фобоса (бога страха) и Деймоса (бога ужаса).

Три брата - Зевс, Посейдон и Аид разделили между собой вселенную. Среднему брату Посейдону в удел досталось море. Он взял в супруги прекрасную Амфитриту и живет с ней в чудесном подводном дворце. Их сын Тритон, которого представляли сочетающим черты человека, коня и рыбы, трубя в морскую раковину, вызывает грозные бури. Сам Посейдон любит мчаться по бурному морю в колеснице, запряженной морскими конями и потрясая своим грозным трезубцем. Синие кудри великого бога развиваются на ветру. Окружают Посейдона нереиды - прекрасные дочери морского старца Нерея и Протей - меняющий, подобно морю свой облик и обладающий даром предсказания (на фасадах некоторых петербургских домов и решетках мы можем видеть некоторых из этих удивительных существ).

Младший брат, чернокудрый Аид, обладатель шапки-невидимки получил в управление подземный мир. Он женился на Персефоне, дочери самого Зевса. Невесела жизнь в царстве Аида (которое также называется Аид). Оно окружено рекой Стикс, через которую души умерших перевозит суровый старик Харон. Вход охраняет грозный трехголовый пес Цербер, не выпускающий никого обратно. Попавшие в Аид имеют, однако, различную судьбу. Души людей, чьи дурные и благие дела уравнивают друг друга, “одетые одеждою крыльев” скитаются среди лугов, заросших бледными тюльпанами и рощ черных тополей. Души злодеев и клятвопреступников терпят суровые кары (например, обманщик Сизиф должен вечно поднимать на гору тяжелый камень, который едва достигнув вершины тут же скатывается вниз). Души же праведников обитают в Элисиуме, стране незаходящего солнца и островах Блаженных. Говорят, что там правит Крон, которого помиловал его сын Зевс.

У древних греков существовали не только могущественные боги, но и более мелкие, «бытовые» божества. Например, Алоэй, сын Посейдона, почитался как божество обмолоченного зерна.

Зевс, почитаемый за старшего и “царя богов”, получил при разделе небо и землю. Он взял себе в жены Геру (“госпожа”), ставшую покровительницей семьи и брака. У них родились прекрасные дочери Илифия и Геба и сыновья - мастер Гефест и воинственный Арес. Великолепное жилище богов находится на горе Олимп, где вечно царит лето. Юная Геба подносит богам на пирах амброзию и нектар - пищу богов. Зевс в образе зрелого, чернокудрого мужа гордо восседает на золотом престоле. Рядом с ним его священный орел. Около трона стоит Ирида с радужными крыльями - вестница богов.

Наряду с богами в мифах были «задействованы» герои, или титаны. Героями считались личности полубожественные, стоявшие между богами и людьми. Героями были и люди, реально существовавшие, исторические личности - афинский полководец (Мильтиад), государственные мужи (Солон), основатели философских школ, крупнейшие поэты, чья деятельность играла большую роль в жизни греков. Их гробницы нередко находились в центре городов как напоминание о былых подвигах. Были героями и фигуры легендарные, созданные народной фантазией.

Одним из самых знаменитых и благородных героев-мучеников в мифологии являлся Прометей, оказавший неоценимую услугу человеческому роду. Среди любимейших народных героев был и Геракл, наделенный огромной силой. Буквально его имя означает «совершающий подвиги из-за гонений Геры». Когда Гера замыслила умертвить младенца Геракла, натравив на него двух змей, Геракл задушил их. Превосходя всех силой, не зная соперников в воинских упражнениях, Геракл совершил 12 подвигов. Среди них убийство чудовищного льва; уничтожение гидры - чудища с телом змеи и девятью головами дракона; истребление стимфалийских птиц, опустошавших местность, преследовавших животных и людей, разрывая их медными клювами, и многие другие. Эти и другие эпизоды образуют целый цикл увлекательных новелл.

Введение


Значение древнегреческой мифологии для развития культуры трудно переоценить. Древнюю Грецию называют колыбелью всей европейской культуры. И потому изучение древнегреческой мифологии приобретает особую значимость - это изучение истоков, в первую очередь истоков европейской культуры, но также очевидно, что она оказала огромное влияние на всю мировую культуру. Древнегреческие мифы, получили не только широкое распространение, но подверглись глубокому осмыслению и изучению. Невозможно переоценить и их эстетическое значение: не осталось ни одного вида искусств, который не имел бы в своем арсенале сюжетов, основанных на античной мифологии - есть они в скульптуре, в живописи, музыке, поэзии, прозе и т.д.

Для наиболее полного понимания значение древнегреческой мифологи в мировой культуре, необходимо вообще проследить значение мифа в культуре.

Миф - это не сказка, это способ объяснения мира. Мифология - основная форма мировоззрения народов на древнейшей ступени их развития. Мифология основана на олицетворении сил природы (природа доминировала, была сильнее, чем человек). Мифология как господствующий образ мыслей и поведения исчезает, когда человек создает реальные средства господства над силами природы. Разрушение мифологии говорит о принципиальной смене позиции человека в мире.

Но именно из мифологии вырастает научное знание, религия и вся культура в целом. Мифология древней Греции стала основой для всей античной культуры, из которой в последствии, как мы уже говорили, выросла вся европейская культура.

Древнегреческой называют мифологию цивилизации, развивавшейся с VI в. до н. э. на территории современной Греции. В основе древнегреческой мифологии лежит политеизм, то есть многобожие. Кроме того, боги древней Греции наделены антропоморфными (т.е. человеческими) чертами. Конкретные представления вообще преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты).

Легенды, предания и сказания передавались из поколения в поколение певцами-аэдами и не были зафиксированы письменно. Первыми записанными произведениями, донесшими до нас неповторимые образы и события, были гениальные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Запись их датируется VI веком до н. э. По мнению историка Геродота, Гомер мог жить за три века до этого, то есть около IX-VIII веков до н.э. Но, будучи аэдом, он использовал творчество предшественников, еще более древних певцов, самый ранний из которых, Орфей, по ряду свидетельств, жил приблизительно во второй половине II тысячелетия до н.э. Таким образом, дошедшая до нас мифология - это во многом уже переработанный и переосмысленный последующими поколениями опыт. Так или иначе, основными источниками изучения греческой мифологии являются «Илиада» и «Одиссея» Гомера.

Миф у Гомера излагается как объективное явления, сомнений в реальности которого у автора не возникает. Иное отношение к мифологии у Гесиода, жившего в период становления греческой полисной системы и идеологии. Он собирает и сводит воедино мифы и генеалогии богов, излагает космогоническую систему в связи с историей происхождения богов («Теогония»). Материал для изучения греческой мифологии содержится также в греческой лирике, комедиях и трагедиях. А также в произведениях римских авторов (Овидий, Вергилий, Гораций, Лукреций Кар, Тибулл, Проперций, Апулей, Стаций, Лукиан, Силий Италик). «Метаморфозы» Овидия представляются собой по существу мифологическую энциклопедию. Конечно, а давностью лет многие оригинальные источники были утеряны, искажены и дошли до нас в более поздних списках, и все же они дают возможность составить представление о древнегреческой мифологии. В нашей работе мы будем использовать больше энциклопедии и учебники по истории античной культуры, частью которой является древнегреческая мифология.

Цель нашей работы представить общую картину древнегреческой мифологии и понять ее влияние на развитие европейской и мировой культуры.

В древнегреческой мифологии выделяют доолимпийский период и олимпийский период, который в свою очередь делится на классический и героический периоды. В героический период происходит централизация мифологических образов вокруг мифологии, связанной с горой Олимп, и начинается переход к художественно развитому и строгому героизму. По мере разложения общинно-родового строя складываются утонченные формы героической гомеровской мифологии. В дальнейшем наивная мифология - своего рода единственная форма первобытного мышления - гибнет как самостоятельное творчество и приобретает служебный характер, став одной из форм художественного выражения разного рода религиозных, социально-политических, моральных и философских идей рабовладельческой полисной идеологии, превращается в философскую аллегорию, широко используется в литературе и искусстве. В соответствии с этими периодами мы и построим нашу работу, то есть первая часть будет посвящена доолимпийскому периоду, вторая - олимпийскому, то есть проследим развитие древнегреческой мифологии. И в третьей части нашей работы мы перечислим основных богов и героев такими, какими они вошли в культуру. В нашу задачу не входит только изложение материала, но также и анализ значимости рассматриваемого периода для дальнейшего развития культуры. В конце работы мы сделаем выводы о месте древнегреческой мифологии в мировой культуре.

1. Доолимпийский период


Мифология - основная форма мировоззрения народов на древнейшей ступени их развития. Она основана на олицетворении сил природы (природа доминировала, была сильнее, чем человек). Мифологическое сознание характеризуется синкретичностью, в нем все находится в единстве и нерасчлененности: правда и вымысел, субъект и объект, человек и природа. Вместе с тем, на более позднем этапе оно носит антропоморфный характер. Так или иначе, человек не выделяет себя из мира, очеловечивает мир и природу. Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф служит для ритуализации повседневности, давая возможность человеку обрести смысл в жизни, которая воспринимается первобытным сознанием в беспорядочно нагроможденном виде.

Земля с составляющими ее предметами представляется первобытному сознанию живой. Одушевленной, все из себя производящей и все собой питающей, включая небо, которое она тоже рождает из себя. Как женщина является главой рода, матерью, кормилицей и воспитательницей в период матриархата, так и земля понимается как источник и лоно всего мира, богов, демонов, людей. Поэтому древнейшая мифология может быть названа хтонической (хтонический (греч. chton, «земля»), связанный с землей, подземным миром.).

Фетишизм

В развитии хтонической мифологии также можно выделить отдельные этапы. Первый этап - фетишизм. На раннем этапе сознание ограничено непосредственно чувственным восприятием, только теми вещами, которые непосредственно видимы и осязаемы. Эти вещи одушевляются. Такая вещь, с одной стороны, насквозь материальная, с другой - одушевленная первобытными сознанием, есть фетиш. Фетиш понимался как средоточие магической, демонической, живой силы. Но поскольку весь предметный мир представлялся одушевленным, то магической силой наделялся весь мир, и демоническое существо никак не отделялось от предмета, в котором оно обитало. Таким образом, различные божества почитались в виде каменных пирамид или необработанных досок (в виде колонны, полена и т.д.). То есть божество и предмет - неразделимы. Поклонение одушевленным, обожествленным предметам - фетишизм. Даже в период наибольшего расцвета греческой цивилизации многих божеств продолжали почитать в виде камней и кусков дерева.

В качестве яркого примера фетиша можно назвать дельфийский омфал. По легенде - это камень, который богиня Рея дала Кроносу вместо новорожденного Зевса. Кронос, боясь, что его дети могут свергнуть его, как он сверг своего отца Урана, решил избавиться от них - съесть. Но вместо Зевса он съел камень, а потом изрыгнул его. Камень был помещен в Дельфах как центр земли и стал почитаться как святыня, его облачали в разные одежды и умащали благовониями.

Другой пример фетишизма - отождествление бога Диониса с виноградной лозой. Об этом свидетельствует множество эпитетов Диониса, связанных либо с самим этим растением, либо с вином как продуктом виноградной лозы. «Виноградный», «многогроздный», «виноносец», «виноразливатель» и др. - главные эпитеты Диониса.

Змей и змея - наиболее типичные хтонические животные и не только в античной мифологии. Даже такие светлые и прекрасные богини, как Афина Паллада, имели свое змеиное прошлое.

Животные вообще играли важную роль в мифологии. Многие животные отождествлялись с теми или иными богами, являлись их воплощением. В главе посвященной богам, мы вернемся еще к тому вопросу.

Сам человек мыслился фетишистски. Его организм отождествлялся с духовной жизнью. Отдельные части тела могли быть наделены определенной магической силой, не благодаря духу, а сами по себе. Глаза Медузы Горгоны превращают в камень, из зубов дракона появляются родоначальники фиванских царей, кровь является носителем души.

Фетишистские представления переносились не только на отдельного человека, но на всю родовую общину. Люди думали, что весь данный род представлен каким-нибудь животным, каким-нибудь растением или даже неодушевленной вещью (так например, происхождение мирмидонян мыслилось от муравьев). Фетишистское понимание охватывало всю природу, весь мир, который представлялся как единое живое тело, на первых порах обязательно женское. Небо и земля, земля и море, море и преисподняя очень слабо различались между собой в первобытном сознании - это называется синкретичность, о которой мы говорили в начале этой главы.

Следующий этап развития древнегреческой мифологии характеризуется отделением «идеи» вещи от самой вещи, грубо говоря, выделением души. Душа на греческом anima. Таким образом, совершился переход к анимизму. Вначале люди полагали, что душа вещи (или ее демон) настолько неотделима от самой вещи, что с ее уничтожением она тоже прекращает свое существование. В дальнейшем росло представление о самостоятельности этих демонов, которые не только отличаются от вещей, но и способны отделяться от них и сохраняться в течение более или менее длительного срока после уничтожения этих вещей.

Первоначально анимизм связан с некой безличной силой. Это абстрактные демоны, действующие здесь и сейчас, не имеющие никакого облика и потому непонятно как с ними разговаривать. Мы отмечали, что изначально человек подчинялся силам природы. Но постепенно он выходит из этого подчинения. И демоны обретают какой-то вид, с ними уже можно как-то договориться, то есть вступить в контакт с природой, не только как жертва, когда он не понимает с какой силой имеет дело, а может оказывать влияние на эти силы. С момента, когда прежде безличный демон получает ту или иную индивидуализацию, происходит окончательный переход к анимизму. О древних анимистических демонах мы поговорим подробнее в третьей главе нашей работы. В классическую эпоху Греции эти образы были оттеснены на задний план.

В развитом анимизме, как мы уже говорили, трансформация демона или бога приводит к антропоморфическому, то есть очеловеченному, их пониманию. Однако каким бы совершенным ни был антропоморфический образ бога, демона или героя в греческой мифологии, он всегда содержал в себе черты более раннего, чисто фетишистского развития (так например, виноградная лоза или плющ - постоянно ассоциируются с Дионисом).

Обобщим все сказанное в этой главе. Итак, первым делом мы определили, что на раннем этапе формирования мифологии человеческое сознание не выделено и природы, человек осознает себя частью природы, причем та природа сильнее его, она пугает человека. И человек понимает ее как живую. Человек поклоняется живым силам природы, но не абстрактным, у него нет еще абстрактных представлений, он понимает только то, что видит, ощущает. И вот эти видимые, ощущаемые им предметы одушевляются, им он поклоняется - это первый этап доолимпийского периода - фетишизм. Постепенно происходит отделение «идеи» вещи от самой вещи и возникает анимизм. Постепенно безличные демоны обретают антропоморфные черты, и вот здесь мы переходим уже к олимпийскому периоду древнегреческой мифологии - период более понятный нам, так как здесь уже человек четко выделяет себя из природы, душу от тела, бога от человека, несмотря на антропоморфный вид богов и сил природы.


. Олимпийский период


Классический период

В предыдущий рассмотренный нами период сформировались основные боги и демоны древнегреческой мифологии. Мы также сказали, что человек начинает выходить из-под власти природных сил. И в мифологии появляются герои, которые расправляются с чудовищами и страшилищами, некогда пугавшими воображение человека, задавленного непонятной ему и всемогущей природой. Аполлон убивает пифийского дракона, Ота и Эфиальта, Персей убивает Медузу, Беллерофонт - Химеру, Мелеагр - калидонского вепря. Совершает свои двенадцать подвигов Геракл.

В этот период вместо мелких богов и демонов появляется один главный, верховный бог Зевс, которому подчиняются все остальные боги и демоны. Все они живут на Олимпе (отсюда понятия «олимпийские боги», «олимпийская мифология»). Зевс сам ведет борьбу с разного рода чудовищами, побеждает титанов, киклопов, Тифона и гигантов и заточает их под землю, в тартар. Появляются боги нового типа. Женские божества, оформившиеся из многогранного древнего образа богини-матери, получили новые функции в эпоху героизма. О богах и их функциях в этот период поговорим в третьей части работы.

Не только боги и герои, но и вся жизнь стала видеться иначе. Связано это, прежде всего, с тем, что человек перестал бояться природы. И те демоны и духи, которые раньше казались человеку враждебными, выглядят теперь совсем иначе. Теперь человек не боится природы, а использует ее для своих надобностей, любуется ею. Если раньше нимфы рек и озер - наяды или нимфы морей - нереиды, а также нимфы гор, лесов, полей и др. - это воплощения дикости и хаоса, то теперь природа предстает умиротворенной и поэтизированной. Рассеянные в природе нимфы становятся предметом поэтического любования. Такими они и вошли в мировую культуру. Прекрасных нимф воспевали не только античные поэты, но поты эпохи Возрождения (эта эпоха названа Возрождением именно потому, что стремилась возродить античную красоту, античные идеалы). И сегодня нимфа непременно ассоциируется с кем-то прекрасным, хотя в этом прекрасном может таиться опасность, как всегда таится опасность даже в самой прекрасной природе. Человек так и не смог до конца избавиться от этого страха. И потому нимфы могли шутить и иногда довольно зло.

Всем правил Зевс, и все стихийные силы оказались в его руках. И человек, несомненно, чувствовал свою зависимость от богов. Но в то же время он чувствовал уже и свои силы вступать в диалог с богами. А что касается боле низших демонически существ, то я появляются мифы, повествующие о победе смертного человека над природой, как, например, 12 подвигов Геракла. Тема победы смертного человека над природой звучит и в других греческих мифах олимпийского периода. Когда Эдип разгадал загадку Сфинкс, она бросилась со скалы. Когда Одиссей (или Орфей) не поддался завораживающему пению сирен и невредимо проплыл мимо них, сирены в тот же момент погибли. Когда аргонавты благополучно проплыли среди скал Симплегад, которые до тех пор непрестанно сходились и расходились, то Симплегады остановились навсегда.

Героический период

Этот период характеризуется переходом от старого сурового героизма к новому, утонченному. Характерные черты этого периода мы встречаем у Гомера. Герои в этой мифологии заметно смелеют, их свободное обращение с богами растет, они осмеливаются даже вступать в состязание с богами. Чаще всего, за свою дерзость они несут наказание, но важен сам факт. Важно, что теперь люди уже совсем иначе смотрят на богов.

Показательны здесь два мифа: миф о Дионисе и миф о Прометее. Дионис - сын Зевса и смертной женщины. На более раннем этапе Дионис был покровителем природы вообще, и, как мы говорили, ассоциировался с плющом и виноградной лозой, вследствие чего стал восприниматься как бог виноделия. Но в мифологии его образ прочно закрепился как образ бога, устраивающего оргии, бог вакханок, бог праздника. Этот культ Диониса распространился по всей Греции и объединил все сословия. Экстаз и экзальтация поклонников Диониса создавали иллюзию внутреннего единения с божеством и тем самым как бы уничтожали непроходимую пропасть между богами и людьми. Поэтому культ Диониса, усиливая человеческую самостоятельность, лишал его мифологической направленности.

Другой тип мифологического самоотрицания возник в связи с образом Прометея. Прометей, так же как и Дионис, - божество. Прометей дал людям огонь и за свою помощь людям наказан Зевсом. Зевс приковал его к скале. Наказание Прометея понятно, поскольку он противник олимпийского героизма, то есть мифологии, связанной с Зевсом. Поэтому в течение всего героического века Прометей прикован к скале. Но вот героический век подходит к концу, незадолго до Троянской войны - последнего большого деяния героического века - Геракл освобождает Прометея. Между Зевсом и Прометеем происходит великое примирение, которое означает торжество Прометея, даровавшего людям огонь и зачатки цивилизации, сделавшего человечество независимым от бога. Таким образом, Прометей, будучи сам богом, разрушал веру в божество вообще и в мифологическое восприятие мира.

Олимпийский период вообще и героический этап в частности характеризуются художественной обработкой образов. Мы здесь мало говорили о возникающих комедиях, трагедиях и других литературно-художественных произведений. Но сказать о них необходимо, так как появление такой литературы свидетельствует о том, что мифология воспринимается иначе. В этой литературе мифология уже не самоцель, как в древних легендах, притчах и сказаниях, здесь литература выступает уже только как средство. Особенно ярко это проявляется в поздний героический период и именно таким миф входит в мировую культуру.

Особенно популярным стал жанр превращений, который нашел воплощение в сочинении Овидия «Метаморфозы». Обычно имеется в виду миф, который в результате тех или иных перипетий заканчивается превращением героев в какие-нибудь предметы неодушевленного мира, в растения или в животных. Например, Нарцисс, иссохший от любви к своему собственному изображению в воде, превращается в цветок и т.д. Все явления природы одушевлялись, считались живыми существами в далеком прошлом - мифическом времени, но теперь в этот поздний героический век утратили свою мифичность, и только людская память поздней античности сохранила воспоминание о мифическом прошлом, находя в этом уже одну художественную красоту.

Суммируем все сказанное в этой главе. Человек начинает выходить из-под власти природных сил, то чего он раньше боялся, постепенно становится равным ему, хотя о полном равенстве еще рано говорить, но во всяком случае, человек выделяет себя из природы и начинает общаться с ней, выдвигая свои требования, а не только включаясь в стихийный природный хаос. Такое изменение сознание породило мифологических героев, которые побеждали демонов, олицетворяющих души природы, а в поздний период, боги (Дионис, Прометей) сами переходят на сторону людей, становясь их сообщниками, а не теми, кого люди боятся. Тем самым боги и люди становятся ближе, хотя дистанция все равно сохраняется - боги остаются богами.

Именно классический период древнегреческой мифологии оказал наибольшее влияние на развитие европейской культуры. В этот период складывается представление об Олимпе и олимпийских богах. И именно такими они войдут в историю культуры. О том, что восприятие нимф, как прекрасных и милых дев, а не как злых демонов природы, сохранилось в культуре мы уже говорили. Но здесь важно отметить, что европейская и мировая культура почерпнула из греческой мифологии не только образы богов и демонов, но во многом и само мышление. Европейская философия и культура формировались в недрах греческой мифологии. Если мы обратимся к истории философии, то мы увидим, что в ее формировании прослеживается все тот же процесс выделения человека от мира природы, продолжение перехода от эмоционально-чувственного восприятия мира, к рациональному его осмыслению. Древнегреческая мифология, и мы могли видеть это, я является первыми этапами формирования античной (частью которой является древнегреческая культура) философии, основанной на рациональном осмыслении природы. Именно благодаря этому процессу, его последовательному развитию в Европе был утвержден приоритет разума. Конечно, не сразу. Конечно, европейская культура сначала прошла через мрачные века схоластики, но с эпохой Возрождения вновь становятся значимыми идеалы античности, провозглашающие разум, ценность человека, стремление к прекрасному и к наслаждению жизнью. Но это мы уже очень забегаем вперед. Прежде, рассмотрим основных богов греческой мифологии, образы которых до сих пор актуальны во всех видах искусства.

древнегреческий мифология самоотрицание зевс

3. Боги и демоны греческой мифологии


В этой части работы хотелось бы уделить особое внимание богам олимпийского периода, так как они имеют большее культурное значение, боги, возникшие в более ранний период и олицетворяющие силы природы, на тот момент еще страшные. Вся греческая мифология начинается со слов «вначале был хаос», и из этого хаоса выделяются Космос, Океан и т.д., которые воспринимаются как живые существа, подавляющие человека. Мы много говорили об этом в первой части работы не будем здесь повторяться. Просто назовем их кратко, так как предстают они перед нами в изложении Н. Куна:

«Из Хаоса произошла и богиня Земля - Гея. <…> Далеко же под Землей <…> родился мрачный Тартар - ужасная бездна, полная вечной тьмы. Из Хаоса, источника жизни, родилась и могучая сила, все оживляющая Любовь - Эрос. Начал создаваться мир. Безграничный Хаос породил Вечный Мрак - Эреб и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.<…> Матерью-Землей рождены Небо, Горы и Море, и нет у них отца. Уран - Небо - воцарился в мире. Он взял себе в жены благодатную Землю. Шесть сыновей и шесть дочерей - могучих, грозных титанов - было у Урана и Геи. Их сын, титан Океан, обтекающий, подобно безбрежной реке, всю землю, и богиня Фетида породили на свет все реки, которые катят свои волны к морю, и морских богинь - океанид. Титан же Гипперион и Тейя дали миру детей: Солнце - Гелиоса, Луну - Селену и румяную Зарю - розоперстую Эос. От Астрея и Эос произошли все звезды <…> и все ветры: бурный северный ветер Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дождем тучи. Кроме титанов, породила могучая Земля трех великанов - циклопов с одним глазом во лбу - и трех громадных, как горы, пятидесятиголовых великанов - сторуких (гекатонхейров) <…>. Возненавидел Уран своих детей-великанов, в недра богини Земли заключил он их в глубоком мраке и не позволил им выходить на свет. Страдала мать их Земля. Ее давило это страшное бремя, заключенное в ее недрах. Вызвала она детей своих, титанов, и убеждала их восстать против отца Урана, но они боялись поднять руки на отца. Только младший из них, коварный Крон, хитростью низверг своего отца и отнял у него власть. Богиня Ночь родила в наказание Крону целый сонм ужасных веществ: Таната - смерть, Эриду - раздор, Апату - обман, Кер - уничтожение, Гипнос - сон с роем мрачных, тяжелых видений, не знающую пощады Немесиду - отмщение за преступления - и много других. Ужас, раздоры, обман, борьбу и несчастье внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон». В этом небольшом отрывке мы видим, как объясняется вселенная и основные явления природы: откуда взялись небо и море, почему сменяется день и ночь. Подобные мифы существуют во всех культурах на ранних этапах. Кроме того, приведенное нами повествование как нельзя лучше иллюстрирует все, о чем мы говорили в первой части нашей работы: это и мрачность персонажей - радостными и светлыми названы только Гемера (День) и Эос (Заря), остальные божества пугающие, даже Гипнос, который сейчас не несет того смысла, каким был наполнен в те времена. Дальше в мифологии происходит следующее - Зевс, спасенный своей матерью (мы приводили этот миф уже в нашей работе), свергает Крона (Крон, Кронос, - бог времени) и воцаряется на Олимпе.


Боги Олимпийского периода

Мы не сможем здесь рассмотреть всех олимпийских богов. Их было великое множество, но остановимся, на самых значимых образах. Но прежде, о самой горе Олимп. Олимп - гора в Фессалии, на которой обитают боги. На Олимпе находятся дворцы Зевса и других богов, построенные и украшенные Гефестом. Ворота Олимпа открывают и закрывают оры, когда они выезжают на золотых колесницах. Олимп мыслится символом верховной власти нового поколения богов-олимпийцев, победивших титанов.

Впоследствии под Олимпом люди стали понимать не одну гору, а все небо. Считалось, что Олимп охватывает землю подобно своду и по нему странствуют Солнце, Луна и Звезды. Когда Солнце стояло в зените, говорили, что оно - на вершине Олимпа. Думали, что вечером, когда оно проходит через западные ворота Олимпа, то есть небо, закрывается, а утром его открывает богиня зари Эос.

Зевс - верховное божество, отец богов и людей, глава олимпийской семьи богов, сын Кроноса и Реи. Три брата - Зевс, Посейдон и Аид - разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону - море, Аиду - царство мертвых. В древнейшие времена Зевс совмещал функции жизни и смерти. Однако позднее Зевс стал олицетворять только светлую сторону бытия.

Зевс может выполнять все функции любых других богов, поэтому мы встречаем его и как прародителя всего живого, и как воинственного Зевса и Зевса, утверждающего правосудие. Позднее многие и его функций были переданы другим божествам. Эти божества становятся как бы посредниками между человеком и верховным и недостижимым богом Зевсом.

Жизнь Зевса и других богов на Олимпе очень похожа на человеческую: Зевс постоянно борется за власть (на ранних этапах, во всяком случае). Олимпийский Зевс считается отцом богов и людей, но его власть над олимпийской семьей не очень тверда, а веления судьбы ему часто неведомы, и он узнает их, взвешивая на золотых весах судьбы героев. У Зевса несколько жен и множество детей. О некоторых из них мы еще поговорим в нашей работе.

Зевс дает людям законы и позднее эта его функция становится наиболее значимой. Зевс Олимпийский - отец многих героев, проводящих его божественную волю и благие замыслы. Будучи «отцом людей и богов», Зевс вместе с тем является грозной карающей силой. По велению Зевса прикован к скале Прометей, укравший искру Гефестова огня, чтобы помочь людям, обреченным Зевсом на жалкую участь. Несколько раз Зевс уничтожал человеческий род, пытаясь создать совершенного человека. Он послал на землю потоп, от которого спаслись только Девкалион, сын Прометея, и его супруга Пирра. Троянская война - тоже следствие решения Зевса покарать людей за их нечестие. Зевс уничтожает род атлантов, забывших о почитании богов. Зевс насылает проклятия провинившимся. Так Зевс принимает все более очевидные моральные черты. Начала государственности, порядка и морали у людей связаны, по преданиям греков, как раз не с дарами Прометея, из-за которых люди возгордились, а с деятельностью Зевса, который вложил в людей стыд и совесть, качества, необходимые в социальном общении.

Зевсу соответствует римский Юпитер.

Гера - супруга и сестра Зевса. Супружество Геры определило ее верховную власть над другими олимпийскими богинями, она первая на Олимпе и самая великая богиня, к ее советам прислушивается сам Зевс. В этом образе усматриваются черты женского местного божества доолимпийского периода: самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с Зевсом, ревность, ужасающий гнев.

В мифах, впервые переданных Гомером и Гесиодом, Гера - образец супружеской верности. В знак этого ее изображали в брачном одеянии. Гера на Олимпе - защитница собственного семейного очага, которому бесконечно угрожает влюбчивость Зевса.

В римской мифологии Гера отождествляется с Юноной.

Афродита - богиня любви и красоты. Афродита прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная «богиня гор», спутница и добрая помощница в плавании «богиня моря», т.е. земля, море и горы объяты силой Афродиты. Она - богиня браков и даже родов, а также «детопитательница». Любовной власти Афродиты подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия. Афродита покровительствует всем, кто любит. Ее образ прекрасен и кокетлив. Афродита - богиня любви, вошедшая в мировую культуру под римским именем Венеры.

Аполлон - сын Зевса и Лето, брат Артемиды. Он был наделен самыми разнообразными функциями - как губительными, так и благодетельными. Мы встречаем Аполлона прорицателя, Аполлона - целителя, музыканта, Аполлона - пастуха и охранителя стад. Иногда эти функции Аполлона связаны и мифами о служении Аполлона людям, на которое посылает его Зевс, разгневанный независимым нравом сына. Аполлон - музыкант. Он покровитель певцов и музыкантов. Аполлон вступает в связи с богинями и смертными женщинами, но часто бывает отвергнут. Его любимцам были юноши Гиакинф (Гиацинт) и Кипарис, рассматриваемые также как ипостаси Аполлона.

Из греческих колоний в Италии культ Аполлона проник в Рим, где этот бог занял одно из первых мест в религии и мифологии; император Август объявил Аполлона своим патроном и учредил в честь него вековые игры, храм Аполлона близ Палатина был одним из самых богатых в Риме.

Дионис. Мы уже говорили немного о культе Диониса и о том, какое он имел значение. Дионис один из самых близких людям богов. Указывали также, что Дионис - бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Дионис как божество земледельческого круга, связанное со стихийными силами земли, постоянно противопоставлялся Аполлону - как, прежде всего, божеству родовой аристократии. Народная основа культа Диониса отразилась в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов и за повсеместное установление своего культа.

Дионис нашел виноградную лозу. Ревнивая Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришел во Фригию, где богиня Кибела-Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям.

Из религиозно-культовых обрядов, посвященных Дионису (греч. tragodia буквально «песнь о козле» или «песнь козлов», то есть козлоногих сатиров - спутников Диониса), возникла древнегреческая трагедия. В Риме Дионис почитался под именем Вакха (отсюда вакханки, вакханалии) или Бахуса.

К сожалению, объем работы не позволяет нам рассмотреть подробнее даже самых значимых божеств.

Стоило бы, конечно, уделить внимание Деметре, богине плодородия, и Аресу, богу войны, Гермесу, покровителю путников и торговли, и многим еще другим, чьи образы до сих фигурируют в том или ином виде во всей мировой культуре.

Но все-таки наша задача нам видится в утверждении акцентов на том, как формировалась и развивалась древнегреческая мифология, какие процессы происходили и как эти процессы повлияли на дальнейшие развитие мировой культуры. Для того, чтобы рассмотреть динамику отдельных образов необходимо отдельное исследование, так как божества древнегреческой мифологии не были статичными, их образы развивались, наделялись новыми функциями, иногда сильно отличающимися от начальных (и мы могли видеть это на примере того же Зевса или Аполлона).

Но нам было важнее отметить общие процессы, почем эти изменения вообще происходили. И мы дали ответ на этот вопрос в первых двух частях нашей работы, когда проследили, как менялось сознание человека с освоением природы, с изменением родоплеменных отношений, с возникновением государства.

По итогам краткого обзора некоторых божеств древнегреческой мифологии мы можем сделать один очень важный вывод - эти образы сохранились в веках и продолжают питать вдохновение многих людей искусства.

Заключение


Мы рассмотрели в нашей работе в общих чертах процесс развития древнегреческой мифологии и некоторые из центральных образов этой мифологии. Иногда мы говорили об античной мифологии, вместо древнегреческой, строго говоря, античная мифология - понятие более широкое, так как включает в себя и римскую мифологию, но если обратиться к материалу третьей главы, то мы увидим, что многие римские боги были заимствованы именно из греческой мифологии. И мы не случайно здесь об этом говорим. Этот факт является показательным. Поскольку римская культура, основываясь на древнегреческой дала начало всей европейской культуре (и мы говорим об этом постоянно в нашей работе - так как это ключевой момент рассматриваемой нами темы). Но здесь важно не только заимствование образов и каких-то культов, важна сама структура мышления. И мы рассмотрели, как постепенно человек от чувственного восприятия мира переходит к рациональному осмыслению природы, утверждает торжество разума. И все это явилось следствием особенностей развития древнегреческой мифологии. Мы отмечали по ходу работы, что первобытные представления древних греков очень похожи на представления других первобытных цивилизаций. Однако дальнейшее развитие очень отличается. В восточных мифологиях, а позднее и в восточной философии человек значительно дольше оставался включенным в природу, он был практичным человеком, тесно связанным с материей, но именно античная философия утвердила торжество разума. И это утверждение осталось незыблемым до сих пор. Конечно, существует множество теорий, формулирующих иную точку зрения, но именно рациональное осмысление - центральная линия развития всей европейской культуры от эпохи Возрождения до наших дней.

Помимо приоритета разума античная мифология (будем говорить здесь шире) подарила европейской культуре жизнелюбие, и не последнюю роль здесь сыграл культ Диониса.

И, наконец, последнее, что хочется отметить, мы много говорили о героях и их подвигах. Древнегреческие герои вдохновляли на подвиги многих героев более поздних времен. А миф о прекрасной Елене Троянской находит свои отголоски в битвах во имя прекрасной дамы. И много-много еще можно найти таких параллелей в жизни общества, что в очередной раз подтверждает, что древнегреческая мифология дала миру не только ворох образов, но во многом определила и правила поведения, и образ мыслей - то есть культуру во всех ее проявлениях. В первую очередь все это касается, конечно, европейской культуры, но европейская культура оказала огромное влияние на развитие русской культуры, не говоря уж об американской, которая во много выросла из европейской, которую привезли в Америку первые поселенцы. Есть, конечно, связи и с восточной культурой и связи эти очень древние, но все, же восточные культуры стоят несколько обособлено.

Список литературы


1.Боннар А. Греческая цивилизация - М: Искусство, 1992.

2.Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

.Мифы народов мира - мифологическая энциклопедия в двух томах под ред. Токарева С.В, т.1 - М: Советская энциклопедия, 1980.

.Философия - учебное пособие для ВУЗов под ред. Лавренева - М: Юнити, 2002.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Главными богами в Древней Элладе признавалось те, что относились к младшему поколению небожителей. Некогда оно отняло власть над миром у старшего поколения, олицетворявшего основные вселенские силы и стихии (см. об этом в статье Происхождение богов Древней Греции). Богов старшего поколения обычно именуют титанами. Победив титанов, младшие боги во главе с Зевсом поселились на горе Олимпе. Древние греки чтили 12 олимпийских богов. В их список обычно включались Зевс, Гера, Афина, Гефест, Аполлон, Артемида, Посейдон, Арес, Афродита, Деметра, Гермес, Гестия. К богам-олимпийцам близок и Аид, но он живёт не на Олимпе, а в своём подземном царстве.

– главное божество древнегреческой мифологии, царь всех других богов, олицетворение беспредельного неба, повелитель молний. В римской религии ему соответствовал Юпитер.

П осейдон – бог морей, у древних греков – второе божество по значению после Зевса. Как оли цетворение изменчивой и бурной водной стихии Посейдон был тесно связан с землетрясениями и вулканической деятельностью. В римской мифологии отождествлялся с Нептуном.

Аид – владыка мрачного подземного царства мёртвых, населённого бесплотными тенями умерших и ужасными существами-демонами. Аид (Гадес), Зевс и Посейдон составляли триаду самых могущественных богов Древней Эллады. В качестве повелителя глубин земли Аид имел отношение и к сельскохозяйственным культам, с которыми тесно связывалась его жена, Персефона. У римлян именовался Плутоном.

Гера – сестра и жена Зевса, главная женская богиня греков. Покровительница брака и супружеской любви. Ревнивая Гера сурово карает за нарушение брачных уз. У римлян ей соответствовала Юнона.

Аполлон – первоначально бог солнечного света, чей культ затем получил более широкое значение и связь с идеями душевной чистоты, художественной красоты, врачебного целительства, воздаяния за грехи. Как покровитель творческой деятельности считается главой девяти муз, как целитель – отцом бога врачей Асклепия. Образ Аполлона у древних греков сложился под сильным влиянием восточных культов (малоазиатский бог Апелюн) и нёс в себе утончённые, аристократические черты. Аполлон именовался ещё и Фебом. Под теми же именами он почитался и в Древнем Риме

Артемида – сестра Аполлона, девственная богиня лесов и охоты. Подобно культу Аполлона, почитание Артемиды было занесено в Грецию с Востока (малоазиатская богиня Ртемис). Тесная связь Артемиды с лесами происходит от её древнейшей функции покровительницы растительности и вообще плодородия. Девственность Артемиды тоже содержит в себе глухой отзвук идей рождения и половых отношений. В Древнем Риме она почиталась в лице богини Дианы.

Афина – богиня душевной гармонии и мудрости. Считалась изобретательницей и покровительницей большинства наук, искусств, духовных занятий, земледелия, ремесёл. С благословения Афины Паллады строятся города и идёт государственная жизнь. С функциями покровительства городам и государству тесно связан образ Афины как защитницы крепостных стен, воительницы, богини, которая при самом рождении вышла из головы своего отца, Зевса, вооружённой. У римлян Афине соответствовала богиня Минерва.

Гермес – древнейший догреческий бог дорог и полевых межей, всех границ, отделяющих одно от другого. Из-за своей исконной связи с дорогами Гермес позднее почитался как посланник богов с крыльями на пятках, покровитель путешествий, купцов и торговли. Его культ связывался также с представлениями об изворотливости, хитрости, тонкой умственной деятельности (искусном разграничении понятий), знании иностранных языков. У римлян – Меркурий.

Арес – дикий бог войны и битв. В Древнем Риме – Марс.

Афродита – древнегреческая богиня чувственной любви и красоты. Её тип очень близок к семитско-египетскому почитанию производительных сил природы в образе Астарты (Иштар) и Исиды. Известное сказание об Афродите и Адонисе навеяно древнейшими восточными мифами об Иштар и Таммузе, Исиде и Осирисе. У древних римлян отождествлялась с Венерой.



Эрот – сын Афродиты, божественный мальчик с колчаном и луком. По просьбе своей матери пускает меткие стрелы, которые зажигают в сердцах людей и богов неисцелимую любовь. В Риме – Амур.

Гименей – спутник Афродиты, бога брака. По его имени и свадебные гимны назывались в Древней Греции гименеями.

Гефест – бог, чей культ в эпоху седой старины связывался с вулканической деятельностью – огнём и грохотом. Позже благодаря тем же свойствам Гефест сделался покровителем всех ассоциируемых с огнём ремёсел: кузнечного, гончарного и т. п. В Риме ему соответствовал бог Вулкан.

Деметра – в Древней Греции олицетворяла производительную силу природы, но не дикую, как некогда Артемида, а «упорядоченную», «цивилизованную», ту, что проявляется в закономерных ритмах. Деметра считалась богиней земледелия, которая управляет ежегодным природным циклом обновления и увядания. Она же руководила и круговоротом человеческой жизни – от рождения к смерти. Эта последняя сторона культа Деметры составляла содержание Элевсинских таинств.

Персефона – дочь Деметры, похищенная богом Аидом. Безутешная мать после долгих поисков нашла Персефону в подземном царстве. Аид, сделавший её своей женой, согласился, чтобы она часть года проводила на земле с матерью, а другую – с ним в недрах земли. Персефона была олицетворением зерна, которое, будучи «мёртвым» посеяно в землю, потом «оживает» и выходит из неё на свет.

Гестия – богиня-покровительница домашнего очага, семейных и общинных связей. Жертвенники Гестии стояли в каждом древнегреческом доме и в главном общественном здании города, все граждане которого считались одной большой семьёй.

Дионис – бог виноделия и тех буйных природных сил, которые доводят человека до безумного восторга. Дионис не относился к числу 12 «олимпийских» богов Древней Греции. Его оргиастический культ был заимствован сравнительно поздно из Малой Азии. Простонародное почитание Диониса противопоставлялось аристократическому служению Аполлону. Из исступлённых плясок и песен на праздниках Диониса позже произошли древнегреческая трагедия и комедия.

Вокруг мифологии в целом, и мифов, в частности, множество научных и околонаучных споров. Причем мифологии не только древнегреческой, но и классической европейской. Так что же это такое мифы? Одни относят их к культуре, другие — к религии, третьи – и к первому, и ко второму как бы в миксе, говоря современным языком. Четвертые считают мифы чуть ли не историческими познаниями.

Зачем нужны мифы?

Одно неоспоримо и доказано фактами и артефактами: мифология – древнейшая человеческая сущность. Время появления мифологических образов трудно идентифицировать, но оно связано с происхождением языка и человеческого сознания. Мифология возникла не с богами и иными мифическими существами, а для обоснования и отображения их с той точки зрения и мышления, которые были присущи человечеству на конкретном этапе его развития. Мифы – это ритуалы жизни, повод для поиска смысла жизни.

Но вернемся к нашей теме – мифы Древней Греции и список названий. В Элладе мифология дала сильнейший толчок развитию культуры и искусства (скульптуры), даже религии многобожия и единого бога. Уже тогда возникли жанры современного театрального и кинематографического искусства — трагедия и комедия.

Важный момент. Боги – не идеальные существа. Среди них, как и у людей, существовали пороки. Это зависть, совершались подлости и убийства, в том числе и детей, а также с целью устранения конкурентов для продвижения в иерархии богов. Только один пример. Гея, богиня земли, подняла восстание против супруга, а после победы олимпийцев над титанами с сыновьями пошла атакой на пантеон Олимпа. Она породила стоглавое чудище - Тифона, на которого возлагала надежды уничтожить человечество.

Боги Древней Греции

Классифицированы тремя поколениями. Составим список богов третьего этапа. Особенно того состава, который известен как Олимпийцы. Их род пошел от Кроноса (Хронос — время) – первого божеского лидера Греции. По некоторым данным он последний сын Геи. И началась длительная эпоха олимпийских властелинов неба и всего живого на земле.

Зевс-громовержец (рим. Юпитер) — сын отца богов и сам отец богов. Кронос узнал предсказание своей матери, ставшей дельфийской прорицательницей, что его свергнут дети. Чтобы этого не произошло, он их проглатывал.

Супруга Рея спасла только последнего сына -Зевса. Маленьким она передала его на воспитание нимфам на еще неосвоенный остров Крит. Когда тот подрос, то немедленно свергнул отца с его управляемой небесной вотчины.

Тайну, которая помогла громовержцу избежать гибели, раскрыл Прометей. Он предсказал, на ком тому не стоит жениться. Так Зевс стал бессмертным, а его власть на Олимпе — вечной.

Все древнегреческие боги и их зоны ответственности.

Посейдон (Нептун), брат руководителя пантеона на горе Олимп, олицетворял физические силы и характер — мужество и необузданный нрав. Он создавал стихии на воде, топил корабли, вызывал голод на земле. Его олицетворяли с непонятными тогда землетрясениями. Свои вредительства Посейдон компенсировал щедрыми дарами, но потом снова бедокурил.

Гера (Юнона)

Сестра и жена громовержца, поэтому и была главной среди женской группы божеств. Надзирала за крепостью брака и супружеской верностью. Была очень ревнивая, не прощала измен даже Зевсу. Всячески старалась навредить внебрачному его сыну – Гераклу (Геркулес).

Аполлон (Феб)

Бог самого яркого света. Позже культ расширился на идеи творческого изящества и врачевания (отец бога врачей Асклепия). Аристократические черты заимствованы из образов Малой Азии. Культ широко распространился в Италии после римских завоеваний Греции.

Артемида (Диана)

Сестра Аполлона. Как и культ брата, уважение к ней занесено в Грецию извне. Артемида ассоциируется с лесами, вообще же она покровительствует всему, что произрастает и плодоносит. Приветствовала рождения и половые отношения.

Афина (Минерва)

Богиня, у которой непонятно каким образом уживались душевный комфорт и мудрость, воинственность и удивительная женственность. По мифологии, у Зевса (из его кудрявой головы) она родилась уже вооруженной копьем. И только ей, как богине, позволялось вести так называемые справедливые войны. Видимо, олимпийцы полагали, что подобные военные захваты чего-либо можно оправдать.

Трудно перечислить все, чему Афина покровительствовала: от земледелия до наук и искусства, и еще дальше распространялось ее влияние. От ее имени создавались города. Не зря столица Греции названа в честь этой богини. Во всей ее красе изобразил древнегреческий скульптор Фидий.

Гермес (Меркурий).

Если собрать в один список все, что попадало под покровительство богов, то станет понятно, чем были обеспокоены древние греки. Ведь богов создавали, если говорить прямо, они. Вот и в связи с Гермесом видно, что греки были обеспокоены строительством дорог, купеческой торговлей внутри страны и с соседями, раз наделили Гермеса этими полномочиями по покровительству.

Он слыл изворотливым богом, способным хитрить, когда надо, но и обладал знаниями иностранных языков. Очевидно, в земной жизни должны были быть и такие специалисты, раз бог ставился над ними.

Афродита (Венера или Киприда)

Хранительница любви и женской красоты. Известен эпос о ней и Адонисе, перенятый из мифов Древнего Востока. Ее сын Эрот (Амур) изображался на картинах, где он стрелами зажигает в людях пламя любви.

Гефест (Вулкан).

Уже из римского имени понятно, чем бог занимался: создавал огонь и грохот. Так показано в мифах. Но как общеизвестно, деятельность вулкана неподвластна ни людям, ни богам. Позже Гефест «переквалифицировался» и стал покровителем ремесленников, в кузнечном деле. Ведь там тоже всегда полыхает огонь для плавки металла. Хотя и был хромоногим, но стал супругом Афродиты.

В отличие от Афродиты, которая олицетворяла необузданную силу природы, богиня направляла природу на службу земледельцам. Под началом Деметры находилась жизнь человека вплоть до смерти.

Арес (Марс).

В отличие от Афины этот бог действовал путем обмана, измены и хитрости. Любил войну кровавую и ради войны. Гомер писал как о вояке с очень опасным оружием, но не классифицировал оружие. Ареса, как и всех членов пантеона, любили ваять древние скульпторы. Вояка изображался голым, но со шлемом на голове и с мечом.

Гестия.

Ее культ – огонь домашнего очага. Алтарь богини должен был находиться в каждом доме, где пылал очаг.

Медицинская энциклопедия