Роль личности в истории. Лекция: Роль личности в истории: история и теория вопроса Исторические личности и их роль в истории

Основные документы эпохи

«Повесть временных лет», «Русская правда», «Изборник», «Поучение Владимира Мономаха», «Правда Ярославичей».

Александр Невский (1220-1263) - сын Ярослава Всеволодовича, внук Всеволода Большое Гнездо. Князь новгородский (1236-1251), великий князь владимирский (с 1252 года). После разгрома шведских военных отрядов Биргера в устье Невы в 1240 году стал именоваться Невским. 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера разгромил войска Ливонского ордена, обеспечив независимость Северо-Западной Руси от иноземцев. Будучи великим князем владимирским, принимал меры по предотвращению разорительных набегов монголо-татар на Русь. Был канонизирован Русской православной церковью как воин-избавитель, выступавший также и против введения католичества в северо-западных русских землях.

Евпаттий Коловратий - легендарный богатырь, рязанский боярин. В 1237 году с «полком» в 1700 человек нанес поражение монголо-татарам на Суздальской земле. Убит в бою. Воспет в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Даниил Александрович (1261-1303) - младший сын Александра Невского. Великий князь московский. При нем Московское княжество выделилось из Владимирского в качестве самостоятельного, основал Данилов монастырь. Канонизирован Русской православной церковью.

Иван Данилович Калита (1296-1341) - сын Даниила Александровича. Великий князь московский (с 1325 года) и великий князь владимирский (с 1328 года). Оказав помощь Орде в подавлении тверского восстания в 1327 году, получил ярлык на княжение в Костроме. В 1332 году получил основную часть великокняжеских владений. Значительно пополнил казну. Расширяя территорию московского княжества, повышая его влияние и авторитет, Иван Калита заложил основы для последующего превращения Москвы в центр собирания русских земель и борьбы против монголо-татарского ига.

Сергий Радонежский (около 1321-1391) - основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях. Активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику князя Дмитрия Донского.

Пересеет. Александр (?-1380) - монах Троице-Сергиева монастыря. Герой Куликовской битвы. Его поединок с татарским богатырем Темир-Мурзой (Челубеем), в котором оба погибли, стал началом битвы.

Ослябя Родион (?-1398) - монах Троице-Сергиева монастыря, брат Пересвета. Герой Куликовской битвы. В 1398 году ездил с московским посольством в Византию.

Дмитрий Иванович Донской (1350-1389) - великий князь московский (с 1359 года). Главным делом стало укрепление позиций Московского княжества и борьба за великое владимирское княжение. С 1370-х годов усилил сопротивление Орде, в том числе вооруженное. В сражении на реке Пьяна (1377 год) потерпел поражение. На реке Воже (1378 год) разбил ордынское войско. В сентябре 1380 года проявил полководческий талант и одержал победу над огромным золото-ордынским войском Мамая. Значительно расширил пределы Московского княжества за счет мещерских, смоленских, приокских, белорусских земель. Был первым русским князем, передавшим по наследству власть во Владимирском великом княжестве своему сыну без санкции Орды. Канонизирован Русской православной церковью.

Василий II Васильевич Темный (1415- 1462) - великий князь московский (с 1425 года). В междоусобной борьбе 1425-1453 годов одержал победу. В 1446 году был ослеплен двоюродным братом Дмитрием Шемякой. Присоединил к Москве Нижегородское княжество, часть ярославских земель. Принимал меры по освоению вятской, пермской земель, Печерского края. Сократил земельные пожалования светским феодалам. Лично руководил многочисленными военными походами.

Иван III Васильевич (1440-1505) - великий князь всея Руси (с 1478 года). Основатель единого Московского государства. Присоединил к московскому княжеству Ярославское (1463 год), Ростовское (1474 год) княжества, Новгород (1477 год), Тверское княжество (1485 год), ряд других территорий. При Иване III произошло окончательное освобождение Руси от монголо-татарского ига (1480 год). При нем оформился аппарат Российского централизованного государства и составлен Судебник 1497 года. Вел активную внешнюю политику.

Василий III Иванович (1479-1533) - великий князь владимирский и московский, государь всея Руси (с 1505 года). Сторонник и продолжатель линии на укрепление Российского централизованного государства. В 1510 году присоединил Псков, в 1521 году - Рязань. В ходе русско-литовской войны в состав России вошел Смоленск (1514 год). Для обеспечения безопасности южных и восточных пределов государства приказал создать Большую засечную черту (1521 год). Стремился ограничить монастырское землевладение. При нем заметно упрочилось международное положение Московского государства.

Основные документы эпохи

«Судебник» 1497 года, «Судебник» 1550 года, «Стоглав» 1551 года, «Хронограф», «Великие Четьи Минеи», Первая челобитная Ивана Пере-светова, Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского, «Указ о беглых крестьянах» 1597 года.

Исторические деятели

Иван IV Васильевич Грозный (1530- 1584) - великий князь Московский и всея Руси (с 1533 года), русский царь (с 1547 года). В феврале 1547 года женился на Анастасии Романовне Захарьиной - Юрьевой. Первые годы правил с Избранной Радой, реформы которой ознаменовали крупные перемены в стране. Вел активную внешнюю политику. В 1565 году учредил опричнину, которую отменил в 1572 году. Итогом опричнины стало разорение и опустошение страны, подрыв крестьянского хозяйства, составлявшего основу экономики страны.

Федор Иванович (1557-1598) - русский царь. Был женат на Ирине Годуновой. Отличался смиренным характером, религиозностью. На начальном этапе царствования реальной властью обладал Регентский совет, назначенный Иваном Грозным. С 1586 года практически соправителем царя стал Борис Годунов. Умер, не оставив наследника. Династия Рюриковичей с ним прекратилась.

Курбский Андрей Михайлович (1528- 1583) - князь, боярин. Член Избранной Рады. В период Ливонской войны - воевода. В период гонений на членов Избранной Рады предпочел бежать в Литву. Участвовал в войне против России.

Адашев Алексей Федорович (?-1561) - думный дворянин, окольничий, постельничий. С конца 1540-х годов - руководитель Избранной Рады. Инициатор ряда реформ. Был хранителем государственной казны, печати, возглавлял Челобитный приказ. В 1560 года подвергся опале и умер в Юрьеве.

Сильвестр (?-около 1566) - священник Благовещенского собора Московского Кремля. Оказал большое влияние на Ивана IV, будучи его духовником. Член Избранной Рады. Автор особой редакции «Домостроя» и других произведений. С 1560 года в опале. Постригся в монахи.

Макарий (1482-1563) - церковный деятель, писатель. Митрополит с 1542 года. В 1551 году добился отклонения Иваном IV проекта секуляризации церковных земель. Редактор «Великих Четьи Минеи» и «Книги Степенной царского родословия». При его содействии в Москве была открыта типография.

Пересветов Иван Семенович - русский писатель-публицист XVI века, идеолог дворянства. В своих челобитных выдвинул целостную и четкую концепцию дворянского государства во главе с самодержавным царем.

Основные документы эпохи

Крестоцеловальная грамота царя Василия Шуйского (1606 год), Соборное Уложение царя Алексея Михайловича (1649 год), Новоторговый устав (1667 год), «Житие» протопопа Аввакума.

Борис Федорович Годунов (1552-1605) - русский царь. С 1567 года - член Опричного двора Ивана Грозного. 17 февраля 1598 года Земским собором был избран царем. Выдающийся государственный деятель, обладавший незаурядными способностями и навыками управления огромной страной. В период решающих сражений с войсками Лжедмитрия I умер.

Лжедмитрий I (царь Дмитрий) (?-1606) - русский царь (июнь 1605-май 1606 года). Самозванец. Предположительно беглый монах Чудова монастыря в Москве Григорий Отрепьев.

Василий Иванович Шуйский (1552-1612) - русский царь с 1606 по 1610 год. При избрании на царство дал крестоцеловальную запись о границах своей власти, о верности народу. В сентябре 1610 года был выдан правительством полякам, вывезен в Польшу, где вскоре умер в заточении.

Михаил Федорович Романов (1596-1645) - первый русский царь из династии Романовых. Избран царем на Земском соборе в феврале 1613 года. В его царствование заложены основы самодержавной власти.

Алексей Михайлович « Тишайший» (1629- 1676) - русский царь с 1645 года. В подборе ближайших помощников руководствовался в первую очередь их способностями. Был активным участником составления Соборного Уложения 1649 года, создавшего законодательную базу для российского общества на долгие десятилетия.

Филарет (в миру Федор Никитич Романов) (1554-1633) - боярин с 1587 года. В 1600 году за подготовку заговора против Бориса Годунова был насильно пострижен в монахи. С 1605 года - митрополит Ростовский. Попал в плен к полякам. В 1619 году был возвращен в Россию и избран патриархом. Стал фактически соправителем своего сына - царя Михаила Федоровича.

Никон (в миру - Никита Минин) (1605- 1681) - патриарх Московский и всея Руси (1652-1666). Провел церковно-обрядовую реформу. В 1655 году выступил с идеей первенства церковной власти над светской, что привело к конфликту с властью. В 1666 году по инициативе царя был созван церковный собор, который осудил Никона и лишил его сана первосвященника. Был сослан в монастырь, где и умер.

Основные документы эпохи

Указ о единонаследии (1714 год), Табель о рангах, Указ о покупке к заводам деревень (1721 год), Таможенный тариф (1724 год), «Кондиции» императрицы Анны Иоанновны» (1730 год), Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству (1762 год), Жалованная грамота дворянству (1785 год), Жалованная грамота городам (1785 год), Манифест о непринуждении крестьян работать в воскресные дни (1797 год).

Иван V Алексеевич (1666-1696) — русский царь в 1682-1696 годах. Был слаб здоровьем и не стремился к самостоятельному правлению. Отстранен от реальной власти Софьей Алексеевной, а затем и братом Петром I.

Софья Алексеевна (в монашестве - Сусанна) (1657-1704) - правительница России в 1682-1689 годах. Была образованным, властолюбивым и жестоким человеком. После провала заговора против Петра I в 1689 году была заточена в Новодевичий монастырь, а после новой попытки переворота (1698 год) - пострижена в монахини.

Петр I Алексеевич Великий (1672-1725) - русский царь с 1682 года, император с 1721 года. Был выдающимся государственным деятелем, значительно продвинувшим развитие России во всех областях. Главной задачей своего царствования считал выход России к незамерзающим морям. Умер 28 января 1725 года, не успев оставить распоряжений о наследнике престола.

Анна Иоанновна (1693-1740) - российская императрица (1730-1740). В 1710-1711 годах была замужем за герцогом Курляндским, после его смерти жила в основном в Митове. После смерти Петра II члены Верховного тайного совета приняли решение пригласить Анну на российский престол при условии ограничения ее власти. Согласившись на эти условия, Анна вскоре «по просьбе» гвардейцев-дворян порвала «кондиции». Правила страной при помощи и поддержке иностранцев.

Елизавета Петровна (1709-1761) - императрица (1741-1761), рождена вне брака. По целому ряду признаков можно сказать, что ее курс был первым шагом к политике просвещенного абсолютизма. Вела активную внешнюю политику.

Екатерина II Великая (у рож. Софья Августа Фредерика Ангальт-Цербстская) (1729- 1796) - российская императрица (1762-1796). Родом из Пруссии. Во внутренних делах старалась проводить политику просвещенного абсолютизма, но после крестьянской войны и Французской революции взяла курс на ужесточение режима и усиление репрессий. Во внешней политике - значительно расширила пределы Российской империи.

Павел I (1754-1801) - российский император (1796-1801). По восшествии на престол начал радикальную ломку всего, что создала его мать Екатерина II. Опале подверглись многие ближайшие сподвижники Екатерины. В то же время общая направленность внутренней политики по своей сути не изменилась.

Алексей Петрович (1690-1718) - царевич, старший сын Петра I и Евдокии Лопухиной. Враждебно воспринял реформы Петра. Опасаясь преследований со стороны отца, в 1716 году тайно выехал в Австрию, был возвращен, арестован и влиятельным политиком. Человек большого ума, редкой энергии и трудоспособности.

Меншиков Александр Данилович (1673- 1729) - русский государственный и военный деятель, генералиссимус (с мая 1727 года). Был ближайшем сподвижником Петра I. После его смерти возглавил движение за возведение на престол Екатерины I, став фактическим правителем России. Затем был скомпрометирован в глазах Петра II, обвинен в государственной измене, арестован, сослан с семьей в Березов, где вскоре умер.

Человеческое общество изменяется и развивается во времени. Это развитие человечества во времени и есть история. История - «развитие человеческого общества в соотношении с природой, наука об этом процессе».

Многие мыслители задумывались над вопросом: движется ли история сама собой (т.е. есть какие-то законы истории) либо ее движут (творят) люди? Таким образом, важнейшей проблемой является проблема соотношения объективных и субъективных факторов истории. Под объективным фактором понимают закономерности развития общества. Эти закономерности существуют объективно, не зависят от воли и желания отдельных людей.

Субъективный фактор - человек, его желания, воля, действия. Субъекты истории многообразны: народ, масса, социальная группа, элита, исторические личности, обычные люди.

Существует множество теорий, объясняющих общественное развитие или, как часто говорят, исторический процесс. Исторический процесс - это последовательная череда событий, в которых воплощается деятельность многих поколений людей. Остановимся на некоторых из них. Существует две крайних точки зрения на соотношения объективных и субъективных факторов: фатализм и волюнтаризм. Фатализм (от лат. fatalis - рок, судьба). Фаталисты считали, что все предопределено, что господствует закономерность, и человек ничего не может изменить. Он - марионетка исторической необходимости. Например, в эпоху средневековья господствовала идея о божественном провиденциализме (история развивается по начертанному Богом плану, предопределению). Волюнтаризм основан на понимании, что все зависит от воли человека, его желания, нет объективных законов развития общества, а историю творят великие люди, у которых сильнее разум и воля.
Мыслители Нового времени связывали развитие закономерностей общества с природой человека и развитием разума. Например, французские просветители считали, что законы общественного развития определяются развитием разума человека. Достаточно изменить только общественное мнение, и изменится все общество. В основе смены исторических этапов лежат изменения общественного сознания.

Г. Гегель по-новому поставил вопрос соотношения объективного и субъективного в истории. Мировой дух (мировой разум) развивается по объективным законам. Мировой дух - это и отдельная личность, и народ, и государство, т.е. Мировой дух воплощается в конкретных народах, людях (т.е. он воплощается в субъективном факторе). Люди преследуют свои интересы, но очень часто результаты, которых они достигли, отличаются от поставленной цели. Это значит, что вмешивается закономерность развития Мирового духа. Гегель это называл «хитростью Мирового разума».

Гегель сравнил действия человека в истории с действиями поджигателя: один крестьянин поджег дом соседа из ненависти к нему, но из-за сильного ветра выгорела вся деревня. Цель и реальный результат здесь явно не совпадают.

Гегель рассматривал проблему роли великой личности в истории. Он отмечал, что не великие личности сами по себе творят историю, а история сама создает героев. Великой является та личность, которая выражает развитие Мирового духа.

Однако следует различать выдающихся личностей, чей вклад в историю позитивен и значим для общества, и исторических личностей, к числу которых относятся и тираны, диктаторы. Существует даже крылатое высказывание - «слава Герострата» - Герострат сжег храм Артемиды Эфесской, желая прославиться.

Маркс и Энгельс также рассматривали взаимодействие объективного и субъективного факторов, но уже с материалистических позиций. В основе лежат законы развития материального производства, такие, как первичность общественного бытия по отношению к общественному сознанию, первичность базиса по отношению к надстройке, закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

Объективные законы действуют не сами по себе и не они творят историю, историю творят люди. Объективное в обществе (законы истории) проявляется только в субъективном факторе, только через деятельность людей. Закономерности истории - это равнодействующая всех усилий ее участников.

Марксисты обращали внимание и на роль великих личностей в истории. Великая личность, во-первых, это та личность, деятельность которой соответствует объективным законам развития общества- прогрессу, во-вторых, лучше всего выражает интересы определенного класса. Главной движущей силой в истории являются не личности, а народные массы, поскольку народ создает все материальные и духовные блага. Без участия народных масс невозможно масштабное историческое действие.

Гегель и Маркс отмечали, что история - деятельность человека, который преследует свои цели. В истории деятельность человека воплощается в событиях. События и составляют живую ткань истории. История не статична, а динамична. История - это процесс. И Гегель, и Маркс показали диалектику объективного и субъективного в обществе, показали, что объективное в обществе проявляется только через субъективное.

Суммируем теории, объясняющие ход истории: 1) история движется «по предначертанному плану (божественному или логическому)»; 2) характер и развитие общества «определяются материальными факторами» (например, климатом, географическими условиями); 3) закономерности истории - это «равнодействующая всех усилий ее участников».

Таким образом, ответим на вопрос: что и кто движет историю. Имеют значение и объективный ход событий, и сознательная деятельность людей.

«В исторических обстоятельствах заложены разные возможности их дальнейшего развития. Выбор представлен действующим лицам». Личность имеет влияние на историческое событие. Главным субъектом (творцом) истории является человек. Это и народ (большие массы людей), и отдельные личности... «В истории есть возможность для самовыражения не только великих личностей, но и самых обыкновенных людей».

ТЕМА 24. ЧЕЛОВЕК.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

I. Организация начала занятия.

II. Сообщение темы, целей занятия. Мотивация учебной деятельности.

Цели:

Образовательные:

Знать определения «индивид», «индивидуальность», «личность», их сходство и различия.

Развивающие:

Продолжать совершенствовать умение быть размышляющим практиком;

Совершенствовать умения оценивать информацию;

Развивать умения выявлять предвзятые отношения, мнения и суждения.

Воспитательные:

Знать и формировать качества успешного человека – добросовестность, ответственность, трудолюбие, справедливость, взаимоуважение.

Мотивация учебной деятельности: целью жизни является наличие ее смысла, и совершенствование себя относительно смысла жизни, и чем более вы удовлетворены своим умением достигать этого идеала, тем ближе мы к реализации проблемы счастья.

III. Актуализация опорных знаний студентов.

1. Каковы особенности русской философии?

2. Какие этапы развития прошла русская идея?

3. Каковы перспективы дальнейшего развития русской идеи?

4. Каковы основные черты программы развития русской философии И.В.Киреевского?

IV. Изучение нового материала.

План лекции.

Человек как индивид, как индивидуальность.

2. Человек как личность.

3. Роль личности в истории.

Литература

1. Введение в философию. Фролов И.Т. (в двух частях) М.1989

2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. М.2004. Вводное слово.

3. Степин В.С. Философия. Мн. 2006.

4. Петров В.П. Философия. М. 2012. Лекция 1.

5. Философия. (коллектив ученых) Ростов н/Д. 2001.

6. Якушев А.В. Философия. М., 2004.

V. Закрепление новых знаний.

1. Кто такой человек?

2. Почему для характеристики человека используют понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность?

3. Что собой представляет «историческая личность»?

4. Действительно личность может играть историческую роль в истории?

VI. Подведение итогов занятия.

VII. Сообщение домашнего задания.

1. Дайте краткую характеристику понятию «индивид»?

2. Установите отличия индивида от индивидуальности?

3. Какие качества присущи лчности?

Человек как индивид, как индивидуальность

Индивид.

Для характеристики человека как индивидуального феномена в философско-психологической литературе используется ряд специальных терминов. Важнейшие из них – индивид, индивидуальность, личность, субъект, Я и др. В каждое из этих понятий вкладывается специфическое содержание. Человек – уникальное явление во Вселенной. Он неповторим, загадочен. Ни современная наука, ни религия, ни философия не могут в полной мере выявить тайну человека. Когда философы говорят о природе и сущности человека, или других его характеристиках, то речь идет не столько об окончательном их раскрытии, сколько о стремлении еще раз вернуться к ним и, может быть, дополнить или уточнить их. Понятия "природа", "сущность" применительно к человеку часто используются как синонимы. Однако между ними есть разница. Под "природой" человека подразумеваются стойкие неизменные черты, общие задатки и свойства, выражающие его особенности как живого существа, которые присущи ему во все время независимо от биологической эволюции (с момента сформированности человека) и исторического процесса. Природу человека раскрывают такие понятия как "индивид", "субъект", так как они включают такие характеристики как воля, специфика мыслительных процессов, аффективность, особенности нейродинамики, половые, возрастные, конституциональные различия и др. С понятием сущности человека более сопряжены характеристики "индивидуальность" и "личность". В более строгом виде термин "индивид" употребляется для обозначения всякого отдельно взятого представителя человеческого рода. В социальной философии этим термином обозначается единичный представитель какого-либо отдельного целого. Индивид "экземплярен", то есть не просто один, а "один из". Индивид – это биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, абстрактно мыслить и приспосабливать к своим потребностям окружающий мир. Человек как индивид, обладая специфически неповторимыми, отличными от типичности чертами – индивидуальностью, формировался как существо стадное, социальное. Поэтому во всякий момент он существует и как "продукт" общественных отношений. Общество не просто окружает человека, но и живет "внутри него". Эпоха, в которую человек родился и сформировался, уровень культуры, которого достигло общество; способ жизнедеятельности, способ чувствования и духовности (менталитет) – все это накладывает печать на индивидуальное поведение, определяет первоначальные, часто неосознанные, установки и влияет на мотивы поступков. Человеку приходится не просто считаться с условиями и возможностями существующего общества, он должен еще понять, что обязан последнему многими качествами, которые поначалу представлялись самостоятельными приобретениями. Характеристика индивида как продукта общественных отношений вовсе не означает, однако, что будто исходные условия индивидуального существования (например, характер воспитания, семейное или социальное окружение) раз и навсегда предопределяют последующее поведение человека.

Индивидуальность . Несводимость человека к общим чертам его природной сущности или социально-групповому положению, относительная независимость поведения от первоначально обусловивших его факторов, способность быть ответственным за свой облик, обладать в глазах общества ценностью и значимостью – все эти характеристики фиксируют "индивидуальность" и "личность", близких и взаимосвязанных между собой понятий. Именно они выражают не только отличие человека от животных, а его сущность. Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью позднее. И этот процесс имеет социальный характер.

Индивидуальность как дальнейшее развитие человека выступает его существенной характеристикой, поскольку отражает уникальный способ именно его бытия. Индивидуальность – это самобытность чувств и особенности характера, оригинальность мышления, таланты и способности, присущие только данному индивиду, это совокупность свойств и особенностей, отличающих данного индивида от всех других, характеристика единичности человека, его неповторимости и своеобразия, его незаменимости.

2. Человек как личность. Понятие личности подчеркивает в человеке, прежде всего, сознательно-волевое и культурно-соци­альное начало. Индивид тем больше заслуживает права называться личностью, чем яснее осознает мотивы своего поведения и чем строже его контролирует, подчиняя единой жизненной стратегии и ответственности свое поведение. В личности интересны ее поступки. Личность определяется тем, какую линию поведения она выбирает. Личность - собственный инициатор последовательного ряда жизненных событий. Достоинство личности определяется не столько тем, многое ли человеку удалось, сколько тем, что и как он взял под свою ответственность, что он себе вменяет. Быть личностью очень трудно. И это относится не только к выдающимся личностям, возложившим на себя ответственность не только за себя, но и за страну, за народ или человечество в целом, за политическое или интеллектуальное движение, но и ко всякой личности вообще. Личностное бытие – это непрекращающиеся усилия. Личности нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от анализа своих мотивов. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию личностной несостоятельности и согласию на подчиненное существование, на мелочный социально-бюрократический надзор. За дефицит сознательно-волевого начала людям приходится расплачиваться несостоявшейся судьбой, разочарованием и чувством собственной неполноценности.

В социальной литературе имеются различные подходы к пониманию того, что есть личность: А). Личность описывается со стороны собственных мотивов и стремлений, составляющих содержание ее "личного мира" – уникальной системы личностных смыслов, индивидуально своеобразных способов упорядочивания внешних впечатлений и внутренних переживаний. Б). Личность рассматривается как система относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые закреплены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем. В). Личность характеризуется как деятельный, активный "Я-субъект", как система планов, отношений, направленностей, смысловых образований, которые характеризуют ее поведение во вне, за пределами исходных позиций. Г). Личность рассматривается как субъект персонализации: то есть, когда потребности, способности, стремления, ценности данного субъекта вызывают изменения в других людях, влияют на них, определяют их ориентации. По большому счету, личностью философия считает такого индивида, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он приходит и которую реализует благодаря большой духовной работе над собой. Такой человек проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, определенную цельность натуры, внутреннюю страстность, творческую жилку и т.д. Личность – это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны наиболее существенных и значимых социальных качеств. Личность – это самоустремленная, самоорганизующаяся частица общества, учитывающая черты и особенности общества, в котором существует, уважительно относящаяся к культуре и общечеловеческим ценностям, уважающая их и вносящая свой посильный вклад в общечеловеческую культуру и историю.

Подытоживая понятие личности, можно сделать следующие выводы: 1. Понятия "человек", "индивид", "субъект деятельности", "индивидуальность", "личность" не являются однозначными и содержат различия. 2. Следует учитывать крайние толкования понятия "личность": расширительное – здесь личность отождествляется с понятием "человек" (любой человек есть личность); элитарное понимание – когда личность рассматривается как особый уровень социального развития (не каждый человек может стать и становится личностью). 3. Существуют разные точки зрения на соотношение биологического и социального в развитии личности. Одни включают биологическую организацию в структуру личности; другие – рассматривают биологические данности только как заданные условия для личностного становления, которые не определяют психологические и социальные особенности личности. 4. Личностями, действительно, не рождаются. Ими становятся, причем становление идет фактически всю жизнь. Данные показывают, что в онтогенезе (индивидуальном становлении) личностные качества формируются достаточно поздно даже в норме, а некоторые так никогда как бы и "не вырастают", поэтому существует большой процент инфантильных людей. 5. Личность есть результат успешной социализации человека, но не пассивный ее продукт, а результат собственных усилий. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность. Сохранение себя как личности – это закон человеческого достоинства, без него наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. Человек просто обязан быть личностью, стремиться стать личностью. Уровень личностного развития измеряется выраженностью у человека интеллектуально-нравственных и волевых качеств, совпадением его жизненных ориентаций с общечеловеческими ценностями, положительным показателем функционирования этих качеств. Личность характеризуется со стороны духа, свободы, творчества, добра, утверждения красоты. Человека делает личностью забота о другом человеке, автономность в принятии решений и способность нести ответственность за них.

Роль личности в истории.

Нередко философия, разрабатывая эту проблему, преувеличивала роль личности в историческом процессе и, прежде всего, государственных деятелей, полагая при этом, что чуть ли не все решается выдающимися личностями. Короли, цари, политические вожди, полководцы, якобы, могут управлять всей историей и управляют ею, как своего рода кукольным театром, где есть кукловоды и марионетки. Исторические личности – это личности, поставленные силой обстоятельств и личными качествами на пьедестал истории. Гегель называл всемирно-историческими личностями тех немногих выдающихся людей, личные интересы которых содержат в себе субстанциальные составляющие: волю, мировой дух или разум истории. "Они черпают свои силы, цели и свое призвание из источника, содержание которого скрыто, который еще находится под землей и стучится во внешний мир, как в скорлупу, разбивая ее" (Гегель. Соч. Т. IХ, с.98).

"Изучая жизнь и деятельность исторических деятелей, можно заметить, – писал Макиавелли в произведении "Государь", – что счастье не дало им ничего, кроме слу­чая, доставившего им в руки материал, которому они могли дать формы согласно своим целям и принципам; без такого случая доблести их могли угаснуть, не имея приложения; без их личных достоинств случай, давший им в руки власть, не был бы плодотворным и мог пройти бесследно". Необходимо было, чтобы, например, Моисей нашел народ Израиля в Египте, томящимся в рабстве и угнетении, чтобы желание выйти из такого невыносимого положения побудило их следовать за ним.

По словам Гёте, Наполеон стал исторической личностью, прежде всего, не в силу его личных качеств (их у него, правда, было немало), но самое главное – то, что "люди, подчиняясь ему, рассчитывали тем самым достигнуть своих собственных целей. Именно поэтому они шли за ним, как идут за всяким, кто внушает им подобного рода уверенность" (Гёте. Собр. соч. Т.,15. с.44-45). Интересным в этой связи представляется высказывание Платона: "Мир лишь тогда станет счастливым, когда мудрецы станут царями или цари мудрецами" (Цит. по: Эккерман. Разговоры с Гёте. М., 1981, с.449). Не менее интересным представляется мнение Цицерона, считавшего, что сила народа ужаснее тогда, когда у него нет предводителя. Предводитель чувствует, что он за все будет в ответе, и озабочен этим, между тем как ослепленный страстью народ не видит опасности, которой он себя подвергает.

Став по воле случая или в силу необходимости во главе государ­ства, личность может оказать на ход и исход исторических событий разное влияние: положительное, отрицательное или, как это чаще бывает, и то и другое. Поэтому обществу далеко не безразлично, в чьих руках сосредоточивается политическая, государственная власть. От нее многое зависит. В. Гюго писал: "Отличительная черта подлинных государственных деятелей в том именно и состоит, чтобы извлечь пользу из каждой необхо­димости, а иногда даже роковое стечение обстоятельств повернуть на благо государства" (Гюго В. Собр. соч. Т.15, с.44-45). Вождь один, если это гений, должен тонко "подслуши­вать" мысли народа. Любопытно в этой связи рассуждение А.И. Герцена: "Человек очень силен, человек, поставленный на царское место, еще сильнее. Но тут опять старая штука: силен-то он с течением и тем сильнее, чем он его больше понимает. Но течение продолжается и тогда, когда он его не понимает и даже когда противится ему" (цит. по: Лихтенберг Г. Афоризмы. М., 1983, с.144).

Любопытна такая историческая деталь. Екатерина Вторая на вопрос иностранца, почему дворянство так безоговорочно ее слушается, ответила: "Потому что я приказываю им лишь то, чего они сами хотят". Но высокая власть, однако, несет и тяжелые обязанности. В Биб­лии сказано: "Кому многое дано, с того многое и спросится" (Матфей: 95,24-28; Лука: 12, 48). Все ли бывшие и настоящие правители знают и следуют этим заповедям?

Выдающаяся личность должна обладать высокой харизмой. Харизма – "божья искра", исключительный дар, выдающиеся способности, которые "от природы", "от Бога". Харизматическая личность сама по себе духовно влияет на свое окружение. Окружением харизматического лиде­ра может быть "община" учеников, воинов, единоверцев, то есть, это своего рода "кастово-партийная" общность, которая формируется по харизматическим основаниям: пророку соответствуют ученики, военному ли­деру – свита, вождю – доверенные лица. Харизматический лидер окружает себя теми, в ком он интуитивно и силою ума угадывает и улавливает подобный себе дар, но "пониже ростом". Представляется, что из всех вышеиз­ложенных концепций о месте и роли лидера, руководителя наиболее приемлемой представляется такой счастливый вариант, когда во главе государства становится мудрец, но не сам по себе, не для себя мудрец, а мудрец, четко и своевременно улавливающий настроения народа, доверившего ему власть, умеющий сделать свой народ счастливым и благоденствующим.

Все наши разведки в области философии истории оправданы, наконец, основной темой - темой места человека в истории. И эта тема выглядит довольно противоречивой.

Человека нет вне общества и общественной историей, Т но история также невозможна без человека или тогда, когда она действует против человека.

Ясно, что человека и историю нельзя оторвать друг от друга, но их противопоставление не является надуманным. В определенные времена и при определенных обстоятельствах люди должны жертвовать собой ради сохранения определенных исторических достижений или ради того, чтобы история имела продолжение. То есть, бывают ситуации, когда история обнаруживает себя выше отдельного человека и его судьбу. Иногда вопрос стоит иначе: или человеку будет принадлежать то, что добытое историей, или история будет деградировать вместе с деградуванням человека. Такое взаимное дистанцирование человека и истории свидетельствует, что в пределах их связи они несут на себе разное смысловое и смысловую нагрузку.

Человек предстает реальным и единственно возможным фактором истории, потому что именно она производит определенные действия и обуславливает существование тех или иных сфер общественной жизни и исторической деятельности. В этом плане история предстает как развертывание внутренних возможностей человека. Все, что происходит в истории, насыщенный человеческими стремлениями, интересами, усилиями, страданиями и проч. С другой стороны, история специализирующая человека, и последняя предстает всегда как человек определенной эпохи, определенного исторического типа общества; даже в профессиональном отношении человек исторически обусловлена.

Итак, история предстает как конкретная действительность человека, и в этом плане она человека ограничивает, вводит в конкретные формы жизнедеятельности и в конкретное пространство своих возможных реализаций. А если история ограничивает человека, то это значит, что она не использует всех ее возможностей, а потому предстает в своей конкретности чем уже от человека, перспективно нацеленной на возможную полноту человека.

Однако в определенном плане история и общество всегда больше, чем отдельный человек, потому что они: а) предоставляют пространство для самореализации большому количеству людей, а не только отдельным индивидам; б) сохраняют и фиксируют своими структурами опыт предыдущих поколений; в) прививают отдельным индивидам разнообразные интересы, выходящие за пределы их сугубо индивидуальных жизненных потребностей; г) наконец, формируют цели и смыслы, которые превосходят отдельные человеческие жизненные горизонты и приводят к тому, что довольно часто человек видит свою основную задачу в служении истории и обществу.

Все это значит, что человек входит в историю в тех своих возможностях и проявлениях, выявленные и фиксированные механизмами социальной деятельности (или технологиями социальной деятельности). Но то же самое можно сказать и о природно-космические силы и свойства, поэтому социальная деятельность представляет собой переход, взаимное приравнивание человеческой экзистенции и космоса. Через это становится понятным, почему человеческое бытие требует усвоения опыта социальной деятельности: вне этого человек даже не может узнать о том, почему она является человеком; однако становится понятным и другое - почему мы все же имеем основания говорить об исторической судьбе, о самовластности истории; ведь выявлении и заверенные технологии социальной деятельности, что является сплавом экзистенции и космоса, имеют свои собственные законы, и эти законы не совпадают ни с действиями отдельного индивида, ни с законами космоса и природы.

Конкретная единство субъективных и объективных факторов ш и факторов человеческой социальной деятельности, взята с учетом ее исторических достижений и тенденций, предстает перед нами как историческая судьба (или как самовластность истории).

Поэтому, например, те же самые поступки и действия людей в разные исторические времена могут иметь совершенно отличные последствия. Конечно, мы не должны при этом забывать того, что историческая деятельность имеет своим источником человека и космос в их взаимодействии, а потому нельзя отрывать историю ни от природы, ни от человека. Но так же мы не должны их отождествлять; фактически, история-это сфера человеческого самовипробовування. Осмысливая ее, человек, скорее всего, должна согласиться с тезисом И. Г. Фихте о том, что деяние есть наше предназначение. История требует действий и откликается на них. Но из рассматриваемой проблемы соотношения человека и истории стоит сделать еще один вывод:

История имеет действенную (процессуальную) и консервативную стороны, и только обе они могут обеспечить нормальный ход исторического процесса и исторического самопроявления человека.

При том появляется смысл говорить о таких тенденциях истории:

тенденция к увеличению роли сознательного (разумного) начала в осуществлении исторического процесса;

тенденция к росту информационной насыщенности поля человеческого действенного самовыражения;

тенденция к многообразию форм человеческого исторического активизма и увеличение роли индивидуальной инициативы в историческом процесуванні.

Выводы

История как реальность человека и ее проявлений выглядит разнородным, сложным и парадоксальным процессом. Философия истории призвана дать человеку общие ориентации в истории, помочь ей оценить возможности и условия своего социально-исторического жизненного самоутверждения.

Как особое направление философских исследований философия истории возникла в XVIII - XIX вв. Но ее проблематика пронизывает собой все основные этапы развития истории философии.

Среди важнейших проблем философии истории на первом плане являются: определение особого качества социально-исторического процесса, его направленности, характера осуществления, решение вопроса о конечности или бесконечности истории.

Убедительным вариантом решения проблемы субъекта истории предстает обрисовки его как человеческой личности, которая концентрирует в себе уникальные качества индивида и характеристики социальных отношений. Через отнесение к личности как самодеятельной активной единицы исторического процесса исходных условий и факторов человеческой деятельности можно очертить содержание самых болезненных вопросов в исследовании истории.

Дополнительная литература по теме

1.АндрушенкоВ.М Михапьченко Ш.Современная социальная философия К 1096

2. Бердяев H. A. Смысл истории. М., 1990.

3. Бойченко В. Философия истории: Учебник. К., 2000.

4. Вико Дж. Основание новой науки об общей природе вещей. М., К., 1994.

5. Вольтер. Философия и методология истории // Историки и история. Жизнь, судьба, творчество: В. 2т. М., 1998.

6. Гаврилишин Бы. Указатели в будущее. К эффективных обществ. Доклад Римскому клубу. К., 1990.

7. Гегель Г.-В.-Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993.

8. Жекии Г.В. Социальная философия истории. К., 1996.

9. Колінеуд Робин Дж. Идея истории. К., 1996.

10. Кузьменко В.Л., Романчук O. K. На пороге сверхцивилизации (размышления о будущем). Львов, 1991.

11. Монтескье Ш.-Л. О духе законов. М., 1999.

12. Научное предвидение громадських процессов. К., 1990.

13. Ортега-и-Гасетт Холл. Тема нашей эпохи. К., 1994.

14. Риккет Генрих. Философия истории // Риккет Генрих. Философия жизни. К., 1998.

15. Современная западная философия: Словарь. М., 1991.

16. Тойнби Арнольд Дж. Исследование истории. Сокращенная версия томов I-IV Д.В. Семервенка: В 2 т. К., 1995.

17. Шпейнглер А. Закат Европы. Очерки морфологии истории: В 2 т. М., 1998.

18. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Людей, которые изменили мир, великое множество. Это и известные врачи, которые придумали лекарства от болезней и научились делать сложные операции; политики, которые начинали войны и завоёвывали страны; космонавты, которые впервые облетели Землю по орбите и ступили на Луну и так далее. Их тысячи, и рассказать обо всех невозможно. В этой статье перечисляется только небольшая часть этих гениев, благодаря которым появились научные открытия, новые реформы и направления в искусстве. Они личности, изменившие ход истории.

Александр Суворов

Великий полководец, живший в XVIII веке, стал культовым человеком. Он личность, которая повлияла на ход истории своим мастерством ведения стратегии и умелым планированием тактики войны. Его имя золотыми буквами вписано в летопись русской истории, его помнят как неутомимого блестящего военного командира.

Всю свою жизнь Александр Суворов посвятил баталиям и сражениям. Он участник семи воен, возглавил 60 битв, не зная поражений. Его литературный талант проявился в книге в которой он учит молодое поколение искусству ведения войны, делится своим опытом и знаниями. В этой сфере Суворов опередил свою эпоху на много лет вперёд.

Его заслуга в первую очередь в том, что он усовершенствовал тенденции ведения войны, развил новые способы наступлений и атак. Вся его наука базировалась на трёх китах: натиск, быстрота и глазомер. Этот принцип развивал у солдат целеустремлённость, развитие инициативы и чувство взаимопомощи по отношению к своим коллегам. В битвах он всегда шёл впереди простых военных, показывая им пример мужества и героизма.

Екатерина Вторая

Это женщина-феномен. Как и все другие личности, повлиявшие на ход истории, она была харизматической, сильной и умной. Родилась в Германии, но в 1744 году приехала в Россию в качестве невесты для племянника императрицы — великого князя Петра Третьего. Муж её был неинтересный и апатичный, они почти не общались. Всё свободное время Екатерина тратила на чтение юридических и экономических трудов, её захватила идея Просвещения. Найдя своих единомышленников при дворе, она без труда свергла мужа с престола и стала полноправной правительницей Российской империи.

Период её правления называют "золотым" для дворянства. Правительница реформировала Сенат, забрала церковные земли в государственную казну, что обогатило державу и облегчило жизнь простых крестьян. В данном случае влияние личности на ход истории подразумевает принятие массы новых законодательных актов. На счету у Екатерины: губернская реформа, расширение прав и свобод дворянства, создание сословий по примеру западноевропейского общества и восстановления авторитета России во всём мире.

Пётр Первый

Ещё один правитель России, который жил на сто лет раньше Екатерины, также сыграл огромную роль в развитии государства. Он не просто личность, которая повлияла на ход истории. Пётр 1 стал национальным гением. Его огласили просветителем, "светочем эпохи", спасителем России, человеком, который открыл глаза простому народу на европейский стиль жизни и правления. Помните словосочетание "окно в Европу"? Так вот, именно Пётр Великий "прорубил" его назло всем завистникам.

Царь Пётр стал великим реформатором, его изменения в государственных устоях сначала пугали дворянство, а потом вызывали восхищение. Это личность, которая повлияла на ход истории тем, что в "голодную и немытую" Россию, благодаря ему, были внедрены прогрессивные открытия и достижения Западных стран. Пётр Первый сумел расширить экономические и культурные границы своей империи, завоевал новые земли. Россию признали великой державой и оценили её роль на международной арене.

Александр Второй

После Петра Великого это был единственный царь, который начал проводить настолько масштабные реформы. Его нововведения полностью обновили облик России. Как и другие известные личности, изменившие ход истории, этот правитель заслуживал уважения и признания. Период его правления припадает на XIX век.

Главным достижением царя стала в России, которое тормозило экономическое и культурное развитие страны. Конечно, об ликвидации системы, очень похожей на рабство, задумывались и предшественники Александра Второго — Екатерина Великая и Николай Первый. Но никто из них так и не решился перевернуть устои государства вверх дном.

Столь кардинальные изменения произошли довольно поздно, так как в стране уже назревал бунт недовольного народа. Кроме того, в 1880-е годы реформы приостановились, что вызвало гнев революционной молодёжи. Царь-реформатор стал мишенью их террора, что привело к окончанию преобразований и полностью повлияло на развитие России в будущем.

Ленин

Владимир Ильич, известный революционер, личность, которая повлияла на ход истории. Ленин возглавил бунт в России против самодержавия. Он повёл революционеров на баррикады, в результате чего царь Николай Второй был свергнут и в державе пришли к власти коммунисты, чьё правление охватило целое столетие и привело к существенным, кардинальным изменениям в жизни простых людей.

Изучая труды Энгельса и Маркса, Ленин выступал за равенство и всячески осуждал капитализм. Теория хорошая, но на деле её было тяжело воплотить, так как представители верхушки всё равно жили, купаясь в роскоши, а простые рабочие и крестьяне круглосуточно тяжело работали. Но это было потом, во времена же Ленина, на первый взгляд, всё складывалось так, как он этого хотел.

На период правления Ленина припадают такие важные события, как Первая мировая война, Гражданская война в России, жестокий и нелепый расстрел всей царской семьи, перенос столицы из Петербурга в Москву, основание Красной Армии, полное установление Советской власти и принятие её первой Конституции.

Сталин

Люди, изменившие ход истории... В их списке ярко-алыми буквами горит имя Иосифа Виссарионовича. Он стал "террористом" своего времени. Основание сетки лагерей, сослание туда миллионов ни в чём не повинных людей, расстрел целых семей за инакомыслие, искусственный голод — всё это в корне изменило жизнь людей. Одни считали Сталина дьяволом, другие Богом, так как именно он в то время решал судьбу каждого гражданина Советского Союза. Ни тем, ни другим он, конечно, не был. Запуганный народ сам возвёл его на пьедестал. Культ личности был создан на всеобщем страхе и крови невинных жертв эпохи.

Личность, которая повлияла на ход истории, Сталин, отличился не только массовым террором. Безусловно, его вклад в историю России имеет и позитивную сторону. Именно во время его правления государство сделало мощный экономический рывок, стали развиваться научные институты и культура. Именно он стоял во главе армии, которая разгромила Гитлера и спасла всю Европу от фашизма.

Никита Хрущёв

Это очень противоречивая личность, которая повлияла на ход истории. Его разностороннюю натуру хорошо демонстрирует возведённый ему надгробный памятник, одновременно сделанный из белого и чёрного камня. Хрущёв, с одной стороны, был человеком Сталина, а с другой — руководителем, который пытался растоптать культ личности. Он начал кардинальные реформы, которые должны были полностью поменять кровавую систему, выпустил из лагерей миллионы невинно осуждённых, помиловал сотни тысяч приговорённых к расстрелу. Период этот даже назвали "оттепель", так как прекратились преследования и террор.

Но Хрущёв не умел доводить большие дела до конца, поэтому его реформы можно назвать половинчатыми. Недостаток образования делал его недалёким человеком, но отличная интуиция, природное здравомыслие и политическое чутьё помогли ему так долго держаться в высших эшелонах власти и находить выход в критических ситуациях. Именно благодаря Хрущёву удалось избежать ядерной войны во время а ещё перевернуть самую кровавую страницу в истории России.

Дмитрий Менделеев

Россия породила множество великих универсалов, которые совершенствовали разные сферы науки. Но Менделеева стоит выделить, так как его вклад в её развитие бесценен. Химия, физика, геология, экономика, социология — всё это успевал изучать Менделеев и открывать в этих отраслях новые горизонты. Он также был известным судостроителем, воздухоплавателем и энциклопедистом.

Личность, которая повлияла на ход истории, Менделеев, открыл позволяющий предсказывать появление новых химических элементов, открытие которых происходит и в наши дни. Его таблица — основа уроков химии в школе и в университете. Среди его достижений также полное исследование газовой динамики, эксперименты, которые помогли вывести уравнение состояния газа.

Кроме того, учёный активно изучал свойства нефти, разработал политику вливания инвестиций в экономику и предлагал оптимизировать таможенную службу. Его бесценными советами пользовались многие министры царской власти.

Иван Павлов

Как и все личности, повлиявшие на ход истории, он был человеком очень умным, обладал широким кругозором и внутренней интуицией. Иван Павлов активно использовал в своих опытах животных, пытаясь выделить общие черты жизнедеятельности сложных организмов, в том числе и человека.

Павлов сумел доказать многообразную деятельность нервных окончаний в сердечно-сосудистой системе. Он показал, как может регулировать артериальное давление. А ещё стал открывателем трофической нервной функции, которая заключается во влиянии нервов на процесс регенерации и образования тканей.

Позже он занялся физиологией пищеварительного тракта, в результате чего получил в 1904 году Нобелевскую премию. Главным его достижением принято считать изучение работы мозга, высшей нервной деятельности, условных рефлексов и так называемой сигнальной системы человека. Его труды стали основой многих теорий в медицине.

Михаил Ломоносов

Он жил и работал во время правления Петра Великого. Тогда был сделан акцент на развитие образования и просвещения, и в России была создана первая Академия Наук, в которой Ломоносов провёл немало своих дней. Он, простой крестьянин, смог подняться до невероятных высот, взбежать по социальной лестнице и превратиться в учёного, шлейф славы которого тянется по сей день.

Его интересовало всё, что касается физики и химии. Последнюю он мечтал освободить от влияния медицины и фармацевтики. Именно благодаря ему современная физическая химия родилась как наука и стала активно развиваться. Кроме того, он был известным энциклопедистом, изучал историю и писал летописи. Петра Первого он считал идеальным правителем, ключевой фигурой в становлении государства. В своих научных трудах он описывал его как образец ума, который изменил историю и перевернул представление об управленческой системе. Усилиями Ломоносова в России был основан первый университет — Московский. С этого времени начало развиваться высшее образование.

Юрий Гагарин

Люди, повлиявшие на ход истории... Их перечень трудно представить без имени Юрия Гагарина, человека, покорившего космос. Звёздное пространство притягивало людей многие столетия, но только в прошлом веке человечество приступило к его освоению. На то время была уже хорошо развита техническая база для таких полётов.

Космическая эра проходила под знаком конкуренции между Советским Союзом и США. Лидеры стран-гигантов пытались показать своё могущество и превосходство, и космос был одним из лучших вариантов это продемонстрировать. В середине XX века началось соперничество за то, кто быстрее отправит человека на орбиту. В этой гонке победил СССР. Все мы знаем знаменную дату ещё со школы: 12 апреля в 1961 году первый космонавт полетел на орбиту, где провёл 108 минут. Этого героя звали Юрий Гагарин. На следующий день после своего путешествия в космос, он проснулся знаменитым на весь мир. Хотя, парадоксально, никогда не считал себя великим. Гагарин часто говорил, что за те полтора часа не успел даже понять, что с ним происходит и каковы при этом его ощущения.

Александр Пушкин

Его называют "солнцем русской поэзии". Он давно стал национальным символом России, его стихи, поэмы и проза высоко ценятся и почитаются. И не только в странах бывшего Советского Союза, но и во всём мире. Почти в каждом городе России есть улица, сквер или площадь, названные в честь Александра Пушкина. Дети изучают в школе его творчество, посвящая ему не только учебное время, а и внеурочное в форме тематических литературных вечеров.

Этот человек создавал настолько гармоничную поэзию, что равной ей нет во всем мире. Именно с его творчества началось развитие новой литературы и всех её жанров — от стихов до театральных пьес. Пушкин читается на одном дыхании. Ему присущи точность, ритмичность строк, они быстро запоминаются и легко декламируются. Если учитывать ещё просвещённость этого человека, его силу характера и глубокий внутренний стержень, то можно утверждать, что он действительно личность, которая повлияла на ход истории. Он научил говорить народ на русском языке в его современной интерпретации.

Другие исторические личности

Их так много, что перечислить всех в одной статье не удастся. Тут приведены примеры небольшой части русских деятелей, которые изменили историю. А сколько есть ещё других? Это и Гоголь, и Достоевский, и Толстой. Если анализировать иностранных личностей, то нельзя не отметить давних философов: Аристотеля и Платона; художников: Леонардо да Винчи, Пикассо, Моне; географов и открывателей земель: Магеллана, Кука и Колумба; ученых: Галилея и Ньютона; политиков: Тэтчер, Кеннеди и Гитлера; изобретателей: Белла и Эдисона.

Все эти люди смогли полностью перевернуть мир с ног на голову, создать собственные законы и научные открытия. Кто-то из них сделал мир лучше, а кто-то чуть его не разрушил. В любом случае их имена знает каждый человек на планете Земля и понимает, что без этих личностей наша жизнь была бы совершенно другой. Читая биографии знаменитых людей, мы часто находим себе кумиров, с которых хочется брать пример и равняться во всех своих делах и поступках.

Психология развода