Как выглядит икона почаевской божьей матери. Икона богородицы почаевская

Почаевская Успенская лавра - одна из четырех лавр Российской империи, твердыня православия, стоящая в юго-западной Руси, на Волыни (ныне территория Тернопольской области Украины). Это место, где веками сталкивались границы империй, цивилизаций, мировоззрений. До 1914 г. всего в 8 верстах отсюда лежала граница с Австро-Венгрией, и слава о святынях Почаева достигала не только соседней Галиции, но и Болгарии, Боснии, Сербии.

Некогда это была поросшая лесом гора, в чьих пещерах подвизались иноки, прежде – киево-печерские затворники, укрывшиеся сюда после разорения матери городов русских Батыем в 1240 году.

В том же в XIII столетии двое из этих безыменных подвижников вместе с местным пастухом Иваном Босым сподобились великого чуда – явления Пречистой в столпе огненном над скалой почаевской. На месте, где Она стояла той ночью и молилась, на плотном известковом камне остался след правой Стопы Богородицы, древнейшая из почаевских святынь. Стопа всегда наполнена чистой и целебной водой из забившего в ту же ночь источника.

Вскоре иноки соорудили у подножия горы первую каменную церковь во имя Успения; ныне на ее месте высится огромный Успенский собор, объявший собой саму гору, пещеры, Стопу и святой источник, построенный в 1780-х в стиле барокко. Высится собор подобно скале посреди бескрайних окружающих полей и виден за многие километры от самого городка Почаев.

Но тогда, в XIII веке, с распадом Руси и постепенным отпадением ее юго-западных земель, пришел в упадок и монастырь.

Вторичное же основание обители относится к рубежу XVI – XVII столетий. В 1559 году проезжавший через эти места греческий митрополит Неофит остановился на ночлег у благочестивой помещицы Анны Гойской и в благодарность за радушный прием оставил хозяйке на память образ Богородицы константинопольского письма.

Три десятилетия икона простояла в домовой часовне в деревне Урля (в 8 верстах от Почаева), а затем начала испускать по ночам таинственное свечение, подобное тому столпу огня, в котором за триста лет до этого явилась здесь сама Пречистая. Гойские истолковали это как желание Царицы Небесной пребывать в возрожденной почаевской обители, куда и передали образ вместе с богатыми дарами – после того, как прозрел по молитве пред этой иконой слепорожденный брат хозяйки, Филипп Козинский.

После смерти Анны в 1644 году все окрестные земли достались ее племяннику, ненавидевшему православие. Он ограбил монастырь и захватил икону. Однако его с женою тотчас поразила жестокая болезнь, и исцелились супруги лишь после того, как вернули чудотворный образ в монастырь.

С тех пор чудотворная пребывает в, в особом киоте в форме сияющей звезды, в третьем ярусе над царскими вратами иконостаса Успенского собора. Оттуда ее специально опускают для поклонения паломников), Почаевская прославилась многочисленными чудесами.

Почаевская принадлежит к типу Елеусы; Предвечный Младенец восседает на Ее правой руке, в руке левой – плат, прикрывающий Сына Божия. На списках с чудотворной внизу обычно пишется еще и Стопа Богородицы.

Предстательством Пречистой обитель оставалась верной православию и во времена польско-литовского владычества, стойко сопротивляясь насаждению в этих местах униатства.

Свою дивную помощь Богородица явила и во время осады обители турками в 1675 году. Тогда агаряне окружили сплошь деревянные строения монастыря и грозили поджечь их. Иноки припали к образу Владычицы, моля о заступничестве.

И тогда турки узрели в небе над собором грозное видение: Пречистая парила над Своей обителью в лучезарном сиянии и простирала над нею Свой Омофор, окруженная ангельским воинством с пламенеющими мечами. Рядом с Владычицей стоял недавно (в 1651 г.) почивший игумен почаевский, преподобный Иов, и вместе с земной братией молил Ее о помощи.

Ослепленные небесным сиянием, агаряне принялись убивать друг друга и бежали прочь от страшного для них места.

Несмотря на свою стойкость в православии, Почаевская обитель была в 1713 г. насильно передана в ведение униатов и находилась в нем вплоть до разгрома польского мятежа 1831 года; возвращенная в лоно православия, в 1833 году обитель была удостоена почетнейшего наименования лавры с присвоением ей «четвертого места в числе существующих в России лавр» (Киево-Печерской, Троице-Сергиевой и Александро-Невской).

В Москве чтимый образ Почаевской иконы имеется в никогда не закрывавшейся Петропавловской церкви в Лефортове, куда был принесен в 1930-х, в разгар безбожных гонений.

Празднование Почаевской совершается 23 июля по христианскому летоисчислению (в один день с образом Всех скорбящих радости «с грошиками»). Стихира Почаевской гласит:

Приидите, российстии собори,
и от всех язык, вернии, соберитеся,
на гору Почаевскую взыдем и в дом Матери Божия,
и узрим место стопы Ея,
идеже во огенном столпе древле явися,
и от источника, оттуду истекшего,
верою окропление приимем,
и чудотворней иконе Ея поклонимся,
прощения прегрешений наших просяще,
и душам нашим велия митости.

Тропарь, глас 5:

Перед святою Твоею иконою, Владычице,
молящииися исцелений сподобляются,
веры истинныя познание приемлют
и агарянская нашествия отражают.
Темже и нам, к Тебе припадающим,
грехов оставление испроси,
помыслы благочестия сердца наша просвети
и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасении душ наших.

По праву считается одной из важнейших святынь православного мира. Её значение и силу трудно переоценить. Она способна творить настоящие чудеса, если правильно молиться и приходить к ней с чистым сердцем. Икона славится невероятным количеством случаев святого исцеления, которые происходили прямо перед ней. На иконе изображена Божия Матерь, которая спускается на Почаевскую гору. После её быстрого исчезновения на горе остался лишь отпечаток её ноги. Иногда изображают этот след нарочно, так как он усиливает действие иконы. Она насчитывает сотни тысяч чудес, наиболее запоминающиеся из которых, монахи записывали в свои летописи.

Что же, теперь мы знаем, какой силой обладает икона «Почаевская Божия Матерь». В чем же она помогает просящему человеку? Об этом читайте ниже.

Когда икона вам поможет?

Давайте разберём основные случаи, когда стоит обратиться к Почаевской Божией Матери:

  • считается, что дом она оберегает от воришек;
  • икона в доме оказывает успокаивающее действие на всех членов семьи, дарует им умиротворённость и настраивает на правильные поступки;
  • избавляет от ссор;
  • поможет излечиться от физической и духовной слепоты, отыскать свой путь;
  • направляет человека на путь исправления, даже если он погряз в греховных делах;
  • укрепляет дух и веру;
  • направляет небесную помощь в любых делах при регулярных молитвах;
  • избавляет от множества физических заболеваний, даже когда врачи опустили руки.

Для того чтобы получить помощь от Божией Матери через икону, необходимо уметь правильно молиться. Это очень важный момент, которому немногие уделяют достаточное внимание. Огромную небесную силу имеет икона «Почаевская Божия Матерь», чем и помогает тысячам верующих людей.

Правильная молитва должна быть сердечной – это основное и единственное правило. Что это значит? Когда человек молится, он не должен размышлять над формулировкой просьбы, над его видом со стороны и прочими мелочами. Всё это только отвлекает и отнимает энергию сердца, которая могла бы многократно усилить молитву. Важно полностью отключиться от происходящего, почувствовать всей своей душой, как сильно вы желаете чего-то. Молитва должна исходить из самых глубин вашей души, быть искренней, неистовой и наполненной вашей энергией. Только в таком случае можно получить помощь от Почаевской Божией Матери, которая отвечает всем, кто приходит к ней с чистыми помыслами и сильной верой.

Для того чтобы обрести помощь, можно самому вышить икону. Это необходимо делать в церкви и в определенном настроении духа. Помыслы должны быть чистыми, необходимо полностью сосредоточиться на своей просьбе и находиться в таком состоянии на протяжении всей работы.

Мы узнали, какой силой обладает икона «Почаевская Божия Матерь», как и в чем она помогает. Помните, что только с небес. Обретая веру, люди могут обращаться к божественным силам для любой помощи, и они будут им способствовать, направлять и оберегать.

ПОЧАЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Почаевская икона Божией Матери широко почитается как в Православной, так в Католической Церкви. Ее история неразрывно связана с Почаевским монастырём в честь Успения Пресвятой Богородицы (Украина), в котором она пребывает уже около 400 лет. Но и задолго до этого Почаевская гора была отмечена благодатью Богоматери. Свыше 500 лет тому назад, когда гора была совершенно необитаема, пришли и поселились в небольшой пещере два инока. Они-то и были свидетелями чудного явления Богоматери.


Как-то раз в 1340 году один из них после обычной молитвы пожелал взойти на вершину горы. И вдруг он увидел Богоматерь, окруженную пламенем и стоящую на камне. Он немедленно позвал другого отшельника, который тоже удостоился созерцать чудное видение. Все это видел и пастух по имени Иоанн Босой. Он взбежал на гору, где застал обоих иноков, и все они втроем прославили Бога. На камне, где стояла Богоматерь, остался навсегда вдавленным отпечаток правой стопы Пречистой. В этой стопе Богоматери и до сих пор находится вода, никогда не уменьшается она и никогда не переливается.

Сама же Почаевска я ик она появилась в обители следующим образом. В 1559 году из Константинополя в Москву направился за помощью греческий митрополит Неофит. Проезжая через Волынь, он посетил жившую в имении Орля, недалеко от Почаева, дворянку Анну Гойскую. “Богобойная” Гойская сердечно приняла у себя высокого гостя и по обычаю оказывала ему самое глубокое уважение. В благодарность за её гостеприимство митрополит Неофит на прощание благословил её древней иконой Богоматери с Предвечным Младенцем, которую привез с собой из Константинополя и хранил при себе как родовую святыню.

Лет тридцать простояла полученная Гойской икона в её замковой молельне. Но вот постепенно домашние Гойской стали замечать, что от иконы исходит какой-то необычный свет. Слуги известили об этом помещицу, но она долго не хотела верить их рассказам, пока, наконец, сама не увидела во сне икону “в великом свете”. Гойская затеплила тогда перед ней неугасимую лампаду. Когда же от иконы исцелился ее хромой брат Филипп, она передала в 1597 году икону инокам, поселившимся на Почаевской горе. На скале поставили церковь в честь Успения Богоматери, а при ней создали монастырь, на содержание которого Гойская дала средства. С тех пор икона стала называться Почаевской.

По смерти Гойской Почаевская гора досталась ее племяннику, лютеранину и ненавистнику православия, Андрею Фирлею. Он ограбил монастырь и захватил икону, которую держал у себя дома двадцать лет. Однажды он решил поглумиться над православной святыней. Созвав гостей, одел свою жену в ризы православного священника, дал ей в руки потир, и она стала громко кричать хулы на Богоматерь и Ее иконы. Но тут же была наказана. Ее стал мучить злой дух, и она освободилась от ужасного недуга только лишь после того, как ее муж вернул Почаевскую икону в монастырь.
Как-то монах Почаевского монастыря был захвачен в плен татарами, Находясь в неволе, он вспоминал Почаевскую обитель, ее святыни, Богослужения, песнопения. Особенно тосковал инок при наступлений праздника Успения Пресвятой Богородицы и слезно молил Божию Матерь об избавлении из плена. И вот, по молитвам Пресвятой Девы, однажды исчезли стены темницы, а инок оказался у стен Почаевской обители.


Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому (память 28 октября).


Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова. Утром 23 июля с восходом солнца татары начали штурм обители, игумен же велел петь акафист Божией Матери. С первыми словами "Взбранной Воеводе" над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Преподобный Иов находился близ Божией Матери, кланяясь Ей и молясь о защите обители. Татары приняли небесное воинство за привидение, в смятении стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. Ужас охватил неприятеля. В паническом бегстве, не разбирая своих, они убивали друг друга. Защитники монастыря устремились в погоню и захватили многих в плен. Некоторые пленные впоследствии приняли христианскую веру и остались в обители навсегда. В память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады было установлено празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 23 июля (5 августа).

В 1721 году Почаев был занят униатами. Однако и в это трудное для Лавры время монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от прославленной православной святыни. Во время господства униатов, во второй половине ХVIII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал благотворителем Почаевской Лавры по следующему чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул: "Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!" Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив. Потоцкий немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус.

В 1773 году лики младенца Христа и Богородицы были коронованы присланными папой Климентом XIV двумя коронами из чистого золота.
В 1831 году, когда была уничтожена уния, Почаев перешел к православным и назван Почаевской лаврой. Католики распускали слухи, что чудотворная икона, оставив Почаев, перенеслась в соседний, лежащий в Австрии, Доминиканский монастырь. Но новые и новые исцеления опровергали эти слухи. Так, в 1832 году слепая девочка Анна Акимчукова пришла в Почаев с 70-летней бабушкой за 200 верст — из Каменец-Подольска. Помолясь у иконы и промыв глаза водой из стопы Богоматери, она вдруг стала видеть. Державшаяся униатства ее бабка, пораженная чудом, тут же приняла православие. В память об этом событии установлено еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед чудотворной иконой.

В 1869 году икону украшают золотой ризой, усыпанной драгоценными камнями, и вставляют в звездообразный киот, лучи которого выложены жемчугом и изумрудами. Размеры иконы невелики - 30х23 см. Она написана древним византийским письмом и принадлежит к иконографическому типу "Умиление".Изображение Богоматери поясное. На правой руке Ее Предвечный Младенец, в левой плат, прикрывающий Младенца. Кроме того, на иконе имеются греческие надписи, а на полях миниатюрные изображения святых: пророка Илии, святителя Мины, первомученика Стефана, преподобномученика Авраамия, великомучениц Екатерины, Параскевы и Ирины.

В Успенском соборе лавры хранится большая икона, носящая также название Почаевской. Она устроена киевлянами в память избавления Киева от холеры в 1848 г. и считается чудотворной. На ней внизу изображена стопа Богоматери. Иконы этого вида называются «стопочными», в отличие от тех, где есть лики святых — «с предстоящими».

Известно около 300 чудотворных икон с образом Богоматери «Почаевская».

Во время Великой Отечественной войны, когда Почаев заняли фашисты, икону прятал у себя дома и сберег её протодьякон Стратоник (†1985), шестьдесят лет прослуживший в Почаевской Лавре.

Более полувека назад, 17 июня 1950 года, в Почаевской лавре произошло чудесное исцеление монахини Варвары, у которой в течение 48 лет были парализованы обе ноги. Она приехала из города Чкалов (ныне Оренбург), с трудом передвигаясь на костылях при помощи своей спутницы инокини Марии. Приложившись к списку чудотворного образа Божией Матери, монахиня тотчас встала на ноги. Оставленные ею в обители костыли до сих пор стоят у иконы святой Богородицы, свидетельствуя о происшедшем чуде.


СВЯТО-УСПЕНСКАЯ ПОЧАЕВСКАЯ ЛАВРА


Купол главного храма



В 1991 году униаты пытались захватить Почаевскую лавру. Из Львова уже вышли автобусы с налетчиками. Иноки и миряне, пришедшие в обитель по зову монастырского колокола, начали читать акафисты Божией Матери и преподобному Иову Почаевскому перед чудотворным образом Богородицы. Молитва продолжалась всю ночь. До лавры автобусы так и не доехали.

В Москве, в храме апостолов Петра и Павла в Лефртове есть чудотворная Почаевская икона. Она была принесена в храм в 1930-х гг.


Чудотворный список Почаевской иконы Божией Матери (Почаевская икона находилась в Москве в 2001г.) находится также в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря.

Празднование иконе совершается 23 июля/5 августа и 8/21 сентября .

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 5-й:
Пред святою Твоею иконою, Владычице, молящиися исцелений сподобляются, веры истинныя познание приемлют и агарянская нашествия отражают. Темже и нам, к Тебе припадающим, грехов оставление испроси, помыслы благочестия сердца наша просвети и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасении душ наших.

Кондак, глас 1-й:
Источник исцелений и веры православныя утверждение Почаевская Твоя икона, Богородице, явися, темже и нас, к ней притекающих, от бед и искушений свободи, лавру Твою невредиму сохрани, Православие во окрест стоящих странах утверди и грехи разреши молитвенник Твоих: елика бо хощеши, можеши.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконой Ее Почаевская:
К Тебе, о, Богомати, молитвенно притекаем мы, грешнии, чудеса Твоя, во святей лавре Почаевстей явленная, поминающе и о своих сокрушающеся прегрешениих. Вемы, Владычице, вемы, яко не подобаше нам, грешным, чесого просити, токмо о еже Праведному Судии беззакония наша оставити нам. Вся бо нами в житии претерпенная, скорби же, и нужды, и болезни, яко плоды падений наших прозябоша нам, Богу сия на исправление наше попущающу. Темже вся сия истиною и судом Своим наведе Господь на грешныя рабы Своя, иже в печалех своих к заступлению Твоему, Пречистая, притекоша и во умилении сердец к Тебе взывают сице: грехов и беззаконий наших, Благая, не помяни, но паче всечестнеи руце Твои воздвигши, к Сыну Твоему и Богу предстани, да люте содеянная нами отпустит нам, да за премногая неисполненная обещания наша лица Своего от рабов Своих не отвратит, да благодати Своея, спасению нашему пособствующия, от душ наших не отымет. Ей, Владычице, буди спасению нашему Ходатаица и, малодушия нашего не возгнушавшися, призри на стенания наша, яже в бедах и скорбех наших пред чудотворным Твоим образом возносим. Просвети умиленными помыслы умы наша, веру нашу укрепи, надежду утверди, любве сладчайший дар сподоби нас прияти. Сими убо, Пречистая, дарованьми, а не болезньми и скорбьми живот наш ко спасению да возводится, но, от уныния и отчаяния души наша ограждающи, избави нас, маломощных, от находящих на ны бед, и нужд, и клеветы человеческия, и болезней нестерпимых. Даруй мир и благоустроение жительству христианскому предстательством Твоим, Владычице, утверди Православную веру в стране нашей и во всем мире. Церковь Апостольскую и Соборную умалению не предаждь, уставы святых отец на веки непоколебимы сохрани и всех к Тебе притекающих от рова погибельнаго спаси. Еще же и ересию прельщенных братий наших или веру спасительную в греховных страстех погубивших паки ко истинней вере и покаянию приведи, да вкупе с нами, Твоему чудотворному образу покланяющеся, Твое предстательство исповедят. Сподоби убо нас, Пресвятая Госпоже Богородице, еще в животе сем победу истины Твоим заступлением узрети, сподоби нас благодатную радость прежде кончины нашея восприяти, якоже древле насельники Почаевския Твоим явлением победители и просветители агарян показала еси, да вси мы благодарным сердцем вкупе со Ангелы, и пророки, и апостолы, и со всеми святыми, Твое милосердие прославляюще, воздадим славу, честь и поклонение в Троице певаемому Богу Отцу, и Сыну, и Святому Духу, во веки веков. А минь.

Почаевская икона Божьей матери известна в православном мире. 5 августа и 21 сентября во всех приходах совершаются торжественные богослужения в её честь. Это одна из святынь народов славянских государств. Вместе с православными к ней приходят на поклонение люди и других вероисповеданий.

Исторические сведения о появлении Святого Лика Богородицы

Шел 1559 год, когда греческий митрополит Неофит посетил Волынь на пути к патриарху Московскому. Никогда священник не покидал Константинополь без заветной святыни, родового изображения Богоматери с Младенцем, дарующей благословение на дальний путь.

Дворяне Гойские оказали иерарху теплый прием, за их чистосердечное гостеприимство он благословил хозяйку Анну Гойскую, вдову, образом Святой Матери с Младенцем, с которым до сих пор никогда не расставался.

Родовая молельня Гойских почти 30 лет хранила святой лик. Обитатели поместья неоднократно замечали дивное свечение, исходящее от святого изображения.

1597 год стал знаменательным для семьи Гойских. Филипп Козинский, родной брат дворянки Анны, полностью прозрел, страдая перед этим врожденной слепотой. После этого чудотворный лик несколько раз посылал знамения, исцеления приходящим к нему с молитвами членам семьи.

Благочестивая дворянка поняла, что святое изображение должно служить многим людям, она передала икону в Почаев по дарственной.

Через некоторое время Андрей Фирлей, ставший наследником иконы, после смерти богобоязненной Анны предъявил права на святой лик, забрал его из монастыря на целых 20 лет. Бог не простил такого глумления над изображением Богородицы, поразил супругу Фирлея душепомешательством.

100 лет Почаевский монастырь храним Царицей Небесной, пока не началась Збаражская война 1675 года. Турки плотным кольцом окружили монастырь, забрасывая его тучами стрел. Внезапно небо озарилось образом Божией Матери, окруженной полчищами ангелов, рядом стоящим Преподобным Иовом. Все стрелы, пущенные турками в Царицу Небесную, ангелов, стали возвращаться обратно, поражая врага его же оружием.

Турецкие полки позорно бежали от гнева Богородицы. Это было 5 августа, день, который поныне отмечается, как праздник иконы Божией Матери «Почаевская».

Наступил 1721 год, католики - униаты стали обладателями Святого образа Богоматери Почаевской. Будучи под покровом униатов, Почаевская икона Божией Матери была коронована в 1773 году. Над головами Святой Марии и Младенца появились золотые короны.

1831 год принес православной церкви праздник - чудотворная святыня была возвращена под покров Почаева, Успенский собор Лавры освящается изображением Богородицы с Младенцем, окруженных святыми.

Украшения ризой из золота, инкрустирование драгоценными камнями, звездообразным киотом окончательно преобразовали святыню. С 1869 года изображение стало таким, каким его можно увидеть над царскими воротами Лавры.

Под сводами Лавры, которая принадлежит Московскому патриархату, по субботам звучит акафист Почаевской иконе Божьей Матери, воспоминание о чудесном возвращении зрения слепой от рождения девочки.

Икона «Почаевская» в чем помогает, от чего защищает

На обычной липовой доске лик Пречистой Богородицы написан масляными красками в византийском стиле. Изначально святыня была покрыта сверху тоненькой пластиной из серебра, но по истечении времени она потерялась, а на замену ей украсили образ ризой из мелких жемчужинок.

На образе изображение Богоматери с Богомладенцем, Которого Она держит на правой руке. Ноги и спина Христа прикрыты платом, правой рукой Он благословляет, а левую руку держит на плече Матери. Она склонила к Сыну голову – что есть символом безграничной любви.

На той горе, где сейчас расположена Лавра, жили два инока. Однажды после молитвы пошел один из них на вершину горы и увидел там, словно объятую пламенем, стоявшую на камне Пречистую Богородицу. Монах позвал другого инока, а третьим свидетелем чудесного явления стал обычный пастух. Поднявшись на гору, они втроем стали прославлять Господа и Деву Марию.

После исчезновения явления на том камне, где стояла Богородица, был отпечаток Ее стопы. Этот отпечаток и ныне там, всегда наполнен водой. И несмотря на то, что множество паломников набирают эту воду для исцелений, она чудесным образом появляется снова.

О чем молятся иконе «Почаевской» Божией Матери

Святой образ помогает укрепить дух и веру, направляет на праведный путь. Приходят к Ней верующие с сердечными молитвами:

  • о здравии своих близких, исцелении от болезней видимых и невидимых;
  • с просьбами даровать покой и мир в доме и семье, избавить от несчастия и ссор;
  • о защите обители своей от гостей незваных, воров;
  • просят вразумления грешникам и избавления от нечистых помыслов.

Молитвы иконе Пресвятой Богородицы «Почаевская»

Молитва первая

О, Всемилостивая Госпоже, Царице и Владычице, от всех родов избран­ная, и всеми роды небесными и зем­ными ублажаемая!

Воззри милостивно на предстоящий пред святою иконою Твоею и усердно к Тебе моля­щийся народ сей, и сотвори предстательством и заступленном Твоим у Сына Твоего и Бога нашего, да никтоже изыдет отсюду упования своего тощ и посрамлен в надежде своей, но да приимет кийждо от Тебе вся, по благому изволению сердца своего и по нужде и потребе своей, во спасе­ние души и во здравие телу.

Призри благосердием, Всепетая Богородице, и на обитель сию, Твоим именем нарицающуюся, юже от лет древних возлюбила еси, избравши ее в достоя­ние себе, и неоскудно источающи токи исцелений от чудотворныя иконы Твоея и от приснотекущаго источни­ка, в следе стопы Твоея, нам открытаго, и сохрани ю от всякаго прилога и навета вражия, якоже древле сохра­нила еси Твоим явлением целу и неврежденну от лютаго нашествия агарянскаго, да выну воспевается и славит­ся в ней Пресвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое преславное успение, во веки веков.

Молитва вторая

Царице наша Преблагая, Владычи­це Преблагословенная, Надеждо на­ша Богородице!

К Тебе умиленно ны­не притекаем, и сокрушенною душею и смиренным сердцем молим Тя, Все­петая, пред Пречистым Твоим обра­зом:

помяни щедроты Твоя древния, яже от Тебе зде бывшия, и якоже иногда явилася еси на скале Почаевстей, в столпе огненнем, от камене цельбоносную воду источающи, сице и ныне предстани нам, Мати многомощная, и теплотою Богоматерния любве Твоея согрей сердца наша окамененная, слезы любве и покаяния нераскаяннаго от очей наших исторгающи.

Ты бо едина еси Заступница наша Богодарованная:

Тя убо молим, избави от всех бед, от всякия напасти, болезни и скорби, рабы Твоя, предстательством великаго о нас ходатая и молитвенника Твоего, всеблаженнаго отца нашего Иова, угодника Тво­его Почаевскаго, егоже молитве яве внимала еси на воздусе иногда, егда всеславным и страшным явлением Твоим избавила еси обитель Твою от нашествия и обложения агарянскаго.

Призри благосердием, Всепетая, призрением милостиваго Твоего заступления и на все царство и страну нашу, и на вся люди Твоя излей богатыя Твоя милости:

разсеянные со­бери, неверныя же и иноверныя, во странах наших, на путь истинный настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати и со­причти их Святей Твоей Православней и Кафоличестей Церкви;

в семей­ствах наших мир утверди, старость поддержи, юныя настави, младенцы воспитай, сирыя и вдовицы заступи, плененныя свободи, болящия уврачуй, на судищи и в темницах, и в заточениих, и в горьких работах сущих помяни, ограждающи ны выну, посещающи и утешающи токами чудес и знамений многоразличных, яже при­сно изливаеши всем от святыя иконы Твоея цельбоносныя.

Даруй, Всебла­гая, земли плодородие, воздуха благорастворение и вся, яже на пользу нашу дары благовременныя и благопотребныя, молитвами избранных угодников Твоих, благодатный Твой лик на святей иконе Твоей окружа­ющих:

Илии богоглаголиваго, святаго архидиакона Стефана первостра-дальнаго, преподобнаго Авраамия всеблаженнаго, и богомужнаго Мины мученика многоименитаго, и с ними купно святых и праведных жен:

Па­раскевы прехвальныя, Ирины преблаженныя и святыя Екатерины велико­мученицы многострадальныя, и всех святых.

Егда же приспеет наше от жития сего отшествие и к вечности переселение, сице предстани нам, Преблагословенная, якоже иногда благопоспешила еси обители Твоей во спа­сение во время брани Збаражской, и Твоим теплым ходатайством даруй нам христианскую кончину живота нашего безболезненну, непостыдно, мирну и Святых Таин причастну;

да якоже в сей жизни, сице и в будущем веце сподобимся вси, молитвами Тво­ими, безконечныя небесныя жизни во Царствии возлюбленнаго Сына Тво­его, Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа, Ему же подобает вся­кая слава, честь и поклонение, во веки веков.

Много христианских святынь разбросано по всему миру. Львиную долю их составляют всевозможные образы Божией Матери. Каждая из таких икон помогает в определенных ситуациях, исцеляет от тех или иных физических или душевных недугов. Большое количество святых полотен, на которых изображена Пречистая Дева с Богомладенцем на руках, являются чудотворными. Таковой считается и Почаевская икона Божией Матери. День празднования Почаевской иконы Божией Матери установлен Церковью 5 августа.


Историческая справка

Предание гласит, что место, где располагается сегодня Почаевская Лавра, было в свое время освещено Богом. В 1340 году на Почаевской горе поселились два инока. Один из них, помолившись, отправился к вершине, и вдруг был поражен видением: на камне стояла Божья Матерь, объятая огнем. Инок не растерялся и позвал своего брата, дабы и тот увидел чудо. Был еще и третий свидетель явления Пречистой Девы Марии: пастух Иоанн Босой. Втроем наблюдатели прославили Господа. Пречистая исчезла, но камень, где она стояла, сохранил навсегда отпечаток правой женской стопы.


Что касается истории религиозного торжества, то она тесно связана с важным событием прошлого, а именно с избавлением Свято-Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады, длящейся с 20 по 23 июля 1675 года.

Шла Збаражская война. У власти на тот момент находился польский король Ян Собесский (1674-1696). В один из летних дней татарские полки под предводительством хана Нурредина избрали своей жертвой Почаевскую обитель. Недруги окружили Лавру со всех сторон. Поскольку монастырская ограда была ненадежной, впрочем, как и стены здания, выстроенные из камня, монахи прекрасно понимали, что им не миновать прямого нападения чужеземцев. Сопротивляться физически тоже не имело смысла. Служители Господа могли дать врагам отпор, лишь обратившись за помощью к Царице Небесной. Так они и поступили. Инициатором сего действа выступил игумен Иосиф Добромирский. Всем миром обитатели монастырских стен взмолились к Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Вместе с иноками усердно молилась и паства. Заложники не отходили от иконы Божьей Матери Почаевская и раки с мощами уже упомянутого выше святого несколько дней и ночей.



Наступило утро 23 июля. Игумен велел братии петь акафист Пресвятой Деве Марии пред ее образом. Когда монахи произнесли фразу «Взбранной Воеводе», над храмом вдруг возникла сама Царица Небесная с ангелами, которые держали в руках обнаженные мечи. Рядом с Богородицей находился преподобный Иов Почаевский. Он кланялся Деве Марии и молил о защите Лавры. Богородица же распускала над обителью «омофор белоблистящийся».

Не только братия и миряне узрели небесное видение, но и враги-татары. Последние, подумав, что перед ними призрак, пришли в полнейшее смятение и стали пускать в Божью Матерь и преподобного Иова Почаевского стрелы. Однако стрелы эти не достигали своей цели и, возвращаясь обратно, ранили своих отправителей. Татар охватили паника и ужас. Они бросились бежать, не разбирая дороги, не понимая, где свои, а где чужие, убивая друг друга. Защитники обители воспользовались этим состоянием недругов и организовали погоню за неприятелем. В результате многие из татар были пойманы и пленены, а впоследствии – обращены по доброй воле в христианскую веру. Такие чужеземцы остались в монастыре навсегда.

Чудеса иконы

Спустя 46 лет на Почаев обрушилась новая беда: город заняли униаты. И даже в это трудное для обители время от иконы Божией Матери, хранящейся в стенах монастыря, проистекало особенно много чудотворений: летопись зафиксировала 539 таких фактов помощи людям свыше.


Вообще же за весь период существования святого образа Пречистая Дева регулярно являла через него свою заботу о людях. Другое дело, что до 1664 года происходящие чудеса нигде никем не записывались. Чудотворным же образ стал после того, как некая благочестивая дворянка Анна Гойская за оказание гостеприимства путешествовавшему по Руси греческому митрополиту Неофиту получила благословение указанного лица иконой Божией Матери. Затем образ поместили в часовне дворянской усадьбы, где она пребывала длительное время. Слуги не раз говорили Анне, что икона светится. Потом и сама Гойская увидела Пречистую Деву во сне. Вскоре после этого она стала свидетельницей сияния образа наяву. Анна поняла, что икона имеет особую благодать, и зажгла перед ней лампаду. Тогда и начали происходить по молитвам у святого образа чудеса. О них Анна Гойская сообщила инокам, когда ее собственный брат получил исцеление от Божией Матери. Те отслужили молебен и в рамках крестного хода перенесли икону на Почаевскую гору. Там, в пещере, где обитали монахи, она и осталась для хранения на века.


Описываемое имело место быть в 1597 году. В честь чудотворной иконы на Почаевской горе воздвигли церковь Успения Богоматери. Позже рядом вырос монастырь, содержание которого осуществлялось на пожертвованные Анной Гойской средства. Тогда икона и получила свое название «Почаевская», сохранившееся за ней поныне.

Любопытное чудо произошло во второй половине ХVIII века. Граф-униат Николай Потоцкий обвинил своего кучера в том, что тот не удержал взбесившихся лошадей, которые перевернули коляску. Придя в ярость, дворянин выхватил пистолет с целью убить слугу. Кучер в отчаянии обернулся к Почаевской горе и воскликнул: «Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!». После этих слов Потоцкий выстрелил, но оружие дало осечку. То же случилось во второй и третий разы. Кончилось дело тем, что кучер остался жив, а его хозяин отправился в Лавру к чудотворному образу Божией Матери, отдал все свое имущество в распоряжение обители и себя посвятил Пречистой Деве. На пожертвования, сделанные Потоцким, монахи воздвигли братский корпус и Успенский собор.



В 1832 году Почаевская икона Божией Матери вернулась в лоно Православия. Это событие ознаменовалось очередным чудом: в момент поклонения святыне исцеление получила слепая девочка Анна Акимчукова. Малышка вместе с престарелой бабушкой пришла к Почаевской иконе за 200 верст из Кременец-Подольска. После произошедшего в память необыкновенных событий чудотворной иконе архиепископом Волынским священноархимандритом Лавры Иннокентием было установлено еженедельное чтение соборного акафиста перед святым образом. Чуть позже, в период управления Лаврой священноархимандритом Агафангелом, архиепископом Волынским появился особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви.

Почаевская икона Божией Матери и сегодня хранится в Почаевской обители. Монастырь расположен на территории Западной Украины, в Тернопольской области, городе Почаев. Святой образ относится к иконографическому типу Умиление. Богородица изображена на нем до пояса. Она держит на правой руке Богомладенца. На левой же руке Девы Марии находится плат, коим та прикрывает спину и ноги Иисуса Христа. Правой рукой Сын божий благословляет, левая покоится на плече Богоматери. На иконе есть надписи, сделанные на греческом языке. Кроме того, образ содержит миниатюрные изображения святых, а именно преподобномученика Авраамия, первомученика Стефана, пророка Илии, великомучениц Екатерины, Параскевы и Ирины, святителя Мины.

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в

Психология измены