Тема урока рождение пророка исы. Почему мусульмане не отмечают рождение пророка ‘Исы подобно тому, как отмечают они рождение пророка Аллаха Мухаммада, мир им обоим? Курс «Основы религиозных культур»

















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель и задачи урока:

  • Для получения целостного представления о мусульманской культуре в современном обществе.
  • Знакомство обучающихся с основами исламской культуры.
  • Развитие способностей к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Виды деятельности: беседа, чтение и анализ текста, устный рассказ на тему.

Оборудование : мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска), компьютер для воспроизведения диска с материалами.

Тип урока: изучение нового материала.

Модуль “Основы исламской культуры”

Ислам в арабском языке означает “предание себя Богу”.

Основа ислама - вера в одного, единственного Бога - Аллаха, милостивого и милосердного.

Сходство с иудаизмом и христианством:

  • Единобожие (монотеизм)
  • Религии Откровения, выраженного в Священной Книге, через которую Бог говорит с людьми.

Ислам как мировая религия

Второе место в мире по числу последователей (по разным оценкам - от 1,3 до 1,8 млрд. чел.)

Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах.

В 35 гос-вах мусульмане составляют большинство населения (гос-ва Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Средней Азии, Индонезии); еще в 29 гос-вах – значительное меньшинство.

В 28 мусульманских государств ислам – государственная религия

Пророк Мухаммад и возникновение ислама

Согласно традиции, Мухаммад родился в 570 г. в Мекке.

Еще до рождения лишился отца, в 6 лет – матери. С 8 лет воспитывался дядей Абу Талибом - главой рода хашим , занимавшим достаточно уважаемое место в Мекке. В юности Мухаммад вел торговые дела состоятельной вдовы Хадиджи, на которой позднее женился (в возрасте 25 лет). Позднее поддержка Хадиджи сыграла заметную роль в намерении Мухаммада проповедовать новую религию.

По-видимому, Мухаммад был знаком с религиями единобожия (иудаизмом, христианством, учением ханифитов, имевшим последователей среди арабских племен).

  • Около 610 г. – видение Мухаммаду ангела Джибрила, принесшего ему Откровение Аллаха. Начало проповеди ислама среди жителей Мекки и ее окрестностей.
  • 622 г. - переселение (хиджра) Мухаммеда и его сторонников из Мекки в Ясриб (позднее переименован в Медину – “Город Пророка”) из-за преследований со стороны влиятельных мекканцев. Это событие считается началом мусульманского летоисчисления – первым годом хиджры.

Существует только единственный Бог - Аллах;

Аллах всемогущ и всеведущ. Он сотворил все существующее и все в мире происходит по его воле;

Аллах милостив и милосерден;

Бог и прежде посылал к разным народам своих пророков и посланников, которые несли людям Откровение. Те народы, которые не шли за пророками, Бог жестоко наказывает.

Деятельность Мухаммада в Медине:

  • соединил в своих руках духовную и светскую власть (отсюда – отсутствие в исламе идеи их разграничения)
  • правила, регламентирующие жизнь мусульманской общины - уммы ;
  • первая мусульманская мечеть, ставшая образцом для последующих;
  • новые темы в проповедях: как нужно молиться и служить Богу, по каким законам должен жить мусульманин в общине и в своей семье, что можно употреблять в пищу, а что нельзя, как следует относиться к христианам и иудеям и т.д.
  • 630 г. – победоносный подход Мухаммеда на Мекку:
    • освобождение святилища Кааба от языческих идолов;
    • утверждение статуса Каабы как святыни ислама;
    • установление обрядов, совершаемых мусульманами во время паломничества в Мекку (семикратный обход вокруг Каабы; стояние на горе Арафат и др.)
  • 632 г. – смерть Мухаммеда. Ислам к этому времени был принят всеми арабскими племенами.

Поскольку Мухаммад не назначил преемника, первые халифы (халиф в переводе – “заместитель пророка”) был избран мусульманской общиной. Первых четырех халифов (Абу Бакр, Омар, Осман, Али), правивших в 7 в., мусульмане называют “праведными халифами” .

В 7-8 вв. ислам стремительно распространился за пределами Аравии – в Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, в Средней Азии, в Закавказье.

Коран – Священное Писание мусульман

  • Коран (в переводе с араб. - “чтение”)- священная книга мусульман и главнейший источник вероучения
  • В понимании мусульман Коран – несотворенное и существующее предвечно “слово Аллаха”. Коран воспринимается как прямое и непосредственное откровение Аллаха.
  • Текст Корана был записан после смерти Мухаммада. Халиф Осман (середина 7 в.) приказал на основе разрозненных источников составить единый вариант Корана, который стал каноническим и не подлежащим какому-либо исправлению.
  • В Коране говорится, что Бог читал Мухаммаду “на языке арабском, ясном”. Переводы Корана на другие языки считаются лишь его толкованиями
  • В Коране неоднократно звучит мысль, что у всех людей одна вера, одна истинная религия. Суть этой религии - вера в единого всемогущего Бога (Аллаха)
  • Мухаммад - не законодатель новой религии, а пророк, посланный Богом для того, чтобы восстановить истинную веру, напомнив людям о ней.
  • Коран состоит из 114 сур (частей); шииты добавляют к ним 115-ю суру.
  • Суры состоят из аятов (стихов)
  • Содержание сур, как правило, состоит из отдельных отрывков, сюжетов. Названия сур даны по наиболее запоминающейся фразе, образу, не отражая суть их содержания. Суры расположены в Коране от наиболее длинных к коротким

Сура “аль-Фатиха” (“Открывающая”), с которой начинается Коран:

Во имя Аллаха, милостивого и милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров, милостивому и милосердному, царю в день суда!
Тебе мы поклоняемся и просим помочь!
Веди нас по дороге прямой, по дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших!

Суры Корана условно делятся на мекканские и мединские

Темы сур мекканского периода:

Страшный Суд, воскресение мертвых, загробная жизнь,

  • осуждение многобожия язычников;
  • тема единого Бога (таухид)
  • рассказы о трагической судьбе пророков, которых Бог посылал к различным народам до Мухаммада (в т.ч. библейских)
  • предупреждение об участи народов, отвергших своих пророков

Темы сур мединского периода:

  • предписания по культу и ритуалу,
  • установления по уголовным, военным и семейным делам,
  • регламентация социальной жизни мусульманской общины.

Сунна – Священное Предание мусульман

  • Сунна (букв. значение в переводе с арабского “обычай”, “пример”) –второй по значимости после Корана источник мусульманского вероучения. Состоит из описаний поступков Мухаммада, его высказываний, а также невысказанного одобрения или осуждения по поводу тех или иных ситуаций.
  • Сунна слагается из хадисов . Как правило, каждый хадис состоит из рассказа о суждениях и поступках Мухаммад и из т.н. называемой опоры

Основы вероучения ислама (“Шесть опор ислама”)

Вера в единого и единственного Бога.

Аллаху присуще совершенство, могущество, всесилие, всеведение Он тот, кто предшествовал сотворенным вещам и существовал до сотворенного.

Аллах не может быть наделен какими-либо свойствами, присущими творению. Для человека он непостижим в своей сущности, но открывает человеческому разуму смысл своих действий в мире через Откровение.

Вера в ангелов.

Ангелы - это воинство небес, вестники и посланники Бога, исполнители его воли и решений.

Джибрил, Микаил, Исрафил, Израил - особо приближенные к Богу ангелы.

Иблис (Шайтан) – дьявол (по мусульманским представлениям, ангел, низвергнутый аллахом за отказ поклониться первому человеку Адаму и поклявшийся встать на пути Аллаха )

Джинны (добрые и злые)

Вера в Писания.

В Коране перечислены пять истинных Писаний:

  • свитки, ниспосланные Аврааму,
  • Тора, ниспосланная Моисею (Мусе),
  • Псалмы, ниспосланные Давиду (Дауду);
  • Евангелие, ниспосланное Иисусу (Исе),
  • Коран, ниспосланный Мухаммаду.

(Однако в Коране указывается, что иудеи и христиане исказили или забыли свои Писания).

Вера в Божьих пророков и посланников.

Пророки и посланники -особые люди, которые получают от Бога Откровение, и способны знать сокровенное, скрытое от других людей. Мухаммад – последний из пророков

9 особо почитаемых (“стойких”) пророков:

  • Нух (Ной),
  • Ибрахим (Авраам),
  • Якуб (Иаков),
  • Юсуф (Иосиф),
  • Аппуб (Иов),
  • Муса (Моисей),
  • Дауд (Давид),
  • Иса (Иисус),
  • Мухаммад

Вера в Судный День, воздаяние и наказание, рай (Джанна) и ад (Джаханнат) .

Вера в предопределенность Аллахом человеческой жизни и судьбы мира.

Религия в исламе неотделима от повседневности. Ислам – не только религиозное учение, но и свод правил, касающихся всех сторон жизни человека и его взаимоотношений с окружающими людьми. Ислам – это, по сути, образ жизни.

“Пять столпов ислама”

Свидетельство веры (шахада).

Мусульманин обязан свидетельствовать о едином и единственном Боге и о пророческом призвании Мухаммада. (формула “Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха” )

Молитва (намаз).

  • Должна совершаться 5 раз в день, в пятницу – коллективно в мечети.
  • Обязательно ритуальное омовение.
  • Молитвой в мечети руководит имам (им может быть любой благочестивый мусульманин, умеющий читать Коран).
  • Женщины молятся отдельно от мужчин.

Ислам не предполагает необходимости четкой духовной иерархии (как, например, в католической или православной церкви); в нем нет представления о духовенстве как особой группе людей, на которых возложена задача посредничества между Аллахом и верующими. Наличие единого духовно-административного центра в масштабе государства также не считается обязательным

Очистительная милостыня (закят) - своего рода налог в пользу нуждающихся членов мусульманской общины (взимается раз в год).

Пост в месяц рамадан (9-й месяц мусульманского лунного календаря):

  • Следует избегать любой еды, питья, исполнения супружеских обязанностей в светлое время суток;
  • Запрещается браниться, лгать, клеветать, оскорблять, обижать кого-либо
  • Желательно предаваться благочестивым размышлениям
  • Освобождены от поста могут быть: 1) те, кто не может соблюдать его по каким-либо уважительным обстоятельствам (дальняя поездка, война, плен, болезнь); 2) престарелые люди, беременные и кормящие женщины.

Паломничество (хадж) к Каабе в Мекку. Его должен совершить хотя бы раз в жизни каждый мусульманин, который способен это сделать физически и материально.

Джихад

В исламе существует представление о двух видах джихада.

Великий (внутренний) джихад = постоянные усилия человека по самосовершенствованию в соответствии с заповедями ислама (слово “джихад” переводится как “усилие”).

Малый (внешний) джихад = вооруженная борьба с неверными. (Во времена Мухаммада и расширения Арабского халифата воспринималась борьба за распространение ислама). Согласно классическому пониманию ислама, мусульмане не должны объявлять войну первыми – она возможно только как ответ на нападение или реальную угрозу. Запрещается убивать детей, женщин. Возможен джихад со стороны мусульман-единоверцев как мера помощи мусульманскому государству (или мусульманской общине), которое не в состоянии самостоятельно отразить нависшую над ним угрозу. Объявление джихада осуществляется решением наиболее уважаемых духовных авторитетов страны.

Шариат

Третья основа мусульманской религии, возникшая на основе Корана и Сунны - шариат - мусульманский закон. Он сложился из толкования юридических установлений Корана и развития правовых предписаний сунны.

Шариат по-арабски буквально означает “прямой, правильный путь”. Подразумевается предустановленный Богом путь, которым должен идти каждый благочестивый мусульманин, чтобы обрести спасение. Отступление от него воспринимается как грех.

Исламскому закону присущ универсальный характер. Он охватывает все сферы жизни мусульманина, строго регламентируя не только религиозную догматику и культ, но и этику, социальные отношения, семейную жизнь. Любой грех, даже если он связан с нарушением только моральных норм, может быть наказан мусульманским судом.

Принцип, лежащий в основе шариата: правилом: “Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее” (Коран 2:286).

Шариат дан человеку Богом, он вечен и неизменен

Ислам различает дозволенные (халал) и запрещенные (харам) действия .

Более дробное деление выделяет 5 категорий поступков мусульманина:

3) безразличные действия (разрешенные, но их совершение не предполагает ни одобрения, ни осуждения);

4) неодобряемые, недостойные действия;

5) запретные действия, совершение которых влечет за собой уголовную ответственность по шариату и возможную кару на том свете.

Судебные дела в исламе делятся на две категории:

Преступления против Бога, за которые не может быть прощения:

  • вероотступничество;
  • богохульство;
  • прелюбодейство;
  • лжесвидетельство;
  • обман и мошенничество при торговле;
  • воровство;
  • ростовщичество;
  • винопитие;
  • азартные игры

Преступления против потерпевшего и его семьи (начинаются по жалобе потерпевшего или его родственников; допускают прощение и отказ от судебного преследования)

Семья в исламе

  • Мусульманка по шариату не имеет права выходить замуж за немусульманина, тогда как мужчина-мусульманин в принципе имеет право жениться на “людях Писания” (христианке, иудейке).
  • Коран, рекомендуя мусульманам иметь одну жену, позволяет брать в жены до четырех женщин. Многоженство понимается как гарантия защиты: когда разведённая или овдовевшая женщина остается без средств к существованию, законный брак дает ей любовь, опеку и уверенность в будущем.
  • После брака мужчина обязан обеспечить жену всем необходимым для жизни.
  • Жена обязана повиноваться мужу и выполнять его законные требования
  • Если муж не в состоянии обеспечить жену, и она должна зарабатывать самостоятельно, то она может не повиноваться мужу;
  • Будущей супруге выделяется личное имущество (махр ), которым она может пользоваться по своему усмотрению, а при разводе – оставить себе.
  • Женщина не должна видеть посторонних людей без разрешения мужа;
  • Развод допускается как последний, неотвратимый выход, если все меры, предпринятые для сохранения семьи, не привели к положительному результату. Расторгнуть брак может как мужчина, так и женщина.
  • Семья в исламе рассматривается как основная ячейка общества.
  • Любые близкие отношения между представителями противоположных полов поощряются лишь в тех случаях, когда брак оформлен законно (никах). За внебрачные связи предусмотрено суровое наказание, так как они считаются важнейшим источником разложения личности и общества.
  • Воспитание детей в лоне семьи является обязанностью супругов.
  • При разводе дети остаются с матерью, отец обязан их обеспечивать (мальчиков – до 7-8 лет; девочек – до выхода замуж).

Требования к одежде женщин в исламе

  • Необходимо, чтобы все части тела, кроме лица и кистей рук, были закрыты.
  • Одежда должна быть непрозрачной, непросвечивающей.
  • Одежда не должна быть облегающей.
  • Одеяния должны быть из категории женской одежды, но никак не мужской.
  • Одежда не должна пахнуть духами и другими ароматическими веществами (в присутствии чужих мужчин).
  • Одежда не должна быть экстравагантной и вызывающей.

Священные сооружения в исламе

Мечеть (от араб. масджид - место, где совершают земные поклоны) - это, прежде всего, всего молитвенное здание в исламе.

Мечеть никак особым образом не освящается,

Различают пятничные (соборные), квартальные и домашние мечети.

Мечети в исламском мире часто становятся центрами создания молодежных, женских, духовно-просветительных, благотворительных и других мусульманских общественных организаций.

Классическое устройство мечети включает в себя:

Собственно молитвенное здание (как правило, с галереями);

Двор, где должен находиться фонтан для омовения;

Один или несколько минаретов.

Внутри здания мечети обязательно должен быть михраб - ниша в стене, обращенная в сторону Мекки.

В пятничной мечети есть также минбар - кафедра для проповедника, стоящая справа от михраба.

Пол в мечетях обычно устилается циновками и коврами.

В мечети нет икон, скульптур, вообще изображений людей или живой природы. Она украшается лишь специальными надписями (как правило, стихами из Корана) и разнообразными орнаментами.

Три мечети считаются в исламе главными святынями:

  • мечеть аль-Харам (Кааба) в Мекке,
  • мечеть Пророка в Медине,
  • мечеть аль-Акса в Иерусалиме.

Основные направления в исламе

На сегодняшний день в исламе существует два основных направления - суннизм и шиизм.

Шиизма придерживаются чуть более 10% мусульман. Они составляют большинство населения в Иране (94%), а также в Ираке, Азербайджане и Бахрейне. В качестве меньшинств шииты проживают в большинстве мусульманских стран.

Раскол в исламе был непосредственно связан с попытками решения вопроса о власти в мусульманской общине после смерти Мухаммеда. Избрание халифом одного из его сподвижников, Абу Бакра, было признано законным большинством мусульман. Однако уже при третьем халифе Османе сложилась группа недовольных, требовавших передать власть Али, который был родственником Пророка и женат на его дочери. Эта группа, известная как “партия Али” (по-араб. “партия” - шиа, отсюда название “шииты”), положила начало шиитскому направлению.

Шииты считали, что верховная власть в мусульманской общине принадлежит только “семье Пророка”, причем наследуется она исключительно в роду Али. В силу этого имам (так у мусульман-шиитов именуется их верховный глава) не может избираться общиной. Его власть предопределена божественным установлением и передается от отца к сыну. Шииты считают, что имамы - единственные законные преемники Мухаммада; им он передал через Али знание сокровенных сторон религии, и они непогрешимы. Эта доктрина составляет сердцевину шиизма.

Сунниты придерживаются следующих принципиальных положений:

  • Признание верности и ценности того, что изложено в Священном Предании;
  • Признание решающей роли мусульманской общины в решении важных религиозных и общественных проблем (в т.ч. – в вопросе определения духовного лидера);
  • Признание законности власти четырех “праведных халифов”;
  • Неприятие идеи о посредничестве между Богом и людьми после смерти Мухаммада (что подразумевает шиитская концепция власти имамов);
  • Непризнание особых прав Али и его потомков на руководство исламской общиной.

Мусульманские праздники

Классический, ортодоксальный ислам узаконил всего два праздника:

великий праздник жертвоприношения, известный среди мусульман России под тюркским названием Курбан-байрам. Курбан-байрам отмечается в десятый день 12-го месяца мусульманского календаря, в период совершения паломничества в Мекку.

Малый праздник разговения, известный в России также под тюркским названием Ураза-байрам . Ураза-байрам посвящен окончанию мусульманского поста. Начинается он в первый день следующего за рамаданом десятого месяца – шавваля, длится, как правило, три-четыре дня. В шариате указывается только один, официальный день этого праздника – день подаяния особой милостыни.

Кроме главных праздников имеются и другие. Праздник мавлюд (день рождения пророка Мухаммеда) мусульмане стали отмечать спустя несколько веков после возникновения ислама. Праздник мирадж (вознесение пророка Мухаммеда на небо) связан с представлением о чуде пророка, молниеносно перенесшегося из Мекки в Иерусалим и оттуда – к престолу Аллаха.

Ислам в России

Численность мусульман в России: по разным оценкам от 8-9 млн. до 12-18 млн. (5-12%)

Регионы компактного расселения мусульман:

Крупнейшие мусульманские этносы в России (http://archive.russia-today.ru/2001/no_10/10_dossier_a.htm )

Характерные черты “поволжского” ислама:

  • Низкая степень политизации
  • Терпимость к инаковерующим
  • Признание светского права как независимого источника закона

Ощутимо влияние джадидизма (культурно-реформаторское движение в исламе, получившие распространение в Поволжье, Крыму, Средней Азии в конце 19 - нач. 20 вв. выступало за соединение ислама со светским образованием, развитие национальной культуры, равноправие женщин, частичное восприятие либеральных ценностей).

Пророки – это избранные Всевышним Аллахом любимые Его слуги (люди), которые получали откровения от Аллаха и обучали людей истинной религии, т.е Божьим Законам (шариату), ниспосланным Всевышним Аллахом народу через Своих посланников. А посланники были посланы Аллахом к тому или иному народу или всему человечеству для доведения до них истинной религии, передачи им Своих велений, т.е. направления их по пути истины. Посланники одновременно являлись и пророками.

Пророк - по-арабски «наби» (мн. ч. – «анбия’»).

Посланник - по-арабски «расуль» (мн. ч. – «мурсалун» или «русуль»).
Пророком невозможно стать собственными усилиями, даже стараясь в богослужении, ибо пророков избирает Сам Всевышний.
В качестве свидетельства пророческой миссии Всевышний Аллах наделяет пророков особыми, не свойственными другим людям способностями совершать чудеса, называемые му‘джизатами. Например, посох пророка Мусы (мир ему) превращался в змею, пророк ‘Иса (мир ему) мог исцелять больных и воскрешать мертвых, Пророк Мухаммад (мир ему)расколол луну, напоил войско водой, источившейся из его пальцев, с ним говорили камни. Самым же большим му‘джизатом Пророка Мухаммада (мир ему)является Коран, ибо это чудо не ограничено ни временем, ни пространством.
Первым пророком был первый человек - Адам (мир ему), Он поклонялся своему Творцу. Но потомки Адама (мир ему) со временем стали отходить от религии Аллаха, искажать ее. Чтобы направить на путь истины сынов Адама, Аллах посылал к ним посланников и пророков, а усердствующих в своих ослушаниях наказывал. Люди же через некоторое время опять забывали о наставлениях, переданных им через пророков. И каждый раз, когда, поддавшись внушениям дьявола и уверовав в правильность своего миропонимания, люди отходили от истинной религии, Аллах по Своей милости отправлял к ним пророков, чтобы направить на верный путь заблудших.
Человек искажал истинную религию и отходил от нее. Он приписывал Творцу свойства Его же творений, а творениям Аллаха приписывал Его сыфаты, приводил религию в соответствие со своими собственными представлениями о мироздании, заменяя истинные знания, полученные от Всевышнего Аллаха через Его пророков, знаниями своего ограниченного интеллекта, соответствующего уровню общественного сознания на данном этапе развития человечества, заменял веления Всевышнего придуманными нормами и обычаями (адатами), что приводило к нравственной деградации общества.
Человек, погрязнув в гордости, распутстве, придавал Творцу такие свойства Его творений, как множественность, наличие пола, пространственную и временную зависимость, тленность и т.д. Свойство человека переоценивать собственные мыслительные и другие способности, неумение объективно оценивать свои реальные возможности, толкование Книг Всевышнего Аллаха исходя из собственных соображений и представлений – все это всегда приводило и приводит его и по сей день к ложным верованиям, течениям или же неверию. Таким образом, там, где ослабевает истинная религия Аллаха, появляется «продукт» ограниченного интеллекта, фантазия человека и внушения дьявола.
Для наставления людей на путь истины Аллах послал к человечеству 124 тысячи пророков, в том числе 313 посланников. Большинство алимов считает, что их число знает только Аллах. Каждый из них подтверждал истинность предыдущего и оповещал о следующем. Все они призывали к единобожию, соблюдению велений и запретов Всевышнего Аллаха, и между ними была полная преемственность. Каждой нации, каждому народу были посланы по одному или более пророков, которые являлись своего рода ориентирами, указывающими людям путь истины. Они проповедовали истину в форме, доступной для данного народа на данном этапе развития.
Пророки являются самыми лучшими, самыми ценными творениями Всевышнего Аллаха. Среди пророков наиболее почитаемыми являются посланники, а среди посланников – пятеро: Мухаммад (мир ему), Ибрахим, Муса, Иса и Нух (мир им). Их называют «улуль-‘азми». Их значимость соответствует приведенному порядку перечисления. Пророк Мухаммад (мир ему)является лучшим творением Всевышнего Аллаха, самым ценным из Его созданий.
После пророков наиболее высокочтимыми являются Джибриль, Микаиль, Исрафиль, ‘Израиль и другие архангелы (высшие ангелы). Затем идут сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему), то есть асхабы, в следующем порядке: Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, ‘Али, - их называют и праведными халифами, ибо они праведно правили после Пророка (мир ему).
Далее идут другие асхабы, которым при жизни также была сообщена благая весть о предстоящем Рае (таких асхабов всего десять вместе с четырьмя перечисленными выше): Талхат, Зубайр, ‘Абдуррахман, Са‘аду, Са‘ид, Абу ‘Убайда. Затем – дети и другие члены семьи Пророка (мир ему). Далее идут участники газавата (священной войны на пути Аллаха) при Бадре, при Ухуде и остальные асхабы. Далее идут таби‘ины, затем имамы, авлия’, тарикатские шейхи, да будет доволен ими всеми Всевышний Аллах. Среди верующих, имевших истинную веру, - община (умма) Мухаммада (мир ему).
Вера в истинность всех Священных Писаний и пророков воспитывает веротерпимость и гуманность по отношению к последователям других верований и убеждений и тем самым гарантирует человеку свободу мысли. Наглядным подтверждением этому является наречение мусульманами своих сыновей именами предыдущих пророков: Иса (Иисус), Муса (Моисей), Ибрахим (Авраам), Якуб (Иаков), Яхья (Иоанн Креститель), Давуд (Давид), Сулейман (Соломон), Юсуф (Иосиф) и др. Священный аят из Корана, в котором говорится, что нет принуждения в религии, гарантирует человеку свободу совести.

Новые слова: наби, анбия’, расуль, мурсалун, му‘джизат, таби‘ины, авлия’.

Вопросы для самопроверки:
1. Кто такие пророки и посланники?
2. Сколько всего было пророков и посланников?
3. Какие пророки являются самыми высокочтимыми?
4. Кто после пророков являются наиболее ценными творениями Аллаха?
5. В чем проявляется веротерпимость мусульманам по отношению к представителям других верований?

Таби‘ины - следующее после асхабов поколение их последователей, т.е. мусульмане, видевшие и слышавшие асхабов и следовавшие за ними.

Авлия’ – святые, приближенные к Аллаху люди.

Сура «Аль-Бакара», аят 256.

Курс «Основы религиозных культур»

Тема: Пророк Мухаммад и возникно­вение ислама

Цели: Знать основные события жизни и деятельности пророка Мухаммада.

Ход урока

    Эмоциональный настрой на урок

– Здравствуйте, ребята!

Ассалям малейкум!

Скажите, пожалуйста, почему сегодня я вас так поприветствовала?

Сядьте на свои места и обсудите с партнером по плечу, почему сегодня урок начался с такого необычного приветствия? (1 мин)

Многие уже закончили обсуждение, мне бы хотелось узнать ваше мнение. (Так друг друга приветствовали мусульмане. Мы изучаем историю религии других народов, теперь разговор пойдет о мусульманстве)

Совершенно верно, ребята. Это приветствие с пожеланиями мира и добра- Ассалям малейкум!

Так мусульмане всего мира приветствуют друг друга, при встрече пожимают руки и желают мира и добра.

Это приветствие обуславливается традициями и религией. Конечно же, вы правы, сегодня мы с вами знакомимся с новой религией ислам.

На предыдущих уроках мы знакомились с историей христианства, духовными, нравственными ценностями христианской культуры и прежде всего православной.

2. Проверка домашнего задания

Давайте, мы с вами повторим тему предыдущего урока. Тест, работа в паре. Проверка

1 Богослужение совершают

А) Священники В) Служители церкви и прихожане

Б) Прихожане Г) другой ответ

2 К Церковным праздникам относятся

А) Рождество В) Пасха

Б) Крещение Г) Все ответы верные

3 Полотнища со священными изображениями называются

А) Стяг В) Хоругвии

Б) Флаг Г) Штандарт

4 Пост это -

А) Воздержание от пищи животного происхождения

Б) Воздержание от пищи растительного происхождения В) Воздержание от пищи

Г) Воздержание от питья

5 Специальные обряды называются

А) тайна В)таинства

Б) затаённость Г) другой ответ

6 Крещение человека в Православной церкви происходит

А) Огнём В) Землёй

Б) Ветром Г) Водой

7 Исповедь это -

А) Покаяние В)Причастие

Б) Венчание Г) Крещение

8 Чем обмениваются жених и невеста при венчании

А) Венками В) Кольцами

Б) Семьями Г) Ничем

9 Кто создал таинство причастия

А) Священники В) апостолы

Б) Иисус Христос Г) Другой ответ

10 Главное церковное богослужение называется

А) Молитва В) Литургия

Б) Крестный ход Г) Все ответы верные

3. Работа по теме

Мы знаем с вами, что у каждой религии есть свой основоположник.

Вы прекрасно знаете, кто явился основоположником христианства? (Иисус Христос)

Когда мы говорим об исламе, то мы сразу вспоминаем имя Мухаммад, который переводиться как «прославленный». Жизнь того или иного основателя религии отражена в священных книгах и имеет важные ключевые события.

Сегодня мы познакомимся с начальными страницами пророка Мухаммада.

Ребята, я вот сейчас вам говорю пророк, а кто же такой пророк? Как вы понимаете значение этого слова?

Я прошу сейчас, повернитесь к своему партнеру по плечу и обсудите, кто же такой пророк, начинают 1 и 3 номера.

Спасибо, вы завершили, это ваши первоначальные представления …

Хорошо, а теперь прочитайте в паре, кто же такой пророк из моих суждений.

Давайте подведем итог, так кто же такой пророк – человек, считающийся верующим посланником Бога и через него был передан текст священной книги мусульман коран.

Пророки - это избранные Аллахом люди, которые получали откровения от Него и проповедовали людям истинную религию. Первым пророком был первый человек - Адам. Для мусульман последним пророком является Мухаммад.

Мухаммад родил­ся в Аравии, в городе Мекка. Аравия расположена на Аравийском полуострове - юго-западной части Азии. С востока полуостров окружает Персидский залив, на западе - Красное море, на юге - Ин­дийский океан. На севере же сейчас расположены государства Ирак и Сирия.

Значительная часть Аравии покрыта пустынями, где царит сухой и жаркий климат. - И сейчас мы поработаем с контурной картой. Я предлагаю каждому взять листочек, раскрасить территорию Аравии. Подумайте, а какой цвет нам нужно взять (желтый или оранжевый, т.к. территория - пустыня).

Я уже говорила вам, в каком городе родился Мухаммад, кто помнит? В Мекке, правильно. Отметьте у себя на карте Мекка и еще, ребята, отметьте город, с которым у нас с вами будет знакомство – Медина. Постарайтесь запомнить эти названия городов.

А где располагается Аравия, раз там жаркий и сухой климат, конечно же, в Африке.

Отложите контурные карты и прочитайте об Аравии в учебнике на стр. 64, очень интересная информация, о том, как жили, чем занимались жители.

А сейчас я вам предлагаю в группе по-одному рассказать, что же вы узнали из материала учебника. Начинают 1 номера, остальные внимательно слушают и пытаются дополнить рассказ партнера. Я узнал что…

4. Физкультминутка

5. Продолжение работы над темой.

Вы узнали, где жили, какой образ жизни вели, кому преклонялись арабы.

Раз это пустыня, поэтому пригод­ных для ведения сельского хозяйства земель здесь немного. Мекка расположена в каменистой местности, почвы здесь совершенно не пригодны выращивания растений.

Поэтому Мекка развивалась главным образом как центр торговли.

Аравия была населена племенами арабов.

Часть арабов вела кочевой образ жизни, но в основном население было оседлым, то есть проживало в го­родах и деревнях. Арабы-кочевники (их называ­ли бедуинами) занимались скотоводством, а осед­лые - торговлей.

В Аравии родственные связи были очень крепки. Если человека кто-то обидел, считалось, что обида нанесена всему племени. Соплеменники немедленно вставали на защиту пострадавшего. Поэтому среди племён часто возникали конфликты, доходившие до военных столкновений.

Арабы в основном поклонялись идолам, то есть изображениям разных богов, сделанным из дерева, камня или других материалов. Идолопоклонничество было так распространено, что у каждой семьи, у каждого племени был свой идол.

Как называют людей, которые преклонялись своим богам? Обсудите в группе, начинают 2 номера. Многобожие, когда с этим понятием сталкивались, при изучении христианства.

Людей такой ве­ры в исламе называют многобожниками - муш- рикун. На Аравийском полуострове жили не только многобожники, но и последователи других религий, например христиане и иудеи. Мекка являлась культурным центром Аравии, где находилась Кааба, храм кубической формы, в котором до сих пор хранится черный камень, одна из мусульманских святых. По преданию, когда он был белым яхонтом, но почернел. – Как вы думаете, а почему этот камень почернел? (от греховности людей). В свое время Кааба была святым местом для арабов язычников. На территории Каабы было много разнообразных идолов, которым поклонялись древние арабы. Затем по воле Мухаммада, Кааба стала святилищем мусульман, и все идолы были уничтожены.

Итак, раз мы говорим о пророке, предлагаю прочитать о детстве Муххамада в учебнике, с. 65 (2 абзац) – по цепочке.

(Пророк Мухаммад рано остался сиротой. Его отец Абдулла умер ещё до рождения сына. Мать Мухаммада звали Аминой. У арабов было принято отдавать младенцев на грудное вскармливание бе­дуинкам, которые жили в пустыне. Там дети росли здоровыми, крепкими и учились чистому арабско­му языку. Мухаммада взяла к себе кормилица по имени Холима. Малыш прожил в доме своей кор­милицы до пяти лет. Когда ему исполнилось шесть лет, умерла его мать Амина. После её смерти оси­ротевшего Мухаммада воспитывал дедушка Абдуль-М утталиб. Он очень любил внука и окружил его всяческой заботой. Но дедушка тоже умер, когда Мухаммаду было всего восемь лет. И мальчик стал жить с братом отца, которого звали Абу Талибом.

Абу Талиб был добрым человеком. Он любил своего племянника Мухаммада, заботился о нём, защищал от бед и плохих людей. Но Абу Талиб был беден, а детей у него было много. Мухаммад видел, что дяде очень трудно прокормить большую семью. У мальчика было очень доброе и чуткое сердце. И поэтому когда он немного подрос, то решил пойти работать, чтобы помогать Абу Талибу. Мухаммад начал пасти стада овец в окрестностях своего родного города Мекки. Каждый год в тече­ние одного месяца мальчик жил в пустыне. Вокруг него были только растения, небо, звёзды и овеч­ки, которых он пас. Мухаммад подолгу размышлял о Боге и о том, как Он создал такой прекрасный и многообразный мир. В пустыне было холодно, и мальчик замерзал по ночам. У него было с собой мало еды, и он часто оставался голодным. Поэто­му будущий пророк с ранних лет знал, как сильно страдают от голода и холода бедные люди.

Абу Талиб занимался торговлей. Однажды, буду­чи подростком, Мухаммад вместе с дядей отправил­ся в Сирию. Это было его первое путешествие за пределы Аравии. Он учился у дяди вести торговые дела. Вскоре юноша заслужил доверие многих жи­телей Мекки своим благонравием и правдивостью. Они спокойно доверяли Мухаммаду самые доро­гие вещи. Его даже прозвали аль-Амин, что значит «правдивый, надёжный».)

А сейчас я вам предлагаю заполнить таблицу «Семья пророка», т.е. записать информацию прочитанную нами из учебника. Работа в паре

1. Как звали отца Мухаммада?

2. Как звали мать будущего пророка?

3. Сколько лет было Мухаммаду, когда умер его дедушка?

4. Кто стал заниматься воспитанием мальчика?

5. Чем занимался дядя Мухаммада?

6. Куда совершил свое первое путешествие Мухаммад?

7. Что значит в переводе аль-Амин?

А сейчас, я предлагаю вам посмотреть отрывок из истории жизни Мухаммада. (Просмотр мультфильма «Мухаммад»)

Теперь выполните работу в группе, начиная с 1 номера, на одном листочке, одной ручкой, распишите детство и юность будущего пророка. (2 мин, каждому по 30 сек)

Спасибо закончили, теперь 2 номера озвучат свои суждения.

В Мекке жила одна богатая вдова по имени Ха диджа. Она слышала отзывы о Мухаммаде как о надёжном и честном человеке. И Хадиджа предло­жила Мухаммаду вести её торговые дела. Мухам­мад, в то время ему было 25 лет, согласился. Позднее они поженились. Через некоторое время у Мухаммада и Хадиджи родились дети. Они зажили в Мекке счастливой и спокойной жизнью.

Годы шли, и умудрённый опытом Мухаммад всё чаще и чаще стал задумываться о той жизни, ко­торую вели жители его города. Хотя у него была прекрасная семья, и он был счастлив, Мухаммаду не давали покоя некоторые вопросы.

Будущий пророк часто уходил от суеты города в тихую пещеру, ко­торая находилась на горе Ан-Нур. Здесь, в пещере Хира, Мухаммад размышлял в полном одиночестве и покое. «Как всё в жизни интересно, - думал он. - Раньше я был бедным сиротой, а теперь стал богатым человеком. У меня прекрасная жена и дети, которых я очень люблю. Но мне всё равно чего-то не хватает для того, чтобы быть совершен­но счастливым».

Будущий пророк Аллаха конечно же понимал, что именно не даёт ему покоя. Уже долгое вре­мя его волновало положение дел в Мекке: бедняки там были совершенно беспомощны. Их жизнь была ужасной. Мекканцы не заботились о сиротах и не помогали больным. Казалось, что жителей Мекки интересуют лишь деньги. И чем больше у них бы­ло денег, тем больше им хотелось их иметь! Более того, эти люди поклонялись идолам. Они думали, что идолы помогут им приблизиться к Аллаху. Та­кие мысли беспокоили Мухаммада в течение многих лет.

Мухаммаду было сорок лет, когда Аллах впервые ниспослал ему своё первое откровение. Об этом мы узнаем на следующем уроке.

6. Итог урока

Значит, ребята, какой вывод мы можем сделать по теме? (Мухаммад был простым, добрым человеком, пастухом, люди уважали его, не боялись доверить ему самое ценное, что было у них, он был надежным и честным. Может быть, поэтому по мусульманскому преданию ему был уготован путь пророка.)

Спасибо за урок.

(Иисуса) имеет очень высокий статус среди пророков в Коране. В отличие от других пророков, которые по воле Аллаха совершили чудо, Иса сам был чудом, так как родился от беспорочного зачатия. Всевышний его и его мать Марьям описывает в Коране:

«Мы вдохнули в нее посредством Нашего духа (Джибрила) и сделали ее и ее сына (Ису) знамением для миров» (21:91).

При этом в Коране описывается, что Исе были дарованы знамения, как и другим пророкам: «Мы даровали Исе (Иисусу), сыну Марьям (Марии), ясные знамения» (2:87).

  • Трапеза с неба

В пятой главе Корана, названной в честь чуда Исы, сказано, как его последователи попросили его попросить Всевышнего ниспослать стол с угощениями.

Вот сказали апостолы: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Может ли твой Господь ниспослать нам трапезу с неба?» Он сказал: «Бойтесь Аллаха, если вы являетесь верующими». Они сказали: «Мы хотим отведать ее, чтобы наши сердца успокоились, чтобы мы узнали, что ты сказал нам правду, и чтобы мы были свидетелями о ней». Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), сказал: «О Аллах, Господь наш! Ниспошли нам трапезу с неба, которая была бы праздником для всех нас, от первого до последнего, и знамением от Тебя. Надели нас уделом, ведь Ты - Наилучший из дарующих удел» (5:112-14).

Люди попросили о трапезе, которая была бы праздником для них, также ее называют евхаристия, Тайная Вечеря, Вечеря Господня. Синоптические Евангелия повествуют о том, что в первый день опресноков Иисус отправил двух учеников, Петра и Иоанна, в город, то есть в Иерусалим, приготовить пасху (пасхальную трапезу), и они приготовили. Вечером Иисус возлег с двенадцатью учениками на трапезу, во время которой Он предсказал предательство одного из них. На Тайной Вечере Христом было установлено главное таинство христианской веры - Евхаристия, что в переводе с греческого означает «благодарение».

  • Говорящий младенец

Одним из чудес, описанных в Коране, но не описанных в Библии, является то, что Иса, в заговорил еще в колыбели, чтобы защитить свою маму Марьям от людей, которые обвинили ее в бесчестии.

Люди набросились на нее с самыми тяжкими обвинениями. В ответ на это Марьям лишь молча указала на младенца. И тогда заговорил младенец Иса.

«Он будет разговаривать с людьми в колыбели и взрослым и станет одним из праведников» (3:46).
Иса сказал людям:

«Воистину, я - раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком. Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать намаз и раздавать закят, пока я буду жив. Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и несчастным. Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешен к жизни» (19:30-3).

  • Ожившая птица

В Коране сказано о чуде, дарованном только Исе, которое схоже с тем, как сам Всевышний создал Адама. В Коране Иса говорит:

«Я принес вам знамение от вашего Господа. Я сотворю вам из глины подобие птицы, подую на него, и оно станет птицей с позволения Аллаха» (3:49).

Исцеление слепого и прокаженного

Так же, как и в Новом Завете, в Коране сказано об исцеление Исой слепого и больного.

«Я исцелю слепого (или лишенного зрения от рождения; или обладающего слабым зрением) и прокаженного» (3:49).

  • Оживление мертвого

«И оживлю мертвых с позволения Аллаха» (3:49).

Так же, как и сотворение птицы Исой, это чудо не соответствует законам природы. Благодаря этому чуду иудеи поверили в пророчество Исы. Это чудо является одним из самых невероятных.

  • Знание запасов

Исе было даровано чудо знания того, что ели люди и что у них припасено на будущее.

«Я поведаю вам о том, что вы едите и что припасаете в своих домах. Воистину, в этом есть знамение для вас, если только вы являетесь верующими» (3:49).

  • Открытие истины

Подобно другим пророкам, Иса был дарован чудесами, чтобы убедить неверующих в своей праведности, а не демонстрации его возможностей. В Коране сказано:

«Воистину, в этом есть знамение для вас, если только вы являетесь верующими» (3:49).

Все эти чудеса были сотворены только по воле Аллаха, без желания которого они бы никогда не состоялись. В Коране сказано:
«...с позволения Аллаха» (3:49).

«А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, окажутся обитателями Ада» (5:10).

План – конспект занятия по ОПК в 11 классе

Тема занятия: Ислам


Цель урока: Познакомить с культурно-историческими условиями возникновения ислама и жизнью пророка Мухаммеда.

Сформировать чувство уважения к духовным памятникам народов мира.

Развить интерес к изучению мировых религий
Тип занятия: Урок – путешествие.
Оборудование:

для учителя:

доска, мел, мультимедийная презентация, конспект; раздаточный материал;

для учащихся:

рабочая тетрадь.
План занятия.
1.Организационная часть.

2.Повторение изученного материала

3.Объяснение нового материала

4.Подведение итогов урока

5.Задание на дом

Ход занятия

2. Какие мировые религии известны вам, ребята?.. \христианство, буддизм, ислам \

Назовите регионы земного шара, где распространен буддизм \Центральная, Южная, Юго-Восточная Азия, Восточная Азия \.

Основная форма буддийской архитектуры?\ ступа \

Что такое Дхаммапада? \приписываемые Будде изречения, содержащие основные морально-этические принципы раннего буддизма\.

3. В Хиджазе - западной части Аравийского полуострова в VII веке шел процесс объединения племен для противодействия агрессивным намерениям соседних стран: Ирана и Византии. Часто для объединения использовался религиозный мотив. Процесс был длительным, храмы и боги наиболее сильных родов стали занимать главное положение в обществе.

В Мекке – торговом и культурном центре Хиджаза – древний храм Кааба \ игральная кость, куб – по форме/ стал важнейшим религиозным центром Западной Аравии. В Мекке древние арабы устраивали ярмарки, на которые съезжались многие племена. Время ярмарок. Длившихся четыре месяца в году, объявлялось священным. Господствовавшее в Мекке племя курейшитов добилось от обитавших поблизости арабских племен участия в ярмарках и паломничествах к заповедным местам в окрестностях Мекки. Ключи от Каабы и руководство к богослужениям удерживались в руках курейшитов; потомки рода сохраняют это право до настоящего времени.

По легенде Исмаил –сын Ибрахима- положил основание Каабы, воздвиг ее. Затем поселился в Мекке и «многочисленное потомство» его изгнало из Мекки племя амаликитов. Но борьба потомков за жизненное пространство заставила рассыпаться по стране род Ибрахима: «никто не покидал Мекки, не взяв с собой камня из Святилища. И где бы они не селились, этот камень ставили и обходили вокруг него. Так культ Каабы был почитанием камней по всей Аравии.

Легенда о черном камне сообщает об окаменевшем ангеле, спущенном из рая, который в день страшного суда оживет и предстанет в роли заступника за целовавших его верующих.

Черный камень - куски базальта- вмурованы в восточную стену Каабы, скреплены серебряным обручем на высоте полутора метров. Во внутреннем дворе Большой мекканской мечети находятся «счастливый камень» и камень «стояние Ибрахима».

Среди множества племенных богов в VII веке на первое место выдвинулся бог Аллах \от арабского «илах» - божество\ - древний бог племени курейшитов.

Среди арабов, живших в Мекке, были последователи идей раннего монотеизма. Это движение получило название: движение ханифов \ искателей истины \. Среди искателей были лица, выдавшие себя за пророков – наби. По их словам, истина, которую они возвещали, внушалась им верховным божеством. В Мекке таким пророком был курейшит Мухаммед. Он рано осиротел, нанялся пастухом, затем стал приказчиком, сопровождая торговые караваны; позднее, женившись в 24 года на богатой вдове Хадидже, Мухаммед вел ее торговые дела.

Проповедническую деятельность начал около 610 года, когда ему было около 40 лет. Проповедь Мухаммеда не получила поддержки в Мекке, где главенствовала родоплеменная жреческая верхушка. После кончины жены и главы его рода, хорошо относящегося к новоявленному пророку-племяннику, род возглавил непримиримый к его деятельности дядя.

В поисках поддержки Мухаммед обращается к роду матери, живущему в городе Йасриб \ позже Медина \. Город населяли различные арабские племена, племена иудеев. Туда Мухаммед переселяет своих последователей, а вслед за ними и сам совершил хиджру – переселение в этот город. Здесь он встречае свою любимую жену десятилетнюю Аишу- дочь богатого купца.

Изгнание Мухаммеда и его последователей из Мекки повлекло усиление борьбы между городами. Община мухаджиров вместе с Мухаммедом устраивают хлебную блокаду Мекки, нападают на караваны мекканцев даже в запретные \ харам \ месяцы, безопасные традиционно для арабов.

Новая вера обретает формы и название: ислам \ покорность, предание себя единому богу \. Принявшие покорность стали именоваться преданными – «муслимами», мусульманами \ ханифами \.

Помимо вопросов веры Мухаммеду приходилось обращаться к судопроизводству и праву, торговле, финансов, семьи, брака, что нашло отражение в Коране.

В медине определяется, в какую сторону должно обращать лицо молящегося, то есть кыблой мусульман становится Мекка, Кааба.

Сложились ежегодные посты \ саум, ураза, орудж \. в месяц рамадан, в который Аллах впервые ниспослал «откровение» \часть Корана\ Мухаммеду, отмечать праздник жертвоприношения \ курбан- байрам \, совершать паломничество – хадж в месяц зу-ль-хиджжа, праздновать ежегодный праздник»вознесения» \мирадж, раджаб-байрам \ в месяц раджаб, в 27-ю ночь которого пророк совершил мгновенное путешествие из Мекки в Иерусалим и оттуда на седьмое небо, к престолу Аллаха.

Соединение старых традиций с учением Мухаммеда подготовило почву для капитуляции Мекки, которая произошла в 630 году. Через два года Мухаммед с мухаджирами Медины совершили паломничество в Мекку. В том же 632 году Мухаммед умер.

Вначале, ребята, хочу предложить небольшую презентацию.

…И вспомни в писании Марйам.

Вот она удалилась от своей семьи в место восточное и устроила перед ними себе завесу.

Мы отправили к ней Нашего духа, и принял он пред ней обличие совершенного человека.

…Я только посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе мальчика чистого…

«Как может быть у меня

мальчик? Меня не касался человек и не была я распутницей.»

Он сказал: «Так сказал твой Господь: Это для меня легко. И сделаем Мы его Она пришла с ним к своему народу, неся его.

Это Иса, сын Марйам, по слову истины, в котором они сомневаются.

знамением для людей и Нашим милосердием. Дело это решено».

И понесла она его и удалилась в далекое место.

Как вы думаете, ребята, текст какого источника прозвучал, в сопровождении презентации? \ответы детей \.

В продолжение разговора об исламе мы обратимся к источнику этого учения.


Мединская община объединилась с влиятельными кругами мекканцев, потерявших поддержку убитого иранского шаха Хосрова II, сформировав со временем арабское теократическое государство – Халифат. Халифы представляли высшую духовную власть- имамат, светскую, политическую и военную- эмират. Уже при их правлении в Медине стал собираться и составляться Коран. Для установления порядка на завоеванных территориях Халифата и удержания арабов в официальной идеологии ислама, стали разрабатываться нормы мусульманского права, создаваться богослужебные руководства, закладываться основы литературы, священных книг. Халиф Абу Бекр в 634 году поручил мединцу Зейду ибн Сабиту, бывшему писцом в последние годы жизни Мухаммеда собрать высказывания Мухаммеда, рассказы его современников. Зейд, под руководством Омара, собрал отовсюду отрывки Корана, записанные на пергаменте, на костях, на пальмовых листьях, на камешках, или хранимые памятью. Сборник был отдан на сбережение Хефсе, вдове пророка. Он носил название «эс-сохоф» и предназначался для частного употребления Абу-Бекра и Омара. Остальные мусульмане продолжали читать Коран по своим отрывкам как хотели, и понемногу отдельные редакции стали различаться между собой, особенно в правописании и языке. Написаный куфическим письмом, не имеющим диактрических знаков, позволяющих разделять арабские буквы в письме, текст мог быть прочитан с разным смысловым значением. Первоначально не были озаглавлены суры.

Появление разрозненных источников «откровений Аллаха», содержащих разночтения, заставило халифа Османа в 644 году дать поручение Зейду ибн Сабиту подготовить единый текст Корана. Новая редакция была переписана в четырех экземплярах и разослана в важнейшие центры Халифата, она стала канонической. Один экземпляр был оставлен в Медине, другие отправлены в Куфу, Басру и Дамаск. Остальные записи Корана приказано было отбирать у их владетелей и сжигать, чтобы разом покончить со всеми спорами (а листы самого Зейда были сожжены)

По вероучению ислама, Коран – книга несотворенная, существующая предвечно, как сам бог Аллах; она его «слово». Коран \по-арабски «аль- Куръан» от глагола читать вслух речитативом \ - текст на арабском языке. Сегодня существуют несколько «школ» чтения Корана, появившихся в X веке.

Состоит Коран из 114 разделов \ сур \ разной длины, длина сур уменьшается к концу книги, суры делятся на стихи, и каждый стих называется «айет», т. е. чудо.

По жанру это сборник высказываний, проповедей, сказаний и правовых норм.

По предписанию мусульманин обязан ежедневно пятикратно молиться \намаз \, что не нашло отражения в Коране, а появилось под воздействием культов Ирана.

Тесная связь просматривается в Коране с христианством. Большая часть книги посвящена пророкам, имена которых соответствуют библейским персонажам. В их числе: Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Лут (Лот), Исхак (Исаак), Исмаил (Измаил), Йакуб (Иаков), Йусуф (Иосиф), Мусса (Моисей), Харун (Аарон), Айюб (Иов), Дауд (Давид), Сулейман (Соломон), Илйас (Илия), Иса ибн Марйам (Иисус Христос, сын Марии).

Предлагаю ученикам прочесть некоторые айяты из сур Корана.

Христиане и иудеи признаются «людьми писания», Коран принимает на себя миссию исправления искажений пророчеств в их учениях. А единство сказаниях обусловлено единой семитской группой арабов и евреев.

Упоминаются в Коране ждинны - духи, демоны, созданные Аллахом. Легенда о падшем ангеле Иблисе, отвращающем мусульман от веры, породила обряд «побиение шайтана камнями».

Существо Даджжаль по писанию, прикованный цепями на необитаемом острове, установит свое господство на земле перед концом мира, чье царство разрушит пришествие Иса ибн Марйам.

В иерархии приближенных к Аллаху имеются ангелы, через которых осуществляется связь седьмого неба с преисподней и пророками. Это Джибриль Гавриил \, Михаиль, Исрафиль, Израиль.

Имен у Аллаха- 99, сотым непроявленным он творит чудеса.

Сотворение Аллахом Вселенной длилось шесть дней: « И сотворили мы небеса, и землю, и то, что между ними, в шесть дней, и не коснулась нас усталость». В одном из хадисов приведены такие сведения о «мироздании»: «Земля \держится\ на роге быка, а бык на рыбе, а рыба на воде, а вода на воздухе, а воздух на влажности, а на влажности обрывается знание знающих.

В Коране говорится: «Аллах сотворил всякое животное из воды. Из них есть такие, что ходят на животе, и есть из них такие, что ходят на двух ногах…»

Первым человеком стал Адам: « из глины его творец вылепил, потом выровнял его и вдул в него от своего духа и устроил вам слух, зрение и сердце».Адаму была дана роль «наместника» Аллаха на земле, ему была дана тайна имен ангелов, один из которых не стал кланяться человеку и стал падшим.

Среди имен пророков упоминается в Коране историческое лицо. Но без имени, а по прозвищу: Зу-ль-Карнайна – Александр Македонский

Коран регламентирует брачные отношения, оговаривает имущественное положение женщины. От имени Аллаха сказано: «Мы ниспослали его, как арабский судебник», что способствовало разработке в дальнейшем шариатской законодательной системы.

В странах, где ислам – государственная религия, на Коране присягают и дают клятвы.

Язык Корана считается божественным, поэтому долгое время Коран на переводился на другие языки. Первые переводы в Европе относятся к XII веку, в России по указу Петра I напечатан первый русский перевод Корана Постникова с французского в 1716 году «Алкоран о Магомете или закон турецкий». При Екатерине II был издан арабский текст Корана. Первый перевод с арабского на русский язык сделал востоковед Саблуков в 1878 году.

Позднейшие мусульманские предания:

Хадис- высказывания и поступки Мухаммеда \ 9 в \

Сунна – святое предание \ 9 в \ вышло из хадиса

Хабар- предание, перекликается с хадисами

Тафсир – толкования Корана.

4.Подведение итогов урока.

Мы познакомились с религиозной культурой народов Аравийского полуострова, с причинами зарождения нового учения в этом регионе, с его проповедником. Учение нашло последователей и заняло место в ряду мировых религий. Изучение религий народов различных регионов земли – это прежде всего знакомство с культурой этих народов, позволяющей лучше понять каждый народ планеты.
5. Задание на дом: Подготовить сообщение по преданиям мусульман.
Литература:

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, М., 2006

Л.И.Климович Книга о Коране М., 1988

Психология свиданий