Ливан вера исповедания. Ливан: религия и политика - конфессиональная система

Религия всегда занимала ключевые позиции в государственном устройстве мировых держав. Но если в странах Запада уже на протяжении многих десятилетий религия стремительно теряет свое влияние на все процессы, происходящие в структуре общества, то на Востоке невозможно представить себе такого отделения государства от религиозных верований. Особенно самобытен в этом плане Ливан. Религия в этой стране прочно связана со всеми политическими процессами и напрямую влияет на законодательную ветвь власти. Многие ученые называют Ливию "лоскутным одеялом", которое соткано из разных конфессий и религиозных течений.

Если не вникать в подробности и рассматривать религиозный вопрос с точки зрения сухих фактов, то, согласно последним данным, среди населения в Ливане около шестидесяти процентов мусульман, тридцать девять процентов христиан, и только чуть более одного процента ливанцев исповедуют иные религии.

Кажется, что данная картина практически ничем не отличается от привычной расстановки сил в Но религия Ливана на самом деле являет собой гораздо более сложную и многослойную структуру, о которой стоит поговорить более подробно.

Ливан, религия: исторические предпосылки формирования многоконфессионального государства

Несмотря на то что религиозных течений в стране удивительно много, население на девяносто процентов состоит из арабов. Остальные десять процентов - пестрый ковер из греков, персов, армян и других национальностей. Эти различия никогда не мешали населению Ливана мирно сосуществовать, тем более что все они имеют один и тот же язык. Многие ливанцы отлично владеют французским и хорошо образованы. Все это позволило создать особенное государство, в котором соблюдаются права представителей всех религиозных конфессий.

Стоит отметить, что терпимость к инаковерию всегда присутствовала у ливанцев в крови. Изначально многие жители страны относили себя к язычникам. На всей территории Ливана историки находят многочисленные алтари и храмы, посвященные различным культам. Самыми распространенными являлись божества, пришедшие из Эллады. Многочисленные завоевания Ливии мусульманами и европейскими христианами не смогли изменить культурных традиций страны. Каждый раз новая религия накладывалась на прошлые верования и успешно ассимилировалась в культуру Ливана. В итоге население страны могло придерживаться абсолютно любой религии, которая больше соответствовала предпочтениям той либо иной общины.

К середине двадцатого века религия в Ливане проникла во все сферы жизни населения и, можно сказать, сформировала систему политического устройства, не имеющую аналогов нигде в мире. Большинство политиков считают, что своей долговечностью и продуктивностью политическая модель страны обязана тесной взаимосвязи, которую можно представить как симбиоз "культура Ливана - религия Ливана". Она обеспечивает взаимодействие между собой всех конфессий и принятие законодательных актов, учитывающих интересы всех религиозных общин.

Религиозные конфессии Ливана

Мусульмане и христиане в стране не составляют единую структуру. Каждая религия разбита на многочисленные течения, представленные своими религиозными лидерами, руководящими общинами.

К примеру, мусульмане представлены в основном Они составляют влиятельное большинство, также среди мусульман можно выделить алавитов и друзов. Христиане Ливана исповедуют особое направление, они называют себя маронитами. Это религиозное течение возникло в конце пятнадцатого века, его последователи проживали в гористой местности и тщательно охраняли свою самобытность на протяжении многих веков. Даже влияние Ватикана не сумело сломить маронитов, они сохранили свои традиции и ритуалы. Помимо маронитов в стране живут православные, католики, протестанты и яковиты. Довольно много среди христиан представителей армянской церкви.

Конфессиональная система управления страной

Как мы уже выяснили, нет другой такой многообразной страны, как Ливан. Религия, точнее, ее многообразие, заставило многочисленные общины искать пути для взаимодействия и компромиссов. В итоге 1943 религиозных лидера Ливана подписали "Национальный пакт", который определял систему политического устройства страны как конфессионализм. Согласно этому документу, каждая конфессия должна иметь влияние на принятие законов, поэтому количество мест в парламенте строго регламентировано для каждого религиозного течения.

Многие политологи считают, что данная система рано или поздно погубит Ливан. Религия, по мнению специалистов, не может существенно влиять на внешнюю и внутреннюю политику государства. Но пока опасения и прогнозы политологов не оправдываются, конфессионализм прочно вошел в жизнь обычных ливанцев.

Как религия влияет на распределение мест в парламенте Ливана?

По решению лидеров религиозных общин, посты главных лиц государства должны занимать члены самых многочисленных конфессий (согласно последней переписи населения). Поэтому сейчас в Ливане президентом является маронит, а должности премьер-министра и председателя парламента отданы суннитам и шиитам. В парламенте христиане и мусульмане должны иметь по шестьдесят четыре места. Это обеспечивает равенство всех течений, ничьи интересы не остаются без внимания при рассмотрении новых законов.

Ливан: официальная религия

После всего услышанного у вас может возникнуть вопрос об официальной религии Ливана. Какова она на самом деле? Ответ на данный вопрос является самой яркой и удивительной характеристикой страны: в Ливане нет официальной религии. Хотя на законодательном уровне закреплено, что государство не относится к разряду светских.

Вот и выходит, что в стране, где религиозные конфессии занимают столь важное место, никто так и не определил официальной религии.

Ливан выделяется чрезвычайным религиозным разнообразием. Это единственное арабское государство, во главе которого (Президент Ливанской Республики), согласно Конституции, находится христианин (маронит). Премьер-министр — мусульманин-суннит. Спикер парламента — мусульманин-шиит.

В Ливане существует множество различных религиозных общин. Разделение и соперничество между ними насчитывает не менее 15-ти веков и остаётся очень важным фактором и сегодня. Принципы мирного сосуществования мало изменились с VII в., но имели место и случаи этнических чисток (самый недавний в течение Ливанской гражданской войны), которые повлекли за собой значительные изменения политической карты страны.

Список официально признанных религиозных общин

* Алавиты
* Исмаилиты
* Сунниты
* Шииты
* Друзы
* Армяно-григориане
* Армяно-католики
* Ассирийская церковь Востока
* Халдейская католическая церковь
* Копты
* Христиане-евангелисты (включая баптистов и адвентистов седьмого дня)
* Грекокатолики
* Православные
* Марониты
* Римско-католическая церковь
* Сирийская католическая церковь
* Сирийская православная церковь
* Иудаисты

Мусульмане в Ливане

На данный момент в Ливане существует консенсус, что мусульмане составляют большинство населения республики. Наибольшей религиозной общиной страны является шиитская. Второй по численности — суннитская. Друзы, несмотря на небольшое количество, также имеют значительное влияние.

Христиане в Ливане

Марониты — крупнейшая христианская община Ливана. Она имеет давнюю связь с Римско-католической церковью, но имеет своего патриарха, литургию и обычаи. Традиционно марониты имеют хорошие отношения с Западным миром, особенно с Францией и Ватиканом. Они до сих пор главенствуют в ливанском правительстве. Президент Ливана всегда выбирается из числа маронитов. Их влияние в последнее время уменьшается. Во время оккупации Ливана Сирией, она помогала суннитам и другим мусульманским общинам и оказывала сопротивление многим маронитам. Марониты в основном расселены в сельских районах, в значительной концентрации проживают в Ливанских горах и в Бейруте.

Греко-православные — вторая по численности христианская община. Она меньше связана с западными странами, чем марониты. Греко-православная церковь существует во многих странах арабского мира и её последователи нередко замечены в проарабских и просирийских настроениях.

Другие религии в Ливане

Остатки очень маленького иудаистского населения традиционно сконцентрированы в Бейруте. Оно было больше — большинство евреев покинуло страну после Шестидневной войны в 1967 году.

Религия в Ливане играет огромную роль во всех сферах жизни общества. Даже политическая устройство республики основано на конфессионализме, предполагающем организацию государственной власти в соответствии с делением общества на религиозные общины.

Во время завоевания страны арабами в 7 в. практически все население Ливана, который в то время находился под властью Византии, исповедовало христианство. Ислам пришел в через осевших на его землях, в частности в крупных городах, воинов-мусульман и благодаря поселившимся в южных и северо-восточных районах страны арабоязычным племенам, в основном мусульманским, хотя некоторые из них исповедовали христианство.

Мусульмане – 60%, христиане (марониты, православные, католики армянской церкви и т. д.) – 40%. Законодательно поддерживается абсолютное равенство религий, даже при выборе на политические посты используется принцип равного представления религиозных групп – президент Ливана обычно избирается от христиан-маронитов, премьер-министр – от суннитов, а председатель парламента – от шиитов.

Ливан имеет самый большой процент христианского населения из арабских стран. И христианство, и ислам в Ливане представлены в виде множества разнообразных конфессий. Наиболее крупными общинами являются: суннитская, шиитская и маронитская. Любая статистика является весьма спорной, поскольку каждая религиозная община заинтересована в завышении числа своих приверженцев. Важно, что несмотря на споры о процентном соотношении конфессий, религиозные лидеры избегают проведения новой всеобщей переписи населения, из-за опасения, что это может вызвать новый виток межконфессиональных конфликтов. Последняя официальная перепись населения была проведена в 1932 году.

Наибольшей религиозной мусульманской общиной страны является шиитская. Второй по численности – суннитская. Секта друзов возникла в 11 в. в Египте в среде шиитов-исламитов. Ее первые адепты были жителями долины Эт-Тайм на юге .

Марониты – крупнейшая христианская община Ливана. Она имеет давнюю связь с Римско-католической церковью, но имеет своего патриарха, литургию и обычаи. Традиционно марониты имеют хорошие отношения с Западным миром, особенно с Францией и Ватиканом. Они до сих пор главенствуют в ливанском правительстве. Президент Ливана всегда выбирается из числа маронитов.
Греко-православные – вторая по численности христианская община. Она меньше связана с западными странами, чем марониты. Греко-православная церковь существует во многих странах арабского мира.

Всего конституция Ливанской Республики официально признаёт 18 религиозных общин, которые являются основными игроками в ливанской политике. Они имеют право управлять семейным правом в соответствии с их традициями. Важно, что эти общины являются неоднородными и внутри них существует политическая борьба.

Обсудить тему вы можете на нашем форуме:

Расселение религиозных групп по территории Ливана

План:

    Введение
  • 1 Конфессии
    • 1.1 Список официально признанных религиозных общин
  • 2 Примерная статистика
  • 3 Мусульмане
  • 4 Христиане
  • 5 Другие религии
  • Примечания

Введение

Расселение религиозных групп по территории Ливана.

Религия в Ливане играет огромную роль во всех сферах жизни общества. Даже политическая устройство республики основано на конфессионализме, предполагающем организацию государственной власти в соответствии с делением общества на религиозные общины.

Ливан выделяется чрезвычайным религиозным разнообразием. Это единственное арабское государство, во главе которого (Президент Ливанской Республики), согласно Конституции, находится христианин (маронит). Премьер-министр - мусульманин-суннит. Спикер парламента - мусульманин-шиит.

В Ливане существует множество различных религиозных общин. Разделение и соперничество между ними насчитывает не менее 15-ти веков и остаётся очень важным фактором и сегодня. Принципы мирного сосуществования мало изменились с VII в., но имели место и случаи этнических чисток (самый недавний в течение Ливанской гражданской войны), которые повлекли за собой значительные изменения политической карты страны.


1. Конфессии

Ливан имеет самый большой процент христианского населения из арабских стран. И христианство, и ислам в Ливане представлены в виде множества разнообразных конфессий. Наиболее крупными общинами являются: суннитская, шиитская и маронитская. Любая статистика является весьма спорной, поскольку каждая религиозная община заинтересована в завышении числа своих приверженцев. Важно, что несмотря на споры о процентном соотношении конфессий, религиозные лидеры избегают проведения новой всеобщей переписи населения, из-за опасения, что это может вызвать новый виток межконфессиональных конфликтов. Последняя официальная перепись населения была проведена в 1932 году.

Религия традиционно является главным фактором в разделении ливанского населения. Разделение государственной власти между общинами и предоставление религиозным авторитетам судебной власти восходит к временам, когда Ливан входил в состав Османской империи. Эта практика была продолжена в течение французского мандата, когда христианским общинам были предоставлены привилегии. Эта система управления, хотя и является компромиссной, всегда вызывала напряженность в ливанской политике.

Считается, что христианское население с конца 1930-х гг. не имеет большинства в Ливане, однако лидеры республики не хотят менять баланс политической власти. Лидеры мусульманских общин требуют увеличить их представительство в органах власти, что вызывает постоянную межконфессиональную напряжённость, привёвшую к ожесточённому конфликту в 1958 году (последовала американская военная интервенция) и к многолетней гражданской войне в 1975-1990 гг.

Баланс власти был слегка изменён Национальным пактом 1943 года, в котором политическая власть была распределена между религиозными общинами в соответствии с переписью 1932 года. Суннитская элита к тому времени стала более влиятельной, однако в системе власти продолжили преобладать христиане-марониты. В дальнейшем межконфессиональный баланс во власти был снова изменён в пользу мусульман. Мусульмане-шииты (сейчас это крупнейшая община) тогда увеличили представительство в госаппарате и обязательное христианско-мусульманское представительство в Парламенте было изменено от 6:5 до 1:1.

Конституция Ливанской Республики официально признаёт 18 религиозных общин, которые являются основными игроками в ливанской политике. Они имеют право управлять семейным правом в соответствии с их традициями. Важно, что эти общины являются неоднородными и внутри них существует политическая борьба.


1.1. Список официально признанных религиозных общин

  • Алавиты
  • Исмаилиты
  • Сунниты
  • Шииты
  • Друзы
  • Армяно-григориане
  • Армяно-католики
  • Ассирийская церковь Востока
  • Халдейская католическая церковь
  • Копты
  • Христиане-евангелисты (включая баптистов и адвентистов седьмого дня)
  • Грекокатолики
  • Православные
  • Марониты
  • Римско-католическая церковь
  • Сирийская католическая церковь
  • Сирийская православная церковь
  • Иудаисты

2. Примерная статистика

По данным CIA World Factbook

Другие религии: 1,3 %.


3. Мусульмане

На данный момент в Ливане существует консенсус, что мусульмане составляют большинство населения республики. Наибольшей религиозной общиной страны является шиитская. Второй по численности - суннитская. Друзы, несмотря на небольшое количество, также имеют значительное влияние.

4. Христиане

Марониты - крупнейшая христианская община Ливана. Она имеет давнюю связь с Римско-католической церковью, но имеет своего патриарха, литургию и обычаи. Традиционно марониты имеют хорошие отношения с Западным миром, особенно с Францией и Ватиканом. Они до сих пор главенствуют в ливанском правительстве. Президент Ливана всегда выбирается из числа маронитов. Их влияние в последнее время уменьшается. Во время оккупации Ливана Сирией, она помогала суннитам и другим мусульманским общинам и оказывала сопротивление многим маронитам. Марониты в основном расселены в сельских районах, в значительной концентрации проживают в Ливанских горах и в Бейруте.

Греко-православные - вторая по численности христианская община. Она меньше связана с западными странами, чем марониты. Греко-православная церковь существует во многих странах арабского мира и её последователи нередко замечены в проарабских и просирийских настроениях.


5. Другие религии

Остатки очень маленького иудаистского населения традиционно сконцентрированы в Бейруте. Оно было больше - большинство евреев покинуло страну после Шестидневной войны в 1967 году.


Примечания

скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 12.07.11 07:51:30
Похожие рефераты:
Психология измены