Как можно развить в себе эти качества. Развитие лидерских качеств

Стать настоящим лидером мечтает каждый из нас. Ведь это открывает большие перспективы в жизни: хороший карьерный рост, высокий заработок, перспективы и власть, уважение и заслуженный пьедестал почёта. Чтобы всего этого достигнуть, необходимо ещё с детства развивать в себе лидерские качества, которые приведут к вашей мечте и послужат фундаментом для исполнения желаний.

За кем идёт народ?

Давайте для начала разберёмся, кто обычно возглавляет толпу? За кем, откинув лишние сомнения и страхи, идёт простой народ? Вспомним из истории всего несколько примеров: Гитлер, Сталин, Муссолини, Пиночет... Перечисляя их, мы неизменно думаем, что только трепет перед диктатором может поднять массы и повести их в бой. Но это абсолютно не так. Простые люди никогда бы не погибали только из-за своей трусости восстать и пойти против тирании. Так в чём же секрет этих жестоких и беспощадных диктаторов?

Психологи утверждают: "Чтобы повести за собой массы, нужно в первую очередь обладать яркой харизмой, индивидуальностью, иметь творческое мышление, фонтанировать идеями и уметь применять на практике чужие". Лидерские качества проявляются в упорстве и несокрушимости. Такие люди без проблем могут сплотить вокруг себя команду единомышленников, они являются целеустремлёнными и ответственными, чего и требуют от своих подчинённых. Лидеры - это не всегда тираны. Часто они бывают добрыми и благородными, такими как принцесса Диана и Нельсон Мандела, которые подкупают народ своей отзывчивостью и жертвенностью, поэтому часто становятся настоящими мучениками.

Тонкая грань: лидер или тиран

Превратить сильную личность в диктатора очень легко. Например, в обыкновенной семье родился маленький мальчик. Уже в четыре года он играет со своими родственниками в "полководца": командует и ставит условия. Взрослые умиляются: "Какой умный малыш, из него вырастет настоящий президент!". Будущий "глава государства", попав в садик, начинает применять в коллективе привычную модель поведения: он постоянно требует своего, капризничает, помыкает сверстниками. Дети от него отворачиваются. Воспитательница, которой малыш тоже пытается манипулировать, берёт его в "ежовые рукавицы" и пресекает диктаторское поведение.


Родители возмущены. Они жалуются на педагога, обвиняют его в том, что она подавляет "лидерские качества ребёнка". Что же дальше происходит с мальчиком? Он замыкается в себе, становится изгоем. Его ставят в пример - он радуется, ругают - бросает так и незаконченное до конца дело. У него нет друзей, так как он считает всех серыми бездарностями. Учёба и карьера не удаются. Разочарованные родители отворачиваются от него. Мальчик, не умеющий себя реализовать, став взрослым мужчиной, спивается или становится на преступный путь. Конечно, не всегда ситуация заканчивается так плачевно, но, как утверждают психологи, примеров такого развития событий предостаточно.

Как воспитать лидера?

Если вы заметили, что ваше чадо склонно быть твёрдым в своих убеждениях, имеет внутренний стержень, в первую очередь направьте его энергию в правильное русло. Запишите его в спортивный кружок: физические занятия укрепят боевой дух, научат преодолевать трудности и прямо идти к цели. Кроме того, развитие лидерских качеств предусматривает и параллельное совершенство коммуникативных навыков. Чтоб научить малыша правильно общаться, с самого маленького возраста отдайте его в ясли. Если у него возникли конфликты, не вините других детей. Попробуйте спокойно разобраться в ситуации, укажите ребёнку сначала на его ошибки и попросите их исправить.

Умение грамотно общаться развивается у человека на протяжении всей жизни. Главное - чтоб первые неудачи не сломали ребёнка. Поэтому ваш мудрый анализ и спокойствие помогут ему наладить отношения со сверстниками, особенно если в коллективе сформировалось несколько лидеров, которые постоянно конфликтуют. Заостряйте внимание малыша на его индивидуальных качествах, которые отличают его от других. Но не переусердствуйте. Ребёнок не должен кичиться и хвастаться ими, а развивать, чтоб в будущем детские задатки переросли в лидерские качества подростка.

Какие качества следует развивать в первую очередь?

Исполнительность и целеустремлённость - то, на что следует обратить внимание малыша уже в детском саду. Формирование этих качеств будет длиться аж до конца младшей школы. Расскажите ребенку, что перед собой нужно всегда ставить задачи, а потом их достигать. При этом только упорный труд, вера в свои силы и огромное желание приведут к нужной цели.

Говорите с малышом: пусть он постоянно высказывает своё мнение и учится слушать ваше. Дети-лидеры рано начинают говорить, им интересно проводить время в обществе взрослых людей. Пользуйтесь этим. Дайте возможность чаду высказаться: так он научится формулировать свои мысли и грамотно вести беседу. Учите его при этом быть сдержанным и тактичным.

Развитие лидерских качеств в раннем детстве - это не давление на малыша и не навязывание своих идеалов, ведь так вы воспитаете тирана или безынициативного исполнителя. Это учёба, диалог, принятие общих решений, компромисс. И ещё - уже в садике научите чадо достойно и правильно проигрывать. Убедите его, что падение - стимул подняться и доказать свою силу и несокрушимость.

Воспитание подростка

Повзрослев, ваши сын или дочка продолжают развивать в себе лидерские качества. Дети 12-13 лет уже умеют анализировать сложившуюся ситуацию. Стимулируйте эту черту характера. Сядьте и вместе разберитесь в том или ином событии. Пусть ребёнок разматывает эту ситуацию, как клубок с нитками, ища причины и последствия обстоятельств. Так подросток будет развивать свою память, аналитические способности и последовательность - необходимые качества для каждого взрослого лидера.

Именно в этом возрасте дети начинают сопереживать другим людям, находить слова утешения, предлагать помощь. На этом свойстве, которое называют эмпатией, вы должны сосредоточить своё внимание и помочь ребёнку проявить его в разных жизненных обстоятельствах. Будущий лидер должен быть искренним, добродетельным и понимающим, уметь сочувствовать. Эти качества, кстати, - главная составляющая эмоционального интеллекта, который сейчас за рубежом имеет большее значение при написании резюме и приёме на работу, чем уровень IQ.

Пример родителей

Формирование лидерских качеств часто происходит под влиянием взрослых. Если папа или мама - лидер, то малышу будет легче тоже им стать. Дети склонны копировать поведение взрослых. Главное - чтобы при этом взрослые не проявляли отрицательные качества лидера, такие как диктаторство, агрессия, неуважение к подчинённым и так далее.

Работоспособность - тоже перенимается от родителей. Если вы постоянно лежите на диване и ноете, что жизнь не удалась, поверьте, ваш малыш в будущем будет поступать идентично. Если же он видит, что благополучие семьи, финансовое положение напрямую зависят от деятельности, он приложит максимум усилий для их достижения. Даже если лидер растёт в богатой семье, не стоит его баловать лишними карманными деньгами. Пусть их заработает сам: поможет отцу в гараже или маме по хозяйству. Некоторые психологи ругают такие денежно-товарные отношения между членами семьи: мол, дети вырастают с мыслью, что убирать надо не просто так, а за деньги. Другие специалисты уверены: такая ситуация лучше, чем когда подросток считает, что все вокруг ему должны.

Своим поведением и способом жизни вы можете научить малыша и другим лидерским качествам. Не ущемляйте его, пока такие "зелёные" представления о мире и жизни, наоборот, корректируйте их и оттачивайте.

Негативные тенденции: как предотвратить?

Как развить лидерские качества, вы уже знаете. Что же делать, чтоб предотвратить деспотизм малыша? Во-первых, если вы заметили склонность ребёнка к командованию, обязательно его останавливайте. Во-вторых, делая это, не поддавайтесь импульсивности. Следите за интонацией голоса - она всегда должна быть спокойной. Вы непробиваемый танк, броня которого не поддаётся истерике и требованиям отпрыска. Ваши неконтролируемые эмоции - благоприятная среда для развития тиранических черт характера. Вместо этого сделайте пару глубоких вдохов, посчитайте в уме до десяти и только потом спокойно ответьте: "Мы обсудим это, когда ты успокоишься". Далее отвернитесь и оставьте малыша наедине с собой, чтоб он всё обдумал и сделал правильные выводы.


Будущий лидер должен понять, что криком и насилием он никогда ничего не добьётся. Учите его уважать мнение и потребности других людей, даже если они идут вразрез с его собственными. Пусть поймёт, что умение соглашаться и идти на уступки приведёт его к желанной цели гораздо быстрее, чем истерика и неконтролируемые эмоции.

Каким лидером может стать малыш

Разновидностей руководителей очень много. Каждый получает первенство в зависимости от той позитивной черты характера, которая в нём доминирует. Теория лидерских качеств предусматривает следующие варианты вождей, тех, за кем идут и кому пытаются следовать:

  • Лидер-исполнитель. Самый ответственный сотрудник. Его ценят и поощряют за умение делать все в срок, добросовестно исполнять обязанности.
  • Лидер-организатор. Такие люди часто работают администраторами или директорами. Они отлично планируют работу, распределяют обязанности между подчинёнными.
  • Лидер-интеллектуал. Креативный сотрудник, от идей которого зависит развитие компании, продвижение товара на рынке.
  • Лидер-критик. Анализирует ситуацию, определяет её слабые и сильные стороны.
  • Эмоциональный лидер. Лучше него никто не умеет сплачивать коллектив, развивать дружеские отношения между сотрудниками, создавать гармоничную атмосферу в офисе.

Теория лидерских качеств, описанная в психологии, не подразумевает владение вашим малышом всеми качествами. Если вы заметили, что доминирует одно или два, концентрируйтесь на них. Работайте над их развитием и совершенствованием.

Каким должен быть руководитель?

Основные лидерские качества закладываются ещё в раннем возрасте. Но если родители по какой-либо причине их не воспитали в ребёнке, став взрослым, он может развить их в себе самостоятельно. Например, перспективное видение. Каждый руководитель должен накапливать знания и опыт, чтоб предвидеть критическую ситуацию, уметь делать прогнозы, что очень важно в бизнесе. Умение слушать - ещё одна ценная черта характера. Прирождённый лидер должен понимать, что он не может быть экспертом во всех областях. Найти нужных сотрудников, объединить их усилия и достигнуть цели - вот главная его задача.

Настоящий руководитель всегда самокритичен. Он умеет признавать свои ошибки, извиняться, если неправ. Учиться и ещё раз учиться - основная "заповедь" лидера. Умение быть гибким, приспосабливаться, ориентироваться на новации в той или иной сфере - гарантия успеха любого предприятия. Истинный босс должен быть решительным, энергичным и мужественным. Он всегда пример для подчинённых.

Дополнительные качества

Чтобы вас не только боялись и уважали, а ещё любили и ценили, нужно научиться быть щедрым. Делиться заработанным с партнёрами, поощрять премиями сотрудников - очень важные качества босса. Хорошо также, если он умеет зажигать людей, стимулировать их к работе. Не только собственная целеустремлённость, но и "огонь в глазах" подчинённых способны приносить успех и прибыль компании.


Лидерские качества руководителя - это и его позитивный взгляд на жизнь, оптимизм, юмор. Добрая шутка, умело рассказанный анекдот, весёлая история из жизни - хорошее начало рабочего дня, что создаёт в офисе приятную для деятельности атмосферу. Если вы занимаете очень высокую должность, не зазнавайтесь, не гордитесь. Умейте "выйти в народ": проведённые пикники вместе с подчинёнными, корпоративы и празднования дней рождений помогут вам в этом. Лидер всегда должен понимать, что он такой же человек, как все его сотрудники. В любой момент он может все потерять и оказаться на их месте.

Стоит ли воспитывать лидера?

Как видим, основные черты характера у будущего руководителя закладываются ещё с пелёнок. Но выявление лидерских качеств - процесс, требующий глубокого анализа, внимательности и наблюдательности. Ведь быстрота реакций и активность у младенца не всегда говорят о том, что перед вами будущий вождь. Они могут быть всего лишь последствиями активной работы нервной системы. Поэтому долго присматривайтесь к малышу, прежде чем "стругать" из него президента или министра. По статистике, лидерами могут стать только 5% малышей. Поэтому ваши лишние усилия, не приносящие результат, вызовут у вас злость и разочарование, а у чада - комплекс неполноценности и неуверенность в себе.


На семейном совете разберите по полочкам характер наследника, примите правильное решение: стоит или нет воспитывать лидера? Возможно, вашему чаду совсем это не нужно. И предел его мечтаний - тихая сельская жизнь с кучей детишек. Уважайте желания ребенка. Ведь самое главное - воспитать в нём порядочного человека, доброго и отзывчивого. Если он лидер от рождения, то его качества вождя и руководителя в любом случае когда-то проявятся.

Мы разбираемся в методах развития у себя лидерских качеств.

1. Кто такой лидер и зачем нам лидерские качества?

Лидер (от английского lead - вести) - человек, который способен вести за собой. Сегодня мы будем рассматривать лидерство применимо к нашей жизни, женской. Давайте рассмотрим лидера как человека, который “ведет” свою жизнь сам, а не плывет по течению, пеняя на обстоятельства и плохие поступки других.

Лидер - часто очень манящее понятие, и всем очень хочется попробовать себя в этой роли. Но она подходит не всем, точно так же, как не всем подходит работа шпалоукладчика или булочника. И это нормально.

Единственное, чем лидерские качества могут быть полезны для всех, так это тем, что они дают нам силы, навыки и возможности выходить из-под влияния негативных обстоятельств, полюбить свою жизнь и принимать в ней решения, совершать решительные поступки, когда это необходимо. Итак, что мы можем предпринять, чтоб развить в себе качества лидера?

2. Научитесь проактивности

Проактивность - качество, которое означает, что вы выходите из-под влияния окружающих обстоятельств и начинаете принимать собственные решения, как поступать и жить дальше. Вы перестаете жаловаться на ваши трудности, понимая, что вы и только вы их себе создали, и вам решать, мириться с ними или бороться.

Другими словами, никто другой не несет ответственность за то, что происходит в вашей жизни, кроме вас. Вы устаете от своей работы - сами ее выбрали или сами позволили кому-то выбрать ее за вас. Вам нахамили в магазине? Только вы определяете, как на это отреагировать: другого человека или обстоятельства вы уже не измените.

3. Как стать активнее?

Попробуйте хотя бы раз в день решать существующую проблему через свое поведение, не виня других. Муж постоянно забывает купить хлеба? Зная это, купите сами, а мужа попросите сделать что-то другое. У вас есть коллега-раздражитель? Подумайте, как вы можете подняться над ситуацией и изменить свое поведение, чтобы освободить себя от этого раздражителя.

Вам постоянно приносят несправедливые счета за коммунальные услуги, а вы платите, потому что не верите в то, что коммунальным службам можно что-то доказать? Попробуйте! Гарантируем, что многие ваши попытки будут удачными, что бы вы ни делали. А если даже что-то не получится, то непередаваемое чувство, что вы контролируете свою жизнь, смягчит возможное расстройство от неудачи.

4. Правильно ставьте себе цели

Вся жизнь лидера - это активность. Он всегда чем-то занят, а его занятость подчинена определенной цели. Цель не только по жизни - общая и глобальная, но и узкая, зависящая от решаемого вопроса.

Другими словами, если он что-то делает, он всегда знает, зачем это нужно ему. Это помогает избежать не только ненужных действий на работе и в личной жизни, но и ненужной работы и неправильного партнера. А это ценно.

Правильно поставленная цель тесно связана с исполнением своих обещаний. Пусть все, что вы обещаете сделать, будет вашей целью. И все вопросы, “как” ее достичь, вы будете решать самостоятельно, даже если для достижения цели потребуется больше усилий, чем вы рассчитывали.

5. Как поставить цель?

Во-первых, через фильтр “для чего я это делаю” стоит пропустить все, что мы делаем, в том числе и общение со многими людьми. Чаще задавайте себе этот вопрос, прежде чем начать что-либо делать. Отсекая лишнее, не делающее вас счастливее, вы освободите большое пространство для другой, желанной деятельности.

Иногда само слово “цель” пугает людей своей глобальностью и важностью. Если у вас нет цели в жизни сейчас, если вы точно не знаете, чем хотите заниматься или не готовы что-то менять, пусть вашим фильтром для размышлений будет простой вопрос “делает ли это меня счастливее?”. Ведь счастье - универсальная цель. Главное - освободить свою жизнь от действий по привычке и от служения чужим целям и желаниям.

Во-вторых, забудьте фразы “А как я должна была это сделать, если… ?”, “А где я должна была это достать?”. Если не знаете, как сделать, спросите сразу. Многие безропотно говорят “да” на нелепые просьбы близких и начальства, понимая заранее, что не справятся с задачей и разочаруют, подведут. Если понимаете, что план не срабатывает, что-то не получается, попробуйте пообщаться, уточнить задачу, попросить совета и помощи.

В-третьих, всегда расставляйте приоритеты. Иногда цель заработать денег и какой-то сомнительный проект может конфликтовать с вашей глобальной целью быть счастливой и жить с чистой совестью. А с расставленными приоритетами вы всегда будете точно знать, от чего нужно отказаться и почему. Это поможет избежать мучительных внутренних конфликтов.

6. Берите на себя ответственность

Конечно, ответственность за свою жизнь - в первую очередь. Но также ответственность за свои слова, поступки, обещания. Даже если вы что-то сделали не специально или что-то произошло помимо вашей воли, но в результате вашего поведения, это тоже ваша ответственность. Помните Маленького Принца: “Мы в ответственности за тех, кого приручили”. А также за тех, кто приручился сам случайно, образно говоря.

7. Где границы вашей ответственности?

Считайте ваши инициативы, то есть все, что вы предлагаете, своей ответственностью. От помощи отказываться не стоит, разумеется, но контролировать ситуацию вы всегда должны сами.

Например, если вы предложили устроить поход с палатками, то посмотрите погоду, предложите время, узнайте, где есть подходящие вам места, есть ли у вас все необходимое оборудование или где его можно взять напрокат. Если же вы делегируете кому-то задания, то отвечаете за это, все равно вы.

Кроме того, берите на себя ответственность специально, добровольно. За выполнение небольшого задания на работе, за решение определенного вопроса дома, за организацию какого-то мероприятия для детей и т.д. Все это разовьет ваши навыки общения, преодоления трудностей, принятия решений, нахождения информации и т.д. А все это вкупе очень помогает развивать лидерские навыки.

8. Бросайте себе вызовы

Умение находить интересные и выгодные для всех решения зачастую лежит за зоной нашего комфорта - в зоне нового, неизведанного и потому некомфортного. Поэтому пробовать то, в чем есть сомнения, делать то, что никогда не делали, то, чего боитесь, - прямой путь к развитию лидерских качеств.

9. Как перестать бояться нового?

Если вам предлагают заняться чем-то, чего вы боитесь, но это может быть для вас полезным, соглашайтесь, не думая, что для этого придется сделать. Отключите у себя в голове ту сферу, которая моментально просчитывает все то, что нужно сделать, и сразу активирует все страхи.
А чтобы не ждать подходящих предложений, найдите себе занятие самостоятельно. Возможно, вы давно хотели заняться парными танцами, но боялись, а может, хотели предложить проект начальнику. Исполняйте свои желания, не думая о страхах.

10. Больше общайтесь

Общение и создаваемая с помощью него сеть контактов - то, что должно быть у каждого лидера. Ведь именно люди - самый ценный ресурс, с помощью которого можно получить знания обо всем и решить любой вопрос.

Кроме того, общение со временем избавит вас от комплексов и страхов, которые мешают развитию лидерских качеств.

11. Как и с кем общаться?

Запоминайте, что вам говорят люди, прислушивайтесь к их настроениям и сомнениям, не забывайте интересоваться у коллег, как дела дома, как прошли выходные, какие планы на отпуск. Выберите день, когда вы сможете обзвонить всех своих давно утраченных школьных и детских подруг и друзей или хотя бы найти их в соцсетях и узнать, кто кем стал и где живет. Такое общение может привести к новым поворотами и в вашей жизни.

Специфика лидера заключается в том, что он не стремится к компромиссам, а вместо них ищет решения, где выигрывают обе стороны: решения из серии “победил-победил” (“win-win” из американской бизнес-терминологии). Они позволяют наладить более тесные связи и установить крепкое сотрудничество. А компромисс по сути - это проигрыш для обеих сторон: каждая должна чем-то поступиться.

Такое качество предполагает умение думать за своего собеседника, встать на его место, предсказать его поведение, обладая всей информацией по вопросу, и найти решение, которое подойдет ему.

Не пытайтесь прогнуть человека под тот вариант, который интересен только вам, ведь лидер всегда ставит своего собеседника как минимум на один уровень с собой и понимает, что тот все равно осознает невыгодность принятого решения. Излишняя жесткость не только подкосит текущую договоренность, но и все дальнейшее сотрудничество.

В целом, такой подход выводит на совершенно другой уровень общения с людьми.

13. Как научиться понимать интересы другого?

Научиться находить такие решения можно, только постоянно ставя себя на место собеседника и желая ему добра. При возникновении трудной ситуации, когда вы, скажем, не можете чего-то добиться от человека, перестаньте его внутренне ругать и начните задавать ему вопросы: “почему это так важно для вас?”, “что нужно для того, чтобы сделать”, “зачем делать так, а не иначе” и прочие.

В итоге может выясниться, что весь процесс можно немного переделать, чтобы всем было хорошо. Обычно все привыкают к рутине, и только лидер может взглянуть на все по-другому. Если умение находить такие решения нужно вам для работы, обратитесь к науке “конфликтология”.

Часто, обсуждая этот вопрос на лекциях или на тренингах, преподаватели приводят реальный пример переговоров двух компаний за большую партию апельсинов по хорошей цене: компании не могли договориться, кто будет покупать. Одна занималась производством продуктов питания, другая - косметики. Казалось бы, решение одно - покупает кто-то один. А в результате переговоров выяснилось, что по технологическим процессам одна компания использует только мякоть для производства, другая же - только кожуру.

В итоге они купили большую партию вместе, еще и со скидкой за крупный заказ. Это классический пример решения из серии выгодных для обеих сторон.

14. Учитесь и практикуйте

Не упускайте возможности чему-то научиться, особенно если вам предлагают это бесплатно. Неизвестно, когда и какие знания вам понадобятся. И обязательно практикуйте то, что изучаете.

Постоянная учеба и практика в плане развития лидерских качеств поможет вам не только в работе. Все это вполне применимо и для обычной жизни на бытовом уровне.

Многие люди живут по накатанной, делая изо дня в день одни и те же вещи, постепенно привыкая к рутине и даже к тем проблемам, что есть. Лидером можно быть и среди подруг, пробуя новые вещи, устраивая интересные мероприятия для своей семьи. К таким людям обычно тянутся, спрашивают совета.

15. Делитесь своими знаниями

Получая знания, развивая предыдущее качество, не забывайте делиться тем опытом, что вы приобретаете. Даже если это будет мелочь, позволяющая сэкономить секунду в ежедневной работе. Люди скажут вам спасибо, и даже если они уже до этого додумались сами, это все равно заставит посмотреть на вас по-новому.

Если вы знаете что-то, что может быть полезно, делитесь! Если облегчили себе работу, делитесь! Это рождает к вам доверие и располагает людей, для лидеров это важно.

“Большая часть работы моих сотрудников заключается в том, чтобы делать одинаковые технически несложные рассылки. Работа простая - нажимай на одни и те же кнопки, но быстро утомляет, поэтому сделать ее быстрее хочется всем. Но есть только пара человек в коллективе, кто не просто нашел несколько хитростей, как можно сэкономить время, но и поделился этим со всеми, значительно упростив всем работу.

Люди, которые умеют так делать, отличаются во всем. И именно они зарабатывают больше всех и получают самые хорошие заказы”, - Антон, 32 года, предприниматель.

16. О силе энтузиазма

Лидеры бывают разные, и об их качествах всегда шли и будут идти споры. Но очевидно одно: все, что делает лидер, делается с энтузиазмом. Может, даже сама цель будет скучной и процесс скучный, но осознание результата и ощущение контроля над своей жизнью - вот то, что дает энтузиазм и внутренний запал!

Кроме того, лидер, выстраивающий свою жизнь так, как хочет он, обычно наслаждается тем, что он делает. Иначе зачем все?

В повседневной жизни жить с энтузиазмом - значит наслаждаться своей семейной жизнью, работой, развитием, отдыхом и т.д. Причем искренний энтузиазм жить, что-то менять, придумывать и делать всегда виден окружающим, даже если ваш дом не выкрашен яркими красками, а вы ежедневно не появляетесь на людях.

Поэтому если у вас не так, подумайте, может, что-то стоит поменять? Что вы можете сделать, чтобы “загореться” и увлечься своими отношениями с конкретным человеком, полюбить работу или найти новую любимую?

Сегодня я дам вам одну экспресс технику, которая позволит . В этой статье мы немножко отклонимся от темы доброты, а вернее расширим поле деятельности – мы будем работать каждый со своим качеством, которое хотелось бы развить.

Я решила объяснить технику на примере уверенности в себе. Естественно, каждый из вас возьмет свое какое-то качество. Для кого-то это будет доброта, для кого-то общительность, уверенность, чувство юмора и тд. Эта техника подходит именно при работе с качествами.

С ейчас расскажу, как это работает, и мы плавно приступим.

Каждый из нас имеет какой-то опыт и исходя из этого опыта мы делаем свои выводы о себе: я неуверенная, я злая и тд. Например, при общении с мужчинами девушка испытывает дискомфортное состояние, ей хочется сжаться и убежать. Это чисто инстинктивная реакция на опасность. Она делает вывод, что она чувствует неуверенно себя при общении с мужчинами. Соответственно в мозгу закрепляется связь мужчина = дискомфорт = неуверенность. И при появлении мужчин у девушки сразу включается неуверенность.

Э та техника позволяет перекинуть эти связи и образовать новые. Как и почему это работает не понятно. Ну самое главное, это работает. Причем, достаточно эффективно.

Объяснять технику буду на пальцах, так как выполняется она с помощью пальцев.

Б ерем качество, которое мы хотим развить , и спрашиваем себя, насколько оно сейчас развито у вас. Можно оценить от 1 до 10. Если эта оценка меньше 10 (что совершенно естественно, если вы хотите развить это качество), то спрашиваете себя: а что у меня сейчас вместо этого? Таким образом, мы определяем, с чем мы будем работать.

Например, я хочу развить уверенность в себе. Оно у меня на 5. А вместо уверенности у меня зажатость.

Как я уже сказала, работать мы будем с помощью пальцев на руках.

Вот несколько несколько обязательных правил

Техника очень простая. И как во всех простых техниках значение имеют малейшие нюансы.

П ервое правило: На правой руке у нас будет то качество , которое мы хотим развить .

Это всегда будет качество, которое мы озвучиваем в начале. Конечно, может меняться его окраска, насыщенность и тд.

На левой руке негативные качества. То есть то, что у меня сейчас вместо этого. И это качество будет меняться. И именно по изменению на левой руке мы определим, что работа завершена.

В торое правило: Обязательно чувствовать, как меняются ощущения при переходе с одной руки на другую.

П равило третье: Негативное качество вначале формулируем в прошедшем времени.

Работать мы будем следующим образом:

П оочередно мы ставим на стол палец левой руки, чувствуем и произносим определенную фразу. Потом ставим соответствующий палец правой руки, чувствуем и произносим. Начинаем с больших пальцев (сначала большой палец левой, потом правой руки). И так проходим по очереди все пальцы: указательный, средний, безымянный, мизинец.

Д о того момента пока практика не завершиться. Практика завершается тогда, когда вы почувствуете, что на обеих руках вы чувствуете одинаковое. Это может произойти практически сразу. Например, на среднем пальце произойдет как будто переключение, и вы вдруг почувствуете желанное качество. А может занять и больше времени.

В озможно, придется пройти не один круг. В этом случае с мизинцев опять переходите к большим пальцам. Если все делать правильно, практика обычно не занимает много времени.

Еще один момент, когда вы меняете пальцы, вы убираете палец со стола и ставите следующий.

И так приступим.

  1. Ставим большой палец левой руки на стол и говорим: У меня была ….(формулируем негативное качество в прошедшем времени!). И чувствуем

Например, у меня была зажатость. И я держу палец и чувствую зажатость.

  1. Ставим большой палец правой руки на стол и произносим: Вместо этого я хочу иметь …. (то качество, которое мы хотим развить). И чувствуете это состояние.

Например: вместо этого я хочу иметь уверенность. И держа палец, я ощущаю уверенность.

  1. Теперь ставим на стол указательный палец левой руки, ощущаем и произносим, что мы сейчас чувствуем вместо того качества, которое хотим развить

Например, Сейчас я чувствую напряженность.

  1. Ставим указательный палец правой руки на стол и произносим: вместо этого я хочу чувствовать то качество, которое хотим развить.

Например, уверенность. В этот раз эта уверенность уже может чувствоваться немного по- другому. Например, я могу почувствовать уверенность именно при общении с мужчинами и тд. Самое главное, чтоб это осталось именно уверенность.

Важно чувствовать на каждом шаге.

П ереходим к средним пальцам левой и правой руки. Затем к безымянным и тд. Здесь все повторяется. До того момента, кода на левом пальце вы почувствуете тоже самое, что и на правом пальце. Например, при желании развить уверенность, на мизинце левой руки, на вопрос, что вы сейчас чувствуете, вы почувствуете и ответите: уверенность и чувствую.

В этом случае работа закончена. И состояние ваше поменяется. Теперь задайте себе вопрос: А сейчас насколько балов вы оцениваете наличие у себя желанного качества. Если меньше десяти, то можно пожить в таком состоянии, привыкнуть к такому уровню и потом доработать.

В общем, как вы увидели, практика простая и достаточно быстрая, позволяющая развить в себе любое качество .

Т ак же с помощью этой техники можно освободиться от какого-то негативного качества , которое мешает вам жить. В этом случае, в начале работы вы берете негативное качество и спрашиваете: а что я хочу иметь вместо этого? И теперь на левой руке у вас ваше негативное качество, а на правой (неизменно) качество, которое вы хотели бы иметь.

Вам и благоприятных перемен!

6858

Лидерские качества открывают перед человеком дорогу к большой карьере, к успеху в жизни. Как развивать эти качества? Какие программы эффективны? Об этом – далее в материале.

В этой статье вы прочитаете:

  • Почему развитие лидерских качеств для некоторых руководителей становится проблемой
  • Как лучше развивать лидерские качества
  • Какие существуют программы и упражнения для развития лидерских качеств
  • Почему посещение тренингов по развитию лидерских качеств не приносит результат

Началом развития лидерских качеств становится выявление ограничивающих убеждений. Первый шаг на пути к успешному лидерскому росту является признание, что вам характерны определенные ограничивающие блоки и убеждения. Однако это становится только первым шагом. Необходимо предпринять и ряд других шагов, обретая уверенность в себе и собственных способностях.

Какие лидерские качества присущи руководителю

    Быть лидером в своей жизни. Способность управлять своей жизнью, мотивирования себя, ставить личные цели, предпринимая необходимые шаги для их достижения – первый этап развития лидерства. Именно лидерские качества представляют собой фундамент дальнейших действий и успехов.

    Перспективное видение является важным лидерским качеством, которое необходимо постоянно развивать и совершенствовать. Чем больше у вас будет опыта и знаний, тем лучше и достовернее можно будет представлять дальнейшие события.

    Открытость. Лидер ежедневно получает новую информацию, общается с людьми, принимает решения. Открытость относится к числу главных лидерских качеств.

    Мужество считается вторым по значимости лидерским качеством. Способность контролировать страх, действовать вопреки всему – истинное мужество лидера.

    Решительность. Жизнь каждого человека ограничена, поэтому лидеры используют время рационально, не размениваясь на пустые разговоры.

    Энергичность – относится к числу главных лидерских качеств. В нашей жизни необходимы серьезные физические и эмоциональные затраты. Для выдерживания этого просто необходима колоссальная энергия.

    Позитивный взгляд на вещи. Проблемы неизбежны в жизни человека, но ошибки не допускает лишь тот, кто ничего не делает.

    Умение слушать других. Никто не может быть специалистов сразу во всех отраслях. Лидеру это прекрасно известно. Основная сила лидера – способность находить экспертов и организовывать их деятельность во благо всего дела.

    Внимательность, критическая настроенность – лидеры занимаются тщательным сбором фактов, проверкой всех сведений. Ведь погубить любое дело может даже мельчайшая деталь.

    Спокойствие и уверенность. Благодаря хладнокровию лидер может концентрироваться на поиске решения. Способен контролировать своими эмоциями, чтобы они не сказались на общем процессе принятия решения.

    Чувствительность, гибкость. Мир изменчив, необходимо развиваться и адаптироваться к переменам.

    Ориентированность на достижение результата.

    Способность признавать собственные ошибки.

    Способность постоянно учиться, получать новые знания.

    Правильная самооценка. Лидеру четко известно, на что он способен, а с чем справиться не может. Свои усилия он направляет на то, что отлично получается.

    Страсть к работе. Лидер свое дело любит. За счет этой страсти поддерживается интерес к своим задачам с регулярным повышением результативности и эффективности.

    Способность зажигать людей.

    Сфокусированность. Она необходима для выделения среди всех пунктов главного, концентрируя на нем основное внимание.

    Харизматичность.

    Компетентность – умение фокусироваться на том, что необходимо спланировать, что следует сделать.

    Щедрость. Мерило величия лидеров – не количество служащих ему людей, а число людей, которым служит сам. Щедрость предполагает следущее: лидер ставит на первое место не себя, а других людей. Лидер умеет делиться, получая при этом в будущем еще больше.

Типы лидерства в управленческой практике

    Лидер-организатор – принимает нужды коллектива как свои, ведет активную работу в этом направлении. Он сохраняет оптимизм, понимает возможность решения большинства проблем, способен убеждать людей, склонен поощрять, высказывает неодобрение таким образом, чтобы не задеть других людей. Поэтому люди заинтересованы эффективно работать над решением своих задач.

    Лидер-творец – способен замечать новое, что позволяет привлекать сторонников. Решает проблемы, которые кажутся другим неразрешимыми, даже опасными. Задачу может ставить таким образом, чтобы привлекала и заинтересовала.

    Лидер-борец имеет сильную волю. Первым идет навстречу в случае неизвестности либо опасности, с уверенностью в собственных силах, начинает борьбу без колебаний. Склонен отстаивать то, во что верит и бороться до конца. Действия могут быть спонтанными, из-за чего предпринимаемые действия не всегда обдумываются из-за недостатка времени.

    Лидер-дипломат является всегда информированным специалистом, отлично ориентируясь в ситуации и делах. Позволяет открыто говорить, что знают другие, чтобы отвлечь от своих планов, не подлежащих разглашению.

    Лидер-утешитель готов поддерживать в сложный момент, предупредительный, уважает людей, доброжелательно относится к ним, сопереживает.

С чего начать развитие лидерских качеств

Первый этап – анализ сильных сторон, необходимо определить свой потенциал и находить собственные методы и подходы к работе. Лидерский потенциал представляет собой «нечто», что уже имеет лидер, но это необходимо открывать в себе, учиться использовать внутренние способности и потенциал.

Второй этап – необходимо учиться верить в собственный успех даже при отсутствии реальных предпосылок для его достижения.

Третий этап – сила воли, поскольку это область действий. Без определенных действий не удастся достичь запланированного. Но мужество и сила воли необходимы не только для принятия решений, но также, чтобы не бояться поражений, а продолжать двигаться вперед.

Лидер – это тот, кто растит других лидеров

Дмитрий Богомолов , генеральный директор компании «Соболь-98», Екатеринбург

В моем понимании лидерство является способом влияния, управления людьми. Лидер – тот, кто растит других лидеров без боязни конкуренции. Тот, кто делает нравящееся ему, со способностью учить этому других. Он меняет ценности и жизнь других людей, создает вокруг определенный мир, в котором хочет жить. Он задумывается о масштабе своего влияния, стремится к большему, не прекращая свой рост.

Перед развитием своих лидерских качеств нужно разобраться, в первую очередь, чего хотите. Люди живут в стремлении достигать не свои цели, а те, которые им навязали родители или общество. Постарайтесь определиться, в чем заключаются ваши личные стремления. Следует ответить на ряд вопросов – если они различаются, то, вероятно, это навязанные цели.

Барьеры развития лидерских качеств

    Расплывчатость и туманность поставленных целей.

    Нетерпеливость и ожидание мгновенных изменений.

    Боязнь новых ситуаций.

    Боязнь уязвимости. Часто человек стремится избегать ситуаций, потенциально причиняющих боль, приводящих к испугу либо неудобству.

    Поведение и ожидание окружающих. Повышение личной эффективности предполагает достижения и успехи, изменения приоритетов, возможность зависти либо враждебности других людей.

    Неверие в свои силы.

    Недостаточные навыки и умения. Людям порой недостаточно новых навыков либо идей, которые нужны для своего развития. Они начинают изучать мемуары либо биографии известных личностей с уверенностью – эта информация становится надежнейшим вариантом для превращения в лидера. Но такое утверждение ошибочно, ведь у тех людей были другие жизненные обстоятельства и условия.

12 упражнений по развитию лидерских качеств

Упражнение № 1. Диалог с внутренним критиком

Если внутри вас «нечто» регулярно сообщает – «ничего не получится, потому что ты неумеха», научитесь возражать таким заявлениям. Не выслушивайте молча всё, что вам говорит это «нечто», и не думайте соглашаться с ним.

Не ленитесь записывать всё, что он говорит. Даже если в его словах нет никакого смысла, фиксируйте всё подряд. Единственное условие – и говорить, и делать записи от второго лица. Указывайте не «я тупица», «я не добьюсь», а «ты тупица», «ты не станешь лидером». Отвечайте ему после этого, как будто он задира. Отнеситесь к словам философски «А кем я являюсь, когда этот голос молчит?». Эффективный вариант для борьбы с внутренним критиком – завести свой дневник успеха.

Упражнение № 2. Дневник успеха

Следует завести тетрадь, каждый вечер записывая перед сном несколько вещей, в которых сегодня преуспели. Нужно это делать вне зависимости от того, насколько неудачный оказался день. Так уж действует человеческая память – мы лучше запоминаем боль, нежели радость. И в конце дня большинство людей в основном видит лишь неприятности и тяготы. При концентрации на плохом мы лишаемся важной энергии, а концентрация на позитивном дарит нам подзарядку.

Упражнение № 3. Мнение окружающих

Записывайте и слушайте признание окружающих людей, отмечающих ваши достоинства и недостатки. Для этого необходимо значительное мужество, но обязательно следует предпринять такой шаг. Составьте перечень из нескольких друзей и родственников, которые готовы помочь. Попросите каждого из них написать, что уважают и любят в вас, а что их раздражает и напрягает. При этом должно быть примерно равное количество достоинств и слабых сторон. Ваш внутренний критик будет заявлять – всё это ерунда, бесполезная трата времени, но не позволяйте ему останавливать важные начинания.

Упражнение № 4. Отражение в зеркале

Научитесь смотреть на себя в зеркало без одежды. Смотрите в глаза самому себе. Сначала это воспринимается как некая глупость, но постепенно вы наберитесь терпения.

Людям в большинстве своем необходимо множество времени, чтобы бросить на себя в зеркало первый внимательный взгляд, не сбежать или не отвернуться – необходимо определенное мужество.

  • Самоменеджмент руководителя: эффективная методика

Возникает подобная ситуация, когда человек себя не воспринимает, потому что руководствуется мнениями окружающих либо стандартами, установленными глянцевыми журналами. Задавайте себе вопрос «Какое право я имею судить этого человека, его тело?». Да, во время этого упражнения возникнет злость, потом ощущается грусть, а затем – облегчение и принятие. Однако они должны приходить своим чередом без спешки, не торопите их.

Упражнение №5. Ежедневный риск

Не бойтесь рисковать, пробовать все, о чем мечтали, но что до этого так и не предприняли. Начните ходить в школу танцев, найдите более интересную работу, учитесь езде верхом. Важнейшее значение отводится публичным выступлениям – принуждая переживать стресс гораздо больше обычного. Обязательно следует практиковать публичные выступления. Поскольку одно из главных лидерских качеств – способность доходчиво, четко излагать мысли большому количеству людей.

Избегайте на данном этапе различных занятий и состязаний, вынуждающих сравнивать себя с другими. Это обусловлено риском, что первая неудача приведет к желанию всё прекратить, так и не воспользовавшись достигнутыми результатами.

Упражнение № 6. Принятие решений.

Недопустима при развитии лидерских качеств пассивность, необходимо постоянно развивать способность к принятию решений. Поэтому нужно пользоваться любой благоприятной возможностью, чтобы брать на себя ответственность и принимать решения, пусть и не самые эпохальные.

Упражнение № 7. Ответственность за свои решения.

Пишем в своем блокноте «список ответственностей». Каждая фраза должна начинаться словами «Я несу ответственность за…». Ваш список должен содержать не менее десяти таких утверждений.

Подсказка: не стоит безоговорочно верить каждому из утверждений. Степень вашего сопротивления при освоении упражнений на развитие лидерских качеств будет демонстрировать крепость ваших внутренних ограничений.

  • Руководство отделом продаж: 17 универсальных правил

Другой важный нюанс данного упражнения будет способствовать избавлению от желания всегда быть хорошим для других либо всегда оказываться первым. Поэтому к упражнению следует относиться с долей юмора.

Упражнение № 8. Свое мнение.

Первая часть данного упражнения предполагает обучение способности отказывать при необходимости. Лучше учиться этой способности в общении с родственниками либо друзьями. Друзьям следует выполнять роль человека, приказывающего либо просящего вас о том, чего вы не хотите делать.Пусть они пользуются всеми придуманными инструментами воздействия, давя на чувство вины, обличая в эгоизме, настаивая на важности и срочности. Вам в любом случае предстоит отказать, как бы трудно не казалось. Данное упражнение следует практиковать, пока не ощутите свою способность выражать свой отказ без угрызений совести и нарушения отношений с настаивающим человеком.

  • Искусство переговоров: как добиться выгодного результата

Вторая часть данного упражнения заключатся в развитии лидерских качеств, наоборот, вырабатывая способности добиваться своих желаний, не отступая до достижения поставленных целей.

Теперь необходима способность настаивать на своем. Принимаете совершенно обратную сторону,выполняя роль человека, который может отстаивать свои права. Задача заключается в побуждении человека на выполнении определенных задач и необходимого объема работ.

Упражнение № 9. Сложный выбор.

Благодаря данному упражнению научитесь делать выбор. Задача заключается в рассмотрении каждой возможности без использования фразы, начинающейся словами «да, но...». К примеру, «Хотел бы купить автомобиль, но мешает следующее». Теперь фиксируем перечень препятствий, способов и возможностей их преодолеть.

Упражнение № 10. Удовольствие в день.

Формируем перечень удовольствий, которые бы хотели получить. Указываться в списке должны какие-то небольшие, достижимые вещи – что-то новое в своей жизни, вкусное и пр. Установите для себя по одному подобному удовольствию в день. Не позволяйте чему-то испортить планы в исполнении своих удовольствий.

Упражнение № 11. Список препятствий.

Старайтесь объединить все причины, которые мешают развитию лидерских качеств. Следует для этого воспользоваться блокнотом, в котором фиксируйте ближайшую цель, поставленную перед собой для достижения лидерских позиций. Затем здесь фиксируем все причины, которые мешают вам достигать целей. Не заглушайте при этом внутренний голос – для него должна быть предоставлена абсолютная свобода слова.

Список следует продолжать, пока не закончатся аргументы. Потом вновь повторяем, что же вы хотите. Когда почувствуете, что говорить больше нечего, список можно торжественно сжигать. Проводиться данная процедура может несколько раз для более ощутимого эффекта.

Упражнение №12. Уверенность и напористость.

Если вам свою позицию отстаивать сложно под напором окружающих, очень эффективно будет данное упражнение. Для него нужно работать над своей осанкой. Если Вы постоянно ходите ссутулившись, опуская голову, редко понимая взгляд вверх либо никогда не смотрите прямо в глаза собеседнику, то это несложное упражнение будет эффективно. Основано оно на поддержании прямой осанки, расправлении груди, плеч, взгляде в глаза оппоненту.

  1. Вес тела следует перенести с пяток на носки.
  2. Поддерживайте слегка согнутые колени.
  3. Приподнимаем подбородок – ему следует участвовать в общем процессе самоутверждения.
  4. Продолжайте отстаивание позиции без жалоб, упреков либо обвинений.
  5. Отличным подспорьем для данного упражнения может быть зеркало.
  6. Глубина звучания голоса, его тембр способны многое сообщить о ваших ощущениях, уверенности. Если обращаетесь с жалким видом и дрожью в голосе, высока вероятность отказа. Нужно работать над совершенствованием голоса, чтобы он обретал дополнительную уверенность, авторитетность и властность.

Пресуппозиции, помогающие жить

    Не бывают поражения, существует лишь обратная связь.

    Любое поведение основано на позитивном намерении.

    Любое поведение является выбором наилучшего варианта из существующих в этот момент.

    Если кто-то что-то умеет, то этому научиться могу и я. Такой принцип позволяет бороться с недугом многим онкобольным за счет позитивных примеров.

    Человек имеет все необходимые для успеха ресурсы.

    Если делаешь то, что не приносит результат, попробуй заняться другим.

    Смысл общения заключается в вызываемой реакции.

    Управляет системой самый гибкий элемент.

    Любая система – самоорганизующаяся в стремлении к естественному состоянию стабильности и уравновешенности.

    Человек способен обучаться очень быстро, порой одной попытки достаточно.

    Самый важный клиент – тот, который сейчас перед вами.

Еще 4 способа, помогающие в развитии лидерских качеств

    Программы развития лидерских качеств, которые помогают обеспечить личностный рост. Данные программы развития лидерских качеств помогают: найти себя с вдохновением, созданием должной мотивации.

    Программы, которые предлагают развитие умений и навыков. Предназначены данные программы для обучения разным аспектов в «обхождении с людьми», в том числе управления жизненными изменениями, с разрешением конфликтов, созданием команды, формированием лидерских качеств, навыков переговоров, рассмотрением этических вопросов, эффективного тайм-менеджмента, методов проведения заседаний, собраний и пр.

    Программы, которые основаны на обратной связи. Основное внимание в рамках данных программ отводится вопросам индивидуального поведения, насколько соответствует это поведение желаемому «общему» организационному поведению в компании. В данных программах, как правило, предполагается работа с инструментом «360є» по оценке «субъективных представлений» («как меня воспринимают коллеги, партнеры»), с одним либо несколькими другими инструментами изучения личности.

    Программы, которые распространяют понимание концептуальных вопросов. Данные программы предполагают изучение разных теорий, моделей лидерства, разработанных Коуви, Друкером, Големаном, Хейфецом.

6 правил настоящего лидера

Сергей Быковских, президент компании «Хенкель Рус», генеральный менеджер подразделения HenkelBeautyCare в России и странах СНГ, Москва

    Уделять внимание подчиненным. Можете даже об этом не задумываться, но подчиненные обязательно обратят внимание на малейшие изменения в вашем поведении по отношению к ним.

    Корректно вести себя с подчиненными. Важно учитывать – недопустимо нарушение определенных правил взаимодействия с людьми, к примеру, эмоционально выражать недовольство.

    Подбор команды из числа тех, кому действительно доверяешь. Приходилось взаимодействовать с работниками в других отделах, регионах, со сложным контролем их работы. Поэтому важно, чтобы сформирована команда была из людей, которые будут всегда вести себя согласно нашим этическим требованиям и принципам.

    Воспитание своего преемника. Перед осуществлением следующего шага по карьерной лестнице убедитесь, что имеете преемника, готового продолжить ваше дело. Мое карьерное развитие возможно лишь при условии, что у подчиненных тоже будет возможность профессионального роста, приходя на мое место.

    Не демонстрировать власть. Если человек активно демонстрирует наличие у себя власти, то это становится признаком личной несостоятельности.

    Нужно понимать – мир не ограничивается лишь работой. Конечно, работа становится одной из важнейших составляющих нашей жизни. Но ведь существуют и многие другие занятия. К примеру, мне нравятся ежедневные пробежки. Когда бегаю, то могу чувствовать, что мысли становятся яснее, удается абстрагироваться от повседневных забот, с возможностью обдумывания стратегических задач.

Информация об авторах и компаниях

Дмитрий Богомолов, генеральный директор компании «Соболь-98», Екатеринбург. Окончил Уральскую государственную юридическую академию, Уральский государственный технический университет. Помощник депутата Законодательного собрания Свердловской области, член комитета по законодательству и безопасности. Получил сертификаты «НЛП-практик», «НЛП-мастер». Проводит тренинги по безопасности, ораторскому мастерству, ведению переговоров. Победитель бизнес-шоу «Вызов», организованного Екатеринбургским центром развития предпринимательства и компанией «Северная казна». С 1997 года – исполнительный директор компании «Соболь-98». В текущей должности – с 2013 года.

Сергей Быковских , президент компании «Хенкель Рус», генеральный менеджер подразделения HenkelBeautyCare в России и странах СНГ, Москва. ООО «Хенкель Рус». Сфера деятельности: производство косметических, чистящих и моющих средств, а также строительных смесей и технологий
Численность персонала: более 2500.



Многие люди, стремящиеся занять лидерские позиции, предпочитают действовать по наитию, инстинктивно. Им не удается изменить себя и развиваться с течением времени. В то же время психологи давно установили основные препятствия, стоящие на пути лидерского роста. В первую очередь это именно внутренние барьеры. Они - результат нашего прошлого опыта, убеждений, ограничений и привычек. Неуверенность, страх, раздражение становятся для многих непреодолимыми препятствием на пути к поставленной цели. Чаще всего встречаются следующие барьеры:

1. Расплывчатость и туманность поставленных целей . Люди нередко терпят неудачу из-за того, что слабо представляют себе цели, к которым стремятся. Поставьте перед собой ясные цели. Постарайтесь мысленно представить себе конечный результат, которого вы хотите достичь, и запишите его как можно подробнее.

2. Нетерпеливость и ожидание мгновенных изменений. Будьте довольны скромным прогрессом: Часто говорят, что большой дуб вырастает из маленького желудя. Импульсивный человек, надеющийся изменить себя в мгновение ока, редко достигает этого. Успех подпитывает успех. Прочный, но скромный прогресс часто закрепляется и становится чертой отношения данного человека к самосовершенствованию и жизни вообще. Помните, что любые изменения требуют постоянного внимания и реалистичных сроков выполнения. Ставьте реальные сроки.

3. Боязнь новых ситуаций : нередко люди склонны предпочесть безопасность и удобство риску и новизне. Новые ситуации часто представляются более опасными, чем привычные.

4. Боязнь уязвимости: Люди часто стремятся избегать ситуаций, которые могут причинить им боль, неудобство или испугать, грозят поколебать их самомнение или чувство психологического комфорта.

5. Поведение и ожидания окружающих: Нередко семья, коллеги и друзья ограничивают усилия личности, направленные на изменение. Ведь повышение личной эффективности всегда ведет к успехам и достижениям. Приоритеты меняются, и рост вашей лидерской компетентности может вызвать зависть или враждебность окружающих.

6. Неверие в собственные силы: Развитие часто сдерживается неверием в свою способность измениться. Помните, что своим развитием управляете главным образом вы сами. В конечном счете, каждый самостоятельно отвечает за свое развитие. Во все периоды жизни перед людьми есть выбор - учиться и расти на основе жизненного опыта либо игнорировать полученные уроки, сосредоточиться на безопасности и дать победить себя. Стремление к лидерству требует, чтобы вы научились отвечать за ход вашей собственной жизни.

7. Недостаточные умения и навыки: Иногда людям не хватает новых идей или навыков, необходимых для изменения себя. Они пытаются получить их, читая биографии или мемуары известных людей. Им кажется, что изучение секретов великих лидеров - это самый надежный способ самому превратиться в лидера. Это не так. Помните, что у других людей, которым удалось добиться больших успехов, были свои жизненные обстоятельства, свои исторические условия, свои черты характера, которых нет у вас.

Нередко недостающие умения и навыки лидерства человек пытается получить, читая дешевые псевдопсихологические руководства с названиями типа «Как стать умным», «Как стать миллионером», «Методы стопроцентной победы», «Как победить всех конкурентов и возвыситься над ними», и проч. К сожалению, современный психологический рынок заполнен подобной макулатурой, а также разнообразными «полезными советами» в популярных медиа-изданиях. В них все «чудодейственные» рецепты обычно сводятся либо к откровенному словоблудию, либо к проповеди банальных формул в стиле «Хочешь быть лидером (богатым, любимым, и т.д.) - будь им». Их практическая ценность равна нулю, поскольку в психологии не существует полезных советов «вообще», пригодных всегда и для всех. Это невозможно в принципе, ведь все люди очень разные. Что немцу хорошо...

Лидерство - это, в первую очередь, осознание своей уникальности, а не поиск «чудодейственных рецептов», позволяющих возвыситься над другими. Суть превращения в лидера заключается не в том, чтобы «изучить все секреты», а в том, чтобы стать самим собой и полностью использовать те уникальные свойства, которые вам даны - все ваши навыки, дарования, энергию. Иначе все ваши попытки будут лишь пустой имитацией, «надуванием щек», жалкой попыткой казаться тем, кем вы не являетесь. И вам останется лишь записаться в какую-нибудь «школу эффективного лидерства», или регулярно посещать «супертренинги», где бизнесмены от психологии будут вас долго и занудно учить «обретению конкурентных преимуществ». Разумеется - за немалые деньги.

Каждый и вышеперечисленных барьеров можно считать силой, препятствующей лидерскому росту. Можно было бы назвать еще множество таких барьеров, причем у каждого человека они свои.

Хотя признание наличия личных ограничений - это сама по себе движущая сила для перемен, но часто требуются и другие опыт и обучение, чтобы углубить понимание себя, приобрести новые навыки и подходы в личном саморазвитии. Значительные изменения личности предполагают уверенность в себе, умение, поддержку и, в первую очередь, развитие умения делать все по-новому. Задача будущего лидера - найти и проанализировать свои подходы и способности, выявить свой потенциал, научиться действовать по-иному. Это «нечто» внутри вас, с которым надо суметь найти контакт. Затем нужно поверить в успех, даже если в настоящий момент нет никаких предпосылок к этому. Потом наступает черед мужества и силы воли, так необходимых для того, чтобы реализовать поставленные цели. И самое главное - вы не должны бояться потерпеть поражение.

На этом пути каждому приходится учиться на собственном опыте; мало в чем можно убедить с помощью описаний, пока человек не почувствует и не познает это самостоятельно. Поэтому мы предлагаем вам двенадцать практических упражнений, относящихся к начальной ступени развития лидерского потенциала. Их составили психологи Хосе Стивенс и Майк Вудкок. Подобные упражнения могут вызвать у вас определенные сомнения, но, освоив их, вы почувствуете свою возросшую силу и ценность в глазах окружающих. Итак,

Упражнение первое: откройте диалог со своим внутренним критиком
Научитесь возражать внутреннему голосу, нередко отпускающему критические замечания в ваш адрес или в адрес окружающих. Откройте с ним диалог, а не просто выслушивайте все, что он говорит. Позвольте себе почувствовать раздражение от этого принижающего вас голоса. Подойдите к его словам с философской точки зрения. Спросите себя: «Кем я являюсь, когда этот голос молчит?»

Отличным способом добиться в этом вопросе успеха является дневник с записями о проделанной вами успешной работе или просто блокнот. Не поленитесь записать все, что этот критикующий вас голос хочет сказать. Не утаивайте от себя ничего. Пусть он не говорит ничего дельного и только поливает все и всех грязью - пишите все подряд. Не нужно его останавливать, но поставьте ему условие говорить только от второго лица. И в блокнот записывайте точно так же: вместо «я урод» или «я никогда не стану лидером» пишите «ты урод» и «ты никогда не станешь лидером». После этого ответьте ему так, как бы вы разговаривали с задиристым, но побаивающимся вас хулиганом. Отличный ответ на этот голос хулигана: «Ну и что?»

Упражнение второе: ежедневно отмечайте свои успехи
Прежде чем отправляться вечером спать, сделайте список, по крайней мере, трех, а еще лучше - семи вещей, которые вам особенно удались сегодня, независимо от того, насколько день оказался плохим.

У вас автоматически появится тенденция отмечать события, имевшие в тот день отрицательный результат. Это ваша старая привычка. Проявите волю, отведите внимание от этой привычки и упражняйтесь в концентрации его на вещах, из которых вы вышли победителем. Как и в практическом задании 4 из предыдущего модуля, вы должны работать не с негативом, а с позитивом. В первое время это потребует от вас серьезных усилий и даже может показаться невыполнимым. Не отступайте. После некоторого периода самодисциплины все пойдет гораздо легче. Проявите настойчивость. В конце концов, вы в этом преуспеете.

Упражнение третье: записывайте и слушайте признания ваших достоинств и недостатков
Этот процесс требует большой смелости. Однако он является обязательным. Сделайте над собой усилие и первым делом составьте список из нескольких друзей или родственников, которые, как вы знаете, действительно вас любят и искренне желают вам помочь. Затем дайте им чистую магнитофонную кассету или попросите записать на бумаге соображения насчет того, почему они проявляют к вам заботу и симпатию, за что они любят вас и наоборот. Попросите их, чтобы количество названных ими ваших достоинств и недостатков было приблизительно равным (это обязательное условие). Соберите на этой кассете соображения всех вошедших в ваш список. После того как кассета будет записана полностью, прослушайте ее целиком - если у вас на то хватит смелости. Когда вы найдете в себе силы выслушать кассету от начала до конца, не сжимаясь от страха или стыда, вы сделаете большой шаг вперед по избавлению от внутренних зажимов. Конечно, внутренний голос постоянно будет вам нашептывать, что все это ерунда, не стоящая ваших усилий. Он попытается заставить вас потерять кассету, сломает магнитофон или примет участие в иных проявлениях саботажа. Не дайте ему себя остановить. Вместо магнитофона можете использовать записную книжку - это даст те же результаты в вашем начинании, но зато избавит вас от необходимости выслушивать живые голоса людей, которые вас знают.

Одному из участников тренинга по психологии лидерства было предложено попробовать опыт с магнитофоном. После недели внутренней борьбы ему удалось составить список, и он был готов обратиться к первому по списку человеку - своей двоюродной сестре. Еще неделю он собирался с мужеством, но смог найти в себе силы обратиться к девушке лишь после того, как ведущий курса порекомендовал обосновать свою просьбу выполнением домашнего задания в некой «школе менеджмента», где он якобы проходит обучение. Когда кассета была заполнена признаниями нескольких идущих по списку человек, мы все прослушали ее на магнитофоне. После этого ведущий попросил курсанта повторить услышанное. Он оказался в состоянии передать лишь общий смысл сообщения, и им пришлось прослушать его еще раз, что сопровождалось потоком разнообразных эмоций. Наконец он способен был прослушать всю кассету, не переживая острых ощущений. Это означало большой прорыв вперед. Он начал ощущать уверенность от осознания своей ценности и значимости для окружающих, почувствовал нежелание отождествлять себя с лидерской несостоятельностью и стремление от нее избавиться. Страх перед собственной неполноценностью стал верным союзником.

Упражнение четвертое: развивайте отношения со своим отражением в зеркале
Имейте терпение смотреть на себя в зеркало, будучи раздетыми. Постепенно научитесь смотреть на себя в зеркало без одежды. Смотрите в глаза самому себе. Поначалу это будет казаться вам настоящей глупостью. Наберитесь сил и терпения. Спросите себя: «Какое право я имею судить этого человека, его тело?» Человек в зеркале - как нежное растение. Ему нужна вода, солнечный свет, забота, а вовсе не жесткая диета из отбросов. Возможно, некоторые черты человека в зеркале, особенно ненавистные вам, на самом деле являются характеристиками, которые напоминают вам ваших родителей или старших сестер и братьев. Вы, возможно, почувствуете злость на них за то, что они требовали от вас столь многого, а взамен отдавали так ничтожно мало. Позвольте себе это раздражение, но не направляйте его на самого себя. Вслед за злостью придет грусть, а за ней - чувство облегчения и прощения. Но пусть они придут своим чередом, не спеша, не пытайтесь их поторапливать.

Иногда людям требуется много времени на то, чтобы бросить на себя в зеркало первый внимательный взгляд и не испытать желания отвернуться или убежать. В этом случае советуем набраться мужества и постараться расслабиться. Испробуйте этот опыт на себе, начиная с коротких диалогов со своим отражением и постепенно увеличивая их продолжительность.

Упражнение пятое: рискуйте ежедневно
Это означает, что вам следует браться за все в жизни, до сих пор остававшееся неизведанным: учиться танцевать, если вы не умели этого делать ранее, взяться за поиски новой, интересной работы, попробовать свои силы в катании на лыжах, на коньках - во всем, что вам придет в голову. Особенно неоценимое значение имеют публичные выступления, принуждающие вас испытывать эмоции в гораздо большей степени, чем обычно. Их нужно практиковать обязательно. Ведь одним из основных качеств лидера, независимо от того, является ли он лидером государства, корпорации, оркестра или спортивной команды, есть его способность четко и доходчиво излагать свои мысли большому количеству людей.

Приобретая опыт в вещах, остававшихся для вас до сих пор неизвестными, вы тем самым расширяете свой арсенал, предназначенный для будущих побед. Но при этом пока избегайте состязаний и видов деятельности, принуждающих вас сравнивать себя с окружающими.

Подобный опыт связан со значительным риском в том отношении, что первая же неудача без труда может одержать над вами победу и превратить все достигнутые результаты в полный провал. Один из участников курса подверг себя риску, обратившись с просьбой о свидании к очень привлекательной женщине. Он получил отказ и был готов воспринять его как лишнее доказательство своей неполноценности. После нашего внимательного изучения инцидента он осознал, что та манера, с которой он добивался согласия женщины на встречу, уже сама по себе подготовила ему отрицательный ответ. Признать это было трудно, но необходимо.

Упражнение шестое: проявляйте активность и берите на себя принятие решений
Поскольку стремление к лидерству исключает пассивность, ваша способность к принятию решений в любого рода деятельности должна постоянно возрастать. Следовательно, вам необходимо использовать любую благоприятную возможность для взятия на себя ответственности и принятия решения. Если вы хотите быть принятыми на работу на основе конкурсного отбора или давно претендуете на руководящую должность, немедленно позвоните или обратитесь в дирекцию фирмы, возьмите у них бланки заявлений и внесите свои анкетные данные, предложите им свои услуги. Не откладывайте дела в долгий ящик. Просто удивительно, сколько людей, имея все данные для карьерного роста, дотягивают до последнего или вообще оказываются неспособными предложить свои услуги организации или коллективу. У них не хватает сил сделать решающий шаг.

Нередко телефон представляет главное препятствие для служебного продвижения. Бывает, автоматический ответчик на другом конце провода приводит в трепет, но голос живого человека в трубке оказывается еще более пугающим. Вы начинаете деловой разговор с длительных многословных извинений и затем бормочете в трубку что-то невнятное, ускользающее от понимания вашего теряющего терпение собеседника.

У вас развивается тенденция избегать разговора по телефону - решение, ставящее под сомнение успех любого начинания при современных темпах жизни. Противоядием может служить лишь встреча с пугающими вас страхами лицом к лицу путем возможно более частого обращения к телефону. Вам придется сделать не так уж много звонков, чтобы преодолеть свой страх перед этим аппаратом. К тому же вы можете заранее подготовить себя к наиболее неблагоприятному варианту протекания разговора. Как правило, ваше воображение рисует гораздо более страшные картины, нежели то, что ожидает вас в действительности. Избавившись от своих кошмарных фантазий, вы увидите, что жизнь прекрасна и удивительна. Аналогичный подход можно использовать не только к развитию умения вести телефонный разговор, но и к любым другим пугающим вас ситуациям.

Упражнение седьмое: освойте практику признания собственных ошибок и возьмите на себя ответственность за принимаемые вами решения
Один из способов развития в себе чувства лидерской ответственности заключается в следующем: возьмите ручку, блокнот и сделайте список по примеру приводимых ниже утверждений. Начните каждую фразу словами: «Я несу ответственность за...» Продолжите фразу любыми словами, которые только придут вам в голову, какими бы абсурдными они вам ни казались. Составьте список не менее чем из 10 подобных утверждений.

1. Я несу ответственность за _____________________________________
2. Я несу ответственность за _____________________________________
3. Я несу ответственность за _____________________________________
4. ______________________________________
5. ______________________________________
6. ______________________________________
7. ______________________________________
8. ______________________________________
9. ______________________________________
10. ______________________________________

Это хорошее упражнение, и оно окажет необходимое воздействие. Вовсе не нужно заставлять себя безоговорочно верить каждому утверждению, однако степень сопротивления, которое вы будете испытывать, осваивая это упражнение, покажет, насколько крепко внутренние зажимы держат вас в своих объятиях.

Принятие на себя ответственности никоим образом не означает, что вы должны осуждать кого-то или немедленно броситься решать чьи-то проблемы. Чувство ответственности предполагает наличие в вас способности ответить за ваши собственные поступки.

Второй момент этого упражнения направлен на искоренение желания всегда быть хорошим для окружающих или правым. Это не просто, поскольку можно ощутить собственную никчемность в случае признания допущенной ошибки. Попробуйте подойти с юмором к этому упражнению.

В течение дня признайтесь хотя бы листу бумаги в своих неблаговидных мыслях или действиях, какими бы недостойными они вам ни казались. В чем у вас наблюдается разлад с собственным сознанием или с точкой зрения знакомых людей? Не бойтесь показаться хуже чем вы есть на самом деле. Отрицательные моменты свойственны поведению каждого человека. Освоив упражнение, вы постепенно научитесь испытывать радость от внутренней открытости.

Упражнение восьмое: научитесь отвечать отказом и умейте настоять на своем
Первая часть этого упражнения заключается в осваивании умения сказать «нет», когда это необходимо. Лучше всего научиться этому в работе с друзьями или родственниками. Друзья должны играть роль человека, просящего вас о большом одолжении или приказывающего вам сделать то, что вы делать не хотите. Допустим, они просят вас одолжить им на несколько дней вашу машину или занять им крупную сумму денег. Пусть они попытаются возбудить в вас чувство вины, указывая на ваш эгоизм или проявляемую по отношению к ним нелюбезность. Ваша задача состоит в том, чтобы сказать им «нет», каким бы трудным вам это ни казалось. Практикуйте упражнение до тех пор, пока не почувствуете себя в состоянии выразить свой отказ, не испытывая при этом угрызений совести и не портя отношений с человеком настаивающим. Постепенно начинайте практиковать полученные навыки в своей реальной жизни - в деловых или личных взаимоотношениях.

Вторая часть упражнения заключается в воспитании способности добиваться того, чего вы хотите, и не отступать, пока вы этого не получите. Пусть ваш товарищ сыграет, например, роль недобросовестного чиновника, пытающегося увильнуть от выполнения работы, важной для вас, или что-нибудь вроде того. Вы должны превратиться в человека, умеющего отстаивать свои права. Ваша задача состоит в том, чтобы заставить чиновника выполнить весь необходимый объем работ и не отступиться от своего, пока все не будет в полном порядке. Вам необходимо добиться этого, не прибегая к жалобам и обвинениям и не стараясь завоевать к себе симпатию. Упражнение считается выполненным, если удастся поставить партнера в безвыходное положение и он окажется не в состоянии продолжать спор. Это одно из основных упражнений для выработки начального уровня влияния на окружающих.

Упражнение девятое: составьте список имеющихся в вашем распоряжении альтернатив, даже если они не кажутся вам особенно привлекательными. Сделайте выбор
Это упражнение призвано научить вас делать выбор. Необходимо освоить практику составления перечня альтернатив, имеющихся в вашем распоряжении в конкретной ситуации личного или делового общения. Поначалу это может показаться невыполнимым, поэтому было бы неплохо попросить кого-то из знакомых помочь вам и указать все имеющиеся в данном случае возможности, какими бы неестественными они ни выглядели. Ваша задача состоит в том, чтобы рассмотреть каждую возможность, не прибегая к фразе, начинающейся со слов «да, но...». Вот возможный сценарий. Ваша ситуация/желание: «Я хочу получить повышение, но мне мешает следующее...» Составьте перечень стоящих на вашем пути препятствий и вариантов их преодоления. Подобное задание может вызвать у вас раздражение. Постарайтесь преодолеть его.

Упражнение десятое: доставляйте себе ежедневно по крайней мере одно удовольствие
Составьте перечень удовольствий, которые вам хотелось бы получить. Список может включать в себя какие-то материальные вещи - одежду или что-нибудь из новинок техники, еду, прогулки по парку или приятное проведение каникул, общение с людьми, которые вам нравятся, секс или любовные игры, карты и так далее. Назначьте себе по одному такому удовольствию в день. Не позволяйте чему-нибудь нарушить ваши планы, помешать их исполнению, что заставит вас поверить в то, что испытать их для вас по какой-либо причине невозможно. Вам представится отличный случай понаблюдать за махинациями своего подсознания. Это будет для вас весьма поучительным. Чтобы проследить выполнение данного упражнения, сделайте диаграмму, на которой в конце дня отмечайте, в какой мере вам удалось почувствовать удовольствие. Будьте честны перед собой. Если вы позволите какому-нибудь телефонному звонку или иной непредвиденной случайности нарушить ваши планы, сегодняшний день в зачет не входит. Причем вам не позволяется выносить обвинение обстоятельствам. Когда вы сумеете испытывать удовольствие хотя бы пять дней в неделю, знайте, что вы идете в нужном направлении.

Упражнение одиннадцатое: составьте список того, что вам мешает в достижении ваших целей, и сожгите его
Прежде всего постарайтесь свести воедино все причины, вызывающие ваше неудовольствие. Для этого возьмите блокнот и напишите в нем свою ближайшую цель, которую Вы поставили для себя на пути к достижению лидерских позиций. После этого здесь же перечислите все причины, по которым, как вам кажется, вы не можете ее достичь. Позвольте себе говорить в полный голос. Предоставьте своему внутреннему критику полную свободу слова. Пусть говорит все, что захочет. После этого повторите утверждение собственной цели.

Например: Утверждение: «Я хочу получить ученую степень. Я получу ученую степень». Причины и соображения, по которым я не могу этого сделать: «У меня нет времени на подготовку к экзаменам. Работа занимает у меня весь день. А как быть с обоими детьми? Кто будет заботиться о них? Я слишком стар, чтобы снова учиться. Это слишком дорого. Жене это не понравится. Родители уже в возрасте - мне нужно заботиться о них. Здоровье уже не то. Я даже по лестнице поднимаюсь с трудом. И компьютер уже совсем старый, нужно покупать другой. Денег совсем не останется».

Продолжайте перечень, пока не иссякнут аргументы. Затем снова повторите утверждение того, что вы хотите. Когда почувствуете, что больше нечего сказать, предайте листок с перечнем аргументов торжественному сожжению. По каждой интересующей теме можно проводить подобную процедуру несколько раз, чтобы усилить ее воздействие.

Упражнение двенадцатое: придайте себе уверенность и напористость
Для вас может оказаться чрезвычайно сложным отстаивать свою точку зрения и оставаться до конца верным своим принципам, видя, какое возражение они вызывают у окружающих. Эта тенденция уступать и идти на попятную может проявляться и в самой вашей осанке. Если Вы постоянно ходите с опущенной головой, ссутулившись, еле волочите ноги и редко глядите вверх или по сторонам, вам никогда не стать лидером. Поэтому прямая осанка, расправленные плечи и грудь, выставленная навстречу вашему противнику в словесном поединке, уже сами по себе способны придать вам чувство уверенности в своих силах. Попрактикуйте эту манеру держаться, испробуйте ее в шутливом поединке во время дружеской вечеринки с одним из ваших приятелей. Перенесите вес тела с пяток на носки. Колени держите слегка согнутыми. Приподнимите подбородок - пусть и он участвует в процессе вашего самоутверждения. Продолжайте отстаивать свою точку зрения, не прибегая к жалобам, обвинениям или упрекам. Хорошим помощником в выполнении этого упражнения может послужить и зеркало.

Тембр голоса, глубина его звучания также может многое сказать о том, ощущаете ли вы себя беззащитной жертвой или способны претендовать на лидерство. Если вы разговариваете или просите об услуге с жалким видом и дрожью в голосе, то сами невольно и провоцируете отказ. Психолог Эрик Берн называет это - носить футболку с надписью: «Не бейте меня». Такой жизненный девиз или просто установка на конкретную беседу как раз и порождает у многих людей желание «стукнуть» вас, утвердиться за ваш счет. Не говоря уже о том, что такое поведение создаст впечатление о вас как о слабом человеке. Вы можете записать свой разговор на магнитофон и послушать, какое впечатление производит его тембр, тон, звучание. Не пробиваются ли в нем плаксивые, жалобные нотки? Может быть, недовольство или неодобрение? Не проскальзывает беспомощность, неуверенность? Поработайте над своим голосом для придания ему большей авторитетности, уверенности, властности. (О специальных приемах развития «лидерской» речи мы подробно поговорим в специальной главе нашего курса). Помните, что нерешительного человека можно узнать по его неуверенным высказываниям, изобилующими эвфемизмами, «смягчающими» речь: «достичь определенных успехов» вместо «стал лидером», «не очень рад» вместо «разозлился» и т.д. Создают впечатление неуверенности и т.н. квалификаторы - «как бы», «всего лишь», «немного», «судя по всему». О говорящем так создается впечатление как о слабом человеке, невладеющем ситуацией. Понижают впечатление также самоуничижительные высказывания типа «я не оратор», «я еще малоопытный специалист», «я - человек новый».

Посвятите несколько недель отработке двенадцати практических упражнений, описанных в данном информационном модуле. Обязательно попробуйте, «примерьте на себя» каждое упражнение. Опыт свидетельствует, что одни упражнения понравятся Вам больше, а другие - меньше. Что-то вызовет у Вас восторг, а что-то - скуку и раздражение. Проявите свой характер, настойчивость и силу воли - практикуйте хотя бы десять из них регулярно, пока они не войдут в вашу плоть и кровь, станут естественной частью вас самих. Главное при этом - добросовестность и регулярность занятий. Если Вы будете заниматься лишь время от времени, «для галочки» - это ничего Вам не даст. Только через несколько недель ежедневных практик Вы обязательно почувствуете результат. Обязательно сообщите нам о своих впечатлениях, как позитивных, так и негативных.

Психология саморазвития