Биография. Великим русским юродивым посвящается Владыка митрофан

Епископ Митрофан (Баданин)

ПРАВДА О РУССКОМ МАТЕ

Издание 3-е исправленное и дополненное


Не секрет, что мат в России в прошедшем XX веке обрел статус чуть ли не национального достояния, пытаясь утвердиться как неотъемлемый признак самоидентичности русского народа. Происходила героизация мата. Его представляли непременным фоном успешного выполнения особо ответственных задач, единственно возможным средством мобилизации как воинских подразделений, так и трудовых коллективов и, по сути, важнейшей духовной составляющей побед нашего народа в мирное и военное время.

С горечью приходится признать, что хотя сказанное, возможно, несколько и грешит преувеличением, но, по сути, поднимает большую морально-нравственную проблему, серьезную духовную беду, случившуюся с нашим народом в XX веке.

При этом, что скрывать, в наибольшей степени этим недугом поражены воинские коллективы - армия и флот.

Прошедшие в 1990-е годы тяжелые локальные войны очевидным образом показали, что никакой иной аргументации в словесном противостоянии с врагом, кроме дикого мата, у российского воина на сегодня нет. И эту войну слов и духовных ценностей, стоящих за этими «боевыми» словами, проиграли мы вчистую.

Так с горечью долгое время считал и я, автор этих строк, пока не так давно познакомился с активным и весьма известным участником тех тяжелых событий на Северном Кавказе. Речь идет о легендарном «Чукче-снайпере», в прошлом бойце нашего спецназа ВДВ, а ныне священнике Русской Церкви отце Николае Кравченко. Именно настоящая мужская работа, которая досталась ему на войне, и очень важное слово, прозвучавшее в бою, привели его к Богу.

Слово спасения

«Смерть и жизнь - во власти языка»

Притч. 18, 21.

В январе 1995 года группа разведки нашего спецназа ВДВ, уходя от преследования отрядов чеченских сепаратистов, укрылась в полуразрушенном здании Госуниверситета Чечни, что недалеко от знаменитой площади Минутка. Здесь же на одном из этажей спецназовцы обнаружили бойцов нашей пехоты - это были пацаны «срочники» с капитаном во главе. Объединившись и заняв в здании круговую оборону, наши ребята вступили в тяжелый бой. Была надежда, что соседи услышат звуки боя и придут на выручку. Со своей неразлучной СВД лейтенант Кравченко делал все, что могло зависеть от отличного снайпера. И хотя эту работу он делал весьма успешно, ситуация неумолимо ухудшалась. Огонь и натиск «духов» нарастали, а наши возможности таяли…

«Через сутки стало понятно: подмоги не будет. Патроны практически у всех уже закончились, и нас все сильнее стало охватывать чувство обреченности, предчувствия неминуемой страшной развязки. И вот тогда я, наверное, впервые в жизни так явно, напрямую, взмолился к Богу: „Господи, сделай так, чтобы мы сумели вырваться живыми из этого ада! Если останусь жив - построю Тебе храм!“».

Тут же пришла мысль: надо решаться на прорыв, и как можно скорее. Мы, офицеры, хорошо понимали, что эта отчаянная попытка вырваться безнадежна и, по сути, безумна, тем более с такими «вояками-срочниками», совсем еще детьми. Максимум, на что мы надеялись, - так это на то, что, может, хоть кому-то удастся прорваться и остаться в живых. Может, потом хоть расскажут о нас…

Все приготовились к этому броску в вечность. Вокруг нас враг непрестанно голосил свои заклинания: «Аллах акбар!», давя на психику и пытаясь парализовать волю.

И тут мы как-то разом решили, что будем кричать наше русское: «Христос Воскресе!» Это было странное, подсказанное извне решение. Не секрет, что во всех крайних, предельных ситуациях войны мы обычно орали диким, яростным матом. А тут вдруг совсем противоположное - святое: «Христос Воскресе!» И эти удивительные слова, едва мы их произнесли, неожиданно лишили нас страха. Мы вдруг почувствовали такую внутреннюю силу, такую свободу, что все сомнения улетучились. С этими словами, закричав, что есть мочи, мы бросились в прорыв, и началась страшная рукопашная схватка. Выстрелов не было. Лишь звуки страшных ударов и хруст, боевые выкрики, брызги крови, предсмертные хрипы и стоны заколотых и задушенных «духов».

В результате мы все прорвались. Все до единого! Да, мы все были ранены, многие серьезно, кое-кто и тяжело. Но все были живы. Все потом попали в госпитали, но все и поправились. И я точно знаю, что если бы пошли на прорыв с нашим традиционным матерным криком - не прорвались бы, все бы там полегли.

«Я стал священником и сейчас строю храм, работаю там же, в войсках. И теперь хорошо понимаю, что от слова, наполненного силой Божией, больше противника поляжет, чем от пули снайперской. И еще, что самое главное: тем же словом Божиим я теперь больше людей спасти смогу…»

Так почему же столь прилипчиво матерное слово и почему так трудно бывает отказаться от него? Что за сила живет в этих грязных словах? Откуда она черпается, где истоки той черной энергетики, воздействие которой ясно чувствует как сам матерящийся, так и объект его матерных поношений?

Пора сказать правду о русском мате.


Священник Николай Кравченко на конференции по взаимодействию СФ с Мурманской митрополией .

«Культурная традиция»

Много чего печального приключилось с нашей Родиной в прошедшем XX веке. Каких только социальных и экономических экспериментов, равно как и духовных опытов, не было поставлено над русским народом. Пагубные последствия этих испытаний довлеют над нами и поныне, отравляя нашу жизнь. Среди этого «наследия мрачных времен» оказалась и эта - особо прилипчивая - зараза, которая постепенно вошла в наш быт, в наши мозги и душу, цинично претендуя на часть российской «культурной традиции».

Тяжелое, грязное слово мата почти победило российский народ. Грех языка, грех похотливых, скабрезных слов, по сути, обрел в России статус нормы и уверенно и нагло претендует на некий героический «символ» российской духовной традиции. На этом нашем печальном заблуждении успешно спекулируют националистические силы бывших республик СССР, умело разыгрывая, надо признать, справедливое утверждение: «Жить с Россией - значит жить в матерщине». «В России матом не ругаются - на нем разговаривают» и т. п.

И действительно, матерное слово отвоевывает себе все новые территории, на которые еще совсем недавно вход ему был заказан. Еще в 60-е - 70-е годы XX века молодые люди никогда не допускали «крепких выражений» в присутствии девушек, строго оберегая девичий слух от этой грязи. Тогда еще срабатывал инстинкт сохранения рода, забота о здоровом потомстве.

О том, кого родят девицы нынешнего времени, можно себе представить, если они без стеснения стремятся перещеголять парней в умении материться. Будущая мама запросто поливает словесной грязью своих еще не родившихся чад, а потом будет удивляться, за что Господь наказывает ее скорбными обстоятельствами незадавшейся жизни. И уж точно вряд ли такое поврежденное грехом чадо будет утешением ей в старости.

Что же такое, собственно, есть мат? Мат с духовной точки зрения - это есть антимолитва. Через матерные слова происходит поклонение «князю тьмы» и, как следствие, человек отступает от Бога. При этом человек, конечно же, чувствует эту черную энергию, и она его возбуждает. Матерящийся притягивает силы зла и доверяется им. Эта разрушительная энергия обладает способностью вызывать в человеке привыкание, зависимость наподобие наркотической. Привычка к мату во многом носит характер зависимости от наркотического вещества: человек уже не может жить без этой подпитки, но плата за этот допинг непомерно велика - он лишает себя помощи Божьей.

Даже когда человек искренне стремится избавиться от этой зависимости, он вынужден прибегать в своей речи к словам-заменителям типа «блин» и т. п., точно так, как отвыкающие от наркотических средств или от алкоголя взамен подчас пьют крепкий кофе или заваривают чифирь.

Древние корни мата

Русский матерный язык есть наследие языческий верований, как славянских, так и индоевропейских. Во времена магических цивилизаций древности главной задачей выживания в тех условиях являлось привлечение на свою сторону энергий темных сил - падших ангелов или бесов, которых было принято уважительно называть «богами». Этим мрачным тварям строились величественные храмы и давались учтивые имена: Аполлон, Артемида, Перун, Велес, Осирис, Анубис, Ваал… В общем, «легион имя мне, потому что нас много » (Мк. 5, 9). Каждый стремился ублажить этих «богов» жертвоприношениями и заручиться их помощью в различных непростых жизненных ситуациях.

статьи

  1. Неизвестные подробности жития преподобного Варлаама Керетского из обнаруженного древнего канона 1657 года письма Соловецкого монаха Сергия (Шелонина) // Материалы научно-практической конференции II Ушаковские чтения. Мурманск, 2005. С. 252-262.
  2. Краткий исторический обзор географических мест размещения Трифонов-Печенгского монастыря с XVI по XXI вв. // III Ушаковские чтения. Сборник научных статей. Мурманск, 2006. С. 43 - 50.
  3. Варлаам Керетский // Православная Энциклопедия. М., 2003. Т. VI. С. 632-633.
  4. Герман Печенгский // Православная Энциклопедия. М., 2006. Т. XI. С. 227-228.
  5. Гурий Печенгский // Православная Энциклопедия. М., 2006. Т. XIII. С. 470-471.
  6. Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие // Материалы XIV Богословской Конференции ПСТГУ. М., 2004.
  7. Просветители Кольского Севера преподобные Феодорит Кольский и Тифон Печенгский. Опыт православной миссии в XVI веке // Первые Феодоритовские чтения. Сборник научных статей. Мурманск - СПб., 2007.
  8. Неизвестные подробности жития преподобного Варлаама Керетского (на материале Канона письма соловецкого монаха Сергия (Шелонина)) // Русская агиография: Исследования. Материалы. Публикации. СПб., 2009. Т. - LXI.
  9. Mitrofan Badanin. La missione tra i Lapponi: San Trifon di Pečenga, San Feodorit di Kola e i loro discepoli // Le missioni della chiesa ortodossa russa. Atti del XIV Сonvegno ecumenico internazionale di spiritualita ortodossa sezione russa. L’Italia, Bose. 2006.
  10. Проблема трактовки житийного образа прп. Трифона Печенгского в свете новых исторических документов // IV Ушаковские чтения. Сборник научных статей. Мурманск, 2008.
  11. Святитель Макарий и опыт православной миссии на Кольском Севере в XVI веке // IV Макарьевские чтения. Сборник научных статей. Можайск, 2008.
  12. Образы восхождения к православной святости на примере житий святых Кольского Севера XVI века. Уникальность пути при единстве цели. // IV Трифоновские образовательные чтения. Сборник научных статей. Мурманск, 2009.
  13. Проблема достоверности средневекового агиографического материала на примере Житий святых Кольского Севера // Прославление и почитание святых. XVII Международные Рождественские образовательные чтения. Материалы конференции. М., 2009. С. 33-42.
  14. Проблема достоверности средневекового агиографического материала на примере житий святых Кольского Севера // Церковный Вестник. М., 2009. № 6. С. 11.
  15. Нравственный пример святых, как верный ориентир в духовных поисках. По материалам агиографии святых Крайнего Севера // Вторая международная конференция «Амвросианские чтения». Сборник статей. Милан. 2009.
  16. Иона Печенгский // Православная Энциклопедия. М., 2009. Т. XXIII.
  17. Нравственный пример святых Кольского Севера, как верный ориентир в духовных поисках в условиях современного мира // V Трифоновские образовательные чтения. Сборник научных статей. Мурманск, 2010.
  18. Возвращение к традиционным духовным ценностям - верный путь качественного скачка в повышении учительского потенциала // Новой школе - нового учителя. Материалы Областной научно-практической конференции. Мурманск, 2010.
  19. Варзуга - старейшее поселение Кольского Севера. Исторический путь формирова¬ния духовности и традиций // Вторые Феодоритовские чтения. Сборник научных статей. Мурманск - СПб., 2010.
  20. Взгляд святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского на здоровье и болезни человека с христианской точки зрения // Вторая международная научно-практическая конференция «Духовное и врачебное наследие Святителя Луки (Войно-Ясенецкого)». Сборник научных статей. М., 2010.
  21. Путь страданий со Христом, как уникальная возможность исцеления человеческой природы // Третьи Феодоритовские чтения «Страдания и скорби в спасении человека». Сборник научных статей. Мурманск - СПб., 2010.
  22. Некоторые аспекты духовных причин катастроф и потрясений в жизни современного человека. К десятилетию трагедии АПЛ «Курск» // Третья международная конференция «Амвросиевские чтения». Сборник статей. Милан. 2010.
  23. Крайний Север, как феномен человеческой Истории // Четвертые Феодоритовские чтения «Север и история». Сборник научных статей. Мурманск - СПб., 2011.
  24. Проблема исторического познания мира в «постхристианской» науке // Четвертая международная конференция «Амвросиевские чтения». Сборник статей. Милан. 2011.
  25. Человек - домоправитель творения Божьего. Опыт преображения окружающей природы в агиографическом наследии Крайнего Севера. XX международная богословская конференция. Монастырь Бозе. Италия. 2012.
  26. История Кандалакшского (Кокуева) монастыря // Православная Энциклопедия. М., 2012. Т. XXVII.
  27. Икона Дома Романовых. К четырехсотлетию спасения России от врагов в 1612 году заступлением Божией Матери ради Казанской иконы Ея. // Пятые Феодоритовские чтения «Дом Романовых в истории». Сборник научных статей. Мурманск - СПб., 2012.
  28. К 400-летию Дома Романовых. Христианское свидетельство представителей династии в завершающий период правления // Пятая международная конференция «Амвросиевские чтения». Сборник статей. Милан. 2012.
  29. Мученики XX века // Пятые Феодоритовские чтения. Сборник научных статей. Мурманск - СПб., 2013.
интервью

Один из героев вечера - епископ Митрофан (Баданин)

Епископ Митрофан (Баданин) - о себе:

Я родился 27 мая 1953 года в городе Ленинграде. Потомственный военный моряк и петербуржец. Отец - участник Великой Отечественной войны, капитан 1 ранга, подводник († 1997г.). Мать - инженер проектного института († 2005г.).

Мой дед Дмитрий Тимофеевич - главный архитектор проектного института, сотрудник академика Курчатова И.В. Возглавлял проектирование архитектурной части первой ядерной установки объединенного института ядерных исследований в Дубне, лауреат Сталинской премии.

Бабушка по отцу Клавдия Васильевна - была для меня образцом мужественно верующего человека, которая в советские времена неукоснительно соблюдала заповеди Христовы и церковные установления, невзирая на мнение окружающих и возможные серьезные неприятности.

Родился я во флигеле дворца Великого князя Михаила Александровича Романова, что на Английской набережной д. 54., поскольку управляющим дворца до революции служил мой прадед Степан Никитич, бывший военный моряк. После разгрома дворца в феврале 1917 года в нашей семье была укрыта и тайно сберегалась Казанская икона Божьей Матери, принадлежавшая семье императора Александра III и являвшаяся молельным образом Михаила Александровича. Так же сберегалось и передавалось нам с братом от предков предание о Великом князе и его иконе.

В 1959 году икона была передана в Серафимовскую церковь, что на Серафимовском кладбище Санкт Петербурга, где пребывает и поныне, сугубо почитавшаяся прежним настоятелем, покойным протоиереем Василием Ермаковым, равно и нынешним настоятелем, протоиереем Николаем Коньковым с прихожанами.

Крещен я был в младенчестве в Свято-Никольском морском кафедральном соборе г. Ленинграда.

В 1976 году окончил Высшее Военно-морское командное училище и в звании лейтенанта ВМФ убыл на службу на Северный флот. С 1979 года уже был допущен к самостоятельному командованию кораблем, и в дальнейшем в должности командира командовал кораблями различных классов.

В 1995 году окончил Военно-Морскую академию. В 1997 году придя к вере и твердому решению служить Господу, демобилизовался по сокращению в звании капитана 2 ранга запаса, отслужив в Военно-Морском флоте 26 лет.

С 1998 года состоял пресс секретарем Правящего Архиерея епископа Симона и руководил издательством Мурманской епархии. В 1999 году поступил в СТПБИ (ныне Свято-Тихоновский Православный гуманитарный университет), который окончил в 2005 году, поступив в аспирантуру.

Женат был с 1972 года. Церковным браком не венчался. Имею сына, дочь и трех внуков.

В 2000 году получил не предполагаемое мной благословение от архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на монашеский путь. По обоюдному и добровольному решению брак с женой был расторгнут.

В феврале 2000 года, в дни, когда я принимал решение о моем пути священнического служения, состоялось прославление в лике праведных моего родственника по отцу, священника Александра Баданина, Вологодского чудотворца.

11 июня 2000 года архиепископ Симон совершил мой монашеский постриг с наречением имени Митрофан и вскоре рукоположил меня в священный сан.

В течение тринадцати с половиной лет являлся настоятелем Успенского прихода села Варзуга, Благочинным Терского округа, председателем Комиссии по канонизации святых Мурманской епархии.

Член Союза писателей России с 2010 года.

Книга «Блаженный Феодорит Кольский просветитель лопарей» была удостоена медали и премии святителя Макария Московского за 2003 год.

Руководитель и координатор научно-богословской историко-краеведческой конференции «Феодоритовские чтения». Редактор шести сборников статей. В 2009 году мне была присуждена ученая степень кандидата богословия за защиту диссертации написанной на кафедре Истории Русской Церкви ПСТГУ. Тема: «Житие преподобного Трифона Печенгского и история Печенгского монастыря в свете новых и малоизученных исторических документов».

В 2009 году за книги «Преподобный Трифон Печенгский» и «Преподобный Варлаам Керетский» Союз писателей России присвоил звание лауреата премии «Имперская культура».

Мои последние книги, отмеченные Издательским Советом Московского Патриархата:

В 2010 году по результатам V конкурса «Просвещение через книгу» книга «Неугасимая лампада «Курска». К 10-летию трагедии 12 августа 2000 года» объявлена «Лучшей духовно-патриотической книгой» года.

В 2011 году по результатам VI конкурса книга «Варзуга. Жемчужина Кольского Севера» объявлена «Лучшей иллюстрированной книгой» года;

В 2012 году по результатам VII конкурса книга «Икона Великого князя» объявлена «Лучшей исторической книгой» года.

В декабре 2012 года «За заслуги перед Мурманской и Мончегорской епархией» был награжден медалью «Преподобного Трифона Печенгского» Первой степени.

2 октября 2013 года Священный Синод Русской Православной Церкви по представлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла принял решение об образовании Североморской епархии. Епископом Североморским и Умбским был избран игумен Митрофан (Баданин).

Увы, мат в России стал чуть ли не национальным достоянием. Услышать его можно везде и всюду, от людей всех возрастов и профессий. Причем одни матерятся потому, что уже не умеют говорить по-другому, другие делают это, подражая окружающим или, как подростки, назло учителям с родителями.

По мнению отца Митрофана (Баданина), епископа Североморского и Умбского , матерясь, неверующий народ купается в словесной скверне, которая разрушает его души изнутри. Казалось бы, Митрофану, в прошлом — офицеру Северного флота, мат не должен быть чужд, но позиция у священника жесткая!

— Если Бога нет, то все позволено, а значит, можно говорить эти ужасные слова, которые пришли к нам из язычества, — рассказывает владыка Митрофан на страницах своей книги «Правда о русском мате». — Человек привыкает к ним потому, что в них энергия зла. Эта зависимость подобна наркотической. Без мата сквернослов уже не может ни мыслить, ни действовать. Сила мата придает ему кураж и … подчиняет Князю Тьмы. Мат с духовной точки зрения – это антимолитва.

До революции почти не матерились

Епископ Североморский изучил множество документов и пришел к выводу, что мат укоренился в нашей стране после гибели Российской империи. До 1917 года русским людям не было свойственно материться, так как они были верующими, а религия строго запрещала им сквернословить.

— Мой прадед 12 лет отслужил со знаменитым адмиралом Макаровым, был в его специальной команде, в которой разрабатывались новейшие типы вооружения – морские мины, торпеды. Он прошел две кругосветки, начинал с простого матроса. Так для него самое страшное ругательство было слово «чумичка». То есть поварешка! Вот когда прадеда уже выведут окончательно, досадят, он назовет тебя чумичкой. Вот все, что он мог себе позволить. Потому что люди были верующие, и греха сквернословия совершать им было нельзя, — продолжает владыка.

Это словесное проклятье!

— Сейчас отдельные защитники матерного слова любят ссылаться на берестяные грамоты древнего Новгорода, где была замечена обсценная лексика. Но сразу заметим: из тысячи с лишним грамот, найденных археологами, эти нечистые слова найдены только в четырех. Это совсем немного, — пишет отец Митрофан.

– Те словосочетания, которые сохранились как матерщина, использовались в языческих обрядах как магические заклинания, средство привлечения нечистых духов. Одним из важнейших предназначений этих слов было наведение порчи на врага, проклятие его рода. Недаром все эти слова были так или иначе связаны с детородынми органами и процессом воспроизводства. В болгарской хронике XIII-XV веков слово «изматерили» означает вовсе не «обругали», а именно «прокляли».

Водораздел между жизнью и смертью – по нецензурщине

Отец Митрофан уверен, что советская власть специально внедряла мат в жизнь народа. Во-первых, для того, чтобы разрушить его духовность. А во-вторых, матерщина служила инструментом принуждения людей к изнуряющей работе во время коллективизации и индустриализации.

— Это была позиция! Глубокая духовная позиция советской власти. Об этом писал еще академик Лихачев: свой – это тот, кто матерится! Как в лагерях отличали — кто не матерится, тот не наш. Их и расстреливали в первую очередь, потому что такой человек не поддерживает этот режим. То есть, он затаившийся враг. Вот где проходил рубеж между жизнью и смертью. Материшься, тебе должность дадут. А некоторые стояли до конца и были расстреляны, — печалится автор. — Лихачев знал, о чем писал, так как сполна хлебнул лагерей.

«Матюки превратят тебя в москаля»

— Тяжелое грязное слова мата почти победило российский народ. Грех языка, похотливых, скабрезных слов обрел в России статус нормы. И уверенно и нагло претендует на некий героический символ российской духовной традиции, — сокрушается епископ. – На этом нашем печальном заблуждении успешно спекулируют националистические силы бывших республик СССР, умело разыгрывая, надо признать, справедливое утверждение: «Жить с Россией, значит, жить в матерщине», «В России матом не ругаются – на нем разговаривают», «Матюки превратят тебя в москаля».

Путь к быстрому старению?

Мнение церковного иерарха подтверждают научные исследования. Например, многие – от биологов Ленинградского университета до школьников — проводили такой эксперимент. Одну часть зерен пшеницы полили обычной водой (или святой), а другую — той, над которой специально ругались матом. Так вот, зерна первой группы успешно взошли, а обруганные не смогли. А еще установлено, что при замерзании структура оскверненной воды меняется, она становится похожей на мутный сгусток какой-то субстанции.

— Учитывая, что наше тело на 90% состоит из воды, можно понять, что происходит с нашим организмом при столкновении с этими словами. Мы становимся больными, что видно хотя бы по призывникам. Это страшная беда, мы деградируем, наши гены мутируют под воздействием этой страшной силы, — продолжает епископ Митрофан. — Особенно опасно сквернословить и в подростковом возрасте, когда формируются важнейшие функции организма и в целом личность человека.

А еще автор монографии пришел к заключению, что матерящийся мужчина быстрее становится импотентом, а у женщины меняется гормональный фон и она превращается в мужика. Кроме того, матерщинник со стажем быстрее стареет и выглядит намного хуже своих сверстников.

В армии и на флоте нет стержня веры

— С печалью следует признать, что наиболее стойкие традиции повседневной матерщины сложились в армии и на флоте. Сейчас, когда идет речь о введении института войсковых священников, о необходимости духовной перемены в армейских коллективах, возвращении чистоты в души воинов, самым явным препятствием этому процессу станет привычка материться, — уверен бывший флотский командир,а ныне священник. – Просто диву даешься, с каким упоением моряки российского флота изливают друг на друга эту словесную грязь. Этот ублюдочный язык страшно не вяжется с мужественной красотой морской службы, старинными морскими традициями, благородной строгостью морской формы.

Современная армия и флот стоят перед огромной проблемой – духовной пустотой бытия. Та составляющая веры Христовой, которой так была сильна русская армия в прошлом, сегодня практически полностью отсутствует. Ребята лишены самого главного оружия воина – стрежня веры… Почему все таки этак гнусная традиция мата, принесенная революционными матросами, опьяневшими от офицерской крови и вседозволенности 1917 года, оказались для нас дороже традиций российского офицерства, традиций святого адмирала Федора Ушакова, генералиссимуса Суворова, адмиралов Нахимова, Синявина, Макарова?

Слово спасения

«В январе 1994 года группа разведки спецназа ВДВ, уходя от преследования отрядов чеченских сепаратистов, укрылась в полуразрушенном здании университета Чечни. Здесь спецназовцы обнаружили нашу пехоту – несколько пацанов-срочников с капитаном во главе. Объединившись заняли круговую оборону и приняли бой. Через сутки стало понятно: подмоги не будет. Патроны практически у всех закончились. И нас все сильнее стало охватывать чувство обреченности.

Тут же пришла мысль: надо решаться на прорыв. Мы, офицеры, хорошо понимали, что эта попытка безнадежна, тем более со срочниками, совсем еще детьми… Все приготовились к броску в вечность. Вокргу нас вараг постоянно голосил свое «Аллах акбар!», давя на психику и пытаясь парализовать волю. И тут мы как-то разом решил, что будем кричать «Христос Воскресе!» Это было странное, подсказанное извне решение. Не секрет, что во всех предельных ситуациях той войны мы обычно орали диким яростным матом.

А тут освсем противоположено – святое «Христос Воскресе!» И эти удивительные слова лишили нас страха. Мы вдруг почувствовали такую внутреннюю силу, что все сомнения улетучились. С этими словами мы бросились в прорыв, началась страшная рукопашная схватка… Выстрелов не было, лишь звуки страшных ударов. В результате мы прорвались. Все до единого! Да мы все были ранены, но все были живы. И я точно знаю, что если бы пошли на прорыв с нашим традиционным матерным криком – все бы там полегли».

Эти воспоминания бывшего бойца спецназа ВДВ Николая Кравченко, а ныне священника православной церкви, работающего в войсках, епископ Митрофан не зря поместил в книгу. По его мнению, эта история — один из признаков того, что на Руси завершается период духовного безвременья, что пора всем вернуться к истокам нашей великой страны. А начать надо хотя бы с отказа от мата.

Епископ Митрофан (в миру Алексей Васильевич Баданин ; 27 мая 1953, Ленинград) - епископ Русской православной церкви, епископ Североморский и Умбский.

Биография

Потомственный военный моряк. Его прадед 12 лет отдал Императорскому флоту, служил под началом адмирала Макарова, прошел вместе с ним два кругосветных похода. Его отец, капитан 1-го ранга, участник войны, служил на подводных лодках в 50-е годы ХХ века. Другой прадед игумена Митрофана, Степан Пименов, был управляющим дворцом Великого князя Михаила Александровича.

Родился в 1953 году в Ленинграде во Дворце Великого Князя Михаила Александровича. Его семья проживала во флигеле Дворца вплоть до 1959 года.

В 1976 году окончил Высшее военно-морское училище и в том же году в звании лейтенанта начал службу на Северном флоте. С 1979 года - в должности командира корабля и в дальнейшем командовал кораблями различных классов.

В 1995 году окончил Военно-морскую академию имени Н. Г. Кузнецова.

В 1997 году демобилизовался по сокращению в звании капитана 2 ранга.

В 1999 году поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, который окончил в 2005 г., поступив в аспирантуру.

В 2000 году получил благословение от архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на принятие монашества.

11 июня 2000 года архиепископом Мурманским Симоном (Гетей) пострижен в монашество с наречением имени Митрофан в честь святителя Митрофана, первого патриарха Константинопольского.

13 июня того же года рукоположён во иеродиакона, а 25 июня - во иеромонаха. Назначен настоятелем Успенского прихода села Варзуга.

До меня в Варзуге сменилось четыре священника, после чего все они, показав себя с худшей стороны, перестали быть священниками. Варзуга поедала их. Когда владыка Симон сказал, что отправляет меня в Варзугу, я не ожидал этого. Страшно, когда сюда отправляли четырёх человек, и они переставали быть священниками. <…> Было тяжело. Жить негде, дом не достроен. Наступила зима - нет ни воды, ни дров, печку пришлось переделывать несколько раз. Не всегда был свет. В храме холодно. Надо готовиться к причащению. Хлеб превращается в камень, его не разрезать, вино льдом покрывается. Прикоснуться к металлическим предметам невозможно. Через всё это надо было пройти. Потом Господь послал помощников. Постепенно ситуация стала меняться, изменилось отношение людей.

23 сентября 2009 года на заседании диссертационного совета ПСТГУ состоялась защита его диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия «Житие преподобного Трифона Печенгского и история Печенгского монастыря в свете новых исторических документов (опыт критического переосмысления)».

Архиерейское служение

1 ноября 2013 года наречён во епископа. Чин наречения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

24 ноября 2013 года в храме Сошествия Святого Духа в посёлке Первомайское города Москвы хиротонисан во епископа Североморского и Умбского. Хиротонию совершили: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков), митрополит Мурманский и Мончегорский Симон (Гетя), епископ Красногорский Иринарх (Грезин), епископ Солнечногорский Сергий (Чашин), епископ Воскресенский Савва (Михеев).

C 17 по 28 ноября 2014 года в Москве слушал двухнедельные курсы повышения квалификации для новопоставленных архиереев Русской Православной Церкви.

25 декабря 2014 года решением Священного Синода утверждён в должности священноархимандрита Свято-Троицкого Трифонова Печенгского мужского монастыря поселка Луостари Печенгского района Мурманской области.

Книги

  • «Святые мученицы Пузовские Евдокия, Дария, Дария и Мария». Мурманск, 2002.
  • «Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей». Мурманск, 2002. (Православные подвижники Кольского Севера: Книга I).
  • «Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие. Житие, предания, исторические документы. Опыт критического переосмысления». Мурманск, 2003. (Православные подвижники Кольского Севера: Книга II).
  • Знание или любовь? О допустимости научных методов в толковании Евангелия. Мурманск, 2005.
  • Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского. Мурманск, 2006. (Кольский патерик: Книга I).
  • Предание о Тихвинской иконе Божьей матери, что в селе Кашкаранцы на Терском берегу Белого моря. Мурманск - СПб., 2007. (Святыни Кольского Севера: Выпуск I).
  • Преподобный Варлаам Керетский. Исторические материалы к написанию жития. СПб. - Мурманск, 2007. - (Православные подвижники Кольского Севера: Книга III).
  • Преподобный Трифон Печенгский. Исторические материалы к написанию жития. Мурманск - СПб, 2009. - (Православные подвижники Кольского Севера: Книга IV).
  • Варзуга. Жемчужина Кольского Севера. К 590-летию первого русского поселения на Кольском Севере. Мурманск - СПб, 2009.
  • «Неугасимая лампада „Курска“. К 10-летию трагедии 12 августа 2000 года». Мурманск - СПб. 2010.
  • Жития новомучеников Кольского Севера. СПб. - Мурманск, 2011. - (Кольский патерик: Книга II).
  • Молитвословия Всем святым Кольским и чтимым иконам. СПб., - Мурманск, 2011.
  • Житие преподобного Варлаама Керетского чудотворца в краткой редакции, со стихотворным его изложением в форме акафиста. СПб., - Мурманск, 2011. (Кольский патерик: Книга III).
  • Икона Великого князя. СПб., - Мурманск, 2012.
  • Кашкаранские святыни Терского берега. СПб., - Мурманск, 2012. (Святыни Кольского Севера: Выпуск II).
  • История Кандалакшского монастыря. СПб., - Мурманск, 2012.- (Святыни Кольского Севера: Выпуск III).
  • Князь Александр Невский и Кольский Север. Неизвестные страницы жития. СПб., - Мурманск, 2013. (Кольский патерик: Книга IV).
  • Война и любовь. СПб., - Мурманск, 2013.
  • Правда о русском мате. Санкт-Петербург - Мурманск; Изд. Библиополис, 2014. - 32с.:ил. ISBN 978-5-7483-0339-0
Энциклопедия болезней