Свобода в жизни человека обществознание. Что означает термин "свободное общество"? Свободное общество: различные модели

Немецкий философ XX в. Э, Кассирер в работе "Техника современных политических мифов" оценивал данное слово как одно из наиболее туманных и двусмысленных не только в философии, но и в политике.

В философии "свобода" обычно противостоит "необходимости", в этике - "ответственности", в политике - "порядку". Да и сама содержательная интерпретация слова "свобода" содержит в себе весьма различные оттенки. Свобода может отождествляться с полным своеволием, а может оцениваться как сознательное решение, тончайшее мотивирование человеческих поступков.

А. Шопенгауэр считал, что о свободе можно говорить только как о преодолении трудностей. Исчезла помеха, родилась свобода. Она всегда возникает как отрицание чего-то. Определить свободу из самой себя крайне сложно, попросту невозможно.

Свобода - это состояние духа, это философское понятие, отражающее неотъемлемое право человека реализовать свою человеческую волю. Вне свободы человек не может реализовать богатство своего внутреннего мира и своих возможностей.

Свобода - одна из неоспоримых общечеловеческих ценностей, однако свобода не абсолютна. Если предоставить индивиду право распоряжаться собственной судьбой, наступит век хаоса. Ведь в нем сильны инстинкты своеволия, разрушительности и эгоизма. Свобода, безусловно, хороша, но замечательно, когда человек добровольно подчиняется общей воле, сознательно умеряет собственные порывы.

Свобода, если она не. соотнесена с требованиями нравственности, целесообразности, интересами общества и человечества, легко превращается во вседозволенность.

Может ли человек быть абсолютно свободным? Нет, потому что общество, человечество в целом ограничено в своих ресурсах, возможностях. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

Свобода начинается именно там, где человек сознательно ограничивает себя. Испытывая сострадание к другому и помогая ему, он освобождает себя от жадности, эгоизма. Признавая право другого на собственную жизненную позицию, он устраняет собственную ограниченность.

Итак, свобода выступает как общечеловеческая ценность. Люди стремятся к свободе, ибо только в ней и через нее можно реализовать созидательный человеческий потенциал. Однако свобода не выступает как общеобязательный принцип. Вместе с тем важно различать свободу и своеволие. Свобода - нравственный императив, т.е. нравственное побуждение, веление, требование. Она предполагает не только преодоление различных препятствий на пути человека, но и сознательное ограничение определенных порывов, которые могут обернуться несвободой для других. Ущемляя чужую свободу, человек рискует сам оказаться в зоне дефицита свободы.

27. Свобода и необходимость

Идея свободы как ценности человека всегда была важна для философии, рассматривающей ее сущность и пути достижения. В общем, сформировались две позиции понимания этой проблемы - гносеологическая («свобода есть осознанная необходимость») и психологическая (учение о «свободной воле»). В наиболее общем смысле свобода есть способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей.

«Необходимое» же на языке философии означает «закономерное», что придает идее свободы смысл некоторого ограничения. Оказывается, что в проявлениях свободы человек вынуждено, т.е. необходимо ограничен, например, законом, моралью, собственной совестью и т.п. Кроме того, он не свободен от действующих в природе, обществе и культуре законов, которые подчиняют себе любое действие. В этом плане свобода человека понимается всегда относительно чего-либо или кого-либо. Жизнь человека в обществе накладывает ограничения в связи с реализацией свободы другого человека. Поэтому в философии действует гуманистический принцип, в соответствии с котором считается, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.

В истории общественной мысли проблема свободы сводилась к вопросам: обладает ли человек свободой воли и в какой мере он зависит от внешних обстоятельств? Человек обладает свободой в выборе целей и средств их достижения, но в процессе реализации целеполагания он сталкивается с обстоятельствами, которые необходимо влияют на его деятельность. Свобода здесь означает лишь относительную независимость личностного выбора. Человеку следует осознать необходимое ограничение его свободы.

Свободное волеизъявление личности является не только ограниченным общественными нормами (морали, закона и пр.), индивидуальной иерархией ценностей и принципов, но и тесно спряжено с осознанием ответственности. В юридической науке ответственность толкуется как мера принуждения, связанная с различного рода лишениями и ограничениями. В философии М.М. Бахтина ответственность понимается как поступок личности, самоутверждающей себя перед другим. Ответственность поступания личности всегда сопряжена с проявлением свободной воли, не нарушающей свободу другой. Она также есть ответность на вызов бытия - рождения нашего Я. В философии Э. Левинаса ответственность есть «обременность» Я своей Самостью, т.е. необходимость соотносить свои поступки и свободу их проявления с чувством долги и личной совестью.

Категория ответственности может пониматься двояким образом: как ответственность внешняя, диктуемая человеку извне - другими людьми или общественными институтами, и внутренняя ответственность, долг перед самим собой, обычно именуемый «совестью». Противоположность этих двух форм ответственности относительна. Чувство долга и совесть, на самом деле не что иное, как усвоенные человеком нормы внешней ответственности. Так, в процессе воспитания личности различные формы общественной деятельности, в том числе моральные регулятивы, делаются нормами индивидуального поведения.

Человеческие поступки могут быть продиктованы либо его собственным самосознанием и волей, либо общественными нормами, порой вступающими в конфронтацию с первой. Противоречия между индивидуальным и социальным в проявлении свободы отчасти снимаются посредством различного вида ответственностей.

25. Смысл человеческого бытия

Философские представления о смысле человеческого бытия весьма разнообразны. В самом общем плане можно разделить их на две ветви. Одни философы ищут смысл жизни внутри нее самой, в каких-либо видимых формах и проявлениях жизни: в любви и добре, в наслаждении, в достижении власти над миром, в совершенствовании разума и т.п. В этом случае жизнь обладает абсолютной самоценностью. Другие выходят в поисках смысла за собственные пределы жизни и видят ее предназначение в служении какому-либо высшему, идеальному началу - человечеству, Природе или Богу. В этом случае жизнь рассматривается как средство приобретения других ценностей, например, достижение счастья. Кроме того, некоторые философы доказывают, что жизнь вовсе лишена смысла, поскольку она конечна. Если в бытии существует смерть, то жизнь абсурдна и превращается в ожидание своей естественной участи. В этом случае философские дискуссии переключаются от темы смысла жизни к проблеме смысла смерти, например, у экзистенциалистов (Кьеркегор, Камю, Сартр). В этом же ключе развивается представление о жизни как средстве достижения бессмертия в различных формах - символической (социальной) или, напротив, буквальной (физической).

Философское осмысление проблемы смысла человеческого бытия дополняет современный диспут из области биологической этики - о допустимости эвтаназии, самоубийства, абортов, трансплантации органов, клонировании и др. новыми аспектами понимания свободы человека в распоряжении жизнью.

24. Представление о совершенном человеке в различных культурах

В своей совокупности нравственные ценности образуют идеал совершенного человека, который далеко не одинаков в разных культурах и в разные эпохи. Этот идеал в наглядной форме демонстрируют чувственные образы богов и героев в мифологии и искусстве.

В философии первые опыты конструирования идеала совершенного человека относятся к античным временам («благородный муж» у Конфуция, правитель-философ в платоновском «Государстве», «просветленный» учитель жизни у буддистов, и т.д.). В современной философии самый яркий образ совершенного человека - Сверхчеловека - создал Фридрих Ницше в книге «Так говорил Заратустра».

Представления о совершенном человеке необходимы любому обществу, т.к. выступают идеальным ориентиром, служащим целью и смыслом жизни человека в социуме. Чаще всего образ идеального, совершенного человека формируется под воздействием религиозной веры. В этом случае совершенство рассматривается как признак сверхъестественности, особой благосклонности божества к данному человеку. В некоторых культурах воплощением совершенства оказывались пророки - Христос, Мухаммед, Будда, Конфуций, в других им считался правитель, являющийся воплощением божественного совершенства среди людей на земле, например, фараон в Древнем Египте. В любом из образов зафиксированы наиболее значимые качества личности, которые символизируют собой идеал добра, справедливости, любви.

28. Мораль, справедливость, право

Мораль (от лат. mores, нравы) и право - это идеальные формы регуляции человеческого поведения. С их помощью общество направляет и регулирует поведение индивидов таким образом, чтобы оно отвечало интегральным общественным интересам.

Нормы морали (нравственные ценности) являются предметом изучения этики. К числу нравственных ценностей этика относит доброту и справедливость, честность и храбрость, патриотизм и т.п. абстрактные характеристики человеческой личности.

Ключевая категория морали - добро. Принцип эквивалентного воздания за добро и зло выражается категорией справедливости. Право прочерчивает условную границу между добром и злом, формализуя эти абстракции, и устанавливает справедливую меру наказания за причиненное зло. Формальные нормы права именуются «законами». Законы образуют предмет изучения правоведения (юриспруденции).

Нравственные ценности

Содержание всех без исключения нравственных ценностей - категорий морали и права, в том числе и добра, и справедливости, и законности, - исторично. Это означает, что их содержание радикально меняется в зависимости от конкретных исторических условий и обстоятельств человеческой жизни. То, что считается добрым и справедливым в одном обществе или даже в пределах одной общественной группы, вызывает осуждение в другой, и наоборот. Универсальных и абсолютных нравственных ценностей, которые годились бы для всех людей и на все времена, не существует.

«Общечеловеческая мораль» и «права человека» - это абстракции, диктующие людям нормы поведения, которые в данную историческую эпоху лучше других отвечают интересам того или иного человеческого сообщества (семьи, класса, этноса и, наконец, человечества в целом). Когда история дает возможность, каждое сообщество стремится навязать всем остальным людям свои собственные ценности, представляя их в качестве «общечеловеческих».

30. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни

Слово «эстетика» происходит от греческого aisthetikos - чувствующий, чувственный. Сферой практического применения эстетики является художественная деятельность, продукты которой - произведения искусства - подлежат оценке с точки зрения их эстетической ценности. В процессе воспитания у человека формируются различные эстетические ценности (вкус), отвечающие представлениям о добре и красоте, прекрасном и безобразном, трагическом и комическом.

Красота есть мера соответствия сущности вещи и ее внешнего облика, ее чувственного образа. Вещь, которой в полной мере выразить свою природу в своем наличном, чувственно воспринимаемом бытии, именуется «прекрасной» (в противном случае она считается «безобразной»).

Принципом, уравновешивающим противоположности, является гармония, служащая мерилом эстетических ценностей. В античной философии гармония означала порядок и согласованность космоса, доступный в понимании и чувствах человека через музыку, т.е. последовательность тонов. В эпоху Возрождения поиск гармонии был связан с исследованием строения тела человека, признанным эталоном красоты и пропорции.

В настоящее время господствует релятивистский взгляд на категории эстетики, художественные ценности, которые рассматриваются соотносительно с индивидуальными потребностями в красоте, добре, истине, что значительно затрудняет их понимание и философское объяснение.

31. Религиозные ценности и свобода совести

Религия - это особая форма человеческого самосознания, т.е. своего рода «зеркало», в котором человек видит самого себя, свой собственный облик. Религию рассматривают и как особый вид духовного освоения действительности, наиболее ранний по историческому времени возникновения и устойчивый по масштабам распространения. В науке и философии нет единого мнения по вопросу о причинах происхождения религии, но существует достаточно традиционное мнение о ее эволюции от наиболее ранних первобытных верований (семейных культов) до возникновения института священства в монотеистических верованиях (признающих верховным только одно божество, к их числу относят: иудаизм, христианство, ислам и др.) и политеистических верованиях (насчитывающих многочисленный пантеон богов, к их числу относят: индуизм, синтоизм, буддизм и др.). Характерной особенностью религии является ее консерватизм, понимаемый как традиционализм - неизменное следование священной традиции.

Религиозное мышление отличается иррациональностью и верой в сверхъестественное, оно глубоко символично и не нуждается в формальной логике для понимания и объяснения таинств. Религиозное начало культуры противостоит светскому, признающему исключительное положение разума человека, способного ниспровергать веру в сверхъестественное. Побочным проявлением религиозного мышления является фанатизм веры, продуктом светского (секулярного) мышления - воинствующий атеизм. Свобода совести регулирует религиозное и светское противостояние в культуре, провозглашая равнозначной ценностью, как веру в сверхъестественное, так и веру в его отсутствие. Религиозные убеждения и атеизм, в свою очередь, образуют антогонистическую систему ценностей. Религиозные ценности связаны с отправлением культа, атеистические - с его развенчанием.

32. Сознание и познание

Проблема сознания в философии одна из сложнейших, поскольку требует абстрагирования от предмета мысли. Познать сознание возможно, если занять позицию вненаходимости по отношению к нему, но в действительности это невозможно, т.е. нельзя «выйти» из собственного сознания, чтобы его познать. В этой связи философия рассматривает сознание через отношение его к чему-либо, например, в направленности к бытию (интенциональность), к самому себе (рефлексивность).

Все формы психической деятельности, начиная с самой простой, элементарной - условного рефлекса, и заканчивая высшей - сознанием, выполняют функцию ориентации живого существа во внешней среде, в окружающем мире. Чем сложнее устроена эта среда, тем более сложной должна быть организация психики (души), позволяющая успешно ориентироваться в такой среде. Довольно сложно с философских позиций объяснить взаимосвязь сознания и психики.

Сознание есть форма ориентации индивида в мире культуры, в окружающей среде. Эта среда формировалась в течение тысячелетий истории человечества, она создана трудом множества поколений людей. Каждый предмет в культуре имеет какое-либо идеальное общественное значение. Сознание позволяет человеку ориентироваться в этой идеальной среде, в мире значений.

Функционально сознание понимают как мышление, т.е. операциональную систему. Весьма приблизительно сознание объясняется и через функцию мозга. Такой взгляд, распространенный в естествознании (биологии, медицине), не способен охватить ценностно-смысловую деятельность сознания, которая выходит за рамки физиологического описания и понимания явления.

Для человека сознание представлено в познавательной деятельности. Человеческое познание начинается с усвоения значений простейших предметов культуры. Оперируя этими предметами, ребенок перенимает и заключенные в них значения, и учится оперировать этими значениями как таковыми (главным образом, в плане словесно-речевом), не трогая реальных предметов. Эта деятельность с чистыми значениями вещей и есть сознание.

Сознание, самосознание и личность

Направленность сознания на себя, выраженное в субстанциональном нахождении «Я» личности, есть самосознание. Самосознание (то, что мы зовем своим «я») - это атрибут личности, функция ее психики, позволяющая человеку ориентироваться в общественной, культурной среде. Но личность и сама - частица этой среды, феномен культуры. Направляя свое сознание на саму себя, стараясь разобраться в себе, личность обретает самосознание и определяет свое место в бытии. Однако личность есть нечто гораздо большее, чем ее самосознание, т.к. в отношениях с окружающим миром она образует свой индивидуальный мир, в центре которого находится Я, а на периферии различные социальные связи и общественно значимые предметы. В структуре самосознания личности условно можно выделить - «Я идеальное» и «Я реальное». Первое означает цель саморазвития и пределы личностного роста, заключенные в достижении желаемых качеств, положения в обществе, знаний и т.п. Второе складывается в противоречии мнений окружающих людей о личности и ее индивидуальных представлений о себе, их взвешенная оценка показательна для гармоничной личности.

В социально-гуманитарных науках до конца не выяснен вопрос о приоритетах социального и биологического в человеке. Эта проблема относится и к личности, сформированность которой одни усматривают от рождения, другие от стадии взросления. В психологии и педагогике считается, что личностью становится каждый человек в процессе социализации, в философии же нет единства мнения о том, всякий ли человек становится личностью, обладающей иерархией ценностей, высоким чувством ответственности, потребностью в самосовершенстве, представлениями о смысле жизни.

33. Будущее человечества и глобальные проблемы современности

Различные аспекты проблемы будущего человечества рассматриваются в рамках футурологии и социального прогнозирования. Сама идея будущего интересовала человека на протяжении всей истории его существования, чаще всего имея форму эсхатологического учения. Научное осмысление будущего и возникновение сценариев перспективы человечества возникает лишь к середине ХХ века, когда общество осознает губительный характер технического прогресса в области вооружения. Одновременно с угрозой ядерной войны и разработкой сценариев по ее недопущению в будущем, выявляется глобальная проблема демографического кризиса, т.е. перенаселения земли в результате увеличения средней продолжительности жизни людей и приростом популяции, которая влечет за собой другую глобальную проблему - нехватку природных ресурсов (пресной воды, продуктов питания, природной энергии) и, как следствие выхода из последней путем наращивания технологий - экологическую проблему. В конце 60-х гг. ХХ века создается международная общественная организация «Римский клуб», призванная обсуждать и стимулировать исследования глобальных проблем, возникших в результате научно-технической революции и угрожающих в будущем существованию людей.

Кроме того, во второй половине ХХ века начался очередной виток технологической революции, основанный на использовании электронно-вычислительных машин и информационных технологий. В экономически развитых стран мира идет интенсивный процесс интеллектуализации экономики. В наши дни рождается форма общества, которую уже нарекли «обществом знаний» (англ. knowledge society).

В обществе будущего знание превратится в главный ресурс человеческой деятельности практически во всех ее сферах. Богатство общества уже сейчас во многом определяется не столько материальными ресурсами, которыми это общество располагает, сколько размерами его «интеллектуального капитала». Страны, которые по инерции или вследствие разных исторических обстоятельств продолжают жить за счет эксплуатации своих природных ресурсов, рабочей силы и классического, «материального» капитала, обречены историей на экономическое, и вообще социальное, отставание.

35.Демокрит

Атомистическое учение Демокрита Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. После Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и их подвижности должна была считаться с этим. Учение атомизма явилось попыткой разрешения этих трудностей. Атомисты предполагали существование бесконечного множества телесных частиц, они допускали существование пустоты в которой происходит движение частиц и отрицали за частицами возможность делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы. Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечно) количества частиц - весьма малых, но в силу своей неделимости необращающихся в ничто, уже не может рассматриваться как бесконечно большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Видным представителем атомизма был Демокрит. Исходное положение атомической системы - существование атомов и пустоты, образующих своими бесконечными соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из главных предпосылок учения Демокрита является взгляд по которому ощущения представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания. Недостаточные и неточные свидетельства ощущения исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их существование удостоверяется основанным на чувственных наблюдениях размышлением. Демокрит отличает то, что существует во мнении от того, что существует в действительности: «лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении - горькое, в мнении - теплое, в мнении - холодное, в мнении - цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота». Однако Демокрит не отрицает реальность чувственности воспринимаемого. В данном случае Демокрит говорит о том, что философия занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего, образует его причину. По-видимому Демокрит не согласен с тем, что чувственные восприятия качеств совпадают с самими качествами. Атомы - малые тела, не имеющие качеств, пустота же - метод, в котором все эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения. Для объяснения реального многообразия действигельности Демокрит допускает, что атомы различаются по форме, порядку и положению. Такое разделение и лежит в основе всех наблюдаемых отличий. Ни одно из них следовательно не является беспричинным. Он отрицает наличие целесообразности в природе. Свойства горько, сладко и т.д. существуют условно, не по природе самих вещей. Не отличал причинность и необходимость, поэтому отрицал случайность, рассматривая ее как результат незнания. Согласно Демокриту душа человека состоит из мельчайших, круглых, огнеподобных, постоянно мятущихся атомов; обладая внутренней энергийностью, она является причиной движения живых существ. Он первым высказал идею проэктивной объективации субъективного образа: от вещи отделяются тончайшие «пленки» (поверхности), втекающие в глаза, уши и т.д. Иначе говоря, от предметов исгекают своего рода флюиды, которые, попадая в наше тело через органы чувств, порождают у нас ощущения, восприятия, т.е. образы, которые мы чувствуем не в нас, а там, где находится воспринимаемый предмет: иначе ведь мы тянулись бы ложкой не в тарелку, скажем, с супом, а в свои глаза. При этом визуальный образ формируется истечением, исходящим из глаз, и из того, что видимо. Атомическое учение распространяется Демокритом на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть организма сводится к соединению и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.

36.Философия Сократа

Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469-399 до н.э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи лудрости. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, отсюду вступал в философские споры. Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его фактике диалог стал основным методом нахождения истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы. Его антидогматизм выражался а отказе от претензий на обладание достоверным знанием С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. Обсуждая смысл разнообразных понятий (благо, мудрость, справедливость, красота и т.д.), Сократ впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения понятий, что явилось бесценным вкладом в формирование науки логики. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Он первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной признак их истинности. В спорах Сократ стремился доказать целесообразность и разумность как мира, так и человека. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула: «Познай самого себя!» Главная цель его философии - восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Его неугомонная душа неподражаемого спорщика стремилась трудом непрестанным и упорным к совершенству общения, дабы уяснить истину. Сократ твердил, что он знает только то, что он ничего не знает. Сократ акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира, и тем самым как бы возложил ее на алтарь общечеловеческой культуры для изучения всей последующей философской и психологической мыслью. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога. В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению! Политические воззрения Сократа базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать «лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно обладающим искусством государственного управления. Он подвергал резкой критике недостатки современной ему афинской демократии. С его точки зрения: «Худшее - это большинство!» Ведь далеко не все, избирающие правителей, разбираются в политических, государственных вопросах и могут оценить степень профессионализма избираемых, их моральный и интеллектуальный уровень. Сократ ратовал за профессионализм в делах управления, в решении вопроса о том, кто и кого может и должен избирать на руководящие посты.

37.Учение Платона об «идее»

Платон (427-347 до н.э.) - великий мыслитель, ронизывающий своими тончайшими духовными нитями сю мировую философскую культуру. Космос - это своего рода художественное произведение. Он прекрасен, он - цельность единичностей. Космос живет, дышит, пульсирует, преисполненный различных потенций, а управляется он силами, образующими общие закономерности. Космос полон божественного смысла, являющего собой единство идей, вечных, нетленных и пребывающих в своей лучезарной красоте. По Платону, мир по природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи - нечто среднее между бытием и небытием: они только тени вещей, их слабые копии. Идея - центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды или есть идею неба, расплачиваясь в магазинах идеями денег: идея - это смысл, сущность вещи. В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь: они обладают регулятивной энергийностью и управляют Вселенной. Им свойственна регулятивная и формообразующая сила; они - вечные образцы, парадигмы (от греч. jaradigma - образец), по которым из бесформенной и текучей материи организуется все множество реальных вещей. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины, заряженные энергией устремления, при этом между ними существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея - это идея абсолютного добра - она своего рода «Солнце в царстве идей», мировой Разум, ей подобает название Разума и Божества. Платон доказывает существование Бога чувством нашего сродства с его природой, которое как бы «вибрирует» в наших душах. Существенной составляющей мировоззрения Платона является вера в богов. Платон считал ее важнейшим условием устойчивости общественного миропорядка. По Платону, распространение «нечестивых воззрений» пагубно влияет на граждан, особенно на молодежь, является источником смут и произвола, приводит к попранию правовых и нравственных норм. Трактуя идею души, Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находится в человеческом теле, как узник в темнице. Появившись на свет, она уже знает все. что нужно знать. Она сама избирает свой жребий; ей уже как бы предназначена своя участь, судьба. Таким образом. Душа, по Платону, - бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделяющая. Разумная часть души - основа добродетели и мудрости, пылкая - мужества; преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия. Как и для Космоса в целом, источник гармонии есть мировой разум, сила, способная адекватно мыслить самое себя, являясь вместе с тем активным началом, кормчим души, управляющим телом, которое само по себе лишено способности к движению. В процессе мышления душа активна, внутренне противоречива, диалогична и рефлексивна. По мысли Платона, высшее благо (идея блага, а она превыше всего) пребывает вне мира. Стало быть и высшая цель нравственности находится в сверхчувственном мире. Ведь душа получипа свое начало не в земном, а в высшем мире. И облеченная в земную плоть, она обретает множество всякого рода зол, страданий. По Платону, чувственный мир несовершенен - он полон беспорядка. Задача же человека в том, чтобы возвыситься над ним и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым; в том, чтобы освободоть душу от всего телесного, сосредоточить ее на себе, на внутреннем мире умозрения и иметь дело только с истинным и вечным.

Итак, вы увидели, как по-разному, а подчас и диаметрально противоположно трактуется понятие «свобода». Размышляя над разными подходами, что-то принимая, а что-то безоговорочно отвергая, согласимся, что подлинно свободной деятельности не может быть в условиях отсутствия выбора. Свобода означает состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора. Какое же общество может обеспечить такой выбор? Очевидно, что общества, где господствуют произвол и тирания отдельных лиц или групп населения, где попирается законность, где осуществляется полный (тотальный) контроль государства за жизнью своих сограждан, никак нельзя отнести к свободным. Значит ли это, что свободным будет лишь то общество, где вмешательство государства в жизнь отдельного человека будет минимальным? Сторонников подобной точки зрения немало. В экономической сфере такого общества царит свободное предпринимательство, основанное на началах конкуренции, в политической сфере -- разнообразие политических партий, политический плюрализм, демократические принципы государственного устройства. Это общество свободомыслия. И суть здесь вовсе не в том, что каждый имеет право говорить или писать что угодно, а в том, что любая идея может быть подвергнута обсуждению. Этот процесс взаимодействия людей, обладающих разными знаниями и стоящих на разных точках зрения, и является основой развития мысли. Жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и общепризнанными нормами морали. «Все, что может делать общество и государство, -- это поощрять свободу, не допуская монополизма ни в одной из сфер жизни. Свободные от вмешательства государства, вольные поступать по собственному усмотрению индивиды станут процветать, и жизнь их будет счастливой», -- писал один из американских политических деятелей. Однако далеко не все принимают эту модель свободного общества. Некоторые ученые, политики, выражая настроения определенной части населения, считают, что столь неограниченный индивидуализм не на пользу людям. Подлинная свобода предполагает нечто большее, чем просто невмешательство государства в жизнь людей. Самореализация человека основывается не только на индивидуальном, но и на совместном опыте, объединенном поиске решений, создании общего блага.

Поэтому дополнением свободы выступают кооперация, ответственность, справедливость, т. е. все те ценности, которые должно обеспечить общество. Таким образом, считают сторонники этой концепции, роль общества значительнее, чем ее пытаются представить. Объединяясь в сообщество, люди обретают не только новые ценности, но и коллективную защиту, подчас им крайне необходимую. Определенную регулирующую роль должно выполнять и государство. Оно не только создает и поддерживает институты, гарантирующие свободу граждан, но должно проявлять заботу о более равномерном распределении доходов, не допускать углубления пропасти между бедными и богатыми. Идеал свободы должен быть дополнен идеалом социальной справедливости. Важно также и то, чтобы сами граждане гарантировали свободу друг друга, добросовестно исполняя свои гражданские обязанности. Таким образом, ситуация выбора складывается не только в «пространстве» личной жизни каждого человека. Как вы уже знаете, она возникает и на уровне общества в целом. Особенно это проявляется в так называемые переходные эпохи. По мнению ряда исследователей, такие эпохи потенциально содержат целый спектр направлений -- альтернатив -- дальнейшего развития. То, какая из них будет поддержана, к примеру, руководством страны, может существенно повлиять на жизнь всего общества. Так что выбор в этом случае сопряжен с очень высокой ответственностью. Примеры подобных ситуаций и последствий принятых решений сохранила для нас история далекого и недавнего прошлого. Основные понятия: свобода, свобода выбора, необходимость, ответственность, свободное общество. Термины: деиндивидуализация, предопределение.

Проверьте себя

1) Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время? 2) К чему может приводить неограниченная свобода выбора? 3) Как свобода трактуется в христианском вероучении? 4) Покажите влияние природной необходимости на свободную деятельность людей. 5) В чем выражается общественная необходимость? 6) Какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»? 7) Раскройте различные подходы к трактовке понятия «свободное общество». 8) Покажите роль государства в поддержании прав и свобод личности в обществе. 9) Как граждане могут гарантировать свободу друг друга?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Какими аргументами можно подтвердить вывод о невозможности абсолютной, ничем не ограниченной свободы человека в обществе? 2. Какое из двух приведенных ниже высказываний вам кажется более верным? «Наша жизнь -- это линия, которую мы должны по велению природы описать на поверхности земного шара, не имея возможности удалиться от нее ни на один момент». «Ход вещей кажется неотвратимым лишь тому, кто предал свои убеждения. История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело. Человек несет всю тяжесть мира на своих плечах: он ответствен за мир и самого себя». 3. Как вы понимаете выражение «Свобода -- это выбор»? 4. Можете ли вы подкрепить конкретными фактами следующее утверждение: «В период новой истории Европы генеральным направлением развития было освобождение индивида от разного рода норм и установлений, сковывающих его повседневную жизнедеятельность»? 5. Какие из приведенных ниже определений понятия «свобода» вам представляются наиболее точными: 1) свобода -- это отсутствие всяких преград и помех; 2) свобода -- это осознанное следование необходимости; 3) свобода (свободная воля) -- это не своеволие, способное привести к каким угодно поступкам, а регулярность, постоянство, неумолимость в осуществлении человеком моральных требований; 4) свобода -- это осознанная возможность исторического творчества? 6. Охарактеризуйте различные модели свободного общества. Каковы ваши представления о таком обществе? 7. Согласны ли вы с высказыванием «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»?

Свою позицию обоснуйте. 8. Известный мыслитель XIX в. утверждал, что «юридически признанная свобода существует в государстве в форме закона... Законы -- это положительные, ясные, всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть библия свободы народов». Прокомментируйте это высказывание. 9. Иногда свобода понимается как вседозволенность. В социальном смысле это означает полную независимость от каких-либо норм или ограничений. В начале XX в. в русских деревнях пели такую частушку:

Бога нет, царя не надо, Губернатора убьем, Платить подати не будем, Во солдаты не пойдем.

К каким последствиям может привести такое толкование свободы? Конкретизируйте свои рассуждения примерами.

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из работы современного американского социального психолога Э. Аронсона.

Как мы защищаем свое чувство свободы

Если убеждающие сообщения навязчивы, то они могут быть восприняты как вторжение в сферу свободы индивидуального выбора и тем самым активизировать поиск способов защиты от них. Так, если настойчивый продавец убеждает меня купить его товар, моей первой реакцией будет сохранение собственной независимости: я предпочту скорее покинуть магазин... Такое сопротивление может проявляться в разнообразных и интересных формах. Предположим, я иду по улице и меня вежливо просят подписать какую-то петицию. Я не очень-то разбираюсь в сути того, что мне предлагают подписать. Но в тот момент, когда мне разъясняют что к чему, некий человек останавливается рядом и начинает открыто «давить» ни меня, требуя, чтобы я ничего не подписывал. С целью противостоять давлению и сохранить за собой свободу выбора я с большей вероятностью подпишу-таки предложенную петицию... Конечно, люди могут поддаться (и поддаются) влиянию и подчиняются социальному давлению... Однако, когда это давление становится настолько явным, что угрожает нашему чувству свободы, мы не только сопротивляемся давлению, но и стремимся действовать в противоположном направлении. Существует еще один аспект потребности в свободе и автономии... При прочих равных условиях, сталкиваясь с информацией, которая противоречит их убеждениям, люди стремятся, если это возможно, найти контраргументы. Таким образом они могут предохранить собственное мнение от чрезмерного влияния других людей и защитить собственное чувство автономии. Вопросы и задания: 1) Как, по мнению психолога, люди защищают свою внутреннюю свободу и автономию? 2) Случались ли с вами ситуации, подобные тем, которые описаны во фрагменте? Как вы поступали в таких случаях?

Выводы к главе II

1. Наука и философия прошли большой путь в постижении общества и социальной сущности человека. Преодолевая односторонность прежних подходов, современные исследователи определяют сущность человека как единство природного, социального и духовного, рассматривают его в качестве субъекта общественно-исторической деятельности, творца культуры. 2. Философы и социологи выделяют три уровня рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, конкретно-исторический. На социально-философском уровне давно ведутся поиски социальной макротеории, способной охватить все многообразие видов и форм общественных отношений. Разработаны стадиальные и циклические, формационные и цивилизационные, локальные и глобальные модели общества. 3. На историко-типологическом уровне исследования выделяют традиционное (аграрное), индустриальное (капиталистическое), постиндустриальное (цивилизационное) общества. Различают также цивилизации западного и восточного типов. 4. В современном обществознании глубже, чем ранее, осмысливается понятие общественного прогресса. Отмечается противоречивость прогресса, нередко высокая «цена» общества за достижения в отдельных областях. Продолжаются дискуссии о критериях прогресса. При этом многие исследователи считают, что подлинный прогресс проявляется в возвышении гуманизма, в создании условий для свободного развития личности.

Вопросы и задания к главе II

1. «Эволюция первобытного стада в кровнородственную общину вела к глубоким изменениям самого человека, к развитию у него коммуникативных качеств, появлению зачатков нравственности». «Постепенное развитие у человека навыков общения с себе подобными способствовало переходу на более высокую ступень общественной организации -- кровнородственную общину». Сформулируйте проблему, различные решения которой отражены в приведенных высказываниях. Какая из двух точек зрения вам представляется более убедительной? Если вы не согласны ни с одной из них, сформулируйте свой вариант решения данной проблемы. 2. Проанализируйте два варианта типологизации обществ. Определите критерии выделения различных типов обществ. Заполните таблицу.

Типы обществ Критерии различения

Цивилизации западного и восточного типов

Традиционное, индустриальное, постиндустриальное общества

3. Немецкий философ Фихте утверждал: «Философ, который занимается историей в качестве философа, руководствуется при этом априорной нитью мирового плана, ясной для него без всякой истории, и историей он пользуется... только для того, чтобы пояснить и показать в живой жизни то, что ясно и без истории». Как вы понимаете слова «априорная нить мирового плана»? Назовите известные вам философские учения, содержащие подобный план мировой истории. В чем, на ваш взгляд, преимущества и недостатки отмеченного философом взгляда на историю? 4. Раскройте связь общественного прогресса и возрастания свободы человека. В чем выражается возрастание свободы человека в современном обществе?

Готовимся к экзамену

1. Что из перечисленного характеризует общество как систему: 1) тысячелетняя история существования; 2) взаимосвязь сфер общественной жизни; 3) изменчивость форм; 4) непредсказуемость будущих состояний? 2. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животных: 1) действие механизмов наследственности; 2) работа органов чувств; 3) видовая специализация; 4) членораздельная речь? 3. Исключите лишнее из списка. Только человеку свойственно(ы): 1) прямохождение; 2) нравственные чувства; 3) членораздельная речь; 4) использование орудий. 4. Переход к индустриальному обществу характеризуется: 1) промышленным переворотом; 2) преобладанием сельского хозяйства над сферой услуг; 3) появлением новых информационных технологий; 4) уменьшением социальной мобильности. 5. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы? А. Общество как творец культуры развивается независимо от природы. Б. История не знает примеров благотворного влияния общества на природу. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 6. Опираясь на знания из курсов обществоведения и истории, сравните реформу и революцию по следующим критериям: 1) глубина и масштаб воздействия на общественную жизнь; 2) роль народных масс; 3) прогнозируемость последствий. 7. Напишите эссе на основе следующего высказывания: «История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дело» (Ж.-П. Сартр).

Не обусловленная внешними по отношению к субъекту деятельности причинами. К пониманию С. в философии существуют различные подходы. С позиций онтологического подхода С. рассматривается как основополагающий, субстанциональный принцип. Так понимаемая С. определяет возникновение мира, его сущность, место человека в мире. В рамках гносеологического подхода к проблеме С. исследуются возможности и границы осознания человеком своей собственной деятельности, анализируется проблема соотношения средств и целей деятельности, проблема предпосылок целеполагания. Этико-психологический подход рассматривает С. как С. волеизъявления и возможность подавлять волю другого человека или управлять ею (властвовать). В рамках социологического подхода С. сводится к возможности изменения человеком своего места в системе социального целого. На ранних этапах развития человеческой мысли (например, в Древней Греции) С. чаще всего рассматривалась как возможность устройства жизни человека и государства на основах разума вопреки слепому року. Этот этап в пониманий С. отличает нерасчленен-ное единство различных принципов ее трактовки. В философско-религиозной традиции Средних веков С. - это неотъемлемая характеристика Бога, это способность творения мира «из ничего», направляемая доброй волей. Человек , как образ и подобие Божие, в определенных пределах наделен этой способностью. Интерпретация С. в христианской средневековой философии была фундаментальной для понимания человека, его деятельности, взаимоотношений с Богом, людьми, природой. «Люби Бога и делай что хочешь» - это положение Августина Блаженного во многом явилось определяющим для последующего обсуждения проблемы С. На этом этапе развития философской мысли нарушается единство онтологического, гносеологического, этического подходов к пониманию С. Появляется разрыв между С. действия и возможностью его осознания, между С. Божественного творения и человеческой творческой деятельностью. Это противоречие в концентрированном виде выражено в споре между номинализмом и реализмом: Божественное творение мира рассматривалось либо как осуществляемое «по разуму», на основе Божественного плана, либо как происходящее непроизвольно, спонтанно, исходя из нерационализируемой воли Божией. В эпоху Просвещения понятие С. превращается в проявление естественных законов, освобожденных от препятствий, которые чинило им неразумное человеческое сообщество. С другой стороны, С. как характеристика индивидуального действия оказывается иллюзией, основанной на незнании человеком всех обстоятельств своей деятельности. Онтологический и гносеологический подходы к С. существуют как бы сами по себе. В немецкой философии XIX в. онтологический и гносеологический подходы к понятию С. сливаются в понятии С. как абсолютной духовной силы, творящей силой разума и познающей себя при помощи человека - продукта и носителя своей творческой деятельности. Для многих представителей философии XX в. С. субстанциональна. С. неотделима от понятия «человеческое существование» (Сартр). С. как деятельность человека перед лицом Ничто и как само проявление Ничто в человеческой жизни рассматривается М. Хайдеггером. В философии Н. Бердяева С. - это основа мира, рождающая и человека и Бога. С. многолика, это может быть и укрощенная Богом, благая С, и злая, безблагодатная, разрушительная С. Без обращения к понятию С. невозможно исследовать специфику человеческих взаимоотношений с миром. С. - это тот «мостик», который связывает различные стороны изначально конфликтной человеческой природы, соединяет особым образом существование человека и его сущность. С, свободное действие - это самодетерминированность, самоопределение, способность быть и оставаться причиной самого себя. Попытка представить абсолютно свободное, ничем и никем не определяемое действие сталкивается с парадоксами. Даже если мы говорим о Творце мира, то свободно созданный в акте творчества из «ничего» мир превращается в «обстоятельства», в нечто внешнее, с чем надо считаться даже Творцу. Когда же речь идет о человеке, то его жизнь неотделима от внешних обстоятельств. Но эти обстоятельства разнообразны, они предоставляют различные возможности действия человеку, который совершает выбор. За совершением конкретного поступка, за выбором конкретного способа действий стоит выбор, истоки которого коренятся в самой человеческой природе, - выбор ценностных ориентиров, смысла, направленности всей жизни в целом. «Мы свободны по принуждению», - писал X. Ортега-и-Гасет. Помимо вышеуказанного первого понимания С. как самодетерминированности существует и второе понимание С. как способности к выбору одного из двух типов детерминации, обусловленности собственного поведения. Человек или подчиняется «голосу природы», голосу собственных страстей, желаний, голосу инстинкта самосохранения, или решается идти по пути детерминированности себя чем-то находящимся за пределами природного и социального мира - высшими ценностями истины, добра, красоты, по пути «сверхчеловеческого», трансцендентного. Э. Фромм считает, что такая форма С. - это необходимый промежуточный этап становления человека. «Наилучший» и «наихудший» из людей не стоят перед выбором, они уже выбрали: один - добро, другой - зло. Выбор существует для незрелого человека, для «среднего», для того, кто еще колеблется. Детерминация трансцендентным, сверхчеловеческим требует постоянного личного усилия, это особый тип детерминации, устанавливаемый для себя самим человеком и не зависящий от внешних обстоятельств. Это телеологическая детерминация, подчиняющаяся цели, избранной человеком, а не закону причинности. Это С., понимаемая как «необходимость себя», необходимость быть человеком, «невластным богом» в условиях не мною созданных и не мне подчиняющихся обстоятельств. Таким образом, третий смысл С. - это необходимость для человека, который уже встал на путь следования «образу человеческому», постоянно, сознательно выбирать только добро, истину; это сознательное усилие по поддержанию в себе человеческого. С. принимает форму высшей ценности человеческого бытия, воплощение которой становится основной целью человека - смыслом его жизни. Существует еще один, четвертый смысл С. - это С. как авторство, С, как бы принявшая в себя выбор со всеми его последствиями в материальном мире и проявляющаяся тем самым как ответственность. Свободный человек - автор самого себя, он «ставит подпись» под каждым своим поступком. Может показаться, что еще один вид С. - С. недеяния, С. не выбирать вообще, навеки остаться с «поднятой ногой» для шага в будущее, который никогда не будет сделан. Такой «вечный Обломов» играет возможностями, он хочет быть всем, не рискуя ничем. Человек становится рабом собственного воображения. С. оказывается утраченной прежде, чем была осознана. Человек может пойти и по иному пути. Он постоянно выбирает, - но между «частными» возможностями, он избегает выбора, который определил бы его жизненную сверхзадачу. Человек в данном случае превращает свою жизнь в серию эпизодов, он не хочет проявить «ответственную С.» следования по собственному пути, он уходит от основного выбора - выбора смысла своей жизни. Не пагубно для человека и осуществление «псевдовыбора», когда какое-то жизненно важное решение он принимает, слепо следуя традициям, общественному мцению. С, таким образом, тесно связана с осознанием противоречивости, лежащей в основе человеческой природы; с невозможностью уклониться от выбора как «жизненного» разрешения этого противоречия; с постоянными усилиями по поддержанию в себе человеческой сущности. С. неотделима от сущности человека.

Для каждого человека существует собственное понятие свободного общества: свобода мысли, право на выбор, освобождение от стереотипов... Общество, свободное от оков правительства и излишней тирании со стороны властей, считается самым желанным в современном мире.

Утопия

Полное свободомыслие, отсутствие преград в оспаривании чьих-либо идей, низкий уровень влияния различных силовых структур на индивидуумов - все это, согласно многолетним исследованиям, невозможно полностью реализовать в разумном социуме. Большинство ученых считают свободное общество утопией, а все потому, что в определенных рамках воплотить в жизнь такую мечту нельзя, так как в любом случае будут ущемляться права других людей.

К примеру, во время рассмотрения чьего-либо предложения некоторые лица будут недовольны и выразят свое недовольство напрямую автору идеи. Ввиду необоснованности такого протеста, в законную силу не сможет вступить какой-либо важный законопроект, что чревато торможением дальнейшего развития социума.

Термин "свободное общество": что под ним понимают люди?

У многих данное понятие ассоциируется с раскрепощенностью в поведении, в выборе полового партнера (бисексуализм, гомосексуализм), а также с анархией и полным беззаконием. Редко индивидуумы в состоянии до конца понять, что действительно собой представляет свободное общество. Понятие о подобных социальных группах расшифровывается таким образом: права государства ограничены, оно имеет возможность вмешаться в жизнь отдельного индивида в случае необходимости поддержания нормального функционирования и развития социума. То есть силовые структуры, представляющие власть, могут контролировать человека только при возможной угрозе с его стороны для других людей.

Признаки свободного общества

Свободомыслящий социум, где ключевой фигурой является народ и его потребности, не может развиваться без определенных факторов. Свобода каждого состоит не только в его праве выбора, но еще и в возможности действовать так, как заблагорассудится ему, естественно, в рамках устоявшихся принципов и морали.

Признаками считаются:

  • Свобода предпринимательской деятельности.
  • Большое количество политических партий, представляющих интересы разных слоев населения.
  • Демократия, избранная в качестве главного варианта управления государством.
  • Повседневная жизнь граждан регулируется дистанционно, при помощи общепринятых демократичных законов и

Социологические модели общества

Различные модели свободного общества, как и других социальных групп, представлены ниже:

  • Функционалистская. Общество является стабильной и относительно устойчивой, интегрированной структурой. Оно состоит из социума, чья деятельность направлена на обеспечение стабильности, при этом учитываются ценности народа.
  • Социокультурная. Объединяет в себя учение о человеке из социологии и антропологии. Здесь важны следующие аспекты: мораль, общественные нормы, роль человека в окружающей среде, семья, взаимосвязь людей между собой.
  • Конфликтная. Общество постоянно меняется, его перемены могут быть как индивидуальными, так и масштабными. Социальные конфликты неизбежны, так как социум основан на принуждении одних индивидуумов к подчинению другим.

Примеры

Несмотря на то что само понятие свободного общества считается утопией, существует 2 вида политических систем управления, применяемых в различных государствах. Примеры свободного общества:

  • Либеральное государство.
  • Демократическое государство.

Свободным можно назвать также гражданское общество. А из истории в качестве примера можно было бы привести СССР. Но здесь есть один нюанс. С момента становления Страны Советов слово "свобода" фигурировало практически в каждом лозунге различных партий. Однако со временем стало ясно, что население государства вряд ли можно назвать свободным обществом. Безусловно, утопия присутствовала в некоторых аспектах, но все же власти вели тотальный контроль над своими гражданами (КГБ, разведка, "бдительные сограждане", дружинники).

Демократическое государство

Демократия - основополагающий способ управления страной в целом и членами различных социальных групп в частности. Это достаточно сложное, многогранное понятие. Общество, свободное от излишнего внимания со стороны правосудия, а также направленное на реализацию воли, желаний и интересов народа, является демократическим. В современной политике редко встречаются государства, избирающие исключительно демократический режим правления.

Признаки

Общество, свободное и демократическое, не может существовать без определенных условий. Его развитие напрямую связано с наличием:

  • Избирательного права (причем для каждого члена общества).
  • Равноправия, свободы слова.
  • Государственной власти, полностью зависящей от мнения и воли народа.
  • Партий, организаций, отвечающих предпочтениям и интересам граждан.

Либеральное государство

В либерализме прерогативой считается свобода личности каждого отдельного гражданина. Причем демократия, различные моральные принципы и устои являются средствами для достижения свободы. В либеральном государстве неприемлемы никакие попытки со стороны властей контролировать духовную, экономическую деятельность населения. Однако существует одно но в политическом режиме такого рода: общество, свободное от давления со стороны правоохранительных органов и прочих инструментов власти, не до конца является свободным. Государство все же контролирует индивидуумов, как бы говоря: "Можно менять и делать все что угодно, но власть менять нельзя". считается неустойчивой, переходной формой правления.

Признаки

Для либерализма характерны следующие черты:

  1. Политическая нестабильность.
  2. Постоянное образование различных пропагандистских
  3. на судебную, исполнительную, законодательную, дабы обезопасить граждан от возможного произвола со стороны каких-либо структур.
  4. Осуществление программ, не обладающих силой и популярностью среди народа.
  5. Призыв к свободным рыночным отношениям, признанию частной собственности.
  6. Принятие прав и свобод народа, развитие независимых от властей источников информации.

Vita sine libertate, nihil!
(Жизнь без свободы – ничто!)
Латинское изречение

Цели урока:

  • Образовательная (познавательная): создать у учащихся представление о том, что такое свобода; показать эволюцию понятия «свобода»; раскрыть особенности проявления свободы в различных сферах общественной жизни; охарактеризовать наиболее распространенные ограничения и нарушения прав и свобод человека и гражданина.
  • Развивающая: создать условия для формирования у учащихся: логического и образного мышления; умения работать с письменными и устными источниками; умения сравнивать однородные явления; умения группировать и классифицировать информацию.
  • Воспитательная : подвести учащихся к пониманию, что свобода является непреходящей ценностью в любом обществе, раскрыть ее значимость в жизни каждого человека; продолжить формирование ценностных ориентаций учащихся путем обсуждения альтернативных моделей поведения человека в ситуациях выбора; продемонстрировать модель кросс-культурного диалога (на примере высказываний представителей разных культур и эпох о свободе); формировать мотивацию к изучению предмета.

ХОД УРОКА

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о свободе. Какие выражения с этим словом вам известны? (Свобода слова, свобода совести, свобода выбора, свобода творчества и т.д.). В качестве эпиграфа к уроку я предлагаю вам латинское изречение Vita sine libertate, nihil!, которое переводится как «Жизнь без свободы ничего не значит».

Нам предстоит рассмотреть в ходе урока ряд вопросов: во-первых , что такое свобода, каковы ее основные аспекты, чем она ограничена и как она нарушается; во-вторых, мы посмотрим, как свобода проявляется в различных сферах общественной жизни (в каких? - экономической, политической, социальной и духовной), в-третьих , для чего нам нужна свобода. Мы не случайно обращаемся к этой теме. Свобода – это одна из вечных ценностей, и сегодня как никогда важно знать, какими свободами и в какой мере мы обладаем и каким образом мы можем защищать свою свободу.

Что же такое свобода? Давайте обратимся к фрагменту № 1 дидактического материала и познакомимся с одним из определений понятия «свобода». Словарь С.И.Ожегова дает нам следующее определение понятия «свобода»: это «независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность… общества и его членов». Но это определение было таким не всегда. В разные исторические эпохи свобода воспринималась людьми по-разному. Для первобытного человека быть свободным означало принадлежать роду, племени, «быть своим». В античности свобода - это возможность распоряжаться судьбой, которая была в руках богов, а также свобода от политической деспотии. В средние века под свободой подразумевалось ведение духовной, праведной и безгрешной жизни. В эпоху Возрождения свобода понималась как беспрепятственное развитие человеческой личности, раскрепощение творческого сознания людей. В новое время это слово было написано на знаменах всех западноевропейских революций и символизировало равноправие всех граждан. Для человека индустриального, современного нам общества свобода обрела экономический и юридический смысл. Что такое свобода лично для вас? (это возможность иметь политические и гражданские права; распоряжаться своими ресурсами, своим капиталом, своим временем).

Итак, мы с вами попытались ответить на первый вопрос урока - что же такое свобода, как ее понимают наши современники. Назовите документы, в которых закреплены права и свободы человека(Всеобщая декларация прав человека, конституции стран). Давайте обратимся к заданию № 2 - это фрагмент текста Конституции Российской Федерации - и посмотрим, какие права и свободы там отражены. Мы будем распределять их по сферам общественной жизни. Однако есть права и свободы, которые сложно отнести к какой-то определенной сфере. Это так называемые личные права и свободы. А теперь прочтите документ и распределите номера статей Конституции РФ по сферам общественной жизни (экономическая сфера: 8, 34, 37; политическая – 2, 13; социальная – 19; духовная – 28, 29, 44).

Итак, мы с вами частично познакомились со своими правами, закрепленными в Конституции РФ, и подтвердили вашу мысль, что быть свободным – это значит иметь определенные права. Французский философ Шарль Монтескье говорил, что свобода есть право делать все, что дозволено законом. Но иногда свобода понимается как вседозволенность, полная независимость от каких-либо норм или ограничений. Даже римский оратор Цицерон в свое время заметил, что свобода – это независимость от законов. Итак, вам представлены на выбор две точки зрения на свободу. С каким высказыванием вы согласны?Вот сейчас и вы реализуете свое право на свободу. Вы выбираете – это ваш свободный выбор из двух вариантов – как называются эти варианты? (Альтернативы).

Наш выбор может быть осознанным и неосознанным. Давайте рассмотрим ситуацию осознанного выбора. Скажите, что вы могли бы сейчас делать, если бы вам не нужно было идти на этот урок? А что заставило вас прийти сюда? Насколько осознан и насколько свободен ваш выбор? Осознанный выбор не всегда является верным. Человек может пить, курить, употреблять наркотики. Это выбор осознанный? Свободный? (Выбор свободный, но влечет за собой несвободу, зависимость). Но выбор всегда остается за человеком!

Иногда выбор происходит неосознанно . Из-за чего? (Под действием инстинкта («не знаю, что на меня нашло»), из-за недостатка информации или ложной информации). Приведите примеры из вашей жизни, когда вы делали неосознанный выбор.

А порой человек оказывается в ситуации ложного выбора . Подобная ситуация описана в романе Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка»: «предлагаю вам четвертование или сожжение на костре по вашему выбору». Почему это ложный выбор?

Как вы думаете, почему человеку сложно делать выбор? Во-первых, человек ощущает ответственность за свой выбор и при этом неуверенность в нем. Какой выход? (Переложить тяжесть решения на чужие плечи). На чьи плечи мы обычно перекладываем груз ответственности? Кого обвиняем в своих неудачах? (родителей, государство, Бога). Но когда мы все же решаем сделать выбор, перед нами встают три вопроса. Давайте поработаем с заданием № 3 дидактического материала.

«Что я хочу?» - что отражает этот вопрос? (желание, потребности). «Что я могу?» - что отражает этот вопрос? (Способности: физические, интеллектуальные, психические, а также обстоятельства, то есть влияние ситуации). «Что я должен?» - что отражает этот вопрос? Кто или что заставляет людей совершать выбор? (Долг, ответственность, совесть, этикет, нормы морали, традиции, общественное мнение, закон, социальные стандарты, культурные традиции и т.д.). Но всегда ли совпадают ответы на все три вопроса? Часто человек разрывается между противоположными стремлениями, альтернативами, между тем, что он ХОЧЕТ, МОЖЕТ и ДОЛЖЕН делать. Приведите пример несовпадения ответов на эти три вопроса из собственного жизненного опыта.

Как видим, существуют внутренние и внешние факторы, влияющие на выбор человека. Что относится к внутренним факторам? (Желание, способности и ответственность, совесть). Сейчас у нас в общественном транспорте работают контролеры, но так было не всегда. Если мы обратимся к представителям старшего поколения, то они расскажут, что раньше в общественном транспорте стояли кассовые аппараты и пассажиры, заходя в автобус или троллейбус, должны были самостоятельно бросить в кассу монетку и оторвать билет. Во всех автобусах была надпись «Личная совесть - лучший контролер». Как вы думаете, почему этого сейчас нет? Разве сейчас нет совести? Или ее стало меньше? Совесть необходима человеку, ведь зачастую мы несем ответственность не только за себя, но и за жизнь других людей. Например, в чем должна проявляться ответственность водителя? В каком состоянии он должен приступать к работе? (трезвый, выспавшийся, не нарушающий правила дорожного движения).

Что относится к внешним факторам, ограничивающим свободу человека? (Нормы морали, традиции, общественное мнение, закон, социальные стандарты и культурные традиции). А давайте подумаем, возможна ли абсолютная, ничем не ограниченная, свобода? Например, можно ли считать абсолютно свободным героя романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», который долгое время жил в одиночестве на необитаемом острове? Вывод: свобода всегда относительна.

Таким образом, существуют внутренние и внешние ограничения свободы человека. Зачем они нужны? (Они призваны обеспечивать свободу людей). Общество следит за соблюдением норм, принятых в нем. Государство поддерживает права и свободы личности в обществе законодательным путем. Если свобода человека и гражданина нарушается, то государство ограничивает свободу нарушителя – каким образом? (Тюрьмы, психиатрические больницы). Однако не стоит забывать, что иногда наши права и свободы ограничиваются незаконно. Давайте рассмотрим возможные нарушения наших прав в разных сферах общественной жизни.

Экономическая сфера . Как нарушаются права потребителей? (обвес, обсчет, ложная информация). Чтобы не допустить подобного мошенничества, существует «Закон о защите прав потребителей», который дает человеку возможность отстаивать свои права. Как нарушаются права наемных работников на рынке труда? Давайте обратимся к рекламным объявлениям о найме на работу (задание № 4), потому что скоро вы и сами столкнетесь с проблемой трудоустройства. Прочитайте рекламные объявления и назовите требования, предъявляемые к наемным работникам (пол, возраст, стаж, квалификация, прописка, опыт работы и т.д.). А вам не кажется, что это нарушение прав граждан? Это дискриминация на рынке труда.

Политическая сфера . Как нарушаются политические права на свободу? Все вы прекрасно знаете, что в нашем городе по сей день функционирует «Владимирский Централ» - тюрьма, в которой раньше содержались политзаключенные, боровшиеся за гражданские права. Давайте прочтем стихотворение Александра Галича (задание № 5) и подумаем: можно ли с уверенностью утверждать, что лирический герой несвободен? Вывод: даже если человек физически несвободен, он может оставаться свободным духом.

Духовная сфера . Давайте обратимся к тем статьям Конституции, которые вы отнесли к духовной сфере. Как нарушается эти права? (Цензура, религиозные притеснения и т.д.).

Как видим, наши права и свободы могут нарушаться во всех сферах общественной жизни. И задача человека – знать свои права и бороться за них! Мало просто иметь право на свободу, нужно еще и уметь его отстаивать. Давайте посмотрим, как вы теперь понимаете смысл слова «свобода»: предложите ваши ассоциации, начинающиеся на каждую из букв этого слова.

С – слова, сила …
В – власть, выбор, веротерпимость …
О – ответственность, обязанность …
Б – борьба, будущее …
О – ограничение, относительная свобода …
Д – деятельность …
А – альтернатива, абсолютная свобода …

А нужна ли нам свобода? Давайте прочитаем высказывание, приведенное в задании №6. Так как проще жить: свободным или несвободным? А что предпочитаете вы: свободу,которая влечет за собой непростой выбор и ответственность за принятое решение или следование по пути, предложенному кем-то другим, возможно более умным и опытным?

Домашнее задание:

  • Нарисуйте (или опишите) портрет свободного человека. Какими качествами он будет обладать?
  • Для желающих : Вспомните ситуации из своей собственной жизни, когда вы ушли от выбора (не сделали выбор). По каким причинам? На кого вы переложили эту ответственность и почему? Ощутили ли вы последствия этого решения?

Дидактический материал к уроку

  1. Свобода - это независимость, отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность… общества и его членов. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1978, с. 648).
  2. Прочтите выдержки из статей Конституции Российской Федерации и определите, какие сферы жизни общества они регулируют.
Статьи Конституции Российской Федерации

Статья 2.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Статья 8.

1. В РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Статья 13.

1. В РФ признается идеологическое многообразие….

3. В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность.

Статья 17.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 19.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств…

Статья 20.

1. Каждый имеет право на жизнь

Статья 22.

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность

Статья 27.

1. Каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства

Статья 28.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…

Статья 29.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

Статья 34.

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества…

Статья 37

1.Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Статья 44

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественно, научного, технического и др. видов творчества, преподавания…

3. Заполните таблицу «Факторы, влияющие на наш выбор»:

  • Требуется торговый представитель, м/ж, от 20 до 40 лет, наличие автомобиля, права категории «В», опыт работы торговым представителем или менеджером по продаже от 6 месяцев. Исполнительный, ответственный. З/п 25000-35000 рублей, дополнительно оплачивается ГСМ, связь.
  • Предприятию требуется на постоянную работу: грузчик (мужчина), з/п до 15000 рублей; кладовщик-оформитель (мужчина), з/п до 16000 рублей; возраст до 45 лет. Полный соцпакет.
  • Требуются фармацевты. Опыт работы от 1 года. Работа в Гороховце, транспорт и жилье оплачиваются, з/п 15000-20000 рублей.
  • Требуется бренд-менеджер (мужчина или женщина, возраст до 35 лет, образование высшее (маркетолог), желательно с опытом работы), з/п от 18000 тысяч рублей.
  • Требуется слесарь-сантехник (мужчина, с опытом работы от 1 года, возраст до 45 лет, з/п 12000 рублей).

5. Прочтите стихотворение Александра Галича. Можно ли с уверенностью утверждать, что заключенные полностью несвободны?

Я выбираю свободу,
Но не из боя, а в бой,
Я выбираю свободу
Быть просто самим собой.
И это моя свобода,
Нужны ли слова ясней?!
И это моя забота –
Как мне поладить с ней.
Но слаще, чем ваши байки,
Мне гордость моей беды,
Свобода казенной пайки,
Свобода глотка воды.
(Александр Галич)

6. Как вы понимаете следующее высказывание польского сатирика Станислава Ежи Леца: «Те, кто надел на глаза шоры, должны помнить, что в комплект входят еще узда и кнут»?

Источники и литература

  1. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных законом Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ). – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
  2. Обществознание. Учебное пособие для абитуриентов вузов / Г.Г.Кириленко, М.В.Кудина, Л.Б.Логунова и др.; под ред. Ю.Ю. Петрунина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., Аспект Пресс, 2003. С. 330-335.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1978. С. 648.
  4. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в вузы / Под ред. Академика О.Е.Кутафина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1997. С. 74-86.
  5. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. – М.: ВАКО, 2008. С. 145-149, 396-401.
Энциклопедия болезней