Значение мифов древней греции. Боги древней греции список

Во время Античности мифология оказывала огромное влияние на людей, тесно вписываясь в быт и религиозные обычаи. Основная религия этого периода – языческий политеизм, который основывался на многочисленном пантеоне богов. Боги древней Греции имели особенное значение и каждый выполнял свою роль. В разных регионах существовал культ того или иного бога, что во многом определялось особенностью жизни и уклада. В данной статье приведен список и описание богов.

Богов очеловечивали, наделяя их антропоморфными манерами поведения. Древнегреческая мифология имела четкую иерархию – выделись титаны, титаниды и младшее поколение богов, давшие начало Олимпийцам. Олимпийские боги – верховные небожители, жившие на горе Олимп. Именно они оказали наибольшее влияние на древних греков.

Древнегреческие боги первого поколения – древние сущности, давшие начало всему живому и неживому, считаются создателями мира. Они вступали в отношения, благодаря чему на свет появились другие боги, которые тоже относятся к первому поколению, а также титаны. Прародителями всех древнегреческих богов были Скотос (Мгла) и Хаос. Именно эти две сущности дали начало всему первичному пантеону Древней Греции.

Первичный пантеон богов древней Греции:

  • Нюкта (Никта);
  • Эреб (Мрак);
  • Эрос (Любовь);
  • Гея (Земля);
  • Тартар (Бездна);
  • Уран (Небо).

Практически не сохранилось описания каждого из этих божеств, поскольку впоследствии Олимпийцы стали ключевыми для мифологии Древней Греции.

Богам, в отличие от людей, было позволено вступать в родственные связи, поэтому дети часто были плодами инцеста.

Божества второго поколения – титаны, благодаря которым на свет появились олимпийские боги. Это 6 сестер и 6 братьев, которые активно вступали в брак между собой и воевали за власть. Самые почитаемые титаны – Кронос и Рея.

Олимпийские боги Греции

Это дети и потомки детей Кроноса и его жены Реи. Титан Кронос изначально считался богом земледелия, а позднее – времени. Обладал суровым нравом и жаждой власти, за что был свержен, кастрирован и отправлен в Тартар. На смену его правлению пришли Олимпийские боги, возглавляемые Зевсом. Жизнь и отношения Олимпийцев подробно описаны в древнегреческих легендах и мифах, им поклонялись, уважали и подносили дары. Выделяют 12 основных богов.

Зевс

Младший сын Реи и Кроноса, считается отцом и покровителем людей и богов, олицетворял добро и зло. Он выступил против своего отца, свергнув его в Тартар. После этого власть на земле была разделена между ним и его братьями – Посейдоном и Аидом. Является покровителем молнии и грома. Его атрибутами являлся щит и топор, позднее рядом с ним начали изображать орла. Зевса любили, но и боялись его кары, поэтому подносили ценные дары.

Люди представляли Зевса, как сильного и крепкого мужчину средних лет. Имел благородные черты лица, густую шевелюры и бороду. В мифах Зевс изображался как персонаж любовных историй, обманывавших земных женщин, в результате чего дал начало множеству полубогов.

Аид

Старший сын Кроноса и Реи, после свержения правления титанов стал богом подземного царства мертвых. Олицетворялся людьми, как мужчина старше 40 лет, который перемещался на золотой колеснице, запряженной золотыми лошадьми. Ему приписывают страшное окружение, например, Цербера – пса с тремя головами. Считали, что он владеет несметными богатствами подземного царства, поэтому боялись и уважали его, иногда больше, чем Зевса. Женат на Персефоне, которую он похитил, вызвав тем самым гнев Зевса и безутешную скорбь Деметры.

Среди людей его имя боялись произносить вслух, заменяя его различными эпитетами. Один из немногих богов, культ которого было практически не распространен. Во время ритуалов ему приносили в жертву скот с черной шкурой, чаще всего быков.

Посейдон

Средний сын Кроноса и Реи, после победы над титанами, получил во владение водную стихию. Согласно мифам, живет в величественном дворце в подводных глубинах, вместе со своей супругой Амфитритой и сыном Тритоном. Передвигается по морю на колеснице, запряженной морскими коньками. Владеет трезубцем, имеющим огромную мощь. Его удары приводили к образованию родников и подводных ключей. На древних рисунках изображен как могучий мужчина с голубыми, как цвет моря, глазами.

Греки считали, что он имел тяжелый нрав и вспыльчивый характер, что противопоставлялось спокойствию Зевса. Культ Посейдона был распространен во многих прибережных городах Древней Греции, где ему приносили богатые дары, в том числе девушек.

Гера

Одна из самых почитаемых богинь Древней Греции. Являлась покровительницей брака и супружества. Имела жесткий характер, ревнивость и большую любовь к власти. Является супругой и сестрой своего брата – Зевса.

В мифах Гера изображается, как властолюбивая женщина, насылаемая бедствия и проклятия на многочисленных любовниц Зевса и их детей, что приводит к усмешкам и смешным выходкам со стороны своего супруга. Ежегодно проводит купания в источнике Канаф, после чего вновь становится девственницей.

В Греции культ Геры был широко распространен, она являлась защитницей женщин, ей поклонялись и приносили дары для помощи во время родов. Одна из первых божеств, кому построили святилище.

Деметра

Вторая дочь Кроноса и Реи, сестра Геры. Богиня плодородия и покровительница земледелия, поэтому пользовалась большим уважением у греков. На территории страны существовали большие культы, считалось, что невозможно получить урожай, не принеся дар Деметре. Именно она научила людей возделывать землю. Представлялась молодой женщиной красивой внешности с локонами цвета спелой пшеницы. Наиболее известный миф – о похищении ее дочери Аидом.

Потомки и дети Зевса

В мифологии Древней Греции большое значение имеют рожденные сыновья Зевса. Это боги второго порядка, каждый из которых был покровителем той или иной деятельности людей. Согласно легендам, они часто входили в контакт с земными жителями, где плели интриги и строили отношения. Ключевые из них:

Аполлон

В народе его называли «лучезарный» или «сияющий». Представлялся златокудрым юношей, наделенный внеземной красотой внешности. Являлся покровителем искусств, покровителем новых поселений и врачевателем. Широко почитался греками, большие культы и святилища были найдены в Делосе и Дельфах. Является покровителем и наставником муз.

Арес (Арей)

Бог кровопролитной и жесткой войны, из-за чего часто противопоставлялся Афине. Греки представляли его, как могучего воина с мечом в руке. В поздних источниках изображен рядом с грифоном и двумя спутницами – Эридой и Энио, сеявших раздор и злобу среди людей. В мифах описан, как любовник Афродиты, в отношениях которых родились многие божества и полубоги.

Артемида

Покровительница охоты и женского целомудрия. Считалось, что принесение даров Артемиде подарит счастье в браке и облегчит роды. Часто изображалась рядом с ланью и медведем. Самый известный храм находился в Эфесе, позднее являлась покровительницей амазонок.

Афина (Паллада)

Высокопочитаемая богиня в Древней Греции. Являлась покровительницей организованной войны, мудрости и стратегии. Позднее стала символом знаний и ремесел. Изображалась древними греками, как высокая и хорошо слаженная женщина, с копьем в руке. Храмы Афине возводились повсеместно, был широко распространен культ почитания.

Афродита

Древнегреческая богиня красоты и любви, позднее считалась покровителем плодородия и жизни. Оказывалась огромное влияние на весь пантеон, в ее власти были как люди, так и боги (кроме Афин, Артемиды и Гестии). Являлась супругой Гефеста, но ей приписывают любовные интриги с Аресом и Дионисом. Изображалась с цветами роз, мирты или мака, яблока. В ее свиту входили голубки, воробьи и дельфины, а спутниками являлись Эрот и многочисленные нимфы. Самый крупный культ находился в городе Пафос, распложенный на территории современного Кипра.

Гермес

Крайне противоречивый бог древнегреческого пантеона. Он покровительствовал торговле, красноречию и ловкости. Был изображен с крылатым жезлом, вокруг которого обвиты две змеи. Согласно легендам, он был способен им мирить, будить и усыплять людей. Гермес часто изображен в сандалиях и широкополой шляпе, а также с ягненком на плече. Зачастую не только помогал земным жителям, но и плел интриги, сводя граждан между собой.

Гефест

Бог-кузнец, являющийся покровителем кузнечного дела и строительства. Именно он изготовил атрибуты большинства богов, а также делал молнии для Зевса. Согласно легендам, его родила Гера без участия супруга, из своего бедра в отместку за рождение Афины. Часто изображался широкоплечим и некрасивым внешне мужчиной, хромым на обе ноги. Был законным супругом Афродиты.

Дионис

Самый младший олимпийский бог, широко любимый древними греками. Является покровителем виноделия, растительности, веселья и безумия. Его мать – земная женщина Семела, убитая Герой. Зевс лично выносил ребенка с 6 месяцев, родив его из бедра. Согласно мифам, этот сын Зевса изобрел вино и пиво. Диониса почитали не только греки, но и арабы. Часто изображается вместе с посохом, имеющим навершие из хмеля и гроздью винограда в руке. Основная свита – сатиры.

Древнегреческий пантеон представлен несколькими десятками крупных богов, божествами, мифическими созданиями, чудовищами и полубогами. В легенды и мифы Античности имеют множество толкований, поскольку при описании использовались разные источники. Древние греки любили и уважали всех богов, им поклонялись, приносили дары и обращались для благословления и проклятия. Подробно древнегреческая мифология была изложена Гомером, который описал все крупные события и внешность богов.

диалектика религия философия сократ

Как объяснить, почему извергается вулкан, грохочет молния, идет засуха или море штормит, уничтожая все на своем пути? Древние греки нашли ответ - действия Богов. Мифология Древней Греции - это целое мироустройство с большим семейством Богов, объяснение всех природных явлений и сил, управляющих человеческой жизнью. О ком были мифы? Становились ли смертные героями легенд? Где вымысел, а где правда?

Греческая мифология или мифология Древней Греции возникла гораздо позже большинства античных представлений греческого народа о мире. Эллины, подобно другим народам древности, стремились каким-то образом разгадать грозные и часто непонятные природные явления, познать те таинственные неизвестные силы, которые управляют человеческой жизнью.

Фантазия древних греков и породила древнегреческую мифологию, населила окружающий мир добрыми и злыми сказочными существами: в рощах и на деревьях поселились дриады, в реках - нимфы, в горах - ореады, в океанах и морях - океаниды. Облик природы, дикий и непокорный, олицетворяли кентавры и сатиры. При исследовании греческой мифологии становится ясно, что миром в то время правили бессмертные боги, добрые и мудрые. Они обитали на вершине громадной горы Олимп и представлялись как прекрасные и совершенные существа, подобные по внешнему облику на людей. Они представляли из себя единую семью, главой которой был Зевс-Громовержец.

Добродетелями у древних греков считались умеренность, справедливость, мужество, благоразумие. Одним из неизменно наказуемых грехов был «хюбрис» - преступная гордыня, противление божественной воле.

Очеловечивание божественных существ является характерной особенностью греческой религии, что позволяло сделать греческую мифологию ближе обычным людям. В качестве высшей меры совершенства считалась внешняя красота. Итак, могучие силы природы, ранее неподвластные ни понимаю человеку, ни тем более его влиянию, становились понятными, становились более объяснимыми и понятными для воображения обычного человека.

Греческий народ стал творцом неповторимых в своей красочности мифов и легенд о жизни людей, богов и героев. В древнегреческой мифологии воспоминания о далеком, давно забытом прошлом и поэтический вымысел сливались воедино. Отдельные легенды о греческих богах соединялись в комплексные космогонические сказания (о возникновении человека и мира). Греческая мифология представляет из себя первобытную попытку осмыслить действительность, придать всей природной картине целесообразность и стройность, расширить жизненный опыт.

По мифу, белая лилия - символ невинности и чистоты - выросла из молока богини Геры, которая нашла младенца Геркулеса и хотела дать ему молока. Но мальчик, почуяв в ней врага, оттолкнул ее, а молоко разлилось по небу, образовав Млечный путь. Несколько капель упали на землю и превратились в лилии.

Незабвенность мифов и легенд Древней Греции объясняется чрезвычайно просто: ни одно другое человеческое творение не отличается таким богатством и полнотой образов. В дальнейшем к древнегреческой мифологии обращались философы и историки, поэты и художники, скульпторы и писатели, черпая в неисчерпаемом море легендарных сюжетов идеи собственных произведений, привнося в мифы новое мифологическое мировоззрение, которое соответствовало тому историческому периоду.

Прежде всего остального в мире существовал бесконечный Хаос. Это не была пустота - он содержал в себе истоки всех вещей, богов и людей. Вначале из Хаоса возникла мать-земля - богиня Гея и небо - Уран. От их союза произошли циклопы - Бронт, Стероп, Арг (“гром”, “блеск”, “молния”). Высоко посреди лба сиял их единственный глаз, превращая подземный огонь в небесный. Вторыми Уран и Гея породили сторуких и пятидесятиголовых великанов-гекатонхейров - Котта, Бриарея и Гиеса (“гнев”, “сила”, “пашня”). И наконец, на свет появилось великое племя титанов.

Их было 12 - шесть сыновей и дочерей Урана и Геи. Океан и Тефия породили все реки. Гипперион и Тейа стали предками Солнца (Гелиоса), Луны (Селены) и розоперстой зари (Эос). От Иапета и Асии произошел могучий Атлант, держащий ныне небесную твердь на своих плечах, а также хитроумный Прометей, недалекий Эпиметей и дерзкий Менетий. Еще две пары титанов и титанид произвели на свет горгон и другие удивительные существа. Но будущее принадлежало детям шестой пары - Крона и Реи.

Богам жертвовались еда, напитки и вещи. Распространены были жертвоприношения животных - гекатомбы. Были также популярны возлияние напитков (либация), а во время бедствий - люди или животные, изгонявшиеся из поселения, чтобы отвратить гнев богов (фармаки).

Не понравилось Урану его потомство и он сбросил циклопов и сторуких великанов в Тартар, ужасную бездну (которая одновременно являлась и живым существом и имела шею). Тогда Гея, вознегодовав на супруга, уговорила титанов востать против Неба. Все они напали на Урана и лишили его власти. Владыкой мира отныне стал Крон - самый хитрый из титанов. Но он не выпустил из Тартара прежних пленников, опасаясь их силы.

Мы мало знаем о том, какая жизнь на земле была в то время. Греки называли период правления Крона золотым веком. Однако этому новому владыке мира было предсказано, что он в свою очередь будет свергнут своим сыном. Поэтому Крон решился на ужасную меру - стал проглатывать своих сыновей и дочерей. Первой он проглотил Гестию, затем Деметру и Геру, далее Аида и Посейдона. Само имя Крон означает “время” и не зря люди говорят, что время поглощает своих сыновей. Последнего ребенка - Зевса его несчастная мать Рея подменила завернутым в пеленку камнем. Крон проглотил камень, а юный Зевс был спрятан на острове Крит, где его вскормила своим молоком волшебная коза Амалфея.

Когда Зевс стал взрослым, он сумел хитростью освободить своих братьев и сестер и они начали борьбу с Кроном и титанами. Десять лет они сражались, но победа не давалась ни той ни другой стороне. Тогда Зевс по совету Геи освободил томящихся в Тартаре сторуких и циклопов. Отныне циклопы стали ковать Зевсу его прославленные молнии. Сторукие же обрушили на титанов град камней и скал. Зевс и его братья и сестры, которые стали называться богами, одержали победу. Они, в свою очередь сбросили титанов в Тартар (“туда, где скрыты корни моря и земли”) и приставили стеречь их сторуких великанов. Сами же боги начали править миром.

Планета Марс носит имя бога войны Ареса-Марса, потому что имеет красный, «кровавый» цвет. А ее спутники, открытые в 1877 году, названы именами сыновей Ареса - Фобоса (бога страха) и Деймоса (бога ужаса).

Три брата - Зевс, Посейдон и Аид разделили между собой вселенную. Среднему брату Посейдону в удел досталось море. Он взял в супруги прекрасную Амфитриту и живет с ней в чудесном подводном дворце. Их сын Тритон, которого представляли сочетающим черты человека, коня и рыбы, трубя в морскую раковину, вызывает грозные бури. Сам Посейдон любит мчаться по бурному морю в колеснице, запряженной морскими конями и потрясая своим грозным трезубцем. Синие кудри великого бога развиваются на ветру. Окружают Посейдона нереиды - прекрасные дочери морского старца Нерея и Протей - меняющий, подобно морю свой облик и обладающий даром предсказания (на фасадах некоторых петербургских домов и решетках мы можем видеть некоторых из этих удивительных существ).

Младший брат, чернокудрый Аид, обладатель шапки-невидимки получил в управление подземный мир. Он женился на Персефоне, дочери самого Зевса. Невесела жизнь в царстве Аида (которое также называется Аид). Оно окружено рекой Стикс, через которую души умерших перевозит суровый старик Харон. Вход охраняет грозный трехголовый пес Цербер, не выпускающий никого обратно. Попавшие в Аид имеют, однако, различную судьбу. Души людей, чьи дурные и благие дела уравнивают друг друга, “одетые одеждою крыльев” скитаются среди лугов, заросших бледными тюльпанами и рощ черных тополей. Души злодеев и клятвопреступников терпят суровые кары (например, обманщик Сизиф должен вечно поднимать на гору тяжелый камень, который едва достигнув вершины тут же скатывается вниз). Души же праведников обитают в Элисиуме, стране незаходящего солнца и островах Блаженных. Говорят, что там правит Крон, которого помиловал его сын Зевс.

У древних греков существовали не только могущественные боги, но и более мелкие, «бытовые» божества. Например, Алоэй, сын Посейдона, почитался как божество обмолоченного зерна.

Зевс, почитаемый за старшего и “царя богов”, получил при разделе небо и землю. Он взял себе в жены Геру (“госпожа”), ставшую покровительницей семьи и брака. У них родились прекрасные дочери Илифия и Геба и сыновья - мастер Гефест и воинственный Арес. Великолепное жилище богов находится на горе Олимп, где вечно царит лето. Юная Геба подносит богам на пирах амброзию и нектар - пищу богов. Зевс в образе зрелого, чернокудрого мужа гордо восседает на золотом престоле. Рядом с ним его священный орел. Около трона стоит Ирида с радужными крыльями - вестница богов.

Наряду с богами в мифах были «задействованы» герои, или титаны. Героями считались личности полубожественные, стоявшие между богами и людьми. Героями были и люди, реально существовавшие, исторические личности - афинский полководец (Мильтиад), государственные мужи (Солон), основатели философских школ, крупнейшие поэты, чья деятельность играла большую роль в жизни греков. Их гробницы нередко находились в центре городов как напоминание о былых подвигах. Были героями и фигуры легендарные, созданные народной фантазией.

Одним из самых знаменитых и благородных героев-мучеников в мифологии являлся Прометей, оказавший неоценимую услугу человеческому роду. Среди любимейших народных героев был и Геракл, наделенный огромной силой. Буквально его имя означает «совершающий подвиги из-за гонений Геры». Когда Гера замыслила умертвить младенца Геракла, натравив на него двух змей, Геракл задушил их. Превосходя всех силой, не зная соперников в воинских упражнениях, Геракл совершил 12 подвигов. Среди них убийство чудовищного льва; уничтожение гидры - чудища с телом змеи и девятью головами дракона; истребление стимфалийских птиц, опустошавших местность, преследовавших животных и людей, разрывая их медными клювами, и многие другие. Эти и другие эпизоды образуют целый цикл увлекательных новелл.

Вокруг мифологии в целом, и мифов, в частности, множество научных и околонаучных споров. Причем мифологии не только древнегреческой, но и классической европейской. Так что же это такое мифы? Одни относят их к культуре, другие — к религии, третьи – и к первому, и ко второму как бы в миксе, говоря современным языком. Четвертые считают мифы чуть ли не историческими познаниями.

Зачем нужны мифы?

Одно неоспоримо и доказано фактами и артефактами: мифология – древнейшая человеческая сущность. Время появления мифологических образов трудно идентифицировать, но оно связано с происхождением языка и человеческого сознания. Мифология возникла не с богами и иными мифическими существами, а для обоснования и отображения их с той точки зрения и мышления, которые были присущи человечеству на конкретном этапе его развития. Мифы – это ритуалы жизни, повод для поиска смысла жизни.

Но вернемся к нашей теме – мифы Древней Греции и список названий. В Элладе мифология дала сильнейший толчок развитию культуры и искусства (скульптуры), даже религии многобожия и единого бога. Уже тогда возникли жанры современного театрального и кинематографического искусства — трагедия и комедия.

Важный момент. Боги – не идеальные существа. Среди них, как и у людей, существовали пороки. Это зависть, совершались подлости и убийства, в том числе и детей, а также с целью устранения конкурентов для продвижения в иерархии богов. Только один пример. Гея, богиня земли, подняла восстание против супруга, а после победы олимпийцев над титанами с сыновьями пошла атакой на пантеон Олимпа. Она породила стоглавое чудище - Тифона, на которого возлагала надежды уничтожить человечество.

Боги Древней Греции

Классифицированы тремя поколениями. Составим список богов третьего этапа. Особенно того состава, который известен как Олимпийцы. Их род пошел от Кроноса (Хронос — время) – первого божеского лидера Греции. По некоторым данным он последний сын Геи. И началась длительная эпоха олимпийских властелинов неба и всего живого на земле.

Зевс-громовержец (рим. Юпитер) — сын отца богов и сам отец богов. Кронос узнал предсказание своей матери, ставшей дельфийской прорицательницей, что его свергнут дети. Чтобы этого не произошло, он их проглатывал.

Супруга Рея спасла только последнего сына -Зевса. Маленьким она передала его на воспитание нимфам на еще неосвоенный остров Крит. Когда тот подрос, то немедленно свергнул отца с его управляемой небесной вотчины.

Тайну, которая помогла громовержцу избежать гибели, раскрыл Прометей. Он предсказал, на ком тому не стоит жениться. Так Зевс стал бессмертным, а его власть на Олимпе — вечной.

Все древнегреческие боги и их зоны ответственности.

Посейдон (Нептун), брат руководителя пантеона на горе Олимп, олицетворял физические силы и характер — мужество и необузданный нрав. Он создавал стихии на воде, топил корабли, вызывал голод на земле. Его олицетворяли с непонятными тогда землетрясениями. Свои вредительства Посейдон компенсировал щедрыми дарами, но потом снова бедокурил.

Гера (Юнона)

Сестра и жена громовержца, поэтому и была главной среди женской группы божеств. Надзирала за крепостью брака и супружеской верностью. Была очень ревнивая, не прощала измен даже Зевсу. Всячески старалась навредить внебрачному его сыну – Гераклу (Геркулес).

Аполлон (Феб)

Бог самого яркого света. Позже культ расширился на идеи творческого изящества и врачевания (отец бога врачей Асклепия). Аристократические черты заимствованы из образов Малой Азии. Культ широко распространился в Италии после римских завоеваний Греции.

Артемида (Диана)

Сестра Аполлона. Как и культ брата, уважение к ней занесено в Грецию извне. Артемида ассоциируется с лесами, вообще же она покровительствует всему, что произрастает и плодоносит. Приветствовала рождения и половые отношения.

Афина (Минерва)

Богиня, у которой непонятно каким образом уживались душевный комфорт и мудрость, воинственность и удивительная женственность. По мифологии, у Зевса (из его кудрявой головы) она родилась уже вооруженной копьем. И только ей, как богине, позволялось вести так называемые справедливые войны. Видимо, олимпийцы полагали, что подобные военные захваты чего-либо можно оправдать.

Трудно перечислить все, чему Афина покровительствовала: от земледелия до наук и искусства, и еще дальше распространялось ее влияние. От ее имени создавались города. Не зря столица Греции названа в честь этой богини. Во всей ее красе изобразил древнегреческий скульптор Фидий.

Гермес (Меркурий).

Если собрать в один список все, что попадало под покровительство богов, то станет понятно, чем были обеспокоены древние греки. Ведь богов создавали, если говорить прямо, они. Вот и в связи с Гермесом видно, что греки были обеспокоены строительством дорог, купеческой торговлей внутри страны и с соседями, раз наделили Гермеса этими полномочиями по покровительству.

Он слыл изворотливым богом, способным хитрить, когда надо, но и обладал знаниями иностранных языков. Очевидно, в земной жизни должны были быть и такие специалисты, раз бог ставился над ними.

Афродита (Венера или Киприда)

Хранительница любви и женской красоты. Известен эпос о ней и Адонисе, перенятый из мифов Древнего Востока. Ее сын Эрот (Амур) изображался на картинах, где он стрелами зажигает в людях пламя любви.

Гефест (Вулкан).

Уже из римского имени понятно, чем бог занимался: создавал огонь и грохот. Так показано в мифах. Но как общеизвестно, деятельность вулкана неподвластна ни людям, ни богам. Позже Гефест «переквалифицировался» и стал покровителем ремесленников, в кузнечном деле. Ведь там тоже всегда полыхает огонь для плавки металла. Хотя и был хромоногим, но стал супругом Афродиты.

В отличие от Афродиты, которая олицетворяла необузданную силу природы, богиня направляла природу на службу земледельцам. Под началом Деметры находилась жизнь человека вплоть до смерти.

Арес (Марс).

В отличие от Афины этот бог действовал путем обмана, измены и хитрости. Любил войну кровавую и ради войны. Гомер писал как о вояке с очень опасным оружием, но не классифицировал оружие. Ареса, как и всех членов пантеона, любили ваять древние скульпторы. Вояка изображался голым, но со шлемом на голове и с мечом.

Гестия.

Ее культ – огонь домашнего очага. Алтарь богини должен был находиться в каждом доме, где пылал очаг.

Древнегреческая мифология была одним из самых ярких явлений, что отражались на всей мировой цивилизации. Она появилась уже в первобытном мировоззрении древнегреческих племен еще в период матриархата. Мифология сразу вобрала в себя анимистические и фетишистские представления.

Мифологическому обоснованию подверглись культ предков и тотемизм, который тоже не миновали древние греки. Одним словом, религия древних греков началась с мифологии, нашла свое лучшее выражение в мифологии, своего совершенства достигла в олимпийской мифологии.

Олимпийская мифология - это уже общегреческая мифология периода патриархата. Исследователи отмечали интересный момент: имена местных богов или места их почитания становились эпитетами общих богов.

Олимпийский пантеон возглавляет «отец всех богов и людей» Зевс. Он живет на Олимпе, все боги всецело подчинены ему. Все олимпийские боги антропоморфные, не только как общий образ, а, так сказать, в деталях: они физически тождественны людям, имеют все человеческие качества, в том числе и негативные, которые иной раз позорят этих богов. Они едят и пьют, ругаются, рождаются и умирают.

Рядом с олимпийским пантеоном богов возникает значительное количество мифических героев, которые укрощают чудовища, что вредят людям. Антропоморфизм древнегреческой мифологии был свидетельством осознания своего места в мире, рост их власти над силами природы, ощущение ее общественной значимости.

Впоследствии антропоморфные греческие боги все больше и больше набирают значение олицетворения абстрактных сил природы и общества.

В эллинистический литературе, а затем и в римском эпосе мифология, кроме религиозного, приобретает и литературного и художественного значения, она дает материал художнику для аллегорий и метафор, создает образы типов и характеров.

Но главным для древнегреческой мифологии является ее функциональность - она становится основой для формирования представлений, обусловливает фетишизм и магию древнегреческой религии.

Древнегреческая мифология, полна гармонией и ощущением реальной жизни, становится основой реалистического искусства не только во времена античности, но и позже, в эпоху Возрождения, вплоть до наших времен.

Воспитанные на строгом соблюдении законов и норм древние греки тщательно относились к выполнению культовых положений. Большое значение в них набрал культ бога солнца, света, мудрости и искусства Аполлона, ему было посвящено святилище в Дельтах. Дельфийские жрецы и оракулы Аполлона имели большой авторитет, могли вмешиваться в государственные дела и серьезно влиять на события.

Еще одним значительным культом того времени был культ Деметры, богини плодородия и земледелия, а также законодательства, поскольку земледелие требовало оседлости и стабильности в жизни. Ему было посвящено святилище в Элевсине, близ Афин . В этом святилище традиционно, сотнями лет происходили мистерии, - таинственные обряды с участием лишь посвященных, Первой ступенью посвящения были песни и танцы ночью в праздник Великих Элевсине. На второй ступени собирались в самом святилище, где выполнялось драматическое представление о похищении богом подземного царства Аидом дочери Деметры - Персефоны (Коры). Это была символизация вымирающего и прорастающего зерна, изначального акта плодовитости, таинства вечной жизни. Посвященные в культ Деметры набирали права на вечную жизнь после смерти. Правда, при этом практические греки не забывали и о требованиях благочестивой, добродетельной жизни. К элевсинским мистериям не допускали, например, тех, кто пролил чью-то кровь. Требовалось также выполнение государственных и общественных обязанностей. Впоследствии Большие Элевсинии были признаны общегосударственным праздником.

В архаическую эпоху происходила существенная смена с культом Диониса, он стал богом растительности, виноградарства и производства, его поставили вровень с Аполлоном, он стал олицетворять идеи бессмертия человеческой души.

С культом Диониса и Деметры связано религиозно - философское течение орфиков , которое якобы заложил мифический певец Орфей, сын бога рек Еагра и музы Каллиопа. Миф рассказывает о смерти его жены Эвридики, которую укусил змей. Желая вернуть любимую женщину к жизни, Орфей спустился в подземное царство. Игрой на кифри и пением он очаровал стража подземного царства Кербера, а также Персефену. Орфею было разрешено забрать женщину с собой. Но он, ведя ее наверх, должен не оглядываться назад. Но любопытство победило его, он таки оглянулся (не на красавицу Персофену?) и потерял Эвридику. Но Орфей приобрел знания о душе. Он рассказал людям, что душа - это начало добра, часть божества, а тело - это тайна души. После освобождения души из смертного тела она продолжает существовать, перевоплощается. Орфею даже приписывают учение о метемпсихозе - переселении души из одного тела в другое.

Учение орфиков в следующем было воспринято философами (неоплатониками) и христианскими богословами.

Характеризуя мифологию архаической эпохи, мы должны обратить внимание на ее связь с философией, как только что обнаружилось при рассмотрении древнегреческого учения о бессмертной душе. Мифологическая, пышно описанная древнегреческая религия не успела набрать застывших догматических форм так, как это было, например, в иудаизме. Она не успела резко обособиться от философии и от науки в целом. Жречества не образовали социальной группы, не стало кастовым. Рациональное мышление, которое стало существенным признаком культуры того периода, не прошло религиозной мысли и присутствовало в мифологии. Так философское, научное и религиозное мышление шли рядом. Иной раз мешали друг другу, иной раз дополняли друг друга. Это был единый поток духовного развития, который кристаллизовался в богатой духовной культуре древних греков.

    Религия Греции и религиозные праздники

    Полуостров в северовосточной Греции, восточный выступ полуострова Халкидики далеко вдавшийся в изумрудные воды Эгейского моря приблизительно на 80 км в длину и около 12 км в ширину носит название Святая Гора Афон. Это гористая местность покрытая лесом и множественными скалистыми оврагами. Юго восточную часть Св. Горы занимает гора Афон поднявшая свою вершину на 2033 м. над уровнем моря.

    Отдых в Греции. Автостопом по Греции: реально ли?

    Автостопом по Греции– это очень интересный способ путешествия. Возможность повидать новые страны с минимумом затрат и вещей позволит получить новые впечатления, познакомиться с интересными людьми, увидеть жизнь во всей ее многогранности.

    Необыкновенный древнегреческий Акрополь

    В центре самой древней части столицы Греции, Афин, есть скалистая, крутая возвышенность, поднимающаяся над городом на высоту более 130 м. Первые поселения на этой возвышенности относятся к эпохе каменного века, т.е. нескольким тысячелетиям до нашей, нынешней эры. В период, так называемой, микенской культуры, во втором тысячелетии до нынешней эры, здесь была возведена крепость.

    Историческое наследие древней Македонии

    Представьте себе величественное здание древнегреческого амфитеатра… Праздничное шествие, посвященное свадьбе Клеопатры, дочери Македонского царя Филиппа Второго и царя Эпира Александра. Сотни людей, еще затемно занявшие места, на рассвете внезапно стали свидетелями поразительной и страшной картины: на площади торжественно появились 12 статуй главных олимпийских богов, искусно сделанных лучшими зодчими Греции.

В Древней Греции выделяются две группы богов: титаны, - боги второго поколения и олимпийские боги, или олимпийцы - боги третьего поколения. Тоесть всего было две основные группы богов:

Титаны – боги второго поколения

  • Шесть братьев ‐ Океан, Кей, Крий, Гипперион, Иапет, Кронос.
  • Шесть сестер ‐ Фетида, Феба, Мнемосина, Тейя, Фемида, Рея.

Породившие новое поколение: Прометей, Атлас, Гелиос (персонификация солнца), Лето, Менетий, Астерий, Селена (персонификация луны), Электра, Эос (персонификация утренней зари), Эпиметей.

Олимпийские боги (олимпийцы) – боги третьего поколения

  • В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи: Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон и Зевс, а также их потомки ‐ Гефест, Гермес, Персефона, Афродита, Дионис, Афина, Аполлон и Артемида. Верховным богом был Зевс, лишивший власти отца Кроноса.
  • В греческий пантеон Олимпийских богов традиционно входило 12 богов, но состав пантеона был не очень устойчивым и иногда насчитывал 14-15 богов.
  • Обычно это были: Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Посейдон, Афродита, Деметра, Гестия, Арес, Гермес, Гефест, Дионис, Аид.
  • Олимпийские боги жили на священной горе Олимп (Olympos) в Олимпии, у берегов Эгейского моря.

Подробности

Главными богами в Древней Элладе признавалось те, что относились к младшему поколению небожителей. Некогда оно отняло власть над миром у старшего поколения, олицетворявшего основные вселенские силы и стихии (см. об этом в статье Происхождение богов Древней Греции). Богов старшего поколения обычно именуют титанами. Победив титанов, младшие боги во главе с Зевсом поселились на горе Олимпе. Древние греки чтили 12 олимпийских богов. В их список обычно включались Зевс, Гера, Афина, Гефест, Аполлон, Артемида, Посейдон, Арес, Афродита, Деметра, Гермес, Гестия. К богам-олимпийцам близок и Аид, но он живёт не на Олимпе, а в своём подземном царстве.



  • Зевс – главное божество древнегреческой мифологии, царь всех других богов, олицетворение беспредельного неба, повелитель молний. В римской религии ему соответствовал Юпитер.
  • Посейдон – бог морей, у древних греков – второе божество по значению после Зевса. Как олицетворение изменчивой и бурной водной стихии Посейдон был тесно связан с землетрясениями и вулканической деятельностью. В римской мифологии отождествлялся с Нептуном.
  • Аид – владыка мрачного подземного царства мёртвых, населённого бесплотными тенями умерших и ужасными существами-демонами. Аид (Гадес), Зевс и Посейдон составляли триаду самых могущественных богов Древней Эллады. В качестве повелителя глубин земли Аид имел отношение и к сельскохозяйственным культам, с которыми тесно связывалась его жена, Персефона. У римлян именовался Плутоном.
  • Аполлон – первоначально бог солнечного света, чей культ затем получил более широкое значение и связь с идеями душевной чистоты, художественной красоты, врачебного целительства, воздаяния за грехи. Как покровитель творческой деятельности считается главой девяти муз, как целитель – отцом бога врачей Асклепия. Образ Аполлона у древних греков сложился под сильным влиянием восточных культов (малоазиатский бог Апелюн) и нёс в себе утончённые, аристократические черты. Аполлон именовался ещё и Фебом. Под теми же именами он почитался и в Древнем Риме
  • Гермес – древнейший догреческий бог дорог и полевых межей, всех границ, отделяющих одно от другого. Из-за своей исконной связи с дорогами Гермес позднее почитался как посланник богов с крыльями на пятках, покровитель путешествий, купцов и торговли. Его культ связывался также с представлениями об изворотливости, хитрости, тонкой умственной деятельности (искусном разграничении понятий), знании иностранных языков. У римлян – Меркурий.
  • Арес – дикий бог войны и битв. В Древнем Риме – Марс.
  • Эрот – сын Афродиты, божественный мальчик с колчаном и луком. По просьбе своей матери пускает меткие стрелы, которые зажигают в сердцах людей и богов неисцелимую любовь. В Риме – Амур.
  • Гименей – спутник Афродиты, бога брака. По его имени и свадебные гимны назывались в Древней Греции гименеями.
  • Гефест – бог, чей культ в эпоху седой старины связывался с вулканической деятельностью – огнём и грохотом. Позже благодаря тем же свойствам Гефест сделался покровителем всех ассоциируемых с огнём ремёсел: кузнечного, гончарного и т. п. В Риме ему соответствовал бог Вулкан.
  • Дионис – бог виноделия и тех буйных природных сил, которые доводят человека до безумного восторга. Дионис не относился к числу 12 «олимпийских» богов Древней Греции. Его оргиастический культ был заимствован сравнительно поздно из Малой Азии. Простонародное почитание Диониса противопоставлялось аристократическому служению Аполлону. Из исступлённых плясок и песен на праздниках Диониса позже произошли древнегреческая трагедия и комедия.
  • Пан – бог лесов, покровитель стад и пастухов. Имеет козлиные ноги, бороду и рога. Отличительный атрибут Пана – свирель (сиринга) в руках.
  • Асклепий – древнегреческий бог врачевания
  • Протей – одно из морских божеств греков. Сын Посейдона, обладавший даром предсказывать будущее и менять свой облик
  • Тритон – сын Посейдона и Амфитриты, вестник морских глубин, трубящий в раковину. По внешнему виду – смесь человека, коня и рыбы. Близок к восточному богу Дагону.
  • Дике – в Древней Греции – олицетворение божественной правды, богиня, враждебная обману
  • Тюхе – богиня удачи и счастливого случая. У римлян – Фортуна
  • Морфей – древнегреческий бог сновидений, сын бога сна Гипноса
  • Плутос – бог богатства
  • Фобос («Страх») – сын и спутник Ареса
  • Деймос («Ужас») – сын и спутник Ареса

Боги были бессмертны, но очень похожи на людей – им были свойственны человеческие черты: они ссорились и мирились, совершали подлости и плели интриги, любили и хитрили.

Легенды об олимпийских богах переходили из поколения в поколение, и оказали огромное влияние на мировую культуру. Сюжеты из древнегреческой мифологии присутствовали в литературе, поэзии, живописи, скульптуре, музыке. Они «оказывали» влияние практически на все сферы человеческой жизни, так как отражали представление людей об устройстве мира.



Та информация, которая дошла до наших времен о легендах и сказаниях Древней Греции, пришла из произведений Гомера, Овидия, Нонна, Еврипида. Так, к «олимпийскому» периоду развития общества все мифы были связаны с горой Олимп, где восседали 12 божеств во главе с Зевсом (правда, количество их не всегда совпадает).

Согласно древнегреческим мифам, до того, как «центральные» Боги вознеслись на Олимп, на Земле существовал Хаос, который породил Вечный Мрак и темную Ночь. От них произошли Вечный Свет и светлый День. Так, ночь стала сменять день, а день - ночь, во веки веков.

Психология общения