Серен кьеркегор произведения. «Смехотворное обоснование» гегелевской системы

теолог и писатель .

Биография.

Сёрен Обю Кьеркегор родился в Копенгагене, в семье разбогатевшего купца - бывшего крестьянина Петера Кьеркегора, 5 мая 1813 года.

Окончил теологический факультет Копенгагенского университета в 1840 году . Степень магистра получил в1841 году , защитив диссертацию «О понятии иронии, с постоянным обращением к Сократу», посвященную концепциям иронии у древнегреческих авторов и романтиков .

Скончался во время эпидемии гриппа на сорок третьем году жизни, 11 ноября 1855 года, в Копенгагене.

Этапы творчества.

Принято выделять пять периодов творчества Кьеркегора:

  1. - («Из записок ещё живущего», 1838; «О понятии иронии», 1841)
  2. - («Поучительные речи», 1842; произведения, опубликованные под псевдонимами : «Или-или», 1843; «Страх и трепет», 1843; «Повторение», 1843; «Философские крохи», 1844; «Понятие страха», 1844; «Стадии на жизненном пути», 1845; «Заключительное ненаучное послесловие», 1846)
  3. Полемика - в «Корсаре » с П. Мёллером и М. Гольдшмидтом
  4. - («Дело любви», 1847; «Христианские речи», 1848; «Болезнь к смерти», 1849; «Введение в христианство», 1850)
  5. - - период молчания вплоть до «церковной полемики» 1855 года (публикация статей в журнале «Мгновения» с критикой грубых смысловых подмен в церковной жизни современной ему Дании).
Основные идеи. Три стадии человеческого существования

Ключевым в наследии Кьеркегора является учение о трёх стадиях человеческого существования. Впервые Кьеркегор формулирует его в «Или - или». Окончательную формулировку учение получило в работе «Заключительное ненаучное послесловие к „Философским крохам“».

Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования:

  • эстетическая,
  • этическая,
  • религиозная.

В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа: обыватель (Spidsborgeren), эстетик (Æstetikeren), этик (Etikeren), религиозный человек (den Religiøse).

Обыватель живёт так, как окружающие: старается работать, создать семью, хорошо одеваться и говорить хорошо. Он следует стадному инстинкту. Он плывёт по течению и смиряется с обстоятельствами, не думая о том, что он может что-то изменить в своей жизни. Он просто не знает, что у него есть выбор.

Эстетик знает, что у него есть выбор. Он знает, что ему не нужно следовать за всеми. Он выбирает сам свой путь. Он выбирает жизнь, которая полна удовольствий. Ему нравится хорошая еда, стакан вина, красивые женщины. Он не думает о чувстве долга и ответственности и вовсе не думает, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто живёт сегодняшним днём и наслаждается жизнью. Если нет ничего интересного, то ему становится скучно. Он чувствует, что его жизнь пуста.

Человек может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию тогда, когда его поступками руководит разум и чувство долга. Этик не чувствует, что его жизнь пуста. У него развито чувство долга и ответственности. Он разбирается, где добро и где зло, что такое хорошо и что такое плохо. Он считает, что нужно жить с женщиной, любить её и быть ей верным. Ему хочется совершать только хорошие поступки и не совершать ничего плохого. На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим.

В конце концов, человек может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье. Тогда дискретно может произойти прорыв на духовную стадию, где человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму. Религиозный человек понимает, что он не совершенен. Он знает, что он грешен и нуждается в Боге. Он верит всем сердцем, что Бог его простит. Бог - совершенен, человек - нет.

Отчаяние Памятник Кьеркегору в Копенгагене

В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.

«Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью , не соответствующей ожиданиям человека. В своем сознании такой человек стремится подменить свое другим Я, обладающим некоторыми преимуществами: силой, умом, красотой и т. п. Отчаяние, возникающее от нежелания быть самим собой, приводит к распаду самости . Отдельные эстетические удовольствия фрагментарны и не обладают единством. В результате Я «рассыпается в песок мгновений».

«Мужественное отчаяние» возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я. Такое желание - результат нравственных усилий этического человека. «Я» для такого человека - уже не совокупность случайных «эстетических» удовольствий, а результат свободного формирования своей личности. Однако трагическая «самонадеянность» человека, возомнившего, что только его собственных человеческих сил достаточно для воплощения Я, приводит к отчаянию в неспособности преодолеть собственную конечность, «возвыситься до Бога».

«Абсолютное отчаяние» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом.

Где я? Что значит сказать "мир"? Каково значение этого слова? Кто заманил меня сюда и покинул здесь? Кто "я"? Как я оказался в этом мире? Почему меня не спросили, почему не познакомили с его правилами, а просто всунули в него, как будто я был куплен у продавца душ? Как я оказался вовлечённым в это громадное предприятие, называемое действительностью? Разве это не дело выбора? Кому я могу пожаловаться?

С. Кьергегор. «Философские крохи, или Крупицы мудрости» . Послесловие.

Истинная вера, как считал Кьергегор, не является результатом усвоения религиозной традиции , она результат абсолютно свободного и ответственного выбора в ситуации абсолютного одиночества.

Страх

Страх (Angst ) возникает у человека как существа онтологически свободного, но отмеченного печатью первородного греха, а потому смертного и конечного . Страх возникает из осознания невозможности преодоления собственной смерти и риска неправильного распоряжения собственной свободой. Страх таким образом является ситуацией, в которой проявляется человеческая свобода.

Рациональность и Экзистенциализм

В противовес развитию, которое придал немецкому классическому идеализму Гегель, Кьеркегор настаивал на вторичности рационального знания и первичности индивидуального отношения к существованию - а также вытекающих из этого отношения поступков и действий. В этом смысле позиция датского мыслителя, с одной стороны, близка к Канту, утверждавшему о "первенстве чистого практического разума в его связи со спекулятивным" , а с другой - принципиально расходится с кантовским утверждением о (само)достаточности универсальных этических критериев в деле осуществления человеком свободного личностного выбора ("Страх и трепет" , заключительный фрагмент "Или - или" и др.).

Оценка такой позиции как иррационалистической оспаривается в исследовательской литературе .

Русское написание имени. Могила Сёрена Кьеркегора

Наиболее употребительное написание фамилии философа на русском языке - Кьеркегор. В литературе также встречаются варианты: Киркегард, Керкегор, Кьёркегор и др.

С точки зрения Д. А. Лунгиной, наиболее близко к датскому произношению произношение фамилии как Кергегор, к немецкому - Киркегард; неоправданно сложному написанию Кьеркегор и немецко-датскому смешению Киркегор Д. А. Лунгина предпочитает отчасти адаптированное к графике, отчасти к русской традиции Керкегор .

Интересные факты.

  • 5 мая 2013 года, в день 200-летия философа, на логотипе (из серии юбилейных «дудлов») русскоязычного Google было изображено, как маленькие человечки пишут огромными перьями название поисковика.
Избранные работы.
  • 1841 - О понятии иронии (Om Begrebet Ironi med stadigt Hensyn til Socrates )
  • 1843 - Или-или (Enten-Eller ; включает части Диапсалмата , Несчастнейший , Дневник обольстителя , Эстетическая ценность брака и др., которые часто издаются отдельно)
  • - Две назидательные беседы
  • 1843 - Страх и трепет (Frygt og Bæven )
  • 1843 - Повторение (Gjentagelsen )
  • 1844 - Философские крохи (Philosophiske Smuler )
  • 1844 - Понятие страха (Begrebet Angest )
  • 1845 - Стадии жизненного пути (Stadier paa Livets Vei )
  • 1846 - Заключительное ненаучное послесловие (Afsluttende uvidenskabelig Efterskrift )
  • 1847 - Назидательные речи в различном духе (Opbyggelige Taler i forskjellig Aand )
  • - Чему нас учат полевые лилии и птицы небесные
  • 1847 -

Философия Сёрен Кьеркегора

кьеркегор философия бытие

Сёрен Кьеркегор (1813-1855) - знаменитый датский философ, теолог и писатель, по праву считается предтечей и одновременно основателем экзистенциализма. Сёрен Кьеркегор родился 5 мая 1813 в Копенгагене. Отец Серена, Михаэль Кьеркегор считал, что над его семьей тяготеет рок - в детстве, отданный родителями в пастухи, он как-то в порыве отчаяния проклял Бога. И действительно, из семерых его детей пятеро умерли, что ставший богобоязненным М. Кьеркегор воспринял как Божье наказание. И хотя дела в семье коммерсанта М. Кьеркегора шли неплохо, духовно-психологическая атмосфера всегда оставалась тяжелой, с чем некоторые комментаторы учения С. Кьеркегора связывали особенности его личности и характер его философии. Серен рос болезненным, впечатлительным, но исключительно одаренным ребенком. В 1830 г., с успехом окончив школу, он поступил на теологический факультет Копенгагенского университета. В выборе факультета, вероятно, прежде всего сказалось влияние семьи. Занимаясь в университете теологией, Кьеркегор приобрел незаурядные познания также и в философии. Будучи художественно одаренной натурой, он увлекался эстетикой, театром, литературой. Получив в 1838 г. диплом теологического факультета, Кьеркегор мог стать пастором или теологом. Но церковная карьера не привлекала его, хотя вопрос о Боге, критическое отношение к ортодоксальным религиозным верованиям, институтам на всю жизнь стали предметом его глубоких и болезненных переживаний.

Иррационалистический характер философии

Философия С. Кьеркегора занимает особое место среди философских концепций XIX века потому, что Кьеркегор впервые откровенно выступил против рационалистической системы Гегеля. Невероятная популярность гегелевских идей в XIX веке, с одной стороны, очень короткая жизнь Кьеркегора, с другой, и замкнутый характер, повлекший за собой долгое одиночество, даже затворничество, с третьей, не позволили Кьеркегору стать ни известным мыслителем при жизни, ни иметь каких-либо учеников для продолжения размышлений "в духе Кьеркегора" или развития его идей. А "дух Кьеркегора" имел свою неповторимую особенность: "Этот Единичный",- такой текст, сформулированный самим Кьеркегором, предложил он в качестве надгробной эпитафии задолго до смерти. На философию Кьеркегора, как на Эпикура и Ницше, серьезное влияние оказали физиологические отклонения от нормы - болезни с момента рождения до конца жизни. Как считал Кьеркегор, его рождение - результат преступления родителей, а потому он так и не получил божественной благодати.

"Единичность" Кьеркегора заключалась не только в резкой критике философского рационализма, который он не принял и которому противопоставил не столько систему, сколько цельность и непротиворечивость идеи веры.

Кьеркегор выдвигает идею веры в противоположность рационалистической традиции, но не отрицает возможностей разума, не умаляет познавательных склонностей и способностей человека. (Кьеркегор окончил теологический факультет Копенгагенского университета). Он только, как и Кант, ограничивает возможности разума в устройстве счастливой, подлинной жизни человека. Разуму есть место в жизни, но не разум является подлинно человеческим достоянием. Разум не в состоянии объяснить божественное чудо (чудо - единично), разум не способен охватить все богатство и уникальность единичной человеческой жизни. Разум скользит лишь по поверхности, он не в состоянии проникнуть вглубь жизни, постичь все грани ее духовности.

Кьеркегор ярко и однозначно уже в I половине XIX века выступил против всеобщих и объективных оснований человеческого бытия. Человек, в отличие от животного, не родовое, а экзистирующее существо. Родовые признаки - разум человека, являются вторичными уже потому, что человек сотворен по образу и подобию бога. (В конце анализа философии Кьеркегора мы отдельно остановимся на причинах религиозности датского мыслителя).

Поскольку жизнь у человека одна, неповторима и незаменима, постольку единичные стили и единичные образы жизни являются самым характерными свойствами "Я".

В критической литературе иногда проводят параллель философии Кьеркегора и Сократа. В отличие от Сократа, Кьеркегор главной задачей философии видит не рациональное обоснование религиозно-нравственной жизни, а, наоборот, во-первых, сверх-рациональное, даже иррациональное обоснование жизни, во-вторых, жизни не религиозно-нравственной, а сверх-нравственной, что не мешает сверх-нравственной жизни иметь основание в этике.

Разум не может служить основанием человеческой жизни уже потому, что разум универсален; он принадлежит роду человеческому и ни один человек на земле не в силах избавиться от разума, не в состоянии ослушаться разум, когда речь идет о потребностях человека, об условиях его жизни. Поэтому разум не в состоянии не то, чтобы объяснить чудо и даже уразуметь его.

Что действительно роднит философию Кьеркегора с философией Сократа - это призыв прислушаться к внутреннему голосу. Поскольку внутренний голос Кьеркегора это не сократовский "голос совести" - даймонион, а голос веры - "рыцаря веры". Внутренним голосом человека говорит сам бог . Иррациональная вера Кьеркегора позитивна, поскольку никогда и ни при каких обстоятельствах не может быть подвержена рациональной обработке, т.е. вера не может быть рационально оформлена. Вера не трансцендентальна (как в негативном иррационализме), но трансцендентна разуму. В этом плане Кьеркегор идет вслед за Августином Блаженным, именуя "откровение" Августина "верой", а себя - рыцарем веры.

В центр своих философских размышлений Кьеркегор ставит проблему бытия единичного - единого и единственного человека. Чтобы объяснить особенность своей философии, Кьеркегор последовательно описывает и анализирует три "сферы существования" человека - эстетическую, этическую, религиозную.

Сферы существования Кьеркегора не имеют ничего общего с триадой Гегеля. Для Гегеля достижение высшего, третьего уровня бытия человека - уровня духа, возможного через последовательное прохождение уровня идеи и уровня природы, свидетельствует о спиралеобразном саморазвитии и самопознании мирового духа. Движение бытия по мысли Кьеркегора, напротив, осуществляется линейно, а не спиралеобразно: высшая стадия развития человека - стадия веры, не имеет ничего общего с первой стадией - эстетической. Вера не дополняет эстетическое и этическое начало жизни, но возвышается над ними, противостоя им обоим.

Итак, жизнь человека в целом, как считает Кьеркегор, покоится на тех или иных правилах поведения, на тех или иных нормах и принципах отношения к жизни, т.е. на этике. Но этика различна и Кьеркегор различает три несводимых друг к другу типах жизни, выражающиеся в трех противоположных стадиях (уровнях) жизни. По сути, Кьеркегор говорит о трех различных этиках.

Исторически первая стадия, на которой протекает жизнь человека, это эстетическая. Она описывается Кьеркегором в двухтомной работе "Либо-либо" 1843 года. Кьеркегор в отличие от предшествующей традиции от Платона до Канта и Гегеля понимает эстетику как чувственность вообще, руководствуясь, по-видимому, лишь этимологическим аспектом слова. "На этой стадии человек обуреваем наслаждениями, одержим страстями. Это этика большинства, строящаяся на принципе: "срывай день". Крайним выражением эстетического бытия является эротика. Стремление постоянно искать чувственного наслаждения разлагает изнутри эстетического человека. Он становится пленником собственных устремлений. Неизбежно наступает пресыщение и ощущение бессмысленности существования, сопровождающееся отчаянием".

Второй стадией жизни человека является этическая. Этическая стадия противоположна эстетической. Основой этической этики является сознание ответственности и долга каждого человека перед другим человеком, перед человечеством. На этом уровне жизни культивируются постоянство и привычка, а основным требованием становится требование стать самим собой.

В своей работе "Наслаждение и долг" (понятия, соответственно коррелирующие с эстетическим и этическим началами жизни), Кьеркегор писал: "Эстетическим началом может назваться то, благодаря чему человек является непосредственно тем, что он есть; этическим же - то, благодаря чему он становится тем, чем становится".

Дихотомия "эстетическое-этическое", получившая полное освещение в работе 1843 года с названием "Или-или" ("Enten-eller"), и отрицательное отношение к обоим началам бытия самого автора свидетельствует, что имеется еще один вариант выбора жизненного пути, еще одна красная, но теперь и путеводная нить жизни. Это - этика религиозная.

Религиозный уровень жизни человека есть высший, богоподобный. Религиозная этика, цементирующая подлинное бытие человека, не снимает предшествующие две - эстетическую и этическую, напротив, является прямым противопоставлением как первой, так и второй.

Физиологическим основанием первой, эстетической нормы жизни (этики) являются чувства, второй, этической - разум, третьей, религиозной - сердце. Насколько несоизмеримыми и не сводимыми друг к другу являются физиологические основания трех принципов жизни - чувств, разума и сердца, настолько не соотносимы и не соизмеримы сами три образа жизни - эстетический, этический, религиозный.

Мысль Кьеркегора, несмотря на популярность в те времена гегелевского метода, течет в направлении, противоположном гегельянству: речи о синтезе первых двух начал бытия религиозной этикой не идет и идти не может. Религиозная этика не имеет ничего общего с первыми двумя, она противостоит им, впервые со времени Августина, выводя человека к истинному источнику бытия - вере. Единичное бытие не может покоиться не на чем другом, кроме веры. Вера является тем инструментом, с помощью которого человек становится отличным ото всех людей,- он становится Единичным.

В 1846-1848 он опубликовал несколько специфически религиозных сочинений: Деяния любви (Kjerlighedens Gjerninger), Христианские беседы (Christelige Taler), Поучительные беседы различного толка (Opbyggelige Taler i farskjellig Aand). До конца 1852 были написаны Болезнь к смерти (Sygdommen til Doden), Упражнения в христианстве (Indvelse i Christendom), К самопроверке (Til Selvprovelse), Судья себе самому (Dette skal siges), а также небольшая автобиографическая работа Точка зрения (Synspunktet for min Forfatter-Virksomhed). Это были последние работы Кьеркегора. В начале 1854 его внимание привлек экстравагантный панегирик в адрес бывшего епископа Мюнстера, произнесенный известным лютеранским теологом Мартизеном, и Кьеркегор пишет серию статей, направленных во имя христианства против «христианского мира» (Hvad Christus dmmer om officiel Christendom). В сентябре 1855 он почувствовал, что его внутренняя задача исполнена. Умер Кьеркегор в Копенгагене 11 ноября.

Сёрен Кьеркегор (Søren Kierkegaard 1813-1855) - датский философ, теолог и писатель, считаетсяодним из основателей экзистенциализма. В противовес немецкому классическому идеализму и развитию, которое придал ему Гегель, Кьеркегор настаивал на вторичности рациональности и первичности чистого существования (экзистенциальности), которое после определённого диалектического пути развития личности должно найти свой смысл в вере. Этот и ряд других моментов послужили распространению точки зрения, согласно которой датский мыслитель является представителем иррационализма.

С. Кьеркегор окончил теологический факультет Копенгагенского университета в 1840 году. Степень магистра получил в 1841 году, защитив диссертацию «О понятии иронии, с постоянным обращением к Сократу», посвященную концепциям иронии у древнегреческих авторов и романтиков. После разрыва помолвки до 1851 года много работает, пишет свои основные труды. Затем оставляет писательство с чувством, что он сказал то, что должен был сказать, вплоть до «церковной полемики» 1855 года. Вёл жизнь, сокрытую в своём существе от людей; при этом других людей тонко чувствовал и глубоко понимал. Работы С. Кьеркегора отличаются исключительной психологической точностью и глубиной. Критиковал (особенно резко - в последние годы жизни и творчества) выхолащивание христианской жизни, стремление жить благополучно и удобно и при этом считать себя христианином. Смыслу христианской жизни посвящены его экзегетические работы - «беседы» (Taler), а также работа «Введение в христианство» (1850), и последние его публикации в журнале «Мгновения».

Ключевым в наследии Кьеркегора является учение о трех стадиях человеческого существования. Впервые Кьеркегор формулирует его в «Или - или». Окончательную формулировку учение получило в работе «Заключительное ненаучное послесловие к "Философским крохам"». Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования: эстетическая, этическая, религиозная. В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа: обыватель (Spidsborgeren), эстетик (Æstetikeren), этик (Etikeren), религиозный человек (den Religiøse).

Обыватель живет так, как окружающие: старается работать, создать семью, хорошо одеваться и говорить хорошо. Он следует стадному инстинкту. Он течет по течению и смиряется с обстоятельствами, не думая о том, что он может что-то изменить в своей жизни. Он просто не знает, что у него есть выбор.

Эстетик знает, что он у него есть выбор. Он знает, что ему не нужно следовать за всеми. Он выбирает сам свой путь. Он выбирает жизнь, которая полна удовольствий. Ему нравится хорошая еда, стакан вина, красивые женщины. Он не думает о чувстве долга и ответственности, и вовсе не думает, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто живет сегодняшним днем и наслаждается жизнью. Если нет ничего интересного, то ему становится скучно. Он чувствует, что его жизнь пуста.

Тогда человек может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию, когда его поступками руководит разум и чувство долга. Этик не чувствует, что его жизнь пуста. У него развито чувство долга и ответственности. Он разбирается, где добро и где зло, что такое хорошо и что такое плохо. Он считает, что нужно жить с женщиной, любить ее и быть ей верным. Ему хочется совершать только хорошие поступки и не совершать ничего плохого. На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим.

В конце концов человек может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье. Тогда дискретно может произойти прорыв на духовную стадию, где человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму. Религиозный человек понимает, что он не совершенен. Он знает, что он грешен и нуждается в Боге. Он верит всем сердцем, что Бог его простит. Бог - совершенен, человек - нет.

Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека одновременно рассматривается и как единственная возможность прорыва к Богу. В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.

  • «Отчаяние возможного» у эстетического человека связано с фактичностью, несоответствующей ожиданиям человека. В своем сознании такой человек стремится подменить свое Я другим Я, обладающим некоторыми преимуществами: силой, умом, красотой и т. п. Отчаяние, возникающее от нежелания быть самим собой, приводит к распаду самости. Отдельные эстетические удовольствия фрагментарны и не обладают единством. В результате Я «рассыпается в песок мгновений».
  • «Мужественное отчаяние» возникает в результате желания быть самим собой, добиться непрерывности Я. Такое желание - результат нравственных усилий этического человека. Я для такого человека - уже не совокупность случайных «эстетических» удовольствий, а результат свободного формирования своей личности. Однако трагическая «самонадеянность» человека, возомнившего, что только его собственных человеческих сил достаточно для воплощения Я, приводит к отчаянию в неспособности преодолеть собственную конечность, «возвыситься до Бога».
  • «Абсолютное отчаяние» у религиозного человека возникает в результате осознания богооставленности мира и собственного одиночества перед Богом. Истинная вера не является результатом усвоения религиозной традиции, она результат абсолютно свободного и ответственного выбора в ситуации абсолютного одиночества.

Труды и идеи Кьеркегора оказали значительное влияние на европейскую и мировую философию и литературу. Ему многим обязаны Г.Ибсен, М.Унамуно, А.П.Чехов, Н.А.Бердяев, К.Барт, М.Хайдеггер и К.Ясперс.

Публикации

  1. + - Афоризмы эстетика

    Http://lib.ru/FILOSOF/KIRKEGOR/estetik.txt

  2. + - Болезнь к смерти (Sygdommen til Døden. En christelig psychologisk Udvikling til Opbyggelse og Opvækkelse. Af Anti-Climacus)[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://coollib.com/b/175358 http://royallib.ru/read/kerkegor_syoren/bolezn_k_smerti.html#0

  3. + - Заключительное ненаучное послесловие к “Философским крохам”

    Http://www.ruthenia.ru/logos/number/1997_10/07.htm http://magazines.russ.ru/vestnik/2005/16/ke24.html

  4. + - Наслаждение и долг. Дневник соблазнителя

    Http://www.lib.ru/FILOSOF/KIRKEGOR/dnevnik.txt

  5. + - О понятии иронии

    Http://histphil.ru/biblio/docs/kerkegor-o_poniatii_ironii.pdf http://anthropology.rinet.ru/old/4/o_ponyatii_ironii.htm

  6. + - Повторение[недоступно]

    В настояще время публикация недоступна. http://imwerden.de/pdf/kierkegaard_povtorenie.pdf

  7. + - Понятие страха[недоступно]

    Трактат "Понятие страха" ("Begrebet Angest") опубликован Кьеркегором в 1844 г. под псевдонимом Вигилий Хауфниенсий. Этот психологиче- ский очерк целиком посвящен проблеме первородного греха (Arvesynd, букв.: "наследственного греха"), лежащего в основе страха (Angest). Кьеркегор был первым философом, разгра- ничившим "страх-боязнь" (Frygt), то есть страх, которому мы можем найти конкретную причину, и мучительный, сосущий человека изнутри страх-головокружение (Angest), - страх перед Ничто, лишенный рациональных объяснений. Несмотря на кажущуюся псевдонаучную форму, сам Кьеркегор относил "Понятие страха" к числу своих "легкомысленных сочине- ний". Пожалуй, здесь впервые в новейшей теологической литературе подробно рассмотрена проблема чувственности, эротики и сексуальности с позиции христианской догматики.

    // Пер. с дат. Н.В. Исаевой, С.А. Исаева. - 2-е изд. - М.: Академический про-ект, 2014. - 224 с. - (Философские технологии). ISBN 978-5-8291-1598-2

  8. + - Страх и трепет

    Http://www.vehi.net/kierkegor/kjerkegor.html http://psylib.ukrweb.net/books/kerks01/index.htm http://www.bible-center.ru/book/kirkegaard

См.также

  1. Понятие "страха" (о работе С.Кьеркегора)
  2. Мир Кьеркегора. Русские и датские интерпретации творчества Сьерена Кьеркегора
  3. Мир Кьеркегора (сборник статей)
  4. Абросимова Е.А. Анализ концепций смерти в философии С.Кьеркегора и М.Хайдеггера
  5. Антомони В. Ревность, память, наслаждение: расторгнутые помолвки Кьеркегора и Кафки
  6. Архипов Г.А. Священное безумие датского Дон Кихота (о С.Кьеркегоре)
  7. Баевский В.С. Тютчев: Поэзия экзистенциальных переживаний
  8. Базалук О. А. Философия жизни от волюнтаризма к экзистенциализму (компаративистский подход)
  9. Бердяев Н.А. Лев Шестов и Киркегор
  10. Бибихин В.В. Кьеркегор и Гоголь
  11. Воронина Н.Н. Экзистенциально-онтологическое осознание символа (Ницше и Кьеркегор)
  12. Грицанов А.А Понятие "страха" (О работе С.Кьеркегора)
  13. Зайцева Т.Б. Киркегоровская "проблема зоопарка"
  14. Зайцева Т.Б. Категория отчаяния или "болезнь к смерти" в философии Сёрена Киркегора
  15. Зайцева Т.Б. С. Киркегор об эстетической и этической стадиях жизненного пути человека
  16. Зайцева Т.Б. Художественная антропология А. П. Чехова: экзистенциальный аспект (Чехов и Киркегор)
  17. Зайцева Т.Б. Чехов и Киркегор о о любви воспоминании
  18. Зайцева Т.Б. О людях и деревьях (к истории одного христианского сюжета в произведениях Киркегора и Лермонтова)
  19. Зайцева Т.Б. Русская литература XIX века и Киркегор. Из истории изучения вопроса
  20. Исаев C. Косвенное сообщение: шифрованное письмецо Вечности (О Кьеркегоре)
  21. Исаева Н.В. "Или-Или". Пропедевтика к урокам бессмертия
  22. Коплстон Ф. Кьеркегор (гл. из т. "От Фихте до Ницше")
  23. Корнющенко-Ермолаева Н.С. Кьеркегор о человеческом бытии и одиночестве
  24. Кружков Н.Н. Иисус Христос глазами Сёрена Кьеркегора
  25. Левичева Е.Н. Религиозная антропология Сёрена Кьеркегора (материалы диссертации)
  26. Лунгина Д.А. Современность в дневниках Серена Керкегора и Льва Толстого
  27. Лунгина Д.А. Сёрен Керкегор: завороженность проблемой человека
  28. Лунгина Д.А. Идея спасения в псевдонимных произведениях С. Керкегора
  29. Малик Э.Г. Иррационалистическая школа философии. (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше)
  30. Мареев С.Н. С.Кьеркегор: первый опыт экзистенциализма
  31. Мудрагей Н.С. Рыцарь веры в "Страхе и трепете" Кьеркегора
  32. Мурзин Н.Н. Экзистенциальное сознание: Къеркегор и Гегель
  33. Никулина А.К. Философские идеи Серена Кьеркегора в романном творчестве Торнтона Уайлдера
  34. Новиков Ю.Ю. Предтеча экзистенциализма (посвящается 200-летию со дня рождения С. Кьеркегора)
  35. Нойхаус Р.Дж. Кьеркегор для взрослых
  36. Ольховская У. К понятию иронии…
  37. Подорога В.А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: Сёрен Киркегор, Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер, Марсель Пруст, Франц Кафка
  38. Ратнер Д. Экзистенциальный выбор (Л. Толстой, С. Кьеркегор, Ф. Достоевский, Ф. Ницше)
  39. Сарабун О.Б. Ответственность как момент этического самоосуществления человека в философии Сёрена Кьеркегора
  40. Соколов Б.Г. Движение "против": Серен Кьеркегор и Лев Шестов
  41. Ставцева О.И. Понятие «экзистенция» у Шеллинга, Кьеркегора, Хайдеггера
  42. Стретерн П. Кьеркегор за 90 минут
  43. Супиханов Ш. Кьеркегор (экзистенциальная диалектика С.Кьеркегора)
  44. Хоружий С.С. Философия Кьеркегора как антропология размыкания
  45. Шестов Л. Киркегард и Достоевский
  46. Щитцова Т.В. Экзистенциальная терапия, или Как практикуют философию: к актуальности Киркегора в современную эпоху

Сёрен Обю Кьеркегор (дат. Søren Aabye Kierkegaard, 5 мая 1813, Копенгаген — 11 ноября 1855, там же) — датский философ, протестантский теолог и писатель.

Окончил теологический факультет Копенгагенского университета в 1840. Степень магистра получил в 1841, защитив диссертацию «О понятии иронии», посвящённую концепциям иронии у древнегреческих авторов и романтиков. После разрыва помолвки до 1851 много работает, пишет свои основные труды. Затем оставляет писательство с чувством, что он сказал то, что должен был сказать, вплоть до «церковной полемики» 1855. Вёл жизнь, сокрытую в своём существе от людей; при этом других людей тонко чувствовал и глубоко понимал. Работы Кьеркегора отличаются исключительной психологической точностью и глубиной.

Критиковал (особенно резко — в последние годы жизни и творчества) выхолащивание христианской жизни, стремление жить благополучно и удобно и при этом считать себя христианином. Смыслу христианской жизни посвящены его экзегетические работы — «Беседы» (Taler), а также работа «Введение в христианство» (1850), и последние его публикации в журнале «Мгновения».

Скончался во время эпидемии гриппа на сорок третьем году жизни.

Книги (12)

Болезнь к смерти

Произведение «Болезнь к смерти» («Sygdommen til Dоden») было опубликовано Кьеркегором в июле 1849 г.

В основу тематического зачина, давшего название всей книге, положена евангельская притча о воскрешении Лазаря. Чудо о Лазаре несет в себе прозрачную метафорическую нагрузку: бездыханность, безжизненность мертвеца символизируют здесь оцепенение воли человека, скованной отчаянием, когда надежда потеряна и все тонет во мраке безразличия, циничной опустошенности. Спасение из этого состояния внутреннего саморазрушения, тлена и гибели возможно лишь с приходом Христа, который должен всякий раз заново отваливать могильный камень со склепа, где томится каждая человечья душа.

Вот почему Кьеркегор не устает повторять, что отчаяние — это грех, но отчаяние пред Богом — уже надежда на исцеление, противоположность же греху — это не добродетельное поведение, но вера.

Понятие страха

«Понятие страха» — это одна из самых глубоких дофрейдовских работ по психологии. В ней Кьеркегор различает два вида ужаса. Произведение было написано в 1844 году, и могло стать намного ярче «Философских Крох».

Страх и трепет

Рассмотреть источник веры, ее специфику — задача трактата «Страх и трепет».

Кьеркегор выводит главным героем — рыцарем веры — библейского Авраама и стремится показать экзистенцию Авраама и его поступки сердцем. Рассмотрение веры, которую олицетворяет Авраам, позволяет увидеть его неповторимую единственность, несущую чудо.

Философские крохи, или Крупицы мудрости

Книга «Философские крохи, или Крупицы мудрости» принадлежит датскому мыслителю Серену Керкегору.

Задуманная как ответ гегельянству и, в первую очередь, попыткам историко-критического прочтения Нового Завета, предпринятым Тюбингенской школой, книга Керкегора стала событием, выходящим далеко за пределы злободневных дискуссий1840-хгг. Ее центральный вопрос — историчность не Писания, а самого Пришествия — истины, чья вечность реализуется в человеческой истории и не имеет другого осуществления, кроме временного. Обращенная (в том числе и к науке) готовность религии Богочеловека предложить себя в качестве такого парадокса стала главной темой книги.

Заключительное ненаучное послесловие к Философским крохам

Серен Киркегор — выдающийся датский мыслитель, оказавший существенное влияние на развитие постклассической философии.

Новое понимание субъективности, пересмотр вопроса об истине и радикальная критика современности (от философии Гегеля и профанированного христианства до повседневных практик самозабвения) — вот главные темы этой книги, которые диалектически переплетаются в фокусе «наивного» вопроса о том, что значит быть человеком.

Беседы

Книга включает в себя три экзегетические работы датского мыслителя и религиозного писателя Серена Кьеркегора.

В отличие от философских работ, которые С. Кьеркегор публиковал под различными псевдонимами, эти работы были изданы им под его собственной фамилией. Поэтичные и глубокие, они обращены к «тому единственному», кого С. Кьеркегор «с радостью и благодарностью называет своим читателем» — к читателю, от которого требуется не набор знаний, но живое присутствие; от которого требуется, чтобы он сам был настоящим.

Дневник обольстителя

Сёрен Кьеркегор (1813 — 1855), датский философ, теолог и писатель, по праву считается предтечей и одновременно основателем европейского экзистенциализма.

В книгу включен роман «Дневник обольстителя». Хроника виртуозного соблазнения юной девушки с шекспировским именем Корделия хитроумным, живущим «эстетической жизнью» обольстителем Йоханнесом строится как серия "приближений"/"удалений" рефлектирующего эстетика от предмета его страсти. Дневник и письма главного героя раскрывают идеальную стратегию любовного подчинения, в которой проявляются присущие Йоханнесу донжуанова ловкость, мефистофельское знание человеческой природы и фаустовская склонность к самоанализу.

Или-или

Трактат «Или — или» («Enten — eller», 1843) — одно из первых по-настоящему самостоятельных произведений выдающегося датского философа, теолога и литератора Серена Кьеркегора.

В нем впервые представлена знаменитая диалектика «стадий человеческой экзистенции»: эстетической, этической и религиозной.

Сочинение, подписанное именем вымышленного «редактора» Виктора Эремиты, композиционно объединяет в себе две части: литературные и философские «записки» некоего молодого «эстетика» и пространные письма его оппонента, этически мотивированного судьи, а также загадочный «Ультиматум», представляющий достаточно радикальный вариант христианской позиции.

КЬЕРКЕГОР, Киркегор, Керкегор (Kierkegaard) Сёрен Обю (5.5.1813, Копенгаген - 11.11.1855, там же), датский писатель, философ и богослов. Подчёркнуто личный характер философствования Кьеркегора во многом был обусловлен влиянием отца, воспитывавшего своих детей в духе строгого лютеранства и передавшего им ощущение мистической виновности за совершённое им в детстве святотатство.

В 1830-40 годах Кьеркегор изучал богословие, философию и психологию в Копенгагенском университете (среди его профессоров - гегельянец Х. Л. Мартенсен, с 1854 глава Датской евангелическо-лютеранской церкви). В 1841 защитил магистерскую диссертацию «О понятии иронии, с постоянной ссылкой на Сократа» («От Begrebet Ironi med stadigt Hensyn til Socrates»). Осуждая вслед за Г. В. Ф. Гегелем иронию немецких романтиков, в частности Ф. Шлегеля и Л. Тика, приведшую к «неправомочной экзальтации субъективности», Кьеркегор вместе с тем упрекал Гегеля за невнимание к той серьёзности, с которой ирония воспринимает ничто.

Отказ от брака ради избранной им судьбы «одинокого мыслителя» привёл к разрыву Кьеркегора в 1841 с его невестой Региной Ольсен, тяжело им пережитому. В 1841-42 Кьеркегор находился в Берлине, где слушал лекции гегельянца Ф. К. Марейнеке и Ф. В. Шеллинга. Критика рационализации веры в гегельянской религиозной философии и в современной ему протестантской теологии, а также романтичной богословской концепции Ф. Шлейермахера с её чисто созерцательным, эстетическим пониманием веры стала одной из основных тем последующих сочинений Кьеркегора.

В начале 1843 года Кьеркегор издал под псевдонимом Виктор Эремита книгу «Или - или» («Enten - eller»), центральная тема которой - необходимость выбора между двумя способами существования - «эстетическим» и «этическим». Под эстетизмом Кьеркегор понимал гедонистическую жизненную установку большинства своих современников - людей ранней индустриальной эпохи с их пассивной погружённостью в бесконечный «севооборот» (одноименный заголовок предпоследнего раздела 1-й части) непосредственных переживаний, культом всевозможных, в том числе эстетических, удовольствий (своеобразное предвосхищение будущего «общества потребления»). Сопутствующие такой установке боязнь пустоты и страх остаться наедине с самим собой ведут человека к отчаянию, которому Кьеркегор, однако, предлагает предаться ради того, чтобы разорвать этот порочный круг и преодолеть страх перед тем смутным и ускользающим Я, забвение которого лежит в основе отчаяния. Сознательно избрав отчаяние, в этом акте, «требующем серьёзного напряжения и сосредоточения всех сил души» (Несчастнейший. М., 2002. С. 147), человек обретает своё Я, «выбирает самого себя». «Эстетическим началом может назваться то, благодаря чему человек является непосредственно тем, что он есть, этическим же - то, благодаря чему он становится тем, чем становится» (Там же. С. 123). Во 2-й части, написанной от лица этика, Кьеркегор акцентирует «действительность самого акта выбора» как подлинно этического действия, создающего поле различения добра и зла, в котором человек только и может состояться как личность, сознающая свою ответственность за все свои поступки.

В том же году Кьеркегор выпустил 9 религиозных посланий («Opbyggelige Taler») от собственного имени и два псевдонимных сочинения о выборе - на сей раз не только этически, но и религиозно истолкованном. В автобиографической повести «Повторение» («Gjentagelsen», псевдоним Константин Констанций; единственное фабульное произведение Кьеркегора; русский перевод 1997) герой, безымянный молодой человек, захвачен поиском смысла выпавшего на его долю несчастья - любви, которая не может выразить себя в браке и которую герой воспринимает как кару. Движимый страстным желанием знать, в чём его вина, он мысленно переносит себя на место ветхозаветного Иова, сумевшего отстоять свою невиновность перед Богом и тем самым заслужившего «повторения», то есть возвращения всех тех богатств, которыми он владел. Герой же вознаграждается обретением веры. Перед ним раскрывается смысл примирения - таинственной связи между выпавшими на его долю и, казалось бы, необоримыми испытаниями, Божьей волей и волей человека (сравни запись в дневнике Кьеркегора от 17.5.1843: «Если бы у меня была вера, я бы не покинул Регину»). Эта же тема была развита Кьеркегором в сочинении «"Виновен?" - "Не виновен?"», включённом позднее в сочинение «Стадии на жизненном пути» («Stadier раа livets vei», издано в 1845 под псевдонимом Хиларий Бокбиндер).

Убеждённость Кьеркегора в том, что «всякая человеческая жизнь замыслена религиозно» (Страх и трепет. М., 1993. С. 198), потребовала разбора границ «этического существования». В книге «Страх и трепет» («Frygt og baeven», 1843, псевдоним Йоханнес де Силенсио) - лирическом переложении ветхозаветного сюжета о жертвоприношении Авраама - Кьеркегор попытался представить движение веры, ставящей любовь к Богу выше, чем любовь к своему сыну, как возможность, открытую каждому. Беспримерный подвиг Авраама - решение пожертвовать своим сыном не ради сообщества или какой-либо понятной людям цели, как у трагических героев, а в силу бесконечного смирения и любви к Богу, превращался в камень преткновения для этического взгляда, связанного всегда с «выражением общего». На примере жертвоприношения Авраама Кьеркегор сформулировал парадоксальную сущность акта веры: «единичный индивид в качестве единичного стоит в абсолютном отношении к Абсолюту» (Там же. С. 109). Верующий всегда уникален, он уже не привычно «такой, как все»; отныне он «именно этот и никто другой», или, как говорит Кьеркегор, «одинокий» (Den Enkelte).

В трактате «Понятие страха» («Begrebet Angest», 1844, под псевдонимом Вигилий Хауфниенсий; русский перевод 1996) в контексте богословского догмата о первородном грехе Адама Кьеркегор даёт психологическую интерпретацию ужаса как условия осознания человеком конечности своего существования. Сравнивая ужас с состоянием сна, то есть чистой пассивности, бессознательности, Кьеркегор показывает, что грехопадение, нарушение Адамом запрета Бога есть от древа познания, уже было подготовлено этим состоянием в силу психологической невыносимости неведения. В невинности Кьеркегор усматривает основание всех будущих драматических судеб человеческого существования, объясняемых изначальной причастностью первого человека к ничто, из которого он создан и которое продолжает существовать в человеческом роде как грех. Поэтому в той же «ничтожности» греха Кьеркегор предлагает увидеть «возможность свободы», то есть преодоления греха, даруемую христианством: если в ветхозаветные времена ужас перед ничто преодолевался страхом перед Богом, а в античности - бесстрашием перед необходимостью слепой судьбы, то категория вины, открытая христианством, способна «снять само понятие судьбы» и тем самым совладать с ужасом неведения силой веры, или зрячего вверения себя Богу.

Работы, посвящённые исторической критике Библии, в частности трактат Д. Ф. Штрауса «Христианское вероучение в его историческом развитии и в борьбе с современной наукой», побудили Кьеркегора поставить вопрос: «Может ли историческое давать исходный пункт вечному сознанию... может ли вечное блаженство опираться на историческое знание?» (трактат «Философские крохи» - «Philosophiske Smuler», 1844, под псевдонимом Йоханнес Климакус). Отталкиваясь от лейбницевского разграничения истин разума (необходимых истин) и истин факта (случайных истин), Кьеркегор вводит третий род истин: вечное, осуществившееся в историческом времени и изменившее его. Возможность такого события, по Кьеркегору, предуготовлена самим движением веры - страстной заинтересованности в спасении, умеющей признать Спасителя в случайном встречном в тот самый момент, когда такая встреча становится для ищущего предметом крайней жизненной необходимости.

Заинтересованность в спасении переходит у Кьеркегора в более широкую тему - заинтересованности в собственном существовании («Interesseretheden i at existere»), разрешаемую в его программном философском сочинении «Заключительное ненаучное послесловие к "Философским крохам"» («Afsluttende uvidenskabelig Efterskrift til de Philosophiske Smuler», 1846, под псевдонимом Йоханнес Климакус; русский перевод 2005). Существование (Existents, Tilvaerelse) - ключевое понятие концепции Кьеркегора - не может быть помыслено в отвлечённых абстракциях рационалистической философии, в гегелевских конструкциях безлично всеобщего, оно всегда субъективно, личностно и открывается непосредственно в конкретной неповторимой судьбе отдельного человека, призванного «осуществить себя в своём существовании». Существование, имеющее и религиозное измерение, описывается Кьеркегором как опосредующее начало между жизнью и мыслью, временным и вечным (аналогию для него Кьеркегор находит в латинском слове «inter-esse» - буквально «бытие-между»). В страсти, то есть заинтересованности в своём бытии, реализуется конкретная связь человека и его целей. Выстроенная Кьеркегором иерархия целей различает чистую религиозную страсть (обозначенную в «Послесловии» как «религиозность В»: признание принципиальной несоизмеримости божественного и человеческого, утверждение приоритета вечной жизни перед временностью и конечностью существования); этико-религиозную страсть (или «религиозность А», для которой желание спасения не противоречит стремлению достичь временных жизненных целей) и эстетическую страсть, для которой спасение остаётся идеей, чуждой внутреннему опыту.

В центре развёрнутого в «Послесловии» учения о стадиях жизни - временность человеческого существования, истолкованная как «прореженность» потока жизни актами человеческой воли, которые переводят жизнь из плана настоящего в план будущего, или предстоящего (актуализуемого в выборе). «Эстетическое существование», протекающее как бы помимо воли индивида, в момент отчаяния теряет свою непрерывность, обнаруживая присущие существованию временные разрывы. Их преодоление требует выбора, решения, прыжка, позволяющего увидеть жизнь - на этической стадии - не как данность, а как вызов, как «внутреннее и единственное задание». На религиозной стадии этим заданием становится требование возлюбить ближнего так, как его возлюбил Христос, ибо всякая любовь к ближнему осуществляется, по Кьеркегору, только как любовь к Богу («Деяния любви» - «Kjerlighedens Gjerninger», 1847). Исполнить этот императив божественной любви в полную меру невозможно в силу изначальной греховности человеческой природы. Непреодолимое собственными силами переживание богооставленности позволяет, однако, на мгновение вырваться из него в акте невероятного напряжения, который Кьеркегор именует «прыжком веры» и который не может быть удостоверен каким-либо внешним образом, кроме чувства бесконечной внутренней отрешённости от мира и отчаяния. Средством примирения этической и религиозной стадий у Кьеркегора выступает неизменный спутник отчаяния - юмор: если ирония при переходе к этической стадии помогает осознать конечность существования, то юмор оказывается способом постичь его религиозную бесконечность. Весёлая отстранённость от мира, вырастающая из ощущения бессмысленности чрезмерной заботы о земных делах, для Кьеркегора не противоречит христианству: быть христианином означает для него перепоручать свою человеческую волю божественной и отстранять мир, бесстрашно и с улыбкой принимая своё одиночество, отщепенство, страдание.

Когда в 1846 году в сатирическом журнале «Корсар» появился насмешливый отзыв о «Стадиях жизненного пути», Кьеркегор, выступив с ответной критикой в газете «Fædrelandet», сознательно спровоцировал поток злых статей и карикатур на себя на страницах еженедельника. «Я хочу обратить внимание толпы, хочу открыть ей глаза, и если она не поймёт меня добром - заставлю насильно... Раз толпа примется бить меня, внимание её поневоле пробудится; ещё лучше, если она убьёт меня, - тогда внимание её сосредоточится всецело, а, стало быть, и победа моя будет полною» (Дневник. 1847. Январь). В 1847 Кьеркегор под своим именем выпустил «Назидательные речи, различные по духу» («Opbyggelige Taler i forskjellig Aand»), в том числе и «Евангелие страдания», где страдание провозглашалось привилегией: формируя человека своей очистительной силой, оно приуготовляет его к вечности. В «Христианских речах» («Christelige Taler», 1848) назидательная риторика Кьеркегора достигает своей вершины.

В поздних произведениях Кьеркегора всё чаще встречается слово «Christenhed», означающее не учение Христа («Christendom»), а «христианский мир» - старинное самоназвание Западной Европы, которое у Кьеркегора стало обозначением стремительного обмирщения Церкви, забывшей о том, что проповедь Христа не имела и не могла иметь ничего общего с общегосударственным проектом или умозрительной доктриной. Подлинное христианство, по Кьеркегору, всегда останется проповедью Богочеловека, непосредственно обращённой к отдельному человеку. Давно назревавший конфликт с Датской евангелическо-лютеранской церковью [изданная в 1850 книга Кьеркегора «Упражнение в христианстве» («Indervelse i Christendom», под псевдонимом Анти-Климакус) была расценена как прямая атака на неё] разразился в 1854-55 годах, когда Кьеркегор в серии статей, опубликованных в газете «Faedrelandet» и в основанной им в мае 1855 собственной газете-листовке «Момент», выступил с критикой «христианской церкви, упразднившей христианство».

Философия Кьеркегора не пользовалась популярностью при его жизни и в ближайшие десятилетия после его смерти. Широкую известность она получила в 20 веке, когда к ней обратились представители диалектической теологии, а затем экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер, Л. Шестов, Г. Марсель и др.) - новой «философии существования», непосредственным предшественником которой стал считаться Кьеркегор.

Соч.: Samlede Værker. Kbh., 1901-1906. Bd 1-14. 3 udg. Kbh., 1962-1964. Bd 1-20; Papirer. 2 udg. Kbh., 1968-1978. Bd 1-16; Skrifter. Kbh., 1997-2008.

Лит.: Adorno Th. W. Kierkegaard: Konstruktion des Ästhetischen. Fr./М., 1966; Jaspers К. Vernunft und Existenz. Мünch., 1973; Wahl J. А. Études Kierkegaardiennes. 4 éd. Р., 1974; Kirmmse В. Kierkegaard in golden age Denmark. Bloomington, 1990; Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. М., 1992; L’éthique du don: J. Derrida et la penséе du don. Р., 1992; Подорога В. Метафизика ландшафта. М., 1993; Мир Кьеркегора. М., 1994; Роде П. С. Киркегор сам свидетельствующий о себе и своей жизни. Челябинск, 1998; Garff J. SAK: Suren Aabye Kierkegaard: en biografi. Kbh., 2000; Hannay А. Kierkegaard: а biography. Camb., 2001; Гайденко П. Трагедия эстетизма. 2-е изд. М., 2007.

Психология чувств и эмоций