Афинский храм посвященный греческой богине афине. Самый знаменитый храм Греции — Парфенон, посвященный богине Афине-Девственнице

Храм Парфенон с трудом дожил до настоящего времени, и, несмотря на то, что первоначальный вид строения был гораздо величественней, сегодня его считают образцом античной красоты. Это главная достопримечательность в Греции, которую стоит посетить в ходе путешествия по стране. Древний мир славился массивными постройками, но эта способна по-настоящему удивить.

Строительство храма Парфенон

На юге Акрополя в Афинах возвышается античный храм, который восхваляет богиню мудрости, почитаемую в течение многих веков жителями Эллады. Историки полагают, что начало строительства датируется 447-446 гг. до н. э. Точной информации об этом нет, так как летоисчисление древнего мира и современников отличается. В Греции началом считался день летнего солнцестояния.

До начала строительства великого храма в честь богини Афины на этом месте устанавливали различные здания культурного назначения, но ни одно не сохранилось до настоящего времени, и лишь Парфенон, хоть и отчасти, все еще стоит на вершине холма. Проект будущего архитектурного достояния разработал Иктин, а его реализацией занимался Калликрат.

Работы над храмом длились около шести лет. Своей необычной отделкой Парфенон обязан древнегреческому скульптору Фидию, который в промежутке между 438 и 437 гг. до н. э. установил статую Афины, покрытую золотом. Каждому жителю тех времен было известно, кому посвящен храм, так как в эпоху Древней Греции богов почитали, и на вершине пьедестала зачастую оказывалась именно богиня мудрости, войны, искусства и ремесел.

Непростая история великого строения

Позднее в III в. до н. э. Афины были захвачены Александром Македонским, но храм не пострадал. Более того, великий правитель приказал установить ряд щитов, защищающий великое творение архитектуры, и преподнес доспехи персидских воинов в качестве дара. Правда, не все завоеватели оказались настолько милосердными к творению греческих мастеров. После завоевания племени герулов в Парфеноне случился пожар, в результате чего была разрушена часть крыши, а также пострадали арматура и перекрытия. Масштабных восстановительных работ с тех пор не велось.

В период крестовых походов храм Парфенон становился источником распрей, поскольку христианская церковь пыталась всяческими силами искоренить язычество из жителей Эллады. Приблизительно в III веке бесследно исчезла статуя Афины Парфенос, в VI веке Парфенон был переименован в Собор Пресвятой Богородицы. С начала XIII века некогда великий языческий храм стал частью католической церкви, его название нередко менялось, но существенных перестроек не производилось.


В 1458 году христианство сменилось мусульманством, так как Афины были захвачены Османской империей. Несмотря на то, что Мехмет II восторгался Акрополем и Парфеноном в частности, это не помешало ему разместить на его территории военные гарнизоны. В ходе военных действий постройку нередко обстреливали, отчего и без того разрушенное здание пришло в еще больший упадок.

Лишь в 1832 году Афины вновь стали частью Греции, а спустя два года Парфенон провозгласили античным наследием. С этого периода главное строение Акрополя стали восстанавливать буквально по крупицам. В ходе археологических раскопок ученые пытались найти части Парфенона и восстановить его в единое целое с сохранением особенностей архитектуры.

Картинки античного храма не кажутся настолько уникальными, но при более тщательном их изучении можно с уверенностью сказать, что подобного творения не найти ни в одном городе Древнего мира. Удивительно то, что в ходе строительства были применены особенные методы конструирования, которые создают визуальные иллюзии. Так, например:

  • колонны наклонены в разные стороны в зависимости от своего местоположения, чтобы визуально казаться прямыми;
  • диаметр колонн отличается в зависимости от положения;
  • стилобат повышается к центру.


Благодаря тому, что храм Парфенон отличается необычной архитектурой, его нередко пытались скопировать в разных странах по всему миру. Если интересно, где находится похожая архитектура, стоит посетить Германию, США или Японию. Фото реплик впечатляют схожестью, но передать истинного величия не способны.

На афинском Акрополе возвышается храм Девы Афины Парфенос, посвященный покровительнице города Афин (дочери верховного бога Зевса) во времена правления Перикла.

Работы по его возведению начались 447 году до нашей эры, закончились в основном в 438 г д. н. э., а отделочные и скульптурные работы выполнялись еще до 434 г д. н. э.

Архитектор Парфенона Иктин, его помощник – Калликрат. Создатель Парфенона – знаменитый древнегреческий скульптор Фидий по эскизам и под общим руководством которого проводились работы по созданию скульптур: Девы Афины Парфенос, мраморного фриза, метоп, франтов Парфенона лучшими мастерами 5 века до нашей эры.

Парфенон в Афинах был построен в честь победы греков над персами, которая была выражена в торжественности форм дорических колонн храма, в стройности и гармоничности, в его пропорции.

Интерьер у храма придавала величественный вид двухэтажная колоннада. При этом, Парфенон внутри был разделен на восточную часть (большее помещение), где стояла статуя Афины Парфенос, выполненная в хрисоэлефантинной технике и западную, называемую, собственно, Парфеноном, в котором хранилась афинская казна.

Архитекрурно-конструктивное решение Парфенона

Парфенон в древней Греции – храм дорического ордена, архитектура Парфенона такова, что в плане он имеет форму прямоугольника, высота его – 24 м. Основанием ему служит плоская вершина огромной скалы акрополя, которая как бы выполняет функцию естественного постамента.

Оптимальные размеры Парфенона, который должен был стоять на скале, были определены по принципу «золотого сечения», а именно: соотношение массива храма и скалы должно соответствовать пропорциям храма – это соотношение, кстати, считалось гармоничным во времена древней Греции.

Парфенон в Афинах окружен со всех сторон колоннами: архитектура Парфенона предполагала 8 колонн по коротким сторонам и 14 – по длинным. Колонны Парфенона поставили чаще, чем в самых ранних дорических храмах.

Антаблемент не так массивен, поэтому кажется, что колонны легко держат перекрытие. Колонны Парфенона не строго вертикальны, а немного наклонены внутрь здания. И не все они одинаковой толщины. Угловые выполнены более толстыми, чем остальные, но на светлом фоне кажутся тоньше.

Слегка наклоняя колонны, выполняя их разной толщины, создатели храма этим исправляли оптические искажения, нарушающие гармоничность и пластичность здания, придавали ему стройность.

Колонна Парфенона разделена вертикальными желобками – каннелюрами, которые делают почти незаметными горизонтальные швы между частями колонны и как бы исключают ее замкнутость.

Художественно-декоративное оформление Парфенона

Значительную ценность имеют для нас структуры, которые украшали Парфенон: мраморный фриз, 92 метопы расположены по четырем сторонам храма, два фронтона.

Фриз Парфенона. На верхней части стены храма за внешней колоннадой виден фриз – зофор. Он представляет собой непрерывную многофигурную 160-и метровую барельефную мраморную ленту, на которой изображены 350 людей и 250 животных в различных ракурсах.

Фриз Парфенона посвящался празднику Больших Панафиней, который проводился в Афинах каждых 4 года в честь покровительницы города – богини Афины.

В начале фриза показано состязание всадников, затем идут закланные животные, их сменяют шествие празднично одетых людей Афин, несущих к Парфенону праздничное одеяние Афине (пеплос), сотканный афинскими девушками.

В завершении шествия, в торцевой части фриза показано пиршество 12-и богов Олимпа. По размерам группы фриза небольшие, но выразительны, ни разу не повторяющиеся многих сотен фигур людей и животных.

Архитектура Парфенона предполагала размещение метоп над колоннадой, с внешней стороны храма, сюжеты которых были построены на мифологических историях Аттики, отображающие незначительные подвиги Афины.

Всего было 92 метопы – по 14 на фасадных сторонах и по 32 – на боковых – стенах. Вырезаны они были в высоком рельефе – горельефе. На метофах восточного фронтона изображена сцена битвы богов с великанами. На западном — сцена борьбы греков с амазонками.

На метопах северной стороны храма – падение Трои, на южной – борьба лапифов с кентаврами. Но главным и важнейшим событиям в жизни богини посвящены фронтонные группы.

– восточные и западные. На восточном фронтоне, который лучше сохранился, изображена сцена рождения Афины из головы Зевса согласно древнегреческому мифу.

В правом углу восточного фронтона помещены три женские фигуры, возможно, это три Мойры (богини судьбы). Интересно передана плавная мягкость и теплота светотени в складке одежды женских фигур.

На западном фронтоне изображен спор Афины с Посейдоном о господстве над Аттикой.

Окраска Парфенона, облицовка. Парфенон был полностью выстроен из квадров белого пентелийского мрамора, выложенных насухо. Свойства этого мрамора токовы, что из-за наличия в нем железа, со временем он приобретал золотистую патину, которая придавала плитам теплый, желтоватый оттенок.

Однако, некоторые плиты Парфенона раскрашивались, когда нужно было выделить какие то отдельные элементы. Так, триглифы, которые были затенены карнизом, покрывали синей краской. Для фона метоп и фронтонов также использовали синюю краску.

Для окраски вертикальных плит фронтонов использовалась позолота. Верхние части храма были окрашены в темно-красный цвет, иногда изредка оттенены были узкими полосками позолоты.

Парфенон в Афинах в своем первоначальном виде просуществовал около двух тысячелетий. До наших дней сохранились: на территории акрополя – разрушенные колонны храма, не многочисленные фрагменты метоп, фриза, фронтонов – хранятся в различных музеях мира.

Афина покровительствует стремящимся к познанию, городам и государствам, наукам и ремеслам, уму, сноровке, помогает молящимся ей повысить свою изобретательность в том или ином деле. В свое время являлась одной из самых почитаемых и любимых богинь, соперничая с Зевсом, так как по силе и мудрости была ему равна. Она очень гордилась тем, что навсегда осталась девой.

Рождение Афины

Она родилась необычным образом, как большинство божественных созданий. По наиболее распространенной версии, Вседержитель Зевс прислушался к совету, данному Ураном и Геей, после чего произвел поглощение своей первой жены Метиды-Премудрости в момент ее беременности. Мог родиться сын, который бы в результате сверг громовержца. После поглощения из головы Зевса родилась его наследница - Афина.

Описание

Богиня-воительница отличалась от своих спутников по пантеону тем, что имела крайне необычную внешность. Другие женские божества были нежны и изящны, в то время как Афина не гнушалась использовать в ведении дел и мужской атрибут. Так, она запомнилась ношением доспехов. С ней было и ее копье.

Еще покровительница градостроения держала подле себя животное, которому отдавалась священная роль. Она надевала коринфский шлем, на макушке которого был высокий гребень. Характерно для нее ношение эгиды, что обтягивалась шкурой козы. Этот щит украшала голова, которую в прошлом потеряла Крылатая является спутницей Афины. Священным деревом древние греки считали оливу и связывали ее непосредственно с этим божеством. Символом мудрости была сова, которая не уступала в этой ответственной роли змее.

По преданиям Паллада имела серые глаза и русые волосы. Очи ее были велики. Кроме красоты имела еще и хорошую воинскую подготовку. Она тщательно полировала доспехи, всегда была готова к схватке: копье навострено, а колесница - готова нестись на битву за справедливость. В подготовке к бою обращалась за помощью к циклопам-кузнецам.

Святыни, возведенные в ее честь

Она пришла к нам из древности, но поклоняются богине и сегодня. Широко почитаема Афина. Храм является тем местом, куда все желающие могут прийти и обратиться к ней. Люди стараются сохранить эти культовые места.

Одним из самых значимых строений, прославляющих богиню, можно считать храм, созданный Писистратом. Археологи провели раскопки двух фронтонов и прочих деталей. Построен Гекатомпедон в шестом столетии Размеры целлы достигали ста футов. Он был найден в девятнадцатом веке немецкими археологами.

На стенах строения имелись картины из мифологии древних греков. Например, там можно увидеть Геракла в борьбе со страшными чудовищами. Чрезвычайно живописное место!

Когда прошла начали построение Опитодома, также посвященного воительнице. Строительство не удалось завершить, поскольку вскоре нападение осуществили персы и разграбили город. Произошло обнаружение барабанов колонн с северных стен Эрехтейона.

Одним из самых значимых памятников считается еще и Парфенон. Это уникальное строение, возведенное в честь Афины-Девственницы. Постройка датируется серединой пятого века до нашей эры. Архитектором считается Калликарт.

Старый Парфенон оставил после себя несколько деталей, которые использовали, чтобы застроить Акрополь. Этим занимался Фидий, когда шла эпоха Перикла. В связи с широким почитанием Афины храмы в ее честь были многочисленны и помпезны. Скорее всего, многие из них до сих пор не найдены и приятно порадуют нас в будущем. Хотя и сейчас есть большое количество строений, представляющих богатое историческое наследие.

В Афинах можно назвать выдающимся памятником. Его соорудили греческие архитекторы. Находится храм Афины-Паллады на севере - близ Парфенона на Акрополе. Был сооружен между 421-м и 406 годами до нашей эры, как считают археологи.

На создание прекрасного строения вдохновила людей Афина. Храм является образцом Кроме богини войны и знаний, в этих стенах можно почитать владыку морей Посейдона и даже афинского царя Эрехтея, о котором мы можем узнать из легенд.

Историческая справка

Когда умер Перикл, начала возводить Греция храм Афины, чье строительство было не такой простой задачей и завершилось в то время, когда город постигло крушение.

По преданию, на той точке, где построили строение, когда-то спорили богиня-воительница и Посейдон. Каждый хотел стать властелином Аттики. Информация про храм Афины включает отсылки на хранившиеся здесь важнейшие реликвии полиса. Раньше под это был отведен архаический Гекатомпедон, который построили во время царствования Писистрата.

Храм был уничтожен на протяжении греко-персидского противостояния. Для этого места тоже большую роль играла богиня Афина. Храм включал в себя ее деревянного идола, который, как предполагалось, упал с неба. Почитался здесь и Гермес.

В храме большое значение придавали пламени золотого светильника, что никогда не угасало. Достаточно было налить масло в него всего раз в год. Храм назвали в привязке к остаткам, которые раньше были гробом Эрехтея. Кроме всего перечисленного выше, там было множество прочих святынь, которые, впрочем, имели не такое большое значение.

Служение богине-воительнице

Храмы и статуи Афины как одного из самых важных греческих божеств многочисленны и впечатляющи. С богиней связывали дерево оливы, которое сожгли в 480 году, но оно выросло из пепла и продолжило свою жизнь.

Древо произрастало недалеко от храма-святилища, посвященного нимфе Пандросе. Зайдя в святое место, можно было заглянуть в воды колодца, пополнявшегося от соленого водного ключа. Предполагалось, что сам бог Посейдон выбил его.

Переход права владения храмом

Не всегда в этих стенах царила богиня Афина. Храм некоторое время принадлежал христианам, которые проводили здесь свои богослужения во время существования Византии.

До 17 столетия за строением следили, поддерживали его и ухаживали. Ущерб был нанесен, когда 1687 год принес в Афины войска Венеции. Во время осады святыню повредили. Когда независимость Греции была восстановлена, фрагменты, которые упали, поставили на нужные места. В данный момент ничего, кроме развалин, к сожалению, не осталось. Еще можно увидеть былые черты в портике Пандросы, что находится на северной стороне.

Лорд Элджин, который был послан британцами в Константинополь в 1802 году, получил разрешение, данное султаном Селимом III на вывоз с территории страны всех найденных частей святыни, на которых могли быть найдены надписи или изображения. Одну кариатиду храма перевезли на территорию Британии. Теперь эта реликвия, как и фриз Парфенона, является экспонатом Британского музея.

Архитектурная конструкция

Данное святилище обладает необычной асимметричной планировкой. Это вызвано тем, что имел место перепад между высотами почвы, на которой проходила постройка. С юга на север уровень земли снижается. Есть две целлы. В каждой из них должен был быть сооружен вход. Обильно наполняют строение реликвии древности. Прихожане входили с двух входов: северного и восточного. Ионические портики были их оформлением.

В восточной части Эрехтейона, что располагалась более высоко, находилось пространство, посвященное хранительнице города, которой являлась Афина-Полиада. Изображение богини из дерева хранилось именно здесь. Когда проходили Панафинеи, совершали подношение к нему нового пеплоса. В портике данной целлы имеются колонны, чье количество равно шести.

Внутренний вид храма

В западной части храма можно было увидеть вещи и элементы, которые прославляли Посейдона и Эрехтея. С лицевой стороны есть ограничение, которое создают две анты. Меж них - четверка полуколонн.

Подтверждено наличие двух портиков: северного и южного. Обрамление дверного входного проема с севера включало резьбу, включавшую розетки. Южная сторона примечательна знаменитым Портиком кариатид.

Его назвали так в честь шести статуй высотой чуть более двух метров. Они поддерживают архитрав. В состав изваяний включен пентеликонский мрамор. Сегодня вместо них стоят копии. Что касается оригиналов, их хранилищем стал Британский музей. Лорд Элджин ввез туда одну кариатиду.

Также музей Акрополя содержит остальные. Пандрозейон - таким являлось наименование портика кариатид. Пандроза была дочерью Кекропса. В честь нее и названо строение. В качестве сюжета, на основании которого построен фриз, взяли мифы, повествующие о кекропидах и Эрехтее. До наших дней дошли некоторые останки монумента. Изваяния, материалом для которых был паросский мрамор, закрепили перед темным фоном, который образовывал элевсинский материал.

Парфенон — это известный во всем мире античный храм, который является памятником античной архитектуры. Он расположен на территории архитектурного комплекса Акрополя в Афинах. Храм Парфенон был построен в честь богини Афины, богини — покровительницы города. На сегодняшний день храм наполовину разрушен, и в нем ведутся реставрационные работы.

Постройка храма производилась в период с 447 до 438 годы до нашей эры. Главным архитектором был Калликрат, но при строительстве был использован проект Иктина. Отделкой и украшением Парфенона занимался в 438 — 431 годах до нашей эры один из величайших скульпторов античного периода -Фидий.

Особенности архитектуры Парфенона.

Древней Греции не стремились подавить зрителя гигантскими, сверхчеловеческими масштабами. Напротив, они опирались на особенности визуального восприятия человеческим зрением форм и размеров, и поэтому старались каждую часть своего сооружения привести к единому, гармоничному ансамблю.

Парфенон был построен в древнейшем из архитектурных ордеров. На первый взгляд, колонны здания расположены друг от друга на равном расстоянии. В действительности же, на торцах храма пролеты между колоннами постепенно и незаметно увеличивались к центру, что помогало придать гармонию сооружения.

Особенность восприятия объектов человеческим глазом заключается в том, что на фоне светлого неба предметы представляются несколько меньше или тоньше. Древнегреческие архитекторы прекрасно знали об этом, и использовали прием искажения линий, чтобы придать зданию более совершенную форму.

Так, колонны стоят не строго вертикально, а немного наклонно внутрь к стенам здания, и от этого они выглядят намного выше и стройнее. В устройстве карнизов, ступеней, перекрытий — всюду учтено несовершенство человеческого зрения.

В экстерьере Парфенона немного изогнуто, все сделано в таким расчетом, чтобы все части сооружения выглядели идеально правильными и гармоничными. Для греков колонны олицетворяли собой перья птицы, поэтому храмовые постройки носили название » периптер» — что в переводе обозначает » оперенный».

Колоннада окружала храм воздушным слоем, что позволяло сделать мягкий, постепенный и вполне естественный переход от замкнутого стенами архитектурного объекта к пространству природы. На строительство Парфенона, завершенного в 5 веке до нашей эры, греки не пожалели сил и денежных средств.

Рельефные изображения.

Главный праздник афинян Панафинеи отмечался ежегодно в течение 5 дней (с 24 по 29 числа) месяца Гекатомбайона, который припадал на период июля — августа по современному календарю. Панафинейские игры представляли собой культовые торжественные празднества в Древней Элладе в честь богини Афины.

Вначале читались поэтические произведения, проводились театральные представления и спортивные состязания. Затем люди выстраивались в процессию, и шли на для того, чтобы поднести Афине пеплос — торжественный дар, в роли которой выступала одежда из шерсти. Архитектурный ансамбль Акрополя располагался на холме, и по особенностям своей постройки был рассчитан на неторопливое и торжественное движение религиозных процессий.

На мраморном рельефе. опоясывающем здание Пафенона, изображены обнаженные юноши, готовящие коней и ухаживающие за ними, и их товарищи, которые уже выступили на неоседланных животных. Девушки в длинных одеждах погоняют круторогих быков, выбранных для жертвоприношения.

Важно шествуют старцы, спокойные и благородные. Фигуры то сближаются, что отдаляются друг от друга, или сливаются в живописные группы. Все движение устремлено к восточному фасаду, где над входом в храм располагается рельеф, завершающий весь ансамбль. На рельефном изображении представлен пир двенадцати самых главных богов, почитаемых в Древней Греции.

Боги на рельефном изображении представлены в обычном, вполне человеческом виде — то есть, они не превосходят участников процессии не ростом, ни внешним видом, ни красотой, ни пышностью одеяний. Процессия на рельефе воспринимается греками, как вечное шествие, в которое включался каждый участник празднества.

Обогнув Парфенон, процессия подходила к восточному фасаду, где в центре фронтона главный древнегреческий бог Зевс торжественно восседал на троне. Около Зевса изображена обнаженная мужская фигура с топором в руках, чуть откинувшаяся назад. Фигура эта изображала бога — кузнеца Гефеста, который только что рассек череп Владыке Богов, и из него появилась богиня Афина в доспехах и в шлеме, с неизменным атрибутом мудрости — змеей.

Справа и слева от Зевса располагались другие боги. А в углах фронтона изображены головы храпящих коней. Благородные животные влекут за собой колесницы Гелиоса — бога Солнца и Селены — бога Луны. Лица богов спокойны, но отнюдь не безразличны, они сдержанны, но за сдержанность стоит собранность. готовность к незамедлительному действию.

Статуя Афины.

В Парфеноне, встречая процессию, стояла 12 — метровая статуя богини Афины. Прекрасная голова богини, с невысоким гладким лбом и округлым подбородком, была чуть наклонена под тяжестью шлема и волнистых волос. Ее глаза были сделаны из драгоценных камней, и мастера сумели придать им внимательное и испытывающее выражение.

Богиня в образе прекрасной женщины — это горделивое олицетворения Афин. Скульптор Фидий воплотил в ее образе стремление к всеобщему благу, под которым греки подразумевали справедливость. Согласно древней мифологии, Афина некогда была председателем в высшем судилище Греции — Ареопаге, и поэтому судебная система находилась под покровительством Афины.

Тысячи пластинок из дорогостоящего материала -слоновой кости — были так искусно пригнаны к деревянной основе Афины, что казалось, будто голова и руки статуи изваяны из одного куска благородного материала. Чуть желтоватый оттенок слоновой кости выглядел нежно, и кожа статуи выглядела полупрозрачной, благодаря контрасту с блистающим одеянием богини из золота.

Шлем, волосы и круглый щит также были сделаны из покрытых чеканкой золотых пластин, общий все которых составлял более одной тонны. На золотом щите невысоким рельефом были вычеканена битва греков с воинственными амазонками, а в центре битвы Фидий изобразил самого себя в виде старика, который поднимает камень.

Пелопонесская война.

В 5 веке до нашей эры греки были очень гордым народом, и высокомерно считали другие народы людьми низшего порядка. Постепенно жители Афин стали противопоставлять себя не только другим народам, но и остальным грекам, живущим в других городах — государствах по всей стране.

Во время персидских войн греки вынесли на себе все тяготы общей борьбы, однако спустя полвека афиняне стали приписывать лавры победы только себе. Союзные полисы отвечали Афинам все возрастающей подозрительностью и едва сдерживали возмущение.

В 431 году до нашей эры началась Пелопонесская война между Афинами и Спартой за главенство над остальными городами — государствами Древней Эллады. В то время Спартой управляли цари. Война была ожесточенной, опустошительной и кровопролитной, однако силы долгое время были примерно одинаковыми, поэтому спустя 10 лет были заключен мир.

János Korom Dr. / flickr.com Парфенон в Афинах (Panoramas / flickr.com) János Korom Dr. / flickr.com Chris Brown / flickr.com Парфенон, 1985 (Nathan Hughes Hamilton / flickr.com) Парфенон возвышается на Акрополе (Roger W / flickr.com) jjmusgrove / flickr.com Nicholas Doumani / flickr.com claire rowland / flickr.com Dennis Jarvis / flickr.com Парфенон ночью (Arian Zwegers / flickr.com) psyberartist / flickr.com George Rex / flickr.com Реконструкция Парфенона (Emiliano Felicissimo / flickr.com) Comrade Foot / flickr.com Перед Парфеноном (Kristoffer Trolle / flickr.com)

Афинский акрополь Парфенон – самое выдающееся культовое сооружение и величайший памятник древнегреческой архитектуры. Выстроенный в V в. до н.э., храм поразил своими размерами и величием современников, и продолжает удивлять и интересовать очевидцев современной эпохи.

Что такое Парфенон — какое значение имел в Древней Греции?

Храм Афины девы в городе ее имени являлся главнейшим культовым объектом древних эллинов. Для жителей же города Афин он стал созвучен со значением слов благоденствия и процветания.

Такое трепетное отношение объясняется тем фактом, что он был посвящен богине Афине, которая считалась покровительницей города и древней Греции.

Слово «Парфенон» на языке древних эллинов означало «пречистая». Иными словами, Афина и стала предтечей «пречистой девы Марии» в христианской религии. Также богиня являлась древнегреческим инвариантом распространенного архетипа «богини-матери».

Легенда Богини Афины

Интересно, что Афину породил сам Зевс. Согласно древнегреческим мифам верховному богу Олимпа была предвещена смерть от рук сына.

Перед Парфеноном (Kristoffer Trolle / flickr.com)

Боясь исполнения слов пророчества, громовержец проглотил свою супругу Метиду, носившую под сердцем ребенка.

Однако предсказание не сбылось – родилась дочь, которая вышла из головы Зевса (небесный владыка сам приказал рассечь себе череп, потому как не выдержал мучений).

Афина, как и ее брат Арес, стала покровительницей войн. Но в отличие от своего божественного родственника, она пресекала несправедливость и выступала за мирное разрешение конфликтов.

Согласно древнегреческой мифологии, именно Афина подарила людям ремесла, в частности научила женщин ткачеству. Ко всему прочему богиня способствовала развитию наук и философии.

Эллины, ценившие интеллектуальный фактор жизни превыше всего, решили отблагодарить свою покровительницу, воздвигнув в ее честь самый величественный храм в истории человечества.

Где находится Парфенон?

Храм девы-воительницы расположился в самом центре современной столицы Греции, на афинском Акрополе и виден даже с самой удаленной точки города. Слово «Акрополь» означало «Верхний город». И этот город выполнял оборонительные функции – за его стенами прятались афиняне, пережидая осаду.

Акрополь – обитель богов

Достаточно одного взгляда на Акрополь для того чтобы понять, что боги играли первоочередную роль в жизни жителей древней Греции – вся его территория рассечена храмами и святилищами, посвященных почти всем богам Олимпа.

Сооружения Акрополя поражают гением архитектурной мысли и служат классическими примерами применения золотого сечения в строительстве.

Греки настолько ценили правильность и пропорциональность форм, что даже в пластическом искусстве применяли правила золотого сечения.

Парфенон в Афинах – не первое сооружение Акрополя, возведенное в честь Афины. Еще за 200 лет до него богиню прославляли в храме Гекатомпедон. Согласно словам древних историков оба святилища фактически существовали параллельно, пока первый не пришел в упадок.

На сегодняшний день обитель Афины представляет собой руины, иссеченные следами многочисленных разрушений, но они все еще хранят на себе печать былого величия. Храм является визитной карточкой Афин и всей Греции.

Ежегодно толпы туристов, интересующихся историей, стремятся к подножию Акрополя, чтобы прикоснуться к истории.

Афинский Акрополь (© A.Savin, Wikimedia Commons)

Кто построил Парфенон?

Возведение главного храма Афин Парфенона датируется 447 г. до н. э. Спроектировал здание знаменитый зодчий античности Иктен. Строительством занимался Калликрат – придворный архитектор правителя Перикла, кому и принадлежала инициатива строительства.

Парфенон, 1985 (Nathan Hughes Hamilton / flickr.com)

Под руководством мастера также были возведены и другие объекты Акрополя, и не один десяток гражданских объектов Афин. Все проекты мастера выстроены в лучших традициях архитектуры Древней Греции – с использованием принципа золотого сечения.

Храм богини Афины изначально был частью обширной программы афинского правителя Перикла по благоустройству города.

Интересен тот факт, что на его возведение ушло 450 талантов. Учитывая, что за 1 талант можно было построить 1 боевой корабль, то можно сказать, что Перикл оставил свою империю без военного флота, но подарил миру один из уникальных архитектурных памятников.

Строительство храма длилось 9 лет, и в 438 г. до н. э. он распахнул свои двери. Однако еще на протяжении 6 лет велись отделочные работы, которыми руководил Фидий, вошедший в историю благодаря интересному факту своей творческой биографии.

Парфенон ночью (Arian Zwegers / flickr.com)

Мастер является создателем одного из семи Чудес Света – скульптурного изваяния Зевса в Олимпии. Для нового храма скульптор создал статую Афины Парфенос – одиннадцатиметровое изваяние, выполненное из слоновой кости и золота. Это был богатый дар для почитаемой богини.

До наших дней памятник не дошел, и о его красоте мы можем судить лишь по сохранившимся древним источникам.

Интерьер храма наполняли многочисленные скульптурные композиции и статуи богов. Многие из них безвозвратно утеряны. Часть – хранится в музеях мира. Статуи из Парфенона можно увидеть в Эрмитаже.

Большая часть уцелевшего наследия находится в Лондонском музее – это статуи и метопы, выкупленные еще в XIX в. у Османского правительства. В настоящее время Греция ведет работу по возвращению экспонатов к родным пенатам.

Особенности архитектурного решения

Храм Парфенон во многом стал новаторским строением. Его внешний вид и конструкторские находки в свое время поражали современников и до сих пор вызывают исследовательский интерес.

Архитектура Парфенона (George Rex / flickr.com)

Храм фактически полностью был выстроен из пенделийского мрамора, который стоил немалых денег, а отделка изобиловала золотом.

Под воздействием солнечных лучей южный фасад со временем приобрел золотистый оттенок. Северная сторона здания, меньше подвергавшаяся облучению, имела первоначальный серый цвет.

Храм богини-воительницы разместился на самой верхней точке Акрополя, и в лучах заходящего солнца создается визуальный эффект золотого свечения.

При этом у наблюдателей создается впечатление, что храм имеет небольшие размеры. По мере приближения панорама расширяется и здание «подавляет» своей массивностью.

Гиперболическая схема кривизны Парфенона (© A.Erud, Wikimedia Commons)

Со стороны складывается визуальный образ того, что здание имеет идеальную прямую конструкцию. На самом же деле большая часть архитектурных элементов лишена прямых линий:

  • верхние части ступеней имеют небольшой прогиб по центру, колонны несколько утолщены в центре, а угловые при этом имеют больший объем по сравнению с остальными;
  • фронтоны Парфенона обращены во внутрь, в свою очередь, антаблементы выдаются наружу.

Все эти оптические приемы фактически позволили создать иллюзию идеальной прямолинейности. Кроме того, в строительстве храма был использован принцип золотого сечения.

Внешний фасад сооружения украшали многочисленные метопы – рельефные изображения богов: Зевса, Аполлона, крылатой Ники и др. Парфенон, как все святилища древней Греции, был окрашен в яркие цвета.

Доминирующими в цветовой палитре были оттенки красного, синего и золотого. Со временем они истерлись и о красоте здания мы можем судить лишь, по словам древних свитков.

Парфенон – храм трех религий

Судьба Парфенона сложилась так, что он стал местом, где звучали слова трех религий – язычества, православия и ислама. История величия храма длилась недолго.

Парфенон, Афинский Акрополь (Carole Raddato / flickr.com)

Последним правителем, почитавшим мудрую богиню, был Александр Македонский. В дальнейшем Афины подвергались многочисленным захватам. Храм был разграблен, со статуй была снята позолота, сами же скульптуры варварски уничтожались. Однако культ богини Афины был настолько высок среди афинян, что святилище неимоверными силами горожан было восстановлено, несмотря на то, что казна была фактически разграблена.

После восстановления храм действовал еще 800 лет и стал последним пристанищем язычества на территории современной Греции. С приходом христианской власти языческие традиции в городе все еще были сильны. Дабы пресечь идолопоклонничество в IV в. н. э. обитель Афины превратили в православную церковь во имя Пресвятой Богородицы.

Сооружение было перестроено в соответствии с канонами православной архитектуры, но в целом оно выглядело, как и прежде. В новой ипостаси храм стал привлекать паломников со всего православного мира. За словами поддержки служителей новой «старой» святыни прибегали императоры и полководцы.

Реконструкция Парфенона (Emiliano Felicissimo / flickr.com)

В XV в. Греция попала под влияние Османской империи. Новые власти первым делом поспешили избавиться от христианских символов, и Парфенон на этот раз обрел черты мусульманских мечетей. Однако помимо иссечения христианских сюжетов и слов, никаких кардинальных изменений во внешнем облике храма не произошло. В XVII в. во время военного столкновения Османской империи со Священной лигой, стены Парфенона были практически разрушены.

В 1840 г. начались реставрационные работы, которые вдохнули новую жизнь в культовое сооружение. Процесс восстановления с переменным успехом ведется и в наши дни.

Сегодня судьба Парфенона вновь находится под угрозой. Финансовые проблемы, которые начались после вступления страны в ЕС, стали главными препятствующим факторами на пути возрождения величайшего памятника истории.

Психология любви и влюбленности