Обряды староверов. Староверы — отличие от православных Правила посещения кладбищ для староверов

Многие задаются вопросом: «Кто такие староверы, и чем они отличаются от православных верующих?». Люди по-разному интерпретируют староверство, приравнивая его то к религии, то к разновидности сект.

Попытаемся разобраться в этой чрезвычайно интересной теме.

Староверы — кто они такие

Староверчество возникло в 17 веке как протест против изменения старых церковных обычаев и традиций. Начался раскол после реформ Патриарха Никона, который ввел новшества в церковные книги и церковный уклад. Все, кто не принял изменений и радел за сохранение старых традиций, были преданы анафеме и подверглись гонениям.

Большая община староверов вскоре раскололась на отдельные ветви, которые не признавали таинств и традиций Православной Церкви и зачастую имели отличные друг от друга взгляды на веру.

Избегая преследований, староверы бежали в нелюдимые места, заселив Север России, Поволжье, Сибирь, обосновались на территории Турции, Румынии, Польши, Китая, добрались до Боливии и даже Австралии.

Обычаи и традиции староверов

Нынешний уклад жизни староверов практически не отличается от того, которым несколько веков назад пользовались их деды и прадеды. В таких семьях чтят историю и традиции, переходящие из поколения с поколения. Детей учат почитать родителей, воспитывают в строгости и послушании, чтобы в дальнейшем они стали надежной опорой.

С самого раннего возраста сыновей и дочерей приучают к труду, который у староверов в большом почете. Работать приходится много: староверы стараются не покупать продукты в магазине, поэтому выращивают овощи и фрукты на огородах, в идеальной чистоте содержат скотину, многое для дома делают своими руками.

Они не любят рассказывать о своей жизни посторонним людям, и даже имеют отдельную посуду для тех, кто нагрянет в общину «со стороны».

Чтобы вычистить дом, используют только чистую воду из освященного колодца или источника. Баню считают нечистым местом, поэтому крестик перед процедурой обязательно снимают, а когда заходят после парной в дом, обязательно умываются чистой водой.

Очень большое внимание староверы уделяют таинству крещения. Окрестить младенца стараются в течение нескольких дней после его рождения. Имя выбирают строго по святцам, причем для мальчика - в течение восьми дней после появления на свет, а для девочки - в диапазоне восьми дней до и после рождения.

Все атрибуты, используемые при крещении, некоторое время держат в проточной воде, чтобы они стали чистыми. Родителей на крестины не допускают. Если мама или папа станут свидетелями обряда, то это плохой знак, который грозит разводом.

Что касается свадебных традиций, то под венец не имеют права идти родственники до восьмого колена и родственники «по кресту». Во вторник и четверг свадьбу не играют. После бракосочетания женщина постоянно носит головной убор шашмуру, появиться без него на людях считается большим грехом.

Траур старообрядцы не носят. По обычаям, тело покойника омывают не родственники, а выбранные общиной люди: мужчину омывает мужчина, женщину - женщина. Тело кладут в деревянный гроб, на дне которого лежит стружка. Вместо крышки - простыня. На поминках покойного не поминают спиртным, а его вещи раздают нуждающимся как милостыню.

Есть ли сегодня староверы в России

В России сегодня насчитываются сотни поселений, в которых живут русские староверы.

Несмотря на различные течения и ветви, все они продолжают быт и уклад своих предков, бережно хранят традиции, воспитывают детей в духе нравственности и честолюбия.

Какой крест у староверов

В церковных ритуалах и богослужениях староверы используют восьмиконечный крест, на котором нет изображения Распятия. Кроме горизонтальной перекладины, на символе присутствует еще две.

Верхняя изображает табличку на кресте, где был распят Иисус Христос, нижняя подразумевает своеобразную «чашу весов», которая измеряет человеческие грехи.

Как крестятся староверы

В православии принято совершать крестное знамение тремя пальцами - троеперстием, символизирующем единство Пресвятой Троицы.

Староверы крестятся двумя перстами, как это было принято на Руси, произнося два раза «Аллилуия» и добавляя «Слава Тебе, Боже».

На богослужение облачаются в специальную одежду: мужчины надевают рубаху или косоворотку, женщины - сарафан и платок. Во время службы староверы скрещивают руки на груди в знак смирения перед Всевышним и отпускают земные поклоны.

Где находятся поселения староверов

Кроме тех, кто остался в России после реформ Никона, в настоящее время в страну продолжают возвращаться староверы, долгое время прожившие в изгнании за ее пределами. Они, как и прежде, чтут свои традиции, разводят скот, обрабатывают земли, воспитывают детей.

Очень многие воспользовались программой переселения на Дальний Восток, где много плодородных земель и есть возможность сложить крепкое хозяйство. Несколько лет назад в Приморье благодаря той же программе по добровольному переселению вернулись староверы из Южной Америки.

В Сибири и на Урале существуют деревни, где прочно обосновываются староверческие общины. На карте России много мест, где процветает старообрядчество.

Почему староверов называли беспоповцами

Раскол старообрядчества образовал две отдельные ветви - поповщину и безпоповщину. В отличие от староверов-поповцев, которые после раскола признали церковную иерархию и все таинства, староверы-беспоповцы стали отрицать священство во всех его проявлениях и признали только два таинства - Крещение и Исповедь.

Есть старообрядческие течения, которые также не отрицают таинства Брака. По мнению беспоповцев, в мире воцарился антихрист, и все современное священнослужение - ересь, от которой нет толку.

Какая у староверов Библия

Староверы считают, что Библия и Ветхий Завет в современной их интерпретации искажены и не несут первоначальной информации, которая должна нести истину.

В своих молитвах они используют Библию, которая использовалась до реформы Никона. До наших дней сохранились молитвенные книги тех времен. Их тщательно изучают и используют в богослужениях.

Чем отличаются староверы от православных христиан

Главная разница заключается в следующем:

  1. Православные верующие признают церковные обряды и таинства Православной церкви, верят в ее учения. Староверы считают истиной старые дореформенные тексты Священных книг, не признавая внесенных изменений.
  2. Староверы носят восьмиконечные кресты с надписью «Царь славы», на них нет изображения Распятия, крестятся двумя пальцами, бьют земные поклоны. В православии принято троеперстие, кресты имеют четыре и шесть концов, в основном держат поясные поклоны.
  3. Четки православных - это 33 бусины, старообрядцы используют так называемые лестовки, состоящие из 109 узелков.
  4. Староверы крестят людей троекратно, полностью погружая их в воду. В православии человека обливают водой и погружают частично.
  5. В православии имя «Иисус» пишется с двойной гласной «и», староверы верны традициям и пишут его как «Исус».
  6. В Символе Веры православных и староверов более десяти разночтений.
  7. Старообрядцы предпочитают деревянным медные и оловянные иконы.

Заключение

Оценку дереву можно дать по его плодам. Назначение Церкви - вести своих духовных детей к спасению, и дать оценку её плодам, результату её трудов, можно по тем дарованиям, которые стяжали её чада.

А плоды православной церкви - это сонм Святых мучеников, святителей, священников, молитвенников и других дивных Угодников Божьих. Имена наших Святых известны не только православным, но и старообрядцам, и даже не церковным людям.

Ответственная и печальная обязанность проводов своих близких в последний путь неизбежна для каждого христианина. Итогом земной жизни всегда является смерть - это «врата, открывающие душе путь в Царствие небесное», и для души это есть «велие торжество». Родным же и близким положено исполнять все обряды по правилам Святой Церкви, возсылая свои молитвы Господу нашему Исусу Христу и Его святым угодникам, помня о том, что моление и милостыня - единственно необходимое для души усопшего.

У староверов-безпоповцев Древлеправославной поморской Церкви существуют свои традиции и обычаи поминовения усопших, связанные с отсутствием священства. Многие обряды не описаны в книгах и дошли до наших дней только в устном изложении настоятелей и уставщиков. В связи с историческими и территориальными особенностями расположения и существования общин безпоповцев на протяжении нескольких столетий в одних регионах обряды погребения и поминовения усопших могут не совпадать с традициями других.

О последнем вопрошании и напутствии умирающего

По обычаю староверов-безпоповцев находящиеся при смерти христиане должны получить последнее напутствие в загробную жизнь от своего духовного отца. Однако часто бывает, что духовный отец не может присутствовать в этот момент, поэтому последнее напутствие умирающему может сказать любой христианин.

  • Не желаешь ли сообщить нечто важное, выразить свою последнюю волю?
  • Не имеешь ли желания исповедать какой-либо ранее нераскаянный грех?
  • Не осталось ли в душе обиды на кого-либо из близких?

Так как время на совершение молебного пения обычно ограничено, то и чин его последования короче, чем у обычного молебна. Необходимо отметить, что Канона на исход души два: один написан святителем Андреем Критского; второй канон - творение святителя Иоанна Евхаитского. Оба этих канона читаются как бы от лица умирающего. Если времени на прочтение обоих канонов совсем не остается, то можно читать только первый. Основное содержание тропарей этих канонов - это просьба о помощи Божией и молитвенном заступничестве Пресвятой Богородицы в тяжелые минуты расставания души с телом. Святитель Кирил, архиепископ Александрийский, так пишет об этом тяжелом моменте:

Предстанут пред вами с одной стороны силы небесные, с другой - власти тьмы, злые миродержатели, воздушные мытареначальники, истязатели и обличители наших дел…

Порядок чтения канона на исход души

По обычном семипоклонном начале («Боже милостив» и далее) читаем:

За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас (поклон ).

Аминь. Трисвятое и по отче наш, до Приидите поклонимся.

Псалом 50 - «Помилуй мя Боже… »

Молитва Исусова. Аминь.

Канон глас 6-ыи. Песнь 1. Ирмос. Яко по суху ходив Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поя вопияше .

Запев: Милостиве Господи, помилуй мя грешнаго (-ую) раба (-у) Своего (-ю) (с поклоном )

Приидите соберитеся вси, иже благочестно в житии живущии. И восплачитеся души отчужденныя славы Божия, и работавшия студным бесом всем тщанием.

Запев (без поклонов) . Ныне убо время всего моего живота, яко дым прейде. И предсташа ми прочее Ангели послании от Бога, окаянную мою душу ищуще немилостивно.

Запев . Се предста ми множество лукавых духов, держащее моих грехов написание, и зовут зело дерзостнее, ищуще смиренныя моея души.

Богородичен. Запев Богородице: Пресвятая Госпоже Богородице, спаси мя грешнаго (-ую) раба (-у) Своего (-ю ) (с поклоном ). Прочее к кому возопию, кто ми плач от болезни примет, и сердца воздыхание; токмо Ты Едина Пречистая упование християном, и всем грешным .

Об омовении тела

Тело усопшего омывают в честь его будущего воскресения и предстояния перед Господом в чистоте и непорочности. Обычай омовения усопших упоминается уже в книге Деяний апостольских, где одна из первых христианок, святая Тавифа, ученица святого апостола Петра, «была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она заболела и умерла. Ее омыли и положили в горнице» (Деян. 9, 20-21).

В христианских домах омовение производится на полу или на лавке, при этом используют чистую тканевую подстилку или простыню. Омывать христианина должен также христианин (лучше одного пола с усопшим), который перед омовением кладет семипоклонный начал и благословляется у наставника, присутствующих или перед иконами у Господа. Усопший при этом должен лежать головой на восток, т.е. к иконам.

Омывается усопший без мыла, теплой водой, которая находится в чистой небольшой посуде. По возможности вместо обычной стеклянной или металлической посуды необходимо использовать деревянную или тыкву (или другой подобный овощной плод), выдолбленную внутри и представляющую собой подобие посуды. Также при этом используется чистая тряпочка или губка. Вода при этом не должна попадать на пол или на одежду омывающего. Сосуд и тряпочку после омовения тела усопшего следует сжечь или закопать, воду выливают в нехожее место.

Сначала слегка омывается лицо (трижды) из руки омывающего. Затем тряпочку или губку макают в посуду с водой и над ней же тщательно отжимают. Омовение тела усопшего начинают с правой стороны головы, после чего тряпочку вновь макают в воду и отжимают. Омывающий тело непрестанно должен творить молитву: «» или молитву Исусову. Подобным образом омывается левая сторона головы. Затем, снимая одежду с умершего вниз (через ноги) до пояса (или разрезают, если снять ее невозможно), протирают правую сторону туловища и, вновь намочив и отжав тряпочку, левую сторону туловища.

Затем усопшего начинают одевать. Сначала надевается новый нательный крест и нижнее белье и пояс (описание смотри ниже), а под часть омытого уже тела подкладывают чистую подстилку, стараясь при этом, чтобы она и чистая одежда не соприкасались с грязной. Следом снимают оставшуюся одежду (также через ноги) и омывают (в последовательности: правая, левая сторона) части тела ниже пояса и ноги, и одевают далее.

После омовения и одевания омывающий должен положить начал и проститься у преставившегося: «Раб(а) Божий(я) (имя рек) , прости мя, Христа ради, и тебя Господь простит».

Об одежде для усопших

Главный смысл приготовления усопшего к погребению сводится к тому, что он окончил свой земной путь пред людьми и теперь ему предстоит встреча с Господом. Поэтому на усопшего надеваются моленные одежды, а телу придается молитвенная поза. По старообрядческим обычаям запрещается одевать покойных в светские костюмы и повязывать галстуки. У верующих имеется традиция - собирать смертовую одежду заранее, еще при жизни. Во многих общинах смертовую одежду шьют прихожане каждый сам себе, вручную.

Нательный крест должен быть новым. В исключительном случае надевают тот же крест, который был на усопшем при жизни. Он ополаскивается чистой водой и меняется гайтан - веревочка, ленточка

Существует древняя традиция, по которой готовящийся к смерти человек заранее приготавливает к своему погребению особый нательный крест - так называемый «кипарисовый» (деревянный). Кипарисовые кресты носили на теле иноки и инокини, принявшие пострижение в великую схиму, т.е. при жизни совершенно отрешившиеся от земной жизни и внешнего мира. Деревянный крест лучше использовать и по иной причине: как тело усопшего подвержено тлению, так и все находящееся в могиле должно со временем истлеть, чтобы в будущем не было поругано при раскопках.

Нижнее белье для мужчин представляет собой рубашку традиционного русского покроя (в виде косоворотки), для женщин - длинная рубашка с длинным рукавом. Белье должно быть новым и светлым, из натуральной ткани (льняной или хлопчатобумажной). То белье, которое принято носить при жизни, надевать не следует. Поверх рубашки умершего подпоясывают поясом - как мужчин, так и женщин.

На мужчин надевают темный моленный халат (кафтан, азям), на женщин - длинный сарафан. На ноги надеваются носки (женщинам чулки) и тапочки. Лучше плетеные лапти или вязаные следки, чтобы не было резиновой подошвы.

Усопшим девицам плетут одну косу (плетением вверх), женщинам - две косы (плетением вниз) и укладывают их на темя. Вначале на голову надевают чепчик или подвязывают косынку, а поверх белый однотонный платок, концы которого не завязывают узлом, а просто расправляют и закладывают друг за друга слева направо.

До положения во гроб тело укладывают на лавку или на сбитые доски, положенные на табуреты, застланные полотном. Тело должно лежать головой на восток, т.е. к иконам, а лицом обращено на запад (также устанавливается и гроб до самого отпевания).

Уста усопшего должны быть сомкнуты, глаза закрыты. Руки складываются на груди крестообразно, таким образом, как это принято во время богослужения - правая поверх левой. Пальцы правой должны изображать крестное знамение. В пальцы левой руки вкладывается белая (светлая) лестовка, и под ту же левую ладонь усопшего кладется белый подручник.

Тело усопшего покрывают светлым покровом во свидетельство того, что он находится под покровом Христовым и Пречистой Богородицы. Поверх покрова к рукам кладут икону (изображение креста или образ Пресвятой Богородицы) в знак веры усопшего в Богочеловека Исуса Христа.

Чело умершего украшают венчиком с надписанием молитвы: «Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас » и тремя изображениями креста со страстями. Венчик символизирует тот венец, о котором говорил святой апостол Павел: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим. 4,8).

При положении во гроб на усопшего надевают саван, представляющий собой длинное (в рост усопшего) и широкое полотно, сложенное вдвое по длине и прошитое сверху. Гроб по возможности должен быть из чистых досок, не окрашенный - в него кладут чистые опилки, сухую траву или солому.

Под голову кладут небольшую подушечку, как правило, набитую сухой травой, чаще всего чабрецом, или, как его в народе называют, «Богородской травой», или опилками.

Посторонние предметы (книги, иконы, волосы и т. д.) в гроб класть недопустимо.

Заупокойный тропарь

Покой Господи, душу усопшаго раба Своего (имя рек) (поклон ).

Елика в житии сем яко человек согреши.

Ты же яко Человеколюбец Бог прости его и помилуй (поклон ).

Вечныя муки избави (поклон ).

Небесному царствию причастника учини (поклон ).

И душам нашим полезная сотвори (поклон ).

Чин положения во гроб

По приходном начале наставник берет кадило (кацею), кадит святые иконы и крест на умершем. После чего начинает кадить умершего с четырех сторон, начиная от главы с заупокойным тропарем: «Покой Господи… », затем с правой стороны: «И елико в житии сем.. .», от ног: «И вечныя муки избави.. ». И, поворачиваясь к иконам, кадит крест Господень: «И душам нашим.. .».

Затем начинается моление с пением заупокойных тропарей четвертого гласа, после которых поется «Господи помилуй» (40 раз). Затем произносят отпуст и певцы поют: «Аминь. Рабу(е) Божию (ей) преставльшемуся (ейся) (имя рек), ему (ей) же и во гроб положение творим. (В это время заранее подготовленные люди благоговейно кладут умершего во гроб). Вечная память. Вечная память. Вечная память ». Наставник кадит гроб с телом усопшего с четырех сторон трижды по вышеписанному.

Затем полагают заупокойный тропарь (трижды) и отходной начал (семипоклонный).

Чтение заупокойного псалтыря

Положив тело усопшего в гроб, присутствующие христиане начинают читать псалтырь особой заупокойной погласицей по следующему чину:

Приходный начал.

«За молитв святых отец наших… »

Аминь. От «Святыи Боже… » по «Приидите поклонимся… »

Псалом 90 «Живыи к помощи Вышняго… » Слава, и ныне. Аллилуйя (трижды), Господи, помилуй (трижды).

Тропарь: «Иже глубинами мудрости… » (единожды). Слава, и ныне «Тебе град и пристанище… ».

Псалом 50 «Помилуй мя Боже… »

Слава и ныне. Аллилуия (трижды). Господи, помилуй (трижды).

Заупокойный тропарь «Покой Господи…» (с пятью поклонами, единожды ).

B следующая «Слава» кафизмы.

По прочтении всех 20 кафизм и 10 пророческих песен читается канон за единоумершего:

Молитва Исусова,

Аминь. Ирмос: «Воду прошед… ».

По 3-й песни канона читается:

Заупокойный тропарь «Покой Господи… » (с пятью поклонами, единожды).

«Господи, помилуй » (трижды). Слава и ныне.

Седален «Покой Спасе наш… » Слава и ныне.

Богородичен «Иже от Девы.. .».

По 6-й песни канона:

Заупокойный тропарь «Покой Господи… » (с пятью поклонами, единожды ).

«Господи, помилуй » (трижды). Слава и ныне.

Кондак «Со святыми покой… » и икос «Ты един еси… ».

После 9-й песни канона:

«Достойно есть… » (с поклоном земным ).

Трисвятое, по Отче наш.

Молитва Исусова.

Аминь . Тропари «Сo духи праведными… », «В покоищи Твоем… ».

Слава «Ты еси Бог… ».

И ныне «Едина Чистая… ».

Заупокойный тропарь «Покой Господи…» (с пятью поклонами, единожды ).

« Господи, помилуй » 40 раз.

Слава и ныне. «Честнейшую.. .» (с поясным поклоном ).

«Именем Господним..

«За молитв. ..»

Аминь . Молитва «Помяни Господи Боже.. .».

«Честнейшую… » (с поясным поклоном ).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поясной поклон ).

И ныне, и присно, и во веки веком, аминь (поясной поклон ).

Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, благослови (поясной поклон ).

Отпуст за усопшего.

Аминь. Рабу Божию преставльшемуся (имя рек): Вечная память. Вечная память. Вечная память.

Заупокойный тропарь: «Покой Господи… » (трижды с 15 поклонами) .

Затем вновь начинается чтение псалтыря по вышеописанному: «За молитв… » и прочее.

Прощание с усопшим

Наставник, а затем певцы и все молящиеся при пении стихер «на целование» прощаются с усопшим следующим образом:

«Боже, милостив буди мне грешному » (поясной поклон перед иконой).

«Создавыи мя, Господи, и помилуй мя» (поясной поклон перед иконой).

Затем, повернувшись к усопшему, полагают три земных поклона без крестного знамения со словами:

«Раб (а) Божий (ия) (имя рек), прости мя Христа ради, и тебя Господь простит».

«Раб (а) Божий (ия) (имя рек), егда приидеши к Престолу Божию помолись о мне грешнем (ей), и о тебе помолится Пресвятая Госпожа Богородица».

«Раб (а) Божий (ия) (имя рек), благослови мы Христа ради, и тебя Господь благословит».

Затем, благословившись у наставника: «Отче, благослови Христа ради » и перекрестившись, целуют подножие Креста или правый нижний угол иконы, лежащей на персех (груди) усопшего, и венчик на лбу.

После полагают земной поклон с крестным знамением перед иконами: « Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мы грешнаго (ую) ».

Прощаются с наставником: «Отче, прости Христа ради », - и между собой и отходят от гроба.

После окончания пения стихер «на целование» икону, лежащую на персех усопшего, убирают, чтобы не допустить ее целования иноверными и случайной утери. Также не следует допускать и целования усопшего иноверными - они лишь могут поклониться ему со словами: «Раб Божий (имя рек), прости мя Христа ради ».

При выносе тела усопшего из дома или из церкви поется многажды «Святыи Боже… », пока гроб не установят в машину или не подойдут к ограде кладбища.

При выносе гроба впереди несут на пелене Животворящий Крест, затем крышку и гроб. Следом идет наставник с кадилом, певцы и все провожающие. Когда входят в ограду кладбища, певцы запевают стихеры 6-го гласа «Зряще мя безгласна… ». Затем читается псалом 23 «Господня есть земля… ». В это время наставник покрывает усопшего саваном с молитвой «Святыи Боже… » или Исусовой. Затем подают крышку гроба, держат ее над гробом и кадят усопшего. После чего гроб закрывают. Перед тем, как опустить его в могилу, наставник трижды кадит его с четырех сторон.

Под пение тропаря «Земле зинувши… » тело предают земле: гроб опускают в могилу. По «Вечной памяти » наставник трижды сыплет землю на гроб крестообразно со словами: «Вся от земли и вся в землю посылаеши, Господи, душу раба (ы) Своего (ея) (имя рек), его (ю) же прият, со святыми покой » (трижды ). И вся братия сыплет по три горсти земли в могилу с молитвой Исусовой или «Святыи Боже… ». После этого читается заупокойный тропарь трижды, с 15 поклонами.

Обустройство могил староверов-безпоповцев

Православное вероисповедание не допускает сожжения тел усопших, а только захоронение их по словам Господа Бога: «Из земли взят и в землю паки пойдеши». Желательно также, чтобы христианские захоронения располагались отдельно от еретических. Могила на христианских кладбищах должна быть ориентирована вдоль линии «восток-запад». Гроб устанавливается ногами на восток и в ногах устанавливается намогильный крест.

Не положено на могилах ставить железные и каменные кресты и памятники по иудейскому и армянскому обычаю, а только деревянные кресты из пород, не подверженных быстрому гниению (дуб, береза, сосна и др.). В случае, если из-за давности времени один крест приходится сменить другим, то первый необходимо сжечь либо закопать здесь же. Кресты необходимо делать по всем Церковным правилам, соблюдая все установленные пропорции. При установке креста нужно ориентировать горизонтальные перекладины по линии «север-юг».

Достойная память усопшему христианину - поминовения его в день кончины и день ангела, уход за могилой и посещение ее в дни родительских недель, но ни в коем случае не на праздники (Пасхи, Троицы, воскресный день и вечер субботы, а также в другие дни, когда совершается служба в Церкви).

Христианин, посещающий кладбище, должен с молитвой подходить к месту захоронения близких, положить поклоны с заупокойным тропарем. Поэтому таблички с фамилией и датами жизни рекомендуется располагать с тыльной стороны или ниже последней перекладины креста. Фотографии же вовсе не положено прикреплять к кресту.

Заупокойная лития

Это краткая молитва ко Господу нашему Исусу Христу и Пресвятой Госпоже Богородице о почивших православных христианах. Эту литию подобает молиться всегда, кроме дней праздников и Великого поста, но в разрешенные субботы, соборно, вместе и наедине за всех православных христиан, во благочестии скончавшихся, богоугодно поживших в мире.

Приходные поклоны с молитвой мытаря.

За молитв Святых Отец…

Тропарь, глас 2. Помяни, Господи, яко Благ рабы Своя, и елико в житии сем согрешиша, прости. Никто же бо без греха, токмо Ты могии преставленным дати покой.

Тропарь, глас 8. Иже глубинами мудрости, Человеколюбне, вся строя, и еже на пользу всем подавая, едине Содетелю, покой, Господи, душа усопших раб Своих, на Тя бо упование возложиша, Творца и Зиждителя и Бога нашего.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Кондак, глас 8. Со святыми покой, Христе, душа раб Своих, идеже несть Болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь вечная. (Кадят кутию или могилы).

И ныне и присно и вовеки веком. Аминь.

Богородичен. Тебе град и пристанище имамы, и молитвенницу благоприятну, к рождьшемуся из Тебе Богу, Богородице безневестная верным спасение.

Ектения: Господи, помилуй (40 раз). Слава и ныне.

«Честнейшую… » (поясной поклон ).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу (поясной поклон ).

И ныне, и присно, и во веки веком, аминь (поясной поклон ).

Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, благослови (поясной поклон ).

Отпуст за усопшего.

Аминь. Рабом Божиим преставльшимся (имя рек), о них же и поминание творим. Вечная память. Вечная память. Вечная память. В это время совершается каждение.

Заупокойный тропарь: «Покой Господи… » (трижды с 15 поклонами).

Исходные поклоны.

Уложения 1-го Всероссийского собора (1909 г.) о погребении и поминовении усопших

Ответ . С 12-ти часов ночи дня смерти.

Вопрос . Можно ли петь погребение и творить поминовение по христианам, которые умерли в замирщении, не успев покаяться, и которые скончались без покаяния, с обритой бородой или остриженной догола головой?

Ответ . Кто с еретиками общается по вере и смерть приимет без покаяния, то недостоит над ним петь погребение ни творить поминовения. По христианам, умершим без покаяния, с обритой бородой, не признавшим брадобритие за грех, погребения петь не следует. При этом для христиан, находящихся на военной службе, обритых по принуждению или по болезни, следует сделать исключение и погребение петь и поминовение творить. Если же покаявшийся брадобриец вскоре после покаяния умрет, то таковаго должно погребать и поминать.

Вопрос . Можно ли петь погребение и творить по христианам, скончавшимся не своей смертью (самоубийцы, от вина, убитые в разборе, на месте преступления и прочее)?

Ответ . Таковых не следует ни погребать, ни поминать.

Вопрос . Можно ли петь погребение и творить по христианам, умершим без покаяния случайной смертью (утонул, убился)?

Ответ . Таковых погребать и поминать должно.

Вопрос . Можно ли молиться за умерших раздорников, гордецов и прочих врагов Церкви?

Ответ . За умерших, если они не примирились и не покаялись, молиться нельзя. За живых должно.

Вопрос . Можно ли петь погребение и поминать христианина, жившего в еретическом доме, и в этом же доме принимать поминальный обед?

Ответ. Можно.

Вопрос . Можно ли молиться за умерших, которые признавали прелюбодейные браки за законные?

Ответ. Можно, если только они перед смертью в этом покаялись.

Вопрос . Можно ли молиться за иноверную, пожелавшую креститься и вынесшую правило, но перед крещением умершую?

Ответ . Оставить это в судьбах Божиих.

Вопрос . Можно ли поминать младенца, перекрещенного и погребенного в еретической церкви?

Ответ . Невозможно.

Ответ . Чтение псалтыря по усопшим в течение постов года Писанием не воспрещается и поэтому может быть разрешено.

Вопрос . Обязательно ли должна быть кутия из пшеницы и как её святить, и можно ли панихиду совершать без кутии, и сколько свещей ставить над кутией?

Ответ . Кутия должна быть из пшеницы, с растворенным медом, освящается каждением. Без кутии совершать панихиду невозможно. Свещей поставлять четыре вселенских и одну на частных панихидах.

Поминальный обед

По церковной традиции после служения «чина погребения» и «панихиды» молящимся поставляют поминальный обед.

Перед поминальным обедом моление обычное: «Отче наш… », а по молитве Исусовой читают трижды заупокойный тропарь, с пятнадцатью поклонами.

Перед началом трапезы хозяйка приглашает молящихся к столу со словами: «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас ».

Наставник: «Аминь ».

Хозяйка: «Питайтесь Христа ради » (то же повторяется перед принятием каждого блюда).

Перекрестившись трижды со словами: «Покой Господи, душу усопшаго (ия) раба (ы) Своего (ея) (имя рек) » перед поминальным обедом христиане едят кутию по три ложки со словами: «Блажени утешени рабу(е) Твоему(ей) (имя рек). Вечный покой, вечный покой, вечная память ».

Желательно, чтобы поминальный обед был «рыбный». В скоромные дни поставляются все продукты, кроме мяса. В пост - по уставу. На поминальном обеде не нужно излишнее изобилие, а по древним традициям он должен состоять из трех яств (блюд). На поминальный стол категорически запрещено выставлять спиртное.

Традиционный поминальный обед состоит из четырёх обязательных составляющих - хлеб, соль, вода, кутия (разваренная пшеница с медом). Они ставятся на стол всегда первыми. Затем рыбные пироги (если можно по Уставу), или с капустой, блины, куриная лапша или рыбная уха, или простой суп (смотря что можно в этот день по Уставу, но всегда без мяса, и в некоторых общинах еще и без картошки), сладкие пироги, компот. Затем хозяйка обходит по солнцу присутствующих на обеде, начиная с наставника, и раздает всем милостыню (обычно это крупы, фрукты, пироги, полотенца, деньги - все в одном пакете). Затем подают кисель («прибелочный» - на закваске из овса, не из картофельного крахмала).

Некоторые наставники на обеде сначала едят кусочек хлеба, посыпанный солью, и запивают ложкой воды из деревянной чашки, потом берут ложку кутии. В настоящее время многие уже забыли порядок традиционного поминального обеда, последовательность блюд и составляющие.

Во время поминального обеда за столом запрещается разговаривать. Поминание должно проходить тихо, с молитвой. Лучше если во время поминального обеда один из чтецов, благословившись, будет читать «Жертвенник», то есть поучение из учительных книг. Так за столом будет сохраняться благоговейная обстановка.

По окончании обеда хозяйка говорит: «Питались во славу Божию рабы Христовы ».

Наставник говорит: «Аминь ». И, перекрестившись трижды, все встают из-за стола.

По поминальном обеде поется на 6 глас «Слава и ныне… », «Содетелю и Творче, Зиждителю, Избавителю, ослаби, отпусти Христе Боже, и душу его (ея) помилуй, егда хощеши испытати. Тогда пощади, Милостиве, и приими душу его (ея), Владыко, сведыи тайная », далее «Достойно… » с поклонами в пояс и прочее.

За последние годы очень возросла и укрепилась у народов мода на здоровый образ жизни. Все больше людей в мире, в России, в том числе, стараются жить правильно. А кому-то приходится и выживать в непривычных для них условиях, буквально экстремальных. Объединяет всех людей одно — стремление жить хорошо в любых сложившихся условиях, старание соединиться с природой, стать духовно более развитым человеком. Многие народы обращаются к помощи своих предков. До наших дней некоторые обряды и ритуалы дошли практически без изменений. Опыт предыдущих поколений остается актуальным и по сей день.

Мы поговорим о староверах. Кто эти люди, чем они были особенны, что можно почерпнуть у них? Читайте статью дальше. Староверы не только жили на русской земле в Древние Времена, они принесли многое нашей культуре, традициям, несли свою веру, имели свои принципы и идеалы.

Опыт, который пришел к нашему поколению от староверов, можно назвать действительно уникальным и очень важным, нужным. Несмотря на все сложности, трудности староверы смогли выжить. Они старались вести нормальный образ жизни, ни в чем не нуждаться (насколько это было возможно). Их испытывали на прочность, как природные условия, катаклизмы, так и войны, политические неурядицы. Проблемы существовали во все времена. Но от самого человека, как он к ним относится, все воспринимает, тоже многое зависит.

Очень жаль, что о староверах сохранилось не так много фактов и информации. Многое со временем потерялось. Некоторые ученые (да и обычные люди) полагают, что староверы — это слабые люди, которые ни к чему не стремились, а только пытались приспособиться к обстоятельствам, выжить в данных им условиях. Другие же считают, что староверы многое внесли в историю русской культуры. Они поклонялись древним богам, все делали верно, несли позитивное в массы, настраивали народ на хороший лад. Так кто же такие староверы, какими обрядами и ритуалами они пользовались? Что дошло до наших дней, и как это можно применять людям сейчас?

Какими особенностями (отличительными чертами) обладали староверы

Староверы имели много отличительных черт. Они проводили массу разных старинных обрядов. Осветить все невозможно в одной статье, остановимся на основных понятиях.

У староверов была одна, правильная и истинная вера — вера их предков. Они передавали ее из поколения в поколение, не нарушали правил, четко им следовали. Общими усилиями они сохранили и пронесли эту позицию сквозь тысячи лет, сохранили. Когда стоят службу, староверы складывают руки на груди, а не крестятся. Они также кланяются своим божествам несколько раз. Все должно выполняться одновременно (синхронно). Каждый человек призван следить за тем, как он себя ведет во время церковной службы.

Одной из главных особенностей староверов считался восьмиконечный крест. Наряды, в которых староверы стояли службу, были соответствующими. Это обязательно должен быть старорусский стиль. На кресте не должно быть распятия. Истинный, настоящий старовер не воспринимает окружающий мир как нечто главное, единственно существующее. Он чувствует себя несколько отрешенно, больше живет своим внутренним миром, нежели социумом. Все мирское для старовера — не важное не главное, нечисть, не иначе.

Обряды староверов обладают некоторыми особенностями. Давайте рассмотрим их более детально. Вели свой быт и жили староверы согласно древним книгам. Они очень верили в священные писания, постоянно читали их, изучали информацию, общались со своими предками, многое от них переняли. Некоторые традиции передавались только от одного поколения к другому, от старших к младшим.

В семьях царил патриархат. Единственное, что было возможно. Мужчина считался главным в семье, к его мнению прислушивались, главу уважали, ценили и понимали. Как мужчина скажет, так и будет. Женщина следовала за мужем. Жены должны были подчиняться своим мужьям, не имели права перечить им. Мужчина считался добытчиком и главным, а женской участью был быт, рождение и воспитание детей, сохранение семейного очага, ведение домашнего хозяйства. В общем, все то, чем нормальная женщина должна заниматься. Не воевать, а создавать. Сейчас многие мужчины также придерживаются данной позиции. В своих семьях они выполняют главенствующую роль.

Чем еще отличались староверы

Староверы не имели права бриться, поэтому они все ходили с бородами. Не курили, не ругались. Никакого сквернословия от старовера услышать нельзя! Мальчики носили косоворотки, а уже зрелые мужчины — кафтаны. Женщины у староверов должны быть одеты в сарафан, платок на голове обязателен. И никакой косметики! В волосы заплетали ленточки разных цветов, это и было украшение. Никаких резинок, бантов и прочих атрибутов.

Семьи у староверов были большими, детей было много. Их с ранних лет приучали к физическому труду, обязывали слушаться и почитать родителей. Все дети уважали старших, не имели права ослушания. Достигнув семилетнего возраста, ребенок уже ходил в церковь, держал пост, стоял службы. Это считалось обязательным. В каждой семье так принято. Дети изучали письмо, учились читать, старославянский язык было учить обязательно.

Многие (да почти все) староверы использовали в повседневной жизни обереги и талисманы. К ним относились: крест, посуда (определенная), четки, лестовка, книги. Молитва и имя тоже считались оберегами, только словесными. Пост держали все. Считалось, что именно он помогает соединиться телу и душе. Обязательно староверы ограждали себя от ненужных людей, посторонних, порой злых. В современной жизни, конечно, это сделать очень трудно, даже невозможно. Ведь каждый день, по разным причинам, приходится знакомиться и общаться с совершенно различными людьми. Уединиться сложно, отойти от общества — вообще невозможно.

Как староверы проходили обряд крещения

Крещение — великий святой обряд. Он подразумевает погружение человека в воду, причем третий раз должен быть полным (полностью погрузить тело в воду). К обряду крещения готовились тщательно, заранее. На младенце бы пояс и крест. Другой одежды быть не должно. Крест оберегал от сглаза, порчи, защищал от злых людей, нечистой силы. Снимать его в течение жизни было нельзя.

Надевать на ребенка крест имели право родители, или бабка, которая принимала роды. Обряд крещения начинался уже тогда, когда на младенце надет крест. Тот, кто это сделал, считался крестным отцом или матерью данного чада.

Все восемь дней после обряда крещения ребенка (человека) мыться было нельзя. Нужно, чтобы тело «приняло этот обряд», ничего не смывать с себя. Имя выбирали тщательно, опираясь на святки. Просто так никого не называли. Обязательно смотрели, праздник какого Святого ближе ко дню рождения младенца. Девочек называли за неделю до или после рождения, опираясь на святцы. А мальчиков уже после крещения (по тому же принципу).

Погребение староверов

Этот обряд тоже очень важен. Ведь человек отходит в мир иной. Сразу после смерти тело должны быть обмыто, нельзя медлить ни минуты. Сделать это нужно было быстро, очистить тело от грехов земных. Гробы изготавливали специальные. В «последний путь» обязательно провожали православной молитвой.


За последнее время большое число наших соотечественников стало все больше интересоваться вопросами ЗОЖ, а также выживания в непривычных, приближенных к экстремальным, условиях. Объединяет их все одно – желание научиться жить гармонично с природой, при этом духовно совершенствоваться. Именно по этой причине многие обращаются за помощью к опыту предков, который не теряет своей актуальности на протяжении многих тысяч лет.

Мы говорим о староверах. Кто это? Люди, которые не только заселили тысячи лет назад современные земли РФ, но и принесли язык, веру. Опыт староверов без зазрения совести можно назвать уникальным. Эти люди смогли сохранить свою культуру и веру, несмотря на самые сложные испытания природных условий, политических наплывов.

К сожалению, о староверах не много известно фактов. Кто-то заявляет, что это простые люди, не имеющие даже примитивное образование, а главная их цель – придерживаться старых способов ведения хозяйства. Другие же уверяют, что это язычники, которые до сих пор поклоняются богам Древнего мира. Предлагаем узнать, кто же такие староверы, и какие обряды они используют.

Особенности староверов

Староверы имеют массу обрядов. Осветить их все в одной статье не является возможным. Отметим только самые основные аспекты.

Староверы признают одну единственную веру – своих предков. Сохранить эту веру они пытаются сохранить на протяжении многих тысяч лет, прикладывая массу сил. Осеняет себя старовер крестным знамением в 2 перста. Во время богослужения староверы на груди в виде креста складывают руки, делая земные поклоны. Все действия во время обряда должны быть выполнены всеми участниками синхронно.

Главная особенность веры староверов – восьмиконечный крест. На службу принято надевать наряд, выполненный в старорусском стиле. Нательный крест старовера не имеет распятия.

Замечено, что истинный старовер отрешен от окружающего его мира, а все мирское – нечисть, по его мнению.

Обряды староверов имеют массу особенностей. Рассмотрим некоторые из них.

Традиция жизни и быта староверов регламентирована в соответствии с книгами. Некоторые из традиций передаются старшим поколением к младшим. В семьях мужчины имеют неоспоримую власть. Женщины покоряются и подчиняются мужчинам. Жена только рожает и ведет хозяйство, воспитывает ребенка, муж – добытчик.

Главный грех старовера – брить бороду, сквернословить, курить!

Наряд старовера в возрасте – кафтан, в то время, как парни и мальчики носят косоворотки. Женщины и девушки носят сарафаны, при этом исключено использование косметики, голова должна быть покрыта платком. Чтобы украсить волосы используют плетение из разных ленточек.

Как правило, семья у старовера большая. Воспитание детей заключается в почитании веры и родителей, с малых лет ребят приучают к труду. Пост и молитвы ребенок соблюдают с 7 лет. Дети осваивают письмо и чтение, учат старославянский язык, который позволяет им читать старинные книги.

В жизни старовера есть несколько особых систем оберегов, которые обезопасить способны их на Страшном суде, поддерживают здоровье. Основные материальные обереги – посуда, четки, книги, крест, лестовка. А вот словесные обереги – имя и молитва. Пост распознается староверами, как подчинение тела его душе.

Главная особенность староверов – не менять устой своего бытия, только в современном мире оградиться от окружающих, к сожалению, есть возможность не всегда.

Обряд крещения староверов

Данный обряд предусматривает троекратное погружение человека в воду, каждое из них должно быть полным. Во время крещения младенцу надевают пояс и крест. Последний представляет собой не только символ веры, но и оберег от нечисти. Именно по этой причине его нужно надеть всем детям, даже если они не прошли еще процесс крещения.

Одеть крест должны родители или же бабка, принявшая роды. Обряд начинается с момента накидывания креста. Тот, кто накинул его, несет аналогичную ответственность, как и крестные родители.

На протяжении последующих 8-ми дней, человек прошедший обряд крещения, не должен мыться, переодеваться. Главная особенность обряда- наречения имени. Его выбирают в соответствии со святцами. Девочек за неделю после или же до рождения, а мальчиков в соответствии с днем обряда крещения. Что касается выбора покровителя для ребенка, то им становился тот святой, чье имя было выбрано.

Обряд погребения староверов

Если же случалась смерть человека, то его, не медля, ни минуты мыли. Эта процедура характеризовала процесс очищения от грехов. Обмыть нужно было достаточно быстро.

В это время читалась молитва, которая способствовала оберегу покойного от нечисти. Хоронили человека в специальном гробу – колоде, вычесанном из большой колоды. Некоторые гробы были изготовлены еще при жизни человека.

Заговоры староверов на успешное и богатое существование

Выполнять обряд стоит при учете фазы растущей луны, ровно в 12 часов ночи. На стол нужно положить Библию и молитвенник. Обязательно зажгите свечу (коричневого цвета, купить которую нужно в церкви). Скажите слова заговора:

«Я твой раб Господний, имя. У меня есть три листа к Иисусу Христу. Один из них написан рукой Марка, второй – Никитой-мученником, а еще один — Марией Богородицей. В этих трех листах надписи, который горят пламенем, мне, имя, дарят роскошь и богатство. Аминь».

После того, как вы прочитаете эти ритуальные слова, нужно открыть Библию. Страница должна быть выбрана наугад. Прочитайте первых восемь строк. После возьмите молитвослов и прочитайте молитву. После задуйте свечу, и положите ее к иконам. Со стола уберите книги.

Приведем еще один эффективный обряд для привлечения денег. Нужно выполнять его с утра на заре. Для начала нужно на листе написать сумму денег, которая нужна будет для достижения имеющихся целей у заговаривающего. Сумма должна быть подкреплена надписью, для чего она требуется. Затем нужно помять бумагу и сжечь ее. Пепел закапайте во дворе под деревом, которое вам приглянулось больше всего. При этом стоит говорить такие слова:

«Дева Мария, прошу помилования меня, раба с многими грехами твоего, имя. Прошу помощи для исполнения моих целей, воплощения моей задумки, о чем мы с тобой вдвоем только знаем. Наше слово – настоящий крепкий узел, развязать его не сможет никто. Аминь».

мы решили привести несколько важных мыслей о правилах и практике моления в РПСЦ за тех, кто находится в Церкви и вне ее ограды.

Молитва всему голова

Благочестивая традиция заказывать молебны по тому или иному поводу испокон веков присуща православным христианам, однако в последнее время на Рогожском такие дополнительные службы случаются не так часто, как раньше.

Несмотря на то, что богослужение добавляет еще около полутора часов к и без того долгой воскресной службе, всегда находится немало желающих присоединиться и написать записки о здравии (молебнов за упокой не бывает).

Возглавляет молебны сам владыка Корнилий, причем часто является и их организатором. Например, во время постов, особенно Великого, он объявляет молебны почти каждое воскресенье.

Великопостный , организованный по инициативе Митрополита Корнилия

Помимо мирских забот самым большим недостатком сложившейся практики в Москве является отсутствие информации о таких молебнах заранее. Самые активные прихожане слышат о планах посредством сарафанного радио утром, а некоторые – уже после проповеди владыки. Какому святому и по какому поводу состоится богослужение – обычно сразу обрастает взаимоисключающими версиями… В итоге далеко не все присутствующие на Литургии знают, что сразу после службы представится хорошая возможность сугубо помолиться за свою родню, а значит – не стоит спешить уходить из храма.


Проповедь Митрополита Корнилия после молебна с пожеланием усерднее молиться о мире на Земле

Преподобныи отче Паисие Великий, моли Бога о нас!

В данном случае повод задержаться оказался очень серьезный: был заказан молебен преподобному Паисию Великому , который имеет от Бога благодать облегчать загробную участь православных христиан, умерших без покаяния. Ему же особо молятся и за тех, кто был крещен в православной вере, но по тем или иным причинам удаляется от посещения богослужений и исповеди.


Большой образ преподобного Паисия Великого украшает свод северного фасада

Молитесь о вразумлении прогульщиков

Беглый опрос присутствовавших в храме показал, что люди хорошо знают о всевозможных запретах и ограничениях в отношении лиц, которых мы вправе указать в записках о здравии и за упокой, однако далеко не все помнят о своих «правах». Напоминаем теперь и читателям «Старообрядческой мысли»: в Церкви существует законный способ молитвы и за тех, кто не ходит в храм.

Совет Митрополии РПСЦ, состоявшийся 4-5 февраля 2015 года, напомнил в своем постановлении о древней святоотеческой практике, согласно которой старообрядцам не возбраняется совершать молебны о здравии в том числе инославных и отлученных. Помимо домашней молитвы для этого предназначены заказные молебны.

О церковной молитве за инославных и отлученных

8.1. Не возбранять священнослужителям совершать молебны о здравии инославных и отлученных, руководствуясь наставлением апостола Павла: «Прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 1–4); а также толкованием святаго Иоанна Златоустаго: «Не бойся молиться за язычников; и Он (Бог) этого хочет. Бойся только проклинать других. Потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться о язычниках, то очевидно и об еретиках, потому что обо всех людях надобно молиться, а не преследовать их» (Творение св. Иоанна Златоуста. Толкование на 1 послание к Тимофею апостола Павла. Беседа 6, том 11, стр. 659).

Материал по теме

Илюстрированная информация о Рогожской слободе и всех заведениях, что находятся на её территории.

Избранные материалы:

Подборка материалов по теме взаимоотношения религиозного и светского восприятия мира, в том числе рубрики « », « », материалы « » , информация , а также

Психокоррекция отклонений у детей