Апокалипсис евангелие от иоанна. Откровение Иоанна Богослова

Все верующие христиане в обязательном порядке читают Библию и стараются следовать всем ее предписаниям. Однако в Священном Писании есть одна книга, которая очень сложна для понимания и наполнена символизмом. Речь идет о книге Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова. О чем же говорит нам эта самая загадочная часть Библии?

Знакомство с апокалипсисом

Вся Библия является духовной книгой, наполненной символами и сравнениями. Но больше всего аллегорий, примеров и образов скрывает Откровение Иоанна Богослова. Апокалипсис нельзя читать и толковать сам по себе, в отрыве от всего христианского учения в целом.

Важно! Обычным верующим людям желательно приступать к чтению Апокалипсиса только после того, как они хорошо изучат Ветхий и Новый Завет , а также Предание святых отцов.

Большая ценность данной книги в том, что в ней можно найти ответы на глобальные вопросы о христианстве. Апокалипсис говорит нам, что Господь пришел в этот мир для спасения всего человечества. Кроме того, в книге представлен образ Небесного Иерусалима - места будущей жизни всех верующих.

Видение Иоанна Богослова

Важное место в повествовании занимает описание земной Церкви и различных бед и казней, постигающих этот мир. С одной стороны, эти несчастья - фон для того, чтобы была видна святость Церкви Христовой. С другой - способ призвать людей к покаянию.

Апокалипсис предостерегает христиан от опасностей жизни в мире, где правит язычество. Настоящий христианин должен пренебрегать комфортом мира ради Христа, несмотря на большое количество опасностей. Во все времена христиане подвергались гонениям, если не официально, так идейно. Во времена Иоанна Богослова за отказ поклониться языческому римскому императору мог закончиться казнью, и множество первых христиан приняли подобную мученическую смерть.

Истории мучеников:

Другая опасность - начать приспосабливаться к изменчивому миру и потерять в нем веру во Христа. Большое количество искушений может привести к тому, что человек устанет бороться за свою веру и захочет жить как все - с комфортом и в богатстве. Так, Откровение говорит нам о том, что настанут времена, когда верные дети Христовы не смогут ничего покупать и продавать, т.е. вести привычную повседневную жизнь, как все.

В данном контексте мы видим образ Вавилонской блудницы, который отождествлен с самим городом Вавилоном. Проводятся параллели и с современным миром - большие города, где доступны все возможные утехи и радости, что легко сбивает христианина с пути истинного. И вот Апокалипсис в 18 главе показывает нам результат такой жизни - суд над блудницей и ее казнь. Именно это и ожидает греховный мир, если люди не будут каяться.

Антихрист и конец света

Пожалуй, самый загадочный образ, который мы видим в этой книге - это антихрист. Он представляется в виде двух зверей. Первый из них выходит из моря и действует грубо, прямыми гонениями. Другой же выходит из земли и наносит вред более тонко, обольщением и хитростью.

Антихрист придет в конце времен, чтобы побороться со Христом за вечную участь человеческих душ

Эсхатологический подход выражается в проведении параллелей между Римской империей и греховным миром. Рим начинает буквально съедать себя сам, захлебываясь в потоках греха и греховных наслаждений. Иоанн Богослов через свою книгу предостерегает, что такая кончина ждет и весь мир в целом.

Образ Церкви Христовой в Откровении

Иоанн Богослов выстраивает образ Христовой Церкви в противовес образу Вавилонской блуднице. Церковь показана местом спасения душ верующих христиан, где они смогут познать Бога и полноту общения с Ним.

Апокалипсис показывает нам древнее церковное предание о возможных путях человеческой жизни. Первый путь, по которому идет большинство неверующих людей, это путь короткого временного наслаждения утехами земной жизни, за которым наступает вечная погибель и мрак. Другой же путь, которые выбирают верные чада Христовы, это путь спасения, радости и Вечной жизни с Богом в раю . При этом на земле эти люди будут иметь скорби, но они несравнимы с тем блаженством, которое ждет их в Вечности.

Интересно! Образ Церкви описан в книге очень подробно, с большим количеством примеров, аллегорий, притч.

На первый взгляд, понять эти тексты очень сложно, но в итоге все сводится к тому, что Церковь Христова предстает в величии, красоте и святости, а греховный мир исчезает в бездне навеки. Именно такой конец света и случится после Второго пришествия Христа.

Христос и невеста Церковь

Именно вот эти положительные образы Церкви и Небесного Иерусалима должны вселить веру в то, что человек идет путем христовым не зря, что в конце земной жизни его ждет вечное блаженство с Господом, как результат праведной жизни. Очень важно использовать такие положительные примеры из Апокалипсиса для усиления проповедей и убеждения верующих. В таком случае, и данная книга не будет выглядеть столь мрачно и перестанет восприниматься исключительно как руководство по концу света.

О символике чисел

Большое количество символов придает книге особую таинственность и позволяет обобщенно смотреть на события в мире. К примеру, Иоанн Богослов говорит, что глаза обозначают видение чего-либо, а большое количество глаз - абсолютное видение. Иерусалим и весь Израиль ассоциируются с Церковью Христовой. Белый цвет - символ невинности, чистоты и святости.

Большое значение придается и числам. Так, число три означает Святую Троицу, четыре - мирской порядок. Семь - благословенное число гармонии. Двенадцать - Церковь.

Отдельного внимания заслуживает число 666 , которое считается магическим «числом зверя» и порой пугает даже опытных христиан. Однозначная трактовка этого числа до сих пор неясна и остается неразгаданной. Видимо, точное его значение придет тогда, когда для этого наступят подходящие условия.

Существует теория, согласно которой 666 это уменьшение от 777. Три семерки символизируют собой Божью благодать, тогда как уменьшение ее означает дьявольский мрак. В любом случае, число 666 остается «числом зверя» и наступят времена, когда человечество точно узнает его смысл.

Многие христиане боятся начертания этого числа на себе, как символе отвержения от Бога. Действительно, Апокалипсис говорит нам о том, что наступят времена, когда на челе или руке будет ставиться знак зверя, и тогда такой человек будет терять спасение и вечную жизнь.

Многие христиане боятся начертания числа зверя из книги Откровения

Однако мы не можем понимать эти строки буквально. Ни одно начертание само по себе не способно лишить человека веры в Бога. Поэтому нужно понимать это место в переносном смысле - что настанет такое время, когда каждый человек станет перед выбором. Царство антихриста будет повсеместно распространяться по всей земле, и людям придется выбирать - жить в комфорте земной жизни и терять спасение вечной души, или же претерпеть притеснения сейчас, но зато вкусить вечное блаженство.

Важно! Собственно, в этом и заключается главный и основной смысл книги Апокалипсис - показать человеку два пути жизни, мирской и духовный.

Иоанн Богослов ясно дает понять, что участь людей, которые выбрали путь богатой и комфортной, но безбожной, жизни на земле - незавидна. И, напротив, те из людей, которые претерпят до конца все лишения и притеснения, в большом количестве постигнувшие христиан в последние времена, получат большую награду за свое долготерпение.

Перед появлением каждого из всадников, Божий Ангел снимает одну из семи печатей с Книги Жизни. Каждая из этих печатей символизирует определенную эпоху борьбы зла и добра, которую можно проследить и в масштабах всей Церкви, и в масштабах жизни отдельно взятого человека. Снятие последней печати ознаменовало видение Божиих Ангелов - следующий образ Апокалипсиса.

Для предвозвещения различных бедствий и гонений, Ангелы Божии трубят в одну из семи труб. Звук каждой из них означает какую-либо беду. Сначала погибает часть растительного мира, потом рыбы и животные, следом отравляются реки и вся вода. Таким образом, пришествию антихриста будет предшествовать катастрофа экологии всей Земли. Люди настолько забудут о Боге, что перестанут ценить и беречь созданный Им мир.

После предвозвещение бедствий, Откровение говорит нам о видении семи чаш, которые детально описывают всеобщий нравственный упадок и расцвет порока. Эта часть книги повествует от будущем Божьем Суде над гонителями Церкви христовой.

Следующий образ, который рисует данная книга - это два пророка Апокалипсиса. Они появятся незадолго до конца мира, чтобы возвестить всему человечеству о грядущем приходе антихриста и последующим за ним Вторым Пришествием Христа. Эти пророки будут убиты зверем, но Господь воскресит своих верных слуг.

Самое большое и последнее нападение на Христову Церковь показано в образе Жены, облеченной в солнце. Сияние означает свет правды, а мучения - боль о каждом человеке, кто своими грехами удалил себя от Бога.

Важно! Таким образом, вся символика Апокалипсиса показывает нам некий путь, который проходит как Церковь в целом, так и каждый человек лично. Это путь начала и конца, рождения и смерти, развития и упадка. Человек не может не пройти этим путем, но он волен выбирать, как именно его пройти и какой в результате будет его вечная участь.

Несмотря на то, что все Откровение полностью состоит из образов и сравнений, понять до конца их смысл мы не можем. Многие значения этой книги открываются по мере наступления описанных в ней событий. Поэтому не следует пытаться толковать все написанное - для этого наступит подходящее время.

Откровение святого Иоанна Богослова

И исус говорит в Евангелии: «Не ваше дело знать времена и сроки, которые положил Отец во власти Своей» (Деян. 1: 7),- но Сам же и добавляет: «Смотрите, чтобы день тот не постиг вас внезапно: ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному» (Лк. 21: 34, 35). Опасения Иисуса понятны, так как Библия не позволяет предсказать времена и сроки наступления царства Антихриста. Восполнить этот пробел в христианской эсхатологии дано Откровению Иоанна. Любимый ученик Иисуса Св. Апостол Иоанн Богослов был заточен на острове Патмос в гонение на христиан при императоре Домициане в 96 году, где получил Откровение о судьбах мира и о конце мировой истории.

Откровение начинается с Посланий семи церквам: «Итак напиши в книгу, что ты видел, и что есть, и что будет после сего... и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес и в Смирну, и в Пергам и в Фиатиру, и в Сардис и в Филадельфию и в Лаодикию» (Откр. 1: 19, 11). Из толкования станет ясно, что Послания семи церквам означают семь периодов или эпох в истории Церкви от ее основания до «кончины века» и в настоящее время Церковь находится на последнем «лаодикийском» этапе.

Сопоставление слов Иисуса Христа о признаках «конца света» в Евангелии от Матфея, глава 24, с текстом Апокалипсиса наводит на мысль о том, что эти признаки означают две мировые войны и гонение на Церковь в СССР в годы советской власти. Из толкования станет ясно, что в видении «четырех всадников» 6-ой главы Откровения история России в XX веке представлена символически как шесть печатей Апокалипсиса, а революцию в России в 1917 году нужно рассматривать как «репетицию Апокалипсиса», которая предваряет пришествие в мир Антихриста. Из толкования станет ясно, что мы живем в настоящее время под знаком четвертой печати.

Снятие первых шести печатей в 6-ой главе Откровения завершается видением Суда Божия и Второго славного пришествия на Землю Господа Иисуса Христа: «Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» (Откр.6:17). Поэтому снятие седьмой печати в 8-ой главе Откровения нужно рассматривать как рекапитуляцию или повтор содержания 6-ой главы Откровения, однако под другим ракурсом и углом зрения. Трубы семи Ангелов еще раз предупреждают погрязшее в грехах человечество о приближении царства Антихриста.

В Откровении говорится о двух пророках Апокалипсиса (Откр. гл. 11). Их роль заключается в том, чтобы предупредить человечество о наступлении царства Антихриста и о скором Втором пришествии Господа Иисуса Христа. Проповедь двух свидетелей приведет в исполнение предсказание Апостола Павла (Рим. гл. 9-11) об обращении евреев в христианскую веру в конце мировой истории. Проповедь двух свидетелей завершится их смертью и воскресением «на улицах великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят» (Откр. 11: 7-11). Свидетельством для всего мира исполнения пророчеств Апокалипсиса явится разрушение этого «великого города», который в 18-ой главе Откровения иносказательно именуется «Вавилон». Из толкования станет ясно, что здесь имелась в виду Москва.

Личность Антихриста позволяет определить видение «великой блудницы, сидящей на звере багряном» в 17-ой главе Откровения, где царство Антихриста изображается как «зверь, имеющий семь голов» (Откр. 17: 3), а сам Антихрист изображается как «восьмой царь» и «один из семи царей». Об этом же говорится в 13-ой главе Откровения: «И дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем, и поклонятся ему все живущие на земле» (Откр. 13: 7-8). Установление царства Антихриста, а также грядущие беспорядки: мировой экономический кризис и третья мировая война должны положить конец современной цивилизации.

Вторым горем Апокалипсиса будет война на Ближнем Востоке против Ирана «при великой реке Евфрате» (Откр. 9: 14). Эта война предсказана в видении «конного войска».

Андрей Мазуркевич

Уже почти две тысячи лет христиане с любопытством и страхом перечитывают последнюю из книг Нового Завета, которую Церковь именует пророческой, но читать во время богослужений не благословляет. Эта книга полна странных и пугающих образов, относящихся к концу человеческой истории: она повествует о битве небесного воинства с силами сатаны, о бедствиях, которые постигнут живущих в последние времена, о правлении антихриста… Но она же возвещает и самую большую радость – конечную победу Христа и спасение всех, кто сохранил Ему верность.

При каких обстоятельствах была написана эта книга? И какое отношение имеют ее пророчества к нам, живущим здесь и сейчас?

Говорят, настоящее имя автора Апокалипсиса никто не знает. Почему христиане верят, что это Иоанн Богослов?

Церковное Предание, то есть двухтысячелетняя традиция Православной Церкви, уверенно называет автором последней книги Нового Завета святого , одного из двенадцати учеников Господа Иисуса Христа, которого Господь особенным образом приблизил к Себе и которому поверял многие сокровенные тайны. Может быть, потому что знал: этот ученик – единственный из апостолов, кто пойдет с Ним до самого конца, до самой Голгофы, кто будет стоять подле Креста, на котором Его распнут.

Во-первых , сам автор книги называет себя Иоанном и говорит, что получил Откровение, когда «был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Откр 1 : 9). О многолетней ссылке на Патмос – небольшой греческий остров в Эгейском море, в 70 километрах от побережья нынешней Турции, упоминают и авторы повествований о жизни святого Иоанна Богослова, например, Евсевий Кесарийский. В это изгнание апостола отправил римский император Домициан (правил в 81-96 годах) после того, как закончились неудачей все попытки казнить Иоанна за его плодотворную проповедь в городах Малой Азии.

Valeria Casali/wikimedia.org/CC BY-SA 3.0

Во-вторых , семь церквей, к которым обращается Господь через автора книги Откровения, – судя по всему, те самые христианские общины, в которых проповедовал и Иоанн Богослов. Множество раннехристианских авторов – Тертуллиан, Климент Александрийский, Ириней Лионский и другие – называют основным местом проповеди Иоанна малоазийский город Эфес (ныне окрестности турецкого города Сельчук). И автор книги Откровения тоже обращается прежде всего к Эфесской церкви. Но следом биографы апостола Иоанна упоминают и о «других городах Малой Азии», где тот бывал с проповедью. Весьма вероятно, что это как раз упоминаемые в Откровении Иоанна города Смирна, Пергам, Фиатира, Сардис, Филадельфия и Лаодикия (ныне всë это турецкие города и поселения).

Хотя древнейшие рукописи Откровения Иоанна (как правило, содержащие лишь отдельные фрагменты текста) датируются только концом III века, уже раннехристианские авторы упоминали о существовании такой книги – например, Папий Иерапольский (скончался в 130-140 году), Иустин Философ (казнен в 165 году), Ириней Лионский (скончался в 190-е годы). И даже приводили из нее цитаты. Никто из них не сомневался: Откровение получил и передал Церкви не кто иной, как «ученик, которого любил Иисус», – апостол Иоанн.

Но ведь есть серьезные возражения против авторства Иоанна Богослова?

Не всех библеистов эти доводы и свидетельства убеждают. Еще в III веке александрийский епископ Дионисий Великий усомнился, что книга Откровение принадлежит авторству апостола Иоанна, и такие сомнения высказываются до сих пор. Более того, в западной библейской критике считается уже едва ли не доказанным фактом, что последнюю книгу Нового Завета написал не Иоанн Богослов, а какой-то другой автор, оказавшийся достойным Откровения свыше. Тот же епископ Дионисий выдвигал гипотезу о «пресвитере Иоанне», добавляя, что Эфесе были обнаружены гробницы двух Иоаннов.

Прежде всего, скептиков смущает язык Откровения Иоанна. Эта книга написана по-гречески, как и Евангелие от Иоанна, а также три Послания Иоанна Богослова. Но, в отличие от этих книг, в Откровении много грамматических и синтаксических погрешностей, шероховатостей, отклонений от речевой нормы. Часть из них чувствуется даже в русском переводе, например: «И сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое!» (Откр. 16 : 18). У автора книги Откровения особенная манера вставлять в речь частицы, артикли, предлоги, союзы, то есть те части речи, которые используются большей частью неосознанно и определяют индивидуальный стиль речи.

Кроме того, подмечалось несовпадение отдельных богословских идей Евангелия и Откровения Иоанна. В книге Откровения все события неумолимо свидетельствуют о наступающем конце времен, как бы устремляются к нему. А евангелист Иоанн, наоборот, все время подчеркивает, что и суд Божий, и вечная жизнь с Богом – реалии уже нынешней, земной жизни, а не нечто такое, что должно случиться когда-то в будущем, после Второго Пришествия Христа.

Икона Иоанна Богослова

Можно ли, несмотря на все это, продолжать отстаивать авторство Иоанна Богослова? Можно.

Во-первых , Евангелие и книга Откровение, скорее всего, писались в разное время (в этом уверена бóльшая часть библеистов).

Во-вторых , писались они в совершенно разных жанрах и с разными задачами: Евангелие – повествование о событиях земной жизни Христа, увиденных глазами одного из Его учеников, а Откровение Иоанна – попытка пересказать череду видений, событий таинственных и трудно изъяснимых, для описания которых обычных человеческих слов может и не хватить. Здесь уместно вспомнить, как описывал свое пребывание в мире небесном апостол Павел: «знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 14 :3,4).

В-третьих , нельзя исключать, что книги Иоанна Богослова (все или часть) были записаны с его слов учениками. Такое предположение ничуть не мешает нам считать автором всех этих книг апостола Иоанна. Ведь никого не смущает, например, то обстоятельство, что Послание к римлянам зафиксировал на бумаге (или, скорее, папирусе) не сам апостол Павел, а некий Тертий (Рим. 16 : 22). То есть стилистические отличия могут объясняться просто тем, что разные тексты, произнесенные Иоанном Богословом, записали и отредактировали разные люди.

Ну, а разные богословские акценты Откровения и Евангелия от Иоанна вовсе не означают, что учения этих книг несовместимы друг с другом. Да и общего в содержании этих книг гораздо больше, чем различного. В обеих книгах много и красноречиво говорится о Божественном достоинстве Христа. В обеих резко противопоставляются друг другу добро и зло. В обеих идет речь о диаволе, которому Бог попустил действовать на земле в течение определенного, пусть и ограниченного, времени…

Известно ли что-нибудь о том, как было написано Откровение? Говорят, в этой истории как-то замешаны три шестерки…

В те времена, когда жил апостол Иоанн, остров Патмос, как и вся Греция, подчинялся Риму. Римские императоры ссылали на Патмос неугодных им людей. Так же поступил и император Домициан с Иоанном: успешная проповедь апостола о Христе не могла понравиться римскому кесарю, провозгласившему «господином и богом» самого себя.

Есть, правда, некоторые доводы в пользу версии, что ссылка Иоанна на Патмос относилась к более ранней эпохе – времени правления Нерона (ее выдвигал, в частности, блаженный Феофилакт Болгарский). Нерон, известный гонитель христиан, стоял во главе Римской империи в 54-68 годах. В это время Иерусалим еще не был разрушен и храм был цел – они будут стерты с лица земли только в 70 году будущим императором Титом. И в Откровении как раз есть строки, заставляющие предположить, что Иерусалимский храм в момент написания книги еще не был уничтожен, что язычникам еще только предстояло осадить его: «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца» (Откр. 11: 1,2).

Миниатюра из «Великолепного часослова герцога Беррийского»

Кроме того, упомянутое в Откровении имя антихриста – три шестерки – часто расшифровывают как «Нерон кесарь»: именно такое число, 666, получается, если сложить буквы этого имени, написанные по-еврейски и переведенные в числа…

А, с другой стороны, из Откровения ясно, что с момента создания в разных городах Малой Азии христианских церквей прошло уже немало времени: каждая из церквей уже имеет свою сложившуюся историю, а некоторые из тамошних христиан уже успели охладеть к вере, за что их и упрекает автор книги. Поэтому чаще считается, что святой Иоанн Богослов написал Откровение все же в последние годы правления в Риме императора Домициана, то есть уже много позже разрушения Иерусалима. Именно такой точки зрения придерживается святой Ириней Лионский, один из самых ранних отцов Церкви, упоминающих о книге Откровения.

Так все-таки Откровение – или Апокалипсис?

Последнюю книгу Библии часто называют не «Откровение», а «Апокалипсис» – словом, которое в обыденном сознании часто ассоциируется (в том числе стараниями Голливуда) с концом света, всемирной катастрофой, последней решающей битвой сил света и тьмы.

Как же все-таки правильно – Откровение или Апокалипсис?

Ответ очень простой. Дело в том, что греческое слово «Апокалипсис» (Αποκάλυψις) как раз и значит «Откровение». Так именуется эта книга в древнейших рукописях, содержащих ее текст целиком, – Синайском и Александрийском кодексах (IV и V века соответственно). Так что по сути это не два разных названия, а одно, только на разных языках. Так же греческое слово «Евангелие» мы порой заменяем русским «Благовестием».

Говорят, Церковь не одобряет чтение Апокалипсиса. Но ведь эта книга – составная часть Библии!

Апокалипсис – книга таинственная, многое в ней трудно понять и истолковать однозначно, поэтому, не желая сеять соблазн и раздоры среди христиан, Церковь постановила исключить ее из круга богослужебных чтений. Неосторожные толкователи Откровения, воспринимающие сказанное к книге слишком прямолинейно, рискуют увести слушателей в сторону от истины.

Именно так родился, например, «хилиазм» – учение о тысячелетнем царстве Христа на земле. Еще во II веке целый ряд христиан, включая таких авторитетных учителей Церкви, как Иустин Мученик и Ириней Лионский, восприняли буквально слова Откровения о том, что души святых, не поклонившихся «зверю» (антихристу), оживут и будут царствовать со Христом тысячу лет (Откр. 20 :4). Некоторые варианты интерпретации этих слов предполагали, что человеческая история завершится окончательной победой добра и разума над силами тьмы, которые к моменту второго пришествия будут доминировать в мире; что Второе Пришествие Христово наступит в результате резкого перелома истории мира, связанного с упразднением зла. Недаром некоторые священники, вдохновленные хилиастическими настроениями, в 1917 году радостно приняли революцию: они всерьез поверили, что это первый шаг к установлению того самого всемирного царства справедливости, свободы, добра и разума…

Но церковное понимание не дает никаких оснований рассчитывать на то, что однажды на земле будет создано такое царство. Сегодня под тысячелетним царствованием Христа православные толкователи понимают ту самую эпоху, в которую живем мы, когда Христос Своей добровольной смертью и Своим Воскресением уже одержал победу над сатаной и смертью и всякому желающему открыт вход в Царство Небесное через таинства Крещения и Покаяния. А срок в тысячу лет, объяснял святитель Игнатий (Брянчанинов), нужно понимать не как «определенное число годов», а как «весьма значительное пространство времени, данное милосердием и долготерпением Божиим, чтоб весь плод земли, достойный неба, созрел, и чтоб ни едино зерно, годное для горней житницы, не было утрачено».

Классическим православным трудом, разъясняющим Откровение Иоанна Богослова, до сих пор считается «Толкование на Апокалипсис» святителя Андрея Кесарийского (жил в конце VI – начале VII века). Эта книга излагает святоотеческое понимание Откровения и до сих пор любима православными издателями, так что разыскать ее не составляет труда.

Другое интересное святоотеческое прочтение Апокалипсиса – труд святого Ипполита Римского «О Христе и антихристе» .

Среди работ, ориентированных на православного российского читателя, стоит обратить внимание на книгу архимандрита Ианнуария (Ивлиева) «И увидел я новое небо и новую землю» , отражающую характерное для современной Церкви прочтение Апокалипсиса. Можно порекомендовать также книги «Апокалипсис святого Иоанна Богослова: Опыт православного толкования» протоиерея Николая Орлова и «Свет Откровения: Размышления над Апокалипсисом» Николая Пестова . Пестов предпринял попытку духовного истолкования последней книги Нового Завета: например, семь церквей, к которым Господь обращает Свое послание через Иоанна Богослова, с точки зрения автора, символизируют собой семь эпох в истории христианской Церкви.

Похожим образом построены и «Беседы на Апокалипсис» современного нам автора – протоиерея Олега Стеняева .

Подготовил Игорь Цуканов

Глава тринадцатая. зверь-антихрист и его пособник-лжепророк Глава четырнадцатая. Приуготовительные события пред всеобщим воскресением и страшным судом; хвалебная песнь 144 000 праведников и ангелы, возвещающие судьбы мира Глава пятнадцатая. Четвертое видение: семь ангелов, имеющих семь последних язв Глава шестнадцатая. Семь ангелов, изливающих семь чаш гнева Божия на землю Глава семнадцатая. Суд над великою блудницею, сидящею на водах многих Глава восемнадцатая. Падение вавилона – великой блудницы Глава девятнадцатая. Брань слова Божия со зверем и воинством его и погибель последних Глава двадцатая. Всеобщее воскресение и страшный суд Глава двадцать первая. Открытие нового неба и новой земли – новый иерусалим Глава двадцать вторая. Заключительные черты образа нового Иерусалима. Удостоверение истинности всего сказанного, завещание соблюдать заповеди Божии и ожидать Второго Пришествия Христова, которое будет скоро
ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ И ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ АПОКАЛИПСИСА

Начиная Апокалипсис, св. Иоанн сам указывает на главный предмет и цель его написания – «показать – чему надлежит быть вскоре» (). Таким образом, главный предмет Апокалипсиса составляет таинственное изображение будущей судьбы Церкви Христовой и всего мира. С самого начала своего существования Христова должна была вступить в тяжкую борьбу с заблуждениями иудейства и язычества с целью доставить торжество Божественной Истине, принесенной на землю воплотившимся Сыном Божиим, и чрез это даровать человеку блаженство и жизнь вечную. Целью Апокалипсиса и является – изобразить эту борьбу Церкви и торжество Ее над всеми врагами; показать наглядно гибель врагов Церкви и прославление верных чад Ее. Это особенно важно и нужно было для верующих в те времена, когда начинались страшные кровавые гонения на христиан, чтобы дать им утешение и ободрение в постигших их скорбях и тяжких испытаниях. Эта наглядная картина брани темного царства сатаны с и конечной победы Церкви над «древним змием» () нужна для верующих всех времен, все с той же целью утешения и подкрепления их в борьбе за истину Христовой веры, какую им постоянно приходится вести с служителями темных адских сил, стремящихся в своей слепой злобе уничтожить .

ВЗГЛЯД ЦЕРКВИ НА СОДЕРЖАНИЕ АПОКАЛИПСИСА

Все древние отцы Церкви, истолковывавшие священные книги Нового Завета, единодушно рассматривают Апокалипсис как пророческую картину о последних временах мира и событиях, имеющих совершиться перед Вторым Пришествием Христовым на землю и при открытии Царства Славы, уготованного всем истинно верующим христианам. Несмотря на темноту, под которой сокрыт таинственный смысл этой книги и вследствие которой многие неверующие пытались всячески опорочить ее, глубоко просвещенные отцы и богомудрые учители Церкви всегда относились к ней с великим благоговением. Так, св. пишет: «Темнота сей книги не препятствует удивляться ей. И если я не все в ней понимаю, то лишь по моей неспособности. Я не могу быть судией истин, в ней заключающихся, и измерять их скудостью моего ума; руководствуясь более верою, чем разумом, нахожу их только превосходящими мое понимание». В таком же роде высказывается об Апокалипсисе блаженный Иероним: «В нем столько же таинств, сколько слов. Но что я говорю? Всякая похвала сей книги будет ниже ее достоинства» . Многие считают, что и Кай, пресвитер Римский, не считает Апокалипсис творением еретика Керинфа, как это некоторые выводят из его слов, ибо Кай говорит не о книге, называемой «Откровение», а об «откровениях». Сам Евсевий, приводящий эти слова Кая, ни слова не говорит о том, чтобы Керинф был автором книги Апокалипсиса. Блаженный Иероним и другие отцы, знавшие это место в сочинении Кая и признававшие подлинность Апокалипсиса, не оставили бы его без возражения, если бы считали слова Кая относящимися к Апокалипсису св. Иоанна Богослова. Но за Богослужением Апокалипсис не читался и не читается: надо полагать из-за того, что в древности чтение Священного Писания за Богослужением всегда сопровождалось толкованием его, а Апокалипсис слишком труден для толкования. Этим же объясняется и отсутствие его в сирском переводе Пешито, который назначался специально для богослужебного употребления. Как доказано исследователями, Апокалипсис первоначально находился в списке Пешито и был выключен оттуда уже после времен , ибо преп. Ефрем Сирин приводит Апокалипсис в своих сочинениях как каноническую книгу Нового Завета и широко использует его в своих вдохновенных поучениях.

ПРАВИЛА ДЛЯ ТОЛКОВАНИЯ АПОКАЛИПСИСА

Как книга судеб Божиих о мире и Церкви, Апокалипсис всегда привлекал к себе внимание христиан, а особенно в то время, когда внешние гонения и внутренние соблазны с особенною силою начинали смущать верующих, угрожая со всех сторон разного рода опасностями. В такие периоды верующие естественно обращались к этой книге за утешением и ободрением и пытались разгадать по ней смысл и значение происходящих событий. Между тем образность и таинственность этой книги делает ее весьма трудной для понимания, а потому для неосторожных толкователей всегда есть риск увлечений за границы истины и повод к несбыточным надеждам и верованиям. Так, например, буквалистическое понимание образов этой книги давало повод и теперь еще продолжает давать к ложному учению о так называемом «хилиазме» – тысячелетнем царстве Христовом на земле. Ужасы гонений, переживавшиеся христианами в первом веке и толкуемые в свете Апокалипсиса, давали повод некоторым верить в наступление «последних времен» и скорого Второго Пришествия Христова, еще тогда же, в первом веке. За истекшие 19 веков явилось множество толкований Апокалипсиса самого разнообразного характера. Всех этих толкователей можно подразделить на четыре разряда. Одни из них относят все видения и символы Апокалипсиса к «последним временам» – кончине мира, явлению антихриста и Второму Пришествию Христову, другие – придают Апокалипсису чисто историческое значение, относя все видения к историческим событиям первого века – ко временам гонений, воздвигнутых на языческими императорами. Третьи стараются найти осуществление апокалипсических предсказаний в исторических событиях позднейшего времени. По мнению их, например, папа римский есть антихрист, и все апокалипсические бедствия возвещаются собственно для Римской Церкви и т. п. Четвертые, наконец, видят в Апокалипсисе только аллегорию, считая, что описываемые в нем видения имеют не столько пророческий, сколько нравственный смысл, аллегория же введена только для усиления впечатления с целью поразить воображение читателей. Более правильным надо признать то толкование, которое объединяет все эти направления, причем не следует упускать из вида, что, как ясно учили об этом древние толкователи и Отцы Церкви, содержание Апокалипсиса в итоге своем направлено к последним судьбам мира. Не может быть, однако, сомнений, что в течение всей минувшей христианской истории исполнилось уже немало предсказаний св. Тайновидца Иоанна о грядущих судьбах Церкви и мира, но нужна большая осторожность в применении апокалипсического содержания к историческим событиям, и нельзя слишком злоупотреблять этим. Справедливо замечание одного толкователя, что содержание Апокалипсиса только постепенно будет становиться понятным, по мере наступления событий и исполнения пророчеств, в нем предреченных. Правильному пониманию Апокалипсиса, конечно, больше всего мешает отход людей от веры и истинно христианской жизни, что всегда ведет к притуплению, а то и полной утрате духовного зрения, необходимого для правильного понимания и духовной оценки совершающихся в мире событий. Эта всецелая преданность современного человека греховным страстям, лишающая чистоты сердечной, а следовательно, и духовного зрения (), служит причиной того, что некоторые современные толкователи Апокалипсиса хотят видеть в нем одну аллегорию и даже самое Второе Пришествие Христово учат понимать аллегорически. Исторические события и лица переживаемого нами ныне времени, которое, по всей справедливости, многие уже называют апокалипсическим, убеждают нас в том, что видеть в книге Апокалипсиса одну аллегорию – поистине значит быть духовно слепым, настолько все теперь происходящее в мире напоминает страшные образы и видения Апокалипсиса.

Апокалипсис содержит в себе всего двадцать две главы. По содержанию своему он может быть разделен на следующие отделы:

1) Вступительная картина явившегося Иоанну Сына Человеческого, повелевающего Иоанну написать семи малоазийским церквам – 1-я глава ().

2) Наставления семи малоазийским церквам: Ефесской, Смирнской, Пергамской, Фиатирской, Сардийской. Филадельфийской и Лаодикийской – главы 2-я () и 3-я ().

3) Видение Бога, Сидящего на престоле, и Агнца – главы 4-я () и 5-я ().

4) Вскрытие Агнцем семи печатей таинственной книги – главы 6-я () и 7-я ().

Откровения святого Иоанна – это последняя книга Нового Завета и Библии. Уникальность откровения заключается в том, что это единственная книга, повествующая об апокалипсисе, которая вошла в канон Нового Завета.

Откровение, написанное Иоанном Богословом, содержит в себе 22 главы , каждую из которых можно прочитать в интернете или купив Новый Завет. Кроме того, выпускают видео, в которых рассказывают об откровениях Иоанна Богослова и толкованиях к ним.

Вконтакте

Одноклассники

Основные черты откровения Иоанна Богослова

В откровении перечислен ряд катастроф , которые проявят себя перед вторым Пришествием, именно поэтому книга и вошла в раздел апокалипсических. Читать её можно на любом интернет-ресурсе соответствующей тематики.

Время вхождения откровения Иоанна Богослова в канон Нового Завета

Впервые о труде Иоанна Богослова упоминается в начале II века, в трудах таких известных людей, как Тертуллиан, Ириней, Евсевий, Климент Александрийский. Но ещё долгое время после своего появления, текст про апокалипсис был неканонизированным.

Только в 383 году откровение Иоанна Богослова вошло в новозаветный канон , поспособствовал этому Иппонский собор и непосредственно Афанасий Великий. Данное решение было окончательно принято и утверждено в 419 году Карфагенским собором.

Но у подобного решения были и ярые противники в лице Кирилла Иерусалимского и святого Григория Богослова.

Согласно ряду данных, на сегодняшний день, насчитывается около 300 манускриптов Апокалипсиса , но далеко не все из них содержат в себе полную версию откровения. Сегодня читать полные версии откровений, разрешается каждому, святые отцы церквей даже рекомендуют ознамиться и понять всю суть толкования.

Толкование апокалипсиса Иоанна Богослова

В своём откровении Иоанн Богослов описывает людям видения, которые пришли ему от Бога, во время этих видений он видит следующие события:

  • появление в мире антихриста;
  • второй приход Иисуса на землю;
  • апокалипсис;
  • Страшный Суд.

Откровение заканчивается информацией о том, что Бог одержит беспрекословную победу над .

Видения, изложенные Иоанном Богословом на бумаге, множество раз пытались толковать, но самыми популярными до сегодняшнего дня являются толкования святых отцов.

Первое видение описывает человеческого сына , который держит в руках семь звёзд и располагается в центре семи светильников.

Согласно толкованиям святых отцов можно предположить, что сын человеческий – это Иисус, ведь он ещё и сын Марии, которая являлась человеком. Иисус подобно Богу, содержит в себе всё сущее.

Расположение Божьего сына посреди семи светильников указывает на то, что толкование дано семи церквям. Именно такое количество церквей стояло во главе всей религии во времена жизни Иоанна Богослова.

На человеческом сыне были надеты поддир и золотой пояс . Первый элемент одежды указывает на первосвященническое достоинство, а второй элемент одежды на царское достоинство.

Наличие у Иисуса в руках семи звёзд указывает на семь епископов. То есть, человеческий сын пристально следит и управляет действиями епископов.

В процессе видения человеческий сын приказал Иоанну Богослову записывать все дальнейшие видения.

Второе видение

Иоанн возноситься к престолу Бога и видит его лик. Престол окружает 24 старца и 4 представителя животного мира.

Толкование трактует, что рассматривая лик Бога, Иоанн, заметил исходящее от него сияние:

  • зеленное – как признак жизни;
  • жёлто-красное как признак святости и кары грешникам.

Благодаря такому сочетанию цветов Иоанн понял, что это предсказание Страшного Суда, который истребит и обновит землю.

24 старца, которые окружали Бога – это люди, которые угодили ему своими деяниями.

Животные возле престола – это стихии, которыми руководит Господь:

  • земля;
  • небеса;
  • море;
  • преисподняя.

Третье и четвёртое видение

Иоанн Богослов наблюдал, как с удерживаемой в Божьих руках книги снимаются семь печатей .

Книга, представленная в видении, указывает на мудрость Бога, а присутствующие на ней печати, ознаменуют тот факт, что человек не может понять всех замыслов Господа.

Снять печати с книги смог только Иисус , который знает, что такое самопожертвование и отдал свою жизнь за других людей.

В четвёртом видении взору Иоанна Богослова представляется семь Ангелов, удерживающих в своих руках трубы.

После того как Иисусом будет снято семь печатей, на небесах будет полная тишина, которая указывает на затишье перед бурей. После чего явиться семь ангелов, которые заиграв на своих трубах, напустят на представителей человечества семь великих бед.

Пятое видение

В ходе видения Иоанн видит , как красный змей идёт по пятам своей жены, облачённой в солнце. Война между Михаилом и красным змеем.

Согласно толкованию святых отцов, жена – это Пресвятая Богородица, однако, ряд толкователей утверждает, что это церковь.

Под ногами женщины размещена луна – это признак постоянства. На голове у женщины находиться венок с двенадцатью звёздами – это указывает на то, что изначально он была создана из 12 колен Израелевых, а после этого её руководило .

Красный змей – это образ Дьявола , который своим видом символизирует злость, направленную в сторону созданных Богом .

Цель змея отобрать дитя, которое скоро должно родиться у женщины. Но в результате ребёнок попадает к Богу, а женщина бежит в пустыню.

После этого происходит битва между Михаилом и Дьяволом, согласно толкованию святых отцов – это символизирует войну между христианством и язычеством. В результате битвы змей одержал поражение, но не погиб.

Шестое видение

Наблюдается появление из морской пучины неизведанного зверя , который имеет семь голов и десять рогов.

Зверь, возникший из морской пучины – это антихрист. Но, несмотря на наличие у него черт зверя он является человеком. Поэтому те люди, которые считают, что антихрист и Дьявол одно и то же совершают огромную ошибку.

Наличие у антихриста 7 голов указывает на то, что он действует под предводительством Дьявола. Подобное сотрудничество приведёт к тому, что антихрист воцариться на земле и будет властвовать 42 месяца.

Каждый, кто отречётся от Господа, и поклонится антихристу, будет заклеймён, на его лбу или правой руке появится цифра «666» .

Седьмое видение

Следующее видение указывает на явление ангелов .

В этом видении взору Иоанна Богослова предстаёт гора Синай, на вершине которой стоит агнец, окружённый 144 тысячами людей, божьих избранников из всевозможных народов.

Поднимая взгляд вверх, Иоанн видит трёх ангелов:

  1. Первый рассказывает людям «вечное Евангелие».
  2. Второй – предрекает падение Вавилона.
  3. Третий – обещает неслыханные муки тем, кто предал Бога во имя антихриста.

Ангелы ознаменуют начало жатвы . Иисус бросает на землю серп и жатва начинается. На данном этапе, под жатвой подразумевается апокалипсис.

Один из ангелов жнёт виноград, под этими ягодами подразумеваются все люди, которые оказывали негативное влияние на состояние церкви.

Восьмое и девятое видения

В восьмом видение описывается семь чаш гнева .

В этом видении взору Иоанна предстаёт стеклянное море, смешанное с частицами огня. Это море подразумевает тех людей, которые были спасены после конца света.

После этого Богослов видит, как открываются небесные врата и оттуда выходит семь ангелов в белоснежных одеждах, они получают от четверых животных 7 золотых чаш, наполненных гневом Господа. По указу Господа, ангелы должны до начала Страшного Суда, вылить все чаши на живых и мёртвых.

В девятом видении Иоанном описывается всеобщее воскресенье , которое заканчивается Страшным Судом.

Десятое видение

Иоанн видит новый Иерусалим, который был построен после окончательной победы над Дьяволом. В новом мире будет отсутствовать море, поскольку оно символизирует непостоянство. В новом мире, человек забудет о том, что собой представляют, горе, болезни, слёзы.

Но частью нового мира станут только те, кто устоит перед Дьяволом и не пойдёт к нему на поклон. Если же люди не сдержатся, то они будут осуждены на вечные мучения.

Апокалипсис Святого Иоанна , это та книга, которая заставляет людей чаще посещать церкви и действительно отдавать всего себя служению Господу, поскольку никто не знает, когда настанет судный день или в мир придёт антихрист.

Ознакомившись с откровением Иоанна Богослова можно получить базовые знания о развитии и появлении Церкви, а также получить ряд советов относительно того, как нужно правильно жить, главное, понимать, что хотел преподнести Иоанн Богослов.

Психология любви и влюбленности