Философия возрождения и идеи реформации представители взгляды. Культура возрождения

Имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление отношений между Церковью, Богом и верующими. Предпосылками возникновения данного направления были:

  • · кризис феодализма;
  • · укрепления класса торгово-промышленной буржуазии;
  • · ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств;
  • · незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, надго- сударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;
  • · кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни;
  • · распространение в Европе идей гуманизма;
  • · рост самосознания личности, индивидуализм;
  • · рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.

В Реформации выделяются два основных течения: бюргерско-евангелическое (Лютер, Цвингли, Кальвин ) и народное (Мюнцер, анабаптисты, диггерыи др.).

Мартин Лютер выступал за общение между Богом и верующими напрямую, считая, что между Богом и верующими не должно быть Церкви. Сама Церковь, по мнению реформатора, должна стать демократичной, ее обряды необходимо упростить и они должны быть понятными людям. Он считал, что необходимо уменьшить влияние на политику государств Папы Римского и католического духовенства. Дело служения Богу - не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан. Мыслитель считал, что необходимо запретить индульгенции. Он считал, что должен быть восстановлен авторитет государственных институтов, культура и образование должны быть освобождены от засилья католических догм.

Жан Кальвин (1509 - 1564) считал, что ключевая идея протестантизма - идея предопределения: людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть. Все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению. Реформатор считал, что выражение смысла жизни человека на Земле - профессия, которая является не только средством зарабатывания денег, но и местом служения Богу. Добросовестное отношение к делу - путь к спасению, успех в работе - признак богоизбранности. Вне работы человеку необходимо быть скромным и аскетичным. Идеи протестантизма Кальвин воплотил на практике, возглавив реформационное движение в Женеве. Он добился признания реформированной Церкви в качестве официальной, упразднил католическую Церковь и власть Папы Римского, провел реформы как внутри Церкви, так и в городе. Благодаря Кальвину. Реформация превратилась в международное явление.

Томас Мюнцер (1490 - 1525) возглавил народное направление Реформации. Он считал, что необходимо реформировать не только Церковь, но и общество в целом. Цель изменения общества - достижение всеобщей справедливости, "Божьего царства" на Земле. Главная причина всех зол, по мнению мыслителя, - неравенство, классовое разделение (частная собственность и частный интерес), которые необходимо уничтожить, все должно быть общим. Богу угодно, чтобы жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества. Власть и собственность, по мнению реформатора, должны принадлежать простому народу - "ремесленникам и пахарям". В 1524 - 1525 гг. Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную Крестьянскую войну и погиб.

Эразм Роттердамский (1469-1536) -Среди произведений выделяется знаменитая "Похвала Глупости", где Эразм в язвительной форме воздает хвалу госпоже Глупости, безраздельно правящей миром, которой все люди поклоняются. Здесь он позволяет себе поиздеваться и над неграмотными крестьянами, и над высоколобыми богословами -- священнослужителями, кардиналами и даже папами.

Стоит отметить так называемый "Энхиридион, или Оружие христианского воина" и "Диатрибу, или Рассуждение о свободе воли". Первая работа посвящена философии Христа.

Сам Эразм считал себя истинным христианином и защищал идеалы католической Церкви, хотя многое, конечно, ему не нравилось -- распущенность нравов, беззаконие, злоупотребление разного рода католическими догматами, в частности -- догматом об индульгенциях, и т.д. Однако Эразм не разделял и многих положений, которые были само собою разумеющимися в эпоху средневековья. Так, он был по духу своему просветителем, считая, что все люди созданы Богом равными и одинаковыми, и благородство их зависит не от их принадлежности по рождению к дворянскому или царскому роду, а от их воспитания, нравственности, образования.

Философия должна быть моральной, только такая философия может быть названа истинной философией Христа. Философия должна решать задачи человеческой жизни, проблемы человека, а этого не замечала схоластическая философия. Философия должна присутствовать во всей жизни человека, вести его по жизни -- именно этой теме посвящено основное произведение Эразма "Оружие христианского воина" (1501).

Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы. Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе: торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе - Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии; сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы - Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.

философия возрождение глобальный гуманизм

Такое понимание христианства как прежде всего системы нравственности, осуществляемой в повседневной жизни, оказалось в противоречии не только со средневековым взглядом на ничтожество человеческой природы, но и с представлением о греховности человека, отстаиваемым Реформацией. Поэтому «христианский гуманизм» Эразма из Роттердама вызвал осуждение не только со стороны охранителей старого средневекового аскетизма, блюстителей догматической чистоты традиционного католицизма, но и в еще большей мере со стороны последователей Лютера и Кальвина.

Вопрос о природе человека оказался, по существу, в центре полемики Эразма и Лютера по теологическому вопросу о свободе воли и божественном предопределении. В теологической форме здесь ставился вопрос о свободе и необходимости, о детерминированности человеческого поведения и ответственности человека. Если Эразм исходил при этом из гуманистического представления о человеке как «благородном живом существе, ради коего одного построен богом этот восхитительный механизм мира», как писал он в 1501 г. в трактате «Руководство христианского воина», то исходная посылка Лютера - род человеческий обречен на погибель из-за первородного греха, сам человек своими силами спастись не может, сам по себе он не может обратиться ко благу, но склонен только ко злу. Эразм, признавая, в согласии с христианским учением, что исток и исход вечного спасения зависят от бога, полагал, однако, что ход дел в земном человеческом существовании зависит от человека и от его свободного выбора в заданных условиях, что является обязательным условием моральной ответственности. Важно при этом, что Лютер ограничивал проблему только загробным спасением, тогда как Эразм ставил вопрос шире о человеческой нравственности вообще. Лютеранское (а также и еще более жесткое кальвинистское) учение об абсолютном божественном предопределении, согласно которому человек только по божественной благодати может быть предопределен к вечному спасению, независимо от собственной воли, дел и поступков, о невозможности для человека достичь спасения собственными силами, послужило главной причиной расхождения гуманистов эразмианского толка с реформационным движением. В полемике с реформаторами гуманисты отстаивали учение о свободе и достоинстве человека. Религиозному фанатизму они противопоставляли представление о «широком» понимании христианства, допускающем спасение всех добродетельно живущих людей, независимо от вероисповедных различий. Этим, а также свободным отношением к библейской традиции, полемикой против некоторых важнейших догматов христианства был вызван глубокий конфликт гуманистов и новых церквей побеждающей Реформации, которая во многих отношениях оказалась враждебной гуманистическим идеалам.

Воздействие христианского гуманизма Эразма Роттердамского на европейскую культуру XVI в. было чрезвычайно велико: его единомышленников и последователей можно встретить по всей католической и протестантской Европе от Англии до Италии, от Испании до Польши.

Эпоха Возрождения относится по некоторым данным к XIV - XVII вв. по другим -- к XV - XVIII вв. Термин Возрождение (Ренессанс) был введен для того, чтобы показать, что в эту эпоху возрождались лучшие ценности и идеалы античности - архитектура, скульптура, живопись, философия, литература. Но этот термин трактовался весьма условно, т. к. нельзя реставрировать все прошлое. Это не возрождение прошлого в чистом виде -- это создание нового с использованием многих духовных и материальных ценностей античности.

Последним периодом Возрождения является эпоха Реформации, завершая этот величайший прогрессивный переворот в развитии европейской культуры.

Начавшись в Германии, Реформация охватила ряд европейских стран и привела к отпадению от католической церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии. Это широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся в начале 16 века в Германии и направленное на преобразование христианской религии.

Духовную жизнь того времени определяла религия. Но церковь не смогла дать отпор вызову времени. Католическая церковь, имела власть над Западной Европой и несметные богатства, но оказалась в печальном положении. Возникнув как движение униженных и порабощенных, бедных и гонимых, христианство в средние века стало господствующим. Безраздельное господство католической церкви во всех сферах жизни привело в итоге к ее внутреннему перерождению и разложению. Доносы, интриги, сожжение на костре и пр. творились именем учителя любви и милосердия -- Христа! Проповедуя смирение и воздержанность, церковь непристойно богатела. Наживалась на всем. Высшие чины католической церкви жили в неслыханной роскоши, предавались разгулу шумной светской жизни, очень далекой от христианского идеала.

Родиной Реформации стала Германия. Ее началом считают события 1517г., когда доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546) выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. С этого момента начался его длительный поединок с католической церковью. Реформация быстро распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. В Германии Реформация сопровождалась Крестьянской войной, которая шла с таким размахом, что с ней не может сравниться ни одно социальное движение средневековья. Своих новых теоретиков Реформация обрела в Швейцарии, где возник второй после Германии крупнейший ее центр. Там окончательно оформил реформационную мысль Жан Кальвин (1509 - 1564), которого прозвали "женевским папой. В конечном итоге Реформация породила новое направление в христианстве, которое стало духовной основой западной цивилизации - протестантизм. Протестантизм освободил людей от давления религии в практической жизни. Религия стала личным делом человека. Религиозное сознание сменилось светским мировоззрением. Религиозная обрядность упростилась. Но главное достижение Реформации было в той особой роли, которая придавалась личности в ее индивидуальном общении с Богом. Лишенный посредничества церкви человек теперь сам должен был отвечать за свои поступки, т. е. на него возлагалась гораздо большая ответственность. Разными историками вопрос соотношения Возрождения и Реформации решается по-разному. И Реформация и Ренессанс поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Но Реформация при этом имела более дисциплинирующее воздействие: она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях.

Эпоха Возрождения способствовала появлению независимого человека свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках. В носителях протестантских идей выразился новый тип личности с новой культурой и отношением к миру.

Реформация упростила, удешевила и демократизировала церковь, поставила внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности, придала нормам буржуазной морали божественную санкцию.

Церковь постепенно утратила позицию «государства в государстве», ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику значительно уменьшилось, а позже и вовсе сошло на нет.

Учения Яна Гуса оказали влияние на Мартина Лютера, который в общем понимании не был философом и мыслителем. Но он стал немецким реформатором, более того, основателем немецкого протестантизма.

К началу XIV века интерес философов к схоластике начал постепенно ослабевать. Стала осознаваться тщетность усилий раз и навсегда понять, что такое Бог, и через это раз и навсегда определить, что есть добро, а что зло.

С особой силой это показала философия англичанина Дунса Скота (1270-1308 гг.), прозванного «тончайшим доктором» и утверждавшего, что невозможно охватить мир рационалистической сеткой универсалий. Последней реальностью природы, ее совершенной и истинной целью, сделал вывод Дунс Скот, является индивидуальное, а не общее. Универсалиями невозможно объяснить мир, невозможно объяснить жизнь. И тем более невозможно «объяснить» Бога. Бог, говорил Дуне Скот, делает что-то не потому, что это «что-то» соответствует идее Добра - Бог просто творит нечто, и оно становится Добром. Добро не есть что-то, соответствующее построенной нашим разумом Идее Добра, а есть воля Бога, познать которую человек не в силах.

Разочарование в схоластике побудило многих мыслителей того времени внимательней всмотреться в проблему реальной земной человеческой жизни. Так началась эпоха Ренессанса, или Возрождения. Средневековый человек, человек эпохи патристики и схоластики все свои стремления пытался обратить к обретению вечной потусторонней жизни в раю во многом потому, что верил в возможность создания объективной системы «правил жизни», соблюдая которые он мог бы быть твердо уверен в том, что «место в раю» ему обеспечено. Но когда уверенность эта была разрушена, то внимание людей опять обратилось на проблему реальной земной человеческой жизни. В философии возникло новое направление - гуманизм.

Первые гуманистические тенденции в философии зародились в Италии. Они ярко выражены в творчестве великих художников слова Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарки (1304-1374) и Джованни Бокаччо (1313 - 1375). Данте в трактатах «Пир» и «Монархия» утверждал, что человеческая жизнь определяется, с одной стороны, Богом, а с другой - природой. Творческие силы человека есть образ и подобие Божественной способности творения.

Наиболее цельную философскую теорию гуманизма создал византийский неоплатоник, грек, живший во Флоренции, Георгиос Гемистос (1360 - 1425). Из уважения к Платону он даже принял новое имя - Плетон. И Бог, и Вселенная, считал он, существуют в вечности, Бог влияет на мир, но оба они подчиняются власти Необходимости. В своем развитии мир стремится уподобиться Богу, достичь гармонического единства. Большая роль в этом процессе гармонизации мира отведена человеку как существу, наделенному разумом и волей, - он есть среднее звено между Богом и миром.

Следующей вехой в развитии гуманистической философии эпохи Ренессанса стал спор о рабстве и свободе человеческой воли между создателем системы христианского протестантизма Мартином Лютером и одним из самых остроумных людей того времени, голландцем Эразмом Роттердамским. Несколько позже Эразма в Европе получил громкую известность еще один «заальпийский гуманист», француз Мишель Монтень (1533-1592), написавший знаменитую книгу «Опыты». Долгое время служивший членом городского магистрата, наблюдавший нравы многих людей, Монтень протестовал против лжи, лицемерия и ханжества и отстаивал принцип «независимой и самостоятельной человеческой личности», способной критически относиться к своим знаниям и поступкам. Особенно неприятны Монтеню были люди, лицемерно прикрывающие свои эгоистические устремления лозунгом «жить для других». На самом деле, считал он, такие люди хотят, как правило, лишь одного - использовать других людей в качестве средства для достижения своих корыстных целей.

В эпоху Ренессанса появилось еще одно интересное философское направление - философия природы (натурфилософия). «Отцом» ее считается немецкий кардинал Николай Кузанский (1401-1464), разработавший концепцию пантеистической натурфилософии. Бог, по Кузанскому, бесконечно распространяется в бесконечной шарообразной Вселенной, макрокосме, ограниченным подобием которого - микрокосмом - является человек. Поэтому человек есть не только часть целого, но и новое целое, индивидуальность, которая стремится к завершению, «наполнению себя собой». Человек, таким образом, является автономной личностью, чья внутренняя жизнь подчинена самой себе.

Натурфилософом был и известнейший врач и ученый Парацельс (Теофраст Бомбаст из Гогенгейма) (1493-1541), ставший одним из прототипов для Легенды о докторе Фаусте. Всякая реальность, по Парацельсу, имеет свое правило - архэ жизни (активную духовную жизненную силу). Кто сможет познать ее, тот сможет магически воздействовать на природу, поскольку все вещи взаимосвязаны и взаимозависимы.

Осознание человека как автономной единицы мироздания, его роль «среднего звена» в гармонизации мира в конце концов привели к постановке проблемы общественной, социальной жизни людей, государственного устройства. Стремление разрешить эту проблему привело к созданию англичанином Томасом Мором и итальянцем Томмазо Кампанеллой социально-утопических систем идеального государства. Начав с попытки определить место и назначение человека в этом мире, философия Ренессанса закончила прожектами сказочно-мистических государств, в которых «все должно быть хорошо». Это был тупик, выход из которого начали искать философы уже иной эпохи - Нового времени.

Цель лекции: изучить основные причины становления и развития философии эпохи Возрождения (Ренессанс), особо обратив внимание на такие факторы, как достижения в области естествознания, меры по возрождению античного философского наследия и утверждению гуманистической культуры. Понять объективный характер изменений, произошедших в предметной сфере философии эпохи Возрождения, трансформировавшегося от схоластической теологии к пантеизму, антропоцентризму и опытно-экспериментальной науке. Рассмотреть особенности натурфилософского истолкования мира и характерные особенности социально-политических учений эпохи Возрождения. Изучить факторы, ставшие причиной возникновения Реформации и роль ее в историческом прогрессе. Познать философские воззрения лидеров Реформации.

Основные вопросы

1. Основные особенности и характерные черты эпохи Возрождения. Гуманизм итальянского Возрождения.

2. Особенности генезиса философии эпохи Возрождения, причины трансформации ее предметной сферы от теологии к естественнонаучным проблемам.

  1. Натурфилософские концепции эпохи Возрождения (Бруно, Николай Кузанский, Кардано, Телезио, Парацельс и др.).
  2. Социально-политическая философия эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Кампанелла и др.).
  3. Социально-политические и духовные основы Реформации, и ее роль в историческом прогрессе.
  4. Философия Реформации и ее основные мыслители: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин.

Ключевые слова и понятия: возрождение (ренесанс), гуманизм, разум, творчество, красота, свобода, опыт, эксперимент, антропоцентризм, пантеизм, секуляризация, натурфилософия, утопия, реформация, протестантизм,

1. Основные особенности и характерные черты эпохи Возрождения. Гуманизм итальянского Возрождения

Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы – это время зарождения капиталистических отношений, возникновения европейских наций и национальных государств. Тенденция к разнообразию форм социальной жизни приводит к развитию культуры и естествонаучных дисциплин, усилению международных торгово-экономических отношений и великим географическим открытиям. Название Ренессанс говорит о возрождении интереса к философии и культуре Античной Греции, в которых начинают видеть образец для современности. Но процесс обновления культуры и философии происходит в тесной связи и на основе античной и средневековой традиции, и только после 17-го века он выходит за ее рамки. Метафизика веры раздваивается: сверхчувственное предоставляется религиозной догме, за философией же утверждается опытный мир вещей. Философия утрачивает свой цеховой характер и все более становится продуктом свободного от влияния религии творчества, несущего на себе черты конкретной национальной культуры, где отражаются усилившиеся к тому времени глубокие социальные и религиозные конфликты. И хотя философы причудливо сочетали элементы различных концепций прошлого, натурфилософия и гуманистический индивидуализм оставались важнейшими чертами их учений. Идеалом знания становится не религиозное, а светское. Происходит поворот от проблем религии к человеку и природе . Философская мысль настроена оппозиционно к католической идеологии. Однако здесь нет атеизма. Отрицается не христианство и бог, а выражается неудовольствие деятельностью Церкви , проявляющей излишнюю властность и жадность в обществе. Переосмысливаются многие положения христианского богословия , в том числе место и положение человека в мире. В средневековье философская мысльбыла направлена исключительно в область трансцендентного, божественного бытия и проблемы человеческой личности, ее ценности и свободы решались ею в мистическом плане, в сфере потусторонней жизни, священной истории. Человек рассматривается, прежде всего, с греховной стороны (он виноват в грехопадении и себя и мира, отступничестве от Бога – все зло мира на нем). В эпоху Возрождения делается акцент на посюстороннюю реальную жизнь человека, свобода и достоинство человеческой личности утверждается на основе его земного бытия. Религиозной идее извечной греховности человека, аскетизма средневековья – противопоставляется доказательство врожденного стремления человека к добру, к счастью и всестороннему совершенству, целостности человеческой природы, неразрушимого единства духовного и телесного. В этике – получает свое развитие и распространение эпикуреизм, что соответствовало господствовавшим тогда идеалам гуманизма и жажде земного счастья. Разум, творчество, красота, свобода – эти черты в эпоху Возрождения уже приписываются непосредственно человеку. Они прорываются наружу, считавшиеся в средневековье отражением бога в нем. Главная черта философии эпохи Возрождения – антропоцентризм, которая, как продолжатель тысячелетней эволюции религиозной философии человека, в значительной мере продолжает все находиться под влиянием схоластической философии. Но человек уже восхваляется и предельно возвышается – он вершина мироздания, призван к свободе, творчеству, славе, блаженству не только в загробной жизни, но и в этой земной. Более того, именно земные заботы составляют первейший долг человека. Именно здесь (в труде, творчестве, любви) он должен реализовать себя. В этом повороте к земной жизни и ее прославлению кардинальное отличие антропологии Возрождения от средневековой антропологии. Меняется и понимание бога. На смену дуалистической, противопоставляющей бога и природу, приходит пантеистическая картина бытия, в которой бог и природа отождествляются. Бог философии Возрождения лишается свободы, он не творит мир «из ничего, он «совечен миру» и сливается с законом естественной необходимости. А природа из служанки и творения бога превращается в обожествленное, наделенное всеми необходимыми силами для самосозидания и развития первоначало вещей (Джордано Бруно ). Таким образом, возникает новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа , а не бог и его обоснование. Отсюда еще одна особенность ренессансной культуры и философии – «секуляризация» - освобождение общества от церковного влияния, которая начала проявлять себя еще в средневековом номинализме. Проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться через призму теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное существование, законы которого должны изучаться светскими науками. В этот период поворота к природе возникают и развиваются естественные науки , дающие истинное знание о природе. В эпоху Возрождения выдвигались теории, как религиозных преобразований, так и социального переустройства (Коперник, Галилей, Кеплер) . Мыслители Ренессанса не анализируют понятия (как это делали схоласты), а пытаются понять сами явления природы и общества, опираясь на опыт и разум , а не на интуицию и откровение

Философия эпохи Возрождения – это философские и социологические учения, развивавшиеся в Европе (прежде всего и ранее всего в Италии) в эпоху разложения феодализма и становления раннего буржуазного общества (14-начало 17 в. н. эр.). Официальной философией в эту эпоху ещё оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма на основе латинской и греческой, возрождение античного философского наследия и значительные достижения в области естествознания привели к тому, что передовая философия Возрождения перестает играть роль служанки богословия, в ней развиваются антисхоластические направления. Ранее всего они появились в этике, в возобновлении этических учений стоицизма (Ф. Петрарка) и эпикуреизма (Л. Валла), направленных против господствующей христианской морали. Философия эпохи Возрождения была представлена следующими направлениями : гуманистическое (Петрарка, Лоренцо Вала, Эразм Ротердамский), натурфилософское (Бруно, Николай Кузанский, Телезио, Парацельс и др.), социально-политическое (Макиавелли, Томас Мор, Кампанелла и др.).

В творчестве поэта Данте Алигьери (родился во Флоренции, 1265-1321 гг.) – «Божественная комедия», «Пир», «О монархии » - впервые появляются элементы, отличные от средневекового мировоззрения. Не отрицая схоластическую догматику, Данте, пытается по-новому, переосмыслить характер отношений бога и человека. Бога нельзя противопоставлять творческим возможностям человека. Данте подчеркивает, что человек – продукт реализации собственного разума, которые осуществляются в его практической деятельности. Все человеческое существование должно быть подчинено человеческому разуму. Отсюда и следует новая идея – о двоякой роли человека. Родоначальник гуманистического движения в Италии, поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374 гг.). Главной задачей философии он считал разработку «искусства жизни» (восхищение природой, воспевание земной любви ). Петрарка считал, что теология и богопознание – вообще не дело людей. Схоластическую ученость считал «болтовней диалектиков» и совершенно бесполезной для людей. С его точки зрения, человек имеет право на счастье в реальной жизни, а не только в потустороннем мире, как утверждают религиозные догматы. Петрарка подчеркивает достоинство человеческой личности , уникальность внутреннего мира человека с его надеждами, переживаниями и тревогами. Вместе с тем в творчестве Петрарки находят место индивидуалистические тенденции, которые также характерны для философии эпохи Возрождения. Он полагает, что совершенствование личности возможно лишь при условии ее обособления от «невежественной черни». Лишь в этом случае, при наличии внутренней борьбы человека с собственными страстями и постоянного противоборства с окружающим миром, творческая личность может достичь полной независимости, самообладания и душевного покоя (близкие идеи высказывал его последователь, итальянский гуманист Джованни Бокаччо ). Лоренцо Вала (1407-1472) – один из основоположников научной критики текстов священных книг, посредством филологического метода . Создал этическое учение , одним из источников которого явилась этика Эпикура. Он пытается обосновать полноценность жизни человека , духовное содержание которой, по его убеждению, невозможно без телесного благополучия, всесторонних проявлений человеческих чувств. В основе его этики находится принцип наслаждения , который Валла сводит к удовольствиям души и тела. Жизнь есть высшая ценность, а поэтому весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости. В книге «О наслаждении» он провозглашает: «Да здравствуют верные и постоянные наслаждения в любом возрасте и для любого пола!». Валла верил в силу человеческого разума, выдвигая идею активности человека и призывая к воспитанию воли к действию.

К концу 15 в. гуманистическое движение стало общеевропейским . Во всей Европе был широко известен голландец Дезидерий – Эразм Ротердамский (1469-1536 гг.), ставший лидером гуманизма 16 в. и идейным предшественником Реформации. Свое учение он называл «философией Христа», где призывал вернуться к истокам Христианства, забытого и вытесненного католической церковью. Для этого нужно возродить античные науки и искусство, а каждый христианин должен полностью прочитать библию и понять его смысл, и потому перевел ее на латынь. Особой популярностью пользовалась его книга «Похвала глупости» , где он высмеивал фанатизм и насилие, национальную ограниченность и религиозную рознь, лицемерие и невежество феодалов и духовенства. Книга оказала большое влияние на гуманистическую традицию во всей Европе. Приверженцами гуманистических идей были также Франсуа Рабле во Франции, Сервантес в Испании, Шекспир в Англии.

2.Особенности генезиса философии эпохи Возрождения, причины трансформации ее предметной сферы от теологии кестественнонаучным проблемам

Философия эпохи Возрождения возникает и развивается параллельно с закатом схоластки, и не зависимо от ее традиций. И хотя нет полного разрыва с ней, ориентир уже нацелен к классической античной философии, к ее возрождению. Важнейшими отличительными чертами мировоззрения эпохи Ренессанса также являются:

1) Его ориентация на искусство : если средневековье было эпохой религиозной, то Возрождение – эпохой преимущественно художественно-эстетической;

2) Антропоцентризм. Если в центре внимания античности были отношения природа-космос (природно-космическая жизнь), средневековья – человек изучается только в отношениях с богом, то для эпохи Возрождения характерно изучение человека в его земном образе жизни. И хотя в центре внимания формально находиться бог, но фактическое внимание уже уделяется человеку, его личность рассматривается как творческая – будь, то в искусстве, политике, технике и т. д. И потому философское мышление этого периода называют антропоцентрическим и гуманистическим . В центре внимания оказывается свободный, сильный человек, который утверждает свою индивидуальность и независимость, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире;

3) Типичным выражением философии Ренессанса была философия природы (натурфилософия). Природа же трактуется пантеистический, т.е. философия отождествляла бога с природой, не отрицая его существования;

4) Параллельно с натурфилософией развивается новое естествознание (происходят крупные научные открытия, научно-технический прогресс).

Пантеизм был формой перехода от догматического, религиозного мировоззрения к научному пониманию природы. Ученые Ренессанса на первый план выдвигают опыт, экспериментальный метод исследования .

Исследователи различают два периода в развитии философии эпохи Возрождения:

1) реставрация и приспособление античной философии к требованиям нового времени (XIV-XV вв.) – Данте Алигьери, Лоренцо Вала, Франческа Петрарка и др.;

2) возникновение собственной философии, основным течением которой была натурфилософия (XVI в.).

Психология саморазвития