Жизнь святой богородицы. Малоизвестные факты земной и небесной жизни богородицы

Пресвятая Богородица занимает одну из главных позиций в Православной Церкви. Важна она и для католиков , которые предпочитают называть ее Дева Мария. На многих иконах, чаще всего присутствует Богородица и занимает там одну из центральных позиций. Биография Богородицы Девы Марии отлично показывает, центральную роль Богородицы во всей христианской культуре.

Но многие ли верующие знают, кто такая Пресвятая Богородица? Чтобы понять, насколько важна она в православии, необходимо знать ее историю.

История Девы Марии

О важных событиях из ранней и поздней жизни Девы Марии повествует апостол Лука, который был близко с ней знаком и даже написал ее икону, которая стала оригиналом для всех последующих образов.

Известно, что Мария была дочерью Иоакима и его жены Анны, которые были благочестивыми людьми, но не имели детей до старости. Они были известны по всему городу Назарету, где проживали своей кротостью и смирением. Иоаким происходил из рода царя Давида и знал, что по пророчествам, Мессия должен родиться в его роде. Поэтому они неустанно молились о ребенке и дали обет, отдать его на служение Господу.

Пречистая Дева Мария

Господь услышал их и послал им дочь - Марию. В три года девочка, выполняя обед родителей, была отдана на служение в храм и жила там с остальными благочестивыми девами, обучаясь Закону Божию.

Когда ей исполнилось 14 лет, священник обручил ее с плотником Иосифом, который также был из рода Давидова. Родители Марии к тому времени умерли. Через какое-то время после обручения, архангел Гавриил принес Марии радостную весть - она станет Богородицей.

Мария, оставшись Девою, зачала Сына. Ее сестра Елизавета в то же время носила ребенка - будущего Иоанна Крестителя . И она, как только Мария посетила ее, поняла, что та удостоилась чести стать Матерью Мессии.

Историю рождения Христа, бегства в Египет любой может прочитать в Евангелиях. Мария и Иосиф многое пережили в первые дни жизни Иисуса Христа, но со смирением приняли роль земных родителей самого Спасителя.

Первое же чудо Христа, во время свадьбы в Кане Галилейской, показывает сострадательность и заботливость Марии, ведь именно она попросила Христа помочь. Благодаря ее просьбе Мессия совершил там первое чудо. Читая Евангелия, можно увидеть Марию, приходящую к месту, где учил Христос. Она была на Голгофе, у подножия креста, где распинали ее Сына. После смерти Иисуса, ее сыном стал Иоанн Богослов.

Вся жизнь Девы Марии - это смирение. Она была отдана на службу Господу своими родителями и с достоинством выполнила обязательство. Ее кротость и смирение увидел Господь и презрел на нее, подарив ей важную роль - быть Мамой самого Мессии. Выносить и родить Спасителя этому грешному миру.

Успение Богородицы

Предания старцев, помимо описываемых чудес Богоматери, сообщают, что после смерти Иисуса Христа, она жила еще около 20 лет. Ее принял в свой дом Апостол Иоанн Богослов, как заповедал ему Христос, и заботился о ней, как о своей матери.

Существует предание, по которому, Богоматерь перед смертью молилась на Елеонской горе и увидела ангела, который сказал, что ей осталось жить не более 3 дней. В руках у ангела была финиковая ветвь. Так произошло, что в это время все апостолы, кроме Фомы, были в Иерусалиме, где и жила женщина. Они пришли к ней в день ее смерти и увидели чудную картину: комната наполнилась ярким светом, явился Христос с сонмом ангелов и принял душу своей Матери.

На эту тему написана икона «Успение Богородицы» где видно, всех участников того действа.

О других Богородичных иконах:

Успение Пресвятой Богородицы

Апостолы погребли тело Приснодевы в Гефсиманском саду, там, где молился Христос в свою последнюю свободную ночь, во гробе ее родителей и Иосифа, ее мужа. Во время ее погребения происходили множественные чудеса, слепые прозревали и хромые начинали прямо ходить.

Важно! Владычица Небесная была при жизни символом кротости перед Господом и неукоснительно выполняла Его слова и принимала их. Поэтому после смерти она удостоилась чести помогать верующим и слышать их молитвы, а также ходатайствовать перед Господом о верующих и просящих.

Наша духовная матерь

Почему православные верующие почитают Богородицу? Потому что это имеет под собой основание, изложенное в Евангелиях.

Когда Дева забеременела и разговаривала со своей сестрой Елизаветой, она сказала: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк.1, 48). Тут не идет речь о простом уважении, поскольку уважение подразумевает вежливое отношение. Богоматерь же говорит об ублажении, которое включает в себя молитву. Именно поэтому католики и православные имеют молитвенное почитание Пречистой, внедренное в богослужение.

Богородица с младенцем

Дева отличается своей кротостью перед Богом. Она не просто выполнила приказ, она желала его выполнить и была согласна, добровольно, выносить и родить ребенка, хотя это грозило ей смертью. Ведь раньше, в Израиле, девушку, которая выходила замуж уже беременной, а Богородица только обручилась с Иосифом, побивали камнями. То есть Мария идет добровольно на риск потерять свою жизнь ради исполнения Господних слов.

Иисус Христос не мог родиться путем насилия доброй воли человека. Необходимо было полное согласие и принятие девушки. Однако в почитании легко уйти в грех.

Важно! Почитание Девы не должно в глазах верующих приравнивать ее к Господу. Поскольку это будет богохульство .

Существовала в 80-х годах прошлого века секта «Богородичный центр» , члены которой имели причастие не только Кровию и Плотью Христа, но слезами Богоматери. Это ересь и богохульство. Эти люди, члены секты, не знали Писания и повелений Господних. Они сравняли женщину, пусть непорочную, но женщину, с Господом нашим Иисусом Христом. Это недопустимо. Господь говорит в книге пророка Исаии в 42 главе: «Не дам славы Моей иному», а Преподобная про себя сказала: «Се, раба Господня».

Богородица является молитвенницей и духовной Матерью всех людей. Если через Еву все родились в мир, то через Марию все родились духовно. Существует множество свидетельств о Богородице, когда она отвечала на молитвы и молила Господа за верующих.

Молитвы ко Пресвятой Богородице:

Почти каждая ее икона известна великими чудесами. Слезы матери, которая молиться за своего ребенка никогда не останется без ответа, так может ли остаться без ответа молитва Владычицы Небесной, духовной Матери всех людей? Конечно, нет.

Пресвятая Богородица дает нам завещание

– Ваше Блаженство, какова основная цель установления Церковью праздника Успения Пресвятой Богородицы?

– Пресвятая Дева Мария – Матерь Божия – сподобилась великой чести вместить в Себя Невместимого Бога. Именно от Ее плоти и крови взял Себе Плоть и Кровь Спаситель мира, Который пришел на землю для того, чтобы освятить, очистить и спасти человека. Святые отцы называют Матерь Божию Ковчегом Завета, потому что через Нее на землю пришел Законодавец, также величают Ее Жезлом Аароновым, который некогда расцвел, будучи сухим, потому что иссохшее древо человеческого рода через Матерь Божию снова дало спасительный плод для вечной Жизни. Пресвятую Деву Марию называют Сосудом, в котором хранилась Манна жизни – Христос. Он вместился в Пресвятую Деву Марию как в некую стамну, в некий сосуд. Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, как человек с благоговением и нежностью относился к своей Матери и как Бог воскресил Ее и взял на Небо живой. И именно сегодняшний праздник свидетельствует о любви Христа к Своей Матери, а в Ее лице – ко всему роду человеческому, для которого Она тоже стала любвеобильной Матерью.

– Евангелие от Иоанна повествует о том, что Иисус, претерпевая Крестные страдания, поручает свою Мать заботам любимого ученика Иоанна. Что нам известно о жизни Богородицы и о Ее участии в утверждении молодой христианской Церкви, в деяниях апостолов?

– Апостолы благоговели перед Божией Матерью. Когда Ее не было среди них, то они оставляли для Нее в одном месте тарелку, стакан, кусок хлеба, а потом, после трапезы, разламывали хлеб и раздавали каждому как благословение Божией Матери. До сего дня в монастырях совершается Чин о Панагии (в пер. с греческого – Всесвятая): после трапезы наместник по кусочку раздает всей братии освященный хлеб в честь Божией Матери. Когда Господь забирал Ее тело на Небо, Она сказала апостолам: «Я буду среди вас». Действительно, Матерь Божия, хотя телом и душой находится на Небе, часто оставляет обители Небесные и посещает нашу землю, чтобы помогать скорбящим, больным, лишенным человеческого внимания. Трудно описать человеческими словами, как это бывает, но Она на самом деле приходит к нам, слышит наши молитвы и выполняет просьбы, особенно если они разумны и имеют главной целью спасение души.

– Правда ли, что многие из тех, кто не верил в учение Христа, покушались на жизнь Матери Божией? Говорят, из дома Она выходила в церковь только в сопровождении близких.

– Матерь Божия сильно желала оставить землю и переселиться на Небо. Это стремление было предметом Ее постоянной молитвы. Она любила ходить в места, связанные с земной жизнью Спасителя, в частности к Живоносному Гробу в Гефсиманский сад, где Господь молился и любил уединяться. Некоторые злобные иудеи, узнав, что Матерь Божия посещает эту святыню, пожаловались начальникам, и те поставили стражу, чтобы не допускать Ее. Было даже повеление убить Владычицу. Но всякий раз, когда Божия Матерь приходила молиться, благодать Господа скрывала Ее от убийц. Она оставалась невредимой и благополучно возвращалась домой.

– Что символизировала пальмовая ветвь, которую вручил Богородице Архангел Гавриил, явившись Ей? Расскажите об этом, пожалуйста.

– Однажды, когда Матерь Божия молилась в Гефсиманском саду, Ей явился Архангел Гавриил и сказал: «Молитва твоя услышана, и через три дня Господь заберет Тебя в Небесные обители». В удостоверение истинности своих слов Архангел Гавриил дал Божией Матери пальмовую ветку, которая блистала дивным сиянием. Матерь Божия вернулась в Свой дом (жила Она в доме Иоанна Богослова) и начала готовиться к Успению. Пальмовая ветвь символизирует чистоту души Божией Матери и Ее готовность переселиться в Небесные чертоги.

– В Украине и других землях Руси праздник Успения Пресвятой Богородицы, как и чудотворные иконы Успения, всегда почитались особо. Почему?

– Древние историки, описывая Божию Матерь, говорят о разных сторонах личности Пресвятой Девы Марии. Все они едины в том, что Она была настолько наполнена Божественным светом, настолько доброй и смиренной, что никто не мог в этом сравниться с Ней. Богородица отличалась средним ростом, светло-русыми волосами золотистого оттенка. Лицо Ее было продолговатое, цвета спелой пшеницы, глаза – цвета маслины, пальцы длинные. Исполнена кротости, Она имела речь неспешную, говорила немного, редко, но всегда это были нужные правильные слова. Святой Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла, который сподобился увидеть Пресвятую Деву Марию, пишет в послании к учителю: «Я сподобился увидеть Матерь Господа моего Иисуса Христа. Такой свет я видел, исходящий из Нее, такую сильную благодать, что изнемог своим сердцем. Если бы я не знал Бога, то посчитал бы Матерь Божию за Божество». Поэтому в Киевской Руси образ Богородицы сразу стал олицетворением чистоты, святости и добра, многие иконы Божией Матери со временем явили чудотворную силу и до сего дня источают нам Благодать и Милость Господню, которых мы не всегда можем достичь своими трудами и молитвами.

«Земная жизнь Пресвятой Богородицы» («Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери»)

Цели :

1.Дать учащимся информацию о земной жизни Богородицы, о чудесах, явленных по молитвам к Богородице и Её иконам, об истории иконописи.

2.Вселить в души учащихся уверенность в необходимости возрождения почитания Божьей Матери в наше время.

3. Воспитать любовь и уважение учащихся к своим матерям.

Х О Д З А Н Я Т И Я

I. ПРИВЕТСТВИЕ. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Сегодняшнее классный час мы проведем в форме круглого стола. В работе будут принимать участие специалисты, исследователи земной жизни и иконографии Божьей Матери и, конечно, вы, ребята. (Роль специалистов исполняют подготовленные учащиеся класса). Хотелось бы начать работу нашего круглого стола с вопроса, адресованного всем вам:

К кому обращаетесь вы с горестями?

Кто всегда защитит в беде, утешит, успокоит?

Конечно, в скорбях и радостях, различных затруднениях любимая и любящая мама – самый близкий и нужный человек. Ребенок вырастает, становится взрослым, а отношение к матери остается неизменно трепетным.

Любовь матери к своему ребенку – особенная жертвенная любовь. Мать готова жизнь свою отдать за родное дитя. Такую любовь Бог считает наивысшей.

Сегодня мы поговорим о самой Великой Матери в истории человечества – о Деве Марии.

Послушайте рассказ о земной жизни Богородицы. (По ходу иллюстрируются иконы двунадесятых праздников, посвященных Богородице и обращается внимание учащихся на перечень праздников.)

II.РАССКАЗ О ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ БОГОРОДИЦЫ.

1.Рождество Пресвятой Девы Марии празднуется Св. Православной Церковью 21 сентября.

Ученик:

События рождества Пресвятой Богородицы произошли в небольшом городе Назарете, где жили Ее престарелые родители. Иоаким и Анна любили Господа всем сердцем. Это были очень добрые, скромные, пожилые люди, которые с полным правом могли бы быть в почете у людей, если б у них были дети... Но безплодие вступало в противоречие с повелением Божиим «Плодитесь и размножайтесь!» Оно считалось в Израиле большим несчастьем. Небесное благословение люди видели в многочисленном потомстве.

Старики привыкли к насмешкам и находили утешение в Храме. Но однажды на праздник Иоакима не пустили к жертвеннику: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь наследников, а, значит, наказывает тебя Господь; наверное, есть у тебя какие-то тайные грехи, в которых ты не хочешь раскаяться».

От горя, позора, обиды он ушел в пустынное место, к пастухам, стыдясь вернуться в дом и надеясь вымолить у Бога прощение. Бедная Анна во всем винила себя. Плакала, молилась и обещала, что если свершится чудо и снимется с нее поношение, она посвятит дитя Богу.

По древнему преданию, Иоаким в пустыне, а Анна в горнице, получили радостную весть от Ангела, что услышана их молитва. Рано утром они поспешили с благодарностью в Храм и встретились у Золотых ворот.

А через девять месяцев у них появилась девочка - Мария. Ей суждено было стать первым шагом в деле спасения рода человеческого от греха, проклятия и смерти.

2.Введение во храм Пресвятой Девы Марии празднуется Св. Православного Церковью 4 декабря.

Ученик:

Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось, по Церковному преданию, следующим образом.. Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил Богоотроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Мария, как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник Захария, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.
Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой.
Во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.

3.Благовещение Пресвятой Деве Марии празднуется Св. Православного Церковью 7 апреля.

Ученик:

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу - остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Спустя четыре месяца после обручения, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: "радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией - даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами". Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога - быть Материю Сына Божия.

Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Через архангела Гавриила Господь просит согласия Марии. И только после ее согласия, Слово становится плотью.

Учитель:

После рождения Иисуса Христа Мария растила и воспитывала Его вместе с Иосифом, испытала трудности бегства в Египет, чтобы спасти Богомладенца от казни царя Ирода. Все время Она была рядом с Христом и также стояла у Креста во время его Распятия, претерпевая великие материнские страдания. Затем испытала великую радость Воскресения Сына и Его Вознесения.

4.Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы празднуется Св. Православной Церковью 28 августа.

Ученик:

Последние годы земной жизни Дева Мария, по преданию, провела в доме Иоанна Богослова на Сионской горе и часто посещала памятные для Нее места, освященные присутствием Иисуса Христа, приходила молиться и на Голгофу, и на Елеонскую гору. Служа апостолам, служа Богу вместе с ними, частью души Она была уже не на земле, стремясь к Небу, к соединению с Сыном. И вот, в один из дней, Архангел Гавриил известил Ее о приближающемся часе Ее ухода из мира, что должно было совершиться через три дня. Для удостоверения в истине этого извещения, Он подал Ей райскую ветвь, оставшуюся у Ней на руках, когда явление закончилось. Для Девы Марии это была весть радостная, долгожданная. Она видела, что основание и устроение Церкви на земле совершилось, и готова была к переходу в Царство Небесное с чувством спокойствия за учеников Христа.

Перед кончиной Она обещала собравшимся в доме Иоанна Богослова апостолам не оставить мира в сиротстве и подавать помощь всем, прибегающим к Ней в молитве, и завещала перенести Ее тело в Гефсиманию, туда, где провел последнюю свою ночь перед крестными страданиями Ее Сын. Безболезненным, мирным было Ее разрешение от земных уз. Глаза Ее уже видели Бога, и последними словами Ее было радостное приветствие, как в юности, когда Она получила благую весть о предстоящем рождении от Нее Спасителя: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем…».

В те дни в Иерусалиме к Церкви присоединились сотни людей, даже из числа бывших гонителей христиан. При перенесении Ее тела в Гефсиманию совершались исцеления и чудеса. Так, на глазах у всех был наказан хуливший Ее иудейский священник Афоний, получивший тут же и исцеление, после искреннего раскаяния, и присоединившийся к числу учеников. Милостивая при жизни, Она и в успении своем никого не хотела опечалить, прощая по заповеди даже врагов.

Всего через несколько дней апостолы стали свидетелями нового чуда. Тело Ее исчезло из гроба, остались лишь благоуханные пелены, а во время общей вечерней трапезы они вдруг увидели Деву Марию в воздухе в окружении ангелов, как будто сотканной из света, сияющей и прекрасной. Она приветствовала их словами: «Радуйтесь! Я с вами во все дни».

С тех пор Церковь празднует это событие. В нем все – воспоминание о земной жизни Божией Матери, грусть и радость, ведь это и день Ее рождения для жизни вечной, где Она поставлена выше ангельских чинов, день свидетельства о том, что обетования Господни непреложны, о жизни и о чуде Воскресения…

III.ОБРАЗ БОГОРОДИЦЫ В ИКОНОПИСИ.

Учитель:

Скажите, пожалуйста, как называют Деву Марию православные люди? (Матерь Божия, Богородица, Царица Небесная, Владычица, Всемилостивая, Покровительница, Заступница Усердная).

Много чудотворных икон Богородицы

Как вы понимаете значение слова «чудотворная»? Какие чудотворные иконы Богородицы вы знаете?

-«Казанская икона Божьей Матери» (от внешних врагов)

-«Владимирская икона Божьей Матери»

-«Смоленская икона Божьей Матери»

-«Неупиваемая Чаша» (помогает в избавлении от алкоголизма и наркомании)

-«Скорбящая Божия Матерь» (от болезней)

-«Неопалимая Купина» (от пожаров)

-«Спорительница хлебов» (от неурожая)

Каждая из Богородиц, а их около 300, обладает особой чудесной благодатью. Эта многогранность образа Девы Марии позволяет считать Её центром жизни.

Рассмотрите иконы. Что общего в образе Богородицы? (красота, грустные глаза)

Почему в образе грустные, скорбные глаза? (Богородица знала, что должна пройти через муки материнского страдания, знала, что должна потерять Сына во имя спасения человечества от грехов).

С какой печалью и милосердием Она глядит на нас! В этих очах великая мольба: «Люди, будьте добрее!»

Сын, еще не зная истинную причину скорби Матери, изо всех детских сил старается утешить Её. Он прижался к Матери, всматривается в Её очи и как бы говорит: «Мама, я с тобой! Я не дам тебя в обиду».

Все современники, удостоившиеся счастья видеть Пресвятую Богородицу во время земной Её жизни, удостоверяют, что ее внешность сияла дивною красотою. Одежда ее всегда была чужда роскоши и скромная; поступь величественная и твердая, взгляд серьезный и приятный; речь кроткая.

Вся красота Её Божественной души отпечаталась на Её лице. В каждом деле Она исполнена кроткого величия и целомудрия.

Именно Ей посвятил свои строки Максимилиан Волошин.

Ученик: Не на троне – на Её руке,

Левой ручкой обнимая шею,-

Взор во взор, щекой припав к щеке,

Неотступно требует… Немею –

Нет ни сил, ни слов на языке…

А Она в тревоге и в печали

Через зыбь грядущего глядит

В мировые рдеющие дали,

Где закат пожарами повит

И такое скорбное волненье

В чистых девичьих чертах, что Лик

В пламени молитвы каждый миг

Как живой меняет выраженье.

. . .

Не дрожит от бронзового гуда

Древний Кремль, и не цветут цветы:

В мире нет слепительнее чуда

Откровенья вечной Красоты!

(отрывок из стихотворения «Владимирская Богоматерь»)

Учитель:

Бесчисленные чудеса совершились по молитвам перед чудотворными иконами Божьей Матери.

IV.БОЖИИ ЧУДЕСА ПО МОЛИТВАМ К БОГОРОДИЦЕ.

Ученик:

Протоиерей Василий Швец в книге "Чудеса от казанской иконы божией матери" пишет: "Перед самым началом Великой Отечественной войны (1941 г.) одному старцу Валаамского монастыря было три видения во время службы в храме:

1. Он увидел Божию Матерь, Иоанна Крестителя, святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя о том, чтобы Он не оставил Россию. Спаситель отвечал, что в России так велика мерзость запустения, что невозможно терпеть эти беззакония. Все эти святые с Богородицей продолжали молить Его со слезами, и, наконец, Спаситель сказал: "Я не оставлю Россию".

2. Матерь Божия и святой Иоанн Креститель стоят перед престолом Спасителя и молят Его о спасении России. Он ответил: "Я не оставлю Россию".

3. Матерь Божия одна стоит перед Сыном Своим и со слезами молит Его о спасении России. Она сказала: "Вспомни, Сын Мой, как Я стояла у Креста Твоего и хотела встать на колени перед Ним". Спаситель сказал: "Не надо, Я знаю, как Ты любишь Россию, и ради слов Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню...".

Ученик:

Стояла зима 1941 г. Немцы рвались к Москве. Страна находилась на грани катастрофы, и в те дни в победу многие не верили, были паника, страх, уныние. Очень немного истинных друзей оставалось у России.

В это время Промыслом Божиим другом России и молитвенником стал монах из братской Церкви– митрополит гор Ливанских Илия. Он спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего (кроме иконы Божией Матери). Владыка затворился там, не вкушая пищи, не пил, не спал, а только, стоя на коленях, молился перед иконой Божией Матери с лампадой. Каждое утро владыке приносили сводки с фронта о числе убитых и о том, куда дошел враг. Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа Российского. Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет.

Для спасения России «должны быть открыты по всей стране храмы, монастыри, духовные семинарии и академии. Священники, возращенные с фронтов и отпущенные из тюрем, должны начать служить. Город на Неве сдавать нельзя. Для его спасения пусть вынесут из Владимирского собора чудотворную Казанскую икону Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на его святую землю. Перед Казанской иконой нужно отслужить молебен и в Москве. Затем она должна быть и в Сталинграде, который тоже сдавать врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России, а когда война кончится, митрополит Илия приедет в Россию и расскажет, как она была спасена».

Блокада Ленинграда была прорвана.

Ученик

Чудом, явленным молитвами и заступничеством Божией Матери, была спасена и Москва. Немцы в панике бежали, гонимые ужасом, по дороге валялась брошенная техника, и никто из немецких и наших генералов не мог понять, как и почему это произошло. Волоколамское шоссе было свободно и ничто не мешало немцам войти в Москву.

Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград. Там перед ней шла непрестанная служба – молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги. и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцы не смогли столкнуть наших воинов, ибо там была Казанская икона Божией Матери. Немцы в панике бежали. По дорогам валялась брошенная техника.

Великие трудности встали на пути наших воинов при освобождении старой немецкой твердыни – Кёнигсберга. Вот что рассказывает офицер, бывший в самом центре битвы за город: «Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы были еще сильны. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, офицеры, с ними – священники с иконой.

Священники отслужили молебен и пошли – с иконой – к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут? Их же всех перебьют! Но они спокойно шли в огонь.

Вдруг стрельба прекратилась с немецкой стороны одновременно по всему фронту. Тогда был дан сигнал, наши войска начали штурм города-крепости с суши и с моря. Немцы гибли тысячами. Пленные потом рассказывали, что перед штурмом русских в небе появилась Мадонна, которая была видна всей немецкой армии, и абсолютно у всех отказало оружие. В тот момент наши войска сломили сопротивление врага и взяли город. Увидев явление Божией Матери, немцы падали на колени; многие из них поняли, Кто помогает русским».

V.ИСТОРИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ.

Ученик:

Владимирская икона Божией Матери – это великая, заветная святыня русской земли. По преданию, она написана св.евангелистом Лукой на доске из того стола, на котором трапезничали Иисус Христос с Пречистою Своею Матерью и Иосифом.

Икона оставалась в Иерусалиме до 450 года, когда при императоре Феодосии Младшем она была перенесена в Константинополь. В начале Х11 века патриарх цареградский Лука Хрисоверг прислал ее в Киев к великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Здесь она была поставлена в девичьем монастыре Киевского Вышгорода, принадлежавшем некогда равноапостольной княгине Ольге, где прославила себя великими чудесами. В 1155 году Вышгород стал уделом сына Юрия, князя Андрея. Однажды клирики Вышгородской обители увидели, что икона сошла со своего места и стоит среди церкви на воздухе. Они поставили икону на новое место, но вскоре снова увидели ее стоящей на воздухе. Тогда все поняли, что икона хочет, чтобы ее перенесли в другое место. Слух об этом дошел до князя Андрея, и, отправляясь в свой новый удел, на север, в землю Суздальскую, он, втайне от отца, взял икону с собой. Не доезжая нескольких верст до Владимира, на берегу Клязьмы, кони, везшие икону, остановились и не могли идти дальше. Ночью в чудесном явлении Богоматерь открыла князю Андрею свою волю, чтобы икона осталась во Владимире, а на месте явления была построена святая обитель. Построив во Владимире великолепный храм в честь Успения Божией Матери, князь Андрей перенес в него чудотворную икону и украсил ее золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом так богато, что одного золота употреблено было более 30 гривен, то есть около 12 кг. Икона Богоматери с тех пор стала именоваться Владимирской, а князь Андрей получил прозвание Боголюбского, как и основанный им монастырь на месте чудесного явления Богоматери.

Ученик:

Прошло 15 лет после Куликовской битвы. Был год 1395-й, на Руси княжил сын Дмитрия Донского – Василий I. Наступала страшная гроза. Тамерлан шел раздавить Русь, отомстить за поражение на поле Куликовом и восстановить господство татаро-монголов. Много сильных воинов погибло на Куликовом поле, а новые еще не народились, не выросли, не возмужали.

Наскоро собранное слабое ополчение стояло за Коломною. Тамерлан был уже в пределах нынешней Орловской области и двинулся вверх по берегу Дона, но по дороге остановился. Страшные муки переживала Москва. В этой скорби ждали спасения только от Бога: послали во Владимир за славною уже чудотворениями иконою Владимирской Богоматери. Покаянием и постом готовил себя народ московский к принятию святыни. Икона приближалась. 26 августа далеко за город пошел народ Москвы в сретенье ее.

То был торжественный час. Исстрадавшийся народ с громкими рыданиями встречал чудотворный лик Заступницы христиан; не было человека, который бы не плакал в покаянии за свои грехи. Упав ниц, соединяясь в одной мольбе, народ взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» - и тогда вдруг всех объяло предчувствие спасения – люди уже благодарили небо.

В тот же день Тамерлан из Рязанской земли внезапно поднялся и обратился в бегство. Какая причина вызвала бегство татар? В час сретения иконы в Москве Тамерлан отдыхал и увидел поразительный сон. Стояла высочайшая гора, и с горы шли к нему святители с золотыми жезлами в руках, наводя на него ужас. И вот над святителями в воздушном пространстве восстала Жена в багряных ризах, множеством воинства, жестоко угрожая ему. И внезапно он содрогнулся, вскочил с одра и, трясясь и трепеща, воскликнул:

О, что это?

Князья же и воеводы Тамерлановы расспрашивали его, чтобы узнать, что было. Долго не мог он прийти в себя. Когда же рассказал свое видение, повелел обратить вспять бесчисленную рать свою и побежал, гонимый Божиим гневом и силою Пречистой Девы. После этого икона Владимирская была устроена в нарочно воздвигнутом храме, у Владимирских ворот, а потом навеки поставлена в Успенском соборе Кремля за заступление и охранение царствующего града.

На месте сретения иконы стоит Сретенский монастырь, куда ежегодно 26 августа совершается крестный ход.

VI.МАТЕРЬ БОЖИЯ ВСЕГДА ЗАЩИЩАЕТ И МИЛУЕТ.

Учитель:

Очень многих спасла Богородица в беде и помогла при испытании тяжелых трудностей.

И вас при нужде спасет и поможет. Обращайтесь к Ней от сердца, как к родной матери, церковными молитвами или своими словами.

В связи с этим кто-то из народа сказал поэтически:

Грусть ли обнимет меня непомерная,

Жизнь ли меня истомит здесь борьбой,

Прямо иду я к Тебе, Благодатная,

С немощной грешной моею мольбой…

Ведаешь все Ты, спасенья Поручница,

Немощи наши и злобу врагов;

Грешников бедных Святая Заступница,

Ты их надежда, и мощь, и покров.

VII. РАБОТА С ФОТОСТЕНДОМ.

« Мать - имя Бога»

(На плакате размещены фотографии мам с ребенком на руках)

Посмотрите на своих мам. Сколько любви, нежности, заботы в их глазах.

Счастлив тот человек, за которого молится мама. А молитва матери за своих детей – самая сильная на свете.

Ученик: Слово «мама» - дорогое, мамой нужно дорожить,

С ее лаской и заботой легче нам на свете жить.

Если мать еще живая, счастлив ты, что на земле

Есть кому, переживая, помолиться о тебе.

Помнишь, был еще младенцем, и она в тиши ночной,

Словно Ангел, у постели охраняла твой покой.

Помнишь, был еще ребенком и не знал, как трудно жить

Мать трудилась, чтобы было чем кормить и чем поить.

И, оставшись одинокой, в сердце ревностью горя,

Ко Христу с мольбой глубокой мать просила за тебя.

VIII.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Вспомните пятую Божию заповедь:

«Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлить дни твои на земле.»

Да, Мать – Священное слово.

Любовь к отцу и матери – закон жизни, залог нравственного и физического здоровья человека и нации. Здоровья вам всем, мира и любви в ваших семьях.

И пусть поможет нам всем Богородица – усердная заступница и путеводительница наша.


  • Вступление Господа Иисуса Христа в открытое служение спасению человечества.
  • Жизнь Пресвятой Богородицы по вознесении Господа Иисуса Христа.
  • Внешний вид и нравственное величие Пресвятой Богородицы.
  • Величие Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Присно Девы Марии.
  • Учение Православной Церкви о Божией Матери.

    Радуйся, высоте, неудобовосходимая человеческими помыслы.


    Прежде, нежели существовал мир, Дева Мария была предызбрана в вечном совете Пресвятой Троицы послужить спасению рода человеческого.

    Как заря искупления, воссияла Пречистая Дева в то время, когда наши прародители, преступив заповедь Творца своего, внимали в страхе и трепете грозному приговору Правосудного Судии; уже в этом приговоре просияло благодатное обетование Его благости к падшим созданиям: «Семя Жены сотрет главу змия», - и это первое из всех Божественных обетовании раскрывалось во всех последующих событиях преобразовательного времени, и всё с большею точностью, по мере приближения предопределенного времени.

    Господь повторял это обетование неоднократно, чтобы приготовить людей к принятию обещанного Спасителя мира; не изгладилось оно из памяти людей и после рассеяния их по лицу земли; за далекие горы и моря они уносили с собою эту отрадную, хотя далекую, надежду.

    Века проходили за веками, исчезали народы, появлялись новые страны, изменялись постановления и обычаи, но вера в Спасителя, грядущего от Пречистой Девы, сохранялась незыблемо. Пять тысячелетий прошло в ожиданиях, и, наконец, в определенное судьбами Божиими время, исполнились все пророчества, исчезли тени Ветхого Завета , и на горизонте вселенной явилась Путеводная Звезда, чтобы привести погибавшее человечество к спасительной пристани.

    Все события Ветхого Завета представляют как бы тень или предызображение новозаветных лиц и событий и имеют предметом своим, главным образом, Спасителя мира - Господа нашего Иисуса Христа , рожденного от Пресвятой Девы.

    Первобытная, девственная земля, не возделанная человеческими трудами, не орошенная дождем, произрастила все разнообразие и великолепие растительной природы и послужила для создания тела первого человека: это является, по мнению святых Отцов, первым указанием на Деву Марию, из Которой благоволил воплотиться Бог Слово. Пречистая Дева, как одушевленный рай, проявила в Себе дивные плоды добродетелей, имела в Себе Господа - «древо жизни, насажденное богоначальнейше, чревоносящи и рождающи», - и в Нем подала людям избавление от вечной смерти и даровала жизнь вечную, как и Сам о Себе Господь Иисус Христос говорил: «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день». От Евы, первой согрешившей жены, произошел на землю весь род человеческий, рожденный в страданиях и для страданий; грехопадением Евы введена смерть в мир и человек изгнан из рая.

    Дева Мария принесла миру жизнь вечную в рожденном Ею Богочеловеке и возвратила людям вечное блаженство. Патриарх Ной строил ковчег из негниющего дерева в продолжение ста лет и в этом ковчеге спасся со своим семейством от всемирного потопа; в этом видно ясное предызображение Пречистой Девы Марии, от Которой рождается Христос, предлагающий верное спасение всем верующим в Него и прибегающим под державный покров Его Пречистой Матери. Послепотопный мир населился от Ноя и его детей; христиане, дети Нового Завета, ведут свое начало от Христа, рожденного от Девы Марии. Голубица, выпущенная Ноем из ковчега и принесшая ему масличную ветвь, предызображает Деву Марию, родившую Спасителя мира от потопа греховного и рождением Его возвестившую окончание гнева Божия и совершенный мир на земле.

    Патриарх Иаков имел таинственное видение, в котором ему показана лествица, основанием утвержденная на земле, вершиною достигавшая неба; Святая Церковь называет Деву Марию лествицею духовною, рожденную от земли и соединившую землю с небом; чрез Нее, как чрез лествицу, сошел на землю Бог и открыл вход в царство небесное всем верным последователям своим, прибегающим к покрову Матери Бога Вышнего.

    Образ Божией Матери видел Моисей в купине, которая горела и не сгорала. Предызображаемое пламенем и купиною ясно открылось в тайне Девы: купина горит и не сгорает, Дева рождает Свет и пребывает нетленною. По этой причине Св. Церковь неопалимою купиною именует Богоматерь, и нередко Она изображается окруженною огненным сиянием.

    Облачный столп, осенявший днем и озарявший ночью огненным светом израильтян, выведенных Моисеем из Египта, есть указание на Приснодеву Марию, как на светоносное облако, носившее Бога , ведущее людей в землю обетования, в царство небесное, изливающее на них живоносный источник милости и благодати Божией. В Чермном море, пропустившем по сухому дну израильтян и потопившем фараона с его полчищами, видим образ Неискусобрачной Невесты, Которая, чрез непорочное рождение Иисуса Христа , соделалась морем погибели для мысленного, гордого фараона и водами спасения, необоримою стеною для верных, безропотно несущих крест свой за Ее Божественным Сыном.

    Когда израильтяне, странствуя по безводной пустыне, претерпевали жажду от недостатка в воде, Моисей, по повелению Бога , ударил жезлом в каменную гору - и оттуда истекла вода, утолявшая жаждущих; Пресвятая Дева, чрез рождение от Нее Господа нашего Иисуса Христа, явилась источником благодати, утоляющей жажду жизни вечной.

    Плодоносна была Ханаанская земля, обетованная израильтянам; она кипела млеком и медом, по выражению Св. Писания. Пресвятая Дева, произрастившая нам хлеб жизни, есть истинная земля обетованная, из которой течет мед и млеко.

    У израильтян были, по заповеди Божией, отдельные города, в которых могли иметь безопасное убежище неумышленные убийцы. Пресвятая Дева есть для верующих душ «спасения град», пристанище, ограждение, утверждение и священное прибежище.

    Бог питал евреев манною, ниспадавшею с неба; в ковчеге завета был поставлен золотой сосуд, наполненный этим небесным хлебом, и в этом видит Святая Церковь образ Матери Божией. «Христа бо носила еси, - воспевает Ей Св. Церковь, - манну разума, одождившего всем чтущим Тя». В Приснодеве Марии вмещалась манна жизни, Христос, пришедший в мир - грешных спасти и души верующих насытить хлебом бессмертия.

    Скиния Моисеева и храм Соломонов преисполнились славы Господней, как только были освящены: Пресвятая Дева есть пречистый храм Спасов и священное сокровище славы Божией, вместилище Бога невместимого.

    Место, где находился ковчег завета, называлось Святое Святых и было доступно одному первосвященнику, и только один раз в год, когда он входил туда для кропления жертвенною кровью: ясное предызображение Матери Божией, как вместилища воплощенного Слова Божия. «Радуйся, Святая Святых большая», - воспевает Ей Церковь. В кивоте завета, покрытом золотом вне и внутри, вмещались скрижали закона: из кивота святыни Пречистой Девы, позлащенной Духом Святым, явился Сам Господь-Законодатель.

    Сухой жезл Аарона процвел и был положен в ковчеге на память будущим народам: Пресвятая Дева произошла от бесплодных родителей и поистине есть тайный жезл, цвет неувядаемый...

    Воскурение пред Господом фимиама означает возношение молитвы к престолу Всевышнего, потому и золотая кадильница, которая находилась за второю завесою скинии, представляет образ Пресвятой Девы. «Радуйся, кадильнице, золотой сосуд, радуйся, приятное молитвы кадило», - воспевает Ей Святая Церковь, научая нас прибегать к Богородице как усердной заступнице нашей, неусыпаемой молитвеннице об утолении печалей наших.

    Светильник с семью неугасаемыми лампадами, находившийся в скинии, опять образует Пречистую Деву, родившую Истинный Свет, который просвещает всякого человека, приходящего в мир, и освещает вечною жизнию сидящих во тьме и сени смертной.

    Трапеза из негниющего дерева, находившаяся в скинии для возложения на нее в жертву Богу двенадцати хлебов, есть предызображение Приснодевы, которая вмещала в Себе сшедший с небес хлеб - Христа - питающий нас для жизни вечной.

    Медная умывальница, устроенная во дворе скинии для омовения жрецов, прообразует Пречистую Деву, от Которой родился Господь Иисус Христос , открывший всем доступ ко св. крещению, в котором верующие омываются от душевной нечистоты. «Радуйся, бане, омывающая совесть», - воспевает Божией Матери Церковь.

    Израильтяне, по указанию Моисея, приносили в жертву Богу животных без физических недостатков; Пречистая Дева еще трехлетним младенцем была приведена родителями во храм, как чистейшая и всенепорочная жертва. Когда ангел возвестил Гедеону, судье израильскому, волю Божию об избрании его для спасения народа от власти язычников, тогда Гедеон пожелал получить удостоверение, что на то есть благословение Божие, и сам избрал для того знамение: если на руно, положенное им на гумне, ночью сойдет роса, а кругом него земля будет суха, значит, его избрание угодно Богу, - это исполнилось.

    В следующую же ночь, по его же желанию, руно осталось сухим, а земля кругом была покрыта росою. Руно, орошенное росою, прообразует Пречистую Деву, орошенную небесным и божественным дождем, сшедшим на Нее. «Пречистое Твое чрево Гедеон виде, Дево Чистая, в неже, якоже дождь, Слово сошед воплотися Божественным Духом», - воспевает Св. Церковь. Руно Гедеона было сухо, а земля омочена росою, и Дева Мария по рождестве Господа, пребыла Девою, между тем как земля увлажилась росою истинной веры во Христа Спасителя.

    Три отрока - Анания, Азария и Мисаил - не устрашились ярости царя Вавилонского и не поклонились твари вместо Творца, за что были ввержены в раскаленную печь и сохранились невредимы силою Всевышнего: это прообразует Деву, зачавшую Зиждителя мира и не опаленную от огня Божества. Как пещь огненная для отроков послужила орудием не истребления, а жизни и обновления, так чрез Пресвятую Деву мир достиг своего обновления.

    Слово вселилось в Деву и, приняв плоть, сохранило Ее нетленною, и это предызображается пророком Ионою, сохранившимся в утробе кита невредимо.

    Все прикровенное в преобразованиях ветхозаветных с большею ясностью раскрывается в пророчествах. Первое предсказание о Божией Матери заключается в обетовании об Искупителе, данном в раю, вслед за грехопадением наших прародителей: «Семя жены сотрет главу змия». Это семя - Господь наш Иисус Христос , рожденный от Девы Марии.

    По мере приближения времени, в которое должен был явиться на землю Искупитель мира, пророчества об этом явлении произносятся все с большею ясностью. Царственный пророк Давид провозгласил многие точные предсказания: «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоеях...» Воспевая славу Мессии, он так пророчествует о Пречистой Деве: «Вся слава дщери Царевы внутрь! Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна, преиспещрена. Вся слава дщери Царевы внутрь! Приведутся Царю девы в след Ея, искренним Ея приведутся Тебе».

    Все ветхозаветные пророки провозглашали о великом событии, грядущем в мир чрез Пречистую Деву.

    Величайший из пророков Исайя воскликнул о Ней: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог».

    В Ветхом Завете ясно указано, что Матерь Божия произойдет из рода Давидова, родит Сына безмужно и по рождестве Его пребудет Девою, что Она будет украшена всеми добродетелями и прославлена. Душою, глубоко верующею, преклонимся пред величием Пречистой Девы, Матери Господа нашего Иисуса Христа! Призовем Ее на помощь нашим немощам: мы же, по бессилию своему, не находим слов, чтобы достойно прославить Матерь Бога нашего, Заступницу усердную за нас грешных.

    Святой Апостол и Евангелист Лука, записал со слов Святой Девы Марии несколько важных событий, относящихся к ранним годам Ее жизни.

    Земная жизнь Богородицы

    Будучи врачом и художником, он написал и Ее портрет-Икону, с которой позднейшие иконописцы делали копии.

    Когда приблизилось время родиться Спасителю мира, в галилейском городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким со своею женою Анною. Будучи людьми благочестивыми, они и были известны своим смирением и милосердием. Святые Иоаким и Анна дожили до глубокой старости, а детей не имели. Это их очень огорчало, потому что в то время не иметь детей считалось наказанием Божиим за грехи. Особенно тяжело переживал бездетность Иоаким, так как по пророчествам в его роде должен был родиться Мессия-Христос. Но, несмотря на свою старость, супруги не переставали просить у Бога, чтобы Он послал им дитя и дали обет (обещание): если у них родится младенец, посвятить его на служение Богу. За терпение и веру Господь послал Иоакиму и Анне великую радость: наконец, у них родилась дочь. Ей дано было имя Мария, что значит по-еврейски “Госпожа, Надежда.”

    Когда Деве Марии исполнилось три года, благочестивые родители приготовились исполнить свой обет: они повели Ее в Иерусалимский храм для посвящения Богу. Мария осталась жить при храме. Там Она вместе с другими девицами обучалась Закону Божию и рукоделию, молилась и читала Священное Писание. При храме Божием Пресвятая Мария жила около одиннадцати лет и выросла глубоко благочестивой, во всем покорной Богу, необычайно скромной и трудолюбивой. Желая служить только Богу, Она дала обещание не выходить замуж и навсегда остаться Девою.

    Престарелые Иоаким и Анна умерли, и Дева Мария осталась сиротой. Когда Ей исполнилось четырнадцать лет, по закону Она не могла больше оставаться при храме, но должна была выйти замуж. Первосвященник, зная ее обещание, но чтобы не нарушать закон о супружестве, формально обручил Ее с дальним родственником, овдовевшим восьмидесятилетним старцем Иосифом, обязавшимся заботиться о Ней и охранять Ее девство. Иосиф жил в городе Назарете, и хотя также происходил из царского рода Давидова, был небогатым и работал плотником. От первого брака у Иосифа были дети Иуда, Иосий, Симон и Иаков, которые в Евангелиях именуются “братьями” Иисуса. Пресвятая Дева Мария вела в доме Иосифа такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

    Прошло 6 месяцев после явления Захарии Архангела Гавриила с вестью о рождении сына – будущего Пророка и Крестителя Господня Иоанна. И вот Архангел Гавриил вновь был послан Богом, но уже в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира. Ангел, явившись, сказал Ей: “Радуйся, Благодатная! (то-есть исполненная благодати) Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами.” Мария смутилась от слов Ангела и подумала: «Что значит это приветствие?» Ангел же продолжал говорить Ей: “Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога. И, вот, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца.”

    Мария в недоумении спросила Ангела: “Как это будет, когда Я мужа не знаю?” Ангел ответил Ей, что это совершится силою всемогущего Бога: “Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и Рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот, и родственница Твоя, Елизавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.” Тогда Мария со смирением сказала: “Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему.” И Архангел Гавриил отошел от Нее.

    Пресвятая Дева Мария, узнав от Ангела, что у Ее родственницы Елизаветы, жены священника Захарии, скоро родится сын, поспешила навестить ее. Войдя в дом, Она приветствовала Елизавету. Услышав это приветствие, Елизавета исполнилась Святого Духа и поняла, что Мария удостоилась быть Матерью Божиею. Она громко воскликнула и сказала: “Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне (такая радость), что пришла Матерь Господа моего ко мне?” Пресвятая Дева Мария в ответ на слова Елизаветы прославила Бога словами: “Величит (прославляет) душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, потому что Он призрел (обратил милостивое внимание) на смирение рабы Своей; отныне будут ублажать (прославлять) Меня все роды (все племена людей). Так сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его.” Около трех месяцев пробыла Дева Мария у Елизаветы, а затем возвратилась домой в Назарет.

    Бог возвестил и праведному старцу Иосифу о скором рождении Спасителя от Пресвятой Девы Марии. Ангел Божий, явившись ему во сне, открыл, что у Марии родится Сын, по действию Святого Духа, как возвестил о том Господь Бог чрез Пророка Исаию (7:14) и повелел дать Ему имя «Иисус», что значит Спаситель (по-еврейски), «потому что Он спасет людей от грехов их».

    Дальнейшие Евангельские повествования упоминают о Пресвятой Деве Марии в связи с событиями в жизни Ее Сына - Господа нашего Иисуса Христа. Так, они говорят о Ней в связи с Рождеством Христовым в Вифлееме , потом - Обрезанием , поклонением волхвов, принесением жертвы во храм на 40-й день, бегством в Египет, поселением в Назарете, путешествием в Иерусалим на праздник Пасхи, когда Ему исполнилось 12-ть лет.

    Первое чудо, совершенное Иисусом Христом на браке (свадьбе) в Кане Галилейской, дает нам яркий образ Девы Марии, как Заступницы перед Своим Сыном за всех людей, находящихся в трудных обстоятельствах. Заметив недостаток в вине на свадебном угощении, Дева Мария обратила на это внимание Своего Сына, и хотя Господь ответил Ей уклончиво: “Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой,” - Она не смутилась этим полуотказом, будучи уверена, что Сын не оставит Ее просьбы без внимания, и сказала служителям: “Что скажет Он вам, то сделайте» .

    Как видна в этом предупреждении слуг сострадательная заботливость Божией Матери о том, чтобы начатое Ею дело было доведено до благоприятного конца! Действительно, Ее заступничество не осталось без плода, и Господь Иисус Христос совершил здесь Свое первое чудо, выведя из затруднительного положения небогатых людей, после чего “уверовали в Него ученики Его” (Иоан. 2:11.).

    Божия Матерь, следовавшая за Своим Сыном в Его странствиях, находилась в постоянной тревоге за Него. Она старалась помочь Ему в разных трудных случаях, заботилась об устройстве Его домашнего отдыха и покоя, на что Он никогда не соглашался.

    Наконец, мы видим Ее, стоящую в неописуемой скорби у креста Своего Распятого Сына, слышащую Его последние слова и заветы, поручившего Ее заботам Своего любимого ученика. Ни одного слова укора или отчаяния не слетает с Ее уст. Она все предает воле Божией.

    Спустя 50 дней после Светлого Христова Воскресения на Нее и на Апостолов сошел Дух Святой в виде огненных языков в день Пятидесятницы.

    После этого, по преданию, Она жила еще 10-20 лет. Апостол Иоанн Богослов, по завещанию Господа Иисуса Христа, принял Ее к себе в дом и с великой любовью, как родной сын, заботился о Ней до самой Ее кончины. Когда вера христианская распространилась в других странах, то многие христиане приходили из дальних стран увидеть и послушать Ее. С тех пор Пресвятая Дева Мария стала для всех учеников Христовых общею Матерью и высоким примером для подражания.

    Однажды, когда Пресвятая Мария молилась на Елеонской горе (около Иерусалима), Ей явился Архангел Гавриил с райскою финиковою ветвью в руках и сказал Ей, что через три дня окончится Ее земная жизнь, и Господь возьмет Ее к Себе. Господь так устроил, что к этому времени Апостолы из разных стран собрались в Иерусалиме.

    В час кончины необыкновенный свет осветил комнату, где лежала Дева Мария. Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял Ее пречистую душу.

    Апостолы похоронили пречистое тело Божией Матери, по Ее желанию, у подножия Елеонской горы в Гефсиманском саду, в пещере, где покоились тела Ее родителей и праведного Иосифа. При погребении совершилось много чудес. От прикосновения к одру Божией Матери слепые прозревали, бесы изгонялись и всякая болезнь исцелялась.

    Через три дня после погребения Божией Матери прибыл в Иерусалим и опоздавший на погребение Апостол Фома. Он был очень опечален, что не попрощался с Божией Матерью и всею душою желал поклониться Ее пречистому телу. Когда же открыли пещеру, где была похоронена Дева Мария, то не нашли в ней Ее тела, а только одни погребальные пелены. Изумленные Апостолы возвратились в дом. Вечером во время молитвы они услышали ангельское пение, а посмотрев наверх, увидели в воздухе Деву Марию, окруженную Ангелами, в сиянии небесной славы. Она сказала Апостолам: “Радуйтесь! Я с вами во все дни!”

    За Ее великую любовь и всесильную помощь христиане с древнейших времен чтят Ее и обращаются к ней за помощью.

    Пресвятая Дева Мария являет собой и великий пример для подражания. Начиная с первых веков, многие христиане стали проводить девственную жизнь в молитве, посте и богомыслии. Так возникло и утвердилось монашество. К сожалению, современный инославный мир совершенно не ценит и даже высмеивает подвиг девства.

    Пресвятая Дева Мария обнаружила всю силу и красоту Своих добродетелей, проявив полное самообладание, как в момент Своей величайшей славы, избранная стать Матерью Спасителя мира, так и в часы Своего величайшего горя у подножья Креста.

    Поэтому мы, православные, так высоко чтим Ее и стараемся Ей подражать.

    Царица Неба и земли

    Святая Церковь живет таинственной и непостижимой жизнью, где удивительно переплетается небесное и земное. Особое место в ней принадлежит Пресвятой Богородице. Она для всех нас - духовный источник, из которого верующим подается Божественная благодать.

    Матерь Божия стала средоточием всей Церковной жизни, ибо Материнское сердце открыто каждому. Она стала для всех христиан Живоносным Источником благодатного утешения.

    Пресвятая Богородица особенно близка тем, кто стремится к святости, к христианскому совершенству, кто хочет подражать Ее ангельской жизни. Такие люди составляют особый «род Божией Матери», род монашествующих.

    До наших дней сохранился в неприкосновенности удел Пресвятой Богородицы - Святая гора Афон, где под особым покровом Матери-Девы существует целая монашеская республика.


    Крестный путь Богоматери

    За внешними событиями жизни Богоматери мы часто упускаем внутреннее содержание Ее жизни. Всю себя Она предала в волю Божию. Жизнь Ее состояла из молчаливого, великого, переходящего в мученичество страдания, которое не могло найти утешения в сочувствии и сострадании людей.

    Святая Дева избрала для Себя на всю жизнь молча страдать. И вся Ее жизнь - это нескончаемое углубление сердца в непреходящую муку, вечное исхождение невидимою мученическою кровью. Она молча страдала от подозрений Праведного Иосифа, Ее "бракоокрадованную помышляющего."

    Она молчала, полагая Царя Вселенной в скотских яслях и Сама не имеющая, где главу преклонить. Молча страдала Дева-Мать, когда "искали души" Ее Младенца и когда страх за жизнь Его обратил святое семейство в бегство из родной страны в Египет.

    Она молча и терпеливо несла убогую трудовую долю Своей жизни. В минуты радостей материнства, когда каждая мать, взирая на свое чадо, парит мечтой о его светлом будущем в жизни, обещающем и ей, матери, утешение, отраду и опору, Пресвятая Дева-Мать видела в Сыне Агнца Божия, пришедшего в мир, чтобы взять на Себя грехи мира. Воспитанная в Храме Божием, Она знала Писания и понимала, для чего явился в этот мир Сын Божий и Сын Девы.

    И с каким трепетом видела Она Его взросление, а с ним - приближение того великого и по-человечески страшного часа. И каждая минута радости о Сыне неминуемо отражалась в сердце Ее непрестающим страданием. И Ее Сын, во всем подобный людям, кроме греха, ничем и никогда не огорчил и не опечалил Свою Мать человеческой греховной немощью, но Он уходил от Нее, отдалялся с взрослением, начиная служить человечеству.

    И уже в двенадцать лет Отрок Христос со всей решительностью произносит первое открытое признание Себя Сыном Божиим, а с ним и первое прямое указание Своей Матери, что Он уже не принадлежит Ей. Пресвятая Дева-Мать, найдя отставшего от родных Отрока Иисуса в Иерусалимском храме, на нежный укор Ее слышит: “Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?” (Лк.2:49). Болью вонзились эти слова в сердце Матери, ясно открыв Ей будущее Сына. И опять Пресвятая Дева безмолвно склонилась пред волею Всевышнего.

    Она отходит в безвестность, чтобы вернуться к Нему с правами Матери только в Его страшный Голгофский час, когда все оставят Его. Отойдет даже Бог Отец, давая место полноте подвига Христа, полноте Его Божественного истощания. А Дева-Мать, и в этот момент безмолвная, во всей глубине прискорбная, но мужественная, верная и бесстрашная, стояла у Креста, Своей любовью поддерживая Сына в великом Его подвиге. Молча стояла Она в оцепенении, сострадая Своему Сыну. А что делалось в сердце Ее, зрел лишь Бог и Сын Ее. Как хотела Она тут же, в этот же момент, умереть вместе с Сыном, чтобы прекратились эти невероятные страдания. “Зде же умру и спогребуся Ему,” - звучит плач души Богоматери.

    С Креста же Божественного Страдальца Христа к растерзанному сердцу Матери звучит ободрение, и завещание, и возведение на Престол Царицы-Матери неба и земли: “Жено! се, сын Твой” (Ин.19:26). И вот уже не одного Сына, но сынов и дщерей всего рода человеческого должно вместить Ее любовью исстрадавшееся сердце. Оно должно принять в себя тех, кто отнял у Нее отраду - единственного Сына. И опять, как во все трудные минуты жизни, звучит Ее ответ Богу Отцу и Богу Сыну: “Се раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему.”

    Пятнадцать лет жизни в неведомых для мира трудах по созиданию Церкви - Невесты Христовой на земле, в молитвах к Сыну за род человеческий, в любовном, терпеливом предстоянии за тех, кто еще не знал Бога. Нет, Она не вышла на проповедь вместе с Апостолами, хотя о Сыне Своем именно Она могла бы рассказать больше кого-либо другого, ведь Ее чуткое сердце зрело в Нем Бога от самого Его рождения. Она же опять в молчании несет подвиг материнства и подвиг веры, и только Апостолы притекают к Ней, поклоняясь и питаясь от сокровенных глубин Ее духа, обожествленного подвигом жизни. Пресвятая Богородица была первой Христианкой на земле.

    Пресвятая Дева Богородица подошла к концу Своей земной жизни. Желая разрешиться от житейских уз, Она опять смиренно молила Своего Сына и Бога о предстоящем страшном смертном часе, когда темная область имеет силу и власть устрашать отходящих от земли. И опять явился Архангел Гавриил и возвестил об исполнении Ее молитвы, подал Ей блистающую райскую ветвь как знак победы над злыми духами и узами плоти и сказал, что через три дня последует Ее Успение.

    В момент Ее Успения Христос принял на Свои Божественные руки душу Матери Своей, чтобы отнести к Отцу Своему.

    И через три дня после погребения Апостолы, отвалив камень от погребальной пещеры, нашли лишь Ее погребальные пелены. Владычица Богородица совоскресла Своему Сыну и Богу. А воскреснув, Богоматерь стала Матерью христианского мира, незаходимой Надеждой ненадежных, погибших Взыскательницей, грешных Спасительницей.

    Из веры, страданий и любви соткалась Божественная сила и могущество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. И ими же Она получила власть и право понимать, сострадать и любить всех немощных, обремененных тяготами жизни и узами греха. Сама искушена была ими, может и искушаемым помогать теперь.


    Внешний облик Богоматери

    «У нас пронеслась о Ней слава, что эта Дева и Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей.

    Многие женщины у нас желают посетить Пречистую Деву. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда весела; в нуждах и нищете не огорчается; на оскорбляющих Ее не только не гневается, но даже делает им добро; в благополучии кротка; к бедным милостива и помогает им, как и чем может; крепко стоит за веру против врагов ее, и Сама исполнена смирения. Неистощимо Ее терпение, когда насмехаются над Нею учители иудейские и фарисеи.

    Люди, достойные всякого доверия, рассказывали нам, что по Ее святости видно, как в Ней соединилось естество Ангельское с человеческим. И более всего желаю увидеть это небесное чудо и столь изумительную святость, вызывающую у всех удивление, почтение и любовь».

    Святой Игнатий Богоносец

    «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было - никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель.

    У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне прочитанное. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных.»

    Святитель Амвросий Медиоланский

    «Матерь Божия была роста несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, со зрачками как бы цвета маслин; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные... Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая. Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением.»

    Историк Никифор Каллист

    Значение чисел | Нумерология