Действующие монастыри россии. Самые известные монастыри россии Все мужские монастыри

Монастыри Москвы, духовные центры нашей столицы – излюбленные места для паломничества и исторические достопримечательности, которые часто посещают жители других стран и городов. В Москве есть и женские и мужские обители, хранящие множество древних православных святынь. Монастырские здания украшают город, а русскому православному человеку часто хотелось бы побывать на службе именно в монастыре. В Москве около полутра десятка древних обителей и относительно новых монастырей. Мы постараемся познакомить вас с монастырями Москвы, которые будет интересно посетить в качестве паломника или туриста.

Возможно, вам захочется побывать в Новодевичьем или Новоспасском монастыре, увидеть Донскую икону или просто узнать о действующих обителях города. Конечно, нельзя забывать и о том, что Бог слышит нашу молитву не только в монастыре и монастыри Москвы – это не таинственное «место силы», где молитва становится особенной, но возможность побывать в прекрасных и намоленных обителях – это великая радость для православных верующих. Перед тем, как идти в монастыри Москвы, не забудьте уточнить, открыты ли они для посещения. Некоторые монастыри живут закрытой жизнью и не всегда пускают паломников.

Новодевичий монастырь

Новодевичий монастырь – не только одно из самых красивых мест в Москве, но и одно из самых древних. Среди всех монастырей Москвы его выделяет еще и то, что он относится к Историческому музею города. Новодевичий монастырь был основан в 1524 году, с тех пор он тесно связан с историей нашей страны. Важную и иногда драматичную роль монастырь сыграл в судьбах известных русских женщин.

Во время захвата литовцами, правящий тогда Иван III, отец Ивана Грозного дал обет – если удастся освободить Смоленск, в Москве будет основан большой монастырь, в благодарность Пресвятой Богородице. Смоленск был важным форпостом государства. Когда Смоленск освободили, Иван III сдержал свое обещание и начал строительство Новодевичьего монастыря. Считается, что монастырь возведен именно на том месте, где когда-то отбирали молодых девушек, которые уйдут в полон. Монастырь сразу пришелся по душе московским прихожанам, ведь не секрет, что он расположен в живописном месте.

Несмотря на то, что монастырь относится к музею и является историческим наследием города, в храмах этого монастыря Москвы проводятся службы.

Адрес монастыря: Москва, проезд Новодевичий, 1

Донской монастырь

Донской монастырь всегда окружали легенды и удивительные события. Летом 1591 года Москва была встревожена грядущим нашествием Крымского хана. Целый день у брода через Москва-реку шел страшный бой. Там же была чудотворная икона Донской Божией Матери, которая по преданию помогала еще воинам Кукликовской битвы. Согласно древнему преданию, Крымский хан бежал благодаря молитве перед Донской иконой и заступничеству Богородицы.

Так, на месте русского стана, возник Донской монастырь. Борис Годунов построил главный собор монастыря. Чудотворная Донская икона Божией матери с тех пор считается покровительницей и заступницей Москвы. От стен города, благодаря помощи Богородицы, бежал и Тамерлан, и другие захватчики. В монастыре идет прекрасная тихая жизнь, вдали от шума большого города. Монастыри Москвы называют обителями милосердия и цветниками учености. Донской монастырь – яркий представитель самых прекрасных монастырей Москвы.

Одним из главных православных чудес монастыря считается удивительная находка мощей святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси.

Всегда приятно прогуляться рядом с прекрасным монастырем в тени липовых деревьев и яблоневого сада и отдохнуть от суеты, помолиться в прекрасных храмах монастыря и полюбоваться чудесными видами.

Адрес монастыря: Москва, пл. Донская, 1

Новоспасский монастырь

Новоспасский монастырь называют первой обителью Москвы. Он расположен на Таганке. У каждого монастыря своя история и свои святые, но этот монастырь действительно считается особым. Раньше его называли «Спас на Новом», и монастырь стал наследником двух других древнейших обителей. Одна из них была основана еще в XIII веке князем Даниилом Московским, сыном благоверного князя Александра Невского. На месте этого монастыря сейчас расположена Даниловская обитель. Другой монастырь Спаса Преображения, которому суждено было стать первой иноческой обителью города.

При великом государе Московском Иване III Кремль преобразился. На смену деревянным появляются каменные палаты. Спасский монастырь оказался стесненным новыми постройками, и Иван III повелел перенести его. В новом положении монастырь стали называть Новоспасским.

Многие правители и святители России находили здесь защиту, а некоторые и выходили на политическую арену. Даже Лжедмитрий пытался использовать для укрепления своей власти именно авторитет Новоспасского монастыря. Этот монастырь имел боевые стены и мог выстоять против нападения. Стены Новоспасского монастыря – настоящие крепостные древние стены, поэтому его так любят посещать туристы. Кроме того, монастырь в свое время стал усыпальницей предков Романовых. Именно из этого рода впоследствии появилась царская династия.

Адрес монастыря: Москва, пл. Крестьянской заставы, 10

Андреевский монастырь

Андреевский мужской монастырь находится в одном из самых прекрасных мест Москвы. Раньше монастырь называли «Преображенская пустынь». Он расположен на территории заповедника Воробьевы горы и берегов Москва-реки. Обитель была основана в XVI веке, однако, это лишь предположения. Именно к этому времени относятся первые найденные документальные свидетельства о монастыре. Историки полагают, что монастырь относится к гораздо более раннему периоду и, возможно, существует с XIII века.

Андреевская обитель сильно пострадала в годы богоборчества. С падением СССР постепенно возрождалась и церковная жизнь в Андреевском монастыре. Здесь даже организовали Патриаршее подворье и синодальную библиотеку. А в 1992 году на звонницу вернулись колокола. Возродилась здесь и монашеская жизнь. На территории монастыря уже пятнадцать лет действует общеобразовательная школа.

Паломники и посетители монастыря могут своими глазами увидеть, как постепенно возрождается прекрасная обитель. Посетить Андреевский монастырь фактически значит стать свидетелем новой истории Русской Православной Церкви.

Адрес: Москва, Андреевская набережная, 2

Высоко-Петровский монастырь

Высоко-Петровский монастырь был основан в 1315 году первым святым столицы – митрополитом Петром. Когда-то он находился за пределами Москвы, в селе Высоком. Высоко-Петровский монастырь – шедевр московского зодчества, который был украшен при Петре Великом. Обитель стала уникальным памятником духовной славы своих основателей.

При Петре I монастырь был расширен. Многие здания в нем построены в память о Нарышкиных. Боголюбский храм – это видимый памятник погребения Нарышкиных. Так тесно связанный с историей России монастырь – излюбленное место для туристов.

Именно здесь расположены и уникальные памятники архитектуры. У многих Высоко-Петровский монастырь ассоциируется именно с историей России во времена Петра I, но и ценителям архитектуры будет интересно посетить прекрасную древнюю обитель. Монастырь считается небольшим, но посетить его стоит обязательно. Полвека на территории монастыря располагается удивительный храм-восьмилистник — каменный собор митрополита Петра, построенный знаменитым итальянским зодчим Алевизом Новым. Нетипичное и уникальное сооружение.

Адрес: Москва, ст. м. Трубная, ул. Петровка, 28/2

Зачатьевский монастырь

Еще в XIV веке в России возникла Алексеевская обитель. Ее назвали в честь преподобного Алексея, и это был первый женский монастырь в Москве. Женские монастыри существовали и до этого, первый был основан еще Ярославом Мудрым, но обычно они были частью мужских монастырей. Поэтому Алексеевский монастырь ошибочно называются первым в России, он стал первым именно для Москвы. Точно известна дата его основания – 1360 год. Считается, что первыми инокинями этой обители стали Иулиания и Евпраксия — родные сестры митрополита Алексия. Они были известны своими милосердием и смирением.

Именно этот монастырь в наши времена называется Зачатьевским. Зачатьевская обитель украшает район Хамовники. Она сильно пострадала в богоборческие годы, как и многие другие храмы и монастыри. Часть насельниц арестовали или сосали. Монастырские здания превратились в тюрьму и колонию для несовершеннолетних. В 90-х годах XX века началось возрождение святыни. Сейчас в монастырский ансамбль входит четыре надземных церкви и подземный храм Успения.

Зачатьевский монастырь известен тем, что Спасская церковь на территории монастыря была домовым храмом рода Римских-Корсаковых.

Адрес монастыря: Москва, пер. 2-ой Зачатьевский, 2

Марфо-Мариинская обитель

Марфо-Мариинская обитель находится в районе Замоскворечье. Белоснежный храм разительно отличается от архитектуры старой Москвы. Расположился он там, где некогда пролегал путь в Золотую орду – на Большой Ордынке. Аскетичность зодчества отличает обитель милосердия. Монастырь называют «жемчужиной» Замоскворечья. После гибели своего мужа Елизавета Федоровна Романова выкупила усадьбу на Большой Ордынке и устроила там обитель милосердия и труда.

Внучка английской королевы Виктории с детства воспитывалась христианкой, выйдя замуж за великого князя Сергея Александровича, она приняла православие и сделала это не формально, а совершила свой выбор с душой. После гибели мужа Елизавета Федоровна оставила светскую жизнь и на свои средства создала обитель, в которой хотела возродить древний институт диаконисс. Сестры обители могли оставить территорию обители, чтобы помогать немощным и больным.

Великая княгиня трепетно относилась к монашеству, но не создавала Марфо-Мариинскую обитель как монастырь. Закрытая жизнь монастыря противоречила идее активно помогать страждущим и ближним так, чтобы любой мог обратиться туда. В обители милосердия сестры безвозмездно отдавали жизнь свою ближнему для Бога.

Живущие здесь сестры и сейчас трудятся в госпиталях и больницах. В монастыре открыт приют сирот, здесь же кормят неимущих и помогают страждущим. В храме собрано несколько редких икон Марфы и Марии, духовных покровительниц обители. Одна из них сохранилась еще со времен Елизаветы Федоровны.

Адрес монастыря: Москва, ст. м. Полянка, ул. Большая Ордынка, 34

Покровский монастырь

Покровский монастырь известен не только в Москве, ведь именно здесь хранятся мощи блаженной Матроны Московской. Со всех концов страны сюда едут паломники к мощам святой Матроны. Древний Покровский монастырь всегда наполнен людьми. Это – самый посещаемый монастырь Москвы. В выходные его посещают до пятидесяти тысяч человек. В монастыре также хранятся уникальные православные святыни.

Блаженная Матрона – одна из самых почитаемых в народе святых, поэтому людно в монастыре и в будние дни.

Покровский монастырь основал в 1635 году царь Михаил Федорович. Тогда его называли обителью «Покрова на убогих домах». Интересно, что Покровская деревянная церковь существовала еще до основания на этом месте монастыря. Считается, что монастырь был основан после преставления родителя царя Михаила Феодоровича - Патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова. И именно это стало причиной, по которой в Москве появилась прекрасная обитель.

Адрес монастыря: Москва, ул. Таганская, 58

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Православные монастыри России – не просто список церковных строений, это кладезь святынь архитектуры, православных реликвий, каждая из которых тщательно оберегается как исторический памятник, как великое наследие для потомков, как самое святое, что есть у каждого христианина. И что характерно, каждый является действующим, а это значит, что вера живёт и будет жить в сердцах людей вечно.

Среди огромного списка обителей, значимую часть занимают женские. В своё время каждый из них был открыт, дабы приютить молодых девушек и женщин в своих обителях для поиска смысла бытия, избавления от страданий, оказания помощи и поддержки в сложных жизненных ситуациях. Ведь, как правило, в монастыри уходили женщины, испытавшие множество страданий в жизни или те, для которых этот путь был призванием с самого рождения.

В храмах такого типа существует единый устав, каноны и правила. И каждая послушница, переступая порог обители, облачаясь в церковную одежду и принимая постриг, полностью отказывается от всего мирского, посвящает себя служению Богу и вверяет в его надёжные руки, дабы стать ближе, получить главное – спасение, умиротворение и вечную благодать.

Также следует отметить, что, несмотря на всю строгость данного устава, женщины ведут достаточно активный образ жизни, посвящая себя служению монастырю, а именно:

  • проводят много времени в молитвах;
  • участвуют в богослужениях;
  • выполняют все работы по обустройству храма;
  • занимаются садоводством, кулинарным делом, шитьём
  • посвящают себя различным видам творчества;
  • оказывают благотворительную помощь разным организациям и отдельным людям.

Достаточно часто при таких общинах открывают больницы, реабилитационные центры, интернаты, а также школы и детские дома. Послушницы работают там (многие имеют профильное образование), помогая больным и страждущим улучшить физическое здоровье и моральное состояние. Такая деятельность очень необходима для окружающих и полезна для самих монахинь, ибо первые обретают надежду на спасение, а вторые посвящают себя нужному делу – даруют свою помощь и несут слова Господа для каждого, кто в них нуждается.

Мужские общины

Ещё одну достаточно важную роль в православной жизни страны играют мужские монастыри России. По своему укладу они схожи с женскими, но всё же имеют свои отличительные черты, среди которых:

  • полное отречение от земной жизни и мирских утех (ведь очень часто в обитель приходят мужчины, которые в прошлом имели проблемы с законом или были зависимы от алкоголя и наркотиков);
  • верное служение на благо Господа и церкви (строгое исполнение всех дисциплинарных правил);
  • участие в богослужениях разной тематики;
  • беспрекословное выполнение любого вида деятельности, связанного с повседневным бытом;
  • активное занятие столярными работами, в частности участие в реставрации церковных построек разного типа.

При общинах такого типа нередко создают мастерские по дереву, которые становятся известными во всем мире, так как призваны помогать в строительстве разных храмов на территории России. А послушники зачастую имеют признание многих самых известных мастеров по всему миру.

Общая и самая главная черта жизни каждого монастыря, будь то мужской или женский, – чёткое соблюдение его послушниками единого устава и обозначенных правил жизни в коллективе, ибо именно это и есть верный путь к самому себе и к благословению Господа.

Монастыри России, православные, действующие, с чудотворными иконами

В России существуют православные обители, которые активно действуют и сегодня. Но главное – в них размещены чудотворные иконы, которым столетиями верно поклоняются христиане всего мира. Это следующие святыни:

  • Владимирская икона Божией Матери, которая находится в храме Святителя Николая в Толмачах;
  • Тихвинская – в храме Тихвинской иконы Божией Матери;
  • икона “Взыскание погибших” – храм Вознесения Словущего;
  • “Милостивая” – Зачатьевский женский монастырь;
  • Иверская икона Божией Матери – в одноимённой часовне;
  • Угрешская икона Святого Николая;
  • “Утоли мои печали” – храм Николы, Кузнецы.

Все эти иконы имеют огромное значение и являются поистине чудесными, ибо каждая из них помогает укрепить здоровье физическое и справиться с моральными проблемами, дарует долгожданною смирение, веру и Божью благодать. К ним ежегодно съезжаются православные люди со всего мира, дабы познать слово Великого Учителя и обрести своё истинное предназначение в жизни.

Православные действующие монастыри России – это не только величайшие памятники архитектуры и истории христианства, известные как в России, так и по всему миру, но и великая сила, над которой не властно время, ибо в ней заключено главное – непоколебимая вера в Господа, что освещает праведный путь к истинному и настоящему смыслу бытия – вечной жизни.

Действующие монастыри России, список:

  1. Адрианов Пошехонский монастырь, Ярославская обл., Пошехонский р-н, д. Андрианова слобода, дата основания: 1540
  2. Александро-Афонская Зеленчукская мужская пустынь, Карачаево-Черкесская респ., Зеленчукский р-н, пос. Нижний Архыз,дата основания: 1889
  3. Александро-Невский женский монастырь, Московская обл., Талдомский р-н, д. Маклаково, дата основания: 1906
  4. Алексеевская Пустынь Переславского Феодоровского монастыря, Ярославская обл., Переславский р-н, д. Новоалексеевка, дата основания: конец XIX века
  5. Амвросиев Николаевский Дудин мужской монастырь, Нижегородская обл., Богородский р-н, д. Подъяблонное, дата основания: не позже 2-й пол. XIV в.
  6. Андреевская пустынь Соловецкого монастыря Архангельская обл., Приморский р-н, Соловецкие острова, дата основания: нач. XVIII в.
  7. Артемиев-Веркольский мужской монастырь, Архангельская обл., Пинежский р-н, пос. Новый Путь, дата основания: 1649
  8. Благовещенский женский монастырь, г. Астрахань, сев.-зап. угол ул. Советская и ул. Калинина
  9. Благовещенский Ионо-Яшезерский мужской монастырь
  10. (Яшеозерская пустынь) Республика Карелия, Прионежский р-н, ур. Яшезерский монастырь, дата основания: кон. XVI века
  11. Благовещенский Красноярский женский монастырь, г. Красноярск, ул. Ленина, 13-15, дата основания: 1995
  12. Благовещенский монастырь в Дунилово Ивановская обл., Шуйский р-н, с. Дунилово, дата основания: не позже 1-й пол. XVII в.
  13. Боголюбская мужская киновия Троице-Сергиевой лавры, Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Новоогородная, 40А, дата основания: 1859
  14. Богородице-Милостивский Кадомский женский монастырь, Рязанская обл., Кадомский р-н, г. Кадом, дата основания: 1868
  15. Богоявленский женский монастырь, Алтайский край, г. Камень-на-Оби, ул. Декабристов, 19, дата основания: 1997
  16. Борисоглебская пустынь в Воскресенском, Ярославская обл., Переславский р-н, с. Новоселье, дата основания: 1888
  17. Брусенский женский монастырь, Московская обл., г. Коломна, Советский пер., 3, дата основания: не позже 1-й пол. XVI в.
  18. Важеозерский мужской монастырь (Задне-Никифоровская пустынь), респ. Карелия, Олонецкий р-н, пос. Интерпоселок, дата основания: ок. 1520
  19. Валаамский монастырь Республика Карелия, Сортавальский р-н, о. Валаам
  20. Валдайский Иверский Святоозерский мужской монастырь, Новгородская обл., Валдайский р-н, г. Валдай, остров, Иверский монастырь, дата основания: 1653
  21. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь, Новгородская обл., Новгородский р-н, д. Хутынь, дата основания: кон. XII в.
  22. Варсонофиевский Покровско-Селищенский женский монастырь, респ. Мордовия, Зубово-Полянский р-н, с. Покровские Селищи, дата основания: 1996
  23. Введено-Оятский женский монастырь (Введенский Островский мужской монастырь), Ленинградская обл., Лодейнопольский р-н, д. Оять, дата основания: не позж. нач. XV в.
  24. Верхне-Чусовская Казанская Трифонова женская пустынь, Пермский край, Чусовской р-н, д. Красная Горка, дата основания: 1996
  25. Владимирский скит Валаамского монастыря, Республика Карелия, Сортавальский р-н, о. Валаам, дата основания: начало 2000-х
  26. Владычный женский монастырь, Московская обл., г. Серпухов, ул. Октябрьская, 40, дата основания: 1360
  27. Воронцовский Благовещенский монастырь, Тверская обл., Торопецкий р-н, д. Воронцово, дата основания: 1898
  28. Воскресенский Новодевичий монастырь, Санкт-Петербург, Московский пр., 100, дата основания: 1740-е
  29. Воскресенский скит Павло-Обнорского монастыря, Вологодская обл., Грязовецкий р-н, д. Юношеское, дата основания: 1867
  30. Всехсвятский Шуйский единоверческий женский монастырь, Ивановская обл., г. Шуя, [угол ул. Советская и ул. 1-я Металлистов], дата основания: 1889
  31. Высокопетровский мужской монастырь, Москва, ул. Петровка, 28, дата основания: XIV в.
  32. Гермогенова мужская пустынь, Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, ур. Гермогенова Пустынь (2 км С д. Алферьево), дата основания: 1913
  33. Гефсиманский мужской скит Троице-Сергиевой лавры, Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Весенняя, дата основания: 1843
  34. Гледенский Троицкий монастырь, Вологодская обл., Великоустюгский р-н, д. Морозовицы, дата основания: рубеж XII — XIII вв.
  35. Голгофо-Распятский скит, Архангельская обл., Приморский р-н, Соловецкие острова, о. Анзер, Голгофо-Распятский скит, дата основания: 1713
  36. Десятинный Рождественский женский монастырь, г. Великий Новгород, Десятинная ул., дата основания: не позже 1-й трети XIV в.
  37. Дивногорский Успенский мужской монастырь, Воронежская обл., Лискинский р-н, хут. Дивногорье, дата основания: 1653
  38. Дмитриевский Дорогобужский женский монастырь, Смоленская обл., Дорогобужский р-н, г. Дорогобуж, ул. Интернациональная, 16, дата основания: 1998
  39. Екатерининский женский монастырь, г. Тверь, ул. Кропоткина, 19/2, дата основания: 1996
  40. Елизаветинская женская община, Тверская обл., Зубцовский р-н, ур. Елизаветино (1 км на СЗ от д. Старые Горки), дата основания: нач. XX в.
  41. Женский монастырь Всех Святых, в земле Российской просиявших, Забайкальский край, Читинский р-н, пос. Атамановка, дата основания: 2001
  42. Женский скит Иконы Божией Матери Иерусалимская, Калужская обл., Людиновский р-н, ур. Манинский Хутор (3 км СВ д. Кретовка), дата основания: 1917
  43. Задонский Богородице-Тихоновский Тюнинский женский монастырь, Липецкая обл., Задонский р-н, с. Тюнино, дата основания: 1867
  44. Заиконоспасский мужской монастырь, Москва, ул. Никольская, 7-9, дата основания: кон. XVI — нач. XVII в.
  45. Заоникиевская Богородице-Владимирская мужская пустынь, Вологодская обл., Вологодский р-н, д. Лучниково, дата основания: 1588
  46. Золотниковская Успенская пустынь, Ивановская обл., Тейковский р-н, с. Золотниковская Пустынь, дата основания: 1624
  47. Ивановский Владимирский монастырь, г. Иваново, ул. Лежневская, 120, дата основания: 1916
  48. Иверский Выксунский женский монастырь, Нижегородская обл., г. Выкса, ул. Краснофлотская, 58, дата основания: 1887
  49. Иконы Божией Матери Отрада или Утешение женская община, Московская обл., Домодедовский р-н, с. Добрыниха, дата основания: 1898
  50. Иннокентьевский мужской скит, г. Иркутск, ул. Академика Образцова, 1, дата основания: 1872
  51. Иоанно-Богословский монастырь, Рязанская обл., Рыбновский р-н, с. Пощупово, дата основания: 1-я треть XIII в.
  52. Иоанно-Кронштадтский женский монастырь, Алтайский край, Первомайский р-н, с. Кислуха, дата основания: 1996
  53. Иоанно-Предтеченский женский монастырь, Московская обл., Раменский р-н, с. Денежниково, дата основания: 2000
  54. Иоанно-Предтеченский монастырь, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Баумана, 2, дата основания: 1564-1568
  55. Киновия Троицкой Александро-Невской лавры, Санкт-Петербург, Октябрьская наб., 16-20, дата основания: 1820
  56. Красногорский Богородицкий монастырь, Архангельская обл., Пинежский р-н, п. Красная Горка, дата основания: 1606
  57. Красносельский Иоанно-Предтеченский монастырь, Пермский край, г. Соликамск, ул. Привокзальная, 35, дата основания: 1890
  58. Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь, Тверская обл., Краснохолмский р-н, д. Слобода, дата основания: 1461
  59. Красноярский Знаменский скит, Красноярский край, г. Дивногорск, ул. Набережная, дата основания: 1888
  60. Крестовоздвиженский монастырь, Нижний Новгород, Окский съезд, д. 2а, дата основания: XIV в.
  61. Крестовоздвиженский скит, Пермский край, Нытвенский р-н, с. Говырино,
  62. дата основания: ок. 2000
  63. Михайло-Архангельский Усть-Вымский мужской монастырь, Республика Коми, Усть-Вымский р-н, с. Усть-Вымь, ул. Заручейная, д. 36, дата основания: кон. XIV в.
  64. Михайло-Афонский монастырь (Михайло-Афонская Закубанская пустынь), Респ. Адыгея, Майкопский р-н, пос. Победа, дата основания: 1877
  65. Монастырь «Труд и молитва» Тверская обл., Рамешковский р-н, д. Волково, дата основания: 1910-е
  66. Монастырь Гавриила Архангела в Благовещенске, Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Горького, 133, дата основания: 2003
  67. Монастырь Елисаветы Феодоровны Преподобномученицы, г. Калининград, ул. Полецкого, 8, дата основания: 1996
  68. Монастырь Иконы Божией Матери Всецарица, Краснодар, ул. Димитрова, 148, дата основания: 2005
  69. Монашеская женская община Иконы Божией Матери Аз есмь с вами и никтоже на вы, Калужская обл., Мещовский р-н, с. Серебряно, дата основания: 2006
  70. Никитский монастырь, Ярославская обл., Переславский р-н, с. Никитская слобода, ул. Запрудная, д. 20, дата основания: XII в.
  71. Николо-Моденский монастырь, Вологодская обл., Устюженский р-н, с. Модно, дата основания: первая треть XVI в.
  72. Николо-Столпенская Пустынь (Николо-Столбенская Пустынь), Тверская обл., Вышневолоцкий р-н, с. Белый Омут
  73. Николо-Черноостровский монастырь, Калужская обл., г. Малоярославец, ул. Кутузова, 2, дата основания: кон. XVI в.
  74. Николо-Шартомский монастырь во Введенье, Ивановская обл., Шуйский р-н, с. Введенье
  75. Никольский Тихонов монастырь, Ивановская обл., Лухский р-н, с. Тимирязево, дата основания: 1498
  76. Нило-Сорская пустынь, Вологодская обл., Кирилловский р-н, м. Пустынь, дата основания: 1480-е
  77. Новодевичий женский монастырь, Москва, Новодевичий пр., 1
  78. Ольгин монастырь в Волговерховье, Тверская обл., Осташковский р-н, с. Волговерховье, дата основания: 1649
  79. Парфеновский Богородицкий монастырь в Парфеново, Вологодская обл., Череповецкий р-н, д. Парфеново, дата основания: 1904
  80. Перынский скит, г. Новгород, дата основания: не позже нач. XIII в.
  81. Псковский Иоанно-Предтеченский монастырь (Ивановский монастырь с Завеличья), г. Псков, дата основания: около 1240
  82. Пустынь Параклита, Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, пос. Смена, дата основания: 1858
  83. Свято-Вознесенский скит Соловецкого монастыря, на Секирной горе, Архангельская обл., Приморский р-н., Соловецкие острова, дата основания: сер. XIX в.
  84. Свято-Духова Алатырская пустынь, Чувашская респ., г. Алатырь, мкрн. Стрелка, ур. Дубовая роща, дата основания: нач. XVII в.
  85. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, 1; пл. Александра Невского, дата основания: нач. XVIII в.
  86. Скит Андрея Первозванного на Агафоновом Лугу, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Колтушская вол., вблизи д. Коркино, массив Генетика на Агафоновом лугу, дата основания: 1998
  87. Скит Всех Святых Иосифо-Волоколамского монастыря, Московская обл., Волоколамский р-н, с. Теряево, дата основания: 1855
  88. Скит Трифона Вятского в Пыскоре (Пыскорский Спасо-Преображенский мужской монастырь), Пермский край, Усольский р-н, с. Пыскор, дата основания: 1570
  89. Солотчинский монастырь, Рязанская обл., Рязанский р-н, пос. Солотча
  90. Софрониева пустынь, Нижегородская обл., Арзамаский р-н, Софрониева Пустынь
  91. Спасо-Каменный монастырь Вологодская обл., Усть-Кубинский р-н,о. Каменный, дата основания: сер. XIII в.
  92. Спасо-Кукоцкий монастырь, Ивановская обл., Гаврилово-Посадский р-н,с. Сербилово, дата основания: последняя треть XVII в.
  93. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, г. Псков, Мирожская наб., 2, дата основания: сер. XII в.
  94. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, Архангельская обл., Приморский р-н., Соловецкие острова, дата основания: первая треть XV в.
  95. Спасо-Преображенский Усть-Медведецкий монастырь, Волгоградская обл., г. Серафимович, дата основания: 1652
  96. Троице-Одигитриевская Зосимова женская пустынь (Троице-Одигитриевский Зосимов женский монастырь; Зосимова пустынь), Московская обл., Наро-Фоминский р-н, пос. Зосимова Пустынь, дата основания: 1856
  97. Троице-Сергиева лавра, Московская обл., г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра, дата основания: 1340-е
  98. Троицкий Антониев Сийский монастырь, Архангельская обл., Холмогорский р-н, с. Монастырь, дата основания: 1520
  99. Успенская Рдейская пустынь, Новгородская обл., Холмский р-н, ур. Рдейская пустынь, дата основания: не позже нач. XVII века
  100. Успенский Псково-Печерский монастырь, Псковская обл., Печорский р-н, г. Печоры, ул. Международная, 5, дата основания: 1473
  101. Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский монастырь, Вологодская обл., Кирилловский р-н, с. Ферапонтово
  102. Флорищева мужская пустынь (Успенский мужской монастырь), Нижегородская обл., Володарский р-н, пос. Фролищи, дата основания: сер. XVII в.
  103. Христорождественский Иверский женский монастырь, Кировская обл., г. Вятские Поляны, ул. Ленина, 212А, дата основания: 1996
  104. Шестаковская Воскресенская община, Ярославская обл., Некоузский р-н, с. Шелдомеж, дата основания: 1887
  105. Югская Дорофеева пустынь, Ярославская обл., ур. Югская пустынь (зона затопления Рыбинского вдхр.), дата основания: 1620-е
  106. Юрьев мужской монастырь, г. Великий Новгород, с. Юрьево, дата основания: XI в.
  107. Яранский Пророчицкий мужской монастырь.

Пусть хранит Вас Господь!

Монастыри России всегда являлись непоколебимым оплотом православной веры на нашей земле. В России масса святых мест, куда каждый год приезжают помолиться и попросить божественной помощи сотни тысяч паломников. И каждый из монастырей имеет свою собственную, чаще всего, весьма непростую историю. Многие монашеские обители находятся в труднодоступных местах, о них говорят, что их оберегает сама природа и провидение. Сегодня мы познакомим вас с десятью российскими монастырями, в которые православные люди нашей страны круглый год едут с паломническими турами, в попытке обретения смысла жизни и вымаливания отпущения за свои грехи.

Свято-Юрьев мужской монастырь построили в 1030 году по приказу князя Ярослава Мудрого в месте истока реки Волхов из озера Ильмень. Первоначальное строение – Соборная Церковь Святого Георгия была деревянная, а затем, в 1119 году по приказу князя Мстислава Великого заложили каменный Георгиевский собор. В семидесятых годах восемнадцатого века началась секуляризации монастырских вотчин и этот монастырь, утратив большую часть владений, пришел в запустение. Его восстановление началось с приходом к власти в обители в 1822 году архимандрита Фотия Спасского, которому не только благоволил российский император Александр Первый, но и помогала богатейшая меценатка - графиня Анна Орлова-Чесменская. В это время в монастыре шли постоянные реставрационно-строительные работы, в результате которых появились: Западный корпус и Церковь Всех Святых, прекрасный Спасский собор, Восточный Орловский корпус и монашеские кельи, Северный корпус и Храмом Воздвижения Креста, Южный корпус и больничная Церковь Неопалимой Купины. Позже, уже в 1841 году, тут построили колокольню. Но не долго процветал этот русский монастырь, так как в 1921 году, государство решило экспроприировать имущество и его ценности. И если в 1924 году в Юрьеве еще работали шесть церквей, то в 1928 году оставался лишь единственный действующий Крестовоздвиженский храм. В период с 1932 по 1941 годы, тут расположили инвалидный дом имени Якова Свердлова. Во время Великой Отечественной войны на территории бывшего монастыря стояли немецкие, испанские воинские части, военные части прибалтийских коллаборационистов, и именно тогда, здания скита были значительно разрушены. По окончанию войны и почти до начала девяностых годов двадцатого века тут были общественные заведения: почта, техникум, техучилище, музей, магазин, художественный салон. Но с двадцать пятого декабря 1991 года, монастырский комплекс зданий передали в ведение Новгородской епархии и к 1995 году тут собралась монашеская община. В 2005 году в монастыре открыли духовное училище. Сегодня в этот монастырь едут многочисленные паломники, они спешат поклониться святыням тут хранящимся: мощам Святого Феоктиста Новгородского, а также мощам Благоверной княгини Феодосии Владимирской, помолиться перед иконой Божией Матери «Неопалимая Купина», расположенной в братском корпусе, и иконе Великомученика Георгия Победоносца. Добраться до этой святой обители России можно на автобусе из города Великого Новгорода, ведь она расположена всего в пяти километрах от него. Из Москвы до Великого Новгорода многие паломники едут на машине, расстояние в пятьсот километров занимает у них шесть-семь часов.

2. Кирилло-Белозерский мужской монастырь в Вологодской области, город Кириллов . История появления этого монастыря начинается в 1397 году, когда после чудесного видения и повеления Пресвятой Богородицы, архимандритом Симонова монастыря – Кириллом, была выкопана пещера на берегу Сиверского озера, окруженного непроходимыми лесами. А его спутник - инок Ферапонт, тоже выкопал землянку, но чуть поодаль. Две эти землянки и положили начало основанию здесь знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря, территория которого к пятнадцатому веку заметно разрослась, а торговля местными монахами рыбой и солью, сделало обитель крупным, на те времена, экономическим центром. Со временем на территории скита появилось несколько монашеских обителей: Ивановская, Горицкая, Нило-Сорская, Ферапонтов монастырь. Монастырь стал настолько известен на территории Руси, что в 1528 году царь Василий Третий, со своей женой Еленой Глинской приехал помолиться о даровании им наследника. И через два году у них появился долгожданный сын - будущий царь Иван Четвертый Грозный. В знак благодарности Богу, царь Василий построил на территории монастыря Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи и Церковь Архангела Гавриила, правда, они не сохранили первоначальный облик до наших дней, так как часто видоизменялись и достраивались. Этот монастырь стал важным культурно-историческим, экономическим центром страны, не теряя при этом оборонительных функций: в 1670 году монастырь обрел мощные каменные стены, вследствие польско-литовской интервенции.

При императрице Екатерине Второй, часть монастырских земель вывели из церковной собственности, а в монастырской слободе образовали город Кириллов. При советской власти, в 1924 году, здесь открыли музей-заповедник, и лишь к 1997 году монастырь, наконец, вернули в ведение Русской Православной церкви, но Кирилло-Белозерский музей-заповедник все также продолжает функционировать. В состав этого музея включены бесценные ансамбли зодчества Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, Церковь Ильи Пророка в селе Цыпино. Особенно ценен Успенский собор, постройки 1497 года, Церковь Введения, чья Трапезная палата была построена в 1519 году, а также Святые врата и Церковь Иоанна Лествичника, постройки шестнадцатого столетия, Церковь Преображения и Церковь Архангела Гавриила, тоже относящиеся к шестнадцатому веку и собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, постройки 1490 года. Кроме того, на территории этого музея стоит Церковь Ризоположения, постройки 1485 года, являющаяся самым старейшим деревянным сооружением России. Есть в музее-заповеднике древние иконы, находящиеся в отличном состоянии, их могут увидеть посетители, знакомящиеся с главной экспозицией музея. Есть тут уникальнейшие коллекции произведений древнерусской живописи, образчики шитья, а также памятники археологии и предметы народного искусства, кроме того, сборник самых редчайших рукописных книг.

Эта древнейшая иноческая обитель была основана на Руси Святым благоверным князем страстотерпцем Глебом Владимировичем, который получил на княжение город Муром, но так как в то время город был занят язычниками, то свой княжеский двор основал чуть выше по течению Оки, на высоком речном берегу, сплошь поросшем лесами. Тут и устроил князь Глеб Муромский самый первый православный храм, назвав его во имя Всемилостивого Спаса, а также монашескую обитель. Бывали в этом святом месте России многие благочестивые праведники, в том числе святые благоверные князья Петр с Февронией – известные муромские чудотворцы и покровители семьи и брака, а также Святитель Василий Первый Рязанский и Муромский, который прибыл сюда, чтобы поддержать муромскую паству после разорения обители в 1238 году войсками хана Батыя. В середине шестнадцатого века по приказу царя Ивана Грозного в Муроме построили несколько храмов и главный собор Спасо-Преображенского монастыря. В 1887 году в этот русский монастырь со святого Афона привезли список с иконы Божией Матери «Скоропослушница». В период революции 1917 года его закрыли, действующим остался только приходской храм, да и то лишь до двадцатых годов, когда храм стал музеем. А в 1929 году монастырь передали в распоряжение военных и частей НКВД. Возрождение этого знаменитого древнего монастыря России началось в 1990 году, а его реконструкция завершилась в 2009 году и на свое законное место вернулась икона Божией Матери «Скоропослушница».

4. Монастырь Свято-Троицкая Сергиева Лавра в городе Сергиев Посад, Московской области . Эту святую обитель России основал в 1337 году преподобный Сергий Радонежский. Много столетий этот крупный монастырь нашей страны был крупнейшим центром духовного просвещения, общественной жизни и русской культуры. С годами, в Лавре набралась огромная и уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Когда в начале семнадцатого века этот скит с его тремя тысячами насельников взяло в осаду тридцатитысячное польско-литовское войско, и защитники святого места показали мужественный пример борьбы за свою веру и свободу. То время ознаменовалось множественными чудесными явлениями, в том числе самого основателя монастыря – Преподобного Сергия Радонежского, других угодников Божьих, и это было подтверждением небесного покровительства для монахов Лавры, что не могло не укрепить их дух. В период с восемнадцатого по девятнадцатый века в окрестностях Сергиевой Лавры выросли небольшие обители: Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты, скит Параклит, – там подвизалось много замечательных старцев, которых со временем узнал весь мир. В 1814 году в Троице-Сергиевой лавры расположили Московскую духовную академию, здание которой пострадало при пожарах 1812 года в Москве. В Лавре нашли свое упокоение многие известные люди: писатель И.С. Аксаков, философ, писатель и дипломат К.Н. Леонтьев, религиозный философ В.В. Розанов, а также другие деятели русской культуры. В 1920 г. Троице-Сергиеву лавру закрыли, разместив там Историко-художественный музей, а часть строений передали под частное жилье. Возрождаться эта русская обители начала в 1946 году. И сегодня в этот монастырь съезжаются многочисленные паломники, чтобы поклониться мощам, одного из самых почитаемых в России святых - Преподобного Сергия Радонежского, а также помолиться чудотворным иконам, находящимся в Лавре - Тихвинской и Черниговской Богоматери.

Свою историю этот крупный мужской монастырь России начинает с основания его знаменитых пещер, которые открыли за восемьдесят лет до основания самого скита, что было в 1392 году. Раньше на склоне Святой горы, где теперь стоит монастырь был непроходимый лес и местный крестьянин рубивший там деревья, увидел под корнями одного из них вход в пещеру, над ним имелась надпись: «Богом зданныя пещеры». Согласно легенд, в них прятались иноки, которые бежали из Киево-Печерской лавры во время очередного набега крымских татар. А монастырь основала супружеская пара: священник Иоанн Шестник с матушкой Марией. Они обосновались в этих пустынных местах, чтобы удалиться от мира. Перед смертью Мария приняла постриг и имя Васса, когда она скончалась, муж, отпев тело, закопал гроб на входе в эти пещеры. Но придя к могиле на следующий день, увидел, что гроб оказался на поверхности. Он закопал гроб опять, но чудо повторилось снова, и он понял, что это воля Божья, тогда священник выдолбил нишу в стене пещеры и поставил в нее гроб. С того времени насельников монастыря начали хоронить именно таким образом. Чудеса около гроба инокини Вассы случаются и в наши дни.

В начале двадцатого века тут произошел случай, потрясший верующих: вандалы хотели вскрыть этот гроб, но из него вспыхнул огонь, опаливший извергов, кстати, следы того чудесного огня видны на гробе и теперь. Сам же отец Иоанн тоже принял монашеский постриг и имя Иона. К 1473 году, он достроил первую монастырскую церковь, в данное время, она является главным собором монастыря и названа в честь Успения Божией Матери. Храм освятили пятнадцатого августа 1473 года, это и есть официальная дата основания Псково-Печерского монастыря. Мощи его основателей по сей день находятся рядом со входом в древние пещеры. И к ним выстраиваются очереди жаждущих помощи паломников. Приложиться к мощам можно каждый день с десяти утра до шести вечера. А в пещерах, за годы существования монастыря, было похоронено почти десять тысяч человек, поэтому это целый подземный город, со своими галереями-улицами. Этот монастырь стал одним из немногих русских обителей, не прекращавших работы в советское время, но в период Великой Отечественной войны его постройки значительно пострадали от ударов фашисткой артиллерии. После войны началась его реконструкция, и сегодня Псково-Печерский монастырь - популярное место паломничества православных христиан со всех стран мира.

Этот мужской монастырь России был построен в четырнадцатом веке, по благословению Преподобного Сергия Радонежского, героем Куликовской битвы и ближайшим сподвижником князя Дмитрия Донского - Дмитрием Михайловичем Боброка-Волынцем. Князь Дмитрий Донской после победы над Мамаем в сентябре 1380 года, дал обет, что возведет святую обитель во имя Рождества Богородицы, что и было сделано уже через год, в 1381 году. На долю этого монашеского скита выпало пережить и лютое правление Ивана Грозного, и напряженный период царствования Бориса Годунова, великую Смуту, реформы Екатерины Великой, а после революции 1917 года, обитель и вовсе закрыли, устроив на ее территории склады, гаражи для сельскохозяйственной техники. И только в 1991 году Бобренев монастырь начали реставрировать, чтобы он смог осуществлять свои первичные функции. Главная святыня монастыря – чудотворная Феодоровская икона, этот старинный образ украшает серебряная риза, украшенная драгоценными камнями и жемчугом. Эта икона Божией Матери - покровительница невест, защитница семейного счастья, рождения детей у бездетных пар, помощница при трудных родах.

7. Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь в городе Ступино, Московской области . Этот монастырь был основан в конце пятнадцатого столетия преподобным Владимиром, в пятидесяти километрах от города Серпухова на Белых Песках, что на левом берегу реки Оки. Со временем, игумена Владимира стали чтить, как местного святого. В официальных источниках монастырь, тогда еще мужской, упоминается впервые в 1498 году, когда ему были дарованы леса и земли Московским князем Иваном Третьим Великим. Власти страны были сильно заинтересованы в укреплении этого русского рубежа, поэтому уже во второй половине шестнадцатого века практически все его строения были каменные. В период Смутного времени святая русская обитель была разорена, но снова расцвела и отстроилась, а к девятнадцатому веку и вовсе стала самостоятельной. Но впереди, ее братию ждало нелегкое испытание: в 1918 году монахов, выведя за пределы монастырской ограды, расстреляли. Тут устроили общежитие рабочих и заключенных, а во время войны разместили гвардейский корпус генерала Белова, когда война закончилась, сделали склады. Реставрация монастыря началась только в конце восьмидесятых годов двадцатого века и к 1993 году здесь снова началась монашеская жизнь. В Тихвинский храм Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря тянутся тысячи страждущих, больных, нуждающихся паломников, чтобы помолиться чудотворной иконе Богородицы – «Утоли моя печали». Молитвы ей действительно помогают. А почитать икону как чудотворную стали в семнадцатом веке, когда одной умирающей больной приснился сон и ей было сказано, что если она помолится иконе, привезенной из церкви Святителя Николая, об исцелении, то излечится. И она искренне молилась, за веру свою и была чудесным образом исцелена. С тех пор чудес, случившихся после молитвы перед иконой, насчитывается очень много.

8. Высоцкий монастырь в городе Серпухове, Московской области . Этот монастырь построил на левом берегу реки Нары, по благословению Преподобного Сергия Радонежского, в 1374 году, серпуховский князь Владимир Андреевич Храбрый, приходившийся сподвижником и двоюродным братом великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому. Первым настоятелем серпуховской обители назначили любимого ученика Сергия Радонежского - Афанасия. Монастырь имел важную стратегическую позицию, ведь город Серпухов являлся одной из оборонительных границ Московского княжества с юга и тут была не очень спокойная обстановка: часто нападали чужаки и разбойники. К началу двадцатого века монастырь стал одним из самых благоустроенных в России, а в советское время тут разместили полк латышских стрелков, после – тюрьму, когда закончилась Великая Отечественная война, отдали под частное жилье и под размещение складов. Возрождение обители в этом святом месте России началось в 1991 году.

Главная ценность Высоцкого монастыря - чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша», исцеляющая страждущих от пьянства и наркомании. Чудеса эта икона начала являть после того, как один сильно пьющий крестьянин увидел сон, в котором седой старец повелел ему вознести молитвы к иконе «Неупиваемая чаша» в Высоцком монастыре, но бедняк сказал, что у него нет денег на дорогу и болят ноги, чтобы добраться до этого храма. Старец постоянно являлся нему во сне, настаивая на паломничестве к иконе Богородицы. Однажды пьяницу пожалела одна благочестивая женщина, она растерла ему ноги целебной мазью, чтобы он смог отправиться в путь. Добравшись до монастыря, паломник начал расспрашивать монахов об этой чудотворной иконе, а те говорили, что такой нет в их обители. Потом крестьянин попытался описать ее, и тогда послушники поняли, что речь идет даже не об иконе, а о живописном изображении, начертанном в одном из проходов монастыря, на которое практически не обращали внимания. Крестьянин помолился Богородице об исцелении от пьянственной болезни, и она даровала ему полное выздоровление. Икону назвали чудотворной, и с того времени, к ней не зарастает народная тропа самих больных наркоманией и пьянством, а также их страдающих родственников и близких.

9. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь в селе Дивеево, Нижегородской области . Серафимо-Дивеевский женский монастырь имеет особое место среди святых российских обителей. Его основала в 1780 году, продав все свое имущество, монахиня Александра, известная миру как Агафия Семеновна Мельгунова. Ей приснилась во сне Дева Мария, которая указала место, где нужно было возвести два больших храма: один - в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», а другой - в честь Успения Пресвятой Богородицы. После смерти схимонахини Александры, в 1789 году, саровскими старцами сестрам был представлен новый духовник - иеродиакон Саровского монастыря отец Серафим. Он наставлял духовных чад ходить молиться на могилу к основательнице монастыря, похороненной около стен Казанского храма, там часто происходили чудеса и чудесные исцеления, которые продолжаются поныне. В 1825 году, Серафиму Саровскому было чудесное видение Божией Матери, повелевшей основать еще одну обитель в селе Дивеево, для девушек. Тут, по благословению Божьей Матери, забил источник целебной воды, который позже назвали «Источником батюшки Серафима». Свой духовный расцвет Серафимо-Дивеевский монастырь пережил с приходом игуменьи Марии, при которой возросло число сестер обители, был возведен прекрасный Троицкий собор, величественные храмы: Александро-Невский и равноапостольной Марии Магдалины. При Богадельне также открылась церковь в честь иконы «Всех скорбящих Радость». В 1905 году тут начали строить новый большой собор, но помешала революция 1917 года и смена власти. В 1927 году эту святую обитель закрыли, купола нескольких церквей сбили, разрушили каменную ограду, уничтожили кладбище. И только в 1991 году Дивеевский монастырь снова заработал. На сегодняшний день тут подвизается сто сорок сестер и работают: Собор Пресвятой Троицы, Храм в честь Рождества Христова, Храм во имя Рождества Богородицы. До сих пор реставрируются прочие разрушенные храмы и восстанавливается территория обители. Троицкий собор этой обители особо почитаем паломниками, ведь там находятся мощи Преподобного Серафима Саровского, а также хранится одежда и вещи, ему некогда принадлежавшие: ряса, лапти, вериги и котелок. В монастыре имеется несколько источников, славящихся своей целительной силой. К раке с мощами Серафима Саровского, приезжают все, кто жаждет его благодатной помощи и исцеления.

10. Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь в городе Темников, Мордовия . Эту обитель основали в 1659 году на окраине города Темникова, на берегу реки Мокша, среди вековых сосновых боров и заливных лугов. Свое название обитель получила из-за расположенного рядом маленького озера Санаксар. Но через сто лет после своего основания, скит ощутил недостаток в средствах, поэтому его приписали к процветающей Саровской пустыни. И монастырь начал активно развиваться и строиться, особенно, когда его настоятелем в 1764 году стал старец Феодор Ушаков. На сегодняшний день, ансамбль Санаксарского монастыря – крупнейший и хорошо сохранившийся градостроительный памятник России, периода второй половины восемнадцатого – начала девятнадцатого века, в барочном стиле. Главными особо почитаемыми святынями этого монастыря являются мощи святых: Преподобного Феодора, праведного воина Феодора, Преподобного Александра-исповедника, а также две чудотворные иконы Божьей Матери. При монастыре можно поселиться в гостинице. Паломники, побывавшие в Санаксарах, привозят домой масло, взятое от чудотворной Казанской иконы Божией Матери, исцеляющее разных болезней, в обители вы узнаете о случаях чудесного выздоровления, даже от рака. Все излечившие обязательно возвращаются назад в обитель, чтобы принести свой благодарный дар иконе Богородицы: кольцо, цепочку и просто что-то ценное. Вы сможете увидеть, что эта икона сплошь увешена дарами. Есть тут и еще одна чудотворная икона Богородицы Феодоровская, которая тоже творит немало чудес.

Сегодня мы рассказали об интересных и прославленных святых обителях нашей России, которые невероятно популярны среди паломников, стремящихся за духовным и физическим исцелением, очищением и наставлением на путь истинной веры.

Соловецкий мужской монастырь – независимая обитель Русской православной церкви. Находится она в Белом море на Соловецких островах. Основание монастыря приходится на 40-е годы XV ст., когда преподобный Зосима со своим товарищем облюбовали Большой Соловецкий остров в качестве места жительства. Такой выбор он сделал не случайно – преподобному привиделась церковь небывалой красоты.

Распознав свой сон как знак свыше, Зосима приступил к строительству деревянного храма с приделом и трапезной. Его возведением он чествовал Преображение Господне. Через небольшой промежуток времени Зосима и Герман выстроили церковь. С появлением этих двух построек, ставших в дальнейшем основными, и началось обустройство монастырской территории. Впоследствии архиепископом Новгородским обители был выдан документ, подтверждающий ее извечную собственность на Соловецкие острова.

Свято-Введенская Оптина пустынь – это ставропигиальный монастырь, служителями которого являются мужчины-иноки. Его создателем был разбойник Опта, или Оптия, который в конце XIV в. раскаялся в содеянных поступках и принял иночество. Как священнослужитель он был известен под именем Макарий. В 1821 г. при обители был обустроен скит. В него заселялись так называемые пустынники – это люди, проведшие много лет в полном уединении. Наставником монастыря был «старец». Со временем Оптина пустынь превратилась в один из ведущих духовных центров. Благодаря многочисленным пожертвованиям ее территория пополнилась новыми каменными зданиями, мельницей и земельными угодьями. Сегодня монастырь считается историческим памятником и имеет иное название – «Музей Оптина пустынь». В 1987 г. он вошел в список объектов Русской православной церкви.

Новодевичий женский монастырь, возведенный в XVI в., в то время располагался на Самсоновом луге. Ныне эта местность называется Девичьим полем. Соборный храм при монастыре строился по подобию Успенского собора – «соседа» Московского Кремля. Монастырские стены и башни сооружались в XVI – XVII вв. В целом архитектура обители передает стиль «московское барокко». Своей известностью монастырь обязан семейству Годуновых. Здесь до избрания на царствование вместе со своей сестрой Ириной проживал Борис Годунов. Ирина Годунова приняла постриг с именем Александра и проживала в отдельных палатах с деревянным теремом. В конце XVI ст. территория монастыря пополнилась каменными стенами и дюжиной башен. Своим видом они напоминали кремлевские постройки (в стенах стояли квадратные башни, а по углам – круглые). Их верхние части были отделаны зубцами. Сегодня Новодевичий монастырь совмещает и музей, и обитель.

Кирилло-Белозерский монастырь раскинулся на берегу Сиверского озера. Своим появлением он обязан преподобному Кириллу, основавшем его в 1397 г. Строительство начиналось с обустройства кельи-пещеры и установки над нею деревянного креста. В том же году состоялось и освещение первой святыни – ею был деревянный храм, отстроенный во имя Успения Пресвятой Богородицы. К 1427 г. в обители числилось около 50 монахов. В первой половине XVI в. у монастыря начинается новая жизнь – в него на богомолье стали регулярно съезжаться все московские вельможи и цари. За счет их богатых пожертвований иноки быстро застроили обитель каменными постройками. Ее главной достопримечательностью считается Успенский собор. Появившийся в 1497 г., он стал первым каменным зданием на Севере. Разнообразным архитектурным изменениям монастырский комплекс подвергался до 1761 г.

Валаамский монастырь – ставропигиальное учреждение Русской православной церкви, занявшее острова Валаамского архипелага (Карелия). Первые упоминания о нем встречаются в летописях XIV в. Так, «Сказание о Валаамском монастыре» информирует о дате его основания – это 1407 г. Уже через пару столетий в обители проживало 600 душ монахов, однако из-за многократных вторжений шведских войск остров стал приходить в упадок. Еще через 100 лет территория монастыря начала заполняться келейными корпусами и вспомогательными помещениями. Но главными постройками монастырского двора являлись Успенская церковь и Спасо-Преображенский собор. Желая сотворить из собственной обители Новый Иерусалим, валаамские подвижники использовали при обустройстве ее участков названия периода Нового Завета. За годы своего существования монастырь претерпевал множество изменений, и поныне он остается одним из привлекательных исторических памятников России.

Александро-Невская Лавра заложена в 1710 г. в месте соединения реки Монастырки с Невой. Решение о ее строительстве было принято самим Петром I, пожелавшим увековечить на этой местности победу над шведами в 1240 и 1704 гг. В XIII в. с полчищами шведов воевал Александр Невский, поэтому за благие дела перед Отечеством он впоследствии был канонизирован. Построенный в его честь монастырь в народе прозвали Александровым храмом, и с его сооружения началось расширение территории Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря, или Лавры. Примечательно, что монастырские корпуса располагались «покоем», т.е. в форме буквы «П» и украшались по углам церквями. Озеленение двора представляло собой сад с цветником. Главным праздником Лавры признан день 12 сентября – именно в эту дату в далеком 1724 г. были перенесены святые мощи Александра Невского.

Троице-Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра основана в первой половине XIV ст. преподобным Сергием Радонежским, сыном обедневшего дворянина. По замыслу священнослужителя монастырское подворье обустраивалось в виде четырехугольника, в центре которого над кельями высился деревянный Троицкий собор. Ограждением обители служил деревянный тын. Над вратами располагалась небольшая церквушка, чествующая св. Дмитрия Солунского. Позднее такой архитектурный план переняли все остальные монастыри, что подтверждало мнение о том, будто Сергий являлся «начальником и учителем всех монастырей на Руси». Со временем у Троицкого собора появилась Свято-Духовская церковь, здание которой объединяло в себе храм и колокольню («иже под колоколы»). С 1744 г. величественный монастырь переименован в Лавру.

Спасо-Преображенский мужской монастырь – иноческая обитель в Муроме, основанная князем-страстотерпцем Глебом. Получив город в удел, он не желал селиться среди язычников, поэтому принял решение об обустройстве княжеского двора выше течения Оки. Выбрав подходящее место, Глеб Муромский выстроил на нем свой первый храм – так он увековечил имя Всемилостивого Спаса. Позднее он дополнил его монашеской обителью (помещение использовалось в целях просвещения муромского народа). Согласно летописи, «монастырь Спаса на бору» появился в 1096 г. С тех пор в его стенах побывали многие священнослужители и чудотворцы. Со временем на территории обители появился Спасский собор – через его возведение Иван Грозный увековечил дату взятия Казани. Для обустройства помещения нового храма царь выделил иконы, церковную утварь и литературу, одежду для служителей. Покровский храм с палатами, пекарней, мукосейней и поварней был построен во второй половине XVII в.

Серафимо-Дивеевский монастырь – женская обитель, основанная во 2-й половине XVIII ст. На собственные средства матушки Александры сначала был заложен фундамент Казанской церкви. Ее освящением по мере окончания строительства занимался Пахомий – мастер, известный сооружением Саровской пустыни. Помещение церкви было оборудовано 2 приделами – во имя архидиакона Стефана и Святителя Николая. Затем в Дивеево появились Троицкий и Преображенский соборы. Последний сооружался на солидные пожертвования, ведь в его конструкции впервые применялся железобетон (ранее такой материал при строительстве святынь не использовался). Но главным храмом здесь считается Троицкий собор, в котором покоятся мощи Серафима Саровского. Все желающие получить благодатную помощь и исцеление специально собираются у раки с мощами преподобного.

Троице-Сергиева Лавра

Наверное, сегодня в России нет таких людей, которые ни разу не слышали название - Троице-Сергиева Лавра. Пожалуй, монастырь, основанный 676 лет назад преподобным Сергием Радонежским , сегодня - самый известный в России. С ним неразрывно связаны важнейшие моменты истории Руси . Монастырь принимал участие в борьбе против татаро-монгольского ига, противодействовал сторонникам правительства Лежедмитрия II в Смутное время.

Монастырь быстро стал культурным и религиозным центром Российского государства. Здесь переписывались рукописи, писались иконы, летописи. В росписи самого храма принимали участие выдающиеся иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса собора была написана знаменитая Троица Андрея Рублева. Лавра была всегда излюбленным местом паломников, еще начиная с царских времен. В монастыре был крещен Иван Грозный , а для царевны Софьи Алексеевны, царевиче Ивана и Петра был убежищем. Даже Петр I укрывался здесь, когда спасался из Москвы бегством.

Сегодня в Троице-Сергиеву Лавру приезжают не только помолиться, но и на экскурсии. Здесь можно посмотреть построенный в 15-веке Троицкий собор, церковь Сошествия Святаго Духа на Соборной площади, у северной стены которой покоятся мощи преподобного Максима Грека, Успенский собор, где находятся мощи святителей Филарета и Иннокентия, Трапезный храм, а также самую высокую колокольню России высотой 88,5 метров. Именно с нее 20-к годы был сброшен и разбит царь-колокол. Есть экскурсии по монастырю для детей и взрослых, они проводятся на разных языках.

Также можно посетить Ризницу Троице-Сергиевой Лавры и посмотреть иконы, рукописные старинные книги, произведения шитья, изделия из золота и серебра. Кроме того, здесь есть несколько целебных источников, в которых можно набрать воду.

В конце Невского проспекта в Санкт-Петербурге находится Александро-Невская лавра – ныне действующий мужской монастырь, а также оазис русской духовной жизни на Монастырском острове. Решение о строительстве на этом месте монастыря приписывают Петру I. Считается, что в этом месте, где речка Монастырка впадает в Неву , в 1240 году была битва дружины князя Александра Невского над шведами. В память о тех событиях, а также в честь победы над шведами в 1704 году монастырю и дали название - Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь.

Заложен он был в 1710 году. Позже здесь были построены Благовещенская церковь и часовня, началась застройка монастырской слободы, Митрополичий дом. В 1797 году монастырь приобрел высший статус – статус лавры. Троицкий собор Алексанро-Невской лавры является основным в ансамбле монастыря. На территории монастыря есть Лазаревское и Ново-Лазаревское кладбище, где захоронены Д.И. Фонвизин, М.В. Ломоносов , Н.М. Карамзин , И.А. Крылов , В.А. Жуковский, Ф.М. Достоевский и другие известные деятели страны.

Александро-Невская лавра является одним из красивейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга. Туристы приезжают посмотреть на красоту и строгость монастырских корпусов и приклонить голову перед выдающимися деятелями России, покоящимися здесь. Паломники прибывают в монастырь, чтобы поклониться мощам Святого Александра Невского, которые находятся в Троицком соборе лавры.


Один из красивейших монастырей – Валаам , расположенный на острове Ладожского озера в Карелии . Действующий мужской монастырь со всех сторон окружен водой и как будто создан для тихой монашеской жизни. Здесь необычайно красивая природа, что еще больше привлекает сюда паломников и туристов. Это место называют Северным Афоном . Начало создания обители здесь связывают с деятельностью Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев.

За свою историю монастырь неоднократно подвергался нападениям и разорениям из-за близости к границе со Швецией . Но сами монахи никогда не брали в руки оружие, предпочитая умереть. В начале XVII века монастырь даже был полностью разрушен, но потом обитель монахов восстановили. В свое время Валаам посещали Императоры Александр I и Александр II, другие члены императорской фамилии, живописцы Шишкин , Васильев , Куинджи, писатели и поэты Лесков , Тютчев , Шмелев , Зайцев , композиторы Чайковский и Глазунов , ученые Миклухо-Маклай, Менделеев и др.

Сегодня паломники могут посетить Валаам только через специальную паломническую службу. Гостей здесь принимают в гостинице, обустроенной в кельях обители. Здесь можно просто отдохнуть в тишине от мирской суеты, принять участие в богослужениях, посетить монастырские выставки, и даже самому поучиться различным видам декоративно-прикладного искусства.

Новодевичий женский монастырь


Монастырь был основан в 16-м веке в пригороде Москвы на Девичьем поле. Соборный храм обители построен по образцу Успенского собора Кремля. Стены и башни монастыря строились в XVI-XVII, а большинство строений выполнены в стиле «московское барокко».

Здесь захоронены представительницы царских и княжеских родов, в том числе великая княгиня Софья Алексеевна. Также гости монастыря могут посетить могилы поэта Давыдова , писателя Чехова , на новом кладбище монастыря похоронены Гоголь , Булгаков и многие деятели русской культуры.

Сегодня часть корпусов и соборов находятся в ведении музея, другие относятся к монастырю. В Новодевичьем монастыре хранятся чтимые Смоленская и Тихвинская (XVI в.) иконы Божией Матери.


В Вологодской области на берегу Сиверского озера расположен Кирилло-Белозерский (также Кириллов) мужской православный монастырь. Его основали в 1397 году монахи Кирилл Белозерский - последователь Сергия Радонежского и Ферапонт Белозерский. В то время монастырь был своеобразным форпостом Московского государства во вражеских землях Новгородской республики. Есть интересная историческая деталь – в 1528 году великий князь Василий III ездил в Кирилловский монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. И он родился – будущий царь Иван Грозный, который всю жизнь считал себя обязанным монастырю своим рождением и перед смертью стал пострижником. В 1722 в монастырь приезжал Петр I. Сейчас часть зданий монастыря относится к Историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику.

Паломники могут посетить храмы и музеи монастыря. В храме преподобного Кирилла Белозерского почивают его мощи. Сохранены копия первой деревянной кельи преподобного Кирилла и крест, водруженный иноками при поселении. Недалеко от монастыря, на горе Мауре сооружена деревянная часовня и поставлен поклонный крест.


Оптина пустынь – одна из древнейших русских обителей. Православный монастырь расположен недалеко от города Козельска в Калужской области. Точное время основания её неизвестно, однако, по преданиям, Пустынь существовала ещё до нашествия на Русь монголо-татар.

Считается, что основателем Пустыни был раскаявшийся разбойник по имени Оптин. Поначалу обитель же состояла всего лишь из одной деревянной церкви и около десятка монахов, живших в простых кельях. Через некоторое время она была уничтожена и возрождена только в конце 18-го века. Были построены новые церкви, появились, жилые корпуса для братии, трапезная, библиотека, мельница и даже черепичный и кирпичный заводы.

В свое время здесь бывали Гоголь и Достоевский. Сегодня гости монастыря даже могут увидеть домики, где останавливались великие писатели. Впечатление от поездки у Достоевского описаны в романе «Братья Карамазовы ». А прототипом старца Зосимы стал старец Оптинского скита Амвросий. Вообще же Оптинская пустынь знаменита своими обитателями. Об удивительных старцах и чудотворцах Пустыни и в наши дни продолжают ходить легенды. Некоторые из них – целители души и тела - причислены к лику святых. За пределами России Оптина пустынь также известна. История об убиении трех монахов на Пасху в 1993 году потрясла многих.

И сегодня паломники едут сюда в первую очередь в надежде получить исцеление. В состав монастыря входит главный храм- Введенский собор, церковь Марии Египетской, Казанская церковь, Владимирская, за монастырской рощей расположен скит, в котором происходят круглосуточные богослужения.

Соловки


Соловецкий мужской монастырь расположен на Соловецких островах в Белом море, между архангельской областью и Карелией. Соловки хорошо известны и в России, и за рубежом. Первые монахи здесь поселились в 17-м веке. Созданный здесь монастырь поддерживали Великий Новгород и Москва. Вскоре он стал одним из крупнейших в стране. Терпел нападение шведов, был разорен и царскими войсками

После смены государственного строя на Соловки стали ссылать заключенных. Александр Солженицын посвятил Соловкам целые главы своего романа "Архипелаг ГУЛАГ" . Только в 60-е годы прошлого века здесь начали восстанавливать обитель.

Сегодня туристы и паломники могут посетить уникальный музей истории, местный Кремль, Вознесенскую церковь, Ботанический сад, Филипповские островки, лабиринты Большого Заяцкого острова – один из них – крупнейший в мире, Муксалмскую дамбу, рукотворную систему каналов и озер . Также здесь построена церковь Андрея Первозванного , основанная Петром I.

Это лишь несколько достопримечательностей, расположенных на Соловках. Чтобы осмотреть все, не хватит и трех дней. Но самое главное, что привлекает сюда туристов – уникальная природа. Чистейшая вода озер, великолепный вид с островов.

Психология постельных отношений