Мифы индии о сотворении мира. О том, что было в начале

Мифы Древней Индии

Мифы индийцев дошли до нас в составе Ригведы (собрании религиозных гимнов). В Ригведе насчитывается более 3000 богов, которые представляли собой одухотворенные природные силы и явления. Индийцы представляли богов подобно людям, однако боги еще не приобрели выраженные индивидуальные отличия. Это было связано отчасти и с тем, что божества, как и природные явления, имели общее. К примеру, сходны такие боги, как Индра (главный бог Вед, представлявший собой бурю и грозу), Рудра (бог грозы), Агни (бог огня), Парджанья (дождевое облако), Маруты (боги ветра и бури).

Боги вели борьбу с демонами, главным из которых был Вритра (злое божество, олицетворявшее засуху). Главным среди всех богов считался Варуна, которого люди отождествляли с небом. В более позднее время он олицетворял стихию воды и сохранял порядок и справедливость. Сыном неба и Земли был бог Индра. Он являлся грозным воином и сумел победить Вритру и стать главным из богов. В соответствии с мифами, из живота убитого Вритры полились мировые воды, которые сотворили Солнце. Воды падали с неба дождем на Землю и поливали ее, а Солнце пригревало. Таким образом, Земля стала плодородной. Солнце олицетворяли несколько божеств – Савитар, Сурья, Пушан, Митра, Вишну.

В индийских мифах символ времени – колесо с 12-ю спицами, которые соответствуют 12 месяцам года. Время для богов и людей бесконечно, но идет по-разному. Боги могут охватить взглядом сразу всю жизнь человека.

В одном из индийских мифов рассказывается о том, что сначала был Асат (небытие), затем из него появился Сат (бытие). Сат состоит из земли, воздушного пространства и твердого неба. Появился он во время рождения Индры. Увеличивавшийся Индра разделил породивших его небо и землю. Воздушное пространство стало обителью для Индры и других богов.

В нем боги рождались и жили, наслаждаясь всеми благами, которые бывают у богатых людей. Между богами и людьми существовал посредник – Агни. Он передавал богам от людей жертвы.

Еще одним великим богом был Сома. Ему приписывалось действие ритуального пьянящего напитка и Луны.

Согласно мифам, Асат расположен ниже поверхности земли. В нем обитают демоны, которые могу принимать любые обличья. Эти демоны подобны злым духам и повсюду подстерегают людей.

Согласно мифам, древние индийцы полагали, что Вселенная располагается на спинах слонов. Земля по их представлениям была подобна цветку лотоса, который плавает в океане. Семь лепестков этого цветка – это семь континентов, одним из которых является Индия. В центральной части земли, по их мнению, размещалась гора Меру и солнце движется вокруг нее.

В начале первого тысячелетия до н. э. в Индии возник брахманизм. С этого времени у индийцев стало три главных бога: создатель, олицетворяющий и сотворивший Вселенную – Брахма, а также Шива и Вишну. Два последних представляли собой вечную жизнь в природе и плодородие. Шива при этом описывался как грозный и устрашающий, а Вишну – как доброжелательный к людям. Индра по-прежнему оставался могущественным богом, но был отнесен к разряду второстепенных. Некоторые важные ведические боги утратили свое значение.

Мифология в период брахманизма отличалась многообразием и во многом была противоречивой. Это связано с тем, что божества различных племен и общин сохранялись и входили в подчинение культу главных богов.

Большое количество мифов посвящено Вишну, который много раз оказывался на Земле, перевоплотившись в различные существа. Делал он это для того, чтобы уничтожить злые силы и помочь людям и богам. В мифах рассказывается о 10 крупных и 22 менее существенных перевоплощениях Вишну. В период Средневековья Вишну приобрел образ Рамы и Кришны.

Шиву часто описывали в виде аскета, который пляшет в состоянии религиозного экстаза или занимается созерцанием. Среди главных богов присутствовала богиня Ума (Дурга, Кали). Она являлась супругой Шивы и воплощала собой образ Великой матери.

В брахманистской мифологии существовало учение о сансаре (перевоплощении души) и карме (воздаянии, возмездии). Люди в Древней Индии были уверены в том, что возможно перевоплощение души. Перед этим душа человека, в зависимости от его земной жизни, попадает в рай или ад. Считалось, что существует более двадцати адов.

Владыкой подземного царства мертвых считался Яма. Он вместе с сестрой-близнецом был рожден Солнцем (богом Сурьи). С самого рождения Яма никогда не расставался с сестрой Ями. Достигнув определенного возраста, они стали мужем и женой. Они были безмерно счастливы, никогда не разлучались и все боги радовались их любви.

В то время, когда боги почитали супружество и считали его смыслом жизни, возможностью продолжить род, один из них неожиданно изменил праведному делу. За это он получил имя Беззаконный – Адхарма. В его семье были сыновья, к которым перешла греховность отца. Сыновей звали Великий Страх и Смерть (Мритью). Мритью взял секиру и решил убивать всех, кто проявляет признаки жизни.

Яма и Ями были детьми бога, но сами не являлись божествами и не были бессмертными. Сурьи создал их как первых людей, а своего третьего сына, Ману, как прародителя всех людей.

Мритью лишил Яму жизни. Те самым он показал людям их смертность на много поколений вперед. Яма навсегда покинул царство бессмертных и при этом лишил людей вечной жизни, он способствовал расставанию их души с телом в определенный час.

Любящая мужа и брата Ями оказалась в тоске, она лила горькие слезы и искала Яму. Все боги утешали Ями, советовали ей забыть мужа, но ничто не могло помочь ее горю. На небесах по-прежнему было светло, а боги без остановки вершили свои дела.

Тогда бог небесного света решил временно остановить небесное сияние и успокоить Ями. Таким образом он сотворил ночь, которая приходит на смену дню. Горе Ями немного утихло от удивления после наступления тьмы. С тех пор на смену дню всегда приходит ночь, чтобы подарить людям сон и уменьшить их тревоги.

Яма ожил и стал бессмертным. Однако его жизнь продолжалась не на небесах, а в подземных глубинах. Он стал царем обители мертвых душ. Он сидит на троне во дворце в подземном городе Ямапура, являющемся столицей в царстве смерти. Во власть Ямы попали и души живых людей, которые находятся в предсмертном состоянии из-за старости, болезни или боевых ранений. Яма также следит за тем, какие дела совершают люди в земной жизни.

Души умерших с покорностью стали являться к Яме на суд. Все, содеянное каждым человеком, записано помощником Ямы писцом Читрагуптой, который является Мастером Тайнописи. По земле также бродят четырехглазые пятнистые собаки, являющиеся подданными Ямы. Они следят за людьми, по запаху находят грешников и лишают их жизни. Души смиренно встают перед Ямой, который определяет для них меру похвалы или наказания. Достойные похвалы души после суда возносятся в небесный мир и навеки там поселяются в качестве духов предков, которым поклоняются потомки на Земле. Грешные души подвергаются наказаниям. В двадцать первом аду подземного царства претерпевают эти души мучения. Их терзают подданные Ямы, не знающие сострадания, за земные неправедные поступки.

Иногда сам Яма в колеснице проносится по Земле. Возницей у него является Мритью, который сеет среди людей смерть. В одной руке у него жезл, из которого извергается смертельный огонь, а в другой петля для ловли душ. Появляется Яма на черном буйволе. Он выглядит устрашающе в своей красной одежде и с огненным взором, который все видит. Никто не может избежать его приговора. Только он овладевает душами умерших.

Великого и страшного Яму люди пытаются умилостивить молитвами и жертвоприношениями. В царство Ямы попадают не только души умерших, но и тех, чье тело сожжено на костре. Туда же отправляются и души животных, которые были принесены в жертву богу. Два бога, Яма (пожиратель душ, блюститель порядка) и Агни (бог огня и пожиратель плоти), почти неразлучны.

В древние времена, когда боги только создали Время, человеческая жизнь была долгой – до 100 лет. Однако Мритью настигал людей петлей раньше времени, иногда еще в юности. Часть умерших люди закапывали в землю, а часть сжигали на костре. Милосердные боги разрешили людям проводить оба погребальных обряда.

Тела умерших сначала омывали водой или кислым молоком (священным продуктом). Затем покойников заворачивали в ткань, клали рядом драгоценные украшения и оружие. Люди верили, что эти вещи пригодятся умершим в жизни после смерти. Могилу сбрызгивали маслом и при этом молились, прося землю гостеприимно принять умершего.

Погружая тела в могилу, люди читали молитвы и пели гимны. Таким образом они обращались к богам и просили продлить их жизнь на Земле.

Если покойника готовили к сжиганию на костре, то его тело обмазывали жиром. Считалось, что это будет приятно для Агни и поможет быстрее разделить душу и мертвое тело.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источниками ведийской мифологии являются веды — четыре сборника самых древних священных писаний индуизма на санскрите .

Ведийская мифология — совокупность мифологических представлений ведийских ариев, вторгшихся во 2-м тыс. до н. э. в северо-западную Индию и постепенно расселившихся в восточном и южном направлениях. Обычно под ведийской мифологией понимают мифологические представления ариев периода создания Вед, а иногда и периода создания брахман (прозаических комментариев к ведам), и упанишад, тайных учений философско-религиозного характера, генетически связанных с ведами, но отражающих, по сути дела, уже иную культурную традицию.

Хронологически ведийская мифология относится к эпохе между серединой второго и серединой первого тысячелетия до нашей эры, когда первобытно-общинное устройство ведийского общества находилось уже на стадии разложения и постепенно формировался уклад, который был характерен для военной демократии.

Но сами истоки Ведийской мифологии лежат в мифологических и религиозных представлениях индоевропейских племён более раннего времени (по крайней мере, 3-го тыс. до н. э.), в той или иной степени модифицированных в условиях жизни ведийских ариев. Об этом можно судить по совпадению слов, обозначающих целый ряд важнейших религиозно-мифологических понятий и имён, в ведийском и других индоевропейских языках.

Ещё более очевидны связи Ведийской мифологии с древне-иранской, позволяющие надёжно реконструировать ядро единого индоиранского пантеона, некоторые общие мифологические мотивы, сходные черты ритуала (включая жреческую организацию) и основные элементы исходной религиозно-мифологической концепции, отличающейся от других древних индоевропейских традиций.

В Ведийской мифологии обнаруживаются также некоторые черты сходства с религиозно-мифологическими представлениями древней культуры долины Инда (Мохенджо-Даро, Хараппа), существовавшей до вторжения ариев и, возможно, ими уничтоженной. Не исключено, что речь идёт о заимствованиях. Однако, учитывая хронологию этих заимствований, можно думать и о более позднем их происхождении под влиянием контактов с автохтонным населением Индии далее к югу и востоку от долины Инда. Например, образ мирового дерева в виде ашваттхи, многоголовые или многоликие боги, Великая богиня, композиция из птиц и змей, Рудра-Шива, отчасти Вишну, некоторые символы (свастика, линга, йони и др.), отдельные представления о пространстве и времени, находят аналогии не только в данных цивилизации долины Инда, но и в других традициях этого ареала.

Источники ведийской мифологии :

— Веды;
— Брахманы к соответствующим Ведам (ценные сведения о ритуале, интерпретации его сокровенного смысла и символики);
— Араньяки (тексты, связанные с Брахманами или Упанишадами);
— Упанишады.

Перечисленные источники относятся к классу шрути — «услышанное» (т. е. откровение).

Тексты смрити — «запоминаемое» (восходящее к авторитетам) включают сутры, в которых речь идет о жертвоприношениях, домашних обрядах, мифологизированном законодательстве и т.п. Некоторые сведения о ведийской мифологии могут быть извлечены из более поздних индуистских текстов, генетически связанных с ведийской традицией, и даже из буддийских текстов.

Веды — это четыре древнейших сборника религиозных гимнов на санкрите):

1. - «Веда гимнов»
2.Яджурведа - «Веда жертвенных формул»
3.Самаведа - «Веда песнопений»
4.Атхарваведа - «Веда заклинаний»

Ведийская мифология передавалась устно, и «божественному» характеру текстов соответствовала особая роль речи и памяти, противостоящих забвению и нечленораздельному хаосу. Тексты смрити — «запоминаемое» (восходящее к авторитетам) включают сутры, в которых речь идет о жертвоприношениях, домашних обрядах, мифологизированном законодательстве и т.п. Некоторые сведения о ведийской мифологии могут быть извлечены из более поздних индуистских текстов, генетически связанных с ведийской традицией, и даже из буддийских текстов.

Ведизм не был общеиндийской религией, его придерживалась лишь группа индоарийских племен, заселявшая Восточный Пенджаб и Уттар-Прадеш, она же является создателем Ригведы и других ведийских сборников.

Одной из характерных черт ведийской религии является политеизм – поклонение многим богам, которых обычно наделяют свойствами человека. Главным богом считался Индра – бог грозы, могущественный воитель. Варуна – хранитель мирового порядка и справедливости. Агни – бог огня и защитник домашнего очага. Индиец эпохи вед обожествлял силы природы, одушевлял растения, горы и реки. Позднее на основе этого оформилось учение о переселении душ.

Чтобы завоевать расположение богов, индийцы приносили им жертвы, молили о помощи, потомстве и богатстве. Ведийские сочинения рисуют богатый духовный мир индийцев, уже тогда создававших сложные космогонические представления. Уже тогда человек пытался в мифологизированной форме объяснить причины возникновения мира и всего живого на земле.

Вот основные мысли ведийских гимнов:

— Нет ничего вечного, даже боги не вечны.
— Творцом мира было некое абстрактное божество, основа бытия – безлична.
— Все сущее возникло из великана Пуруши.

К высшему (божественному) уровню ведийской мифологии принято относить 33 бога (333 в некоторых брахманах; в отдельных источниках — 3306, 3339), причём само это число — существенная константа, под которую «подгоняется» количество персонажей. Эти 33 бога делятся на земных, атмосферных (промежуточных) и небесных. Иногда богов подразделяют на группы (8 васу, 11 рудр, 12 адитьев и еще два божества — Ашвины или Дьяус и Притхиви, или Индра и Праджапати), противопоставленные по тому же тройственному принципу.

Несмотря на отдельные отклонения в составе групп, ядро остаётся устойчивым: Притхиви, Лгни, Брихаспати, Сома, Сарасвати и др. — земные; Индра, Трита Аптья, Апам Напат, Матаришван, Ахи Будхнья, Аджа Экапад, Рудра, маруты, Ваю, Вата, Парджанья, Anac — атмосферные; Дьяус, Варуна, Митра и другие адитьи, Сурья, Савитар, Пушан, Вишну, Вивасват, Ушас, Ашвины — небесные.

Более поздние тексты предлагают иные интерпретации тех же групп: васу — огонь, земля, ветер, воздух, солнце, небо, луна, звезды; рудры — 10 органов жизнедеятельности и атман; адитьи — 12 месяцев года. Подобные членения отражают попытки установления соответствий между архаичными космологическими схемами трехчленной вселенной и составом пантеона (позже — основными элементами макро-и микрокосма).

В основе другой классификации богов лежит различение трех социальных функций: магико-юридической (адитьи и прежде всего Варуна и Митра — жрецы), военной (Индра и маруты — воины), плодородия (Ашвины — производители материальных благ). Эта классификация подкрепляется текстовыми последовательностями, в которых за Варуной и Митрой следуют Индра и маруты, Ашвины, Пушан и т. д.

Ядро ведийской мифологии образуют космогонические мифы , представленные рядом вариантов. Начальное состояние, соответствующее хаосу, описывается как полное отсутствие элементов вселенной и основных противопоставлений, обусловливающих её функционирование. «Тогда не было ни сущего, ни не сущего. Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним… Тогда не было ни смерти, ни бессмертия, не было разницы между днём и ночью… Всё это неразличимо текуче» (); вместе с тем подчёркивается монистический принцип («Без дуновения дышало Единое, и ничего кроме него не было»).

Начало творения дали воды, из них родилась вселенная, они её основа. Из вод возникли земля (обычно путём сгущения вод, более поздняя версия — путём пахтанья океана; сгущение же вод, отвердение их — результат совместной деятельности девов и асуров) и пища. Другой вариант — происхождение из вод яйца (в частности, золотого), из которого через год появился демиург Праджапати или бог-творец Брахман. Яйцо раскололось на золотую и серебряную половины, из них возникли соответственно небо и земля.

Некоторые тексты отражают версию, согласно которой земля и солнце (огонь) возникли из лотоса, плававшего в водах (также при участии Праджапати). Эта последняя версия, видимо, имеет свои истоки в космогонических представлениях автохтонного населения Индии. Также известны и другие поздние варианты мифа о творении. Речь идёт прежде всего о создании вселенной из членов тела первочеловека Пуруши (Ригведа Х 90; Аюрведа Х 2) — как природной, так и социальной организации («Когда разделили Пурушу,… брахманом стали его уста, руки — кшатрией, бёдра его — вайшьей, из ног возник шудра. Луна родилась из мысли, из глаз возникло солнце,… из головы возникло небо…»); в основе этого варианта лежит практика древних человеческих жертвоприношений.

В центре ведийской мифологии — мифы о «втором творении», точнее говоря, основной миф о борьбе Индры с его противником, воплощающим силы хаоса, неопределённости, деструкции, и создании новой вселенной, организованной на иных началах. В качестве противника Индры выступают прежде всего демоны — чудовища Вритра, Вала, реже Шушна, Пани и другие, скрывающие скот (в скале, в пещере), солнце, утреннюю зарю или сковывающие воды. Победа Индры приводит к освобождению скота, вод и т. д., расчленению чудовища на части, воссозданию космоса, в частности в том его аспекте, который связан с плодородием, богатством, потомством, с переходом от экстенсивного использования природы к интенсивному, то есть к специфически ведийскому социальному космосу.

Ведийская мифология, как она отражена в древнейших текстах, предполагает свободную композицию мифов на основе всей совокупности мифопоэтических знаний; каждый сюжет, мотив, атрибут мифологичен в принципе и не требует для своего объяснения специального мифа в установившейся, законченной форме. Историко-культурное значение мифологии Древней Индии исключительно велико.

К концу I тыс. до н. э. древняя религия ведийского брахманизма, оттесненная в предшествующую эпоху с господствующих позиций реформаторскими движениями буддизма и джайнизма, возрождается в новых исторических условиях в форме индуизма, вбирая в себя и ассимилируя многие народные верования и культы, ранее остававшиеся за пределами ортодоксальной ритуально-мифологической системы.

Ранний этап становления индуистской мифологии отражён в эпосах «Махабхарата» и «Рамаяна» (т. н. «эпическая мифология»), развитая индуистская мифология - в пуранах, религиозно-космогонических поэмах нач. I - сер. II тыс. н. э., а также в санскритской классической литературе и средневековых литературах на ново-индийских языках.

Вначале не было ничего. Не было ни солнца, ни луны, ни звезд. Только воды простирались беспредельно; из тьмы первозданного хаоса, покоившегося без движения, словно в глубоком сне, воды возникли прежде иных творений. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо. Тогда еще не было года, ибо некому было отмерять время; но столько, сколько длится год, плавало Золотое Яйцо в водах, в безбрежном и бездонном океане. Через год из Золотого Зародыша возник Прародитель . Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стала Небом, нижняя — Землею, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была сотворена вселенная.

Но тогда творец огляделся вокруг и увидел, что нет никого, кроме него, во всей вселенной; и ему стало страшно. С той поры страх приходит ко всякому, кто остается один. Но он помыслил: «Ведь здесь нет никого, кроме меня. Кого же мне бояться?» И страх его прошел; ибо страх может быть перед кем-то другим. Но и радости не ведал он; и потому тот, кто пребывает один, не ведает радости.

Он помыслил: «Как мне сотворить потомство?», И силою мысли своей он породил шестерых сыновей, шестерых великих Владык созданий. Старшим из них был Маричи, рожденный из души Творца; из глаз его родился второй сын — Атри; третий — Ангирас — явился из уст Брахмы; четвертый — Пуластья — из правого уха; пятый — Пулаха — из левого уха; Крату, шестой — из ноздрей Прародителя. Сыном Маричи был мудрый Кашьяпа, от которого произошли боги, демоны и люди, птицы и змеи, исполины и чудовища, жрецы и коровы и многие другие существа божественной или демонической природы, населившие небеса, и землю, и подземные миры. Атри, второй из сыновей Брахмы, породил Дхарму, ставшего богом справедливости; Ангирас, третий сын, положил начало роду святых мудрецов Ангирасов, старшими из которых были Брихаспати, Утатхья и Самварта.

Седьмым сыном Брахмы, седьмым из Владык созданий, был Дакша. Он вышел из большого пальца на правой ноге Прародителя. Из пальца на левой ноге у Брахмы родилась дочь; имя ее — Вирини, что означает Ночь; она стала женой Дакши. У нее было пятьдесят дочерей, и тринадцать из них Дакша отдал в жены Кашьяпе, двадцать семь — , богу луны, — эти стали двадцатью семью созвездиями на небе; десять дочерей Дакши стали женами Дхармы. И еще родились у Дакши дочери, коим определено было стать женами богов и великих мудрецов.

Старшая из дочерей Дакши, Дити, супруга Кашьяпы, была матерью грозных демонов — дайтьев; Дану, вторая дочь, породила могучих исполинов — данавов. У третьей — — родились двенадцать светлых сыновей — адитьев, великих богов.

ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

В середине II тысячелетия до н. э. в долину Ганга пришли арийские племена. Они принесли так называемую «ведическую культуру», их священными книгами были Веды, что значит «Знание».

В ведической мифологии почитались главным образом космические боги и боги стихийных сил.

Древнейшие из них - бог неба Дьяус и богиня земли Притхиви. Первоначально они были слиты воедино и представляли собой первобытный хаос, но бог Индра разделил их и создал Вселенную.

Индра, бог-громовержец - верховное божество ведического пантеона. Его называют «царь богов», «царь всей Вселенной».

Сурья - бог солнца. К нему обращались с молитвами о здоровье, богатстве, процветании. Сурья представлялся в разных образах: в образе прекрасного юноши, разъезжающего по небу на золотой колеснице, в образе всевидящего небесного ока или в образе птицы.

В одном из мифов рассказывается, что Сурья родился в виде гладкого шара. Его братья-боги решили придать ему человекообразную форму - и отсекли все лишнее. Сурья стал прародителем людей, а из отсеченных частей его тела были созданы слоны.

Вишну, Брахма, Лакшми на змее Шеше. Средневековый рисунок Богом луны был Сома. Он покровительствовал растениям, поскольку считалось, что их рост происходит под воздействием лунного света.

У Сомы было двадцать семь жен - созвездий лунного неба. Но он всем предпочитал одну - прекрасную Рохини, а остальными пренебрегал. Обиженные жены пожаловались своему отцу, богу Дакши, и он предал Сому проклятью. Сома начал худеть и чахнуть, пока совсем не исчез. Без лунного света стали сохнуть на земле растения, голодать травоядные животные.

Обеспокоенные боги попросили Дакши снять с Сомы проклятие. Тот послушался, и Сома постепенно обрел свой прежний вид. Этот миф объясняет ежемесячное убывание и пребывание луны.

Сома был также божеством священного напитка, приготовляемого из травы, которая тоже называлась «сома». Благодаря этому напитку боги обретали бессмертие.

Агни - бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. Он был посредником между людьми и богами. Агни имел множество воплощений и ипостасей, иногда выступал в качестве всеобъемлющего начала, пронизывающего все мироздание.

Одним из величайших богов ведического пантеона был Варуна-хранитель космических вод, божество истины и справедливости. Он обладал таинственной колдовской силой - майей. Варуна олицетворял собой мировой порядок и незыблемость высшего закона.

Ваю - бог ветра. Тысячеглазый и быстрый, как мысль, он заполнял собой все воздушное пространство. С Ваю отождествлялось жизненное дыхание - прана.

Особое место в ведической мифологии принадлежало Рудре - богу разрушительных сил. Рудра обитал вдали от всех богов на вершине Гималаев. Его представляли в виде дикого охотника, одетого в шкуры. Он был повелителем диких зверей. Рудра связан с разрушением и смертью, но в то же время может даровать долгую жизнь, исцелять болезни, способствовать плодородию. В гимне, ему посвященном, поется: «Да подаст он здоровье коням и быкам, баранам и овцам, мужчинам и женщинам!» Бог смерти Яма в отличие от других богов был смертен. Его смерть была первой от сотворения мира, и, первым вступив в царство мертвых, Яма стал его царем.

Сестра Ямы Ями оплакивала брата, причитая: «Ах, сегодня умер возлюбленный брат мой!» В то время дни еще не отделялись один от другого, «сегодня» длилось вечно, и Ями продолжала рыдать. Тогда боги создали ночь. Дни пошли один за другим, и Ями утешилась.

В середине I тысячелетия до н. э. значительную власть в Индии приобретают жрецы- брахманы. Начинается новый период развития индийской религии и мифологии, называемый индуистским. Индра на трехголовом слоне. Индуистская мифология по-прежнему признавала Веды как высший источник знания. Большинство ведических богов перешли в индуистский пантеон, но значение и функции многих из них изменились.

Вместо Индры главным божеством становится Брахма - создатель мира, «подобный тысяче солнц».

Индра из стихийного бога-громовержца превращается в покровителя царской власти и военного дела.

Один из самых почитаемых индуистских богов - Вишну. «Вишну» - значит «проникающий во всё», «всеобъемлющий». Один из его эпитетов - «тот, чье тело нельзя описать». Иногда он представляется воплощением всего мироздания. Он мог воплощаться в самые разные образы и поэтому имел «тысячу имен». Наиболее известные воплощения Вишну - Кришна и Рама.

Супругой Вишну была Лакшми - богиня красоты, счастья и богатства, появившаяся из вод океана.

Однажды боги решили добыть из океана чудесный напиток бессмертия - амриту (соответствующий ведической соме). Для того чтобы получить чудесный напиток, нужно было сбить в масло океанскую воду.

Боги принялись за работу. Вместо мутовки они взяли священную гору Мандару, поставили ее на спину великой черепахи, что покоится на дне океана и держит на себе весь мир. Огромный змей Васуки обвился вокруг горы, как веревка вокруг мутовки, и боги стали попеременно тянуть его то за хвост, то за голову, вращая гору в воде. Постепенно вода превратилась в молоко и начала сбиваться в масло.

Тогда из океана вышел бог врачевания Дханвантари и вынес богам чашу с напитком бессмертия.

Но кроме чудесного напитка из океана появилось еще много замечательных даров: белый слон, подобный облаку, волшебный конь, быстрый, как мысль, дерево, наполняющее весь мир благоуханием своих цветов, обольстительные девы-апсары, ставшие небесными танцовщицами, и - прекрасная богиня Лакшми с цветком лотоса в руках. Ее имя означает «красота» и «счастье».

Став супругой Вишну, Лакшми сопровождала его во всех его воплощениях, сама принимая различные образы.

Богам противопоставлялись демоны - асуры. Они были порождением Брахмы и первоначально обладали божественной сущностью. Но потом асуры возгордились перед богами, и боги низвергли их с неба. Асуры враждебны и богам, и людям. Многие индийские мифы повествуют о сражениях богов с асурами.

О сотворении человека существуют несколько индийских мифов. В одном из них рассказывается, что бог солнца Сурья до того, как стать богом, был смертным. За него выдали замуж Саранью, дочь бога Твишара, небесного мастера, выковавшего оружие для Индры. Саранья не захотела быть женой смертного. Колдовством она оживила свою тень и оставила ее в доме мужа, а сама вернулась к отцу. Тень Сараньи родила сына Ману, от которого произошел человеческий род.

В другом мифе первочеловеком назван Пуруша. Его имя означает «человек», но облик Пуруши достаточно абстрактен и трудно постижим. Он всеобъемлющ и вездесущ, смертен, но бессмертие является его частью, он - отец своих родителей. Боги принесли Пурушу в жертву, и из его тела возникла Вселенная, из глаз - солнце, издыхания - ветер; кроме того, из тела Пуруши появились люди, причем разделенные на социальные группы: из головы - жрецы, из рук - воины, из ног - крестьяне и низшие сословия.

Со временем глава индуистского пантеона Брахма оттесняется на второй план, его заменяют два бога - Вишну и Шива.

Шива, божество разрушительных сил, в значительной степени напоминает ведического Рудру. Шива также обитает в полном одиночестве в горах, погруженный в медитацию. Его называют «совершенным йогом».

Поклонение Вишну и Шиве развилось в два религиозных течения - вишнуизм и шиваизм, существовавших параллельно в рамках индуизма.

В более позднее время Брахма, Вишну и Шива объединяются в триаду, называемую «тримурти», что значит «обладающий тремя обликами». Брахма - творец мира, Вишну- его хранитель, Шива-разрушитель. В своем единении они олицетворяют идею постоянного перетекания этих понятий одно в другое, что обеспечивает миру устойчивость и гармонию.

Наряду с индуизмом в VI веке до н. э. в Индии возникает новая религия - буддизм.

Основателем буддизма был царевич Сиддхаратха Гаутама. При его рождении было предсказано, что он станет или великим царем, или религиозным подвижником. Отец царевича, не желая, чтобы сын удалился от мира, поселил его в великолепием дворце, окружил всевозможными удовольствиями и постарался оградить от любых неблагоприятных впечатлений.

Но однажды царевич вышел из своего дворца и оказался в городе. Первое, что он увидел, были нищий калека, дряхлый старик и гроб с покойником, которого несли хоронить. Так Гаутама впервые узнал, что в мире есть болезни, нищета, старость и смерть. Его охватили глубокая скорбь и страх перед жизнью. Но тут ему встретился монах. Царевич принял это как знамение, указывающее путь преодоления скорби и страха. Он покинул дворец и стал монахом.

Несколько лет вел царевич строгую, аскетическую жизнь. После того как он сорок восемь дней неподвижно просидел под священным деревом, на него снизошло просветление и он стал Буддой.

Учение буддизма заимствовало из ведической и индуистской мифологий ряд сюжетов и персонажей, но боги в буддизме занимают второстепенное место. Будда - это не бог, а человек, смиривший свои страсти и достигший полного просветления духа. Путем праведной жизни каждый, исповедующий буддизм, может стать Буддой.

Буддийская традиция называет разное число Будд. По одному мнению, их было трое, по другому - пятеро, по третьему - «столько, сколько песчинок в Ганге».

Зародившись как секта буддизм со временем стал одной из трех мировых религий, наряду с христианством и исламом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 Великих мифов и легенд автора Муравьева Татьяна

ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ В середине II тысячелетия до н. э. в долину Ганга пришли арийские племена. Они принесли так называемую «ведическую культуру», их священными книгами были Веды, что значит «Знание».Веды содержат в себе повествования о богах, об устройстве Вселенной, о

Из книги Омоложение [Краткая энциклопедия] автора Шнуровозова Татьяна Владимировна

Индийская диета Эта диета построена на вегетарианских принципах, позволяет сбросить лишние килограммы и перестроить свои пищевые привычки. Итак, каждый день нужно употреблять следующие продукты: 2-3 сырых или сушеных фрукта до, во время и после еды; сырые овощи,

Из книги Индийская мифология. Энциклопедия автора Королев Кирилл Михайлович

Составитель: Кирилл Королев ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ Предисловие «Царство же таково: в одну сторону нужно идти десять месяцев, а до другой дойти невозможно, потому что там небо с землею встречаются. И живут в одной области немые люди, а в другой - люди рогатые, а в иной земле -

Из книги Официальная и народная медицина. Самая подробная энциклопедия автора Ужегов Генрих Николаевич

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении автора Новиков В И

Из книги Тадж-Махал и сокровища Индии автора Ермакова Светлана Евгеньевна

Индийская школа живописи Придворной живописи была свойственна персидская манера в исполнении могольских миниатюр, отличавшаяся такими чертами, как реалистичность (по сравнению с иранской школой миниатюры) и отсутствие всяческой манерности.Как раджпутская, так и

Из книги Справочник восточной медицины автора Коллектив авторов

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том I автора Лурселль Жак

Anne of the Indies Анна Индийская 1951 - США (87 мин)· Произв. Fox (Джордж Джессел)· Реж. ЖАК ТУРНЁР? Сцен. Филип Данн и Артур Сизар по сюжету Герберта Рэвенела Сасса· Опер. Гарри Джексон (Technicolor)· Муз. Франц Уэксмен· В ролях Джин Питерз (капитан Анна Провиденс), Луи Журдан (капитан Пьер

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИН) автора БСЭ

автора Дюма Александр

Из книги Большой кулинарный словарь автора Дюма Александр

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - одно из основных слагаемых мировой философии, история которой охватывает более двух с половиной тысячелетий. И.Ф. характеризуется отчетливо выраженным своеобразием, которое в значительной степени объясняется ее происхождением и общекультурными

Из книги 365 секретов для красоты и здоровья женщины автора Мартьянова Людмила Михайловна

Секрет № 228 Индийская маска Если у тебя жирная, пористая кожа, эта маска тебе поможет.Следует взять по 1 чайной ложке меда, теплого молока, картофельного крахмала, поваренной соли и перемешать до образования кашицы. Смесь наносят на лицо ватным тампоном, слой за слоем, пока

Из книги Числа Судьбы: пифагорейская, индийская и китайская нумерология автора Костенко Андрей

II. Индийская (ведическая) нумерология

Введение.

Ведийская мифология - совокупность мифологических представлений ведийских ариев; обычно под ведийской мифологией понимают мифологические представления ариев периода создания вед, а иногда и периода создания брахман, прозаических комментариев к ведам, и упанишад, тайных учений философско-религиозного характера, генетически связанных с ведами, но отражающих, по сути дела, уже иную культурную традицию. Хронологически ведийская мифология относится к эпохе между серединой 2-го и сер. 1-го тыс. до н. э., когда первобытно -общинное устройство ведийского общества находилось уже на стадии разложения и постепенно формировался уклад, который был характерен для военной демократии.

Источники ведийской мифологии: четыре древнейших собрания вед; брахманы к соответствующим ведам (ценные сведения о ритуале, интерпретации его сокровенного смысла и символики, ряд мифов и мифологизированных преданий); араньяки (тексты, связанные с брахманами); упанишады. Эти источники относятся к классу шрути - «услышанное» (т. е. откровение).

Ведийская мифология передавалась устно, и «божественному» характеру текстов соответствовала особая роль речи и памяти, противостоящих забвению и нечленораздельному хаосу.

Тексты смрити - «запоминаемое» (восходящее к авторитетам) включают сутры, в которых речь идёт о жертвоприношениях, домашних обрядах, мифологизированном законодательстве и т.п.

Некоторые сведения о ведийской мифологии могут быть извлечены из более поздних индуистских текстов, генетически связанных с ведийской традицией, и даже из буддийских текстов. Ведизм не был общеиндийской религией, его придерживалась лишь группа индоарийских племен, заселявшая Восточный Пенджаб и Уттар-Прадеш, она же является создателем Ригведы и других ведийских сборников. Одной из характерных черт ведийской религии является политеизм – поклонение многим богам, которых обычно наделяют свойствами человека. Главным богом считался Индра – бог грозы, могущественный воитель. Варуна – хранитель мирового порядка и справедливости. Агни – бог огня и защитник домашнего очага. Индиец эпохи вед обожествлял силы природы, одушевлял растения, горы и реки. Позднее на основе этого оформилось учение о переселении душ. Чтобы завоевать расположение богов, индийцы приносили им жертвы, молили о помощи, потомстве и богатстве. Ведийские сочинения рисуют богатый духовный мир индийцев, уже тогда создававших сложные космогонические представления. Уже тогда человек пытался в мифологизированной форме объяснить причины возникновения мира и всего живого на земле.

Ведийская мифология, как она отражена в древнейших текстах, предполагает свободную композицию мифов на основе всей совокупности мифопоэтических знаний (veda); каждый сюжет, мотив, атрибут мифологичен в принципе и не требует для своего объяснения специального мифа в установившейся, законченной форме. Историко-культурное значение ведийской мифологии исключительно велико.

Индуистская мифология берёт начало (с I тыс. н. э) в индо-арийской ведической культуре через брахманизм, испытавший влияние буддизма. Включает в себя множество учений, отражающих монотеистические, пантеистические, политеистические и другие религиозные представления. Слово “индуизм” определяет в научной литературе и публицистике наиболее древние традиционные формы религиозной системы индийцев в отличие от других этических и религиозных учений – буддизма, джайнизма и ислама. Оно возникло не в среде коренных жителей Индии, а в среде тех военачальников и правителей соседних стран, которые исповедовали ислам, и, начиная с X века, приводили на земли Индии свои захватнические армии. Первой областью, где стало распространяться их влияние, были северо-западные земли этой страны. От названия главной водной артерии этих земель – реки Синдху-Хинд-Инд и произошли слова Индия и хинду (индуизм). Сами индийцы именуют свою страну Бхарат, а индуизм определяют как дхарму, или сантана-дхарму, т.е. религиозный закон. Дхарма охватывает собою всю сложную систему религиозных, этических и социально-правовых установлений, которые постепенно складывались в среде населения страны за последние 5 тысяч лет.

Конечно же, в индуизм вошли многие идеи ведизма. Но надо иметь в виду, что индуизм – развитая религия нового этапа в жизни древнеиндийского общества. В индуизме на первый план выдвигается бог-творец, устанавливается строгая иерархия в пантеоне. Особую роль стали играть культы богов Брахмы, Вишну и Шивы. Так складывается триада (тримурти) этих главных божеств, воспринимаемая как проявление единого высшего божества.

Брахма.

Брахма считался создателем и управителем мира, ему принадлежало и установление на земле социальных законов (дхарма), деление на варны 1 .

Согласно Пуранам 2 , Брахма является саморожденным, не имеющим матери, рождённым из цветка лотоса, выросшего из пупа Вишну в самом начале процесса сотворения материальной Вселенной. По этой причине, Брахма также известен под именем Набхиджа - «рождённый из пупа». Согласно другой легенде, Брахма родился в воде, в которую Вишну вложил своё семя, позднее превратившееся в золотое яйцо, своего рода космический зародыш. Из этого золотого яйца, Брахма был рождён как Хираньягарбха. Оставшиеся компоненты этого золотого яйца расширились и превратились во Вселенную. Так как Брахма был рождён в воде, его также называют Канджа («рождённый в воде»). Также говорится, что Брахма является сыном Верховного Существа Брахмана, и женской энергии, известной как Пракрити или Майя.

Вскоре после сотворения Вселенной, Брахма создал одиннадцать Праджапати, которые считаются прародителями человечества. В «Ману-смрити» они перечисляются по именам:

Маричи, Атри,Ангирас, Пуластья, Пулаха, Крату, Васиштха, Прачета или Дакша, Бхригу и Нарада. Также говорится, что Брахма сотворил семь великих мудрецов Саптариши, которые оказали ему помощь в сотворении Вселенной. Все семеро мудрецов были рождены из ума Брахмы, а не из его тела. Поэтому их называют Манаса-путра, или «сыновьями, рождёнными из ума».

В ведических и пуранических текстах описывается, что Брахма только иногда вмешивается в дела других девов, и ещё реже в дела людей. Согласно «Брахма-пуране» и другим Пуранам, в индуистской космологии Брахма рассматривается как творец Вселенной, но не как Бог. Напротив, считается что он был сотворён Богом (в его личностном аспекте Бхагавана, или в безличном аспекте Брахмана). Описывается, что продолжительность жизни Брахмы составляет 100 «лет Брахмы», которые равны 311 040 000 000 000 земных лет. После того как жизнь Брахмы подходит к концу, наступает перерыв, также продолжающийся 100 лет. После этого другой Брахма-творец заново начинает процесс творения. Этот цикл продолжается бесконечно.

Ва́рна 1 (санскр. वर्ण, varṇ IAST , «качество, цвет, категория» ) - относится делению древнеиндийского общества на четыре основных сословия: брахманы - жрецы, учёные, подвижники; кшатрии - воины, правители; вайшьи - земледельцы, ремесленники, торговцы; шудры - слуги, наёмные рабочие.

Пура́ны 2 (санскр. पुराण purāṇa IAST «древняя былина») - тексты древнеиндийской литературы на санскрите.

Описывается, что цвет кожи Брахмы красноватый и одет он в красные одежды. Брахма имеет четыре головы, четыре лика и четыре руки. Говорится, что каждая из его четырёх голов непрерывно декламирует одну из четырёх Вед. Брахму часто изображают с белой бородой (в особенности в Северной Индии), что символизирует практически вечную природу его существования. В отличие от большинства других индуистских божеств, Брахма не держит в своих руках какого-либо оружия. В одной из своих рук он держит скипетр в форме черпака или большой ложки, что ассоциируется с пролитием гхи(топленое масло) на священный огонь ведических жертвоприношений и символизирует то, что Брахма является повелителем яджн 1 . В другой из своих рук он держит камандалу - сосуд с водой, сделанный из металла или даже из скорлупы кокосового ореха. Вода в этом сосуде символизирует изначальный, всё вбирающий в себя эфир, из которого проявились первые элементы творения. В другой из своих рук Брахма держит молитвенные чётки, называемые акшамала , которые он использует для подсчёта вселенского времени. В своей четвёртой руке Брахма как правило держит книги Вед, но иногда - цветок лотоса.

- Четыре руки - четыре руки Брахмы олицетворяют четыре стороны света: восток, юг, запад и север.

Задняя правая рука представляет ум, задняя левая рука представляет разум, передняя правая рука - эго, и передняя левая рука - самоуверенность.

- Чётки - символизируют различные материальные субстанции, использованные в процессе сотворения Вселенной.

- Книга - книга Вед в одной из рук Брахмы символизирует знание.

- Золото - ассоциируется с деятельностью; золотой лик Брахмы указывает на то, что он активно вовлечён в процесс сотворения Вселенной.

- Лебедь - символизирует милость и способность различать плохое от хорошего. Брахма использует лебедя Хамса как своё средство передвижения, вахану.

- Корона - корона Брахмы символизирует его верховную власть во Вселенной.

Я́́джна , я́джня или я́гья 1 (санскр. यज्ञ yajña IAST ) - обряд жертвоприношения в индуизме, который взял своё начало в религиозных практиках ведической религии. Яджна обычно совершается для удовлетворения девов или для исполнения определённых желаний (ритуалы камья ). Самым важным элементом яджны является жертвенный огонь (божественный Агни) куда предлагаются различные подношения, которые через посредство Агни уходят к девам.

- Лотос - цветок лотоса символизирует природу и сущность всех вещей и живых существ во Вселенной.

Значение чисел | Нумерология