Название страны в которой было принято англиканство. Англиканские церкви

Содержание статьи

АНГЛИКАНСКИЕ ЦЕРКВИ, христианские объединения, которые находятся в евхаристическом общении с архиепископской кафедрой в Кентербери (Англия), используют единый служебник (Книгу общественного богослужения ), стоят на сходных теологических позициях, придерживаются единой формы церковной организации. В состав Сообщества англиканских церквей входят ряд церквей и церковных организаций во всех частях мира; в Северной Америке его представляет Протестантская епископальная церковь в США.

Англиканская Реформация.

К 1529 относится начало знаменитого конфликта короля Генриха VIII с римским папой; в 1559, когда на трон взошла королева Елизавета I , организационное устройство Церкви Англии утвердилось в формах, которые во многом сохранились до настоящего времени. За указанные 30 лет произошли многие изменения, однако англикане всегда придерживались мнения, что их церковь является не новой, а все той же церковью, которая просуществовала в Англии более тысячи лет; реформа же ее проведена для возвращения к модели церкви, представленной в Новом Завете. В подтверждение этой преемственности англикане ссылаются на свои вероучение, священство и литургию.

И все же был осуществлен ряд серьезных изменений. Прихожане получили Библию на английском языке, а духовенство стало приучать их относиться к ней как к высшему авторитету в делах веры и жизни. Богослужение проводилось теперь на местном языке. Церковь Англии настаивала и настаивает на самостоятельности национальных церквей во внутренних делах, на праве церквей действовать по своему усмотрению в отношении обрядов и богослужебной практики. Юрисдикционные притязания папы на территорию Англии были отвергнуты. Тем не менее из-за двойственного характера своей реформации Церковь Англии претендует на название и католической, и протестантской.

Основы англиканского вероучения.

Англиканская вера покоится на Священном Писании, которое содержит все необходимое для спасения и являет собой высший авторитет в делах веры и церковной жизни; трех исторических символах веры (Апостольском, Никейском и Афанасьевском), кратко излагающих христианское вероучение; вероисповедных положениях четырех вселенских соборов ранней церкви (Никейского, Эфесского, Константинопольского и Халкидонского), утвердивших основы церковного вероучения; 39 статьях Церкви Англии: они не являются полным изложением данного вероучения, но указывают на занятую церковью промежуточную позицию в межконфессиональных спорах 16 в.: между Римом, с одной стороны, и радикальным протестантизмом – с другой; едином служебнике – Книге общественного богослужения (The Book of Common Prayer ). Англикане не отделяют теологию от богослужения. Этот служебник – в основном плод трудов архиепископа Томаса Кранмера, умершего мученической смертью в 1556, – столь же превосходен в литургическом плане, сколь глубок в богословском. Изучение его – лучший способ для понимания жизни англиканских церквей.

Характер англиканства.

Традиция англиканства многим обязана Кранмеру. Он выдвинул два великих принципа: 1) ничто в старом церковном порядке не может быть изменено, если не содержит явного противоречия слову Божьему; 2) следует избегать каких бы то ни было определений, если только сам Бог не дал их в Писании. Это значит, что по многим вопросам в англиканских церквях допускаются различные интерпретации. Например, Церковь Англии в трактовке характера присутствия Христа в евхаристии отвергает, с одной стороны, доктрину пресуществления Римско-католической церкви, где допускается отождествление внешних знаков (хлеба и вина) и с благодатным даром (Тела и Крови Христа), а с другой – цвинглианство, которое стремится в полной мере отделить знаки от дара; англиканство не определяет с точностью характер присутствия Христа или способ, которым дар его Тела и Крови передается участвующим в богослужении верующим. Можно критиковать нечеткость англиканского вероучения в данном вопросе, но она свидетельствует о благоговении перед тайнами, слишком глубокими для человеческого понимания. Вместе с тем отсутствие крайностей в решении теологических вопросов способствует открытости англикан новым идеям, ибо они верят, что истина всегда выше достигнутого уровня ее понимания. Англиканская богословская традиция насчитывает ряд великих теологов, начиная с Дж.Джевела и Р.Хукера в царствование королевы Елизавета I и кончая У.Темплом (1881–1944) в 20 в.

Распространение англиканства.

Англиканство поначалу было государственной религией Англии и Ирландии (хотя большинство ирландского населения продолжало оставаться в лоне Римско-католической церкви). Но оно весьма быстро начало распространяться по всему миру благодаря колонизации, поскольку колонисты, разумеется, придерживались привычных им форм христианских верований, а также посредством миссионерской работы, начало которой положило основание Общества по пропаганде Евангелия (1701). Англиканская церковь в Англии является национальной, ее защищает и поддерживает государство, хотя англиканские епископы и священство не находятся на государственном содержании. Во всех остальных странах подобная связь с государством полностью исчезла, и сейчас ни одна англиканская церковь в них не связана какими бы то ни было отношениями с Британской короной. В Шотландии с 1689 доминирующим стало пресвитерианство; небольшая Епископальная церковь страдала от преследований из-за своей верности изгнанному королевскому дому Стюартов. Но ей удалось пережить эти тяжелые времена, и в конце 18 в. наступила эпоха веротерпимости. Естественно, что после американской революции Епископальная церковь Америки оформилась как свободное и независимое от Церкви Англии объединение, хотя и не провозглашала своей целью отказ от основ ее вероучения и богослужебных традиций. В 1857 независимой епархией, не вышедшей из содружества с Церковью Англии, стала Церковь Новой Зеландии. В 1869 от государства отделилась Церковь Ирландии, которая стала считать себя независимой. Данный процесс продолжался до тех пор, пока независимые и самоуправляемые англиканские церкви не образовались практически в каждой части света. К настоящему времени распределение архиепископств (церковных провинций) англиканской церкви по странам и регионам таково: Англия (2), Шотландия (1), Ирландия (1), Уэльс (1), Канада (4), США (9), Вест-Индия (1), Африка (6), Судан (1), Индийский океан (1), Бирма (1), Бразилия (1), Китай (1), Япония (1), Австралия (5), Новая Зеландия (1); епархия, в юрисдикции которой находится Ближний Восток, именуется Советом епископальной церкви Иерусалима и Ближнего Востока.

Церковная провинция может быть сформирована минимум из четырех епархий. Она избирает собственных епископов, утверждает каноны местного церковного управления, вправе пересматривать служебник в соответствии с местными традициями. Никакая церковная провинция не может навязывать свои порядки другой, причем все признают, что существенные изменения в вероучении или церковном богослужении могут повлечь за собой утрату связей со всеми остальными. Некоторые епархии, например на острове Маврикий, не входят ни в одну из церковных провинций и подчиняются церкви либо в Англии, либо в США.

Сообщество англиканских церквей.

Англиканские церкви образовали обширное содружество церквей во всемирном масштабе. Сегодня все епископы в Японии – японцы, а в Китае – китайцы. Четыре епископа-африканца возглавляют епархии в Нигерии, здесь насчитывается также двенадцать помощников епископов из африканцев. Епископ Ямайки – негр из Вест-Индии. В 1958 состоялось первое посвящение филиппинца в сан викарного епископа. Данный процесс продолжается; как только церкви в Азии и Африке добиваются независимости, они, как правило, создают церковные объединения, которые весьма существенно отличаются от европейских и американских образцов.

Единство столь обширного объединения помогают сохранять дружественные взаимосвязи. У англиканских церквей нет ни папы, ни Ватикана. Их не удерживает вместе какой-либо общепризнанный закон. Но они ощущают свое единство, разделяя общую веру, придерживаясь сходной традиции богослужения, а изменения в нее вносятся на основе пересмотра служебника в разных церковных провинциях. С позволения местного епископа англиканский священник может совершать богослужения в любой части англиканского мира. Каждые десять лет (или около этого) эта дружественная взаимосвязь подтверждается на Ламбетских конференциях англиканских епископов, собирающихся со всего мира. Первая конференция состоялась в 1867, в тревожное для церкви время. Ее встречи происходят в Ламбетском дворце – лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, который ex officio (по должности) является их председателем и рассылает приглашения от своего имени. Конференция – не синод, она не может принимать каких-либо решений, обязательных для всех церквей. Но она предоставляет возможность для взаимных консультаций и откровенных дискуссий. Ее отчеты и резолюции пользуются большим авторитетом, многие из решений принимаются к исполнению различными церквами. Сегодня происходят изменения в формах организации, учреждены постоянные комитеты по межцерковным отношениям в рамках англиканских церквей и по миссионерской деятельности. На фоне роста экуменических настроений англиканские церкви и Римско-католическая церковь учредили в 1967 объединенный комитет по теологии, чтобы осуществить первые шаги на путях восстановления полного единства между этими двумя вероисповеданиями.

Значение англиканства.

С самого начала англикане ставили своей целью объединение всех приверженцев Христа на земле. Архиеписком Кранмер разработал грандиозный план сотрудничества всех церквей, прошедших через Реформацию; его попытки не увенчались успехом из-за отсутствия интереса к нему со стороны некоторых руководителей немецких церквей. Англиканские церковники поддерживают дискуссии с целью более тесного союза с различными руководителями самых разных церквей, включая Римско-католическую. Некоторые из данных собеседований привели к позитивным результатам. Англиканские церкви вступили в полное евхаристическое общение со старокатолическими церквами и Польской национальной католической церковью; многие из англиканских церквей поддерживают неполное евхаристическое общение с церквами Швеции и Финляндии; частичный интеркоммунион – с Сирийской церковью Мар Томы в Южной Индии. Американская церковь установила особые дружественные связи с Независимой церковью Филиппин. Четыре американские епархии вошли в новую единую Церковь Южной Индии; данная церковь не связана полным евхаристическим общением ни с одним из англиканских церковных провинций, но со временем контакты между ними становятся все более тесными. В переговоры с другими церквями включились англиканские объединения в Бирме и Шри Ланке, что может привести к созданию объединенных церквей в указанных странах.

Перед тем как узнать об идеях англиканства и истории этого религиозного движения, необходимо понять, в каких условиях оно формировалось и с какими другими христианскими течениями конкурировало.

Протестантизм

Появлению протестантизма способствовала Реформация 16-17 вв. Данная духовно-политическая идеология была одной из определяющих как в жизни европейских государств, так и в жизни стран других континентов. Столетиями различные протестантские течения предлагали свои взгляды на решение религиозных вопросов и обеспечение духовных потребностей христиан.

Появление новых ответвлений протестантизма продолжается и по сей день. Наиболее массовыми протестантскими течениями являются лютеранство, кальвинизм, англиканство. Также существенную роль в становлении протестантизма играло цвинглианство, но более подробно о нём вы узнаете ниже.

Краткая характеристика

Изначально понятие "лютеранство" было синонимом протестантизма (на территории стран бывшей Российской империи эта формулировка была актуальна чуть ли не до начала революции). Сами же лютеране называли себя "евангелическими христианами".

Идеи кальвинизма имели широкое распространение по всему миру и повлияли на историю всего человечества. Кальвинисты сделали большой вклад в становление Соединённых Штатов Америки, а также стали одними из идеологов тенденции борьбы с тиранией 17-19 вв.

В отличие от кальвинизма и лютеранства англиканство появилось по воле властной верхушки Англии. Именно короля можно назвать отцом-основателем данного движения. После его создания церковный институт стал национальным оплотом королевской монархии, в котором верховенство власти англиканства стало принадлежать королю, а духовенство подчинялось ему как важная составляющая аппарата монархического абсолютизма.

Цвинглианство немного отличается от других протестантских движений. Если кальвинизм и англиканство хотя бы косвенно были связаны с лютеранством, то цвинглианство образовалось обособленно от этого движения. Широкое распространение оно имело на территории Южной Германии и Швейцарии в 16 столетии. К началу 17 столетия оно объединилось с кальвинизмом.

Протестантизм сегодня

На данный момент распространены в Соединённых Штатах Америки, странах Скандинавии, Англии, Канаде, Германии, Голландии и Швейцарии. Главным центром протестантизма заслуженно можно назвать Северную Америку, поскольку там находится самое большое количество штаб-квартир различных протестантских движений. Для протестантизма сегодняшнего типа характерно желание всеобщего объединения, проявившееся в создании Всемирного совета церквей 1948 года.

Лютеранство

Данное движение зародилось в Германии, сформировав базовые основы протестантизма как такового. У его истоков стояли Филипп Меланхтон, Мартин Лютер, а также их единомышленники, разделявшие идеи Реформации. Со временем лютеранство начало распространяться во Франции, Венгрии, Австрии, скандинавских странах и на территории Северной Америки. На данный момент на нашей планете насчитывают примерно 75 000 000 лютеран, 50 000 000 из которых являются членами Всемирного лютеранского союза, образованного в 1947 году.

У лютеран есть несколько духовных книг, но наиболее подробно суть их вероучения изложена в "Книге согласия". Приверженцы данного движения причисляют себя к теистам, поддерживающим идею триединого Бога и исповедующим Богочеловеческую сущность Иисуса Христа. Особое значение в их мировоззрении занимает концепция адамового греха, который можно преодолеть только через божью благодать. Для лютеран самым верным критерием правильности веры является Святое Писание. Особым авторитетом у них пользуются и другие священные источники, которые целиком и полностью соответствуют Библии и никак не наоборот (в качестве примера можно привести Святое Предание Отцов). Критической оценке поддаются и суждения церковников, которые имеют непосредственное отношение к истокам исповедания. К ним относят и работы самого Мартина Лютера, к которому члены данного движения относятся с уважением, но без фанатизма.

Лютеранами признаётся только два типа таинства: крещение и причастие. Через крещение человек принимает Христа. Через причастие происходит укрепление его веры. На фоне других конфессий лютеранство выделяется тем, что потиром могут причащаться не только обладатели священного сана, но и обычные христиане. По мнению лютеран, священник - это точно такой же человек, который ничем не отличается от обычных мирян и просто является более опытным участником религиозной общины.

Кальвинизм

Из святой протестантской троицы "Лютеранство, кальвинизм, англиканство" достаточно важную роль в реформационных процессах сыграло второе движение. Зародившись в Германии, пламя Реформации вскоре поглотило и Швейцарию, подарив миру новое протестантское движение под названием кальвинизм. Оно возникло практически в то же время, что и лютеранство, но развивалось во многом без влияния последнего. Из-за большого количества различий между двумя этими реформационными ветвями в 1859 году произошло их официальное разделение, закрепившее независимое существование движений протестантизма.

Кальвинизм отличался от лютеранства более радикальными идеями. Если лютеране требуют удалить из церкви то, что не соответствует библейскому учению, то кальвинисты хотят избавиться от того, что в этом самом учении не требуется. Базовые основы данного течения были изложены в работах Жене Кальвина, главной из которых является труд "Наставление в христианской вере".

Наиболее важные доктрины кальвинизма, отличающие его от прочих христианских течений:

  1. Признание святости только библейских текстов.
  2. Запрет на монашество. По мнению приверженцев кальвинизма, основная цель мужчины и женщины - это создание крепкой семьи.
  3. Отсутствие церковных обрядов, отрицание того, что человек может спастись только через духовенство.
  4. Утверждение доктрины предопределения, суть которой заключается в том, что предустановленность жизни человека и планеты происходит по воле Бога.

Согласно кальвинистскому учению, для вечной жизни необходима только вера в Христа и дела веры для этого не нужны. Благие дела веры необходимы только для того, чтобы показать искренность своей веры.

Цвинглианство

Когда речь заходит о христианских движениях, многие вспоминают православие, католичество, лютеранство, кальвинизм и англиканство, но при этом забывают про ещё одно достаточно важное течение под названием цвинглианство. Отцом-основателем данной ветви протестантизма был Ульрих Цвингли. Несмотря на практически полную независимость от идей Мартина Лютера, цвинглианство во многих аспектах схоже с лютеранством. Что Цвингли, что Лютер были приверженцами идеи детерминизма.

Если говорить о проверке церковных правил на их истинность, то Цвингли считал правильным только то, что напрямую подтверждается Библией. Все элементы, отвлекающие человека от углубления в самого себя и вызывающие у него яркие эмоции, необходимо было полностью убрать из церкви. Цвингли выступал за прекращение церковных таинств, а в церквях его единомышленников отменялось изобразительное искусство, музыка и католическая месса, которая была заменена на проповеди, посвящённые Святому Писанию. Здания бывших монастырей становились лечебницами и учебными заведениями, а монастырские вещи отдавались на благотворительность и для образования. В конце 16 - начале 17 столетия цвинглианство стало частью кальвинизма.

Англиканство - это что?

Вы уже знаете о том, что такое протестантизм и какие его направления считаются главными. Теперь мы можем перейти непосредственно к теме статьи, а конкретнее к особенностям англиканства и истории этого движения. Ниже вы сможете найти всю подробную информацию.

Зарождение

Как уже говорилось ранее, англиканство - течение, являющееся сугубо английским достоянием. На территории Британии основоположником Реформации был король Генрих VIII Тюдор. История англиканства сильно отличается от истории других протестантских движений. Если Лютер, Кальвин и Цвингли хотели кардинально изменить католическую церковную систему, которая на тот момент находилась в кризисном состоянии, то Генрих пошёл на это из-за более личных мотивов. Английский король хотел, чтобы папа Климент VII развёл его с женой но тот ни в какую не хотел этого делать, поскольку боялся гнева со стороны императора Германии Карла V. Ради достижения желаемой цели Генрих VIII в 1533 году издал приказ о независимости церковного института Англии от папского протектората, а уже в 1534 году он стал единоличным главой новоиспечённой церкви. Через некоторое время король издал основные постулаты англиканства, содержание которых во многом напоминало католические, но с примесью идей протестантизма.

Церковная реформа

Несмотря на то, что англиканство - это идея Генриха VIII, настоящими церковными реформами занялся его преемник Эдуард VI. Когда он только приступил к правлению, англиканские догматы были описаны в 42 статьях, носящих в себе характерные черты как католичества, так и протестантизма. Во время правления Елизаветы некоторые правила английского вероисповедания были переработаны, и в итоге осталось только 39 статей, которые действуют и по сей день. Новое вероисповедание, изложенное в этих статьях, является смесью из католичества, кальвинизма и лютеранства.

Особенности вероучения англиканства

Теперь рассмотрим основные догматы и правила почерпнутые из того или иного христианского движения.

Из лютеранства англиканство взяло следующее:

  1. Принятие Библии как главного и единственно верного источника веры.
  2. Утверждение только двух необходимых таинств: крещения и причастия.
  3. Отмена почитания святых, поклонения иконам и мощам, а также учения о чистилище.

Из кальвинизма:

  1. Идея о предопределении.
  2. Идея о достижении Царствия небесного через веру в Христа без совершения богоугодных дел.

От католиков англикане сохранили классическую церковную иерархию, но во главе её стоял не папа римский, а король Англии. Как и главные христианские конфессии, англиканство придерживается идеи о триедином Боге.

Особенности богослужения в англиканстве

Ранее уже упоминалось, что данное религиозное течение имеет свои правила и законы. Особенности богослужения и роль священника в англиканстве описаны в "Книге общих молитв". Данный труд был основан на римско-католическом богослужебном чине, который действовал на территории Британии до зарождения протестантских движений. Помимо англоязычного перевода старых идей религиозная реформа в Англии проявлялась в сокращении уже существующего чина (к примеру, в отмене большинства обрядов, традиций и служб) и в изменении молитв согласно новым правилам. Создатели "Книги общих молитв" хотели значительно увеличить роль Святого Писания в англиканском богослужении. Ветхозаветные тексты разделялись таким образом, чтобы каждый год их часть зачитывалась однажды. Евангелие, за исключением Откровения Иоанна Богослова, из которого были взяты лишь некоторые моменты, разделено так, чтобы в течение года оно зачитывалось три раза (при этом праздничные и воскресные прочтения Апостола и Нового Завета не считаются). Если говорить про книгу псалмов, то её необходимо было зачитывать каждый месяц.

Богослужебный строй англиканства - это скорее копия протестантского строя, нежели римско-католического или православного. Но несмотря на это, данное ответвление христианства сохранило некоторые элементы, которые в протестантизме были недопустимы. К ним можно отнести церковную одежду священников, которую те надевали при богослужении, отрицание дьявола и освящение воды во время крещения, использование обручального кольца при заключении брака и т. д.

Английское церковное управление разделено на две части: Кентерберийскую и Йоркскую. Каждой из них управляют архиепископы, но при этом глава Кентерберийского ответвления является главным церковным иерархом англиканской церкви, влияние которого распространяется и за пределы Англии.

В среде англиканцев давно были созданы три партии, которые существуют и по сей день: Низкая, Широкая и Высокая церкви. Первая партия представляет радикальные взгляды протестантизма и желает, чтобы англиканская церковь в своём учении больше опиралась именно на протестантизм. Вторая партия даже не является партией как таковой: к ней относятся обычные люди, коим, по сути, безразличны существующие обряды, а англиканство в том виде, в котором оно существует сейчас, их полностью удовлетворяет. Высокая церковь, в отличие от Низкой, наоборот, старается как можно дальше отойти от идей Реформации и сохранить характерные черты классической церкви, которые появились до зарождения протестантизма. Кроме того, представители этого движения хотят возродить те правила и традиции, которые были утеряны много веков назад, а также как можно больше приблизить англиканство к общей вселенской церкви. В среде высокоцерковников в 30-х годах 19-го века появилась "самая высокая" церковь. Основателем этой партии был оксфордский преподаватель Пьюзи, а её участники называли себя пьюзеистами. Из-за своего желания возродить старые церковные обряды они также получили наименование "ритуалисты". Данная партия во что бы то ни стало хотела доказать значимость англиканского вероисповедания и даже объединить его с Восточной церковью. Их взгляды очень схожи с идеями православия:

  1. В отличие от того же лютеранства, англиканство самого высокоцерковного образца в качестве авторитета признаёт не только Библию, но и Святое Предание.
  2. По их мнению, для обретения вечной жизни человеку нужно не только верить, но и совершать богоугодные дела.
  3. "Ритуалисты" выступают за почитание икон и святых мощей, а также не отвергают поклонение святым и мольбы за усопших.
  4. Не признают предопределение в кальвинистском смысле.
  5. Смотрят на причастие с точки зрения православия.

Теперь вы знаете определение англиканства, историю этого христианского течения, а также его характерные черты и особенности. Надеемся, данная статья оказалась для вас полезной!

Англиканство (от латинской фразы "ecclesia anglicana", что переводится как "английская церковь ") — одно из направлений христианского протестантизма , возникшее в Англии в 16-м веке и в дальнейшем получившее распространение в Британских колониях .

Англиканство как религиозное течение занимает промежуточное положение между протестантизмом и католичеством , соединяя в себе черты того и другого. Причина этого заключается в исторических условиях возникновения англиканства — данная религия, как и другие протестантские течения, стала результатом борьбы с римской католической церковью , но в отличие от лютеранства, кальвинизма и других европейских движений, оно возникло не "снизу", а насаждалась "сверху" по воле монархии. Своим возникновением англиканство обязано одному из самых известных английских королей — Генриху VIII . Создавая в Англии собственную церковь, он ставил цель обрести независимость от римской курии. Формальным поводом стал отказ папы Климента VII признать незаконным брак Генриха с Екатериной Арагонской и соответственно аннулировать его, чтобы тот смог жениться на Анне Болейн. В результате противостояния в 1534 году английский парламент провозгласил независимость английской церкви . В дальнейшем англиканство стало опорой абсолютизма . Возглавляемое королём духовенство фактически стало частью государственного аппарата . В настоящее время главой англиканской церкви в Англии выступает парламент.

При королеве Елизавете I был сформирован англиканский символ веры , получивший название "39 статей". Он включал положения характерные как для протестантства так и для католичества . Например, наряду с другими течениями протестантизма англиканство признало догмат об оправдании верой и догмат о Библии как единственном источнике веры , а также отвергло католические учения об индульгенциях, почитании икон и мощей, о чистилище, институт монашества, обет безбрачия священников и др. Общим у англиканства и католичества стал догмат об единоспасающей силе церкви , а также многие элементы культа, характеризующиеся особой пышностью . Внешнее убранство англиканских храмов не сильно отличается от католических, в них также большое внимание уделяется декору — витражи, изображения святых и т.д.

В отличие от других церквей, англиканство, признавая все традиционные таинства , делает особый акцент на Святой Евхаристии (Святое Причастие).

Богослужения в англиканстве проходят на английском языке (есть исключения в странах, где английский не является национальным). Основа богослужения была закреплена в "Книге молитв" , составленной в 1549 году.

Интересно, что в 19-м веке русскую православную церковь и англиканство связывали достаточно тесные отношения . До сих пор англиканство воспринимается православием более благосклонно, нежели католичество и протестантизм.

Организационная структура англиканства идентична католической — церкви имеют епископальное устройство. Священничество включает ряд степеней — диаконы, священники и епископы. Большое внимание уделяется вопросу апостольской преемственности священничества.

В настоящее время в мире проживают около 70 млн. адептов англиканства , представленных в Англиканском содружестве, включающем более 30 церквей и различных объединений в Англии (43,5% населения исповедуют англиканство), Уэльсе, Шотландии, Индии, ЮАР, США, Канаде и др. (всего существует более 450 епархий в 160 странах). При этом все эти религиозные субъекты являются независимыми и имеют достаточно существенные различия. В связи с этим принято выделять в англиканстве Высокую и Низкую церковь. Первая более близка к католичеству и православию , а вторая — к протестантизму. Прогрессивный характер англиканства проявился в ряде нововведений, например, установление женского епископата .

Кроме того, англиканство подразделяется на ряд направлений , таких как евангелизм, либеральные христиане и англо-католицизм.

Англиканство с момента своего возникновения было неотделимо от Британской государственности и в дальнейшем получило своё развитие в рамках колониальной экспансии Британской империи. Сейчас англиканство играет большую роль в сохранении единого культурного и религиозного пространства для англо-говорящих стран и бывших колоний британской короны.

Окончательная реформация английской Церкви и образование третьей ветви протестантизма - англиканства - в самостоятельную конфессию произошло во второй половине XVI в. Богословские основы нового вероисповедания представляют собой сложную смесь католицизма, лютеранства и кальвинизма. Основоположником идей англиканства является архиепископ Кентербе-рийский Томас Кранмер (1489–1556).
Английская Церковь с момента утверждения в ней Реформации получила название Англиканской Церкви. Вне территории Великобритании англикане называют ее Епископальной Церковью. Возглавляют Церковь Англии два архиепископа - Кентерберийский, примас Англии, и Иоркский, а также 32 епископа. Во всемирном масштабе англикане объединены в Anglican Community - Англиканское Сообщество.

Особенности реформации в Англии

Англия издавна тяготилась зависимостью от Рима. Налоги, взимавшиеся Римско-католической Церковью в пользу строительства грандиозного собора св. Петра, ложились тяжелым бременем на население, отражались на экономике страны. Английские церкви папа облагал налогами сам, не спрашивая согласия английского короля. Короли безуспешно старались противодействовать папскому абсолютизму, заявляя свои права на участие в решении английских церковных дел своего государства.

Предшественником Реформации в Англии был Джон Виклиф (1324–1384), высказывавший взгляды подобные тем, которые потом стал распространять Лютер (см. раздел "Римско-католическая Церковь накануне реформации").
Начало самой Реформации в Англии связано с именем короля Генриха VIII (1509–1547) из династии Тюдоров. Поначалу горячий приверженец папизма, он разошелся с папой, не добившись у него расторжения своего брака с Екатериной Арагонской (теткой германского императора Карла V, дочерью Фердинанда и Изабеллы Испанских). Для заключения этого брака в свое время понадобилось особое разрешение папы, ибо Екатерина до этого была замужем за братом Генриха VIII. Женившись на Екатерине Арагонской после того, как она овдовела, Генрих VIII прожил с ней в брачном союзе 17 лет. Увлечение короля фрейлиной своей супруги Анной Болейн побудило его искать расторжения своего брачного союза, который теперь ему удобно было считать противозаконным. Папа Климент VII не пожелал аннулировать брак. Сделал это в 1533 г. в угоду королю архиепископ Кентерберийский Томас (Фома) Кранмер, предстоятель (примас) Римско-католической церкви в Англии. Он только что занял этот пост по желанию короля и с согласия папы, хотя в душе был убежденным сторонником Реформации Церкви в духе лютеранства. Послушный примасу Собор римско-католических епископов Англии аннулировал брак короля с Екатериной Арагонской и признал законным брак с Анной Болейн. Одновременно с этим английская Церковь вышла из подчинения папе. Вскоре после этого (1534) парламент объявил короля "единственным верховным главой на земле английской Церкви". Епископы должны были просить у короля подтверждения своих церковных прав.

Однако король не склонен был вести английскую Церковь по лютеранскому пути. Он хотел сохранить неизменным прежнее, католическое, вероучение и культ. Иных взглядов держался архиепископ Томас Кранмер, стремившийся к коренной реформации Церкви.

Эдуард VI (1547–1553), сын короля Генриха VIII, вступил на престол десятилетним мальчиком. При нем значение архиепископа Кранмера усилилось. Став одним из регентов, Кранмер продолжил дело реформации Английской Церкви.

В 1539 г. был издан под редакцией и с предисловием Кранмера английский перевод Библии, затем Кранмер занялся упрощением богослужения. Регенты, правившие за малолетством Эдуарда VI, и сам молодой король были под его сильным влиянием. Кранмер теперь уже открыто выражал сочувствие протестантизму. По его инициативе в 1549 г. была выпущена "Книга общественного богослужения", или "Книга общих молитв" ("Book of Common Prayer"). Неоднократно пересмотренная, она и в настоящее время является в Англиканской Церкви служебником, в который введена и догматика. Но ее появление не остановило догматических споров, поскольку они были изложены в ней недостаточно ясно и определенно. В том же 1549 г. была издана "книга гомилий", в подготовке которой Кранмер принимал большое участие. В 1552 г. издан Символ веры Англиканской Церкви, составленный Кранмером при содействии Меланхтона.

Систематическим изложением воззрений реформированной Церкви явились написанные Кранмером в 1552 г. 42 члена вероучения (articuli), в основу которых положено лютеранское "Аугсбургское исповедание" и некоторые положения кальвинизма. Основное содержание этого документа состоит в следующих утверждениях: учение Священного Писания достаточно для спасения. Три символа - "Никео-Цареградский", "Афанасьевский" и "Апостольский" должны быть признаны, потому что могут быть во всем их содержании доказаны из Священного Писания. Учение о сверхдолжных делах нечестиво. Вселенские Соборы могут погрешать и погрешали. Из таинств упоминаются только Крещение и Вечеря Господня. Пресуществление не может быть доказано из Священного Писания. Жертвоприношения месс, в которых священники приносят Христа в жертву за живых и умерших, суть басни. Епископы, пресвитеры и диаконы не обязаны быть безбрачными.
Таким образом, при юном Эдуарде VI над умеренной концепцией, которой держался его отец, возобладала значительно более радикальная концепция архиепископа Кранмера.

Однако в бурном развитии английской Реформации уже намечалось течение еще более кардинальное, представителями которого стали уже упоминавшиеся "нонконформисты", или пуритане (см. раздел "Распространение и развитие кальвинизма. Гугеноты. Пуритане").

Между тем английской Реформации всех оттенков готовился сильнейший удар с другой стороны. В 1553 г. через несколько недель после опубликования 42-х членов Эдуард скончался и на престол вступила Мария Тюдор.
Дочь Екатерины Арагонской, внучка испанских королей по материнской линии, Мария Тюдор (1553–1558) унаследовала от них горячую приверженность к католицизму и вошла в историю под именем Марии Католички, или Марии Кровавой. Она стала женой испанского короля Филиппа II (сына Карла V) и в политике опиралась на тесный союз с католической Испанией. Английская Церковь вновь была объявлена подчиненной папе, началось преследование противников папизма, искоренение всего того, что было порождено Реформацией. Архиепископ Кранмер, отказавшись признать Марию законной королевой Англии, заявил о своей верности реформаторской линии, которую называл согласной с традициями Древней Церкви. Кранмера судила в 1554 г. особая комиссия римско-католических богословов и он был осужден на сожжение. Приговор, однако, в течение двух лет не приводили в исполнение, рассчитывая на его раскаяние. У окон тюрьмы, в которой находился архиепископ Кранмер, намеренно был приведен в исполнение приговор над двумя другими осужденными вместе с ним епископами. Страшное зрелище сожжения близких людей потрясло Кранмера. В ужасе он стал молить о пощаде, но когда дело дошло до отречения, чувство долга взяло верх и он вновь подтвердил свои убеждения. 21 марта 1556 г. Кранмер мужественно взошел на костер. Это, конечно, были не единственные жертвы контрреформации в Англии. При Марии Кровавой было казнено за протестантизм более 200 человек.

Мария Тюдор вскоре умерла, на престол вступила Елизавета Тюдор, дочь Анны Болейн. Продолжительное правление Елизаветы (1558–1603) ознаменовалось восстановлением и утверждением Реформации в Англии. Была восстановлена зависимость английской Церкви от королевской власти. В акте об этом английский король был объявлен "единым правителем королевства как в делах духовных и церковных, так и светских", но все же не "верховным главой" английской Церкви, как то было при Генрихе VIII.

Первоочередной задачей Елизаветы, признавшей Реформацию, было восстановление разгромленной Марией кранмеровской церковной иерархии.
На Кентерберийскую кафедру Елизавета назначила Матфея Паркера. Рукоположение его было совершено в 1559 г. При обсуждении вопроса об англиканском священстве всегда приходится касаться истории хиротонии Матфея Паркера.

Чтобы прекратить нескончаемую борьбу религиозных партий, королева Елизавета распорядилась произвести пересмотр и исправление написанных Кранмером 42-х членов (members). После долгих споров они были значительно переработаны и сокращены до 39-ти.

В вероучении Англиканской Церкви, изложенном в 39-ти членах, которые являются официальным, хотя и неполным изложением веры англикан, имеются догматы, вполне согласные с Православием (о Боге едином в трех Лицах, о Сыне Божием и другие), а также учения, провозглашенные из противодействия Риму, которые тоже приближают Англиканскую Церковь к Православию (отрицание сверхдолжных заслуг, чистилища и индульгенций, предписание богослужений на родном языке, приобщение мирян под двумя видами, отмена обязательного безбрачия духовенства, отрицание главенства папы над всей Церковью). В то же время они содержат и ряд заблуждений, оставшихся от католицизма (исхождение Св. Духа "и от Сына") и лютеранства (учения о первородном грехе и о состоянии человека после падения, об оправдании верой, о погрешимости Вселенских Соборов, о том, что Восточные Церкви впали в заблуждение, отрицание почитания икон и святых мощей, отрицание призывания святых, протестантское учение о таинствах). Они включают еще ряд учений, изложенных неопределенно, которые могут быть поняты по-разному (о числе таинств, о присутствии в таинстве Евхаристии истинных Тела и Крови Христовых, учение об иерархии, которое можно понимать и в православном, и в протестантском смысле) и, наконец, признание церковного главенства короля.
В 1571 г. 39 членов были утверждены парламентом Англии, подписаны епископами в качестве важнейшей символической книги вероопределения Англиканской Церкви.

Реформационные течения внутри англиканства

Помимо сформировавшегося внутри англиканства и выделившегося в самостоятельную организацию течения кальвинистского направления - пуритан (см. раздел "Распространение и развитие кальвинизма. Гугеноты. Пуритане"), разделившегося на умеренных пресвитериан и более радикальных индепендентов, в самой Англиканской Епископальной Церкви образовались и по сей день существуют течения, по-разному относящиеся к спорным вероучительным вопросам.

Высокоцерковники - это протестантская церковная аристократия, подчеркивающая типичные особенности англиканства, государственный характер Церкви, супрематию короны, привилегии членов Церкви по сравнению с диссентерами, епископализм и связь со средневековой и Древней Церковью в богослужении и организации. Основная идея высокой Церкви: противодействуя крайностям протестантства, отстоять и сохранить в Англиканской Церкви все, что в ней содержится от древних времен, приблизить ее к традиции и практике Вселенской Церкви до ее разделения. Высокая Церковь стремится к возможно лучшему сохранению католических традиций, принимает учение об оправдании верой и делами, отстаивает авторитет Церкви, подчеркивает значение иерархического преемства, отвергает кальвинистические взгляды. Это течение ближе всего к Православию. Высокую Церковь можно назвать англиканством в собственном, изначальном смысле слова. В момент своего выступления в конце XVII в. высокоцерковная партия не могла еще окончательно освободиться от политики. Высокоцерковники вошли в ряды консерваторов-тори как сторонники авторитета и прав короны и Церкви.

Низкоцерковники представляют собой крайние течения протестантизма с его учением об оправдании одной верой и о Библии как единственном источнике вероучения. Из книг Священного Писания особенным уважением у них пользуется пятикнижие Моисея, хотя в теории новозаветные книги ставятся выше ветхозаветных. Низкоцерковники с конца XVII в. вербовались в тех рядах, которые при Стюартах пополнялись пуританами. Заметными очертания партии делались потому, что в политике они сливались с вигами. Низкоцерковники входили в господствующую Церковь, признавали ее учреждения, но не придавали им такого значения, которое исключало бы другие ответвления протестантизма. К середине XIX в. низкая Церковь численно уменьшилась и стала растворяться в широкой Церкви. Представители низкой Церкви называют себя "евангеликами".

Широкоцерковники - это, собственно говоря, не партия, а равнодушная к религиозно-церковным вопросам масса, которую часто называют "индифферентной Церковью". Они стремятся к объединению всех течений на основе веротерпимости. Представители широкой Церкви считают, что спорить из-за догматических разногласий не стоит: все христиане - братья между собой и сознание своего братства они должны обнаруживать в жизни через оказание взаимной помощи, особенно в религиозно-нравственном отношении. Пренебрегая основами веры, данной Христом, отрицая догматику, широкая Церковь воспринимает христианство лишь как нравственное учение, лишенное своего источника и своей основы, - "мораль без догмы".

Помимо изложенных в предыдущих разделах течений, Англиканская Церковь вызвала к жизни ряд общин (сект), основные вероучительные принципы которых имеют определенные особенности, послужившие причиной их отделения от этой Церкви. Наиболее важными и широко распространенными являются баптизм и методизм.

Баптизм возник в Англии в первой половине XVII столетия на основе индепендентства (конгрегационализма). Первая община баптистов была образована в 1612 г.

Нет данных, которые бы говорили о прямой зависимости английского баптизма XVII столетия от немецкого анабаптизма XVI столетия, хотя отрицание Крещения детей. является общим для обоих вероисповеданий. В баптизме настойчиво подчеркивается спасение личной верой, без Церкви. Возникновение баптизма в Англии связано с именами Томаса Хелвиса и Джона Смита.
В результате преследования Епископальной Церковью и пресвитерианами баптисты вскоре эмигрировали в Северную Америку и начали распространять там свое вероучение. Первая американская баптистская община возникла уже в 1639 г. В Америке баптизм получил наибольшее распространение и разбился на ряд течений и сект.

В Германию баптизм проник в первой половине XIX в.
На Украину баптизм был занесен во второй половине XIX в. немецкими колонистами.

В 1905 г. был организован Всемирный союз баптистов, переименованный в 1957 г. во Всемирный союз евангельских христиан-баптистов.

Методизм

Методизм возник в XVIII в. в результате стремления оживить государственную Англиканскую Церковь. Зародилось это новое английское вероисповедание под влиянием лютеранского пиэтизма в студенческой среде Оксфордского университета. Главным инициатором его был Джон Веслей (1703–1791), ставший вскоре священником Англиканской Церкви. Все началось с организации в 1729 г. небольшого религиозного кружка, участников которого за строгие правила и подвижнический образ жизни стали называть "методистами". Число их стало постепенно расти. Методисты повели широкую работу среди простого народа, выступая где придется, чаще всего под открытым небом. На первый план они выдвигали деятельную любовь, выражавшуюся в деятельном социальном служении.

Англиканское духовенство неодобрительно смотрело на деятельность Веслея и отказало ему в поставлении священников. В XIX в. методисты полностью отделились от Англиканской Церкви. Веслей стал рукополагать священников сам, объявив пресвитерство равным по благодати епископству.
Методизм получил широкое распространение в Америке. Особенно большой рост здесь он имел в XIX в. В 1951 г. был учрежден Всемирный союз методистов.


© Все права защищены

АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (английский Anglican Church, латинский Ecclesia Anglicana), общеупотребительное название национальной церкви Англии (The Church of England), официальной протестантской церкви Великобритании; в обобщающем смысле - все церкви, исторически связанные с церковью Англии, разделяющие англиканское вероучение (доктрину Англиканской церкви), допускающие евхаристическое общение и признающие авторитет архиепископа Кентерберийского.

Вероучение . Доктрина Англиканской церкви является сочетанием положений, присущих как католическому, так и протестантским (лютеранскому и кальвинистскому) вероучениям. Наиболее важными источниками, излагающими основные положения англиканского вероучения, являются Книга общих молитв и «Тридцать девять статей» .

Основной источник вероучения в Англиканской церкви Священное Писание (ст. 6 AR). Как таковое учение о Священном Предании в «Тридцати девяти статьях» не содержится, однако в статье 34 AR говорится о «преданиях Церкви», под которыми подразумеваются разные литургические обычаи, основным критерием правильности которых служит «непротиворечие Слову Божию». Принципиальным положением англиканского вероучения является необходимость проповеди и совершения таинств на национальном языке (ст. 24 AR).

В соответствии с католической традицией Англиканская церковь признаёт исхождение Святого Духа и «от Сына» (Filioque) (ст. 5 AR). В целом Англиканская церковь не имеет в христологии отступлений от католического и православного учений. Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек, пострадавший, распятый, умерший во искупление «всех действительных грехов людей» (ст. 2 AR), сошедший во Ад и воскресший. Англиканское вероучение не содержит понятия о церкви как Теле Христовом. Англиканская церковь принимает только «два таинства, установленные Христом Господом нашим в Евангелии, а именно Крещение и Вечеря Господня» (т. е. Евхаристия) (ст. 25 AR). Об оставшихся таинствах говорится, что они не имеют подтверждения или прообраза в Евангелии. Сформулированная в эпоху Реформации англиканская доктрина в принципе отрицала почитание мощей, икон и статуй святых как не находящее подтверждения в Священном Писании; отрицалось также учение о заслугах святых, пополняющих «сокровищницу благодати», хранимую церковью. Однако в 19 веке под воздействием Оксфордского движения, чья деятельность привела к сближению с католичеством и возникновению англокатолицизма, в практике «Высокой церкви» стало допускаться наличие в храмах икон некоторых святых.

История . Английская Реформация опиралась на национальную традицию критики Римско-католической церкви, изложенной на рубеже 15-16 века в теологических трактатах и проповедях Дж. Уиклифа, в произведениях Дж. Фишера, Дж. Колета и др. Впервые идеи лютеранской Реформации стали проникать в Англию в начале 16 века. С 1529 по 1536 год созванный по инициативе короля Генриха VIII Парламент Реформации принял ряд законов, ограничивших юрисдикцию, финансовые права и влияние папы Римского в Англии: акты «Об ограничении аннатов» (1532), «Об ограничении апелляций к Риму» (1533), «О подчинении духовенства» (1534), «О церковных назначениях» (1534), «Об отмене папской юрисдикции в отношении английского духовенства» (1536). Принятый Парламентом Реформации Акт о супрематии (1534) провозгласил короля верховным главой церкви и впервые узаконил независимую от Рима национальную Англиканскую церковь, управляемую примасом - архиепископом Кентерберийским. Земельные владения церкви перешли к королю в результате проведённой им в 1535-39 годах секуляризации имущества церкви. В результате «королевской реформации» Англиканская церковь превратилась в один из институтов государства. Право утверждать её доктрину, обряды и внутреннюю структуру было юридически закреплено за королём и английским парламентом. В 1536 году Комитет Реформации под председательством архиепископа Кентерберийского Томаса Кранмера, главного идеолога английской Реформации в 1-й половине 16 века, сформулировал основные принципы англиканского вероисповедания «Десять статей». В конце 1530-х годов появились английские переводы Библии [в 1539 году вышло 1-е издание так называемой Большой Библии (Create Bible)]. Восшествие на престол короля Эдуарда VI (1547-53) ознаменовало начало нового, более радикального этапа Реформации. Были сняты ограничения на чтение Библии для мирян (введены в 1543), создана комиссия для выработки англиканского символа веры. Важнейшим шагом в английской Реформации стало издание Книги общих молитв (1549), а также «Актов о единообразии», унифицировавших литургическую практику англиканства. В правление королевы Елизаветы I Тюдор (1558-1603) были приняты новый «Акт о супрематии» и «Тридцать девять статей», тогда же был окончательно определён компромиссный характер вероучения Англиканской церкви - выбран срединный путь (via media) между католицизмом и протестантизмом. Однако это не удовлетворяло как английский католиков, так и пуритан - сторонников радикальной реформы церкви. Пуритане перешли в это время к критике официальной Англиканской церкви, главными её объектами были епископат, церковная иерархия и пышность богослужения. В пуританском движении выделились умеренное пресвитерианское (смотри Пресвитериане) и радикальное индепендентское (смотри Индепенденты) направления. При первых Стюартах критика епископального устройства Англиканской церкви со стороны пуритан усилилась.

Новым явлением в Англиканской церкви 17 века стало распространение арминианства. Король Карл I назначил в 1633 году архиепископом Кентерберийским У. Лода — видного теоретика арминианства, начавшего возрождать традиции католического богослужения. Эти реформы не были приняты как умеренными англиканами, так и пуританами. В 1640 году так называемый Долгий парламент подверг Лода импичменту. В 1642 году парламентом был принят «Билль об исключении епископов», запрещавший не только епископам, но и любым духовным лицам занимать светские государственные должности. В 1643 году была упразднена система епархиального управления в Англии и Уэльсе и секвестирована собственность всех капитулов, архиепископов, епископов, деканов и духовных лиц, поддержавших короля в его войне с парламентом. В июне 1643 года по решению парламента была созвана Вестминстерская ассамблея богословов, на которой доминировали пресвитериане; результатом её работы стало составление Вестминстерского исповедания. В 1646 году процесс разрушения епископального устройства Англиканской церкви был завершён решением (ордонансом) об уничтожении архиепископств и епископств.

В период Республики и протектората О. Кромвеля сформировалась пресвитерианская церковь, но она не смогла вытеснить официальную Англиканскую церковь на территории всей страны. В процессе реставрации монархии король Карл II (1660-85) восстановил Англиканскую церковь с её прежним епископальным устройством.

На рубеже 17-18 века вошли в употребление понятия «Высокая» и «Низкая» церковь. Термин «Высокая церковь» применяется к сообществу тех членов Англиканской церкви, которые склонны подчёркивать её общность скорее с католической, чем с протестантской традицией. В начале 18 века возник термин «Низкая церковь» - течение в англиканстве, идейно близкое к радикальному протестантизму. С середины 19 века к этому направлению стали относить евангеликов (смотри Евангелические церкви). Заметным явлением в жизни Англиканской церкви стало зарождение в 18 веке методизма. Его возникновение явилось реакцией широких слоёв общества на распространение скептицизма и атеизма. В 1795 году методисты, создавшие собственную, хорошо организованную церковную структуру, выделились из церкви Англии.

Стремление укрепить позиции Англиканской церкви, которым, с одной стороны, угрожало «наступление католиков», с другой интеллектуальный либерализм, дало начало Оксфордскому движению. Одной из проблем, возникших перед Англиканской церковью в 19 веке, стала необходимость определить её отношение к новейшим достижениям естественных наук. Результатом дискуссий и признания необходимости новых интерпретаций в оценке картины мира стало оформление в Англии либеральной теологии. В 1860 году сторонники усиления рационалистического начала в богословии (Б. Джоуэтт, Ф. Темпл, М. Паттисон) изложили свои взгляды в сборник «Опыты и обзоры» («Essays and Reviews», 1860), который вызвал критику представителей всех течений в Англиканской церкви. К либеральным теологам, стремившимся интерпретировать англиканское вероучение с учётом историко-культурных исследований, психологии, сравнительной лингвистики и таким образом сгладить противоречия «высокого» и «низкого» направлений, стали применять определение «Широкая церковь». Позднее его распространили и на идейных наследников либеральной теологии - модернистов конца 19 - начала 20 века.

Кризис в конституционных отношениях светского государства и церкви на рубеже 19-20 века был вызван тем, что церковь практически не имела возможности принимать самостоятельные решения по вопросам вероучения, внутреннего устройства и богослужебной практики. Попытки изменить ситуацию привели к созданию в 1919 году Национальной ассамблеи церкви Англии (The Church of England National Assembly), которая получила полномочия подготавливать законодательные предложения по вопросам церковной жизни, но они по-прежнему должны были утверждаться парламентом и монархом. Активизация приходской жизни, участие мирян в просветительской и благотворительной деятельности церкви обусловили появление системы представительства от мирян в органах церковного управления всех уровней. В 1921 году была проведена реформа церковного самоуправления: в приходах в обязательном порядке создавались советы с участием мирян. В 1947-67 годах Национальная ассамблея получила функции верховного апелляционного суда по вопросам доктрины церкви, богослужения и церковной дисциплины, принадлежавшие ранее светскому органу — юридическому комитету Кабинета министров. По Акту о синодальном управлении (Synodical Government Measure Act, 1965), одобренному парламентом, Национальная ассамблея в 1969 году была преобразована в Генеральный синод церкви Англии, получивший право законодательной инициативы в церковных вопросах.

Церковно-административное устройство . Англиканская церковь насчитывает около 26 миллион членов (2003). Её главой является правящий монарх, которому принадлежит исключительное право назначать архиепископов, епископов и настоятелей кафедральных соборов (это право закреплено «Актом о назначении епископов», 1533). По согласованию с премьер-министром правящий монарх назначает архиепископов (2 человек), епископов (108 человек), настоятелей соборов (42 человек). Территориально в юрисдикцию Англиканской церкви входят: Англия, остров Мэн; острова, расположенные в пределах пролива Ла-Манш; острова Силли, часть Уэльса, диоцез, включающий конгрегации во всех странах Европы, а также Марокко, Турцию и некоторые территории бывшего СССР. Церковь Англии делится на 2 провинции: южную возглавляет архиепископ Кентерберийский, северную - архиепископ Йоркский. В состав северной провинции входят 14 диоцезов, южная провинция насчитывает 40 диоцезов. Диоцезы состоят из 13 тысяч приходов в Англии и 260 европейских конгрегаций.

Англиканские епископы являются духовными лордами королевства, оба архиепископа и 24 епископа входят в состав Верхней палаты парламента. Влияние государства на дела церкви выражается в том, что подбор кандидатов на вакантные епископские кафедры осуществляется премьер-министром, независимо от того, принадлежит ли он к Англиканской церкви, и его специальным секретарём. В отношении поставления на должность священников в Англии продолжает действовать средневековая традиция — во многих случаях священник выдвигается патронами, в числе которых могут быть монарх (контролирующий в этом качестве несколько сотен приходов), министры правительства, авторитетные представители местной аристократии, а также корпорации - университеты и кафедральные соборы. Англиканская церковь разрешает вступать в брак клирикам как до поставления (ординации), так и после него.

С конца 20 века Англиканская церковь допускает также женское священство. С 1977 года женщин посвящают в диаконы, с 1990 - в пресвитеры. Это решение вызвало неоднозначную реакцию в Англиканской церкви и в Англиканском содружестве, в связи с чем в резолюциях 13-й Ламбетской конференции (1998) разъясняется, что и те, кто одобряют ординацию женщин, и те, кто не принимают её, являются истинными англиканами.

В 1704 году началось возрождение церковной собственности с так называемого «дара королевы Анны» (1702-14), пожаловавшей церкви дотацию «на поддержание бедного духовенства». С 1809 года Англиканская церковь стала получать постоянные государственные субсидии, расходование которых контролировалось парламентом. С 1936 года упразднена церковная десятина, в связи с чем парламент Англии выплатил церкви единовременную компенсацию в 70 миллионов фунтов стерлингов. Основную часть доходов церкви Англии составляют пожертвования. В 1998 году в собственности Англиканской церкви находились 42 кафедральных собора и 16 тысяч церквей, из них 13 тысяч считаются архитектурно-историческими памятниками. В ведении церкви находится около 5 тысяч школ.

Англиканское содружество (английский Anglican Communion) объединяет церкви, исповедующие англиканское вероучение, придерживающиеся практики богослужения, определяемой Книгой общих молитв, допускающие евхаристическое общение и признающие в той или иной степени историческую связь с Кентерберийской епархией, а также авторитет архиепископа Кентерберийского.

Во 2-й половине 17-18 века влияние церкви Англии вышло за пределы Британских островов. Диоцезы Англиканской церкви были образованы в Североамериканских колониях Великобритании и в Канаде, позднее на их месте возникли независимые Протестантская епископальная церковь Америки и Англиканская церковь Канады. По мере расширения Британской империи в 19 веке учреждаются новые диоцезы в Африке, Индии, Австралии и Новой Зеландии; благодаря миссионерской деятельности диоцезы появляются также на территориях, не входящих в состав империи, - в Японии, Китае, Египте, Иране, на островах Полинезии, на острове Мадагаскар, в Южной Европе, в Иерусалиме, Гибралтаре (территории с особым статусом) и др. Увеличение числа заморских диоцезов и повышение статуса церковных иерархов в колониях привело к созданию в 1841 году Совета колониальных епископств (Colonial Bishoprics’ Council). В конце 19 - начале 20 века заморские провинции и диоцезы обретали всё большую независимость как от Британской империи, так и от Кентерберийского престола. Этот процесс стал необратимым после завершения 2-й мировой войны и окончательного отказа Британии от её колониальных владений в 1960-х годах.

Возникновение Англиканского содружества относится к 1867 году, когда разногласия между сторонниками «высокого» и евангелического направлений в Англиканской церкви Канады поставили епископов колониальных церквей перед необходимостью обсудить ряд общих теоретических и юридических вопросов. С этой целью в 1867 году в лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского - Ламбетском дворце - была созвана 1-я Ламбетская конференция. С тех пор Ламбетские конференции англиканских епископов проходят под председательством архиепископа Кентерберийского каждые 10 лет (за исключением периода 1930-48, когда регулярным встречам помешала война). Конференции являются неформальным собранием иерархов англиканских церквей, резолюции которого не считаются законодательными актами и необязательны для выполнения членами Англиканского содружества. Тем не менее, резолюции Ламбетских конференций пользуются большим авторитетом. Решения и отчёты о Ламбетских конференциях регулярно публикуются («Lambeth Conference. Resolutions and Reports»). Официальным печатным органом Англиканского содружества является также журнал «Англиканский мир» («Anglican World»).

Членами Англиканского содружества одновременно являются как отдельные диоцезы, так и провинции, автономные национальные церкви, региональные объединения церквей и международные церковные организации. Почетной главой является архиепископ Кентерберийский, который, однако, не имеет особых полномочий за пределами церкви Англии, Кентерберийской епархии и ряда диоцезов, находящихся в прямом подчинении ему, рассеянных по всему миру.

Лит.: А collection of articles of the Church of England. L., 1661; The book of common prayer. L., 1662; Collectio Documentorum Historiae Reformationis Ecclesiae Anglicanae. L., 1680; Beveridge W. The Doctrine of the Church of England. Oxf., 1840; А history of the articles of religion. L., 1851; Михайлов ский В. М. Англиканская церковь в ее отношении к Православию. СПб., 1864; Phillimore R. The Ecclesiastical law of the Church of England: In 2 vol. L., 1873-1876; Соколов В. А. Иерархия Англиканской епископальной церкви. М., 1906; Ollard S. L. А dictionary of English Church history. L., 1912; Major Н. D. English modernisms, its origins, methods, aims. Oxf., 1927; Rupp Е. The making of the English Protestant tradition. Camb., 1947; Great Britain. Laws and statutes. The public general acts and Church Assembly Measure. L., 1961 -; Herklots Н. G. G. Frontiers of the Church: The making of the Anglican Communion. L., 1961; Martin J.А. The new dialogue between philosophy and theology. L., 1966; The canons of the Church of England. L., 1969; FouyasM. Orthodoxy, Roman Catholicism and Anglicanism. L., 1972; Duffy Е. The stripping of the altars: traditional religion in England, 1400-1580. L., 1992; Haigh С. English reformations: religion, politics and society under the Tudors. Oxf., 1993; Lambeth Conference, 1998; Resolutions and Reports. L., 1998.

О. В. Дмитриева, А. В. Третьяков, В. В. Чернов.

М - видеть сон