Духовная жизнь общества и ее структурная характеристика. Понятие, сущность и структура духовной жизни общества

Важной стороной функционирования и развития общества является его духовная жизнь. Она может быть наполнена богатым содержанием, что создает благоприятную духовную атмосферу жизни людей, хороший морально-психологический климат. В других случаях духовная жизнь общества может быть бедной и маловыразительной, а иногда в нем царит настоящая бездуховность. На это указывают многие отечественные и зарубежные ученые, писатели и другие представители духовной культуры. Вот лишь одно из характерных суждений: мировоззрение, преобладающее в современной западной культуре, "строго говоря, не совместимо ни с каким понятием о духовности". В нем всецело доминируют материальные интересы как основной символ современного потребительского общества . В содержании духовной жизни общества проявляется его подлинно человеческая сущность. Ведь духовное (или духовность) присуще только человеку, выделяет и возвышает его над остальным миром.

Основные элементы духовной жизни общества

Духовная жизнь общества весьма сложна. Она не ограничивается различными проявлениями сознания людей, их мыслей и чувств, хотя с полным основанием можно сказать, что их сознание есть стержень, ядро их личной духовной жизни и духовной жизни общества.

К основным элементам духовной жизни общества можно отнести духовные потребности людей, направленные на создание и потребление соответствующих духовных ценностей, равно как и сами духовные ценности, а также духовную деятельность по их созданию и в целом духовное производство. К элементам духовной жизни следует отнести также духовное потребление как потребление духовных ценностей и духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения.

Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность . Ее можно рассматривать как деятельность сознания, в процессе которой возникают определенные мысли и чувства людей, их образы и представления о природных и социальных явлениях. Результатом этой деятельности выступают определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, моральные, эстетические и религиозные воззрения. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т.д.

Все это принимает вид и значение соответствующих духовных ценностей , в качестве которых могут выступать те или иные взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, наконец само духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат, скажем в семье, производственном и ином коллективе, в межнациональном общении и в обществе в целом.

Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью их усвоения возможно большим числом людей. Это имеет решающее значение для повышения их грамотности и духовной культуры. Важную роль в этом играет деятельность, связанная с функционированием многих учреждений науки и культуры, с образованием и воспитанием, осуществляется ли она в семье, школе, институте или же в производственном коллективе и т.д. Результатом такой деятельности является формирование духовного мира многих людей, а значит, обогащение духовной жизни общества.

Основными побудительными силами духовной деятельности выступают духовные потребности . Последние предстают как внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению. Духовные потребности объективны по содержанию. Они обусловлены всей совокупностью обстоятельств жизни людей и выражают объективную необходимость духовного освоения ими окружающего их природного и социального мира. В то же время духовные потребности субъективны по форме, ибо предстают как проявления внутреннего мира людей, их общественного и индивидуального сознания и самосознания.

Духовная жизнь - относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляют специфические виды духовной деятельности и общественных отношений, ее регулирующих.

Структура духовной жизни общества включает общественное сознание как содержательную сторону, а также общественные отношения и институты, которые определяют порядок и условия его функционирования.

Духовная жизнь общества обязательно должна включать в себя право человека на духовную, свободу, на реализацию своих способностей, удовлетворение духовных потребностей. Духовная жизнь общества должна охраняться законом.

Духовная культура - часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и ее продукты. Духовная культура включает в себя нравственность, воспитание; просвещение, право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию и другие духовные ценности. Духовная культура характеризует внутреннее богатство человека, степень его развитости.

Элементами духовной культуры общества являются произведения искусства, философские, этические, политические учения, научные знания, религиозные идеи и т. п. Вне духовной жизни, помимо сознательной деятельности людей культура вообще не существует, так как ни один предмет не может быть включен в человеческую практику без осмысления, без посредства каких-либо духовных компонентов: знаний, навыков, специально подготовленного восприятия. Ни один предмет материальной культуры не может быть создан без сочетания действий "исполняющей руки" и "мыслящей головы". При помощи одной только руки люди никогда не создали бы паровой машины, если бы вместе и наряду с рукой и отчасти благодаря ей не развивался и мозг человека.

Духовная культура формирует личность - ее мировоззрение, взгляды, установки, ценностные ориентации. Благодаря ей могут транслироваться знания, умения, навыки, художественные модели мира, идеи и т. д. от индивида к индивиду, от поколения к поколению. Именно поэтому чрезвычайно важна преемственность в развитии духовной культуры.

Духовный мир человека - это социальная деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение, распространение культурных ценностей общества.

Духовные люди черпают свои главные радости в творчестве, в познании, в бескорыстной любви к другим людям, они стремятся к самосовершенствованию, переживают высшие ценности как нечто священное для себя. Это не означает, что они отказываются от обычных житейских радостей и материальных благ, но эти радости и блага для них не самоценны, а лишь выступают условием достижения иных, духовных благ.

Духовность - это одухотворенность, идеальные, религиозные, нравственные аспекты миропонимания.

Бездуховность - это отсутствие высоких гражданских, культурно-нравственных качеств, эстетических потребностей, преобладание чисто биологических инстинктов.

Причины духовности и бездуховности кроются в характере семейного и общественного воспитания, системе ценностных ориентаций личности; экономической, политической, культурной ситуации в той или иной стране. Если бездуховность становится массовой, если людям становятся безразличны такие понятия, как честь, совесть, личное достоинство, то у такого народа нет шансов занять достойное место в мире.

Во всех общественных явлениях в той или иной мере участвует духовность, представленная различными сторонами, видами и т.п. Поэтому определение места и роли духовного фактора в общественных явлениях и процессах - необходимый момент познания закономерностей общественной жизни. Теоретическая разработка проблем духовной жизни общества и его культуры наиболее важна для тех сфер практической деятельности, в которых духовные элементы играют заметную, иногда решающую роль. Методологическое значение этих понятий обусловлено их принадлежностью к системе фундаментальных категорий социальной философии, которые отражают основные явления общества в целом и раскрывают отношения между ними. Эта роль проявляется как при изучении исторического процесса в общем, так и в конкретном исследовании отдельных общественных явлений, когда необходимо выяснить соотношение между субъективной и объективной сторонами.

СУЩНОСТЬ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ЕЕ СТРУКТУРА

Жизнь общества - реальный жизненный процесс социального субъекта (лица, социальной группы, класса, общества), который проходит в конкретно-исторических условиях и характеризуется определенной системой видов и форм деятельности как способ освоения и преобразования действительности человеком. В реальной жизни общества связаны и в равной мере необходимы как материальное, вещественное, так и идеальное, духовное. Для характеристики духовного в современной литературе используют категории «духовная жизнь общества», «духовное производство», «общественное сознание», «духовная культура». Эти категории очень близки по содержанию, но между ними существуют и определенные отличия.

Духовная жизнь общества - наиболее широкое понятие из всех упомянутых. Оно охватывает многогранные процессы, явления, связанные с духовной сферой жизнедеятельности людей, совокупность их взглядов, чувств, представлений, а также процессы производства общественных и индивидуальных идей и их восприятия. Духовная жизнь - не только идеальные явления, но и ее субъекты, имеющие определенные потребности, интересы, идеалы, а также социальные институты, которые занимаются производством, распределением и сохранением духовных ценностей (клубы, библиотеки, театры, музеи, учебные заведения, религиозные и общественные организации ит.п.).

Духовное производство - вид трудовой деятельности, сущностью которой является создание предметов для удовлетворения духовных потребностей людей. Оно развивается на основе материального производства и имеет с ним общие черты. Однако духовному производству присущи и специфические черты. Основными среди них считаются следующие:

  • а) если результатом материального производства являются материальные ценности, мир вещей, то результат духовного производства - духовные ценности, мир идей;
  • б) если материальное производство направлено на создание непосредственно значимых ценностей, то духовное производство - это ценности, которые только в конечном результате становятся общественно полезными;
  • в) если в материальном производстве предмет используется как вещественная форма - поглощается или добавляется к чему-либо, т.е. исчезает как самостоятельный, то в процессе духовного производства происходит информационное использование предмета безотносительно к его материальной форме, т.е. предмет не только не исчезает, а может приобретать больший объем.

Как важная составляющая общественного производства - духовное производство выступает производством общественного сознания, в котором сосредоточено основное содержание духовной жизни общества. Это ядро, квинтэссенция духовной жизни.

Общественное сознание представляет собой совокупность идеальных образов: понятий, идей, взглядов, представлений, чувств, переживаний, настроений, возникающих в процессе отображения социальным субъектом окружающего мира, в частности, общественного сознания. Иными словами, это понимание действительности соответствующими социальными группами или обществом в целом на данном этапе их развития (Франция эпохи Наполеона I; советское общество 20-х гг. XX в. или периода Великой Отечественной войны; российское общество после 1991 г.). Общественное сознание - не эмпирически существующее, самостоятельное духовное образование, а философская категория, обозначающая особенности отображения социальными субъектами социальной и природной действительности при определяющем влиянии общественного бытия, а общественное бытие - реальный процесс жизни людей. Общественное сознание и общественное бытие - наиболее общие категории, используемые для выявления того, что является преимущественно определяющим в общественной жизни. За этими пределами их противопоставление не имеет смысла. Идеальные, духовные компоненты в тесном переплетении пронизывают общественную жизнь. Общественное сознание - частица общественного бытия, а именно бытие является общественным, поскольку в нем функционирует общественное сознание.

Общественное сознание имеет чрезвычайно сложную, динамичную структуру, которая предопределяется структурой общественного бытия. Эта структура, как правило, анализируется в двух аспектах: гносеологическом (познавательном) и социологическом. По гносеологическим (познавательным) возможностям и особенностям отражения общественного бытия выделяют уровни общественного сознания: обыденный и теоретический.

Социологический аспект общественного сознания - момент его деятельности, неотделимый от системы отношений, в которой эта деятельность осуществляется. В таком аспекте общественное сознание дифференцировано по сферам и представлено социальной психологией и идеологией. Кроме того, выделяют формы общественного сознания, которые являются формами познания действительности и вместе с тем духовно-практическими формами осознания мира и человека (схема 14.1).

Схема 14.1. Структура общественного сознания

Обыденный уровень общественного сознания представляет собой отображение действительности в рамках повседневной жизни. Часто это сознание называют здравым смыслом. Обыденное сознание формируется стихийно, в процессе непосредственной жизни. Оно включает накопленные веками эмпирические знания, нормы и образцы поведения, представления, традиции. Это разрозненные и не систематизированные представления и знания о явлениях, лежащих на поверхности жизни и поэтому не требующих обоснования и доказательства. Теоретический же уровень общественного сознания выходит за пределы эмпирических условий бытия людей и выступает в виде определенной системы взглядов. Он стремится проникнуть в сущность явлений объективной действительности, раскрыть закономерности их развития и функционирования. Только теоретическое сознание может выявлять закономерные тенденции и сложную диалектику развития общественной жизни во всей ее сложности и многогранности. Творцом теоретических знаний выступает относительно незначительная, профессионально подготовленная часть общества - научная интеллигенция.

Необходимо ли обыденное сознание при наличии теоретического? Да, необходимо. Теоретическое сознание способно видоизменять, модифицировать, окультуривать повседневное сознание. Однако, как бы ни развивались знания и наука, обыденное сознание всегда будет необходимо. В то же время абсолютизация обыденного сознания ведет к возникновению иллюзий и ошибок в общественном сознании. Важно, чтобы науки, в том числе общественные, оставались на теоретическом уровне, чтобы научные понятия не подменялись обыденными понятиями и представлениями, поскольку в таком случае система знаний теряет свой научный статус.

Рассмотрим теперь социологический аспект структуры общественного сознания. Относительно данного аспекта в структуре общественного сознания выделяют две сферы - общественную психологию и идеологию. Общественная психология - совокупность социальных настроений и чувств, обычаев, традиций и общественного мнения, которые складываются стихийно, в процессе повседневной жизни общества. Общественная психология и эмпирические знания находятся на одном уровне общественного сознания. Но в общественной психологии доминирующим является не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию, оценка действительности. Общественная психология осуществляет регулятивную функцию непосредственной жизни людей. В ней отражаются психологические черты и чувственные состояния социальных групп и общества в целом. Можно говорить об особенностях национальной, классовой психологии, психологии религиозных групп и т.д.

Общественная психология с ее эмоциональной окраской играет важную роль в общественных движениях, побуждая людей к разнообразным видам деятельности. Поэтому государственным деятелям, политическим партиям, политикам важно изучать настроения людей, прогнозировать их реакцию на те или иные события.

Идеология - система взглядов, идей, теорий, принципов, которые отражают общественное бытие сквозь призму интересов, идеалов, целей социальных групп, классов, нации, общества в целом. Идеология так же, как и общественная психология, направлена на регулирование общественных отношений. Между ними существуют единство и взаимодополнение. Тем не менее эти сферы общественного сознания имеют и некоторые отличия, а именно:

  • 1) общественная психология является непосредственной и стихийно сформировавшейся формой выражения интересов определенного класса или социальной группы; идеология же создается целенаправленно, определенными группами людей, занятых в сфере духовного производства;
  • 2) в отличие от общественной психологии идеология является упорядоченной и теоретически оформленной системой, т.е. в познавательном плане выступает на уровне теоретического сознания;
  • 3) общественная психология охватывает всю совокупность взглядов людей, имеющих гомогенный, т.е. нерасчлененный, характер. Идеология же распадается на отдельные виды - политические, правовые, эстетические, религиозные и другие убеждения людей;
  • 4) общественная психология проявляется при решении практических задач обыденной жизни; идеология же направлена на решение глобальных социальных задач.

Следует различать идеологии прогрессивную и консервативную, реакционную, научную, относительно истинную и ненаучную, иллюзорную. Характер идеологии зависит от того, чьим социальным интересам она служит и как соотносится с потребностями общественного развития.

Никакая идеология не должна приобретать характер государственной, официальной, принудительной, иметь монополистичный характер. Она должна исходить из идеологического плюрализма, соперничества различных идеологий. Как свидетельствует практика, полная «деидеологизация» общества, т.е. устранение идеологии из его жизни, невозможна.

В структуре общественного сознания ведущее место принадлежит его формам. Формы общественного сознания - относительно самостоятельные, более или менее систематизированные духовные образования, отражающие определенные стороны объективного мира и общественного бытия. Каждая форма общественного сознания отражает мир во всей его целостности, но в соответствии со своей спецификой и своим назначением. Выделяют следующие формы общественного сознания: политическую, правовую, моральную, эстетическую, религиозную, философскую, научную и др.

Какого-либо одного признака, по которому можно было бы отличить одни формы общественного сознания от других, не существует. Исследователи, изучающие формы общественного сознания, выделяют четыре основных принципа, которые в совокупности могли бы служить таким критерием. Они считают, что формы общественного сознания различаются (схема 14.2):


Схема 14.2. Основные признаки разграничения форм общественного сознания

  • а) по предмету отображения. Их предметом выступают так называемые идеологические, или надстроенные общественные отношения, складывающиеся при непосредственном участии сознания. В политических взглядах, например, отображаются отношения субъектов политических процессов, в морали - отношение человека к человеку, коллективу, обществу;
  • б) по формам отображения. Они могут быть теоретико-понятийными, нормативно-оценочными, художественно-образными. Наука и философия отражают бытие в форме абстрактных логических понятий: материя, сознание, движение, масса, притяжение, инерция, ускорение, валентность и т.д. Мораль и религия пользуются нормативными оценочными понятиями: добро, зло, справедливость, совесть и др. Искусство отображает действительность в художественных образах;
  • в) по особенностям своего происхождения и развития. Возникновение и развитие каждой из форм связаны с определенными общественными условиями и потребностями. Первой нерасчлененной формой сознания была мифология. Она возникла и была единой формой духовности на начальных этапах развития общества. Мифология содержала зародыш всех будущих форм и способов духовного освоения мира. С разделением труда на материальный и духовный произошла дифференциация мифологического сознания. Возникли система морали, религия, искусство, философия, политическое и правовое сознание, наука;
  • г) по выполняемым социальным функциям. Разные формы сознания обслуживают разные формы социальной деятельности, удовлетворяют разные социальные потребности и поэтому выполняют различные функции. Наука и философия имеют познавательную и мировоззренческую нагрузки. Политическое и правовое сознание выражает и защищает интересы определенных социальных групп в вопросах о власти, государстве и праве. Мораль выступает в роли неофициального регулятора отношений между людьми в нематериальной сфере, опираясь при этом не на силу закона, а на авторитет общественной мысли. Искусство удовлетворяет высокие духовные и культурные потребности, присущие только человеку.

Формы общественного сознания не только различаются, но и имеют общие черты. Все формы имеют один объект отображения - материальную жизнь общества, общественное бытие; все они выступают как отдельные виды единого духовного комплекса - общественного сознания; все формируются и функционируют на обоих уровнях (за исключением научного сознания): и обыденном, и теоретическом (на теоретическом уровне они проявляются более ярко). Все формы тесно взаимосвязаны, взаимно проникают и взаимно обогащают друг друга.

В любом современном обществе чрезвычайно важной формой общественного сознания является политическое сознание. Это совокупность идей, взглядов, учений, политических установок, отражающих социально-групповые, классовые отношения в обществе, центром которых является определенное отношение к власти. Само понятие «власть» - ключевое для политического сознания. Политическое сознание включает идеологический и психологический аспекты. Первый связан с идеологией как системой взглядов, идей, отражающих коренные интересы определенных социальных слоев, групп и т.п. Второй аспект связан с психологией, основанной на несистематизированных взглядах, чувствах, настроениях определенных субъектов политических отношений.

С политическим сознанием тесно связано правосознание - совокупность идей и взглядов относительно правомерности или неправомерности действий, прав и обязанностей членов общества, справедливости или несправедливости юридических законов. Правосознание обеспечивает общественный порядок, регулирует общественные отношения, исходя из сформулированных и утвержденных правовыми учреждениями требований надлежащего, с точки зрения закона, поведения. Правосознание на уровне индивида является осознанием и отстаиванием своих прав путем определения и соблюдения соответствующих обязанностей.

Право не может регулировать все без исключения общественные отношения, оно регулирует только важнейшие из них с точки зрения государства. Остальные общественные отношения регулируются моралью (а также обычаями, традициями, ритуалами, которые частично входят в мораль). Моральное сознание является суммой правил общественно одобренного поведения индивидов. Оно охватывает действительность в виде моральных норм - требований, которых должен придерживаться человек в соответствии с установками общества и с точки зрения собственных представлений о добре и зле. Требования морали не закреплены в каких-то учреждениях или заведениях. Они поддерживаются общественным мнением, властью традиций и обычаев, установленными нормами, оценками общества и социальных групп. Моральное сознание на уровне общества - это требования, предписываемые индивиду, которые он должен выполнять в силу своих социальных обязательств. Таким образом, общественная мораль является способом адаптации к общественной среде, сферой общественной необходимости.

Потребности людей в восприятии и создании совершенного, возвышенного, которое давало бы им духовное наслаждение, вызвали к жизни искусство и эстетическое сознание. Они возникли, как и другие отношения и формы сознания, отвечающие им, на основе общественно-исторической, прежде всего производственной, практики людей. Специфика эстетического сознания определяется его предметом, художественно-образным способом отражения действительности и функциями. Эстетическое сознание включает вкусы, представления, мысли, идеалы, взгляды и теории, отражающие эстетическую ценность предметов и явлений объективной действительности, а также предметов и явлений, созданных самим человеком. Действительность в эстетическом сознании отображается через понятия прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, комичного и трагичного. Это отражение происходит на идеологическом и обыденнопсихологическом уровнях.

Важную роль в духовной жизни общества играют религия и религиозное сознание , охватывающее религиозную идеологию и религиозную психологию. Религиозная идеология представляет собой более или менее четкую систему религиозных идей, взглядов на мир. Она, как правило, разрабатывается и развивается теологами. Религиозная психология складывается в основном стихийно, непосредственно в процессе отражения повседневных условий жизни людей, включает несистематизированные религиозные чувства, настроения, обычаи, представления, связанные с верой в сверхъестественное. Существенное место в обыденном религиозном сознании занимает процесс религиозного поклонения, или культ, который представляет собой наиболее консервативный элемент любой религии. В процессе такого поклонения человек поддается значительному и разностороннему духовно-эмоциональному, психологическому влиянию.

Между религиозным и философским сознанием есть нечто общее. И религия, и философия направлены на осознание предельного смысла человеческого бытия, на поиск глубинного единства и связей человека с мировым универсумом. Но это осознание осуществляется разными способами, разными путями. Так, философия - это теоретические, понятийные размышления над проблемами смысла человеческого существования. Это приближает ее к науке. Однако в отличие от науки философия служит не только целям теоретического познания, но прежде всего целям человеческого самоопределения в мире, целям достижения согласия между человеком и миром его бытия. Поэтому высшей ценностью философского познания является мудрость как переживание и осознание истины, личное постижение смысла и знания сущего, путей творческого саморазвития человека. Религия же опирается не на знание, а на религиозную веру и указывает человеку духовно-практический путь постижения смысла жизни. Она дает человеку духовные ориентиры для достижения бессмертия, используя специфические формы осознания единства человека и Вселенной.

Наука как форма общественного сознания направлена на отображение объективных закономерностей и связей природного и социального мира. Она систематизирует объективные знания о действительности интеллектуально-понятийным (рациональным) способом. Результатом и основной ее ценностью является истина. Наука имеет теоретический и эмпирический (экспериментально-исследовательский) уровни исследования и организации знаний, опирается на специально созданную систему научных методов познания и передачи знаний людям. Как социальный институт наука оформилась в XVII-XVIII вв. По видам она делится на гуманитарные, технические науки и природоведение.

Важное место в структуре общественного сознания принадлежит его носителям: массовому, коллективному и индивидуальному сознанию. Массовое сознание - уровень общественного сознания, субъектами которого выступают человеческие общности, составляющие большинство населения. Массовое сознание возникает на основе общности социально- экономических, идейно-политических и культурно-этнических условий жизни многих людей и включает наиболее распространенные, типичные представления, взгляды, устремления, идеалы, настроения и эмоции, обычаи и традиции, которые формируются в процессе духовно-практического освоения мира и непосредственно включены в повседневную практическую деятельность. Массовое сознание - интегрирующее проявление взаимодействия индивидуального и группового уровней общественного сознания. Оно формируется под влиянием научно-теоретического и обыденного сознания, идеологии и социальной психологии. Массовое сознание выступает непосредственной побудительной силой социальных действий масс, их социально-преобразующей деятельности.

Индивидуальное сознание - духовный мир каждой личности. Человек, как существо общественное видит мир сквозь призму определенного социума - общества, нации, класса, эпохи в целом. В индивидуальном сознании отображаются общественные идеи, цели, идеалы, знания, верования, которые рождаются и существуют в социальной среде. Сознание - отражение общественного бытия индивидов, оно всегда проявляется в общественной форме. В одном случае человек отображает мир и осознает свое бытие в форме мифологического сознания, в другом - философского, научного сознания, в третьем - художественного, религиозного и т.п. Сознания как такового, вне и независимо от конкретной общественной формы, просто не существует. Общественное сознание и является формой существования индивидуального сознания в общественной форме, в виде определенного совокупного результата человеческой деятельности, в форме общего достояния, достижений общества (схема 14.3).


Схема 14.3. Соотношение общественного и индивидуального сознания

Общественное сознание не является простой совокупностью индивидуальных сознаний. Его особенностью является то, что оно, пронизывая индивидуальное сознание, формируя его, обретает объективную, независимую от индивидов и их сознания форму существования. Общественное сознание воплощается в разнообразных объективных формах духовной культуры человечества - в языке, науке, философии, искусстве, политике и праве, морали, религии и мифах, в народной мудрости, социальных нормах и представлениях социальных групп, наций, человечества. Все эти элементы существуют независимо от индивидуального сознания и общественного бытия, они относительно самостоятельны, имеют собственные особенности развития, наследуются, передаются из поколения в поколение. Каждый индивид формирует свое сознание путем освоения общественного сознания.

Но индивидуальное сознание (также, как и общественное) является относительно самостоятельной системой, не может абсолютно определяться общественным сознанием. Духовный мир человека имеет личностнонеповторимую форму. Индивидуальные черты сознания индивида связаны не только с конкретными особенностями его жизнедеятельности, но и зависят от его нейрофизиологической структуры, особенностей психики, генетической организации, от уровня его собственных сил и способностей.

В своем развитии индивидуальное и общественное сознание опосредуют друг друга: каждый индивид развивает свое сознание через творческое постижение д уховных достижений прошедших поколений и современности, а духовность человечества развивается благодаря индивидуальным достижениям и духовным открытиям отдельных личностей.

Основная идея темы: Духовное есть подлинно-

человеческое в человеке, основное его богатство.

Н.А.Бердяев "Человечность связана с

духовностью... Завоевание

духовности есть главная задача человеческой жизни".

1. Духовная жизнь общества и её основные сферы.

2. Понятие общественного сознания.

3. Структура общественного сознания, формы его проявления.

I. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА И ЕЁ ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ.

Человек - единственное существо на земле, которое наделено не только телесной, но и духовной жизнью. Только он способен мыслить логически, постигать все существующее по меркам истины, справедливости и красоты. Без человека не может быть духовного производства, науки, искусства, религии.

Говоря о духовной жизни общества и человека необходимо подчеркнуть, что духовное всегда играло значительную роль в историческом процессе с момента возникновения общества. Сложность духовной сферы пожалуй можно сопоставить лишь со сложностью Вселенной, её отличают ярко выраженные многоплановость и многообразие.

Духовная сторона человеческой истории была предметом философского анализа ещё в глубокой древности. Поставили и пытались разрешить проблему духа Сократ и Платон, большой вклад в изучение духовной жизни внесли Гегель и Фейербах, К.Маркс и Г.Плеханов, З.Фрейд, Ф.М.Достоевский, А.Камю и многие другие мыслители.

Духовное в общественной жизни представляет собой тончайшую реальность, это есть высшее проявление деятельности души (психика) человека. Идеалистическая философия всегда подчеркивала, что Дух ("дуновение", "дыхание") являются даром Божьим. Его жизненой энергией. Н.А.Бердяев писал, что Дух - это "истина, красота, добро, смысл, свобода". Это как огромный поток, а сам человек есть манифестация Духа, воплощенная творческая свобода.

С точки зрения философского материализма духовное вторично и существует как сторона, момент общественно-исторической практики человека.

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту объективную надиндивидуальную реальность, которая дана не в форме противостоящей нам предметной действительности, а присутствует в нас самих, которая является неотъемлемой частью личности человека. И уже в этой попытке определить духовную жизнь видно противоречие - с одной стороны - дух, идеальное начало не существуют сами по себе, вне человека, но в то же время они -надиндивидуальны, всеобщи, объективны, как бы независимы от человека. Такие противоречивые идеальные начала, как Истина, Добро, Красота и составляют суть "проблемы духа", они всегда были в центре внимания философов.

Истоки проблемы, духовной жизни общества, коренятся в двойственной материально-духовной природе самого человека. Духовная сторона бытия возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира, как средство ориентации в этом мире, а таюке взаимодействие с ним. Эта связь духа с практической деятельностью никогда не прикращается. Ведь наше мышление не является природною способностью, оно не наследуется биологически, а формируется в социальной жизнедеятельности.

Духовная жизнь общества является особой сферой деятельности людей, здесь имеет место производство и распределение ими духовных ценностей. Она включает в себя всё многообразие форм и проявлений духовной деятельности, которая возникает на основе и в рамках общественного сознания. Данная сфера, как полагал К.Маркс, есть "обработка людей людьми", в отличие от обработки природы" т.е. материального производства. Здесь люди формируют свое сознание в различных формах, предают его другим людям, удовлетворяют свои духовные потребности, духовные связи и отношения.

Далее, необходимо помнить, что практическая деятельность человека строится по законам общественного мира, поэтому и духовная наша деятельность должна в целом следовать законам этого мира. Конечно здесь не может быть полного тождества, речь идет об их принципиальном совпадении основных моментов.

Создаваемый человеком мир идеальных понятий, образов обладает относительной самостоятельностью, он может отрываться от материальной детяльности, но порвать с ней связь не может, т.к. этот мир имеет материальное происхождение, производность от материальной деятельности человека, а с другой стороны, - основная функция духа, его предназначение - ориентация человека в мире и потеря её означает гибель самого духа.

Кроме того, продукты духовной деятельности - идеи, нормы, идеалы, доказав свою практическую значимость, сохраняются в социальной памяти человека.

Следует подчеркнуть еще один момент - активное воздействие социально-экономических, политических, национальных и др. факторов на духовную сферу общества и поэтому она всегда выступает в конкретно-исторической форме как определенное состояние духовного мира человека.

Так как духовная жизнь человечества происходит от жизни материальной, то и структура её во многом аналогична: духовные потребности, духовное производство, духовный интерес, духовные ценности, духовное потребление, духовное отношение и др.

Но внешняя похожесть не исключает принципиальных различий между ними.

Например, духовные потребности - они выступают как побудительные силы, мотивы духовного производства, они не заданы биологически, не даны от рождения, здесь активность чисто социальная. Она должна быть сформирована и развита в социальном мире индивида в процессе его воспитания и образования.

Духовные потребности всегда конкретно-историчны. Они выражают актуальные запросы эпохи. В период своего становления общество формирует у человека самые элементарные духовные потребности, что обеспечивает его социализацию, в современную эпоху духовные потребности более высокого порядка - это освоение богатств мировой культуры, участие в их создании, и они формируются через систему духовных ценностей, которые выступают ориентирами в духовном саморазвитии человека.

Духовное производство является основанием всей духовной сферы. Оно есть производство сознания, всех духовных ценностей и антиценностей. По отношению к материальному производству оно относительно самостоятельно, имеет свой "предмет труда" и "орудия" для его обработки специальные "технологии". Производство сознания осуществляется как отдельными людьми (ученые, писатели), так и социальными группами (священнослужители), всем народом в виде сказаний, примет, афоризмов и песенного творчества. Можно сказать, что результатами духовного производства являются:

1. Идеи, теории, образы, духовные ценности;

2. Духовные общественные связи индивидов;

3. Сам человек, поскольку он, - существо духовное.

В духовном производстве можно выделить три основных вида освоения действительности: научное, эстетическое, религиозное. Отсюда и три вида духовного производства, где идет процесс производства как бы в чистом виде идей, образов, представлений, а также соответствующих связей и отношений между людьми. Каждый вид освоения действительности создает свой особый, неповторимый целостный мир.

Духовные ценности. Этим термином обычно обозначают социально-культурное значение различных духовных образований. В духовных ценностях (научных, эстетических, религиозных) выражается общественная сущность самого человека.

В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины человечество выражает свое отношение к действительности. Потребление человеком высоких духовных ценностей способствует становлению его в качестве существа разумного, культурного, нравственного. Антиценности (реакционные идеи, пошлые вкусы, низменные идеалы и др.) отнимают у человека подлинно человеческое, лишают его всех богатств духовной культуры общества.

Здесь ориентирами могут быть как национальные так и общечеловеческие ценности. Они воплощены в таких понятиях, как добро, справедливость, мир, свобода и т.д.

Духовное потребление - это процесс удовлетворения людьми своих духовных потребностей, т.е. потребление духовных благ, духовных ценностей. Предметы духовного потребления формируют соответствующие потребности, поэтому богатство духовной культуры общества выступает важной предпосылкой формирования разнообразных потребностей человека.

Духовное потребление может быть стихийным, когда оно никем не направляется и человек на свой вкус выбирает те или иные ценности, но оно может и навязываться человеку рекламой, средствами массовой культуры. Но тем не менее следует считать, что необходимо сознательное формирование потребностей в подлинных духовных ценностях. Человека необходимо приобщать к настоящей духовной культуре, сделать её достойной и интересной для каждого.

И здесь следует заметить, что необходимыми условиями духовного потребления является наличие свободного времени у человека, демократический, гуманный характер самого общества.

Духовные отношения - это те связи, которые складываются между людьми в ходе их совместной духовной деятельности. Здесь можно выделить такие виды духовных отношений как познавательные (учитель-ученик), нравственные, эстетические, религиозные и др. По сути своей они есть духовное взаимодействие, обмен чувствами и представлениями, идеями и идеалами, это отношение интеллекта и чувств человека к тем или иным духовным ценностям и ко всей действительности.

Духовные отношения проявляются в повседневном межличностном общении людей, в том числе семейном, производственном, межнациональном и т.д.

Жить духовно означает, кроме всего прочего, и обмениваться своим сознанием с другими людьми. Это обогащает человека, расширяет его духовный мир.

Итак, все эти элементы духовной сферы общества в единстве обеспечивают функционирование и развитие духовной жизни общества.

В духовной сфере выделяют целый ряд подсистем, где происходит процесс производства общественного сознания и его применение. Сюда относят идеологическую жизнь, научную, художественную, религиозную, нравственную, систему воспитания и образования человека, систему массовой информации и пр.

Результатом всей духовной деятельности человека и общества является духовная культура как совокупность достижений человечества в этой сфере. Ростут масштабы и виды духовной деятельности и исторический процесс становится все более одухотворенным, а духовность человека является источником его творчества и свободы.

Взрослые люди часто задумываются о саморазвитии и самосознании, о вопросах этики и морали, духовности и религии, о смысле жизни. В чем состоит духовная Можно сказать, что это нагромождение его впечатлений и опыта, которые осознаются в процессе жизнедеятельности.

Что такое духовность?

Вопросами духовности занимаются такие науки, как философия, теология, религиоведение и обществознание. В чем состоит духовная жизнь человека? Дать определение ей очень сложно. Это формирование который включает в себя знания, чувства, веру и «высокие» (с морально-этической точки зрения) цели. В чем состоит духовная жизнь человека? Образование, семья, походы в церковь и редкие подачки милостыни? Нет, это все неверно. Духовная жизнь - это достижения чувств и разума, объединенные в так называемые которые ведут к построению еще более высоких целей.

«Сила» и «слабость» духовного развития

Что отличает от прочих «духовно развитую личность»? В чем состоит духовная жизнь человека? Развитая, стремится к чистоте идеалов и помыслов, она думает о своем развитии и поступает в соответствии со своими идеалами. Слабо развитый в данном плане человек не способен оценить все прелести мира вокруг, внутренняя жизнь у него бесцветна и бедна. Так в чем состоит духовная жизнь человека? В первую очередь, это прогрессивное развитие личности и ее саморегуляция, под «руководством» высоких ценностей, целей и идеалов.

Мировоззренческие особенности

В чем состоит духовная жизнь человека? Эссе на эту тему часто задают писать школьникам и студентам, так как это - фундаментальный вопрос. Но его нельзя рассматривать без упоминания такого понятия. как «мировоззрение». Что термин описывает совокупность взглядов личности на окружающий ее мир и процессы, которые в нем происходят. В мировоззрении заложено отношение индивида ко всему, что его окружает. Мировоззренческие процессы определяют и отображают чувства и мысли, которые мир преподносит человеку, они формируют целостное представление о других людях, о природе, обществе, моральных ценностях и идеалах. Во всех исторических периодах особенности людских взглядов на мир были разными, но и сложно найти две личности с одинаковыми взглядами на мир. Именно поэтому можно сделать вывод, что духовная жизнь каждого отдельно взятого человека - индивидуальна. Могут быть люди со схожими представлениями, но есть факторы, которые обязательно внесут свои коррективы.

Ценности и ориентиры

В чем состоит духовная жизнь человека? Если говорить об этом понятии, то необходимо вспомнить и про ценностный ориентир. Это - наиболее дорогой и даже святой момент для каждого человека. Именно такие ориентиры в совокупности отображают отношение личности к фактам, явлением и событиям, которые происходят в действительности. Ценностные ориентиры различны для разных наций, стран, обществ, народов, общин и этносов. При их помощи формируются как индивидуальные, так и общественные цели и приоритеты. Можно выделить нравственные, художественные, политические, экономические, профессиональные и религиозные ценности.

Мы - это то, о чем мы думаем

Сознание определяет бытие - так говорят классики философии. В чем состоит духовная жизнь человека? Можно сказать, что развитие - это осознанность, ясность сознания и чистота мыслей. Нельзя сказать, что весь этот процесс происходит только в голове. Понятие «осознанность» подразумевает некие активные действия на этом пути. Она начинается с контроля над своими мыслями. Каждое слово происходит от бессознательной или сознательной мысли, именно поэтому важно их контролировать. Следом за словами приходят и действия. Тон голоса, язык тела соответствуют словам, которые, в свою очередь, порождаются мыслями. Следить за своими действиями также крайне важно, так как они станут со временем привычками. А перебороть дурную привычку очень сложно, гораздо лучше ее не иметь. Привычки формируют характер, а это именно то, каким видят личность другие люди. Они не способны знать мысли или чувства, но они могут давать оценку и анализировать поступки. Характер же, вместе с поступками и привычками, формирует жизненный путь и духовное развитие. Именно постоянный контроль над собой и самосовершенствование составляют основу духовной жизни человека.

П - видеть сон