Смысл жизни человека по христианству. Смысл жизни в христианстве

Во все времена люди задавались вопросом о том, что же такое истина, и в чем заключается ее суть. Многие философы высказывали мнение о том, что истины, как таковой, не существует, что важен лишь ее поиск. У каждого человека есть свой путь поиска истины. У одних он имеет философское начало, у других – духовное, у третьих – материальное. Основы мировой религии также направляют людей в своих учениях и заповедях на тот или иной путь.

Именно в поиске духовной истины и заключается в частности смысл жизни, согласно такой религии, как Христианство. Если брать во внимание тот факт, что в Христианстве центральной идеей является концепция вечной жизни при условии верования в высшие силы, то смыслом человеческой жизни, согласно данному представлению, будет являться стремление к воссоединению с Богом. Избрав духовный путь, православный человек посвящает свою жизнь вере в Бога, видит смысл своей жизни в уподоблении Христу.

Эта идея основана на веровании людей христианской религии в то, что жизнь, посвященная Богу, бесконечна, вечна. Именно такая позиция заставляет делать выводы о том, что, отдав себя всецело этой религии, человек не растратит отпущенное ему время на Земле впустую. Согласно Христианству, лишь духовный путь приведет к спасению души.

На чем основаны убеждения Христианства?

Для того чтобы любая религия исповедовалась людьми, ей необходимо иметь основу для своих убеждений. Какие же обоснования выдвигает Христианство в качестве основных, доказывающих подлинность своей идеи? Ведь для того, чтобы человек увидел перспективу в этом, объяснение религиозной идеи должно быть максимально конкретизированным, обоснованным и включать в себя ряд фактов.

Первое доказательство православной идеи, по мнению Христианства, заключается в том, что, посвятив свою жизнь Богу, человек не теряет абсолютно ничего, но при этом приобретает духовные ценности, обретает возможность спасти свою душу и жить вечно в единении с Богом. Из этого убеждения следует, что отвергать христианский смысл жизни, крайне неразумно.

Следующее, что предлагает Христианство, это возможность любить бескорыстно. Эта любовь чистая и искренняя. По мнению православных, в этом и заключаются высшие состояние блага каждого из нас.

Таким образом, приводя таковые доводы, данная религия объясняет нам свою точку зрения, касаемо ответа на вопрос о смысле жизни.


Я думаю, каждый человек в этой жизни, встречался с ситуацией, когда делая что-то очень важное, сталкивался с тем, что все бесполезно, напрасно, весь труд, все старание, всё время, потрачено впустую. В этот момент человек испытывает страдание, разочарование, бессмысленность , проделанной огромной работы. Все мы понимаем на этом примере, что земная жизнь, это некий образ того вечного, перед чем мы все встанем. И действительно, охватывает ужас - напрасно провести здесь время, потратить кучу силы, приложить множество труда, причинить много зла. А сколько зависти, ненависти, лукавства и в один миг все эти страсти, которыми мы здесь жили, после смерти открываются. Вот поистине ужас.

Вот что такое посмертные страдания. А не вилы, на которые вас кто-то, посадив - замучает. В этой жизни мы имеем возможность исправить ошибку, переосмыслить свой труд и вообще свою жизнь. Там такой возможности душа лишается, она прибывает там с тем, что здесь приобрела. Нужно понимать, что человеческие возможности ограничены, мы можем передать лишь образно, состояние души после смерти.

Макарию Египетскому, ангел показал образные страдания, сказав, - все, что ты видел, это самое слабое подобие того, что есть там на самом деле. Смысл жизни в христианстве, заключается в жизни, то есть, веря в жизнь бесконечную. Говоря о смысле жизни нужно понимать некий выбор человека, который заключается в выводе существования Божия, того что есть душа, которую ждет вечность. Из этого вытекает, весь смысл человека ради чего он живет. Думая о вечности, или живя как животные, которые по естеству не думают, о смысле жизни вообще. К сожалению, мы наблюдаем, что очень большое количество людей, не думают о смысле жизни, озадаченные лишь техническими задачами.

Какие есть доказательства существования Божия. Во-первых, в отношении фактов подтверждающих существование Бога, огромное количество людей, которые шли на смерть и утверждали, что они не просто верят, а знают, что он есть. В православии , сонм святых и мучеников, которые поистине переживали, состояние внутреннего познания Бога. Ибо Бог - духовное существо. И познать его можно непосредственным - переживанием, присутствием, действием в человеке. Но не только святые, а множество людей утверждают, что пережили Бога.

А чего стоит факт, который не укладывается в общепринятые рамки, как чудеса святых ,- Николая Мирликийского Чудотворца, Иоанна Кронштадтского, Амвросия Оптинского, Серафима Саровского, Матроны Московской, Ксении Петербургской и многих других. Люди, которые отвергали экстрасенсорику, называя ее бесовщиной.

А теологический инструмент, то есть, сложное устроение этого мира, организма, законов. А наука утверждает, что не существует закона, по которому, не живое могло бы образовать живое. И где же начало эволюции? То самое возникновение живого из неживого и дальнейшее его развитие, а переход из животного в человека, где доказательства? Одна фальсификация и идейная спекуляция , не единого факта.

Уже как более двух тысяч лет, христианство призывает каждого человека проверить на себе, бытие Бога, живя определенным образом, сообразно заповедям, вы убедитесь, что Господь есть. А единственное доказательство, что Бога нет, это то, что его никто не видел. Хочется вопросить, а вы свой мозг видели? Так по вашему рассуждению получается, что он у вас отсутствует. Прямо какой-то анекдот, ещё одно доказательство несовпадений в Новом Завете. А если рассмотреть поближе, все те противоречия, особенно в Евангелие, они являются описанием того или иного факта, то есть разные люди, описывают один и тот же факт по-разному. Какая глупость, посадите сто детей и поставьте перед ними вазу, и спросите, что они видят, и каждый ответит по-разному. Так же и здесь, все эти несовпадения, есть не что иное, как факты достоверности, сообщений о которых мы читаем в Апостольских посланиях. Любой криминалист знает, если все свидетели говорят одно и то же, между ними, преступный сговор. Из этого становится ясно, что эти незначительные разногласия, говорят о подлинности, и никто не дерзнул за две тысячи лет исправить.

Еще одно утверждение говорит, если бы Бог был, не было бы воин, катастроф, несчастных случаев. Не было бы страдания, невинных, детей и т. д. Об этом часто слышим, страдания человечества, обусловлены не чем иным, как следствием нарушения человеком, закона жизни , своей человеческой природы, православие говорит об этом прямо. Мы забыли законы любви, а несправедливости, самой низкой планкой, является нравственная справедливость для человека. О какой справедливости думает мать, бросающаяся в огонь, спасти свое дитя, из этого видим, самым наивысшим законом бытия человека, является закон любви, а не справедливости. Вычислительная машина "ПК” справедлива, (железяка), а не человек. Так почему же дети, невинные, - страдают? Мы забыли, и нет возможности вспомнить, что мы единосущны. Мы один организм, который очень болен. От того, эти невинные, являются здоровыми клетками этого организма, посредством которых, люди все еще не погибли. И поэтому эти страдания важны как для самого страдальца, так и для нас, несут огромный смысл.

И наоборот, если Создателя нет, все эти страдания напрасны, тогда жизнь , какая-то бессмыслица. В зависимости от того как мы воспринимаем Бога, таков и наш духовный путь. Конечно Бог один, но каждое верование, это определенный путь и этот путь, определяет понимание Бога в каждом из верований. Апостол Павел, говорил, - я не хочу, чтобы вы поклонялись бесам. Говорил он о язычниках, у которых были боги. Оказывается, в каждой религии есть, свой образ бога, который может быть идеально святым, а может быть искажён, до степени дьяволоподобия. В этом вся суть, любого верования, в образе который исповедают. А мы христиане , в Господе Иисусе видим,- истинный образ Бога. А современный мир, идет путем бесстыдства, издевательства, в том числе над образом женщины, что приведет к поклонению Велиару

В чем смысл жизни? Этот вопрос задавал себе практически каждый. Верующий человек находит ответ в фундаментальных принципах, на который базируется его религия. Христианин видит смысл жизни во Христе, то есть в Боге. Праведная жизнь по заповедям Господа приведет его к вечной жизни, ко спасению . Иными словами, под спасением понимается, что земная жизнь, которую на данный момент проживает человек, обладает лишь преходящей ценностью, но и является в то же время обязательным условием для достижения жизни после смерти.

Великий святой Серафим Саровский примерно так дает определение смысла жизни:

Не в совершении богоугодных поступков состоит смысл жизни христианина, хотя и способствуют они обретению оного. Единственная цель состоит в стяжании Духа Святого

Слово стяжание здесь употребляется в значении «обретение».

Главные заповеди христианские, которые многие знают, гласят: «Не кради, не убей, не прелюбодействуй…» Соблюдение этих предписаний предполагает, что человек осознает пагубность своих негативных поступков, а это в свою очередь значит, что такой человек обретает духовность. Концепция христианства — это обретение вечной жизни, при обязательном условии верования в Бога.

Главный же смысл состоит в становлении человека на путь праведный, то есть в открытии им духовной истины.

Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!“, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день

— слова Иисуса Христа, когда он проповедовал христианство.

То есть неотступная вера в Творца, доверие ему полностью свой жизни, соблюдение заповедей - это и есть те фундаментальные основы, на которых стоит данная религия. Поведение христианина должно показывать людям, что Божья воля проявляется на земле через добрые дела и правильные поступки. Добровольно отрекаясь от грешной жизни человек уже на земле входит в жизнь вечную, обретает спасение от смерти. По Библии Бог называет людей своими сынами, своим творением, а каждый родитель любит своего ребенка, и поэтому если верующий человек бескорыстно исполняет волю Создателя, стремится к смирению, то ему прощаются все его прегрешения в прошлой жизни.

Слова апостола Павла:

И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня

Это значит, что безрассудно доверяя себя и свою жизнь воле Творца, человек как бы становится пристанищем Духа Святого, и уже не может вести предыдущую свою прежнюю бессмысленную жизнь. Осознав, что является частицей божественного промысла, он навсегда обретает смысл жизни в служении Ему.

Видео

Смысл жизни человека. О заповедях Божиих: десять ветхозаветных заповедей, заповеди блаженства

Сегодня, когда происходит духовное возрождение России, очень важно и полезно всем нам осмыслить свое прошлое, обратившись, прежде всего, к изучению духовного наследия Православия, на протяжении столетий определявшего мировоззрение русского народа, нравственный и духовный строй его жизни. Надеемся, что курс «Основы православной культуры» поможет воспитать истинных защитников нашего Отечества – воинов духа, знающих и любящих свою историю и культуру.

Каждый человек рано или поздно сталкивается с вопросом: в чем смысл моей жизни? Неужели я существую только в определенном промежутке времени, а после этого ухожу в небытие? Сводится ли цель моего существования только к тому, чтобы «взять от жизни все», получить как можно больше удовольствий, «есть, пить, и веселиться», ибо жизнь коротка и нужно все попробовать, все успеть…

Или же все-таки наше существование здесь, на земле, не просто так, и у него есть какой-то смысл, какая-то цель? Проблема смысла жизни – это проблема искомого идеала или истины. Ее пониманием определяется цель, направление и характер всей деятельности человека. На исторической арене три основные силы претендуют на решение этого вопроса: религия, философия и наука.
Кратко их ответы можно было бы выразить следующим образом. Религия видит смысл жизни в единении с Богом. Философия, в конечном счете – в рациональном постижении истины. Наука – в максимальном познании мира.

XX век прошел под знаком знания; под ним проходит и XXI столетие. К знанию все устремились; им все заняты; от него ждут избавления от всех бед и несчастий жизни; с ним хотят подойти и им объяснить все обстоятельства и явления жизни. И знание как будто обещает человеку искомое им счастье.

Оно достигло высокого развития, расширилось во все области, коснулось всех сторон и явлений бытия. Кажется, что каждый день несет человеку все новое и новое завоевание, каждый год манит его обещанием — поставить его превыше всего, сделать его действительным царем вселенной, дать ему в руки тот рычаг, которым он будет вращать землею по своему желанию, добывать из нее все по своему господскому хотению, получать от нее нужное по капризу своего сердца… Перспективы так заманчивы, а действительность так тяжела и непривлекательна, даже печальна. Все человек познал, а голодает он больше, чем голодал дикарь. Всем владеет, а никак не может не только от старых болезней избавиться, но и новых избежать. И живет и умирает он теперь не более счастливым, чем прежде. «Человечество выродилось» — слышится ныне постоянно; нет уж теперь тех героев и богатырей, о которых рассказывают наши предки. Процент больных и немощных, слабых и одержимых всякими недугами все увеличивается из года в год.

Не более счастлив человек и в области духовной жизни. Чем более прогрессирует он в области открытий и изобретений, тем все менее и менее он чувствует себя духовно удовлетворенным. Всюду тоска, всюду скука и разочарованность, всюду томление духа. Человек как будто куда-то идет и на пути падает; куда-то устремляется всем существом своим и с разбитыми мечтами погружается все глубже в прежнюю грязь. Отсюда ужасное развитие пессимизма, недовольства жизнью и, как следствие этого, поражающее и все увеличивающееся количество самоубийств. Отовсюду слышится одно: жить так, как живет большинство, невыносимо тяжело; в жизни, каковой она теперь сложилась, нет отдыха и счастья…

Человек, присматриваясь к себе самому, невольно сознает себя существом двойственным. Он, с одной стороны, чувствует себя действующим в мире физическом и живущим по его законам необходимости; с другой стороны, он замечает в себе высшие запросы и стремления, тяготения к чему-то высшему, прекрасному, идеальному и сознает, что он должен жить не по плоти, а по духу. Но никакая культура, никакой прогресс не дают человеку возможности открыть дверь в духовный мир. Все это убеждает человека, что есть иной мир, помимо этого физического, мир духовный, к которому человек тяготеет лучшей своей стороной и где находят свое удовлетворение и осуществление его духовные потребности.

В чем же особенность православного понимания смысла жизни? Православие видит его в вечной жизни в Боге, именуемой иначе спасением. Это означает, во-первых, убеждение в том, что Бог есть, и что Он является источником всего, что существует. Во-вторых, – это предполагает понимание, что настоящая (земная) жизнь является временным, но необходимым этапом для перехода в иную жизнь – вечную жизнь с Богом.

Существо христианской веры можно выразить двумя словами: «Христос Воскрес!». Именно в них заключена вся бесконечная и, одновременно, вполне конкретная перспектива жизни. Ее смысл – в уподоблении Христу и единении с Ним, иначе – обожении. Что это значит? Если ответить кратко, это есть совершенство в жертвенной любви, составляющей само существо Бога, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем» (1Ин.4,16). Апостол Павел несколько подробнее пишет об этом состоянии в своем послании, когда перечисляет плоды действия Бога в человека.

Он характеризует его как любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, кротость, воздержание (Гал.5,22-23). В другом послании он описывает это состояние следующими словами: «Не видел того глаз, и не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2,9). Апостол, как видим, пишет о том, что человек, духовно очистившийся, исцеленный от страстей, т.е. духовно здравый, пребывает в глубокой радости, любви и мире души – говоря на современном языке – в счастье, но не мимолетном, случайном, вызванном действием нервов и психики, а ставшим свойством души «нового» человека, и потому неотъемлемым, вечным. Следует, однако, заметить, что не это состояние само по себе является целью и смыслом жизни человека по христианскому учению. Оно есть лишь одно из промежуточных этапов на пути к достижению цели – спасения, обожения, единения с Богом, в котором личность человека достигает полноты своего раскрытия, богоподобия.

Такое состояние достигается человеком путем соблюдения заповедей, данных нам Богом. Кто-то может сказать: невозможно выполнить то, что написано в Евангелии, ибо это доступно только совершенным, а мы люди грешные, нам это не под силу. Однако Евангелие, а точнее его центр – Господь Иисус Христос является для нас идеалом, маяком к которому мы должны стремиться. То есть мы должны делать все, что в наших силах, даже если ничего не получается, если мы все время падаем. Но нужно вставать и идти снова, иначе, стоя на одном месте, мы можем замерзнуть в холоде наших страстей.

Опыт Церкви со всей очевидностью свидетельствует, что духовное совершенство человека, к которому призывает Евангелие – не фантазия, но реальность, факт, много раз проверенный в истории жизни мира, и доныне предлагаемый ищущему человеку в качестве единственно разумной цели бытия.

Человек, присматриваясь к себе самому, невольно сознает себя существом двойственным. Он, с одной стороны, чувствует себя действующим в мире физическом и живущим по его законам необходимости; с другой стороны, он замечает в себе высшие запросы и стремления, тяготения к чему-то высшему, прекраснейшему, идеальнейшему и сознает, что он должен жить не по плоти, а по духу. Но никакая культура, никакой прогресс не дают человеку возможности открыть дверь в духовный мир. При всех видимых успехах в культурном преобразовании действительности человек все-таки остаётся в пределах, условиях физического мира, частью мира, неведомо зачем существующей под формой личности. Все это убеждает человека, что есть иной мир, помимо этого физического, мир духовный, к которому человек тяготеет лучшей своей стороной и где находят свое удовлетворение и осуществление его духовные потребности. Этот духовный мир сроден его душе, которая есть отображение его; в нем царит Высшее Добро, Высшая Истина, Высшая Красота. Только при свете религии человеку становится ясным смысл его существования, устанавливается надлежащие отношения к окружающему миру вообще и к каждому человеку в частности. В религии человек находит критерий для правильного распознавания истинного от ложного, должного от мнимого, доброго от злого. А через это человек научается устроять свою жизнь таким образом, чтобы была польза и для себя и для других, с развитием в своих ближних и в себе сторон характера добрых, светлых, радостных. И жизнь в религии всегда получает покой и удовлетворенность, или, по Апостолу, «…мир и радость во Святом Духе…» (Рим.14-17).

В чём же особенность православного понимания смысла жизни? Православие видит его в вечной жизни в Боге, именуемой иначе спасением. Это означает, во-первых, убеждение в том, что Бог есть, и что Он является не только источником бытия, но и самим бытием, в Котором лишь возможно благо бытия всего существующего. Во-вторых, – это предполагает понимание, что земная жизнь является не самодовлеющей ценностью, но необходимым условием, преходящей формой бытия личности для достижения ею совершенной жизни в Боге. Христианскому сознанию поэтому противоестественен атеистический призыв: «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть!» – поскольку в нём не остаётся для смысла самого главного – жизни.

«Как в семени растительная жизнь пробуждается тогда, как к сокрытому в нем ростку проникает влага и теплота, и чрез них — всевосстановляющая сила жизни, так и в нас жизнь Божественная пробуждается, когда проникает в сердце Дух Божий и полагает там начало жизни по духу, очищает и собирает воедино омраченные и разбитые черты образа Божия» (св.Феофан Затворник. «Как начинается в нас христианская жизнь»).

Господь «является духовно внутри сердца, когда…понятия, образовавшиеся и усвоившиеся уму из Евангелия, - соберутся в сердце, заключат его двери, чтоб не проникли туда… - помышления, враждебные Господу, отвергающие всесвятое учение Его… Христианство принимает в недра свои человека во всяком возрасте, во всяком состоянии и положении, при всяких способностях, при всякой степени образования: принимает и спасает… Кто примет христианство со всею искренностью сердца в лоне православной Церкви, в которой одной хранится истинное христианство, тот спасется». (св. Игнатий Брянчанинов. «Поучение в неделю Антипасхи. О христианстве»).

Религиозное чувство, оторванное от Того, к Кому оно должно быть обращено, весьма часто извращенно переносится на ценности условные, относительные. Небесное сменяется земным и заменяется им.
Так появляются вместо христианского Бога иные, чуждые боги, появляются и особые религии. Вот некоторые из них.

1) Религия космизма. Некоторые из мыслителей требуют преклонения пред «Вселенной», как «источником всего разумного и хорошего». Природа для них есть носительница и выразительница «истины, добра и красоты», при созерцании которой душа «расширяется» и волнуется чувством «бесконечного». Ей должно быть воздаваемо такое же почтение, какое «требует верующий для своего Бога».

2) Религия человечества. «Человечество, для некоторых, в его прошлом, настоящем и будущем — это великая идея». Она «вызывает в нас чувство бесконечного… и чувство долга пред человечеством», которое способно «предписывать людям правила жизни и в особенности правила деятельности». Словом, «религия человечества может быть не просто религией, но лучшей из религий…»

3) Религия этики. Здесь боготворят нравственный закон, как некое самостоятельное и действующее начало. От него ждут нравственного возрождения человечества.

4) Религия, разума. Таковая была введена во время Великой французской революции с установлением даже и культа. Теперь эта религия часто заменяется религией самой науки. Наука, по утверждению её обожателей, стремится к истине и открывает её, чем сообщает человеку «неисчислимую силу», доставляет «спокойствие и счастье». Она все может, всего достигает; она — всесильное божество… Это самая распространенная религия среди людей, отрицающих христианского Бога… .

5) Религия красоты. Увлекаясь красотой в природе, служа эстетике, некоторые возвели её на пьедестал божества; от неё ждут исцеления от нравственной грязи и ей приглашают воздать почет и поклонение.

Можно бы и ещё продлить перечисление подобных религий без Бога, этих ярких свидетелей того, как человеку тяжело бороться со своей религиозной природой, как невозможно ему оставаться без Бога. Человек неверия хочет отказаться от Бога и вместе с тем ищет Бога; старается отрешиться от мира невидимого и в то же время тянется к нему, заменяя при этом действительное искаженным, истинное — ложным, религию Бога — живого и личного — суррогатом её. «Упразднив религию Бога, — пишет наш русский учёный проф. Булгаков, — человечество старается изобрести новую религию, причем ищет божеств для неё в себе и кругом себя… Не может человек заглушить в себе голоса вечности, жажды абсолютного содержания жизни. И, погасив солнце, он стремится удержать его свет и тепло, делает судорожные усилия к тому, чтобы спасти и удержать божественное и заполнить пустоту новыми богами…» (Булгаков С.Н.»Два града»).

Есть люди, называющие себя атеистами. Они отрицают бытие Божие на основании, как они говорят, данных науки или философии. Однако, есть ли основания для существования и даже наименования такого явления, как атеизм? Очень важно, что атеизм не имеет (и не может иметь в принципе) ни фактов, подтверждающих небытие Бога, ни ответа на главный для него вопрос: «Что должен сделать человек, чтобы убедиться в небытии Бога?». На самом деле ощущение бытия Божия столь глубоко внедрено в нашу духовную составляющую, что почти невозможно отрешиться от мысли о том, что Бог существует, и совершенно, бесповоротно утвердиться в Его отрицании. По словам поэта Гете «человек может назвать себя атеистом, но он не в состоянии заглушить в себе томление по Богу, которое не дает покоя его душе». А по словам нашего писателя Максима Горького, нередко за словами, отрицающими Бога, чувствуется крепкая вера в Него (Сборник «Знания», кн. 16). Отсюда понятной становится наличие таких случаев, когда люди усваивают атеистические учения рассудком, а в сердце продолжают быть людьми религиозными. Даже видные представители того или иного антирелигиозного научного направления не порывают иногда связи с религией. Так, например, Дарвин в конце своего сочинения «О происхождении видов» прямо заявил, что его учение нисколько не колеблет обычного взгляда на высокое достоинство и назначение человека и не подрывает основ религии. В одном из его писем находится такое признание: «в самых крайних случаях колебания никогда не был я атеистом в том смысле, чтобы отвергать бытие Божие» (Деннерт Геккель и его «Мировые загадки» / Пер. с нем. Колмовского. М., 1909).

Таким образом, христианство отвергается не по причине его несостоятельности, а в силу его противоположности целям и характеру жизни нашего мира. Для мира наслаждения, богатство и слава являются существом жизни, для христианства же – это страсти, неминуемо влекущие за собой страдания, разочарования и неизбежную телесную и духовную смерть. Смысл жизни мира – земные блага, для христианства же – блага духовные: любовь, мир души, радость, чистота совести, великодушие, то есть то, чем человек может владеть вечно.

О заповедях Божиих

Десять ветхозаветных заповедей

Настоящую христианскую жизнь может вести только тот, кто имеет в себе веру Христову и старается жить по этой вере, то есть своими добрыми делами исполнять волю Божию.

Как же мы можем отличить добрые дела от злых? Для этого у каждого из нас есть внутренний Закон Божий - наша совесть.

Но люди часто не слушались внутреннего закона и, проводя плотскую и греховную жизнь, заглушали в себе голос совести, духовного Закона. Поэтому и надо было напомнить им Закон Божий посредством заповедей. Внешний Закон Божий был дан в ветхозаветные времена, когда иудейский народ был чудесно освобожден из египетского рабства. Тогда, на пути в обещанную ему землю, в пустыне, на горе Синай, Бог явил присутствие Свое в огне и облаке и дал Закон чрез пророка Моисея. В этом Законе - десять заповедей, которые были записаны на двух скрижалях, то есть каменных плитах.

Эти заповеди даны не только народу израильскому, но и всему человечеству, потому что по сути своей они есть тот же Закон, который, по словам апостола Павла, написан в сердцах всех людей, чтобы все поступали по нему. Разделение десяти заповедей на две скрижали означает, что их можно разделить на два вида: обязанности по отношению к Богу (первые четыре) и обязанности по отношению к ближнему (остальные шесть).

1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Этой заповедью Господь повелевает познавать Господа Бога, веровать во единого истинного Бога, благоговейно почитать Его.

Грехи против первой заповеди - безбожие, многобожие, неверие, ересь, раскол, богоотступление, отчаяние, волшебство, занятия чародейством, магией, экстрасенсорикой, обращение к целителям и колдунам, суеверие, леность в молитве, любление твари больше Бога, человекоугодие, человеконадеяние.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

Эта заповедь запрещает поклоняться идолам, как мнимым божествам или как изображениям ложных богов.

Грех против второй заповеди - идолопоклонство, любостяжание, чревоугодие, лакомство, объядение, пьянство, гордость, тщеславие.

Вторая заповедь учит нелюбостяжанию, щедрости, воздержанию, посту, смирению, деланию добра в тайне.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

Эта заповедь запрещает произносить имя Божие в разговорах пустых, бесполезных и суетных, а тем более произносить лживо, без благоговения.

Грехи против третьей заповеди: богохульство, ропот на Бога, кощунство, невнимательность в молитве, ложная клятва, клятвопреступление, нарушение обетов, данных Богу, божба, или легкомысленное употребление клятвы в обыкновенных разговорах.

Спаситель сказал: «…не клянись вовсе… Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5, 34-37).

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему.

С момента Воскресения Христова христианская Церковь празднует через каждые шесть дней седьмой, но только не последний из семи дней, субботний, а первый день каждой седмицы, воскресный. В книге Деяний апостольских упоминается о собрании учеников, то есть христиан, во едину от суббот, то есть в первый день недели, или в день воскресный, для преломления хлеба, то есть для совершения Таинства Причащения. Как в Ветхозаветной Церкви под именем Субботы подразумевались и другие дни, установленные для праздников и постов, так и в Христианской Церкви должно соблюдать, кроме воскресного дня, другие праздники и посты.

Праздничные дни должны быть посвящены не работе, а молитве, посещению церкви, богоугодным делам.

Четвертая заповедь осуждает тех, которые в простые дни не работают, но проводят время в лености и праздности.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Пятая заповедь предписывает нам почтительное отношение к родителям, повиноваться им, заботиться о них во время болезни и старости, а после их смерти, так же как и при жизни, молиться о спасении их душ.

Под именем родителей подразумеваются и все те, кто заступает на их место, - пастыри и учителя, благодетели, начальники, старшие возрастом.

Пятая заповедь требует от нас послушания.

6. Не убивай.

Эта заповедь запрещает убийство, или лишение жизни ближнего каким бы то ни было образом.

7. Не прелюбодействуй.

Апостол Павел советует и не говорить христианам о мерзких грехах, направлен¬ных против этой заповеди. Только по необходимости, для предохранения от них, назовем некоторые грехи:

Блуд, или беспорядочная плотская связь между людьми, не находящимися в супружестве;
- прелюбодейство, когда супруги изменяют друг другу;
- кровосмешение, когда соединяются близкие родственники.

Чтобы избежать грехов против этой заповеди, надо остерегаться всего, что возбуждает в сердце похоть и нечистые желания: сладострастные изображения, фильмы, песни, танцы, нескромные игры и шутки, нечестивые и развратные книги.

8. Не кради.

Этой заповедью запрещены грабительство, воровство, обман, святотатство, то есть присвоение вещей, принадлежащих Богу и Церкви, взяточничество, ростовщичество.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Этой заповедью Господь запрещает ложное свидетельство на ближнего, а также всякую ложь, клевету.

Чтобы избежать грехов против этой заповеди, надо обуздывать язык.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Эта заповедь запрещает зависть, сладострастные мысли и желания, то есть внутреннее прелюбодеяние, запрещаются корыстолюбивые и властолюбивые мысли.

Десятая заповедь учит нас хранить чистоту сердца и быть довольным своим жребием.

Заповеди блаженства

В евангельских заповедях Господь раскрывает Свое учение о блаженстве, то есть о том, как нужно жить человеку на земле, чтобы достичь Царства Небесного.

Эти девять новозаветных заповедей, носящих название Заповедей блаженства, представляют собой как бы все Евангелие в сокращенном виде. Характерно их отличие от ветхозаветных десяти заповедей: в Ветхом Завете преимущественно рассматриваются внешние поступки человека и налагаются строгие запрещения в категорической форме, в Новом же Завете говорится больше о внутренней настроенности человеческой души и излагаются не требования, а лишь условия, при соблюдении которых достижимо вечное блаженство.

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Нищии духом — это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Они помнят, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся, ни перед Богом, ни перед людьми. Эти люди смиренные.

2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Плачущие — люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь дает таким людям еще здесь, на земле, утешение, а на небе вечную радость.

3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Кроткие — люди, которые терпеливо переносят несчастья, не огорчаются, не ропщут на Бога. Они достигают внутреннего спокойствия и не гневаются на ближнего. Такие люди получат во владение небесное жилище, то есть новую землю в Царстве Небесном.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Алчущие и жаждущие правды – это люди, которые усердно желают правды Божией, как голодные (алчущие) и жаждущие желают хлеба. Они хотят очиститься от грехов и жить праведно. Желание таких людей исполнится, они насытятся, то есть будут оправданы.

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Милостивые — люди, имеющие доброе сердце — милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся, чем только могут. Такие люди сами будут помилованы Богом, им будет явлена особая милость Божия.

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Чистые сердцем — люди, которые не только берегутся от дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистою, т. е. хранят ее от дурных мыслей и желаний. Они и на земле близки к Богу (душою всегда чувствуют Его), а в будущей жизни, в Царстве небесном, будут вечно находиться с Богом, видеть Его.

7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Миротворцы – такие люди, которые не любят ссор. Они сами стараются жить со всеми мирно и дружелюбно и других мирить друг с другом. Они уподобляются Сыну Божию, Который пришел на землю, чтобы примирить согрешившего человека с Богом. Такие люди будут названы сыновьями, то есть детьми Божиими, и будут особенно близки к Богу.

8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Изгнанные за правду — люди, которые так любят жить по правде, то есть по Божьему закону, по справедливости, что терпят и переносят за эту правду всякие гонения, лишения и бедствия, но ни чем не изменяют этой правде. Они за это получат Царство Небесное.

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

Здесь Господь говорит о том, что если вас будут поносить (издеваться над вами, бранить, бесчестить вас) и говорить о вас худое (клеветать, несправедливо обвинять), и все это вы будете терпеть за веру в Господа, то не печальтесь, а радуйтесь и веселитесь, потому что Вас ожидает великая награда на небесах.

1. Св. Феофан Затворник. «Как начинается в нас христианская жизнь».
2. Св. Игнатий Брянчанинов. Поучение в неделю Антипасхи. О христианстве».
3. А.И. Осипов. «Православное понимание смысла жизни».
4. Закон Божий, М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег», 1998.
5. Протоиерей М. Чельцов. «Христианское миросозерцание», М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1997.

Христианам предстоит двоякая брань: во-первых, с вещами, которые видимы этим глазом, потому что они раздражают, расстраивают и... побуждают душу пристращаться к ним и услаждаться ими, а во-вторых, с началами и властями страшного миродержителя тьмы.


Макарий Великий

Убеждение, доставляемое правильным изучением христианства, убеждение в существовании всего невидимого, преподаваемое христианством, гораздо сильнее, чем убеждение в существовании видимого, доставляемое чувствами.


Игнатий Брянчанинов

Одно у христианина несчастье - оскорбить Бога, а прочее, как то: потерю имущества, лишение отечества, самую крайнюю опасность, - он и не считает за бедствие; даже то самое, чего все страшатся: переход отсюда туда для него приятнее жизни.


Иоанн Златоуст

Таким и должен быть христианин ревностный и бодрствующий, должен делать добро не однажды, не дважды или трижды, но во всю жизнь. Как тело наше не однажды насыщается для поддержания себя на всю жизнь, но имеет нужду в ежедневном питании, так и здесь, в благочестии, мы ежедневно имеем нужду в помощи от добрых дел.


Иоанн Златоуст

Кто спасет меня в пришествие Судии, судящего по истине? Не принуждал Он меня насильно работать в винограднике Его; добровольно оставался я в нем целый день, чтобы получить награду; но за леность свою лишен оной.
Итак собственными моими словами будет Он судить меня, потому что сам я провозгласил и наименовал себя делателем Его.


Ефрем Сирин

Шествуй по всем возрастам и силам Христовым. Как Христов ученик, очистись, освободись от лежащего на тебе с рождения покрова <ветхого человека>... Претерпи, если нужно, побиение камнями; хорошо знаю, что укроешься посреди них, как Бог, потому что слово не побивается камнями. Приведен ли будешь к Ироду, не отвечай ему. Твое молчание более достойно, чем длинные речи других. Будут ли тебя сечь бичами, ожидай и прочего, вкуси желчь за первое вкушение запретного плода, испей уксус, ищи заплеваний, прими ударение в ланиту и заушения. Увенчайся тернием – суровостью жизни по Богу; облекись в багряную ризу, прими трость; пусть преклоняются, издеваясь над тобою, оскорбляющие истину. Наконец, охотно распнись, умри и прими погребение со Христом, чтобы с Ним и воскреснуть, и прославиться, и воцариться, видя Бога во всем Его величии и Им зримый.


Григорий Богослов

Великая нужна сила для того, чтобы носить имя Христово. Тот, кто говорит, или делает, или в мысли имеет что-нибудь недостойное, не носит Его имени и не имеет в себе Христа. Между тем тот, кто носит <это имя>, торжественно шествует не через торжище, а через небеса; <при виде его> всех объемлет трепет, Ангелы сопутствуют и удивляются ему.


Иоанн Златоуст

Христианские обычаи и законы одним только христианам и свойственны, так что никому другому, кто только захотел бы подражать нам, невозможно перенять их, и это оттого, что они утвердились не человеческими соображениями, но силою Божиею и долговременным постоянством.


Григорий Богослов

Как в Ветхом Завете никому не позволено было священнодействовать, кроме одних иереев, но во время Пасхи все некоторым образом удостаивались сана священства <ибо каждый закапал агнца>, так и в Новом и непреемственном Завете, хотя священнодействие Бескровной Жертвы имеют по преимуществу те, кому дозволено приносить сию Жертву, но и каждый поставляется иереем собственного своего тела не для того, чтобы нерукоположенный присвоил себе право начальства над подчиненными, но для того, чтобы, подчинив своей власти порок, уготовал он тело свое в храм, или святилище непорочности.


Исидор Пелусиот

Кто не предаст себя всецело на крест в смиренном мудровании и самоунижении, и не подвергнет себя перед всеми на попрание, унижение, презрение, онеправдование, осмеяние и поругание, чтобы переносить все это с радостью Господа ради, не ища ничего человеческого, ни славы, ни чести, ни похвалы, ни сладкого ястия и пития, ни <красных> одеяний, тот истинным христианином быть не может.


Марк Подвижник

Верующий должен быть виден не только по дару, но и по новой жизни. Верующий должен быть светильником для мира и солью. А если ты самому себе не светишь, не предотвращаешь собственной гнилости, то почему нам узнать тебя?.. Верующий должен блистать не тем одним, что получил от Бога, но и тем, что ему собственно принадлежит; надобно, чтобы он по всему был виден - и по поступи, и по взору, и по виду, и по голосу. Говорю об этом для того, чтобы нам наблюдать благоприличие не для показа, а для пользы тех, кто смотрит на нас.


Иоанн Златоуст

Бог послал нас свидетельствовать о Нем. Будем же свидетельствовать и убеждать думающих так, <что Он не есть Бог>; если не станем свидетельствовать, то сами будем виновными в их заблуждении. Если же на судилище, где исследуются дела житейские, не принимается свидетель, исполненный многочисленных злодеяний, то тем более здесь, где идет дело о предметах настолько высоких. Мы говорим, что мы слышали Христа и веруем Его обетованиям; а они <неверные> скажут: покажите это делами; жизнь ваша, напротив, свидетельствует, что вы не веруете.


Иоанн Златоуст

Христиане суть жилища Божии, как о том свидетельствует Святое Писание. «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему, и обитель у него сотворим»,– говорит Христос (Ин. 14, 23). И апостол: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3, 16). И еще: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор. б, 19). И еще: «Вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них: и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6, 16). И в прочих местах об этом свидетельствуется. О, как велико это преимущество христиан, что они – жилища Пресвятой Троицы и храм Бога живого!.. Это не что иное, как Царствие Божие иметь в себе (Лк. 17, 27). Блаженно и благословенно сердце, которое сподобилось стяжать это небесное сокровище!


Тихон Задонский

Жизнь есть сила действовать. Жизнь духовная есть сила действовать духовно, или по воле Божией. Такая сила потеряна человеком и пока снова не дастся ему, он не может жить духовно, сколько бы ни полагал намерения. Вот почему излияние благодатной силы в душу верующего существенно необходимо для жизни истинно христианской. Истинно христианская жизнь есть жизнь благодатная. Возводится человек до святой решимости, но, чтобы он мог и действовать по ней, необходимо, чтобы с его духом сочеталась благодать. При этом сочетании нравственная сила, знаменуемая только первым воодушевлением, запечатлевается в духе и остается при нем навсегда. В этом-то восстановлении нравственной силы духа и состоит действие возрождения, совершаемого в Крещении, где ниспосылается человеку как оправдание, так и сила действовать «по Богу», в праведности и святости истины» (Еф. 4, 24).


Феофан Затворник

Бог есть свет и сообщает от светлости Своей тем, с кем соединяется, по мере очищения их. И тогда погасшая лампада души, то есть омраченный ум, познает, что зажглась и засветилась, потому что объял ее Божественный огонь. О чудо! Человек соединяется с Богом духовно и телесно, потому что душа его при этом не отделяется от ума, ни тело от души. Так как Бог вступает в единение со всем человеком, то есть с его душою и телом, то и он соделывается тройственным, как бы триипостасным по благодати,– из тела, души и Божественного Духа, от Которого принял благодать. Тогда исполняется сказанное царем и пророком Давидом: «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего» (Пс. 81, 6). Сыны Всевышнего по образу, то есть сыны Всевышнего и по подобию, так как сподобились быть порождениями божескими от Божественного Духа.К таковым сказал и всегда говорит Христос: «Пребудьте во Мне» и принесете много плода (Ин. 15, 4), многим плодом называя множество людей, обретающих через них спасение. И еще говорит: ветвь, если не будет на лозе, засохнет и будет ввержена в огонь. «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Ин. 15, 4). А что Христос пребывает в нас и мы в Нем, этому сам Он учит, когда говорит: «Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21). И, желая полнее представить это, снова берет слово и говорит: «Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино» (Ин. 17, 23). Для большего же еще убеждения слушавших говорит и это: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино... и да познает мир, что Ты... возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17, 22, 23). Очевидно теперь, что как Отец по естеству пребывает в Сыне и Сын в Отце, так и те, которые, уверовав, родились снова от Духа Святого и сделались братьями Христу и Богу по дару Его и сынами Божиими, пребывают в Боге и Бог в них, по благодати. Которые же не сделались таковыми и всецело не изменились деянием, разумом и созерцанием – такие как не стыдятся говорить, что они христиане? Как дерзают они отверзать уста свои и без стыда возвещать сокровенные тайны Божии? Как не стыдятся они ставить себя в число истинных христиан и духоносных мужей, не имея в себе ничего духовного и не только радения, но и помышления о том не имея? Как некоторые из таких не трепещут вступать на степень диаконства и иерейства и священнодействовать Пречистое Тело и Кровь Господа? Поистине недоумеваю. Конечно, слепота ума и сопутствующее ей нечувствие, и неведение, и рождающееся от них самомнение делают то, что такие попирают, как прах, истинное золото и многоценный камень – Господа нашего Иисуса Христа. Но горе им за эту их страшную дерзость, по которой осмеливаются они восходить на такие степени, с такой великой безбоязненностью пред Богом и небрежением о божественных вещах, как будто малых и ничтожных, и это только для того, чтобы казаться выше других. И кто после этого будет называть их христианами?


Симеон Новый Богослов

«И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19, 7–8). Обрати внимание на чудо: еще не учился – и повинуется, еще не слышал наставления – и исполняет, ибо Спаситель еще ничего не заповедал о милостыне и о любви к бедным, но просвещал молча. Как солнце, вливаясь лучами в дом, вносит свет, так Спаситель лучами правды прогнал тьму нечестия. «Свет во тьме светит» (Ин. 1,5). Потому-то Закхей, стоя при дверях, сказал: «половину имения моего я отдам нищим». Прекрасные слова! Они побеждают природу, или лучше, навык, который есть другая природа. Заметь здесь, что богатство Закхея собрано не от одной неправды, а и от имений наследственных. Ибо если бы оно было от одной неправды, то как мог бы он возвратить вчетверо?


Иоанн Златоуст

Следовать же Христу означает жить по Евангелию Его, проявляя всякую добродетель и благочестие; желающий же следовать Ему должен отвергнуть себя и взять крест свой и уже более не щадить себя, если призовет время, но быть готовым и на позорную смерть ради добродетели и истины Божественных догматов.


Григорий Палама

Автор притч сказал: «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Притч. 22,1). Так и Христос повелел: «Да светит свет ваш пред людьми» (Мф. 5, 16) – не для того, чтобы мы действовали из честолюбия <да не будет этого! Христос искореняет его, повелевая и молитву и милостыни творить не всенародно, и утаивать от одной руки, что сделано другою>, но для того, чтобы мы никому не давали справедливого повода к соблазну. В таком случае и против воли нашей свет дел озарит видящих и обратит к славословию Божию. Ибо что это подразумевает Христос, видно из того, что не сказано: «чтобы вы прославились», но: «чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца.вашего Небесного» (Мф. 5, 16).


Исидор Пелусиот

По сим чертам познается старающийся быть подражателем Богу, в благотворении пребывает он для всех равен, и для друзей, и для расположенных неприязненно, терпит ли зло, воздает за зло добром и обижающих пристыжает не только тем, что великодушно переносит дерзости, но и тем, что всякое добро, какое только может, оказывает им от полноты сердца.


Нил Синайский

Пребывать в мире с Богом нельзя без непрерывного покаяния. Условие к миру с Богом апостол Иоанн ставит такое: «если сердце наше не осуждает нас» (1 Ин. 3, 21). Если нет ничего на совести, можно иметь дерзновение и доступ к Богу в чувстве мира, а если есть, то мир нарушается. Бывает что-нибудь на совести от сознания греха. Но, по тому же апостолу, мы никогда не бываем без греха, и это так решительно, что тот уже лжец, кто иначе думает и чувствует (1 Ин. 1, 8). Следовательно, нет минуты, когда бы кто не имел чего-нибудь на совести – вольного или – невольного, а потому нет минуты, когда бы не возмущался его мир с Богом. Отсюда следует, что совершенно необходимо очищать свою совесть, чтобы быть в мире с Богом. Очищается же совесть покаянием; следовательно, непрерывно должно каяться. Ибо покаяние смывает всякую скверну с души и делает ее чистою (1 Ин. 1, 9). Покаяние это состоит не в словах только: прости. Господи; помилуй. Господи,– но при нем неизбежны все действия, обусловливающие отпущение грехов, то есть: сознание определенной нечистоты помысла, взгляда, слова, соблазна или другого чего-нибудь, сознание своей виновности в том и безответственности без самооправдания, молитва об оставлении ради Господа до умирения духа. Что касается до великих грехов, то их тотчас должно Исповедать духовному отцу и принять разрешение, ибо в тех не успокоишь духа одним повседневным покаянием. Таким образом, обязанность непрерывного покаяния есть то же, что обязанность содержать совесть в чистоте и безукоризненности.


Феофан Затворник

Будь же, христианин, не только десницей приемлющей, но и отдающей. Принял ты от Бога добро – не держи его у себя, но отдавай во славу Божию и в пользу ближнего. Принял от Бога разум – не скрывай его, но давай неразумным и несмысленным, да и твой талант умножится. Принял здоровье и крепость – не скрывай их, но употребляй на благословенные труды. Принял богатство – не скрывай его в земле, в клети и сундуках, не растрачивай на прихоти и роскошь Божиего добра, но разделяй нищим и убогим людям – братии твоей... Вот тебе, христианин, десница! Будь же не только приемлющая, но и отдающая десница! От Бога приемлешь всякое добро – отдавай его во славу Благодетеля и на пользу брата твоего. Так будешь верным строителем дарований Божиих и что от Бога получишь, то снова к Богу обратишь, то есть во славу Божию. И за то Бог воздаст тебе, как верному строителю, уже не земными, но небесными, не временными, но вечными благами. Если же не творишь так, то, как злой и неверный раб, будешь истязан твоим Господом и услышишь: «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 25, 30).


Тихон Задонский
Гипнотическая терапия